Самые большие военные корабли в мире. Шесть самых мощных флотов в мире

Рейтинг составлен путем анализа и сопоставления открытой информации о флотах ведущих держав. Основной критерий - количество боевых кораблей основных классов с учетом их характеристик и тех уникальных возможностей, которые они предоставляют своим флотам.


При составлении рейтинга были учтены разнородные силы флота (например, морская авиация), а также такие трудноизмеримые понятия, как боевой опыт и качество подготовки личного состава. В то же время в расчетах намеренно отсутствуют малые корабли (катера, корветы) и устаревшие боевые единицы постройки 60-70-х гг. Стоило лишь ознакомиться с их характеристиками, чтобы понять: они не значат ничего на фоне современных кораблей.

6 место - Военно-морской флот Российской Федерации

Великое прошлое и неясное будущее. Вместо морских авиационных комплексов (МАК) у нас в ходу другие МАК (малые артиллерийские корабли). Насколько дальновидным решением была надежда на поставку силовых установок с Украины? Как и покупка «Мистралей» у страны НАТО. В результате из обещанных пятидесяти кораблей в установленный срок (2020 г.) не наберется и пары десятков. Из них одного корабля первого ранга (крейсера, эсминца или авианосца). Фрегат доводим до ума десятый год. Как такое стало возможным при столь тщательном внимании общества к вопросам перевооружения армии и флота?


Фрегат пр. 22350 "Адмирал Горшков", по совокупности характеристик не уступающий многим зарубежным эсминцам

А ведь это наша гордость. Некогда сильнейший флот мира, справедливо деливший с ВМС США первое место. Собственные оригинальные находки и подходы к ведению боевых действий. Лучшая в мире школа по созданию противокорабельных ракет. Уникальные титановые субмарины. Космическая разведка. Система мест базирования по всему миру.


Стрельба ПКР "Оникс" с подлодки "Северодвинск"


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 955 "Борей"

Что был сделано за последние годы? Не так уж и мало. Были приняты на вооружение одна многоцелевая и три стратегические атомные подлодки. Было построено три с половиной фрегата и определенное количество вспомогательных единиц флота. Частично обновлена морская авиация (многоцелевые истребители Су-30МК, модернизированные Ил-38Н “Новелла”). Приняты на вооружение крылатые ракеты “Калибр”. Пошли в малую серию обновленные лодки ”Варшавянки”. Плюс оставшийся резерв от уже несуществующего четверть века государства СССР.

В итоге всех приложенных усилий хватило, чтобы выбиться на шестую строчку среди сильнейших флотов мира.

5 место - военно-морские силы Индии

Индусам хватило одного десятилетия, чтобы превратить свое сборище ржавых корыт в один из самых мощных и современных флотов мира. Авианесущие корабли, сверхзвуковые противокорабельные ракеты и атомные подлодки. Теперь у них есть всё.


Ракетный эсминец "Колката"

За указанные период времени только из России были получены: современный 300-метровый авианосец, шесть ракетных фрегатов и многоцелевая атомная подлодка “Чакра” (бывш. К-152 “Нерпа”). На основе нашего “Оникса” разработана и принята на вооружение трёхмаховая ПКР “Брамос”. Проведена модернизация всех “дизелюх” советской постройки с установкой ракетного комплекса Club-S (экспортный вариант “Калибра”).


МиГ-29КУБ на палубе авианосца "Викрамадитья" (бывш. "Адмирал Горшков")

Получив все, что только можно от сотрудничества с Россией, индийцы обратились за помощью к США. И помощь не заставила ждать: вертолеты “Сикорский”, десантный корабль и эскадрилья противолодочных “Посейдонов” для замены советских Ту-142.

Тем временем индусы заказали израильские радары и морские ЗРК, японские летающие лодки и обеспечили запуск военного спутника связи при поддержке Европейского космического агентства. При этом они не забывают о собственных возможностях, успев построить своими силами атомную подлодку (“Арихант”), пять современных эсминцев и спустить на воду свой третий по счету авианосец.


Строящийся "Викрант"

Возможности ВМС Индии не ограничиваются восточной хитростью и коварством. Как показывает практика, из касты кшатриев рождаются умелые и отважные моряки. Что стоит один феерический рейд на Карачи (1971 г.).

