Крупные города ирака. Города и провинции ирака

Афанасий Никитин (рожд. неизвестно, смерть возможно 1475 г.) — мореплаватель, торговец, купец. Первый из европейцев, кто побывал в Индии. Он открыл Индию за 25 лет до и других португальских мореплавателей. Совершил путешествие в 1468-1474 гг. по Персии, Индии и Турецкому государству. В своих путевых записках «Хождение за три моря» он в подробностях описывает быт и политическое устройство восточных стран.

Загадочная личность купца

В российской истории немало загадочных личностей. И, возможно, самая загадочная из них – личность тверского купца Афанасия Никитина. Да и купцом ли он был? А кем, если не купцом? То, что был путешественник и писатель – это понятно: совершил свое «Хождение за три моря» еще и описал его, да так, что и по сей день, через более 500 лет, читать интересно. А вот чем торговал этот купец – неизвестно. Почему сам ехал на одном корабле, а товары вез на другом? И почему брал с собой книги – целый сундук? Есть и еще вопросы…

Записки путешественника

Записки Афанасия Никитина приобрел в 1475 г. Василий Мамырев, дьяк великого князя московского , у неких купцов, пожаловавших в Москву. «Обретох написание Офонаса тверитина купца, что был в Ындее 4 годы, а ходил, сказывают, с Василием Папиным» – так надписал обретенные «тетрати» путешественника дотошный чиновник, уточнив при этом, что вышеназванный посол ездил тогда к Ширван-шаху (то есть к правителю Азербайджана) с партией кречетов (известных ловчих птиц русского Севера), которые предназначались в дар восточному властителю, а позже принимал участие в Казанском походе, где и был убит татарской стрелой. Уже такое предисловие говорит о пристальном интересе высшего кремлевского чиновника к этому документу (дьяк – должность, соответствовавшая статусу министра).

Путешествие Афанасия Никитина

А документ в действительности прелюбопытный. Вот что из него следует. Когда в 1466 г. великий князь Московский Иван III отправил своего посла Василия Папина ко двору шаха страны Ширван, купец из Твери Афанасий Никитин, который собирался в торговую поездку на Восток, решил присоединиться к этому посольству. Подготовился он основательно: достал проезжие грамоты от великого князя Московского и от князя Тверского, охранные грамоты от епископа Геннадия и воеводы Бориса Захарьевича, запасся рекомендательными письмами к нижегородскому наместнику и таможенному начальству.

В Нижнем Новгороде Афанасий узнал, что посол Папин уже прошел мимо города к низовьям Волги. Тогда путешественник решил дождаться ширванского посла Хасан-бека, возвращавшегося ко двору своего государя с 90 кречетами – подарком Ивана III. Товары свои и вещи Никитин разместил на малом судне, а сам со своей походной библиотечкой устроился на большом корабле с другими купцами. Вместе со свитой Хасан-бека, кречетниками и Афанасием Никитиным в Ширванское царство ехали больше 20 русских – москвичей и тверичей. Чем хотел Афанасий торговать, он нигде не уточняет.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

В низовьях Волги караван ширванского посла сел на мель. Там на него напали лихие люди астраханского хана Касима. Путешественников ограбили, убили одного из русских и забрали у них маленькое судно, на котором были все товары и имущество Афанасия. В устье Волги татары захватили еще корабль. Когда мореплаватели двигались вдоль западного берега Каспия к Дербенту, налетела буря – и еще судно разбило у дагестанской крепости Тарки. Кайтаки, местное население, разграбили грузы, а москвичей и тверичей увели с собой в полон…

Плавание продолжил единственный уцелевший корабль. Когда, в конце концов, прибыли в Дербент, Никитин, найдя Василия Папина, попросил его и ширванского посла, чтобы они помогли в освобождении русских, угнанных кайтаками. Его послушали и отправили скорохода в ставку государя Ширвана, а тот направил посла к предводителю кайтаков. В скором времени Никитин повстречал освобожденных земляков в Дербенте.

Ширваншах Фаррух-Ясар получил драгоценных русских кречетов, однако пожалел нескольких золотых монет, чтобы помочь раздетым и голодным людям возвратиться обратно на Русь. Товарищи Никитина опечалились «да и разошлись кои куды». Те, у кого не было долгов за товары, взятые на Руси, побрели домой, другие пошли работать в Баку, а некоторые остались в Шемахе. Куда же отправился Афанасий Никитин, ограбленный, без товаров, денег и книг? «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море…» Зачем пошел, почему, на какие средства? Об этом не упоминается…

1468 год — он оказался в Персии. Где и как он провел целый год – опять ни слова. Впечатлений от Персии, где он прожил еще один год, у путешественника совсем немного: «из Рея пошел к Кашану и тут был месяц. А из Кашана к Найину, потом к Йезду и тут жил месяц…» Покинув Иезд, тверской купец добрался до населенного купцами-мореходами города Лара, правители которого зависели от государя могущественной Белобаранной Туркменской державы. «Из Сирджана к Таруму, где финиками кормят скотину…»

«И тут есть пристанище Гурмызьское и тут есть море Индейское», – написал путешественник весной 1469 г. в своей «тетрати». Здесь, в Ормузе на берегу Персидского залива, ограбленный Афанасий вдруг оказался владельцем породистого жеребца, которого собирался выгодно продать в Индии. В скором времени Никитин вместе со своим конем был уже на парусном корабле без верхней палубы, перевозившем через море живой груз. Спустя шесть недель корабль бросил якорь в гавани Чаул на Малабарском берегу, на западе Индии. Перевоз обошелся в 100 рублей.

Индия занимает в дневниках Никитина значительное место. «И тут есть Индейская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…» – с удивлением записывал странник.

Карта путешествия Никитина

Около месяца ехал на своем коне Афанасий Никитин в город Джуннар (Джунир), делая, как видно, частые остановки в пути. Он указывал в дневнике расстояния между городами и большими селениями. Джуниром, который входил, возможно, в состав мусульманского государства, правил наместник Асад-хан, который, как написал Афанасий, имея много слонов и коней, тем не менее «ездил на людях».

Купец продолжил свое путешествие. Прибыв в город Бидар, столицу мусульманского государства Декан, где торговали рабами, конями, золотистыми тканями. «На Русскую землю товара нет», – с огорчением записал мореплаватель. Как оказалось, Индия не так богата, как думали о ней европейцы. Осматривая Бидар, он описывал боевых слонов деканского султана, его конницу и пехоту, трубачей и плясунов, коней в золотых сбруях и ручных обезьян. Ему бросилась в глаза роскошная жизнь индийских «бояр» и нищета сельских тружеников. Знакомясь с индийцами, путешественник не скрывал, что он русский.

