Материальное и духовное бытие, их соотношение. Материальное бытие: философское и нефилософское понимание материи

Мини-глоссарий

Материя - материальная субстанция, представляющая сущность всех объективно существующих в мире предметов, явлений и процессов.

Движение - способ существования материи, обозначающий все происходящие изменения в самом общем виде.

Пространствои время - формы существования материи, которые характеризуют се в аспектах протяженности и длительности.

Отражение - способность одних объектов воспроизводить признаки, свойства и отношения других объектов.

Материальное бытие. Весь окружающий нас мир представляет собой невообразимое множество предметов, явлений и процессов, проявляющихся в бесконечно разнообразных формах с их всевозможными свойствами, связями и отношениями. С раннего детства мы убеждаемся в том, что они существуют объективно, т. е. не зависят от нашего отношения к ним. По мере накопления опыта мир таких объектов вокруг нас только увеличивается, и со зрелостью мы осознаем, что нам известна лишь малая часть этого мира. Материальное бытие вторгается в нашу жизнь «весомо, грубо, зримо», и попытки игнорировать его существование приводят к весьма неприятным последствиям. При этом данное бытие чаще всего воздействует на нас как то или иное вещество, которое интуитивно принимается нами за его сущность. Не случайно само слово «материальный» происходит от лат. matcrialis, что значит «вещественный». От этого понимания объектов материального бытия в обыденной речи мы не отказались до сих пор, понимая иод ними то, что состоит из некоего «материала», т.е. вещественного субстрата.

Между тем наука и философия еще в конце XIX-начале XX века пришли к пониманию невозможности ограничить материальное бытие только вещественными объектами. Мир вокруг нас устроен гораздо сложнее, нежели это представлялось нашим предкам, видевшим в его основе ту или иную природную стихию (земля, вода, огонь, воздух) или «псрвовсщсство». Во-первых, мир включает в себя неживую природу, живую природу и общество, где действуют как «вещественные», так и «невещественные» силы. Во-вторых, каждая из этих форм материального бытия имеет свои уровни, несводимые к одним вещественным началам.

Так, уровнями неживой природы являются: субмикроэлемен- тарный (кварки, глюоны, суперструны); микроэлементарный (адроны и лептоны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); единичных вещей; макротел; планет и систем планет; галактик и систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; популяций; биоценозов; биосферы в целом. Уровни общества образуют: отдельный индивид; семья; коллектив; социальные группы (слои, классы, страты); этносы; нации; расы; государства; союзы государств; отдельные общества; человечество в целом. Столь сложное строение материального мира настоятельно требует выявления субстанции, лежащей в его основе, и ее философского осмысления.

Категория материи. Материя (от лат. materia - вещество) - понятие философии, которое возникло для обозначения физического, вещественного вообще, в отличие от всего психического, духовного. Если ранние натурфилософы («физики») древней Греции отождествляли первовещество с той или иной природной стихией (вода, земля, воздух, огонь), го атомисты представляли его как совокупность качественно однородных атомов. Для Платона материя («хора») была неопределенным пространством, близким, но не равным небытию. Аристотель признал вечное существование материи («хюле»), считая ее вечным, несотворимым и неуничтожимым, но пассивным началом. В средневековой философии под материей понимали множество индивидных проявлений, сотворенных и подчиненных Единому (Богу).

В философии Нового времени категория материи последовательно отождествляется с понятием вещества, общего всем вещам, и сближается с естественнонаучными взглядами на физическую реальность. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк определяли материю как телесную субстанцию. На материю переносятся все характеристики, которые передовые науки того времени (геометрия, физика, химия) находили в веществе: протяженность, плотность, непроницаемость, атомарное строение, закон сохранения. Французские материалисты XVIII в.

развили всщсствснно-субстратнос представление о материи, предложив считать одним из ее важнейших атрибутов движение. Последовавшие на рубеже XIX-XX вв. открытия радиоактивности и делимости атома опровергли некоторые из приписываемых материи свойств (закон сохранения, атомарное строение) и поставили под сомнение взгляды на нее как на вещество. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира, преобладание математических моделей при их описании, побудили многих ученых заговорить о том, что «материя исчезла».

Философско-материалистическое решение проблемы в условиях кризиса вещественно-субстратной концепции материи в 1909 г. дал В.И. Ленин новым определением данной категории. «Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». При таком взгляде на материю философское представление о ней отделяется от естественнонаучных концепций, и у материи как философской категории остается лишь одно свойство - обозначать «объективную реальность». Гносеологический подход к материи в марксистско-ленинской философии основывается на ее субстанциально-деятельном понимании, в соответствии с которым материальные процессы существуют как в естественно-природной, так и в социально-практической форме. Эта философия выделяет несколько видов состояния материи: вещество, энергия, поле, плазма, «живая материя», социальная материя. В социальной материи, или общественном бытии, активно участвуют сознание и духовная жизнь человека, но они считаются вторичными и производными от его материальных потребностей.

