«Похвала Сергию» Андрея Рублева. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Как Дмитрий Донской мечом, как Сергий Радонежский словом, так и Андрей Рублёв своей кистью укреплял созидаемое тогда государство. Благодаря трудам этих людей, соединились воедино державная сила, православная идея и художественный образ.

В самой известной галерее в Москве имени Павла Третьякова , в одном из залов есть работа, которая примечательна среди величайших вкладов в мировой живописи – это написанная великим и почитаемым иконописцем Рублёвым в XV веке - икона "Святой Троицы ". Икону планировалось выставить в Троице - Сергиевой лавре 7 июня 2009 года, как раз в тот самый день, на который приходилось празднование дня Святой Троицы. Священнослужители полагали, что икона "Троица " это православная святыня, а не предмет искусства.

На знаменитой иконе изображен традиционный библейский сюжет - явление трех ангелов у Сарры и Авраама. Три странника, которых встретил Авраам и которых гостеприимно он принял в своем доме были воплощением самого Господа. Икона настолько величественна, что сложилось своеобразное бездействие восприятия образа художественной силы. В ней художник выражает глубокие человеческие и философские мысли. Написанная более пятисот лет назад, "" по - прежнему обращает к себе цивилизацию и современное общество, которое в настоящем испытывает благородные эмоции.

Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах странствующих ангелов. Хрупкие и невесомые три образа собрались вокруг гостеприимного стола с жертвенной чашей. Как бы за неспешной беседой они выглядят погруженными в свой возвышенный мир, царит атмосфера печали, смирения и внутренней самоуверенности. Округлые линии фигур придают всей композиции определенное равновесие и величавость. Чистый, почти светящейся свет, излучается голубым, серебристо - зеленым, золотисто - желтым, розовым и вишнево - красным цветами. Все это вызывает спокойную атмосферу.

Окрашенные в эпоху междоусобиц и разбоев, икона "" была гармоничной, спокойной и мелодичной, символизирующая напоминание о вековой мечте человечества о идеальном мире, где будет царить гармония, любовь и дружественное понимание.

Создатель этой гениальной работы раннего искусства начала XV века, русский иконописец Андрей Рублёв, проявил непомерное уважение среди единомышленников, а позже его имя стало окружено легендой. Точности жизненного пути Андрея Рублёва почти неизвестны. Несколько фактов можно найти в сочинениях средневекового периода, которые свидетельствуют, что великий художник родился примерно в 1370 году. В юности средневековый мастер стал монахом и прожил много лет в Троице - Сергиевском монастыре. В то время монастыри были центрами культурной жизни на Руси, и именно здесь Рублёв получил образование, моральную подготовку, а также познал искусство иконописи.

Преподобный Сергий Радонежский, который основал обитель Пресвятой Троицы, видел единосущий, не знающий ненависти, но исполненный Любви высший образ Христа - идеала Любви и Единства. На собственном примере преподобный придает конкретное, явственное звучание символу живого единства, к которому должны тянуться все живущие на планете люди. Образ Святой Троицы даровал Руси всевозможную и реалистичную дорогу спасения государства. Именно XV - XVI века занял самое яркое время русской святости.

Сергий в своей обители построил Троицкий собор. Позже, нарисованную икону "Троица ", Андрей Рублёв поставил в этом соборе и хранил с 1411 года. Она стала идеалом для множества икон. Символ жертвенной любви - жертвенная чаша на столе - служит напоминанием о понесенных жертвах русского народа на Куликовом поле, и о том, что сам Сергий послал своих духовных сыновей на битву, принося их в жертву. В этом образе изначально заключен главный смысл духовного подвига и всего иноческого жития и служения преподобного Сергия - труд во имя объединения Руси, молитва за усопших в Куликовской битве.

К этому году иконописец Андрей Рублёв уже был прославленным мастеровым. Поэтому, не остался в стороне и старый Благовещенский собор Кремля в Москве, который был расписан им в 1405 году, и к росписи которого, помимо Рублёва , были привлечены иконописец московской живописи Прохор с Городца и византийский иконописец Феофан Грек. Только 2 древних ряда для иконостаса не пострадали после пожара в 1547 году - Деисусный и Праздничный.

