«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам! В небе «Ночные ведьмы

Утром 16 сентября командование отдало приказ о бомбардировке немецкого штаба, размещавшегося в центре Новороссийска. Задача была очень рискованной. Ведь экипажам предстояло выполнять ее в светлое время суток, был очень большой риск потерь от огня немецкой противовоздушной обороны. Но приказ летчицы выполнили. Немецкий штаб был разбомблен, а через непродолжительное время освободили и Новороссийск. Ведь не зря немцы называли отважных летчиц «ночными ведьмами».

Идея о создании особого женского авиационного полка родилась не сразу. Командование достаточно долго сомневалось, сможет ли полноценно воевать авиационная часть, состоящая из женщин. Но прославленной летчице Марине Расковой, стоявшей у истоков формирования «Ночных ведьм», удалось убедить высших руководителей Советского Союза и Народного комиссариата обороны.


Чтобы советское руководство дало добро на создание женских авиаполков Марине Расковой пришлось использовать все свои возможности, включая и личное знакомство с всесильным генсеком Иосифом Сталиным. У Марины Расковой авторитет в то время действительно был, причем немаленький. Вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко 24-25 сентября 1938 года Раскова в качестве штурмана участвовала в беспосадочном перелете по маршруту Москва - Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км. Перелет длился 26 часов 29 минут, установив женский мировой рекорд дальности полета. Летчицы стали народными героинями. Уже 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звание Героя Советского Союза.

К сожалению, в 1939 году 31-летняя майор Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, Валентина Гризодубова продолжала службу в авиации, а Марина Раскова сделала головокружительную карьеру и в том же 1938 году, в 26-летнем возрасте, возглавила Управление международных воздушных линий СССР. Имея прямой выход на высших руководителей советского государства, с самого начала Великой Отечественной войны она стала развивать идею создания женских авиационных полков. Раскову поддержали тысячи советских женщин, рвавшихся на фронт. И Раскова смогла добиться своей цели. 8 октября 1941 года был издан приказ Народного комиссариата обороны СССР «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии», который и дал старт знаменитым «Ночным ведьмам».

Первым был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, командовать которым поручили 28-летней Евдокии Давыдовне Бершанской – летчице с десятилетним стажем, перед войной командовавшей авиазвеном в 218-м авиаотряде специального применения, дислоцировавшемся в станице Пашковской (Краснодарский край). Формирование полка началось в г. Энгельс, там же личный состав проходил подготовку. В отличие от двух других женских авиационных полков - 586-го истребительного (Як-1) и 587-го бомбардировочного (Пе-2), обладавших смешанным личным составом, в 588-м авиаполку служили исключительно женщины, причем на всех должностях – и летчиками, и штурманами, и механиками, и политработниками. В начале в полку насчитывалось 20 самолетов и 115 человек личного состава, из которых летный состав составлял 40 человек.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт и 27 мая оказался в зоне боевых действий. Первый боевой вылет экипажей полка произошел 12 июня 1942 года. До августа 1942 года полк сражался в Сальских степях, затем на Дону и на Миусе, где понес первые боевые потери. На протяжении целого года полк участвовал в боях на Кавказе. 8 февраля 1943 года 588-й полк был переименован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

В ночь на 1 августа 1943 года полк потерял сразу четыре самолета, поскольку немецкое командование, чтобы пресечь постоянные ночные бомбардировки, направило против полка специальную группу ночных истребителей с подготовленными летчиками. Атака немецких истребителей стала полной неожиданностью для «Ночных ведьм». Немецкий ас Йозеф Коциок, кавалер Железного креста, умудрился сжечь в воздухе три бомбардировщика, а четвертый бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией. В результате погибли 20-летняя гвардии младший лейтенант Анна Высоцкая и ее штурман 22-летняя младший лейтенант Галина Докутович, гвардии младший лейтенант 22-летняя Евгения Крутова и ее штурман Елена Саликова, Валентина Полунина и ее штурман 22-летняя Глафира Каширина, Софья Рогова со своим штурманом Евгенией Сухоруковой. Но потери полка лишь заставили «Ночных ведьм» воевать еще более ожесточенно. Немецкое командование, которое сначала воспринимало сведения о появлении в составе советской авиации целого женского авиационного полка как продукт советской пропаганды, стало бояться наших летчиц как огня. И это очень точное сравнение, поскольку в результате ударов с воздуха взрывались и дотла сгорали самые разные объекты немецкой военной инфраструктуры, от транспортов до штабов.

