Какие факторы влияют на выбор профессии. Выбор профессии

Мотивы,определяющие выбор профессии психолога,и факторы, влияющие на этот выбор. Мотивация при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать и какие ценности в его жизни играют главную роль.

Факторы, влияющие на выбор профессии

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.
Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.
Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:
- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);
- производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);
- санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);
- психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).



намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1)позициястарших,семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2)позициясверстников:
дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3)позицияшкольногопедагогическогоколлектива(учителя, классного руководителя и т.д.):
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной
деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный педагог знает много такого о своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;
4)личныепрофессиональныеижизненныепланы
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5)способностииихпроявления:
способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6)притязаниенаобщественноепризнание;
планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний;

7)информированностьотойилиинойпрофессиональнойдеятельности;
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

8)склонности.
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной.

4)Надситуативная активность как важнейшее условие профессионального сомоопределения. Согласно исследованиям В.А. Петровского и А.Г. Асмолова можно выделить: надситуативную активность – готовность человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремится к новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности, а также неадаптивную активность – готовность не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы уже в процессе своей деятельности.

Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность человека, где важную роль играет внутренняя активность самоопределяющейся личности. Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.

Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, заключительным циклом профессионального самоопределения является его личностный профессиональный жизненный план (профессиональный старт).

Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам.

5)Состояние «потока» как постоянно действующий мотив приверженности профессии. Условия вхождения в состояние «потока» и его дальнейшего поддержания. Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), - психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена МихаемЧиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек. Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

Ясные цели (различимые ожидания и правила).

Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).

Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.

Искажённое восприятие времени.

Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).

Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).

Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.

Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений его жизни. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», но все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Выбор профессии двустороннее явление - 1) кто выбирает (субъект выбора), 2) что выбирает (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным количеством характеристик, этим и объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии (профессиональное самоопределение) - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

С позиций личностного подхода выделяют четыре стадии процесса профессионального самоопределения:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст).

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии.

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения - первый этап - с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями.

Третий этап - подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка или юноши.

Четвертый этап - практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента:


1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки;

2) выбор специальности.

Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения охватывает (пронизывает) весь жизненный путь человека. Однако, пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот момент связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс.

Существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы.

Объясняется это сложностью процесса профессионального самоопределения и двустронностью самой ситуации выбора профессии:

1. Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности (Шишкина, Алишев, Широков). Этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего профессию.

2. Следующая точка зрения: основная детерминанта правильного выбора профессии - профессиональный интерес или профессиональная направленность. Этот подход более продуктивен, т.к. утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Однако, профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

3. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения личности (Костенко, Оссовский, Михайлов). Т.Е. выбор профессии, с одной стороны, считается социально заданным, а с другой - определяется прежде всего социальными характеристиками профессии.

4. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности. Процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.

В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности также и в других областях, например, в личной жизни (Кузнецова, Головаха). Взгляд на выбор профессии как на часть жизнеопределения человека не лишает субъекта выбора профессии активности и с учетом всего спектра факторов профессионального самоопределения приводит к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому субъекту выбора.

Все объективно существующие факторы оказывают влияние на процесс выбора профессии, однако от особенностей субъекта выбора профессии зависит, какие факторы становятся главными. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины в силу различных причин.

Традиционно общая схема описания профессий подразумевает 4 аспекта:

1. Социально-экономический - краткая история профессии, ее роль в системе экономики, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате.

2. Производственно-технический - данные о технологическом процессе, объекте, орудиях и предмете труда, рабочем месте, формах организации труда.

3. Санитарно-гигиенический - информация о микроклиматических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях.

4. Психофизиологический - требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности.

Характер;

Мотивы выбора профессиональной деятельности;

Жизненные ценности;

Прошлый опыт;

Представления о будущем;

Ряд авторов дополняют этот ряд: общая активность, самооценка, уверенность в достижении успеха, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции .

Объективные факторы выбора профессии:

1) уровень подготовки (школьная успеваемость);

2) сосотяние здоровья;

3) информированность о мире профессий;

4) социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей.