Андрей Рублёв. 1405

Андрей Рублёв. 1405

Андрей Рублёв. 1405

Кистью иконописца в 1405 году написаны 7 праздничных чинов - "Благовещения Пресвятой Богородицы " ("Благовещенье "), "Крещение Господне " ("Крещение "), "", "", "", "" и "" . Иконы намного отличаются своими мелодичными тонами от работ других мастеров. Сцены из Евангелия изображены с большой интимностью, духовностью и человеческой теплотой. Цвета отмечены огромной пылкостью, утонченной красотой света с нежными оттенками декораций, с насыщенным разнообразием цветов и оттенков на одежде персонажей.

Так же одной из достопримечательностей Андрея Рублёва были его расписные работы Успенского собора во Владимире (1408), где он работал вместе со своим другом и коллегой Даниилом Черным. Эти фрески изображают фрагмент колоссального изображения "Страшного суда ", занявшие свое место на стене собора с запада.

Анализируя стилистические особенности росписи, ученые установили, что серия изображений была написана Рублёвым . Они характеризуются большим артистическим мастерством, музыкальностью линий и изяществом. Молодые красивые ангелы, Святой Петр, вдохновенно и решительно, увлекает как манит благочестивых в рай.

Интерпретация и эмоциональный настрой сцены Страшного Суда необычны: в мировоззрении Рублёва ясно чувствуется идея беззлобности, нет того ужаса и страха, с которыми человечество может столкнуться при апокалипсисе, нет ужаса и страха перед судом и наказанием грешников. Здесь ликует просветленное всепомилование. Фрески являются неотъемлемой частью интерьера храма, подчеркивая ровности стены, они усиливают впечатление легкости в архитектуре.

Предполагается, что иконы Деисусного чина были написаны почитаемым мастером, а окрашены благодаря его ученикам. Язык этих работ исключительно величествен и немногословен. Формы, которые рассматриваются в обобщенном виде, подчеркивают очертания и возвышенный ритм движения. Выразительная, и в то же время сдержанная палитра цветов построена на декоративных эффектах золотисто - желтого в комбинации с зеленым, и ярко - вишневого в комбинации с оттенком красного и синего цветов. Чудотворцы изображают облик мудрецов, - спокойных и великодушных. Наиболее четкими исполнены образы Христа, Иоанна Крестителя и апостола Павла, предположительно нарисованы кистью Рублёва. Рублёв написал лишь единственную икону "" (1408), которая относится к праздничному ряду.

Можно только домыслить, что точно в же время, Рублёв написал икону "", основанную на знаменитой иконе Пресвятой Богородицы Владимирской Византии. Приветливо мягкие цвета в хрупком образе Девы Марии, держащей прижавши к себе дитя, успокоена любовью матери и опечалена предчувствием трагической судьбы сына.

В 1918 году три иконы "Спас ", "" и "" были найдены в городе Звенигород. Все три работы принадлежат деисусному чину, предположительно, относятся к кисти Рублёва, и были им написаны между 1410 и 1420 годами. - это особенно примечательная икона. Своеобразный лик Христа с почти аскетическими чертами, своеобразен и одухотворен. Он сосредоточен, его прямой и проницательный взгляд выражают человеческую доброту. Нет сомнений в том, что Рублёв воплотил в этом образе нравственный идеал русского человека своего времени, в котором миролюбие и кротость были в сочетании с силой мужества и стойкости духа.

Образ апостола Павла наполнен человечностью и спокойной мудростью, в то время как лик Архангела Михаила излучает полное глубокое поэтическое очарование. Последняя икона подобна ангелам на иконе "Святой Троицы ". Величайшее творение древнерусского искусства "Троица " было написано на рубеже 10 - 20 - х годов XV века. В эту же пору рассвета сил Рублёва , было создано еще одно творение, приписываемое иконописцу, - "".

Считается, что Рублёв своим участием помогал расписывать Рождественский собор в Саввино - Сторожевском монастыре близ города Звенигород. Небольшая серия фрагментов алтарной преграды близки к стилю Андрея Рублёва.

С 1424 по 1427 года, по приглашению игумена Никона, Андрей Рублёв и Даниил Черный, а также еще несколько неизвестных умельцев, работали в Троицком соборе в Свято - Троицкой Сергиевой Лавре в Загорске. Только три ряда иконостаса, сотворенные в разных манерах, остались.