ВМС Индии заслуженно занимают свое место среди лучших флотов мира.

4 место - ВМС Народно-освободительной армии Китая

Всемирная фабрика не забывает о своих нуждах. С начала нового века ВМС НОАК пополнились тяжелым авианосцем “Ляонин” (бывш. “Варяг”), четырьмя УДК, двадцатью современными эсминцами и таким же количеством ракетных фрегатов!


Китайские фрегаты с визитом на Мальте

Почему при столь впечатляющих темпах наращивания своих ВМС Китай получил совсем не почетное четвертое место? При всем уважении к нашим восточным соседям, они не смогли предложить ни одной оригинальной идеи. Все китайские образцы морских вооружений - копии с российских и западных образцов, как правило, уступающие по характеристикам своим оригиналам. Даже “фантастические” маневрирующие боеголовки противокорабельных БР - всего лишь компиляция идей советской Р-27К и американской “Першинг-2”.


Испытания противокорабельных баллистических ракет

Откровенно мало внимания уделяется развитию подводной компоненты. При таких возможностях - всего 6 многоцелевых атомных субмарин и 5 стратегических подводных ракетоносцев.

И наконец, полное отсутствие боевого опыта. Четвертое место.

3 место - Морские Силы самообороны Японии

Несмотря на ряд жестких ограничений (например, запрет на крылатые ракеты большой дальности и строительство атомных субмарин), японский флот качественно выделяется на фоне остальных флотов. Продуманная до мелочей, сбалансированная боевая система для эффективных действий в прибрежных водах и в открытом океане.


Пуск космического перехватчика SM-3 с эсминца "Конго"

Япония - третья в мире страна, кроме США и Китая, способная массово строить эсминцы: исключительно дорогие и сложные по конструкций корабли океанской зоны с развитыми системами ПВО.

На 2015 год японский флот располагает тремя авианесущими кораблями и 24 современными ракетными эсминцами. Для поддержки кораблей, оснащенных системой “Иджис”, были построены четыре “телохранителя”, нивелирующие основной недостаток “Иджиса”. Эсминцы противоракетной обороны со специальными радарами, “заточенные” под перехват низколетящих целей. Такого нет даже у США!

У хитрых японцев остается немало секретов. Подводный флот из 17 дизель-электрических субмарин, многие из которых (например, “Сорю” с анаэробной ЭУ) по совокупности своих характеристик превосходят атомоходы. Мощнейшая морская авиация из 100 патрульных и противолодочных самолетов. Японцы отказались от закупок американских “Посейдонов”, самостоятельно разработав противолодочный самолет нового поколения - “Кавасаки Р-1”.

Наконец, свои чудные представления о долге, чести и патриотизме, заставляющие считаться с этой маленькой островной страной.

2 место - флот Её Величества

“Флот строится за 30 лет, но для приобретения традиций понадобится 300”.

Британцы - единственные, кто имеет опыт ведения современной морской войны на удалении 12 тыс. км от родных берегов. Моряки Её Величества были первыми (и пока единственными), кому удалось перехватить противокорабельную ракету в реальных боевых условиях.


В отличие от остальных моряков, одетых в легкие робы, британцы сидят на постах, с ног до головы замотанные в огнеупорные костюмы. Они не понаслышке знают, что такое пожар на корабле

Вертолетоносец, 6 эсминцев ПВО, 10 атомных субмарин, 13 многоцелевых ракетных фрегатов и 12 вспомогательных кораблей - десантные вертолетоносцы-доки, флотские заправщики, корабли комплексного снабжения. Современный британский флот невелик, но удал.


Британский "Тип 45" имеет самую оптимальную конструкцию и состав вооружения среди всех существующих в мире кораблей ПВО

В ближайшие 5-10 лет в составе Королевского флота должны появиться два крупных авианосца (“Куин Элизабет”, 60 тыс. тонн), 5 многоцелевых атомных субмарин типа “Эстьют” и 8 фрегатов размером с эсминец, создающихся по программе “глобальный боевой корабль”.