Более подробно о некоторых факторах:

Интересы. Всеми признанный фактор выбора профессии. Интересы считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее всех других.

Самооценка. Неадекватность самооценки часто связана со школьной успеваемостью. Ориентация на школьную успеваемость может стать причиной завышенной и заниженной самооценки, что влечет за собой неадекватный выбор профессии. Неадекватность самооценки может стать одной из причин неполной реализации способностей в деятельности, т.к. обусловливает расхождение способностей и склонностей.

Ряд исследований доказывает, что успешность любой деятельности, в том числе профессионального самоопределения, зависит от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции. Это качество определяется как умение самостоятельно работать без систематического контроля, помощи, стимуляции; оно связано с умением правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умением анализировать причины успеха и неудач.

Школьники с такими качествами характеризуются: осознанностью своего места в жизни, знанием о мире профессий, обоснованностью выбора, осознанием последствий выбора. Они менее подвержены влиянию случайных факторов.

Таким образом, качества субъекта выбора профессии, связанные с уровнем осознанной психической саморегуляции, являются одним из ведущих факторов выбора профессии. Причем влияние этого фактора опосредует влияние остальных факторов, как присущих самому субъекту, так и внешних.

Можно сказать, что осознанная психическая саморегуляция, как фактор выбора, представляет собой своего рода сквозную характеристику профессионального самоопределения. Она обусловливает: способность адекватно оценивать свои качества; способность изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем; способность выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. сформировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно отразить ситуацию выбора профессии.

Исследования сформированности профессиональных планов выпускников показывают, что только 30% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов в состоянии самостоятельно выбрать профессию.

По степени сформированности выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы. Связано это с индивидуальными характеристиками.

Группы таковы:

1) определившиеся;

2) колеблющиеся;

3) неустойчивые;

4) пассивные.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные причины возникновения профориентации.

2. Дайте краткую характеристику основных направлений профориентационной работы в зарубежной и отечественной истории психологии.

3. Перечислите факторы выбора профессии. Укажите наиболее важные с вашей точки зрения.

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Ответ

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало.

Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать

профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек - техника», где главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек - природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек - человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек - художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех - удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, - всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Источником активности личности служат потребности, под которым понимаем состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие. Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

  • F самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
  • F авторитет в трудовом коллективе;
  • F признание родных, знакомых, друзей;
  • F самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
  • F применение своих знаний, умений, способностей;
  • F творческий характер труда;
  • F материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;
  • F должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес - состояние довольно изменчивое, а направленность - долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • F общая мотивировка;
  • F романтика профессий;
  • F мотивы познавательного характера;
  • F мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;
  • F ссылка на пример;
  • F немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • F мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • F мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
  • F мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • F никак неаргументированная мотивация.

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности - это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.

Таким образом, составление прогноза успешности овладения человеком профессией состоит в выявлении наличия и степени развития природных задатков.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте.

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Психологи различают четыре системы свойств характера:

  • F свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);
  • F свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);
  • F свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);
  • F свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.).

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

2. Экспериментальная часть

Влияние ценностных ориентаций на профессиональную направленность школьников

Личность определяется системой человеческих отношений, несет в себе результаты жизни и деятельности в обществе, являясь и продуктом, и деятелем общества. Психологическая сущность личности, ее развитие, бытие и ценностные ориентации - центральные проблемы мировой психологии.

Глобальной характеристикой личности является ее ценностные ориентации. Они выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки, и, в конечном итоге, определяются общими социально-экономическими условиями, в которых развивается человек. Ценностные ориентации представляют собой общие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных ситуациях взаимодействия. Генетически они формируются через присвоение социального опыта под воздействием социальной ситуации, в которой происходит деятельность человека, ее наиболее сущностных, смыслообразующих моментов. Являясь сознательным интуитивным обобщением социальной ситуации, они выступают как некие нравственные позиции, которые занимает человек по отношению к социальной реальности - определяют инвариантные правила взаимодействия с ней личности и лежат в основе совокупности конкретных установок, мнений и верований. Именно на этом уровне происходит трансформация социально-типического в индивидуально-типическое. Ценностные ориентации образуют стержень, определяющий смысл совокупности различных и зачастую логически противоречивых установок, мнений и верований человека, скрепляющий их воедино.