"Крещение ", "" и "" - это наиболее подлинные шедевры иконописца.В них наблюдается отличительная глубокая суть событий, монументальность обличив, красивые очерки и гармоничные сочетания красок, напоминающие единство цветов "Троицы ".

Насколько известно, мастер остаток дней провел в Москве, и скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре, где расписывал собор Спаса Нерукотворного. По словам современников, он помогал в сооружению собора. Увы, но ни одна последняя работа не сохранилась. Работы этого мастера, у которого было немало последователей и учеников, было величайшим достижением пятнадцатого века русской живописи и культуры в общем. В нем отражены ведущие идеи периода формирования единого Российского государства. Рублёвские образы глубоко человечны и гуманны. Его возвышенные, поэтические работы были универсальны. Он был одновременно нежным и добрым, мужественным и мудрым, и это нашло отражение внутренней кристальной чистоты человека. Искусство Андрея Рублёва - это гордость нашего русского народа.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ

по литературе, истории и ОПК

ТЕМА: Сергий Радонежский и Андрей Рублев, или путь к совершенству.

Цель урока: познакомиться с личностями Сергия Радонежского и Андрея Рублева

Задачи:

· Совершенствовать работу с текстом

· Развитие интереса к культуре русского народа

· Развитие умения сотрудничать друг с другом

· Пробуждение внимательного отношения к своей жизни, своему будущему

· Расширение кругозора, словарного запаса

Оформление доски. На доске висит изображение «Троицы», записаны вопросы к текстам, проблемный вопрос: «К чему должен стремиться человек?». Тема урока. Нарисована стрелка, изображающая путь развития. Висят репродукции Нестерова 1. «Видение отроку Варфоломею», 2. «Путники». Оформлена выставка книг.

Желание стать религия чтение, интерес интерес

лучше к жизни к живописи

(все это записывается постепенно)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель литературы. Сегодня необычный урок, посвященный великим людям русской земли, которые жили в 14-15 веках. И мы обратились к личностям этих людей, потому что всю свою жизнь они стремились к самосовершенствованию, жаждали его. И 14-15 века считают временем духовного подъема. Сегодня, на наш взгляд, люди тоже нуждаются в духовном подъеме, так как вокруг много преступлений, насилия.

Вы познакомитесь с Сергием Радонежским И Андреем Рублевым, узнаете, как создавались иконы, наметите возможный путь к совершенству.

2. Проверка домашнего задания.

Вы заранее отвечали на вопрос: «К чему должен стремиться человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце урока мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои сочинения.

Учитель истории.

3. Новая тема : Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни. Рассмотрите репродукцию Нестерова и послушайте отрывок из «Жития Сергия Радонежского», написанного Б. Зайцевым.

Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах,- кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.

Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Замечательный в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины земли, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы. ( «Заметки о живописи»).

Отрок (подросток Варфоломей) пас лошадей и встретил монаха-старца и попросил его помочь в учении.

Учитель литературы.

«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте… Но наука ему не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает, товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается». Встретив старца, «Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей». «Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо… . Старец… велел читать. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель дал книгу, повторивши приказание. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо».

В чем смысл этого отрывка? (Отрок очень стремился стать лучше, и стал). Значит, самое главное на пути к совершенству – желание стать лучше. Нарисуйте в тетради условный путь развития и запишите 1 вывод: желание стать лучше. (Учитель его пишет перед репродукцией Нестерова «Видения отроку Варфоломею»).

Учитель истории.

Желание стать лучше есть, а что может помочь нам в этом? (Отроку помогла вера, то есть религия). Запишем 2 вывод: религия (учитель пишет под репродукцией Нестерова «Путники»). На картине «Путники» крестьяне-странники идут по жизни, как и мы с вами, своей дорогой. Их путником художник изобразил Иисуса Христа. Бог нас сопровождает всю жизнь, помогает на нашем жизненном пути.

– учитель истории и обществознания

«Красота природы и духовный мир»

УРОК 1

, учитель обществознания, ОПК

МОУ СОШ с. Дмитрова Гора

ТЕМА: «Нерукотворная красота природы. Что и откуда мы знаем о Боге».

ЦЕЛЬ: дать представление о природе как нерукотворном прекрасном мире и о Боге.