1 место - ВМС США

С янки особо не поспоришь. У американцев больше боевых кораблей океанской зоны, чем у всех стран мира вместе взятых. 10 атомных авианосцев и 9 вертолетоносцев, 72 атомные подводные лодки, 85 крейсеров и эсминцев, свыше 3000 единиц авиационной техники.

Еще более велик качественный отрыв, большинство кораблей ВМС США просто не имеют аналогов в Старом свете. Гигантские плавучие аэродромы, система “Иджис”, морские патрульные беспилотники, 45-узловые фрегаты LCS, подлодки, несущие по 150 крылатых ракет…

Остается главный вопрос: против кого все это создано в таком количестве? На Земном шаре отсутствует сколько-нибудь адекватный противник. Не иначе, Штаты собрались воевать с Альфой Центавра.

Эпилог

При составлении рейтинга были намеренно вынесены за скобки морские стратегические ядерные силы (МСЯС). Чрезвычайно грозный инструмент, вероятность применения которого не имеет четкого ответа. МСЯС гарантируют суверенитет государства, в то же время не дают ничего в бытовых международных конфликтах, ведущихся конвенционным .

Стратегические подводные ракетоносцы находятся на вооружении шести стран мира. Но в реальности, полноценными ядерными силами располагают лишь Россия и США. Только у нас и американцев имеется достаточно возможностей для нанесения гарантированного удара: шквал из сотен боеголовок, который не удержит ни одна система ПРО. Наконец, только у РФ и США имеется полный комплект средств МСЯС: собственные носители, ракеты, боеголовки и системы передачи команд “судного дня” на идущие под водой субмарины (низкочастотные передатчики “ЗЕВС”, “Вилейка”, “Голиаф”). Без последнего пункта это супероружие вообще не имело бы смысла.

Подробный рассказ о каждом из флотов мог бы занять не одну книгу. Тем не менее, автор искренне надеется, что этот короткий материал сможет расширить познания и повысит интерес публики к данной теме.


60-километровые контакты передатчика "Зевс". В качестве антенны используется ядро Земли. Сигнал "Зевса" проникает в глубины всех океанов и означает одно: Третья мировая началась!

Одним из главнейших показателей военной мощи государства, а также его влияния и богатства становится военный морской флот. Каждая страна, имеющая морской флот, стремится занимать в этой области лидирующую позицию, и превзойти в этом отношении своих противников. Двое из общеизвестных лидеров — США и Россия, имеют на своем вооружении крупнейшие корабли в мире, которые и представлены в этом рейтинге.

# # #

10. Идзумо

Страна: Япония
Водоизмещение: 19500 тонн (стандартное)

Открывает наш список эскадренный вертолетоносец-миноносец типа «Идзумо «, который был создан для обнаружения и уничтожения подводных лодок и других объектов.

Основной японский вертолетоносец начал функционировать в 2015 году. Длина миноносца составляет 248 метров, допустимое количество человек на борту — около 1000. Корабль способен нести на себе двадцать вертолетов. Идзумо — один из самых крупных кораблей, построенных японцами.

В ближайшем будущем (2017 год) ожидается ввод в эксплуатацию еще одного вертолетоносца «Кага».

# # #

9. Атомный крейсер «Петр Великий»


Страна: Россия
Водоизмещение: 23750 тонн (стандартное)

Мощнейшая морская держава — Россия создала четыре атомных крейсера проекта 1144 — Орлан . Основным крейсером, состоящим на данный момент на вооружении РФ, стал крейсер «Петр Великий «, длина которого насчитывает 251 метр. Три других крейсера находятся в данный момент на реконструкции («Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Ушаков»).

Основной боевой задачей «Петра» является истребление авианосных судов противника. Количество военных на флагмане — 1035 человек. На вооружении флагмана находится шестьсот боевых ракет и большое количество других боевых припасов. А сердце крейсера стоят 2 ядерных реактора типа КН-3, выдающих по 300 МВт каждый. Крейсер имеет две турбины по 70000 л.с. каждая, 4 электростанции, 4 паротурбогенератора и 4 газотурбогенератора.

# # #

8. Десантные корабли типа «УОСП»


Страна: США
Водоизмещение: 28233 тонн (стандартное)

Данные десантные корабли были созданы для высадки американского десанта непосредственно на территорию противника. Всего было построено восемь кораблей такого типа, и они функционируют с 1989 года и по настоящее время.