На каком языке мог общаться Никитин с местным населением? Персидским и татарским языками он владел превосходно. Как видно, легко давались ему и здешние наречия. Индийцы сами вызвались проводить Никитина к храмам Шрипарваты, где его поразили огромные изображения бога Шивы и священного быка Нанди. Беседы с молящимися у кумирен Шрипарваты дали Афанасию возможность в подробностях описать жизнь и обряды поклонников бога Шивы.

В это время в дневнике Никитина появился путеводитель с указанием расстояний до Каликута, Цейлона, царства Пегу (Бирмы) и Китая. Никитин записывал, какие товары вывозятся через индийские порты Камбай, Дабул, Каликут. Перечислялись самоцветы, ткани, соль, пряности, хрусталь и рубины Цейлона, яхонты Бирмы.

Памятник Афанасию Никитину (в Твери и Феодосии)

Обратный путь

…1472 год, весна — купец твердо решил, во что бы то ни стало, возвращаться на Русь. 5 месяцев провел он в городе Кулуре, где находились известные алмазные копи и работали сотни мастеров ювелирного дела. Побывал и в Голконде, которая уже в то время славилась на весь мир своими сокровищами, в бывшей столице Декана Гульбарге и вышел на берег моря в Дабуле. Капитан беспалубного парусника, отправлявшийся в Ормуз, взял с путешественника два золотых. Спустя месяц Афанасий Никитин вышел на сушу. Это была Эфиопия. Здесь странник пробыл около недели, еще три недели он провел на острове Ормузе, а потом пошел на Шираз, Испагань, Султанию и Тавриз.

В Тавризе Афанасий посетил ставку Узун-Хасана, государя Белобаранной Туркменской державы, который властвовал тогда почти над всем Ираном, Месопотамией, Арменией и частью Азербайджана. Что могло связывать могущественного восточного правителя с тверским путешественником, о чем беседовал с ним Узун-Хасан, дневники умалчивают. В гостях у туркменского царя он пробыл 10 дней. На Русь он отправился новым путем, через Черное море.

Новые испытания ждали Афанасия Никитин у турок. Они перетрясли все его пожитки и унесли их в крепость, к наместнику и коменданту Трапезунда. Роясь в вещах мореплавателя, турки искали какие-то грамоты, может быть, принимая тверского купца за московского посла ко двору Узун-Хасана. Неизвестно, кстати, где, когда и как могли исчезнуть вышеупомянутые грамоты, полученные им в Москве и Твери перед отправкой в Ширван.

Где умер?

Через третье по счету море отправился странник к городу Кафе (ныне это Феодосия), колонии генуэзских купцов, где и высадился в ноябре 1472 г. Однако конец путешествий Афанасия Никитина не очень ясен. «Сказывают, что, до Смоленска не дошед, умер», – сообщается в предисловии к «Хожению за три моря», обретенному дьяком Мамыревым.

Также неясно, что делал любопытный купец, пребывая 4 года в Индии. И почему, в конце концов, некоторые строки и страницы дневника написаны не по-русски, хотя и русскими буквами. Была выдвинута даже версия, что это некие зашифрованные тексты. Но переводы с персидского и татарского языков показали, что на этих языках написаны размышления Афанасия о Боге, о постах и молитвах…

Одно несомненно: кем бы ни был Афанасий Никитин – купцом, разведчиком, проповедником, послом или просто очень любознательным странником, – но писателем он был талантливым и человеком, без сомнения, обаятельным. Иначе как бы он мог сходить за три моря?

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.

Афанасий Никитин в Индии

Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого - царь обезьян.

Европейские купцы с давних времен посещали Индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. Для России, прекрасно знавшей Персию, Ближний Восток и страны Закавказья, Индия долго оставалась загадкой.

Никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям Индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. Но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. Он вернулся в Россию и привез свои записи, названные «Хождение за три моря». В так называемой Львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «Смоленска не дойдя, умер. А писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради привезли гости (купцы) к Мамыреву Василию, дьяку великого князя».

Путевые записки Никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой Индии для русских людей. Тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «Мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дешевы. Но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлины высокие, и на море разбойников много». Скорее всего, Никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы России в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. Оттуда вывозилась пушнина, которую у русских с удовольствием покупали в странах Западной Европы.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы) Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПУ) автора БСЭ

ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ По-видимому, связи Китая с Индией возникли в незапамятные времена, но не осталось никаких письменных следов этих контактов. Поэтому первооткрывателем Индии с севера, со стороны Китая, считается буддийский монах Фа Сянь, оставивший описание

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Блатной телеграф. Тюремные архивы автора Кучинский Александр Владимирович

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Раздел IV Дорога в Индию

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

За три моря в Индию «Хождение за три моря» - так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468-1474 годах. «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв

Из книги Полный справочник для тех, у кого диабет автора Древаль Александр Васильевич

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

10.3. Путешествие В настоящее время путешествуют практически все, и ваш диабет не должен быть в этом отношении каким-то ограничением. Вместе с тем его лечение не должно быть пущено на самотек в процессе путешествия и следует предпринять некоторые простые меры, чтобы

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию, вышла из Лиссабона. К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Путешествие Веррацано Французский король Франциск I, вступивший на престол в 1515 году, хотел найти своей стране подходящую для колонизации землю. Однако в тропических морях тогда господствовали такие сильные морские державы, как Испания и Португалия, соперничать с

Из книги автора

В путешествие по Канаде Первопроходцем канадской земли считается француз Жак Картье. В 1534 году он отправился в путешествие и остановил свой корабль у берегов реки Святого Лаврентия.Вслед за Картье к восточным берегам Канады устремился другой путешественник,

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Серия «История науки и техники»

Л, С, СЕМЕНОВ

ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Издательство «Наука»

Москва 1980

Семенов Л. С. Путешествие Афанасия Никити­ на.- М.: Наука, 1980.-144 с., ил.- (Серия «История науки и техники»).