Одной из самых ярких страниц в полка стали бои за Керченский полуостров, в которых «Ночные ведьмы» приняли самое активное участие. В задачу полка входило обеспечение высадки советского десанта на Керченском полуострове. Поскольку немецкая артиллерия вела огонь по советским десантным катерам, советские бомбардировщики работали парами – один бил по прожектору, освещавшему море, другой – по артиллерийскому орудию. Кроме того, шум моторов делал для немцев неслышимыми подход советских катеров. В том числе и благодаря летчицам, советским десантникам удалось высадиться и закрепиться на очень узкой прибрежной полосе. Но они сразу оказались под немецким обстрелом. У десантников очень быстро закончились продовольствие, медикаменты, боеприпасы. Поэтому перед «Ночными ведьмами» была поставлена новая задача – советские бомбардировщики сбрасывали десантникам патроны, бинты и лекарства, провизию. Для советских солдат, оборонявшихся на прибрежной полосе, такие полеты «Ночных ведьм» стали настоящим спасением. Ночные полеты продолжались 26 дней, при этом бомбардировщики полка взлетали каждые 5-10 минут. Самолет только успевал заправиться, загрузиться бомбами или боеприпасами и продовольствием для советских десантников и вновь вылететь на Эльтиген.

Во время боевых действий на Керченском полуострове погибли летчик Прасковья Прокопьева, которой было всего 24 года, и летевшая с ней штурман полка гвардии старший лейтенант 23-летняя Евгения Руднева. Перед экипажем была поставлена задача разбомбить объект в поселке Булганак севернее Керчи. На задание Руднева и Прокопьева вылетели в ночь на 9 апреля 1944 года. Для Евгении Рудневой это был ее 645-й вылет. Несмотря на юный возраст, Евгения была опытнейшим штурманом, а до войны училась на астронома на мехмате МГУ. На фронт выпускница третьего курса университета пошла добровольно, решив, что продолжит образование после войны. Рудневу направили в школу штурманов, а затем – в полк «Ночных ведьм», где она служила штурманом экипажа, эскадрильи, а потом и полка.

Прасковья Прокопьева, несмотря на наличие летного образования, очень долго пыталась попасть на фронт. Ее отправили в Монголию – перевозить гражданские грузы, но девушка упорно добивалась своей цели. На фронт Прасковья попала лишь в 1943 году. Самолет Прокопьевой и Рудневой был сбит огнем немецкой зенитной артиллерии, однако сбросить бомбы на объект летчицам все же удалось. Лишь спустя двадцать лет удалось узнать, что в Керчи захоронены некие неизвестные летчицы. Это и были Руднева и Прокопьева.

Героически сражались летчицы и во время освобождения Севастополя, к которому отступали гитлеровские части, вытесненные с Керченского полуострова. Главной задачей полка в это время была бомбардировка немецких аэродромов в окрестностях города русской морской славы. Уже потом, после войны, ветераны полка вспоминали, насколько сложной была эта задача, как страшен был заградительный огонь немецких зениток. Но, тем не менее, полку не только удавалось отлично справляться с поставленными задачами, но и выйти из Севастопольской операции без потерь. Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года. После освобождения Крыма «Ночные ведьмы» были переброшены в Белоруссию, где также шли ожесточенные бои с гитлеровскими оккупантами, а затем стали летать в Польшу. В январе 1945 года полк бомбил немецкие объекты в Восточной Пруссии, затем был переброшен на освобождение Гданьска, а с апреля 1945 года и до самой победы участвовал в прорыве обороны гитлеровцев на Одере.

За годы Великой Отечественной войны 23 военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И их могло быть и больше. По сложившимся правилам, летавших на У-2 представляли к званию Героя Советского Союза при наличии 500 боевых вылетов. Но практически у каждой летчицы полка было столь внушительное количество боевых вылетов, что специально для «Ночных ведьм» планку подняли выше и стали представлять к званию Героя Советского Союза за 600 и более боевых вылетов. Если всего звания Героя Советского Союза были удостоены 59 пилотов, летавших на бомбардировщиках У-2, то более трети из них составляли летчицы одного лишь 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка.

В 1995 году звания Героя Российской Федерации получили гвардии старший лейтенант Татьяна Николаевна Сумарокова, совершившая 725 боевых вылетов, и гвардии старший лейтенант Александра Федоровна Акимова, совершившая 680 боевых вылетов. Кроме того, в Казахстане звание Народный Герой получила гвардии старший лейтенант Хиуаз Каировна Доспанова, служившая штурманом-стрелком и совершившая 300 боевых вылетов. Хиуаз Доспановой удалось выжить во время авиакатастрофы, когда в темноте, возвращаясь на аэродром, один самолет сел на другой. Девушка получила тяжелейшие травмы, стала инвалидом 2-й группы, но вернулась в строй, чтобы продолжить службу.

