Как прозвали эту установку советские. Военное обозрение и политика

Вторую мировую войну не зря называют «войной моторов», во время этого конфликта именно танки и самоходные установки определяли исход всех крупнейших боевых операций. Особенно справедливо это для Восточного фронта. Существует целый ряд легендарных боевых машин того периода, мы прекрасно их знаем благодаря книгам и кинофильмам.

Наиболее известными самоходными установками Великой Отечественной войны является немецкая САУ «Фердинанд» и советская СУ-152. Любопытнее всего, что эти боевые машины не являлись самыми массовыми: советская промышленность выпустила всего 670 единиц СУ-152, а количество изготовленных САУ «Фердинандов» равнялось 91 штуке. Этим стальным гигантам впервые довелось сойтись на Курской дуге, и для обеих машин это сражения было боевым дебютом.

В 1943 году выпуск обеих самоходок был прекращен. Однако до самого конца войны советские танкисты называли «Фердинандами» практически все немецкие САУ, а в любом советском или российском учебнике истории можно встретить упоминание о «Зверобое», которым советские солдаты прозвали СУ-152.

СУ-152 применялся до самого окончания войны, хотя количество этих машин в войсках постепенно уменьшалось из-за боевых потерь и износа двигателя и ходовой части. Оставшиеся «Зверобои» после войны практически все были порезаны на металл. Сегодня осталось лишь несколько единиц этой легендарной самоходки, все они находятся в различных музеях.

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии . Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр ». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие.

Описание конструкции

Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.

Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.

В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.

Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.

Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.

Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.

Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального — 12°.

Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.

Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.

СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.

Боевое применение

Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. Самоходка не сыграла решающей роли в этом сражении, по причине небольшого количества машин, которым располагали советские войска. Всего под Курск были направлены 24 единицы СУ-152.

Самоходную установку в основном использовали в качестве противотанкового средства. СУ-152 оказалась, чуть ли не единственным образцом советской бронетехники, которая могла гарантировано поражать все номенклатуру немецких танков и САУ на всех дистанциях боя.

Следует отметить, что серьезным противником для советских танкистов были не только всем известные «Тигры» и «Пантеры » (их было не так уж и много), не меньшую опасность представляли и модернизированные немецкие средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV с лобовой броней, доведенной до 70 мм. Советские бронебойные калиберные снаряды могли пробить ее только с минимальных дистанций (менее 300 метров).

152-мм снаряд СУ-152 был практически смертелен для любого типа немецкой бронетехники. Бронебойный снаряд буквально разбивал немецкие средние танки, не могла противостоять им и броня «Тигров» и «Пантер». При недостатке бронебойных снарядов, использовали бетонобойные и даже осколочно-фугасные. Последние не пробивали броню, однако они уничтожали прицелы, орудие и другое оборудование боевых машин. Энергия снаряда была настолько велика, что башни вражеских танков часто срывало с погона.

На Курской дуге СУ-152 была единственной советской боевой машиной, которая могла противостоять немецкой САУ «Фердинанд ».

СУ-152 были переброшены на самые танкоопасные направления. Солдаты с восторгом встречали появление нового сверхмощного противотанкового оружия и вскоре прозвали новую самоходку «Зверобоем». Хотя, количество этих боевых машин на Курской дуге было сравнительно небольшим, их появление оказало большое психологическое действие и на немцев, и на советских бойцов. Чтобы поднять боевой дух войск, о новых самоходках советским бойцам рассказывали в листовках, показывали о них фильмы.

СУ-152 действовали в основном из засад, уверенно уничтожая гитлеровскую бронетехнику. Количество танков и САУ противника, уничтоженных СУ-152, отличается в различных источниках. «Фердинандами» в Красной армии часто называли любую немецкую самоходку, а за «Тигры» принимали модернизированные варианты PzKpfw IV. Однако эффективность СУ-152 в качестве противотанкового средства не вызывает сомнений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В ряду образцов советской военной техники времен Великой Отечественной войны есть место для выпущенного в относительно небольшом количестве (670 экземпляров) «Зверобоя», как прозвали самоходную установку СУ-152 в войсках. Было два типа САУ, которые можно перепутать, тем более что названия их очень похожи. Орудия, установленные в рубках обеих машин, одинаковые - это замечательная пушка МЛ-20. А вот у ИСУ-152 значительно мощнее, она досталась в наследство от тяжелого танка ИС-2.

Название прижилось к обеим машинам, но так как разница между ними все же есть, следует обратить внимание на ту, у которой шасси от КВ, рассмотреть историю создания и причины ее появления на фронте.

Гаубица на шасси тяжелого танка

На ходовой части уже ставили эту гаубицу, правда, сделано это было иначе. Во время войны с Финляндией нашли боевое применение осадные орудия с КВ-2. Эти образцы имели ряд недостатков, в частности, очень высокий профиль, который демаскировал технику и облегчал попадание в нее вражеских средств поражения. Для того чтобы уменьшить вес и высоту САУ и упростить технологию ее производства, в 1943 году инженеры-танкостроители из Челябинска приняли решение установить орудие в неподвижной рубке. В декабре того же года опытно-конструкторские работы были завершены, и ЧКЗ приступил к серийному производству.

Нет ничего удивительного в том, как называли установку. СУ-152 так и расшифровывается: самоходная установка с орудием калибра 152 мм.

Истребитель танков

Вообще-то любое встречное сражение танковых соединений, согласно классической тактической науке, является следствием ошибки командования. Грамотный офицер или генерал должен позаботиться о скрытной концентрации своей бронетехники на том участке обороны противника, где будет обеспечено отсутствие серьезного противодействия. Однако Вторая мировая ломала устоявшиеся стереотипы, и танки нередко воевали друг с другом. К 1943 году у немцев появились «Тигры», способные наносить ощутимый урон советской бронетехнике с отдаленных позиций, поэтому появилась необходимость в особом ее классе - истребителе танков. «Зверобой», как прозвали самоходную установку СУ-152 почти сразу, должен был стать именно такой машиной, хотя гаубица МЛ-20 создавалась для другой задачи - прорыва укрепленных эшелонированных позиций хорошо окопавшегося врага.

Достоинства СУ-152

Неизвестно, как прозвали самоходную установку СУ-152 немецкие танкисты, но неприятностей она им доставляла немало. Советская самоходка могла вести огонь со скрытых позиций по навесной траектории, правда, для этого необходимы были ориентиры или корректировка.

Главным достоинством новой техники был сверхмощный калибр и большая дальность прицельного огня. Масса снаряда составляла от 40 до 49 килограммов, и при попадании гарантированно уничтожала любую бронированную цель. Реальной дальностью, позволяющей обоснованно надеяться на такой результат, было расстояние в 1800 метров. Ходовая часть и механика имели конструктивные недостатки, но их было не больше, чем у главного противника - танка «Тигр» Т-VI.

На первый взгляд это очень внушительные характеристики, но были и проблемы, позволяющие усомниться в том, что прозвище самоходной установки СУ-152 вполне обосновано.

Главный «зверь»

Для того чтобы объективно оценить шансы нашей самоходки при артиллерийской дуэли с «Тигром», необходимо произвести сравнение возможностей этих машин в такой ситуации.

Итак, первое, на что следует обратить внимание - дальность прицельного огня. Она у этих двух образцов примерно одинакова, но следует заметить, что качество немецкой оптики фирмы «Карл Цейс» выше, чем нашей, хотя и советские прицелы назвать скверными нельзя.

Второй важный фактор - скорострельность. Наши самоходчики могли сделать за минуту всего два выстрела, мешал большой вес снаряда (до 60 кг) и теснота в рубке. Немцы за это же время могли выстрелить шесть раз.