Особый интерес представляет и общая структура жизненных ценностей старшеклассников, где выделяются факторы: материальное благополучие, социальная карьера - приобщение к культуре, развитие способностей.

В современной социально-политической ситуации представители разных социальных групп и разных профессий оценивают происходящие сегодня изменения в экономической и социально-политической жизни как изменения, в большей степени соответствующие возможностям реализации их жизненных ценностей. Следует также отметить, что динамичность социальных настроений, связанная со сменой их направленности и интенсивности, требует осмысленной социальной политики. Подобная стабилизация настроений может быть достигнута за счет уравновешивания притязаний и возможностей их достижения.

Исходя из приведенного анализа полученных результатов, можно сказать, что наиболее привлекательными в выбранной профессии, независимо от групп испытуемых, оказываются такие моменты, как творческий характер труда, возможность общения с людьми, известная свобода принятия решения, возможность творческий самореализации. Работники народного образования отмечают также и гуманную направленность.

В ходе анализа ценностных ориентаций старшеклассников школ № 78 города Омска, можно отметить, что успешная профессиональная деятельность является значимой для каждого второго из них (49,0%). Полученные в ходе опроса данные позволяют более детально рассмотреть вопросы, связанные с профессиональными ориентациями школьников. В этой связи рассмотрим оценку школьниками своих личных перспектив в будущей профессиональной деятельности; значимость различных аспектов профессии, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников; привлекательность различных сфер профессиональной деятельности для школьников.

Оценивая свои личные перспективы в будущей профессиональной деятельности, 34,7% старшеклассников высказали уверенность в том, что она сложится успешно. Уверены же в том, что эта деятельность сложится неудачно лишь 2,9%. Однако следует отметить, что более половины старшеклассников (59,8%) сомневаются в успешности своей будущей профессиональной деятельности.

Полученные в ходе опроса материалы дают возможность оценить склонность учащихся к выбору той или иной сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Из приведенного рисунка видно, что наибольший процент учащихся склонен связать свою профессиональную деятельность прежде всего со сферой экономики. Во вторую группу по привлекательности входят: научная деятельность и образование. Третья группа включает: промышленное производство, торговлю, здравоохранение, искусство, работу в общественных организациях и транспорт. В четвертую группу входят: сфера социальных услуг, армия, органы внутренних дел и госбезопасности, спорт и юриспруденция. В пятую: культура, массовые коммуникации, внешняя политика и сельское хозяйство. Наименее популярна среди учащихся, как сфера будущей профессиональной деятельности, сфера религии.

Анализ показывает достаточно заметные различия между юношами и девушками в их профессиональных ориентациях. Так, юноши чаще склонны ориентироваться на научную деятельность - 23,4% (у девушек соответственно - 8,4%), девушки же чаще ориентированы на сферу образования - 18,3% (у юношей - 2,5%).

В ходе опроса мы пытались выяснить те аспекты профессиональной деятельности, которые являются наиболее значимыми для старшеклассников при их профессиональном самоопределении. Полученные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение выбора старшеклассниками критериев привлекательности будущей профессии

Критерии

Уровень оплаты труда

Возможность общения с людьми

Творческий характер труда

Интеллектуальный характер профессии

Сложность профессии

При изучении более детального анализа взаимосвязи у старшеклассников мотивационной структуры выбора профессий с различными сферами профессиональной деятельности был проведен факторный анализ мотивов выбора профессий относительно предпочтений ими различных сфер профессиональной деятельности. Исходную матрицу для факторного анализа составили 15 мотивов выбора профессий и 18 сфер профессиональной деятельности. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Факторные нагрузки для мотивов выбора профессии