Атрибуты материи. Под атрибутами материи понимаются сс универсальные фундаментальные свойства как субстанции. Первым понятие атрибута к субстанции применил Б. Спиноза, который выделил два ее сущностных и неотъемлемых признака: протяжение и мышление. Дальнейшая история философии характеризовалась уточнением атрибутов, представление о которых зависело от того, как понимал субстанцию тот или иной мыслитель. В современных учебных пособиях число атрибутов материи варьируется. Выделим и охарактеризуем 5 следующих атрибутов субстанции: движение, пространство и время, взаимодействие, отражение.

Движение есть способ существования материи. Под движением в философии понимается вся совокупность изменений, т.е. изменение вообще. Движение носит объективный характер, так как оно происходит независимо от сознания субъекта. Движение является универсальным, или всеобщим, поскольку в мире не существует объектов, которые бы никак не изменялись. Движение также отличается абсолютностью и относительностью: оно абсолютно, потому что каждый объект постоянно претерпевает изменения, и относительно, ибо изменения всегда происходят в тех или иных (но нс во всех сразу) отношениях. Наконец, движение противоречиво, так как несет в себе две противоположные тенденции: к сохранности и к изменчивости. При полной победе первой из этих тенденций материя застыла бы неподвижно, как мир Парменида, при победе второй - не смогла бы иметь внутреннего единства, как поток Кратила.

Выделяются различные типы и формы движения материи. Три типа движения суть: 1) изменение пространственного положения объекта при сохранении его состояния и качеств; 2) изменение состояния объекта при сохранении его качеств; 3) изменение качеств объекта. Примером первого типа движения служит простое перемещение, примером второго - переход воды из одного агрегатного состояния в другое, примером третьего - развитие человека или общества. Кроме типов движения существует идущая еще от Ф. Энгельса иерархия движения по его формам. Им были выделены 5 форм движения материи: 1) механическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая; 5) социальная. В основе данной классификации лежит не ранжирование соответствующих наук, а выделение материальных носителей движения и присущих им специфических противоречий. Хотя это деление не утратило своего значения, наука в XX веке внесла в нее коррективы, открыв новые виды движения: изменения в микромире, в мегамире, психические процессы, - и доказав, что механическая форма нс является основой для других. Следует иметь в виду, что более сложные формы включают в себя более простые, но не сводятся к ним (почему нельзя объяснять деятельность человека в терминах, описывающих поведение даже высших животных).

Пространство и время. Взаиморасположение материальных систем образует пространство, взаимосвязь материальных явлений образует время. Пространство и время имеют как общие, так и отдельные свойства. К общим свойствам пространства и времени относятся: объективность, всеобщность, абсолютность и относительность, связь между собой и с движением материи, бесконечность. Специфические свойства пространства: протяженность, симметричность и ассимметричность, однородность и неоднородность, трехмерность. Время же отличается длительностью, асимметричностью, необратимостью, одномерностью. Безусловно, данные свойства пространства и времени отражают особенности нашего мира, известные науке. Возможно, есть иные миры с другими пространственно-временными свойствами.

В истории философии и науки сложились две концепции понимания пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Представители первого подхода (Демокрит, Эпикур, И. Ныотон) понимали пространство и время как «вместилища» всех объектов и всех событий, которые существуют как субстанции, т.е. независимо от материи, движения и друг друга. Сторонники второго подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн) представляли пространство и время как отношения между объектами и процессами, что делает их зависимыми от материальных объектов и скорости их движения. Современная наука в целом придерживается реляционного подхода к пониманию пространства и времени, получившего обоснование в специальной теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, при увеличении относительной скорости движения системы отсчета, пространственная протяженность уменьшается, а временная длительность - увеличивается. У Эйнштейна пространство и время зависимы друг от друга (пространство-время), а также от материи (масса) и движения (скорость).

Взаимодействие. Этот атрибут представляет процесс взаимного влияния одних объектов на другие, всеобщую связь между ними, изменение их состояний, взаимный переход и порождение одних объектов другими. Взаимодействие характеризует нс только отношения между объектами, но и само их бытие. Любой объект можно представить как систему элементов, взаимодействие которых является основой его существования. Поэтому взаимодействие служит доказательством того, что движение абсолютно, а покой относителен. Ведь абсолютный покой возможен лишь при отсутствии всякого взаимодействия как изменения того или иного вида, но такое отсутствие сделало бы невозможным существование объекта как системы. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в нем осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия. Существуют различные виды взаимодействия: в естественных науках - слабые и сильные, притяжение и отталкивание, разрушающис и созидающие; в социальных науках - борьба, союз и нейтралитет. Общее понятие взаимодействия конкретизируется в виде необходимых и случайных связей, а также в принципе причинности, в котором оно проявляется в отношениях между причинами и следствиями. Законы науки, передающие постоянно повторяющиеся, необходимые и существенные связи между объектами, являются формами выражения взаимодействия. В данном атрибуте материи коренятся причины всего сущего, поэтому взаимодействие представляет одно из фундаментальных сс свойств.

Отражение. Многие материалисты исходят из того, что в качестве одного из всеобщих свойств материи нужно также рассматривать отражение как способность одних материальных объектов или систем воспроизводить характерные особенности других объектов или систем путем передачи вещества, энергии или информации. Каждая из материальных систем, воздействуя на другие и вызывая в них определенные изменения, оказывает известное влияние на ту систему, на которую она воздействует, и тем самым «запечатлевает» себя в ней в результате воздействия. Отражение тесно связано с соответствующими формами движения и взаимодействия.