Предмет третьего сравнения - калибр. Это как раз то, что обусловило неофициальное название СУ-152. Здесь бесспорно превосходство нашей САУ над вражеским "зверем". Куда там 88 миллиметрам против наших 152-х! Неприятность состояла в том, что немецкого калибра вполне хватало, чтобы пробить шестисантиметровую броню советской самоходки. И снарядов у немцев в боекомплекте было намного больше - 90 против наших двадцати. И еще, у «Тигра» башня вращалась электромотором, а МЛ-20 имела угол доворота всего 12 градусов в каждую сторону.

Побеждают люди

Учитывая все характеристики, можно сделать вывод о том, что наша самоходка при столкновении с «Тигром» была практически обречена, но это не так. Каждый раз на исход дуэли влияли многие факторы, среди которых и выучка экипажей, и наличие боевого опыта, и знание местности, и просто отвага. Важно было и занять лучшую позицию, и как можно раньше обнаружить противника, и первым выстрелить, и, самое главное, попасть. И часто все это нашим танкистам-артиллеристам удавалось лучше, чем немцам. И тогда они могли похвалить свою машину: «Зверобой!» (как прозвали самоходную установку СУ-152 бойцы Красной Армии).

Многие наши соотечественники, в основном, конечно, из числа более старшего поколения помнят прекрасный фильм, созданный в конце 60-х о Великой Отечественной войне под говорящим названием «На войне как на войне», где довольно достоверно была показана короткая и трагическая страница из жизни одного из экипажей самоходной артиллерийской установки СУ-85. Что это была за боевая техника, которую по своему незнанию многие гражданские люди часто называют в основном танком, а специалисты зовут просто и коротко "САУ"?

САУ СУ-152 майора Санковского - командира одной из батарей САУ 13-й армии. Его экипаж уничтожил в первом бою во время Курской битвы 10 танков противника


Да, САУ действительно родная сестра танка, но, тем не менее, это далеко не танк, у САУ нет башни и такого мощного бронирования как у танка, да и сама тактика применения САУ тоже отличается от танковой, согласно тогдашним боевым уставам, основными задачами самоходов была поддержка артиллерийским огнем своих войск с закрытых огневых позиций, борьба с танками противника и непосредственная огневая поддержка пехоты на поле боя, ведя огонь прямой наводкой, реально бывало и так, что подразделения САУ бросали в бой просто как танки, ввиду отсутствия или нехватки последних.

Главное достоинство САУ - это ее орудие, а орудия у самоходов были гораздо мощнее танковых пушек и имели гораздо большую дальность стрельбы, таким образом, являясь танкистами по условиям службы и некоторым схожим особенностям действий в бою, тем не менее, части и подразделения САУ относились в годы ВОВ к артиллерии, да и сейчас таковыми являются. После войны, в Советской Армии офицеров для самоходной артиллерии, учитывая специфику данного вооружения, готовили в специальном отдельном артиллерийском училище в г.Сумы на Украине.

В начале войны Красная Армия практически не имела на своем вооружении САУ, так, были отдельные почти опытные экземпляры и не более того, а вот у германцев в этом деле был полный порядок, в начале вторжения на территорию СССР у них на вооружении уже состояли так называемые штурмовые орудия StuG. Штурмгешютц, которая была основной и самой массовой САУ германской армии, начиная с 1940 по 1945 год, всего немцы изготовили и отправили в войска 8636 этих самоходок, в своем большинстве имевших на вооружении 75-мм орудия. Из немецких источников также известно, что именно эти САУ у них были главным противотанковым средством и главным средством поддержки пехоты на поле боя, эти же немецкие источники утверждают что за всю войну при помощи данных штурмов было уничтожено почти 20 тыс. советских танков и САУ, цифра огромная и, судя по всему, она близка к реальности.

Было у них множество других видов САУ и штурмовых орудий, однако их количество по сравнению со штурмами было не столь значительно, а производство самых совершенных новоделов типа «Фердинандов-Элефантов», «Ягдпантер» и «Ягдтигров» вообще являлось у немцев штучным, а то и вовсе подходило под определение опытных образцов.

Немецкие тяжелые САУ «Ягдпантера» на марше во французском городе Бургтерулд-Энфрвиль

Немецкий тяжелый истребитель танков «Ягдтигр» из состава 653-го батальона истребителей танков, брошенный немцами в Нойштадте (Neustadt an der Weinstraße)

Штурмовое орудие StuG III Ausf. F 6-й полевой армии вермахта под Харьковом

Все эти штурмы у германцев были сведены в батальоны, каждый из которых включал по три батареи, в каждой находилось по 6 таких штурмовых орудий, а всего в германских танковых войска на начальном этапе войны было 6 батальонов StuG, которые насчитывали всего лишь 108 орудий. Они все были рассредоточены в составе армий «Север», «Центр» и «Юг». Имея довольно низкий габарит и получив после очередной модернизации длинноствольное 75 мм орудие и защитные бортовые экраны, это штурмовое орудие довольно удачно и очень эффективно боролось против советских танков, даже против Т-34 и КВ, осторожно подкрадываясь, умело используя складки местности, германские штурмы, не имея возможности взять советский средний танк в лоб, словно шмели жалили и поражали его в корму и борта, таким образом выводили из строя не только Т-34, но и КВ, разбивали у последнего гусеницы, но это все же была САУ непосредственной поддержки пехоты, даже ее БК и тот на 80% состоял из осколочных снарядов.

Первая наша САУ, наконец-то, появилась только к началу 1943 года - это знаменитая СУ-76М, она была предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и использовалась в роли легкого штурмового орудия или ПТ-САУ. Машина оказалась настолько удачной, что почти полностью заменила все легкие танки, которые в начальный период войны так неудачно поддерживали нашу пехоту на поле боя.

Советские самоходные артиллерийские установки СУ-76М в Вене, Австрия

Советская пехота при поддержке САУ СУ-76 атакует немецкие позиции в районе Кенигсберга

Всего за годы войны было выпущено 360 СУ-76 и 13292 СУ-76М, что составило почти 60% от выпуска всей самоходной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.

Свое боевое крещение СУ-76 получила на Курской дуге, основным вооружением данной САУ было ее универсальное дивизионное орудие ЗИС-3.

Подкалиберный снаряд данной пушки на дистанции в полкилометра был в состоянии пробить броню толщиной до 91 мм, таким образом, это орудие могло поражать любое место корпуса немецких средних танков, а также борта «Тигров» и «Пантер», но только с расстояния не далее чем на 500 метров, поэтому, чтобы поразить германский танк, экипажу было необходимо вначале выбрать удачную позицию, замаскироваться, а после нескольких выстрелов мгновенно покинуть ее и переехать на запасную, иначе не уцелеть, недаром бойцы дали прозвище своему орудию «Смерть врагу, капут расчету!» Так и воевали, пехота полюбила эту простую машину, так как всегда спокойнее идти в атаку, когда рядом с тобой ползет пушка-танк, готовая в любой момент подавить ожившую огневую точку, а то и отбить атаку танков.

Особенно здорово эти САУ показали себя при штурме населенных пунктов, там, где было множество развалин и ограниченных проездов, там, где танки и более мощные САУ не могли проехать из за своих габаритов, а огневая поддержка пехоте, ох, как была необходима и тут на выручку пехоте как всегда приходили вездесущие и незаменимые СУ-76.

Крыши у этого чудо орудия не было, но это, наоборот, было большим плюсом, так как из боевой рубки был отличный обзор поля боя, а в случае необходимости можно было без труда покинуть подбитую машину, так что во время дождя бойцы накрывали свою СУ сверху вместо крыши брезентовым верхом как у кабриолета, внутри всегда находился наготове пулемет ДТ, снаряды БК для орудия, личное и личные вещи экипажа, сухой паек и, конечно же, фото любимой девушки водителя САУ, прикрепленное обычно на боковой стенке возле приборного щитка.