Записки выдающегося русского путешественника Афанасия Никитина, пять столетий назад посетившего Индию, переведены на многие языки мира и издавна привлекают внимание писателей и ученых. Автору, ра­ботавшему в Индии, удалось по-новому интерпретиро­вать замечательный памятник" древнерусской культу­ры. Сопоставляя русские летописи и индийские хрони­ки с записками Афанасия Никитина, автор устанавли­вает новые хронологические рамки «Хожения за три моря», уточняет маршрут путешествия.

Леонид Сергеевич Семенов ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Утверждено к печати редколлегией серии научно-популярных изданий Академии наук СССР

Редактор издательства Л. И. Приходько
Художественный редактор И. В. Разина
Технический редактор Л. Н. Золотухина

Корректоры О. В. Лаврова, В. А. Шварцср
ИВ № 15310

Сдано в набор 26.09.79. Подписано и печати 29.12.79. Т-16392. Формат 84 Х1081/ 3 г. Бумага типографская № 2. Гарнитура обыкновенная. Печать высокая. Усл. печ. л. 8. Уч.-изд. л. 8,5. Тираж 150 000 (1-ый завод 1-100 000 экз.) Тип. зак. 2342. Цена 30 коп.

Издательство «Наука». 117864 ГСП-7, Москва В-485, Профсоюзная ул., 90 2-я типография издательства «Наука» 121099, Москва, Г-99, Шубинский пер., 10

© Издательство «Наука», 1980 г,

Ответственный редактор доктор исторических наук Р. Г. СКРЫННИКОВ

Введение 3

За год до Казанского похода 8

Первое море - Каспийское 28

Второе море - Индийское 58

Семь врат Бидара 75

Третье море - Черное 109

Заключение 132

Примечание 134

Литература 138

Список сокращений 138

Указатель имен 139

Указатель географических названий 141

ВВЕДЕНИЕ

В середине XV в. Европа стояла на пороге великих геогра­фических открытий в поисках прямого морского пути в Индию. Корабли Васко да Гамы, проведенные через Ара­вийское море Ибн Маджидом, «мавром из Гуджарата», от­крыли в 90-е годы эпоху завоевания Индостана. Современ­ники, впрочем, полагали, что первыми достигли берегов Индии каравеллы Колумба. И долго еще на картах мира значились две Индии- Вест-Индия и Ост-Индия.

Не одна лишь жажда завоевания толкала в неведомые земли. Росла потребность в достоверных сведениях об обы­чаях, нравах, правлении, общественном устройстве, ресур­сах и точном географическом положении стран, о самом существовании которых знали лишь понаслышке. Именно об этом свидетельствуют рассказы о посещении Индии, появившиеся еще до периода великих географических от­крытий. Это-«Топография» византийского купца Козьмы Индикоплова, «Книга» венецианского купца Марко Поло и повесть русского купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря». Первое из названных сочинений относится к VI в., раннему средневековью, второе - к XIII в., средне­вековью эпохи расцвета, последнее - к XV в. Каждое опи­сание по содержанию было богаче предыдущего, ибо отве­чало более сложным потребностям последующей эпохи.

Для науки путешествие Афанасия Никитина открыл Н. М. Карамзин. Разбирая архив Троице-Сергиева монасты­ря, он нашел глубоко поразившие его записки русского пу­тешественника: «Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; индейцы слышали об ней прежде, неже­ли о Португалии, Голландии, Англии» 1 .

Карамзин был знаком не только с путешествиями XVII в. по Индии и Персии. В его переводе русский чита­тель впервые познакомился со сценами из драмы «Шакунтала» великого индийского писателя Калидасы. Примерно в то же время на русском языке появилось еще одно произведение древнеиндийской литературы - отрывок из «Махабхараты», изданный Н. И. Новиковым. Им были напечатаны также наиболее ранние известия о русско-индийских связях, которые удалось разыскать тогда среди дел По­сольского приказа 2 .

Читая о каком-либо научном открытии, мы порой забы­ваем, что оно имело свою предысторию. Нам кажется, что до раскопок немецкого археолога Г. Шлимана на Гиссар-Лыкском холме никто не знал, где именно находилась древ­няя Троя. Но откройте русские «Хожения» эпохи Афана­сия Никитина. «Тут бяше устье вышло на море, еже зо­вется Белое,- читаем в записках Зосимы, плывшего в 1420 г. из Черного в Средиземное море,- и тут стоит град Троада» 3 . А следовавший позднее этим же путем москов­ский купец Трифон Корабейников уточняет: «Той град разорен, и то место стоит пусто» 4 .

Первым, кто обратился к выяснению обстоятельств жиз­ни Афанасия Никитина, был его современник. Им, как полагают, был дьяк митрополита Геронтия - Родион Ко­жух. С его именем связывают целый ряд известий, вклю­ченных в летописный свод, ставший основой для Львовской и Софийской II летописей, списки которых содержат «Хожение» Никитина 5 . Летописец выступает здесь не толь­ко как повествователь дел давно минувших, но и как исто­рик своего времени.

«Того же году,- говорится в Львовской летописи под 6983 (1474/1475) г.,-обретох написание Офонаса тверитина купца, что был в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми, за год до казанского похода пришел из Орды; коли княз Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лето пошел или в кое лето пришел из Ындеи, умер, а сказывают, что деи Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василью, к диаку великого князя на Москву» 6 .

И в тех тетрадях -«Хожение за три моря», как назвал описание своего путешествия Афанасий Никитин.

Откроем Львовскую (названную так по фамилии изда­теля) летопись, дошедшую до нас в списке XVI в. Черные, будто тушью нанесенные буквы. «Се нанисах свое грешное хожение за три моря,- начинаем различать почти нерасчлененные в строке слова с отдельными, вынесенны­ми над строкой буквами,-1-е море Дербеньское, дория Хвалитьскаа; 2-е море Индейское, дория Гундустанскаа; 3-е море Черное, дория Стембольская» 7 .