Больше всех вылетов в полку за время войны совершила гвардии старший лейтенант Ирина Федоровна Себрова (1914-2000), командовавшая в полку авиационным звеном. На ее счету – 1004 боевых ночных вылета на бомбардировку войск противника. Конечно, Ирине Себровой было присвоено звание Героя Советского Союза. Общее же количество вылетов полка за три года участия в войне – 24 тысячи. Но при этом, хотя каждая из летчиц полка совершила огромное количество боевых вылетов, потери в личном составе были для авиационных полков минимальными. Так, за все время войны полк потерял 32 человека, причем это не только погибшие, но и умершие от ран и от болезней.

15 октября 1945 года Гвардейский Таманский Краснознаменный, ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован. Поскольку в мирное время женщин в военные летчики было решено не брать, практически все героические летчицы полка были вынуждены уйти «на гражданку». Судьбы их сложились по-разному. Кому-то посчастливилось сделать серьезную карьеру на государственной службе или в партийных органах, кто-то прожил жизнь обычных тружениц. Так, Хиуаз Каировна Доспанова занимала пост секретаря Президиума Верховного Совета Казахской ССР, затем секретаря Алма-Атинского городского комитета партии, но была вынуждена уйти на пенсию в 40 лет – давали о себе знать последствия тяжелейших травм, полученных во время войны. Правда, на пенсии Хиуаз Каировна прожила почти полвека и скончалась только в 2008 году.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская вышла замуж за командира 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова и сменила фамилию, работала после войны в Комитете советских женщин, а скончалась в 1982 году в возрасте 69 лет от инфаркта. Раиса Ермолаевна Аронова после войны окончила окончила Военный институт иностранных языков, служила переводчиком в органах МВД СССР, КГБ СССР, в аппарате ЦК КПСС, вышла в запас в звании майора в 1961 году.

Разные люди – разные судьбы. Но все они были объединены единым страшным и героическим, но очень сближающим прошлым. Евдокия Яковлевна Рачкевич, служившая заместителем командира полка по политической части, после войны поставила своей целью объединять ветеранов полка, увековечивать память о погибших летчицах. Именно ей удалось обнаружить захоронение погибшей под Керчью Евгении Рудневой. Она изучила все места гибели пропавших без вести летчиц, проведя огромную работу. Именно благодаря этой замечательной женщине в 46-м ночном бомбардировочном авиаполку нет пропавших без вести, все захоронения героических летчиц установлены. Славный боевой путь «Ночных ведьм» от Сальских степей до Германии, бесстрашие советских летчиц – совсем молодых девушек – принесли полку вечную славу.

У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины - от летчиков и штурманов до техников - были женщины.

История создания 46 авиационного полка

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова - основательница женского авиаполка.
В 1941 году Марине Расковой было 29 лет.

Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк - уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Наталья Меклин (Кравцова), в 20 лет была зачислена в авиаполк. Герой Советского Союза.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники - все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы…

Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать

Полет продолжался около часа - достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 - 6 боевых вылетов, зимой - 10 - 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», - вспоминала Евдокия Рачкевич.

Самолёты и вооружение «ночных ведьм»

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.


«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» - вспоминали летчицы.

В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище - ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Война. Боевой путь

После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались

  • В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.
  • Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
  • Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
  • Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
  • Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно - парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».


Новороссийск взят - девчонки пляшут

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Состав полка

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет.


Летчицы герои Советского Союза - Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.

Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!

Писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы - у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.
Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война

1 of 28





Летчицы герои Советского Союза - Рушина Гашева (слева) и Наталья Меклин



Новороссийск взят - девчонки пляшут








Воспоминания о войне

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:
«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным - снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.

«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем - ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания - дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»

Девушки сочинили свои шутливые правила.
«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки - американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

В минуты отдыха девушкам понравилось вышивать:
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская - роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Память и кинохроника о 46 авиационном полку

Стихи о ночных ведьмах летчицах

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Песня из к.ф. «В небе ночные ведьмы»

Смотреть фильм «В небе ночные ведьмы» (1981 год)

«Ночные ведьмы» или «Ночные ласточки» сериал 2012 года

Это фильм о женщинах в авиации, которые сражались в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами.
Актерский состав подобран не плохо, игра актеров тоже хороша.