Мотивы выбора профессии

Уровень оплаты труда

Социальная престижность профессии

Простой и легкий характер труда

Возможность иметь много свободного времени

Удовлетворение от труда в данной области

Возможность быстро сделать карьеру

Возможность развить свои способности

Возможность легко устроиться на работу

Интеллектуальный характер профессии

Возможность командовать другими

Творческий характер труда

Возможность принести пользу людям

Возможность общения с людьми

Сложность профессии

Три выделенных фактора объясняют 83,3% общей дисперсии. Как видно из представленных в таблице данных, первый фактор определили с высокими нагрузками следующие мотивы выбора профессии: "возможность легко устроиться на работу" (0.92), "уровень оплаты труда" (0.88), "возможность быстро сделать карьеру" (0.88), "социальная престижность профессии" (0.85), "простой и легкий характер труда" ((0.80), "возможность общения с людьми" (0.75), "другое" (0.65). С нашей точки зрения, мотивы, определяющие этот фактор, можно определить как стремление выбрать сферу профессиональной деятельности, которая могла бы обеспечить социально-экономическое благополучие.

Во второй фактор с высокими весами вошли мотивы: "творческий характер труда" (0.92), "удовлетворение от труда в данной области" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность развивать свои способности" (0.70), "возможность иметь много свободного времени" (0.67), "возможность принести пользу людям" (0.66). По своему содержанию сходство этих мотивов характеризует стремление к творческой самореализации.

Третий фактор определили такие мотивы выбора профессии, как: "возможность командовать другими" (0.69), "сложность профессии" (0.69), "интеллектуальный характер профессии" (0.59). По всей видимости, этот блок мотивов характеризует стремление к самоутверждению.

Мотивация, связанная с материальным благополучием определяет выбор старшеклассниками таких сфер профессиональной деятельности, как экономика, торговля и работа в общественных организациях. В наименьшей степени она определяет выбор сферы религии, здравоохранения, искусства, культуры.

Таким образом, проведенный факторный анализ структуры мотивов выбора будущей профессиональной сферы деятельности у старшеклассников позволяет выявить не только основные мотивационные блоки, определяющие выбор профессии, но и возможности той или иной сферы профессиональной деятельности для удовлетворения соответствующих потребностей учащихся. При этом интересно отметить, что мотивация к творческой самореализации ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер с нежесткой социальной организацией. В то время как мотив самоутверждения ориентирует учащихся на выбор профессиональных сфер, имеющих достаточно жесткую социальную иерархию.

На основании материалов проведенного исследования можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решения по поводу неизбежности и необходимости повышения в условиях перехода к рыночной экономике престижа работников, связанных с производительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы на продолжение учебы в ВУЗе или техникуме и, соответственно, стремятся заниматься преимущественно умственным трудом.

Выбор ближайших жизненных планов выпускников средней школы тесно связан с включением их в социальную структуру общества. Вхождение в определенную социальную группу влечет за собой приобретение молодым человеком соответствующего статуса, выражающего значимость конкретного вида труда для воспроизводства общественных отношений. Занятия специфической деятельностью, характер социального разделения труда и его содержание детерминируют и уровень развития личности.

Распределение ориентаций на вхождение в различные социальные группы в зависимости от пола опрошенных дало следующие результаты. Девушки в 8 раз чаще, чем юноши, намерены трудиться в качестве рабочих промышленности и транспорта и в четыре раза активнее стремятся работать в коммерческой сфере. А представители "сильного пола" почти вдвое чаще, нежели девушки, ориентируются на социальную группу рабочих торговли, сферы обслуживания и в четыре раза активнее выражают готовность быть служащими сферы управления. Намерения юношей и девушек практически совпадают лишь в отношении вхождения в состав специалистов с высшим образованием.