При всех положительных качествах этого советского штурмового орудия, война есть война, по воспоминаниям фронтовиков, из-за своих бензиновых двигателей при поражении вражескими снарядами горели эти СУ-76 быстро и ярко, главное было быстро выскочить из САУ, если, конечно, тебе повезло, ты остался в живых и можешь отбежать в сторону, иначе пострадаешь от взрыва своего же БК. При бое в городе самоходчиков СУ-76 ждала другая напасть, нужно было постоянно крутить вокруг головой на все 360 градусов, иначе какой-нибудь сопливый фольксштурмовец мог запросто закинуть из окна дома прямо в боевую рубку одну, а то сразу и несколько гранат, если, конечно, прозеваешь и не успеешь вовремя его подстрелить, иначе быть беде, может взорваться БК и опять нужно будет всем выпрыгивать из машины, таковы суровые реалии войны.

К весне 1943 года советское командование пришло к неутешительному для себя выводу, что у Красной Армии не было, оказывается теперь танков и других противотанковых средств, способных надежно поражать германскую БТТ с расстояния дальше, чем на 500 метров, увлекшись количеством, наши танкостроители совсем позабыли про качество и дальнейшее усовершенствование своей БТТ, а немцы, оказывается, не сидели, сложив руки, а, сделав правильные выводы за прошедшие два года войны, провели существенную модернизацию всей имевшейся у них в то время БТТ, плюс к тому же разработали еще и новые более мощные и современные типы танков и САУ. В итоге танковым войскам РККА пришлось идти в бой под Курском с тем, что они имели на то время на своем вооружении, а это в основном на Т-34-76, КВ, да еще с кучей различных легких танков типа Т-70 и т.п.

Главнокомандующий И.В. Сталин лично осматривает «Зверобоя» СУ-152

Советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 на огневой позиции. Западный фронт

Советская тяжелая самоходно-артиллерийская установка СУ-152 выдвигается на новую позицию. 2-й Прибалтийский фронт, 1944 год

Интерьер самоходной установки СУ-152. На переднем плане - массивная казенная часть 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 с открытым поршневым затвором. За ней, на своем рабочем месте, - командир машины, перед открытым посадочным люком которой установлена панорама ПТК-4. Курская дуга

К началу Курского сражения в войска успели поставить всего несколько отдельных тяжелых самоходных полков (ОТСАП) СУ-152. Каждый такой полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Эти тяжелые САУ предназначались в основном для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Только эти САУ и смогли на равных бороться со всеми типами германских танков.

Действуя в обороне в основном из засад, СУ-152 показали, что нет такой вражеской техники, которую они не могли бы уничтожить. 152-мм бронебойные снаряды разбивали средние немецкие танки Pz Kpfw T-III и Pz Kpfw T-IV, броня новых «Тигров» и «Пантер» тоже не могла ничего противопоставить этим снарядам. Зачастую за неимением бронебойных снарядов по танкам врага стреляли фугасными или бетонобойными. При попадании в башню фугасный снаряд срывал ее с погона. Бывали моменты, когда эти башни буквально летали в воздухе. Наконец, СУ-152 была единственной советской боевой машиной, способной успешно противостоять грозной немецкой САУ «Фердинанд» или, как еще ее называли, «Элефант». Что это было за чудище, о котором ходило столько легенд и слухов?

Так, из немецких источников известно, что он имел на своем вооружении 88-мм нарезное орудие, в состав его БК входило 50-55 бронебойных снарядов массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с, которые пробивали на дистанции в 1000 м 165-мм броню, а подкалиберный снаряд этой САУ массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с - пробивал 193-мм броню, что обеспечивало «Фердинанду» безусловное поражение любого из существовавших тогда танков, лобовое бронирование самого слона доходило до 200 мм.

Немецкая тяжелая САУ «Фердинанд» и ее экипаж

На наше счастье такого чудо-оружия под Курском у немцев было не много, всего-то два дивизиона, в одном к началу сражения имелось 45, а во втором - 44 «Фердинанда», итого всего 89 единиц. Оба дивизиона находились в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса и участвовали в тяжелых боях на северном фасе Курской дуги против войск Рокоссовского в районе станции Поныри и поселка Теплое, так что рассказы о сотнях сражавшихся Фердинадов-Элефантов - это миф и не более того.

По итогам обследования представителями ГАУ и НИБТ Полигона Красной Армии сразу после окончания основной фазы сражения 15 июля 1943г., известно, что большая часть "Фердинандов" подорвалось на минных полях, а всего их было обнаружено 21 ед. поврежденных и подбитых, из них у пяти были повреждения ходовой части, вызванные попаданиями снарядов калибра 76-мм и более. У двух немецких САУ стволы орудий оказались прострелены снарядами и пулями противотанковых ружей. Одна машина была разрушена даже прямым попаданием авиабомбы, а еще одна - попаданием 203-мм гаубичного снаряда прямо в крышу рубки.

И только одно германское чудище этого типа получило пробоину в своем борту в районе ведущего колеса непосредственно от огня танков, как, оказалось, по нему в ходе боя беспрерывно вели огонь с различных направлений сразу семь танков Т-34 и целая батарея 76-мм орудий, получается, что один слон сражался против почти роты танков и батареи ПТО? А было и наоборот, это когда один "Фердинанд", не имевший повреждений корпуса и ходовой части, был подожжен всего лишь обыкновенной бутылкой с зажигательной смесью, брошенной нашими пехотинцами, удачный бросок копеечной бутылкой и стоящая несколько миллионов германских рейсхмарок боевая машина была обращена в груду железа.

Единственным достойным противником тяжелых немецких самоходок на курских полях оказалась советская СУ-152 «Зверобой». Именно полк наших «Зверобоев» СУ-152 встретил 8 июля 1943 года атакующие «Фердинанды» 653-го дивизиона, подбив при этом четыре вражеские машины. «Зверобой» уступал «Фердинанду» в скорострельности и бронировании, так, немецкий экипаж успевал произвести два, а то и все три выстрела, так как снаряды германской САУ имели вес от 7,5 до 16 кг, а у нас весили все 43 кг!!!, Кто служил в танкистах, тот знает, как это не просто вручную зарядить 115-мм или даже 100-мм танковую пушку, достать снаряд из боеукладки и затем дослать его в казенную часть орудия, и все это в замкнутом, темном и ограниченном пространстве БО, а каково было заряжающему СУ-152, ему необходимо было вначале уложить в лоток снаряд, затем заряд, боеприпас-то у орудия этой СУ был раздельным, и только после всех этих манипуляций можно было дослать готовый артвыстрел в казенную часть орудия, а наводчику найти цель, прицелиться и произвести выстрел так, что, к сожалению, не всегда наши самоходчики успевали вовремя ответить на выстрел выстрелом, зато сорокакилограммовый снаряд любого типа, удачно запущенный из СУ-152, а позднее из ИСУ-152, поражал всё и всех, даже фугасный снаряд, посланный в тот же «Фердинанд», не пробив его брони, тем не менее, был способен протрясти его до основания, орудие немецкой САУ срывало с креплений, а экипаж терял способность ориентироваться в пространстве, оставалось только одно, это отправлять данного слона на ремонт в рейх, а экипаж, либо в госпиталь, либо в дурдом.

Тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», бортовой номер «723» из состава 654-го дивизиона (батальона), подбитое в районе совхоза «1-е мая». Снарядными попаданиями разрушена гусеница и заклинено орудие. Машина входила в «ударную группу майора Каль» в составе 505-го тяжелого танкового батальона 654-го дивизиона

Всего же в июле - августе 1943 года немцы потеряли 39 «Фердинандов». Последние трофеи достались Красной Армии уже на подступах к Орлу - на железнодорожной станции было захвачено несколько подготовленных к эвакуации поврежденных «Элефантов».

Первые бои «Фердинандом» на Курской дуге стали, по существу, и последними, где эти САУ использовались в массовом количестве. С тактической точки зрения, их применение оставляло желать лучшего. Созданные для истребления советских средних и тяжелых танков на больших дистанциях, германцы их применили всего лишь в качестве передового «броневого щита», вслепую тараня инженерные заграждения и противотанковую оборону, понеся при этом большие потери, таким образом, выяснилось, что немцы сами до конца так и не поняли, как необходимо правильно применять это современное, дорогое и очень мощное вооружение того времени.

Но все же еще мощнее слона, самым мощным противотанковым средством второй мировой был признан германский истребитель танков, так называемый «Ягдтигр», он был создан на базе танка T-VI «Королевский тигр». Вооружение истребителя танков составляла 128-мм полуавтоматическая зенитная пушка, «Ягдтигр» мог поражать танки противника на дальности почти 2 500 м.!!! Бронирование истребителя танков было очень сильным, так, лобовая броня корпуса достигала 150 мм, а рубки почти 250 мм!!! боковые стенки корпуса и рубки - 80 мм. Выпуск этой машины начался в середине 1944 года, однако выпущено таких монстров было немного, буквально штуки, так, в марте 1945г. против наших союзников на Западном фронте их всего было чуть больше 20 единиц, убийственное действие этих "тигроидов" почувствовали на себе американские танкисты, когда их "Шерманы" немцы без особого труда поражали с дальности чуть ли не в три километра, данное чудо военной техники может поражать, по мнению специалистов, даже некоторые типы современных танков.

[

size=1]Колонна советских САУ на марше в Восточной Пруссии. На переднем плане СУ-85, на заднем - СУ-85М (отличима по деталям маски орудия)

Лагерь советских войск в Красном Селе. На переднем плане две САУ СУ-85. За ними грузовик и еще одна боевая машина (танк или САУ). На заднем плане правее танк Т-34 и грузовики

В 1944 году на вооружении Красной Армии появился, наконец-то, настоящий истребитель германских танков - это знаменитая СУ-100, заменившая хорошую, но уже устаревшую СУ-85.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. Каждый полк имел 21 машину. В конце 1944 года приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.

Звездный час этой самоходки настал в начале 1945 года, в тяжелейших боях у озера Балатон, когда германский фюрер поставил на карту все и бросил в бой весь цвет своего танкового войска. Именно во время Балатонской операции в марте 1945г. СУ-100 применили в массовых количествах при отражении последнего крупного немецкого контрнаступления на территории Венгрии.

САУ СУ-100 лейтенанта Алферова в засаде. Район озера Веленце

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон

Действовали наши самоходчики очень грамотно и умело, в основном из засад, словно хищный зверь на охоте, СУ-100 из укрытий и засад своим мощным орудием пробивала насквозь практически всю германскую бронетехнику, которую немцы бросили на прорыв, чтобы любой ценой добиться успеха, им даже кое-где удалось рассечь оборону наших войск, однако наступление выдохлось и остановилось, вводить в прорыв было некого, все германские танки были просто выбиты, даже новоделы типа «Ягдпантер» и "Ягдтигров" им не помогли, все они пали под ударами СУ-100 и Т-34-85, в итоге всегда дисциплинированная немецкая пехота начала самовольный отход на свои исходные позиции.

Таким образом, за годы Второй мировой войны только две армии в мире имели на своем вооружении действительно современные и эффективные САУ - это Красная Армия и германский Вермахт, остальные государства сумели решить вопросы обеспечения своих войск самоходными артиллерийскими системами только после окончания войны.

Изучая все новые и новые подробности прошедшей Великой войны, до сих пор не перестаешь удивляться тому, какого сильного врага победили наши отцы и деды, против какого мощного и современного оружия им удалось тогда устоять.

Вечная память бойцам и командирам Красной Армии, павшим в боях на полях сражений Второй мировой.

Статью подготовил: Bersrk

Самоходная установка СУ-152 (КВ-14) была разработана в декабре 1942 г. ‒ январе 1943 г. конструкторским бюро Челябинского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина на основе проекта КБ УЗТМ, выполненного Г. Н. Рыбиным, К. Н. Ксюниным и др. в марте 1942 г. Ведущим конструктором машины был Л. С. Троянов. Опытный образец был изготовлен 24 января 1943 г. и имел заводское обозначение КВ-14 («Объект 236»). В начале февраля 1943 г. установка успешно прошла испытания на Чебаркульском полигоне и постановлением ГКО от 14 февраля 1943 г. была принята на вооружение РККА. В серийном производстве век СУ-152 оказался недолгим - в 1943 году на ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка ИС, который хоть и являлся прямым наследником КВ, но «обратной совместимости» с ним по узлам и механизмам не имел. Поскольку СУ-152 очень хорошо себя зарекомендовала в боях, с самого начала конструкторских работ разрабатывался ее эквивалент на базе танка ИС. В конце октября 1943 года такая машина была построена, получила название ИСУ-152 и после успешных испытаний была запущена в серийное производство. В ноябре и декабре 1943 года СУ-152 выпускались совместно с ИСУ-152 , а с января 1944 года последняя полностью заместила СУ-152 на сборочных линиях ЧКЗ. Таким образом декабрь 1943 года стал последней точкой в истории серийного производства танка КВ и машин на его базе. Полное число построенных СУ-152 неодинаково в различных источниках информации, чаще всего упоминаются цифры в 670 или 704 выпущенных самоходки.

Описание конструкции

Установка СУ-152 относилась к типу полностью бронированных самоходных установок с передним расположением броневой рубки и была создана на базе танка КВ-1С . Боевое отделение и отделение управления были совмещены. Экипаж состоял из пяти человек. Механик-водитель располагался слева впереди в отделении управления, за ним наводчик, за наводчиком - заряжающий. Справа от орудия впереди размещался командир машины, за ним - замковый. Для наблюдения за полем боя использовались перископ ПТК-4, обеспечивавший круговой обзор и пять призменных зеркальных смотровых приборов, установленных на крыше броневой рубки и крышках левого и кормового люков. В крышке правого люка имелся лючок для сигнализации. У механика-водителя имелся смотровой лючок со стеклоблоком, закрываемый броневой крышкой со смотровой щелью. Посадка экипажа производилась через два люка, закрываемых броневыми крышками: круглый, расположенный в передней части крыши справа и прямоугольный двухстворчатый люк, расположенный в кормовой части крыши и кормовом листе рубки. В днище корпуса в боевом отделении располагался запасной (аварийный) люк. Левый круглый люк, закрывавшийся броневой крышкой, предназначался для панорамы Герца.

Главнокомандующий И.В.Сталин лично осматривает нового «Зверобоя» СУ-152

Основным оружием являлась 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С с поршневым затвором с инерционным предохранителем и щелевым дульным тормозом, смонтированная в рамке в лобовом броневом листе броневой рубки. Длина ствола составляла 28,8 калибра, высота линии огня - 1800 мм. В 1931 г. в Мотовилиху г. Перми был направлен талантливый военный инженер Ф.Ф. Петров. С 1934 г. он стал старшим конструктором бюро литерных чертежей, а с 1938 г. начальником опытного конструкторского бюро. Под руководством Петрова в 1937 г. была разработана 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 (индекс М или МЛ значил – «Мотовилиха»), которая прекрасно показала себя в годы Великой Отечественной войны. Именно из такой пушки был произведен первый выстрел по территории Германии в августе 1944 г. О напряженности работы над МЛ-20 говорит тот факт, что в журнале КБ, регистрирующем вносимые изменения в проект, к августу 1937 г. значилось 897 записей.