Длина УОСПа составляет 257 метров. Это судно способно перевозить на своем борту около двух тысяч морских военных и около 40 судов с военно-воздушной спецификой.

Человечество всегда стремилось к тому, чтобы создавать вещи все больше, массивнее, величественнее (и смертоноснее, если мы говорим о военном деле). Со времен древних цивилизаций, сильная армия, передовое оружие и хорошо организованный флот были залогом успеха, процветания и безопасности государства. И конечно, чем крупнее плавучие крепости, тем больший трепет они вызывали в противниках. Перед вами 25 крупнейших боевых судов, созданных инженерным гением в целях защиты и нападения.

Авианосцы модели «Америка»

Класс «Америка» на боевом посту

Класс «Америка» - крупные штурмовые корабли военно-морских сил США. На данный момент построен лишь один корабль, давший имя классу - USS America. Судно имеет длину 258 метров и вес 46 100 тонн.

«Сёкаку»

«Сёкаку» перед боевым заданием

Два авианосца этого класса были сконструированы для Императорского флота Японии в 1937 году. Их спустили с верфей на воду в 1941 году. По мнению японских инженеров, «Сёкаку» были лучшими авианосцами того времени (что не помешало американскому флоту потопить оба судна в конце тихоокеанской операции во время Второй мировой войны). Длина каждого из этих кораблей составила 258 метров.

«Одейшз»

Корабль во время совместной операции в Персидском заливе

Тип «Одейшз» был принят на в строй британского военно-морского флота в середине 40-х годов прошлого века. Инженер ы вложили в них все прогрессивные технологии, поэтому нет ничего удивительного, что авианосцы этого типа прослужили до 1980 года. Длина судов этого класса составляла 258 метров.

«Тайхо»

Корабль сразу же после спуска на воду

Строительство этого внушительного корабля было начато в 1941 году. Он был одним из флагманов Императорского флота Японии во время Второй мировой войны. По замыслу разработчиков, «Тайхо» мог выдержать удар нескольких торпед или противолодочных бомб. Тем не менее, гигант затонул во время битвы за Филиппинское море, получив пробоины от торпед, выпущенных с американской субмарины USS Albacore.

Военный корабль «Акаги»

«Акаги» перед затоплением

Крупный японский авианосец, «Акаги», находился на боевом посту с 1926 по 1943 год. Во время Второй китайско-японской войны в 1935–1938 годах он наводил ужас на китайские линкоры. В декабре 1941 года «Акаги» участвовал в нападении на Перл-Харбор. Позже это судно участвовало в бою за Мидуэй, где получило значительный урон и было затоплено командой. Длина авианосца составляла 261,3 метра.

«Шарль де Голль»

Флагман во время учений

Длина «Шарль де Голля» составляет 262 метра, вес - 42 550 тонн. Это судно является крупнейшим действующим боевым кораблем Европы. «Шарль де Голль» сошел с верфи в 1995 году и является флагманом французских военно-морских сил.

«Викрант»

«Викрант» на параде в порту приписки

Это первый авианосец, построенный в Индии. Его длина - впечатляющие 263 метра. Инженеры «Викрант» планируют закончить в 2022 году. Его название переводится как «Мужественный», «Бесстрашный», «Свирепый». Водоизмещение судна - 40 050 тонн.

«Худ»

«Худ» на последнем задании

Один из старейших кораблей данного списка, HMS Hood был последним линкором дизельного типа, созданным для британского Королевского флота в 1917 году. Длина судна - 262,5 метра, вес - 46 690 тонн. «Худ» был потоплен нацистами в бою за Датский пролив в 1942 году.

«Граф Цеппелин»

Прототип авианосца

К этому классу относились 4 корабля немецкого военно-морского флота, которые должны были сойти с верфей в 1940 году. Однако внутренние конфликты в Кригсмарине, отсутствие должного внимания со стороны руководства нацистской партии и самого Гитлера, а также регулярные споры между Кригсмарине и Люфтваффе привели к тому, что проект так и остался невыполненным. Длина каждого «Графа Цеппелина» могла бы составлять 262,7 метра.