ЗАДАЧИ:

    познакомить учащихся с новым предметом и его содержанием; познакомить учащихся с традиционными представлениями о нерукотворности природы; дать общее представление о красоте и разнообразии природного мира; сформировать у детей общее понятие «Кто такой Бог?»; развивать интерес к окружающему миру; воспитывать эстетическое восприятие природы и чувство ответственности за неё.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    репродукции картин, книги и альбомы о природе; видеоматериал «Красота Божьего мира»; репродукция иконы «Троица» А. Рублёва.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя о новом предмете:

Ребята, в этом году у вас начинается новый предмет, который называется Основы православной культуры?

Давайте вдумаемся в слово ПРАВОСЛАВИЕ. Как вы его понимаете?

А слышали ли вы когда-нибудь о Боге?

Есть ли у вас дома иконы?

Бывали ли вы в храме? С кем?

Обо всём этом мы и будем говорить на уроках православной культуры.

3. Объяснение нового материала:

1) Сообщение темы урока:

Первые уроки по новому предмету будут посвящены красоте – тому, что все любят и ценят. Ребята, а как вы понимаете слово «красота»? приведите примеры красивого в мире.

А сегодня на уроке мы будем говорить о красоте в природе.

2) Беседа о нерукотворной красоте природы:

А сейчас давайте закроем глаза и представим себя на цветочной полянке. Что мы видим вокруг себя?

А теперь давайте отправимся в прекрасный осенний лес. Что здесь мы увидим и услышим?

Природа нас окружает везде. Для отдыха люди выбирают море, лес, речку. Но и свой дом человек старается украсить растениям, аквариумами с рыбками.

А вы любите природу? Замечаете ли вы красоту природы, когда идёте в школу?

Красивые цветы, яркое оперение птиц, золотистые лучи солнца и лазурь небес, пышность зелёной листвы и ещё много-много красивого в окружающем тебя мире человек не может создать своими руками. Поэтому, красота, появившаяся в мире без участия рук человека, называется НЕРУКТВОРНОЙ. И сам человек тоже относится к нерукотворному миру, к природе.

3) Просмотр видеоматериала «Красота Божьего мира» и беседа после просмотра.

Каковы ваши впечатления? Что больше всего понравилось?

Как нужно относиться к природе и её красоте?

4. Физкультминутка.

4) Продолжение беседы:

А задумывались ли вы о том, кто создал такую прекрасную и разнообразную природу? Ведь кто-то же должен был создать такой прекрасный мир.

Большинство людей, действительно, уверены, что Господь создал природу и человека. Некоторые считают, что природа могла возникнуть сама по себе.

Ребята, а как вы представляете себе Бога? Что вы о нём знаете?

Многие говорят: «Никто из нас не видел Бога. Значит, Его нет». Но ведь мы с вами многого не можем увидеть или коснуться, например, воздух, радость, горе и т. д. Христиане верят в единого Бога. Бог - Творец мира, Бог – Слово, обращённое к людям, Бог – Дух жизни. Бог Один, но в трёх Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, называют его Святой Троицей. Святая Троица нераздельна. Как же изображается Бог на иконах?

5) Рассматривание иконы А. Рублёва «Троица».

6) Первоначальное знакомство с Библией:

ВЫВОД: природа – часть нашего мира, мы живём среди природы, и она нам даёт продукты питания, одежду, радость. Природа необычайно богата, разнообразна и прекрасна. Человек – часть природы. Люди разных стран мира уверены, что мир создан Творцом, а человек – творение Божие. Обо всём мире требуется забота со стороны человека.

5. Итог урока:

- А теперь давайте вспомним то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Что мы будем изучать на уроках православной культуры?

Что называют нерукотворной красотой природы?

Как мы должны относится к природе?

6. Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему: «Как прекрасен этот мир»

Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве...

Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало -- «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем перешедшее в персидский, тюркские, армянский, и грузинский языки уже со значением «певца-поэта»...

Древнерусская иконопись

52. Андрей Рублев (?)Деисусный чин: Архангел Михаил. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва 53. Андрей Рублев (?)Деисусный чин: Апостол Павел. Около 1400г. Третьяковская галерея, Москва В мае 1408 г. московский великий князь направляет во Владимир...

Идеалы в современном обществе

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке...

Икона: основные правила построения и восприятия

Икона: смысл и историческое значение

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения...