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский — легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина. О самых результативных асах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка — в материале «Защищать Россию».

Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко. Они служили в легендарном женском авиаполку Марины Расковой (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк), и их фронтовые биографии во многом похожи. Каждая из них была увлечена авиацией и с первых дней Великой Отечественной стремилась на фронт, у каждой были три года войны и путь от Кавказа до Германии. Даже звания Героев Советского Союза летчицы получили в один день — 23 февраля 1945 года.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2 , которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина Себрова, 1004 боевых вылета

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2 , невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета. До конца войны и блестящего результата в 1000 самолетовылетов (1000-1008 — количество разнится в зависимости от источника; 1000 указано в представлении к ордену Красного Знамени от 15.06.1945) оставалось меньше трех месяцев…

Наталья Меклин (Кравцова), 980 боевых вылетов

Наталья росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком. Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий, — говорится в представлении к главной награде страны. — Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евгения Жигуленко, 968 боевых вылетов

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.

Ей был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

Как много героических подвигов совершили наши предки в годы Великой Отечественной войны. В борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и советские женщины и даже совсем еще юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов на просторах Советского Союза было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. Профессия летчика была настолько романтичной и привлекательной, что стремились в небо не только восторженные юноши, но и девушки. В итоге к июню 1941 года штат молодых пилотов у страны был, данное обстоятельство очередной раз опровергает утверждения о том, что к войне СССР был совершенно не готов, а нападения руководство страны не ожидало.


В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. В своих интервью, оставшиеся в живых женщины-фронтовики, отзываются о Расковой, как о самом авторитетном человеке в их среде. Ее приказы не обсуждались, молодые девушки, приехавшие из разных концов страны, только окончившие курсы летчиков смотрели на Раскову как на пилота недосягаемого уровня. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. Удивительная, смелая и очень красивая женщина погибла в 1943 году в авиакатастрофе в сложнейших метеоусловиях около села Михайловка в Саратовской области. Марию Раскову кремировали, а урну с ее прахом поместили в Кремлевской стене, для того чтобы благодарные потомки могли возлагать цветы и чтить память женщины-героя.

В соответствии с приказом Наркома обороны Марией Михайловной было сформировано три подразделения:
истребительный авиационный полк 586;
авиационный полк ББ 587;
ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и советские мужчины. Ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола.

Во главе «ночных ведьм» или 46- го гвардейского нбап стояла опытный летчик Евдокия Бершанская. Евдокия Давыдовна родилась в Ставропольском крае в 1913 году. Родители ее погибли еще в период Гражданской войны, и девочка воспитывалась у дяди. Сильный характер этой женщины позволил ей стать блестящим пилотом и командиром. К началу войны у Евдокии Бершанской уже имелся десятилетний опыт полетов, она старательно передавала свои знания молодым подчиненным. Евдокия Давыдовна прошла всю войну, а после еще долго трудилась в общественных организациях на благо Отечества.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945 г.

Вверенный Бершанской полк иногда именовали «Дунькиным». В этом названии сквозит вся отважных летчиц. Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде этой хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «этажерок». Риск был крайне велик, так как По-2 быстро загорался и был совершенно лишен какой-либо брони или другого вида защиты. По-2 гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей, а также в сфере связи. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны. Девушки работали в крайнем напряжении, что позволяло им сражаться с врагом на равных с мужчинами. Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства. Вероятно, фашисты просто не могли предположить, что на подобные подвиги способны советские девушки.

За партийную работу в полку обучающихся летному делу девушек в городе Энгельс отвечала Мария Рунт, уроженка Самары, ровесница Бершанской. Это был опытный и отважный летчик-бомбардировщик, терпеливо делившаяся опытом с молодым поколением. До и после войны Рунт занималась педагогической работой и даже защитила кандидатскую диссертацию.

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка

Боевое крещение 46-го гвардейского нбап состоялось в середине июня 1942 года. Легкие По-2 взмыли в небо. В первый полет отправились пилот Бершанская со штурманом Софьей Бурзаевой, а также Амосова и Розанова. По рассказам лётчиц, ожидаемого огня с позиции противника не последовало и экипаж Амосова-Розанова трижды кружили над заданной целью – шахтой, чтобы сбросить смертоносный груз. Сегодня мы можем судить о событиях того времени лишь по документам и немногочисленным интервью непосредственных участниц боевых вылетов. В 1994 году рассказывали о подвигах женского авиаполка Лариса Розанова, штурман, 1918 года рождения, сын героя СССР Ароновой, а также Ольга Яковлева, штурман. Они описывают все трудности и ужасы войны, с которыми пришлось столкнуться хрупким советским девушкам, а также о героически погибших пилотах и штурманах.