Линейные корабли модели «Ямато»

Гордость японского флота на патрулировании национальных вод

Японские крейсеры класса «Ямато» были построены иэкплуатировались во время Второй мировой войны. При полной нагрузке, линкоры давали вес 72 010 тонн и были самыми тяжелыми линейными судами, построенными в ХХ веке. Длина каждого крейсера составляла 264 метра. Из проектных пяти кораблей было создано только три.

«Клемансо»

«Фош» в бразильских территориальных водах

Пара кораблей этого типа находились на службе в рядах военно-мрских сил Франции с 1962 по 2001 год. Затем один из них, «Клемансо» был списан и утилизирован. Другой же, авианосец «Фош» был продан Бразилии, под чьим флагом он и плавает. Длина кораблей этого типа составляет 266 метров.

Один из самых больших в мире - «Эссекс»

«Интрепид» во время учений

Костяк боевой мощи военно-морских сил Соединенных Штатов Америки в 1939–1945 годах, тип «Эссекс» был самым массовым - в нем было 24 судна. Четыре из них превратились в плавучие музеи: «Йорктаун», «Интрепид», «Хорнет» и «Лексингтон». Остальные авианосцы были разобраны и утилизированы.

«Синано»


«Синано» во время отплытия с верфи

Длина данного авианосца составляла 266,5 метра. «Синано» состоял в японском ВМФ в период военных действий Второй мировой войны. Несмотря на многочисленные недостатки конструкции, корабль был пущен в боевое плаванье 30 ноября 1944 года и уже через десять дней пошёл ко дну.

«Айова»

Выстрелы палубных орудий и взрывная волна от них

Линейные корабли класса «Айова» стояли на вооружении военно-морских сил Соединённых Штатов Америки на протяжении нескольких десятилетий. Изначально заказ состоял из шести кораблей, но в итоге с верфей сошло только четыре. Все они прошли Вторую мировую войну, Вьетнам и корейский конфликт. Длина линкоров составляла 271 метр, вес - 45 100 тонн.

«Лексингтон»

«Саратога» на пути к атоллу Бикини

К этому типу относится пара кораблей, созданных для ВМФ США в 20-х годах ХХ века. Тип «Лексингтон» показал свою эффективность и хорошие ходовые качества, за что ценился моряками. Один из них, давший имя классу, был потоплен в бою за Коралловое море в 1943 году, а другой, «Саратога», стал учебной мишенью для испытания атомной бомбы в 1946 году.

«Киев»

«Горшков» на пути в Индию

Также известные как «Проект 1143» или тип «Кречет», крейсеры типа «Киев» были первыми советскими авианосцами. Всего было создано четыре судна, одно было утилизировано, два выведены из эксплуатации, а ещё одно, «Адмирал Горшков», было продано Индии, где все еще используется.

«Куин Элизабет»

Супер-авианосец на верфи

Два корабля этого типа сейчас строятся для ВМФ Британии. Первый, HMS Queen Elizabeth, будет готов к службе в конце 2017 года. Второй, HMS Prince of Wales - в 2021 году. Длина данных авианосцев составит 285 метра, а вес - 70 650 тонн.

«Адмирал Кузнецов»

«Кузнецов» на боевом посту

Тяжелые авианесущие крейсеры типа «Адмирал Кузнецов» являлись гордостью советского флота. Первый, «Адмирал Кузнецов» все еще находится на вооружении военно-морского флота России, другой, «Ляонинг» (продан Китаю, где была завершена конструкция). Оба судна имеют длину 303 метра.

«Мидуэй»

Последнее плаванье «Рузвельта»

Корабли данного типа считаются «долгожителями»- они были разработаны и построены в период с 1946 по 1948 годы. Ведущий корабль класса, авианосец «Мидуэй» ушел на пенсию лишь в 1993 году, вскоре после операции «Буря в пустыне». SS Franklin D. Roosevelt был списан в 1976 году, а USS Coral Sea - в 1991 году.

«Джон Кеннеди»

«Кеннеди» во время операции «Буря в пустыне»

Имеющий дружескую кличку «Большой Джон», USS John F. Kennedy стал единственным представителем своего класса. Его огневая мощь настолько сильна, что он может противостоять небольшому флоту как кораблей, так и субмарин. «Кеннеди» имеет длину 321 метр. Это любимое судно голливудских киноделов.