Имя автора в летописном тексте «Хожения» названо только один раз, в самом конце, при описании отъезда из Индии: «Ту же окаянный аз, рабище Афонасей бога выш-няго, творца небу и земли... устремихся умом поитти на Русь и внидох [в таву] и сговорих о налоне корабленем, а от своеа главы два златых до Гурмыза града дойти» (49). Имени отца путешественника в летописи нет. Его со­хранил Троицкий список, обнаруженный Карамзиным. Этот список вообще полнее, чем летописные, он сохранил не только начальную фразу, раскрывающую имя отца Афа­насия («сын Никитин»), но и целых две страницы руко­писи, которые отсутствуют в летописи. В то же время в Троицком списке текст Никитина по сравнению с летопис­ным подвергнут настолько значительной неавторской об­работке, что его выделяют как самостоятельную редакцию «Хожения». Впрочем, отдельные слова и фразы, которые пропущены или искажены в Троицкой редакции, донесла до нас летопись и - наоборот. Так, в приведенном отрывке по летописи вместо «о налоне» написано «от колена», «в таву» пропущено, «дойти» вместо «дати». Слова эти пра­вильно читаются в Троицком списке, но там написано «аканный», а вместо «умом» - «ум» (29). В XVII в. воз­никла третья редакция - сокращенный вариант Троиц­кого списка. Зато здесь яснее некоторые места, оказавшие­ся более понятными составителю, чем людям следующих поколений. И мы должны поэтому привлечь все варианты, чтобы восстановить первоначальный текст тетрадей Афа­насия Никитина, которые спутники путешественника пе­редали после его смерти дьяку Ивана III.

История текста «Хожения за три моря» представлялась исследователям по-разному. Высказывалась догадка, что Никитин оставил несколько авторских вариантов записок. Признаки этого один из ранних комментаторов «Хоже­ния» И. И. Срезневский видел в разночтениях дошедших до нас списков. По его мнению, Никитин, переписывая свой дневник, вносил исправления 8 . Одна редакция доста­лась Мамыреву и перешла в летопись, а другой воспользовался составитель Троицкого списка. Советские исследователи пришли к выводу, что Никитин, придав литературную форму своим заметкам, начатым в Индии, оставил один вариант своего произведения. Текстологическое ис­следование показало, что «Хожение за три моря» нельзя назвать дневником в полном смысле слова - изложение здесь ведется не по дням, но основная часть, бесспорно, написана в Индии. Создателями же различных редакций «Хожения» явились переписчики памятника.

Мы не знаем, кто был редактором списка, хранившего­ся в Троице-Сергиевом монастыре. Был ли им Василий Мамырев, располагавший оригиналом записок Никитина, или Василий Ермолин, крупный подрядчик, известный книголюб. Ему, Ермолину, принадлежала летопись, нахо­дящаяся в составе Троицкого сборника вместе с «Хожением» Никитина. Одно можно сказать наверное: Мамырев не мог завещать этот список Троице-Сергиеву монастырю, так как умер в 1490 г., а бумага списка носит филиграни 1497 г. 9 В XVII в. появилось новое название - «О индий­ском хожении» 10 . Из сохранившихся списков этой редакции один принадлежал Арсению Суханову, который в 1650-х годах побывал на Балканах и оставил описание поездки по Египту. Не ему ли обязаны мы новым назва­нием и самой редакцией? Во всяком случае он настолько заинтересовался «хожением» Никитина в Индию, что включил его записки в составляемый для себя сборник.

Записки Афанасия Никитина, насколько можно судить по дошедшим до нас спискам, не были датированы. В них идет речь об исторических лицах, с которыми путешест­венник встречался. Но время их жизни и деятельности выходит, как правило, за рамки тех лет, на протяжении ко­торых протекало путешествие. Никитин называет целый ряд событий второй половины XV в., происходивших в разных странах: на Кавказе, в Персии, Индии, Турции. Однако стоит только приступить к сопоставлению описа­ния Никитина с тем, что нам известно об этих событиях по другим историческим документам, как немедленно возни­кает вопрос: явились ли записи путешественника резуль­татом расспросов, или сделаны под непосредственным впе­чатлением происходившего у него на глазах? Вот почему важно не только получить общее представление об эпохе, в условиях которой сформировалась личность путешест­венника и совершено само путешествие. Нужно еще знать, в какие именно годы это произошло. Ведь если «сдвинуть» в известных пределах биографическую канву, общий со­циально-экономический и культурный фон сохранится, но историческое лицо, нас интересующее, окажется среди иных политических событий. А от этого зависит и понима­ние мотивов его поведения, и определение характера сооб­щаемых им сведений.

) – описание русским человеком XV века своего путешествия в далёкую Индию.

Афанасий Никитин был тверским купцом. В 1466 году он присоединился к посольству великого князя Ивана III , ехавшему в азербайджанскую Шемаху. Никитин отправился в Шемаху с торговыми целями, однако по дороге он был ограблен татарами, которые отняли у него все, даже Библию, с которой, как человек очень религиозный, он никогда не расставался. Тогда он решил попытать счастье и ехать дальше торговать: ему не хотелось с пустыми руками возвращаться домой. Так он и совершил свое путешествие «за три моря» (Каспийское, Черное и Индийское), и попал сухим путем в Индию раньше известного мореплавателя Васко да Гама .

За три моря. Путешествие Афанасия Никитина. Мультфильм для детей

Афанасий Никитин был одним из первых европейцев, которого увидели индусы: – «аз хожу куда, ино за мною людей много, дивятся белому человеку», пишет он.

В городе Чунере, по дороге в Индию, Афанасий Никитин был арестован местным ханом, который, узнав, что он не магометанин, отнял у него его коня и грозился казнить его, если он не примет мусульманской веры. Никитин был тверд в своей вере. Он говорит, что Господь смиловался над ним, не допустил погибнуть и совершил чудо: Афанасий был помилован и выпущен в самый день Преображения Господня; коня ему вернули.

Трудно было оставаться христианином в «бесерменской» земле, но Никитин был глубоко верующим человеком. Не имея никаких священных книг, он по солнцу рассчитывал дни года, праздники, соблюдал посты; Великим постом разрешал себе есть только хлеб и пить воду два раза в день. Он провел в Индии больше пяти лет. «Уже прошли четыре Великих дня (4 Пасхи) в Бесерменской земле, – пишет он, – а христианства я не оставил».

Подробно рассказывает Афанасий о религии индусов. «Всех вер, – говорит он, – в Индии 84». Вероятно, он принял за разные «веры» – касты, которых в Индии много и которые живут очень обособленно друг от друга; – «вера с верой ни ест, ни пьет, ни женятся между собою». Наивно говорит он, что «все веруют в Адама, а зовут его Бут (Будда)».

В городе Первота видел он капище Будды «с пол-Твери» величиной. Описывая идола Будды, Никитин говорит: «Бут вырезан из камня, вельми велик, да хвост у него через него, да руку правую поднял высоко, да простер, аки Устьян (Юстиниан), царь Цареградский, а в левой руце у него копие», – «а виденье (лицо) обезьянино». – «А перед Бутом стоит вол вельми велик, а вырезан из камени из черного, а весь позолочен, а целуют его в копыто, а сыплют на него цветы, и на Бута сыплют цветы».