Следует отдельно сказать о каждой из тех, кто на легких По-2 наводил ужас на захватчиков. Лариса Розанова несколько раз получала отказ на свои просьбы отправки ее на фронт. После того как был издан приказ № 0099, Розанова попала в летную школу в городе Энгельс, а затем в 46-й гвардейский. За войну она летала над Ставропольским краем и Кубанью, парила на своем легком По-2 над Северным Кавказом и Новороссийском. Розанова внесла свой вклад в освобождение Польши и Белоруссии, праздновала победу в Германии. Умерла Лариса Николаевна в 1997 году, прожив долгую и интересную жизнь.

Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942 г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Ольга Яковлева прошла путь от вооруженца до штурмана, участвовала в сражениях с захватчиками за Кавказ, а также в освобождении Крыма, Кубани и Белоруссии. Отважная женщина наносила меткие бомбовые удары по вражеским объектам на территории Восточной Пруссии.

Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». Несмотря на грозное имя, которые дали женскому авиаполку фашисты, для русских людей они навсегда останутся благородными покорительницами неба. После того как состоялся первый боевой вылет, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа и до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 авиационный женский полк брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» на ПО-2 успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами. За весь период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.

Механики на аэродроме. Лето 1943 г

Двадцать три отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Евдокия Носаль, уроженка Запорожской области была убита, разорвавшимся в кабине снарядом в боях за Новороссийск. Евгения Руднева, также из Запорожья погибла в апреле 1944 года на боевом задании в небе севернее Керчи. Татьяна Макарова, 24-х летняя москвичка сгорела в самолете в 1944 году в боях за Польшу. Вера Белик – девушка из Запорожской области, погибла вместе с Макаровой в небе над Польшей. Ольга Санфирова, родившаяся в 1917 году в городе Куйбышев, погибла в декабре 1944 года на боевом задании. Мария Смирнова из Тверской области, улыбчивая карелка, вышла в отставку в звании гвардии майора, прожила долгую жизнь и скончалась в 2002 году. Евдокия Пасько – девушка из Киргизии, 1919 года рождения, вышла в отставку в звании старшего лейтенанта. Ирина Себрова из Тульской области, с 1948 старший лейтенант запаса. Наталья Меклин уроженка Полтавской области, также выжила в кровопролитных боях и вышла в отставку в звании гвардии майора, умерла в 2005 году. Жигуленко Евгения, жительница Краснодара, с прекрасными глазами и открытой улыбкой, также стала Героем СССР в 1945 году. Евдокия Никулина, уроженка Калужской области, вышла в запас гвардии майором и после войны прожила до 1993 года. Раиса Аронова девушка из Саратова, вышла в отставку майором и скончалась в 1982 году. Героями СССР в доблестном 49 авиационном полку стали также Худякова Антониа, Ульяненко Нина, Гельман Полина, Рябова Екатерина, Попова Надежда, Располова Нина, Гашева Руфина, Сыртланова Магуба, Розанова Лариса, Сумарокова Татьяна, Парфенова Зоя, Доспанова Хиваз и Акимова Александра.

Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г

О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения. Советские женщины сражались не за партию и не за советскую власть, они воевали за наше будущее, за право последующих поколений жить свободными.

В 2005 году в свет вышло литературное «творение» под названием «Походно-полевые жены», авторами которого являются некие Ольга и Олег Грейг. Не упомянуть об этом скандальном факте, являющемся порождением попыток интерпретации исторической правды, было бы преступно. Упомянутые «творцы», гордым словом писателя их именовать нет желания, попытались очернить светлую память героических женщин утверждениями в их сексуальной распущенности и прочих пороках. В опровержение позорных и недалеких домыслов, хотелось бы напомнить, что ни один боец 49-го женского авиационного полка не покинул строй по причине гинекологических заболеваний или беременности. Не будем отрицать, что на основе реальной истории Нади Поповой и Семена Харламова, была освещена история любви в фильме «В бой идут одни старики», но люди с устойчивыми нравственными ценностями прекрасно понимают различия между сексуальной распущенностью и высоким чувством.

Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г

Война закончилась. Девушки на стоянке своих "ласточек". Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. 1945 г

Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945 г

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей. Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.


Полина Осипенко

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.


Валентина Гризодубова

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.