«Форрестал»

«Индепенденс» во время плаванья

Американскими судостроительными компаниями было создано четыре корабля данного типа: «Форрестал», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс». Все они были построены по заказу военно-морского флота США и вышли в плаванье в 50-х годах ХХ века. Это были первые представители класса супер-авианосцев. У них был увеличенная грузоподъемность, использовались лифты и на палубе было два вида взлетно-посадочного полотна для разных видов самолетов. Длина каждого судна типа «Форрестал» достигала 326 метров, вес - 60 050 тонн.

«Китти-Хок»

«Китти» во время учений

Суперкарриеры типа «Китти-Хок» - улучшенная версия «Форресталов». В этом классе три судна: «Китти-Хок», «Констеллейшн» и «Америка». Сконстрированные и построенные в 1960-х годах, они сразу же стали визитной карточкой Штатов. Длина - 328 метров. Ни один из авианосцев типа «Китти-Хок» сейчас не используется.

«Нимиц»

«Нимиц» в Персидском заливе

К этому типу относятся атомные суперкарриеры. Всего их было создано десять и все они состоят на службе в военно-морском флоте Соединённых Штатов Америки. Длина каждого - 334 метра. Вес - более 110000 тонн. Это крупнейшие военные корабли, находящиеся в эксплуатации. Они участвовали во многих боевых операциях, в том числе - в Персидском заливе.

«Джеральд Р.Форд»

Первый авианосец нового класса

Корабли этого типа придут на замену «Нимицу» в ближайшие годы. Внешне они во многом напоминают своих предшественников, но обладают современной электронной «начинкой». Среди заявленных новинок присутствуют электромагнитный запуск самолетов, улучшенные ходовые и огневые характеристики. Длина также немного больше «Нимица» - 338 метров.

«Энтерпрайз»

Гордость ВМФ США во Время Карибского кризиса

Первый атомный авианосец «Энтерпрайз» имеет длину 343 метра. Возможно, это крупнейший из боевых кораблей, когда-либо созданных. Но можно с уверенностью сказать, что USS Enterprise - наиболее известный в мире военный «плавающий замок». Он состоял на вооружении военно-морского флота США в течение 50 лет и был торжественно списан на заслуженную пенсию в 2013 году. Он прошел через все войны и конфликты, в которых Штаты участвовали за последние полвека, включая Карибский кризис, Вьетнам и Корейскую войну.

Гонка вооружений не стоит на месте. И не сиключено, что уже в обозримом будущем появятся настолько огромные военные корабли, что все представители нашего списка будут казаться мииатюрными. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

Хорошо вооруженная и боеспособная армия может защитить границы государства как на суше, так и на море. С появлением самолетов в XX веке возник новый род войск – военно-воздушные силы. Самолетостроение стремительно развивалось, с каждым годом в небо поднимались новые типы воздушных летательных аппаратов – истребители, штурмовики, бомбардировщики. Боевые самолеты, оборудованные ракетами и бомбами, все чаще и чаще использовались в морских операциях. Спустя некоторое время для моряков создали специальный тип кораблей – авианосцы, способные принять на борт большое количество истребителей и штурмовиков, находясь при этом в море. С каждым годом размеры авианосцев росли, пока не появился он, самый большой военный корабль в мире. USS Enterprise (CVN-65) – первый в мире авианосец с ядерным реактором в качестве силовой установки, введенный в строй в далеком 1961 году.

Американцы создали поистине уникальную и очень дорогую машину. Огромнейший корабль обошелся американской казне в 451 миллион долларов. За такую сумму военные получили авианосец длиной 342 метра, способный принять на борт до 90 самолетов и вертолетов. Экипаж «Энтерпрайза» составлял 3000 человек. В качестве силовой установки использовались 8 ядерных реакторов, вырабатывающих 210 мегаватт энергии. Приводился в движение атомный авианосец четырьмя турбинами и развивал максимальную скорость в 62 километра в час.