Карта маршрута путешествия Афанасия Никитина

Наблюдая молитву индусов, Никитин заметил, что они молятся всегда на восток и кланяются, как наши монахи, касаясь руками земли: «они се кланяют по-чернешски, обе руки дотычут до земли». Никитин описывает похоронный обряд в Индии: тела умерших сжигают, а пепел сыплют в воду.

Поразила его природа Индии, но в рассказах его есть некоторые фантастические сведения: так, например, говорит он о птице Гугук, у которой, если кто-нибудь хочет ее убить, изо рта выходит огонь; если же Гугук сядет на крышу дома, то в этом доме будет покойник.

Никитин видел змей длиной в две сажени. Он описывает, как индусы употребляют на войне слонов. Поразили его обезьяны – «мамоны». Он уверяет, что у них есть свой «обезьянский князь», у которого своя «рать» – «кто их (обезьян) занимает, они ся жалуют князю своему, и он посылает на того свою рать; и они пришедши на град и дворы разваляют и людей побьют. А рати их сказывают вельми много, и язык их есть свой».

Афанасий Никитин пробыл больше пяти лет в Индии, но никакого состояния себе не составил. «Меня залгали псы бесермены, а сказывали много всего нашего товара, ано нет ничего на нашу землю, все товар белый на Бесерменскую землю, перец да краска, – той дешево; ино возят морем, и они пошлины не дают, а нам пошлины великие».

В конце концов его взяла тоска по родине, и он решил ехать обратно. В сочинении Никитина чувствуется глубокая любовь к России. «Да сохранит Бог землю Русскую», говорит он в одном месте: «Боже, сохрани! В сем мире нет подобной ей земли. Да устроится Русская земля! О, Боже, Боже!» Слово «Боже» он повторяет пять раз, на арабском, персидском, татарском и два раза на русском языках.

Афанасий Никитин не доехал до своей Твери: он умер по дороге (в 1472 году) в Смоленске. Его записки были доставлены купцами в Москву.

Никитин был несомненно выдающейся личностью; это – глубоко верующий, умный, наблюдательный и предприимчивый человек, горячо любящий свою родину. Сочинение его, во-первых, очень интересно, во-вторых, – замечательно тем, что он рассказывает об Индии на четверть века раньше Васко да Гама, который совершил свое морское путешествие в Индию в 1498-м году. Имя Васко да Гамы известно всей Европе, но мало кто там знает нашего Афанасия Никитина и его интересное «Хождение».

Основные моменты

Ирак, как и многие соседние страны Юго-Западной Азии, - один из наиболее ранних очагов культурного развития человечества. Здесь были обнаружены стоянки древнекаменного (пещера Шанидар в Иракском Курдистане) и новокаменного (поселения Джармо, Хассуна и др.) веков. Месопотамская низменность уже в древности считалась житницей обширного района Азии. На территории Ирака существовали такие могущественные государства древности, как Аккад, Вавилон, Ассирия. Этнический состав Ирака сравнительно однороден. Приблизительно 80% населения составляют арабы, 18% - курды, а также персы, турки, ассирийцы, армяне, туркмены. Некоторая часть арабов и курдов сохраняет племенное деление. В стране насчитывается более сотни кочевых, полукочевых и оседлых племен.

Подавляющее большинство населения Ирака (96%) - мусульмане шиитского и суннитского толков, 3% - христиане, 1% - йезиды, мандейцы, иудаисты. В Ираке находятся два священных города шиитов - Эн-Наджаф и Кербела , где сохранились гробницы шиитских имамов и куда совершают паломничество шииты всего мира. Основа экономики страны - нефтяная промышленность. В городах проживает около 60% населения. Крупнейший город - столица Ирака - . Другие крупные промышленные города - Басра, Мосул , Эрбиль, Киркук.

Города Ирака

Все города Ирака

Достопримечательности Ирака

Все достопримечательности Ирака

История

В древности на территории Ирака (Двуречье, или Месопотамия) существовали государства Аккад, Вавилония, Ассирия и др. С приходом в VII в. на территорию Ирака арабов получили распространение арабский язык и ислам. С 30-х гг. XVII в. до кон. 1-й мировой войны в составе Османской империи; к концу войны Месопотамию оккупировали английские войска. В 1921 году было создано зависимое от Великобритании королевство Ирак. С 1922 года (фактически с 1920) по 1932 год Ирак являлся подмандатной территорией Великобритании. В 1958 году провозглашен республикой. В конце 1979 года обострились отношения с Ираном, которые в 1980-88 гг. приняли форму вооруженного конфликта (с 1988 достигнуто перемирие).

В августе 1990 Ирак осуществил вооруженный захват Кувейта; в феврале 1991 года потерпел поражение от многонациональных вооруженных сил во главе с США и вывел свои войска из Кувейта. После вторжения Ирака в Кувейт мировым сообществом были введены торгово-экономические санкции и установлена морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака. Война и ее последствия нанесли серьезный ущерб Ираку.

Садам Хусейн в 2000 году разорвал отношения с ООН, выслал из страны международных инспекторов. Несмотря на то, что Хусейн согласился их вернуть под угрозой военного вмешательства, в марте 2003 года Соединенные Штаты начали военные действия против Ирака и через три недели заняли и всю страну. Для управления Ираком назначена военная администрация. Из представителей местного населения сформировано правительство переходного периода, выполняющее в основном представительские функции. После свержения Хусейна обострились противоречия между основным группами населения - шиитами, суннитами и курдами.

К концу 2008 года атаки на международные силы и иракскую полицию почти прекратились. Продолжаются террористические акты, в результате которых страдает мирное население. Часть повстанцев легализовалась и получает жалованье в качестве членов так называемой «суннитской милиции». Главнокомандующий иракского Сопротивления Иззат Ибрагим аль-Дури продолжает находиться в подполье, несмотря на все усилия его схватить, он остаётся неуловим.

7 марта 2010 года состоялись выборы в парламент, но в результате закулисной борьбы вокруг результатов выборов, парламент не собирался, а правительство не было сформировано. Лишь 10 ноября удалось добиться хрупкой договорённости относительно распределения власти в стране между партиями и группировками.