В целом можно сделать вывод, что на высшее и среднее специальное образование сегодня ориентируются не меньше юношей и девушек, чем прежде. Важно также отметить определенное возрастание престижа краткосрочных курсов для получения профессии. Многие молодые люди успели осознать, что без определенных профессиональных умений и навыков трудно адаптироваться к рыночным отношениям. Общая тенденция такова: растет доля выпускников, получающих после окончания полной средней школы профессиональное образование до начала трудовой деятельности. Однако непрерывные структурные реорганизации, происходившие в последние годы во всех сферах жизнедеятельности общества, в немалой мере способствовали разрушению традиционной системы образования, что приводит к сужению сферы бесплатного образования и уменьшения финансовой поддержки учебных заведений со стороны государства. Кроме того, выяснилось, что проблемой трудоустройства обеспокоены две трети выпускников средней школы.

Формирование планов школьников на ближайшее будущее во многом определяется способностью молодежи ориентироваться в характере и направленности процессов, происходящих в окружающей действительности, возможностью участвовать в воспроизводстве социальной структуры общества. Переход к рыночной экономике влечет за собой быстрый рост диспропорций в оплате труда различных групп граждан (рабочих, служащих, специалистов, предпринимателей и работников коммерческой сферы), что не может не отразиться на приоритетах выпускников средней школы, у которых выбор варианта собственного жизнеустройства существенно зависит от того, на предприятиях какой формы собственности они предпочитают работать. К работе на негосударственных предприятиях тяготеют три четверти выпускников средней школы. Наибольшее доверие молодежи вызывают долевая частная собственность и семейные предприятия. Каждый четвертый предпочитает стать наемным работником в частном секторе, рассчитывая на более высокую оплату труда. Это соответствует фактически сложившемуся положению в нынешних условиях, когда частный капитал сосредоточился в наиболее прибыльных отраслях.

Выпускники средней школы в целом довольно реалистично представляют характер и перспективы развития рыночной экономики в России. Это подтверждается и их оценками личностных качеств, которые должны быть в наибольшей степени развиты у предпринимателя. На первое место было поставлено такое важное нравственное качество человека, как ответственность за дело (83% опрошенных). Далее большинством были названы такие морально-деловые качества, как точное знание экономической ситуации (79%), профессионализм (78%), умение общаться с людьми (77%), ответственность перед партнерами (75%) и покупателями (70%), умение "выкрутиться" из любой ситуации (67%), умение ценить время (65%), ответственность перед сотрудниками (62%), умение зарабатывать большие деньги (52%). Получило определенное признание и умение найти престижную сферу деятельности (46%). На последнее же место выпускники средней школы поставили уважение к закону (42%). Очевидно, в сознании молодых людей уже утвердилось понимание того, что в современной действительности трудно преуспеть, если придерживаться нравственно-правовых норм, применяемых в отношениях цивилизованных людей между собой. И если развитие рыночной экономики в дальнейшем пойдет в том же направлении, то общество столкнется со многими негативными явлениями, вызванными деятельностью вступающих в самостоятельную жизнь носителей подобных взглядов.

В этой статье мы не будем говорить о том, что нужно делать и каких правил придерживаться для того, чтобы ваш ребенок определился с дальнейшей Практических советов по выбору жизненной стези здесь вы также не найдете. Мы постараемся максимально раскрыть ряд особенностей, которые могут помешать подростку в решении этой непростой задачи, ну а окружению необходимо лишь постараться их избежать.

Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями. Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом. Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то - подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении

Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае - подростка).

Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише.

Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

Влияние семьи на будущую специальность

Однако зачастую к возрасту 16-18 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда - лишь как косвенное влияние на чадо.

Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения. То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя - это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными. Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или - что хуже всего - не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

Социологический аспект выбора жизненной стези

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей. К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) - ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность.

Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы - это всегда психологическая травма в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Выбор профессии для школьников - чего стоит опасаться

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы - устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.

Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений. Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

и установки

Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно - психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно. Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно - подросток учится, потерянного времени нет. Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней - сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия.

Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии

Для современных родителей не новость, что в пределах 16-18 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы - все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы - лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист - юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе - на этот вопрос сможет ответить лишь время. Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей

Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

Немаловажную роль играет близкое окружение подростка - его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи.

И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

И немного статистики

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями.

Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.