Китаївська пустинь – історико-культурна пам’ятка міста Києва

Біля входу до Свято-Троїцького храму - кілька могил. Одна з них - пріснопамятного затворника Лаври преподобного схимонаха Досифія. Дивовижна легенда про нього не поступається за сюжетом авантюрному історичному роману. У XVII столітті молода жінка...

В 1408 году Троицкий монастырь был начисто сожжен татарами. Можно представить себе, как тяжело было русским людям видеть обуглившиеся головешки на том месте...

Культура времён Андрея Рублёва и Феофана Грека. Система ценностных ориентиров

Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет манеру и даже мироощущение Феофана Грека...

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, но имена, которые уже выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком...

Православие в истории России

У людей, не знакомых с основами православной культуры, возникает много вопросов по поводу отношения русских к другим народам и к материальному миру...

Славянская культура. Русские календарные праздники

От Зимних до Зеленых святок через все обряды проходил единственный лейтмотив - заклинание на хороший урожай, благополучие в хозяйстве и семье. Семик - четверг перед Троицей. Основное действо в Семик - это завивание венков...

Творчество Андрея Рублева

Икона Троицы Ветхозаветной (около 1411 или 1425-1427, Государственная Третьяковская галерея, Москва), стоявшая до 1918 в местном ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, занимает особое место не только в творчестве Андрея Рублева...

Творчество Ф. Грека и А. Рублева

Андрей Рублев (около 1360-1370 - около 1430 гг.) - русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века...




Задачи: Совершенствовать умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; Совершенствовать умения анализировать произведение искусства; делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования; развивать умения давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно- образное мышление, монологическую речь.; развивать умения давать оценку произведению искусства, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, развивать ассоциативно- образное мышление, монологическую речь.; приобщаться к системе духовных ценностей. приобщаться к системе духовных ценностей.


Икона – «окно» в Царствие Божие. Слово «икона» происходит от греческого «эйкон» - «изображение», «образ». Слово «икона» происходит от греческого «эйкон» - «изображение», «образ». Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен Это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, Сцен из Священного писания, из Священного писания, которым церковь которым церковь приписывает священный приписывает священный характер. характер.


Отец Александр Киселёв: «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию» «Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но ещё не всё. Тот же, кто начинает постигать духовную её сущность, тот подошёл к главному в ней. Через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Россию»

































Фильм А.А.Тарковского "Андрей Рублев" (1971) Анатолий Солоницын в роли А. Рублёва Анатолий Солоницын в роли А. Рублёва






«повеле ему при себе написати образ Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу» Сергий Радонежский имя в мируВарфоломей родился3 мая 1314 умер25 сентября 1392 почитаетсяв русском православии прославленв 1949 году в ликепреподобного главная святыня Троице-Сергиева лавра день памяти5 июля 25 сентября подвижничествотрудолюбие отшельничество пост скромность


О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто всё собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем: Бог. Г. Р. Державин «Бог»



31 Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: «Что объединяет трёх ангелов в «Троице» Рублёва?» или Письменно ответить на вопрос: «Что объединяет трёх ангелов в «Троице» Рублёва?» или написать сочинение- рассуждение на тему: «Перед рублёвской «Троицей». написать сочинение- рассуждение на тему: «Перед рублёвской «Троицей».

В Третьяковской галерее хранится и самое прославленное произведение Андрея Рублева - знаменитая «Троица». Созданная в расцвете творческих сил, икона является вершиной в искусстве художника. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как символ отражения вселенского бытия, высшей истины, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы, твердо веруя, что «взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего».

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был святым подвижником и выдающейся личностью в истории человечества. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

В основе сюжета «Троицы» лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Авраам с женою Сарой угощали пришельцев под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова).

В рублевской же иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность. Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг, имели символическое значение. Глубина осведомленности Андрея Рублева в области древних символических образов и их толкований, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для вероятного окружения художника.

Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. Среди них важнейшее значение имеет цвет. Так как созерцаемое божество являло собой картину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Живопись Андрея Рублева, особенно Звенигородского чина, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не только золотые фоны, орнаментальные разделки и ассисты, но и нежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. Символичность колорита в иконе особенно ошутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого рублевским голубцом. Постигая красоту и глубину содержания, соотнося смысл «Троицы» с идеями Сергия Радонежского о созерцательности, нравственном усовершенствовании, мире, согласии, мы как бы соприкасаемся с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами, претворенными в этом произведении.