Климат и погода

На севере Ирака господствует субтропический климат, а юге - тропический. В связи с тем, что климат здесь резко континентальный, лето в стране чрезвычайно жаркое, а зима холодная (особенно на севере). В среднем в летний сезон температура воздуха составляет около +40 °С, однако зачастую достигает +50 °С. Зимой средняя температура чаще всего колеблется в пределах +4...+16 °С, хотя на севере иногда падает до –10 °С.

Осадки в основном выпадают на северо-востоке страны (ноябрь - февраль). В летний сезон дожди практически отсутствуют, но влажность воздуха довольно высокая. Кроме этого летом иногда случаются песчаные и пыльные бури.

Природа

Ирак лежит на юго-западе Азии, в долине рек Тигр и Евфрат, которая называется Месопотамия. На юго-востоке Ирака узкая полоса устья реки Шатт-эль-Араб выходит к Персидскому заливу. Большая часть страны представляет собой равнинную местность в Месопотамской низменности, где сосредоточены основные города и сельскохозяйственные районы. Равнины реки Шатт-эль-Араба достаточно сильно заболочены и изобилуют множеством озер (крупнейшее - Эль-Хаммар).

Западные области страны заняты песчаными, галечными и щебнистыми пустынями и полупустынями, которые отделены от Месопотамии тектоническим уступом. Здесь повсюду встречаются плато и холмы, а также сухие русла рек. На севере страны протекает река Тигр и возвышается плато Эль-Джазира, а чуть восточнее тянется горная цепь Хамрин. Западнее долины Тигра расположен узкий хребет Синджар. Высшей точкой страны является пик Чик-Дар, который находится у границы с Турцией, однако официально самыми высокими точками Ирака считаются горы Кух-и Хаджи-Ибрагим и Гундах-Жур.

Практически все пригодные для растительности территории заняты сельскохозяйственными посевами, либо засолены и опустынены. Поэтому естественная среда здесь сохранилась лишь в некоторых пустынных и предгорных районах страны.

Достопримечательности

Территория современного Ирака является одним из центров становления всей цивилизации, где зародились легендарные культуры Парфии, Месопотамии, Ассирии, Шумера, Персии и Аккада. Кроме этого тут до сих пор стоит старинный город (XIX–XVIII вв. до н. э.), а также священные города Кербела и Эн-Наджаф . Поэтому неудивительно, что Ирак представляет собой весьма интересное и неизведанное место, достопримечательности которого заслуживают особого внимания.



Главным археологическим памятником Ирака являются развалины Вавилона , который признан древнейшим городом планеты. В период его наивысшего рассвета здесь были построены огромные храмы и дворцы, а также другие сооружения, в том числе знаменитые Висячие сады и Вавилонская башня. До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты былого величия Вавилона: Зимний и Летний дворцы Навуходоносора II, улица Процессий с первой в мире асфальтовой дорогой, семиярусный зиккурат, ворота Иштар и знаменитый Вавилонский лев. К сожалению, все остальные сооружения и дома безжалостное время превратило в пыль. Кстати, вокруг развалин города находится монументальная загородная резиденция Саддама Хусейна.

Помимо этого на территории Ирака разбросано множество других примечательных мест: шумерский город Ур, древний город Ашур, столица первого арабского государства Хатра, город Стесифон с комплексом императорского дворца, древняя столица исламского мира Самарра с Великой мечетью Аскария и минаретом Эль-Мальвийя, а также множество других археологических участков.

Также стоит упомянуть о Курдистане, который считается этнической провинцией Ирака и носит статус автономии. Столицей его является город Эрбиль, который также признан одним из самых старых городов мира.

Кухня


В крупных иракских городах насчитывается множество колоритных ресторанов, где можно попробовать настоящую национальную кухню этой страны. Ее основу составляют мясо и рис, причем, поскольку мусульмане не едят свинину, блюда здесь готовятся из баранины, говядины и птицы. К наиболее популярным блюдам тут относятся шашлыки, «тикка» (куски баранины на вертелах), «киббе» (мясо с изюмом, орехами и специями), «кузи» (жаренный целиком ягненок), долма и разные виды кебаба. Блюда из рыбы встречаются крайне редко, однако в некоторых заведениях подают «масгуф»(шаурма из рыбы). В качестве гарнира чаще всего предлагаются традиционные блюда из овощей и риса, а также из фасоли и чечевицы. Стоит сказать, что в местной кухне немаловажная роль отводится специям, поэтому все блюда здесь острые и пряные.

Отдельного упоминания заслуживают местные сладости, которые тут просто превосходны. В первую очередь рекомендуем обратить внимание на «ширини» (тыквенный пудинг), «пахлаву» (слоеное печенье с орехами и медом), «г"шур-пуртагаль» (сладкие цукаты из цитрусовых), «плау-ахмар» (красный рис с изюмом и миндалем) и фаршированные финики.

Запивают все эти изыски газированными напитками, чаем или крепким кофе с сахаром и молоком. Единственным местным алкогольным напитком является анисовая водка «арак».

Проживание


В Ираке в силу очевидных причин гостиничный бизнес практически отсутствует. Причем еще и до войны страна не являлась туристическим центром, ну а после многочисленных террористических актов и вооруженных конфликтов, перспективы развития туризма и вовсе отодвинулись на неопределенный срок. Единственным приятным исключением здесь является иракский Курдистан, который уже долгое время отличается относительной стабильностью.

Тут в последние годы в ряде городов (Сулемания, Эрбиль, Захо, Духок и др.) были открыты многочисленные гостиницы и отели самого разного уровня цен и комфорта. Причем они представлены как шикарными отелями в горной местности (от 300 $), так и простыми бюджетными общежитиями (от 10 $).

Развлечения и отдых


В связи с острой военно-политической ситуацией развлекательная и туристическая индустрия в Ираке практически отсутствуют. Конечно, в крупных городах есть рестораны, тренажерные залы, спортивные клубы и стадионы, однако их не слишком много. Главным же способом проведения досуга в этой стране является осмотр древних достопримечательностей и изучение ее культуры. В первую очередь стоит совершить экскурсию в священные города шиитов - Кербела и Эн-Наджаф , где хранятся гробницы шиитских имамов. Также, находясь в Ираке, нельзя не осмотреть многочисленные археологические памятники древней Вавилонии, Аккада, Персии, Ассирии, государства Селевкидов и других древнейших царств. Кроме этого настоящим кладезем местной культуры являются колоритные уличные базары, которые есть в каждом городе. Также среди иностранных туристов популярны такие варианты времяпрепровождения как рыбалка и охота на голубей.