В 1940 г. Ф.Ф. Петров был переведен в Свердловск на Уралмаш. А конструкторское бюро завода, судя по заявлению его сотрудников, «с 1940 г. …бюро работает без малейшей отдачи… За указанный период времени бюро не внедрило на валовое производство ни одного своего нового образца артиллерийских машин. …Большинство остальных машин 1941-1942 гг. либо не выдержали испытаний, либо их отладка затягивалась на долгие годы, ввиду чего они теряли свою актуальность, что приводило их так же в архив или на склад». Под этим заявлением в обком партии подписалось 13 конструкторов. Спасло положение эвакуация из Ленинграда Особого конструкторского бюро №172, состоящего из заключенных-инженеров, осужденных за «вредительство» или «антисоветскую деятельность». Ведущим конструктором этого КБ был М.Ю. Цирульников, осужденный Особым совещанием НКВД по 58-ой статье к 8 годам заключения.

Появление еще одного КБ на заводе оживило научную мысль и внесло элемент соревнования между конструкторами. Так, разработку 45-мм противотанковой пушки поручили сразу нескольким КБ. КБ Мотовилихинского завода предложило вариант М-6, эвакуированное ОКБ – М-42. При испытаниях выстрел из М-42 оказался кучнее; т.е. вариант, предложенный заключенными, был лучше. То же было и с проектом увеличения мощности 152-мм пушки МЛ-20. В отчете начальника КБ Мотовилихинского завода их неудача в основном объясняется тем, что конструктор, которому было поручено вести разработку, уехал в дом отдыха, и «работа остановилась». В докладе на партсобрании «Итоги работы опытно-конструкторского бюро за 1943 г. и задачи, поставленные наркомом перед конструкторами на 1944 г.» главный инженер завода Гуренко привел еще несколько факторов, снижающих эффективность их работы. В частности, он отметил, что их опытные образцы изготавливаются в последнюю очередь, тогда как образцы ОКБ-172 - в первую, а связано это с тем, что разработки ОКБ-172 «делались по приказу Наркома» (имеется в виду нарком внутренних дел Берия).

На счету лагерной «шарашки» ОКБ-172 - разработка пехотной противотанковой пушки М-42 («Аннушки»), модернизация гаубицы-пушки 152-мм МЛ-20 (позже использовалась в самоходке ИСУ-152), разработка 122-мм самоходки повышенной мощности М-22, 76-мм дивизионной пушки БЛ-14, 85-мм противотанковой пушки БЛ-19 и других.

За годы войны Мотовилихинским заводом было выпущено 48,6 тысяч пушек, т.е. каждая четвертая, произведенная в стране. Многие из них были разработаны заключенными инженерами. М.Ю. Цирульников по ходатайству наркома вооружения Д. Устинова в 1943 г. был досрочно освобожден, другие конструкторы остались в заключении. Причем, Цирульников был только освобожден, но не реабилитирован, поэтому возвращаться в Ленинград ему было запрещено. С этого времени судьба Михаила Юрьевича Цирульникова была связана с нашим городом – сначала он стал главным конструктором завода №172 им. Молотова, затем участвовал в разработке маршевого ракетного двигателя для межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2 (НПО «Искра»), преподавал в политехническом институте.

Заводское КБ за годы войны также разработало несколько артсистем, в том числе самоходную артустановку СУ-152 на базе в очередной раз модернизированной МЛ-20. Эти самоходки впервые приняли участие в боях на Курской дуге, где немцы также применили свои новые разработки – танки «Тигр» и «Пантера». Выстрел из СУ-152 срывал башни с «Королевских Тигров» и «Пантер».В конструкции противооткатных устройств использовались гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Для наводки орудия использовались ручные секторные механизмы, которые обеспечивали углы вертикальной наводки от -5 до +18 градусов, по горизонтали - в секторе плюс-минус 12 градусов. Для наводки орудия на цель использовались подъемный и поворотный механизмы секторного типа и прицелы: телескопические СТ-10 или КТ-5 - при стрельбе прямой наводкой и панорама Герца - при стрельбе с закрытых огневых позиций. При стрельбе ночью шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная стрелки имели специальную подсветку. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 м, наибольшая - 6200 м (по другим данным, в т. ч. тех же авторов - 13000 м - А. С.). Скорострельность пушки-гаубицы составляла 2 выстрела в минуту. Для облегчения заряжания орудия был установлен откидной лоток, который обеспечивал устранение задевания ведущего пояска снаряда за срез трубы ствола. В боекомплект установки входили 20 выстрелов раздельного гильзового заряжания. Для стрельбы использовались:

Бронебойные снаряды:

  • Остроголовый без баллистического наконечника БР-540 массой 48,8 кг (0,66 кг взр. в-ва) с нач. скор. 600 м/с;
  • Тупоголовый с баллистическим наконечником (на вооружении с конца 1944 года) БР-540Б массой 46,5 кг (0,48 кг взр. в-ва) 600 м/с;
  • Морской полубронебойный обр. 1915/28 гг. массой 51,07 кг (3,2 кг взр. в-ва) с нач. скор. 573 м/с.

Бетонобойные снаряды:

  • Бетонобойный дальнобойный гаубичный Г-530 и Г-530Ш массой 40 кг (5,1 кг взр. в-ва);
  • Бетонобойный пушечный дальнобойный пушечный Г-545 массой 56 кг (4,2 кг взр. в-ва).

Осколочно-фугасные снаряды:

  • Стальная пушечная дальнобойная граната ОФ-540 массой 43,6 кг (5,9-6,25 кг взр. в-ва);
  • Старая пушечная остроголовая граната Ф-542 массой 38,1 кг (5,86 кг взр. в-ва);
  • Старая пушечная тупоголовая граната Ф-542Ш массой 40,6 кг (6,06 кг взр. в-ва);
  • Стальная гаубичная дальнобойная осколочно-фугасная граната ОФ-530 массой 40 кг (5,47-6,86 кг взр. в-ва);
  • Сталистого чугуна гаубичная дальнобойная осколочная граната О-530А массой 40 кг (5,66 кг взр. в-ва).

Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7.62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 гранат Ф-1, позднее боекомплект к ППШ был увеличен до 1562 патронов (22 диска).

Броневая защита - противоснарядная. Корпус и рубка установки были сварены из броневых катаных листов толщиной 20, 30, 60 и 70 мм. Маска пушки имела толщину 60 мм. Зазор между подвижной бронировкой орудия и верхним лобовым листом корпуса машины был защищен броневым прикрытием.