Увы, но 1 декабря 2012 года авианосец списали и отправили на утилизацию. Спустя почти год со стапелей Вирджинской верфи сошел новый авианосец американской армии, который по размерам практически не уступает «Энтерпрайзу». «Джеральд Форд» (USS Gerald R. Ford (CVN-78)) – новое поколение авианосцев длиной в 337 метров. Для защиты он оборудован двумя реакторами Bechtel A1B и ракетами «Evolved Sea Sparrow». «Джеральд Форд» может принять на борт до 75 самолетов различных типов, в том числе и БПЛА. Правда, новый исполин пополнит эскадру кораблей лишь в 2016 году.

Не только авианосцы обладают огромными размерами. Так, атомный крейсер «Петр Великий» – самый большой в мире военный корабль, не относящийся к классу «авианесущих». Российский ударный тяжелый ракетный крейсер был заложен на Балтийском заводе в 1986 году еще во времена СССР. Но сошел со стапелей «Петр Великий» уже после распада Союза, и в 1998 году был принят в состав Северного флота.

По сути, «Петр Великий» способен выполнить любую задачу в море, так как оборудован практически всеми видами вооружения.

Но основной его задачей является уничтожение авианосцев. Самый оснащенный корабль России длиной 262 метра оборудован двумя ядерными реакторами и двумя вспомогательными котлами, вырабатывающими 300 МВт энергии. Приводится в движение крейсер парой турбин мощностью по 70 000 л.с. каждая. Максимальная скорость российского атомного корабля, фото которого представлено ниже, составляет 57 км/ч, а обслуживают его 1035 членов экипажа.

ТАРКР «Петр Великий» – это гордость российского флота и гроза всех иностранных кораблей. Но российские разработчики не собираются останавливаться на достигнутом. Уже утвержден проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который в скором времени пополнит Северный морской флот РФ. По словам представителей разработчиков, данный «суперэсминец» по размерам будет превышать «Петра Великого», а оснастят его по последнему слову техники: комплексами С-500 «Прометей», противокорабельными ракетами, торпедами и ракетами для уничтожения наземных целей.

В разное время эти гиганты наводили ужас на неприятеля. Но мир запомнит их не только как грозное орудие войны. Названия самых больших военных кораблей своего времени навсегда вписаны золотыми буквами в мировую историю.

7. Атомный крейсер проекта 1144 «Орлан»

Страна: Россия
длина: 250 м
ширина: 28,5 м
водоизмещение: 25 860 т (полное)
экипаж: 1035 человек

«Петр Великий» – именно такое гордое имя носит единственный на сегодняшний день тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (всего было построено четыре таких корабля). Проект 1144 во всех смыслах знаковый. Сейчас «Петр Великий» является крупнейшим военным кораблем в мире, не считая авианосцев. Но крейсер знаменит не только своими размерами. В открытом бою он превосходит любой неавианесущий корабль. Крылатые ракеты П-700 «Гранит» дальностью до 625 км несут угрозу даже авианосцам (хотя, если быть честными, и сам корабль из-за размеров представляет собой удобную мишень). Вскоре «Петр Великий» может получить новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», став таким образом еще опасней.

6. Универсальные десантные корабли типа «Америка»

Страна: США
длина: 257,3 м
ширина: 32,3 м
водоизмещение: 45 700 тонн (полное)
экипаж: 1059 человек экипажа + десант

Универсальные десантные корабли, как можно догадаться, созданы для проведения операций по высадке десанта. Но американцы основательно расширили это определение. Новый УДК типа «Америка» это, по сути, мини-авианосец, который способен нести солидную авиационную группировку из 22 истребителей пятого поколения F-35B. Эти самолеты будут взлетать с палубы, используя укороченный разбег, а садиться они будут вертикально. Но есть и другие конфигурации: УДК может нести множество конвертопланов V-22, которые смогут доставить десант по воздуху намного быстрее, чем это сделают обычные вертолеты. Головной корабль серии USS America (LHA 6) ввели в состав флота США в 2014-м, а всего американцы хотят получить двенадцать таких кораблей. Они в перспективе сменят УДК типа «Уосп».