Официальным выходным Ирака является пятница. В этот день, а также во время религиозных и национальных праздников большинство магазинов и учреждений здесь не работает. Стоит отметить, что иракский календарь базируется на исламском лунном календаре, в результате чего даты многих праздников постоянно меняются. Главными праздниками страны являются Ид аль-Ада (праздник жертвоприношения), Новый год по исламскому календарю, День революции, Ашура, Мулуд (день рождения Пророка), День Республики, День перемирия и Ид аль-Фитр (окончание Рамадана).

Покупки

Чтобы купить оригинальные восточные сувениры, туристам рекомендуется отправляться на шумные иракские рынки. Хотя в больших городах (например, в ), они достаточно дорогие. Поэтому приобретать памятные сувениры лучше в провинциальных городках. Первым делом следует обратить внимание на ароматные приправы и специи, выбор которых просто колоссален. Также примечательны разнообразные глиняные изделия, чай и табак. Кроме этого огромной популярностью пользуются сувениры, которые относятся к режиму правления Саддама Хусейна, например, всевозможные товары с изображением диктатора. Если же вы задались целью приобрести ювелирные изделия, то их рекомендуется покупать в специализированных торговых павильонах. Причем всегда необходимо уточнять, где они были произведены, так как в продаже присутствуют и импортные украшения.

Все магазины Ирака открыты с субботы по четверг с 09:00 до 19:00, а рынки работают раним утром и поздно вечером. Оплата производится иракским динаром. Иностранной валютой можно расплатиться в беспошлинных магазинах столицы, но только по паспорту.

Транспорт

Внутреннее авиасообщение между крупными городами Ирака осуществляется авиакомпанией Iraqi Airways. Главный аэропорт страны находится в . Автобусное сообщение все еще не восстановлено после войны, поэтому автобусы курсируют только между крупнейшими городами. В остальных случаях единственным способом передвижения по стране являются маршрутные такси.


Городской общественный транспорт функционирует во всех крупных иракских городах и представлен старыми автобусами без каких-либо удобств. Такси встречаются повсеместно, а в некоторых городах и вовсе являются единственным средством передвижения. Средняя стоимость проезда в пределах города невысокая (2–3 $), однако поездки в пригороды стоят довольно дорого.

Прокат автомобилей доступен только в самых крупных городах. Однако эта услуга не ориентирована на туристов, так как маловероятно, что иностранец сможет нормально перемещаться через многочисленные воинские посты.

Связь


Телекоммуникации Ирака находятся в полуразрушенном состоянии, проводные линии связи в основном используются только госструктурами и военными. Гражданские линии связи функционируют очень нестабильно, а телефоны-автоматы встречаются крайне редко. Поэтому международные звонки здесь можно совершить только из гостиниц.

Сотовая связь осуществляется в стандарте GSM 900, на данный момент она является самым распространенным способом связи. Роуминг с иракскими сотовыми компаниями доступен абонентам крупных российских операторов только через сети других сотовых компаний данного региона.

Интернет-кафе работают во всех более-менее крупных городах, час сеанса стоит от 0,8 до 1,2 $.

Безопасность

В плане безопасности в Ираке сложилась крайне неоднозначная ситуация. С одной стороны, здесь во всех крупных населенных пунктах присутствуют представители сил коалиции, а также местной полиции и армии. Однако они настолько бескомпромиссно выполняют свои функции, что зачастую представляют собой такую же опасность, как и террористы. С другой стороны никакой защиты для туристов они не предоставляют, так как контролируют только районы с воинским контингентом и правительственные здания. Остальные части городов и сельской местности находятся под контролем этнорелигиозных группировок, которые подчиняются только своим лидерам.



Кроме этого одной из главных опасностей на территории Ирака являются мины и неразорвавшиеся боеприпасы, а также взрывные устройства, которые преднамеренно установлены террористическими группами. В отдельных районах страны нередки перестрелки между силами сопротивления и правительственными войсками. Всем туристам настоятельно не рекомендуется приближаться к военным базам, правительственным зданиям и объектам инфраструктуры, так как чаще всего именно они являются целью терактов.

Бизнес

Основой экономики Ирака является добыча нефти, причем по количеству гарантированных запасов этого природного ресурса страна занимает третье место в мире. Государственные компании South Oil Company (SOC) и North Oil Company (NOC) обладают монопольным правом на разработку всех нефтяных месторождений Ирака.

Помимо этого ранее здесь были неплохо развиты сельское хозяйство, сфера услуг и промышленность. Однако после войны восстановление Ирака происходит крайне медленно, а возрождение его экономики возможно только с помощью иностранных инвестиций. Наибольший потенциал здесь имеют перерабатывающая и строительная отрасли, а также туризм.

Недвижимость


Некоторое время назад рынок недвижимости Ирака был полностью закрытым для иностранных граждан, однако на сегодняшний день ситуация изменилась. Сейчас иностранцы, опираясь на официальное постановление властей, имеют возможность купить здесь практически любой объект. В первую очередь новые поправки в законодательстве направлены на развитие жилого сектора Ирака. Помимо этого нерезиденты страны получили право на приобретение земельных участков.

Процедура оформления покупки местной недвижимости сопровождается уплатой пошлины и налога, размер которых зависит непосредственно от стоимости приобретаемого объекта. Минимальная стоимость квартиры составляет 10–13 тыс. $ и за редким исключением превышает 40 тыс. $. Столь низкая стоимость объясняется как внешними условиями, так и невысоким качеством самих зданий. Средние цены на дома примерно вдвое выше стоимости квартир.


Так как законодательство Ирака основано на Коране, туристам здесь настоятельно рекомендуется соблюдать общие исламские нормы культуры и морали. Женщинам необходимо одевать скромную одежду, которая закрывает все тело, а мужчинам запрещено пребывание в святых местах в майках и шортах. В общественных местах нельзя открыто употреблять спиртные напитки, также не стоит курить на людях. Кроме этого тут не принято есть ходу или смотреть прямо в лицо человеку, который ест. Более того, во время еды подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону.

Официальным выходным является пятница, в этот день здесь ничего не работает. Если пригласили в гости местные жители, советуется купить небольшой подарок (цветы, сладости и т.д.).