Надписи обозначают толщину и наклон бронелистов

Лобовой, скуловые, бортовые и кормовой броневые листы рубки, а также лобовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. Борта корпуса - вертикальные. В правом нижнем бортовом листе корпуса в боевом отделении располагался люк для загрузки боеприпасов, закрываемый откидной броневой крышкой на петлях. В закрытом положении крышка люка удерживалась двумя болтами. Для стрельбы из личного оружия в лобовом и кормовом листах броневой рубки имелись специальные отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы, приваренных к бортовой броне корпуса. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман для выхода охлаждающего воздуха из САУ. Для защиты от попадания посторонних предметов карман закрывался проволочной сеткой. Крыша броневой рубки - съемная, состоящая из двух частей, соединенных между собой. С передним, скуловыми, боковыми и кормовым листами рубки листы крыши соединялись с помощью болтов. В передней части крыши рубки помимо двух люков и отверстия под смотровой прибор, имелись два отверстия (справа) для установки командирской панорамы и антенного ввода, прикрытого броневым стаканом, и сзади справа - лючок, закрывавшийся откидной броневой крышкой на петлях, для доступа к заправочным горловинам топливных баков, расположенным в боевом отделении. Отверстия под смотровые приборы в крыше рубки и крышках люков имели броневое прикрытие. Вентиляция боевого отделения осуществлялась за счет тяги воздуха, создававшейся работающим двигателем при открытых шиберах в моторной перегородке. Крыша над моторно-трансмиссионным отделением состояла из двух съемных броневых листов, крепящихся к корпусу САУ болтами. Первый лист крыши в центральной части имел люк для доступа к двигателю, закрывавшийся броневой крышкой. В центре крышки в выпуклой ее части находилось отверстие, закрывавшееся броневой пробкой, которое предназначалось для заливки воды в систему охлаждения двигателя. По краям листа вдоль бортов корпуса имелись два прямоугольных отверстия для доступа охлаждающего воздуха к двигателю машины, закрывавшиеся сверху защитными сетками. В задней части листа были сделаны два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые прикрытия. Задний броневой лист имел два круглых люка для доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, которые закрывались откидными броневыми крышками на петлях. Днище корпуса было сварено из двух броневых листов и имело люки и отверстия, закрываемые броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовался один тетрахлорный огнетушитель.

Одна из первых серийных САУ СУ-152

В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных баллонов емкостью 5 л каждый. Емкость основных топливных баков составляла 600-615 л. При установке запасных наружных баков запас возимого топлива увеличивался на 360 л. Запас хода установки по шоссе на основных баках достигал 330 км.

В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач переднего и две передачи заднего хода, два многодисковых бортовых фрикциона с трением сталь по стали, с плавающими ленточными тормозами с накладками феродо и два бортовых планетарных редуктора. Приводы управления трансмиссией - механические.

Подвеска - индивидуальная торсионная, с ограничителями хода опорных катков. В состав гусеничного движителя входили двенадцать сдвоенных опорных катков (диаметром 600 мм), шесть поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, два ведущих колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с мелкозвенчатыми гусеницами. Опорные и поддерживающие катки, а также направляющие колеса были выполнены цельнометаллическими - без резиновой амортизации. Ширина штампованного трака гусеницы составляла 608 мм.

Электрооборудование установки было выполнено по однопроводной схеме, за исключением аварийного освещения (двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 или 6СТЭ-144, соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью соответственно 256 А-ч или 288 А-ч, а также генератор ГТ-456ЗА мощностью 1 кВт с реле-регулятором РРА-24. В состав потребителей электроэнергии входили: электростартер СТ-700 с пусковым реле РС-371 или РС-400, радиостанция, телефонные аппараты ТПУ, электросигнал, приборы внутреннего и наружного освещения и освещения артприборов, контрольно-измерительные приборы, электроарматура и электропроводка. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция 9Р или 10Р (10РК-26) с умформерами РУ-75В и РУ-11Б, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-4БИС.

Организационно-штатная структура

Поскольку из серийных самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 поступила в войска позже других, то формирование оснащённых ими частей началось уже после передачи самоходной артиллерии командующему бронетанковыми и механизированными частями РККА весной 1943 года. Однако по аналогии с организационно-штатной структурой ранее сформированных частей, вооружённых СУ-76 и СУ-122, оснащённые СУ-152 части самоходной артиллерии также решили формировать в виде тяжёлых самоходно-артиллерийских полков (ТСАП). Эта полковая структура была заимствована из артиллерии и была удобной в тактическом и организационном плане. Первый её вариант для ТСАП под № 08/218 при 12 СУ-152 и 361 человек в полку всё ещё сохранял некоторые особенности организационно-штатной структуры, характерные для «чистых» артиллеристов. Его организация включала в себя:

СУ-152 ведёт огонь

  • Управление полка;
  • Штаб полка со Взводом управления;
  • 6 огневых батарей (по 2 СУ-152 в каждой);
  • Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.

В апереле тяжёлые самоходно-артиллерийские полки РВГК переводились на штат № 010/454, отличавшийся от предыдущего штата введением во взвод управления полка танка KB для командира полка и одного бронеавтомобиля БА-64 для разведки и связи. Его организация включала в себя:

  • Управление полка
  • Штаб полка со Взводом управления (1 КВ командира полка, 1 БА-64 для ведения разведки)
  • 6 батарей (по 2 СУ-152 в каждой)

В середине 1943 г. во всех самоходно-артиллерийских полках было произведено значительное сокращение личного состава, сама же организация полков осталась прежней.

Самоходно-артиллерийские полки РВГК смешанного типа прежде всего предназначались для усиления танковых частей в качестве их подвижной войсковой артиллерии, а также для усиления пехоты и танков общевойсковых соединений в качестве артиллерии сопровождения. При этом предполагалось и считалось возможным привлекать их к стрельбе с закрытых огневых позиций для поддержки пехоты и танков. Однако в ходе боев, в которых участвовали смешанные самоходно-артиллерийские полки, выявился ряд организационных недостатков. В результате в октябре 1943 г. организационно-штатная структура ТСАП была пересмотрена в сторону унификации с штатами полков, вооружённых СУ-76 и СУ-85 , которые были более характерны для танковых войск, и организована по штату № 010/482 (234 человек, 12 СУ-152 и 1 КВ-1С). Его организация включала в себя:

  • Управление полка
  • Штаб полка со Взводом управления (1 КВ-1С командира полка)
  • 4 батареи (по 3 СУ-152 в каждой)
  • Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Ремонтный взвод, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.

Однако и этот вариант не был окончательным. В связи с запуском в серию новой САУ ИСУ-152 под них был разработан штат № 010/461, во многом унифицированный со штатом отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка (ОГвТТП), всего 21 машина в обоих случаях. Этот вариант организационно-штатной структуры был признан оптимальным и просуществовал вплоть до конца войны.Его организация включала в себя:

  • Управление полка
  • Штаб полка со Взводом управления (1 СУ-152/ИСУ-152 командира полка)
  • 4 батареи (по 5 СУ-152/ИСУ-152 в каждой)
  • Рота автоматчиков
  • Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Ремонтный взвод, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Сапёрный взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.

Боевое применение

Боевым дебютом СУ-152 стало сражение на Курской дуге, где находились два ТСАП общей численностью 24 машины этого типа. Ввиду малого количества, заметной роли в масштабе всей битвы они не сыграли, однако важность их наличия не подвергается сомнению. Использовались они в большей степени как истребители танков, поскольку только они одни из наличествующих образцов советской бронетехники могли эффективно бороться с новыми и модернизированными немецкими танками и САУ на практически любой дистанции боя.

Перед началом Курской битвы Воронежский фронт имел в своём составе один тяжёлый самоходный артиллерийский полк с СУ-152, 1529 ТСАП. Данный полк входил в состав 7-й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта М. С. Шумилова. В тактическом отношении, полк был подчинён 201 отдельной танковой бригаде, укомплектованной английскими танками «Валентайн» и «Матильда» . СУ-152 полка активно использовались в боях с немецкими войсками, входящими в группу «Кемпф». Главным образом, самоходки использовались для стрельбы с закрытых огневых позиций, но имелись и случаи ведения огня по танкам противника прямой наводкой.

Экипаж майора Санковского, командира одной из батарей СУ-152, за один день вывел из строя 10 вражеских танков

Цитата из наградного листа гв. майора Алексея Фёдоровича Санковского:

...Тов. Санковский в боях на Орловско-Курском направлении показал себя мужественным и храбрым командиром.