5. Универсальные десантные корабли типа «Уосп»

Страна: США
длина: 257,30 м
ширина: 42,67 м
водоизмещение: 40 532 тонны (полное)
экипаж: 1147 человек экипажа + десант

Вплоть до появления «Америки» корабли типа «Уосп» не имели конкурентов по своим размерам среди УДК. Они создавались специально для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье экспедиционного батальона морской пехоты, численность которого может достигать почти 1900 человек. Поддержку десантникам могут оказать боевые самолеты с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B Harrier II (их число может достигать 20). А еще морпехи имеют в своем распоряжении ударные вертолеты AH-1W Super Cobra. В кормовой части «Уоспа» находится крупное помещение, где может находиться техника, используемая для десантных операций. Всего американский флот получил восемь таких кораблей.

4. Авианосцы типа «Клемансо»

Страна: Бразилия
длина: 265,0 м
ширина: 51,2 м
водоизмещение: 32 780 т (полное)
экипаж: 1338 человек

По сути, авианосцы типа «Клемансо» создавались не в Бразилии, а во Франции, причем еще в 50-е. После появления гораздо более современного «Шарля де Голля» их сняли с вооружения, а один из кораблей был передан бразильскому флоту, где он продолжает нести службу по сей день. В Бразилии корабль получил имя «São Paulo». Даже в наши дни он остается достаточно грозной боевой единицей, которая может нести до 40 летательных аппаратов, включая пятнадцать французских палубных штурмовиков Super Étendard.

3. Авианосец «Шарль де Голль»

Страна: Франция
длина: 261,5 м
ширина: 64,36 м
водоизмещение: 42 000 тонн (полное)
экипаж: 1200 человек

Это единственный атомный авианосец ВМС Франции: власти хотели заложить еще один, однако от этой идеи отказались, учитывая огромную стоимость боевого корабля. В любом случае перед нами крупнейший европейский авианосец. Основа мощи этого корабля – истребители поколения 4++ Rafale M. Всего же он может нести до 40 летательных аппаратов. По своему боевому потенциалу «Шарль де Голль» проигрывает американским авианосцам (они крупнее по размерам и могут нести большее число крылатых машин). Однако и «Шарль де Голль» тоже не раз доказывал свою боеспособность, в частности во время операции в Сирии. Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» вскоре потеснят «Шарля де Голля»: когда они будут введены в эксплуатацию, то станут самым большими в Европе боевыми кораблями.

2. Авианесущие крейсера проекта 1143

(характеристики соответствуют ТАВКР «Адмирал Кузнецов»)
страна: Россия
длина: 306,45 м
ширина: 71,96 м
водоизмещение: 59 100 т (полное)
экипаж: 1980 человек

Уточним: под определением «проект 1143» скрывается несколько подтипов авианесущих кораблей. Четыре из них («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку») могли использовать штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В дальнейшем на базе проекта 1143 был построен корабль проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также еще два авианесущих крейсера («Варяг» и «Ульяновск»), получивших расширенную взлетную палубу и возможность использовать самолеты с обычным взлетом и посадкой, такие как Су-33. Судьба всех этих кораблей сложилась по-разному. «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем. А вот «Варяг» превратился в китайский «Ляонин». Корабль «Баку» прошел модернизацию и пополнил ряды ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Ульяновск» так и не был достроен, хотя концептуально был самым совершенным из всей серии: он имел паровую катапульту и в теории мог использовать самолеты ДРЛОиУ.

1. Авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
длина: 332,8 м
ширина: 78,4 м
водоизмещение: 106 300 тонн
экипаж: 5680 человек

Наконец, заслуженное первое место нашего рейтинга досталось американскому гиганту «Нимицу» – самому большому и самому мощному боевому кораблю из всех, которые эксплуатируются в настоящее время. На его борту могут разместиться без малого 90 летательных аппаратов! Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» может нести не больше 50 ЛА. В авиагруппу «Нимица» входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C и другая авиатехника. Американцы ввели в строй десять таких кораблей: они активно использовались, в частности, во время кампаний в Ираке и Афганистане. Но «Нимиц» не вечен, и вскоре этот тип кораблей сменят другие авианосцы типа «Джеральд Р. Форд». Они будут столь же огромны, а кроме того, смогут нести истребители пятого поколения F-35C. В целом, «Форд» станет экономичней своего «старшего брата» при сохранении высоких боевых возможностей.