Также стоит отметить, что к туристам, которые не являются представителями международных гуманитарных организаций или журналистами, здесь относятся вполне дружелюбно и стараются не слишком их обманывать. Но для этого придется постоянно демонстрировать, что вы простой турист, который хочет всего лишь узнать об истории и культуре Ирака.

Визовая информация


Для въезда на территорию Ирака гражданам России потребуется получить визу, для чего необходимо обратиться в Консульский отдел Ирака в Москве (ул. Погодинская, д. 12). Причем набор документов и условия выдачи виз меняются довольно часто, поэтому перед подачей паспортов необходимо проконсультироваться в посольстве.

Надо иметь в виду, что чаще всего в Ирак едут организованными группами, а МИД РФ не рекомендует самостоятельное путешествие по стране, где совсем недавно был серьезный военный конфликт.

Политика

По конституции 2005, Ирак - федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. При режиме Саддама Хусейна сунниты были привилегированным меньшинством, а после его свержения оказались в оппозиции.


В выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 2005 года участвовали практически одни арабы-шииты и курды. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Естественно, в Учредительном собрании оказались представлены только шииты и курды, тогда как сунниты практически оказались исключены из политической жизни страны.

Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция была навязана им шиитами и курдами и что этот документ подрывает государственное и территориальное единство страны. По их мнению, федерализация Ирака, закреплённая в проекте, предоставляет возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти.


Благодаря вмешательству Лиги арабских государств, крупнейшее суннитское объединение - Исламская партия Ирака - согласилось поддержать проект конституции. В свою очередь, шииты и курды пообещали создать парламентскую комиссию для доработки спорных пунктов документа.

На выборах в парламент - Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс (128 депутатских мандатов в 275-местном парламенте). Шииты, однако, не смогли стать фракцией большинства, как в предыдущем временном законодательном органе власти. Две крупнейшие суннитские партии получили 55 мест, а Альянс курдских партий - 53 мандата. Остальные места распределились между более мелкими партиями различной этнической и религиозной принадлежности.


Правительство формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром.

Шииты полагали, что им удастся сформировать правительство без учёта мнения остальных групп населения, однако США потребовали сформировать правительство национального единства со следующей схемой разделения постов: премьер-министром страны (ключевая должность по конституции Ирака) является шиит, президентом - курд, а председателем парламента - суннит. Два заместителя у этих должностных лиц должны дополнять своего начальника. Это означает, например, что по одному вице-президентскому посту всегда будут закреплены за шиитами и суннитами.

Американское требование вызвало недовольство у шиитов, особенно у премьер-министра Ибрагима аль-Джаафари - но американцам удалось убедить их в необходимости такого подхода. А Ибрагиму аль-Джаафари в апреле 2006 года пришлось уступить свой пост Джаваду (Нури) аль-Малики, пользующемуся поддержкой Муктады ас-Садра и духовного лидера Ирака, великого аятоллы Али аль-Систани.

Экономика

Основу экономики Ирака составляет экспорт нефти.

Экономика Ирака развивалась очень динамично и стремительно в 70-е годы XX века. Средства от продажи нефти и газа. которые получал Ирак были огромными. После прихода к власти Саддама Хусейна и начала ирано-иракской войны экономика страны начала деградировать и быстро пришла в упадок. Заодно и понизился уровень жизни обычного населения. После войны в Персидском заливе дела экономики ещё больше ухудшились. Постепенно экономика начала подниматься из ничего в 90-е годы, но вторая война с США окончательно подорвала экономику страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Культура

В Ираке проживают различные этнические и религиозные группы населения, традиции которых оказали влияние на иракскую культуру. Мусульманское мироощущение и философия лежат в основе жизнедеятельности общества.

Система образования


Государство обеспечивает всеобщее бесплатное светское образование на всех этапах – от детского сада до университета. Начальное школьное обучение обязательно для всех детей с шестилетнего возраста. Продолжается оно в течение 6 лет и заканчивается экзаменами, на основании которых учащиеся переходят в среднюю школу. Среднее образование включает две трехгодичных ступени. В 1998 в средних школах обучались ок. 71% мальчиков и 46% девочек соответствующего возраста. После окончания средней школы молодежь может поступить в технологические институты или университеты. В высших учебных заведениях предпочтение отдается гуманитарному образованию. Их выпускники часто поступают на работу в государственные учреждения. В гуманитарных вузах готовят также специалистов творческих профессий. Язык обучения – арабский, за исключением северных районов, где в первых классах начальной школы обучение ведется на курдском языке. Английский язык преподают с пятого класса. В Ираке имеется шесть университетов: три в и по одному в Басре, Мосуле и Эрбиле. Насчитывается также 19 технологических институтов. В 1998 в высших учебных заведениях страны обучалось более 70 тыс. студентов.

По данным на начало 1998, грамотными (умели читать и писать) были ок. 80% населения.

Литература и искусство


Наиболее высоко ценимым жанром творческого самовыражения в Ираке считается поэзия. Это поистине народная литература, обращенная отнюдь не только к образованным или обеспеченным слоям. Менее популярно изобразительное искусство. Живописцы и скульпторы страны занимаются поиском таких современных художественных форм, которые отражали бы традиции и культуру Ирака. Особенно развиты искусство орнаментики и каллиграфии. Многие современные художники творят в стиле абстракционизма, сюрреализма, кубизма, символизма, хотя их произведения не лишены и национальных черт. Одним из самых известных художников-новаторов последнего времени является Джавад Салим, работы которого получили международное признание.

Драматические представления обычно несут социально-политическую нагрузку. Чаще всего ставятся пьесы иракских драматургов, хотя регулярно на сцене идут спектакли по сценариям и европейских авторов (как классические, так и современные). Имеются несколько процветающих театров, особенным успехом пользуется «Современный театр». Определенные усилия предпринимаются для возрождения народной музыки и танцев. В массовой аудитории наиболее популярны песни на разговорном арабском языке. Джалиль Башир и некоторые другие композиторы пишут музыку для таких традиционных арабских инструментов, как удд (лютня) и канун (цитра).



Музеи и библиотеки

Иракский музей в хранит редчайшие археологические коллекции. Вместе с принадлежащей ему большой библиотекой это учреждение представляет собой основной центр научных археологических и исторических исследований. Кроме того, в столице функционируют Музей арабских древностей, музеи современного искусства, этнографический и естественно-исторический. Во всех крупных городах Ирака имеются библиотеки. Наибольшими фондами располагает Публичная библиотека в . Работают также массовые сельские библиотеки.