Когда командир полка выбыл из строя, он будучи 5 VII 1943 сам ранен, принял на себя командование полком и, взаимодействуя с 164-й Танковой Бригадой с 5 VII 1943 по 1 VIII 1943 в районе Чернь, Подсоборовка, Подисеево под его руководством полк нанёс большой урон в живой силе и технике противнику, при этом уничтожено:

  • Танков Т-VI «Тигр» - 7 шт;
  • Танков Т-III и Т-IV - 39 шт;
  • Самоходных орудий «Фердинанд» - 11 шт;
  • ПТО - 24 шт;
  • Автомашин с различными грузами - 12 шт;
  • Полевых орудий - 12 шт;
  • Шестиствольных миномётов - 2 шт;
  • Наблюдательных пунктов - 1
  • Солдат и офицеров противника до 890 человек.
  • Подавлено - Батарей - 3, орудий полевых - 3.

За проявленное мужество и отвагу в боях с немецкими оккупантами и умелое руководство полком достоин правительственной награды Орден "Красного Знамени".

Не умаляя мужество героя, следует иметь в виду, что в Красной армии «Фердинандом» очень часто называли любую немецкую САУ, а за «Тигр» принимали экранированные варианты PzKpfw IV , сильно изменившие свой внешний облик. Однако эффективность применения СУ-152 по вражеским бронецелям была относительно высокой, и появившееся ещё до Курской битвы прозвище самоходки «Зверобой» укоренилось в Красной армии, что имело важное значение для поднятия морального духа войск, понёсших тяжёлые потери в бою и в какой-то мере ставших жертвой «тигро-» и «фердинандобоязни».

По ходу наступательной фазы Курской битвы СУ-152 также хорошо проявили себя в качестве мобильной тяжёлой артиллерии усиления танковых и стрелковых частей РККА. Часто они сражались в первых линиях наступающих сил, но есть и свидетельства о том, что их нередко использовали как изначально планировалось - в качестве средства огневой поддержки во второй линии, потому и выживаемость экипажей была выше.

Вспоминает Шишкин Николай Константинович, артиллерист, командир батареи СУ-152 (позднее - ИСУ-152):

...Вот тут один бой мне запомнился. Три танка головного дозора, который вышел из леса на поляну и поднялся на пригорок, были уничтожены «Тигром» , стоявшим открыто на другой стороне поляны. Обойти эту поляну было невозможно, и командир бригады приказал: «Ты «зверобой»? Вот и уничтожь этот танк». Моя самоходка выдвинулась вперед, подошла к подножью холма и стала медленно на него взбираться. Я сам по пояс высунулся из люка. В какой-то момент я увидел немецкий танк, стоявший упершись кормой в ствол огромного дерева. «Тигр» выстрелил. Завихрением воздуха, просвистевшей над моей головой болванки, меня едва не вырвало из люка. Пока я думал, что же мне делать, он еще выпустил одну или две болванки, но поскольку над холмом торчал лишь фрагмент рубки, а траектория пушечного снаряда настильная, он не попал. Что делать? Выползешь - погибнешь впустую. И тут я решил воспользоваться возможностями своей 152-мм гаубицы-пушки, имевшей навесную траекторию полета снаряда. Я заметил на этом холме кустик. Смотря через канал ствола я добился от механика водителя такой позиции самоходки, чтобы кустик был совмещен с кроной дерева, под которым стоял немецкий танк. После этого, используя прицел, опустил орудие на 3 сотых, чтобы снаряд прошел над самой землей. Расчетов миллион, но рассказываю я дольше, чем все это проделал. Сел за наводчика, в прицел вижу кустик. Выстрел! Высовываюсь из люка - башня «Тигра» лежит рядом с ним - точно под обрез попал!
...Танки форсировали неглубокую речку, обходя Большую Чернь слева. Мы прикрывали огнем их маневр. Вдруг во фланг атакующим танкам вышло три или четыре «Пантеры» и открыли огонь. Я так скажу, если танк противника появился в полутора километрах, то различить его тип можно только в бинокль, да с упора, да в неподвижной машине и то не всегда. Ну, а в реальной обстановке на поле боя, в пыли, в дыму, мы их не рассматривали. Так вот с тысячи метров мы их сожгли, по крайней мере три штуки остались на месте. Продвинулись вперед, смотрим, и у меня волосы дыбом - это наши Т-34 . Все - трибунал! Только проехав еще немного, и увидев кресты на башнях, я успокоился - танки оказались немецкие.

Сапёры переправляют СУ-152 на плоту через Днепр, осень 1943

...Перед нами простиралось поле, а за ним виднелась высотка 29,4, поросшая лесом. В бригаде в то время было не более 20 танков - фактически танковый батальон. Командир бригады вызвал командиров батальонов и приказал атаковать высоту. Пока готовилась атака, мы успели заметить в роще на высотке несколько танков. По моей команде орудия выдвигались на огневые позиции и уничтожали обнаруженные цели - один - два выстрела и танк подбит. Мой наводчик Бычков до тысячи метров в танк с первого раза попадал, да и других я научил неплохо стрелять, так что за сутки, пока танкисты атаковали этот холм, моя батарея сожгла десять танков, а это все ж 20 тысяч рублей! В это время моей батарее было приказано совершить марш вдоль фронта и сосредоточиться на другом направлении. Вдруг вместо сигнала вперед, поступает команда командира полка, вернуться на исходные позиции и восстановить положение. Все. Это сейчас пишут большие приказы на 2-5 страниц. А тогда десять слов: «вернуться и восстановить положение». Смотрю из рощи, из которой мы только что вышли, бежит какой-то майор и кричит: «Стой, стой!» - Я остановился - «Бригада сгорела, там немцы наступают. Когда вы ушли, подъехали зенитчики, зенитчиков подавили, там идут «Тигры» . Смотрю, один танк выходит из леса, следом за ним другой. Я даю команду: «Орудия зарядить. На старые места по атакующим танкам противника - Огонь!» Зарядили, вышли на свои старые огневые точки, а прямо на нас идут пять «Тигров» и расстояние до них метров 400. Ну, что?! С первого выстрела 4 штуки нет, по пятому, крайнему справа, не попали, промазали. Он остановился, попятился. На правом фланге у мен был экипаж Устинова. Я ему приказал, прикрываясь канавой выйти и добить «Тигра» . Так он и сделал. Я вернулся на окраину рощи, доложил командиру полка, что положение восстановлено. Тут комбриг подошел: «О! Вот мы с тобой оборону держим!»

После победного завершения Курской Битвы СУ-152 активно использовались в наступательных действиях Красной Армии на всех фронтах от Карелии до Крыма. Но сравнительно небольшое число выпущенных машин вместе с боевыми и небоевыми потерями привели к тому, что со второго полугодия 1944 года их осталось уже немного, в ТСАП (ставшими гвардейскими ОТСАП) они были заменены при их реорганизации на ИСУ-152 и ИСУ-122, оставшиеся самоходки воевали в составе различных частей и соединений, включая формирования Войска Польского в СССР. В 1954 году СУ-152 были официально сняты с вооружения Советской Армии.

Фото из немецкой брошюры

Интересным фактом оценки САУ СУ-152 со стороны противника были следующие посвящённые ей строки в стихотворном юмористическом руководстве по боевому применению танка «Пантера» Pantherfibel, написанную инспектором бронетанковых войск Х.Гудерианом:

Дословно это означает «с этой моделью штурмового орудия подумай серьёзно о слабом месте Зигфрида» . Хотя последующие строки подчёркивают необходимость отсутствия страха перед СУ-152, тем не менее такая характеристика говорит сама за себя.

Общая оценка САУ

Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место - как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ - СУ-76 , СУ-122 и СУ-85 - только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных - отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.

Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150-155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170-200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов - то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.

respublika_news в Пять советских «богов войны»

Самое массовое и прославленное оружие, с помощью которого наши деды одержали Победу
Подготовил Кирилл Железнов

Система залпового огня БМ‑13
Впервые залп «Катюши» произведен 14 июля 1941 года под станцией Орша (Белоруссия). Новое оружие Советского Союза смешало с землей и выжгло личный состав и технику врага. Фашисты были шокированы, а командование поставило задачу: во что бы то ни стало захватить «сталинский орган». Так БМ‑13 прозвали из-за отдаленного сходства ракетных направляющих с трубами этого музыкального инструмента.

Захватить нашу «Катюшу» не могли очень долгое время. Дело в том, что каждый расчет давал клятву: в случае опасности уничтожить секретную боевую машину. Для этого каждая из них комплектовалась 30 килограммами взрывчатки, а взрывая «Катюшу», погибали и бойцы.
Залп «Катюш» длился всего 5-10 секунд, накрывал площадь в несколько десятков гектаров. После этого машины переезжали на другое место, а немецкая авиация и артиллерия «утюжили» покинутую ими территорию. Позже схожие системы появились и у фашистов, но они были гораздо слабее и проигрывали в дальнобойности. Немцам до конца войны так и не удалось разгадать особый состав пороха, который использовался в «Катюшах».

Мнение врага
«Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».
Запись в дневнике начальника немецкого Генерального штаба Гальдера.

Прозвища : «Катюша» (советское), «сталинский орган», «черная смерть» (немецкие)
Число направляющих : 16
Максимальная дальность стрельбы : 8470 м
Калибр снаряда : 132 мм
Время залпа : 5-10 секунд


Танк Т‑34
Один из самых узнаваемых символов Победы. «Тридцатьчетверка», как прозвали этот танк, был лучшей боевой машиной до начала 1943 года. На поле боя до появления в фашистской армии новейших «Тигров» ему не было равных. И зачастую именно эта машина решала исход сражения в пользу нашей армии.
Кстати, попытки сравнить немецкий «Тигр» и нашу «тридцатьчетверку» (мол, «Тигр» лучше) не могут показать ничего, кроме слабоумия авторов подобных материалов. Это разные по классу танки. И если уж сравнивать, то фашистскому «Тигру» должен противостоять наш тяжелый танк, например, ИС‑2. К слову, с последним «Тиграм» вообще было запрещено вступать в открытые дуэли, а предлагалось нападать из засады. А еще, «Тигров» хорошо жгли наши самоходные артиллерийские установки - САУ‑122 и САУ‑152, прозванные за такие военные таланты «зверобоями».
В 1944 году Т‑34 модернизировали для борьбы с новейшими немецкими машинами - «Тиграми» и «Пантерами». Вместо 76‑миллиметровой пушки установили орудие калибром 85 мм, но против лобовой брони новых немецких танков это было все равно недостаточно. Танк с новой пушкой получил дополнительный индекс Т34-85 и воевал в рядах Красной армии до конца войны. Участвовал в знаменитой Курской битве - самом крупном танковом сражении в мировой истории. «тэшки» маневрировали, избегали огня противника и старались зайти тяжелым машинам в борт или корму.
Кроме отличных боевых качеств, Т‑34 был прост в изготовлении, что сделало его самым массовым советским танком Великой Отечественной.

Мнение врага
«Это была очень быстрая, элегантная машина. Он был настолько хорош, что в 1942 году руководство Германии хотело просто его скопировать, но большинство немецких конструкторов и промышленников были против такого решения.  - рассказывает танкист вермахта Альфред Руббель.  - Да и сама тяжелая промышленность Германии переживала не легкие времена. И, например, создать для танка алюминиевый дизельный двигатель было просто невозможно».

Прозвище : «тридцатьчетверка»
Боевая масса : 25,6-32 тонны
Вооружение : два пулемета (7,62), пушка 76 мм, позже - 85 мм
Мощность двигателя : 500 л. с.
Максимальная скорость : 54 км/ч
Выпущено : 84 700
Стоимость : в мае 1941 года - 249 тысяч 257 рублей. Машина ГАЗ-М1 тогда стоила 6 тысяч 590 рублей.
К 1944 году в связи с модернизацией производства и снижением зарплат стоимость танка для заказчика - советского государства - снизилась до 140 тысяч 997 рублей

Автомат ППШ
Пистолет-пулемет Шпагина приняли на вооружение незадолго до начала войны - 21 декабря 1940 года. «Папаша», как называли его советские солдаты, сменил ненадежный, а самое главное, дорогой в производстве ППД, и стал самым массовым стрелковым оружием наших солдат. По характеристикам сравним с немецким МР‑41, тем самым «Шмайсером» (не путать с МР‑40), а в точности даже его превосходит.
Кстати, немецкие стрелки охотно перевооружались, используя трофейные ППШ: дело тут в том, что стандартные и самые распространенные немецкие пистолеты-пулеметы MP‑40 имели ряд недостатков. Например, ствол при стрельбе обжигал ладони. Так что фашистские стрелки носили перчатки не «для фасону», а по острой необходимости. Те, у кого перчаток не было, удерживали оружие за автоматный рожок.

Прозвище : «папаша»
Калибр : 7,62
Скорострельность : 1000 (тысяча) выстрелов в минуту
Прицельная дальность : 200-300 метров
Выпущено : более 6 миллионов

Пушка А‑19
Использовалась для глубинного обстрела позиций противника, хорошо укрепленных огневых точек и коммуникаций. Впрочем, при битве за Москву эти пушки сдерживали атаки вражеской бронетехники: били прямой наводкой, вдребезги разносили танки и самоходки.
А‑19 доставала противников не только из тыла. Наши инженеры умудрились установить модернизированную пушку на танки и самоходные артустановки. Это орудие получил тяжелый танк «ИС‑2» (аббревиатура расшифровывается как Иосиф Сталин), и ИСУ‑122. Боевые машины, оснащенные мощной пушкой, без труда «прошивали» тяжелые немецкие танки.

Расчет : 9 человек
Скорость выстрелов : 3-4 в минуту
Дальнобойность : до 20 км (осколочно-фугасным снарядом).
Вместе с гаубицей МЛ‑20 эта пушка составляла основу дальнобойной артиллерии Советского Союза.

Мнение врага
Сохранившихся упоминаний про А‑19 нам найти не удалось. Тем не менее отношение к ней фашистов показывает тот факт, что немцы наладили выпуск снарядов для трофейных А‑19.

Истребитель «ЯК‑9Т»
Конструкторское бюро Яковлева создавало лучшие в Союзе истребители. На первом «Яке» летал Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, а «ЯК‑9» стал самым массовым советским истребителем.
Его модификации (в частности ЯК‑9Т), вооруженные пулеметом и 37‑миллиметровой пушкой, смогли противостоять немецким истребителям «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф», которые по праву считались лучшими в мире.
До появления ЯК‑9Т немецкие истребители шли на наши в лобовую атаку, а советские летчики, наоборот, стремились зайти противнику «в хвост» - пока четыре немецкие пушки по 20 мм каждая не превратили самолет в горящий метеорит. Но модернизированная версия «Яка» заставила фашистов изменить тактику: скорострельная пушка в 37 мм оказалась сокрушительной и разносила вдребезги «Мессеры» и «Фокке-Вульфы».
Свое превосходство наш «воздушный рядовой» доказал в воздушных боях над Курской дугой, где отвоевал небо у фашистской авиации.

Прозвище : «воздушный рядовой»
Взлетная масса : 3025 кг
Максимальная скорость : 597 км/ч
Вооружение : пушка 37 мм, пулемет 12,7 мм
Выпущено : 14 500