Разным уровням организации материи соответствуют специфичные для них формы движения и формы отражения. Так, при механическом движении отражение существует в виде отпечатка, следа. При физическом движении оно проявляется в физических процессах, при химическом движении - в химических реакциях. В примитивных организмах отражение существует в виде раздражимости, в более сложных организмах - в виде чувствительности. Высшим животным присуща уже психическая форма отражения, людям свойственна социальная форма отражения - сознание. Формы отражения так же иерархичны, как иерархичны формы движения материи. Более сложные формы отражения возникают на основе более простых, но приобретают качественно новые, специфические только для них особенности, которых нет у менее развитых форм отражения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции?
  • 2. Какие свойства объектов принято называть атрибутами?
  • 3. Почему движение абсолютно, а покой относителен?
  • 4. В чем состоит различие между субстанциальной и реляционной концепциями пространства и времени?
  • 5. Что представляет собой взаимодействие?
  • 6. Какие формы отражения присуши неживой природе, органической природе, человеческому обществу?

Введение 3
1. Понятие и сущность бытия. Материальное бытие 4
2. Духовное бытие и его свойства 8
3. Соотношение духовного и материального бытия 13
Заключение 21
Список литературы 22

Введение

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Для философского мышления с самого начала его зарождения размышления о бытии представляют собой серьезную проблему, ибо бытие чувственно воспринимаемого мира далеко не очевидно.
Актуальность проблемы разделения материального и идеального бытия выражается и в том, что в зависимости оттого, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование и оба эти течения в философии представлены в равной степени великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими течениями в философии определяется персональными предпочтениями, связанными с образованием, воспитанием, системой разделяемых ценностей, общим складом мышления.
Цель данной контрольной работы заключается в том чтобы выявить сущность материального и духовного бытия и раскрыть грани их взаимоотношений.

1. Понятие и сущность бытия. Материальное бытие

Бытие - это философская категория, озна¬чающая реальность. Оно не сводится к пред¬метно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы:
1) бытие вещей, процессов и состояний при¬роды;
2) бытие человека в мире природы;
3) бытие духовного, идеального;
4) индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективированное) духовное бытие;
5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).
Философский смысл бытия проявляется и в противоре¬чии конечного и бесконечного (всякое бесконечное со¬стоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.
Итак, бытие - общее понятие, самое общее, которое образовывается путем отвлечения от различий между при¬родой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и нахо¬дим его. Результат этих поисков - бытие, то, что эти яв¬ления и процессы реально существуют (4, с. 276).
Понятие материи не дается человеку a priori, не с него, как понятия, начинается формирование мировоззрения человека и далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно, между прочим, имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом прежде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру, получаемое при чтении философской, религиозной или художественной, научной литературы. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не инициировать при множественности индивидуальных воззрений на мир и множественность трактовок материи, их своеобразие, порой полярность и альтернативность. Но философский плюрализм не исключает единства по каким-то важнейшим параметрам. Эта общезначимость основания формируется и укрепляется прежде всего ориентацией на общечеловеческий опыт, на принцип научности при его ассимиляции. С этой позиции можно было бы избежать как излишней релятивизации понятия «материя», так и полной его унификации, стандартизации (4, с. 277).
И по проблеме материи необходимо постепенное, но систематическое наращивание моментов взаимопонимания среди философов, причем как между сторонниками материалистической ориентации, так и между представителями материализма и идеализма.
«Материя» и материализм зачастую предстают перед своими оппонентами в искаженном образе. До сих пор для многих из них материя - косное, бездуховное образование, а материалисты - люди, либо недооценивающие, третирующие дух, духовность, либо вообще лишенные духовности. И сами материалисты нередко способствуют такому мнению, отделяя чрезмерно материю от духа. Правда, при этом мы можем иронизировать и по поводу идеализма, в связи с нападками которого на материю Л. Шестов в «Странствованиях по душам» заметил, что на самом-то деле материя - самая покорная, поддающаяся человеку сущность, вся беда, все трагедии человечества не в ней, а в идеях. «Самый страшный враг всего одушевленного не косная материя... самый страшный и беспощадный враг - это идеи, - подчеркивал он. - С идеями, и только с идеями, нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира». Но дело даже не в этом, а в том, что понятие «материя», как и всякое понятие, постоянно меняется, оно уже другое; другим становится и «дух». И не во встречном ли движении друг к другу они способны одолеть свою «инертность» и «косность»? На этом пути ни материализм, ни идеализм ничего не теряют из своего существа, но, очищаясь еще от одного мифа, способны в более достойных формах полемизировать друг с другом.
Кстати, о гносеологическом основании полемики. Нет, наверное, ни одной сколько-нибудь существенной проблемы в философии, по которой не имелось бы столкновений позиций среди специалистов. Однако немало было и таких дискуссий, в ходе которых развертывался спор о разных предметах, особенно при заявках каждой из сторон на единственно верное понимание или на единственно истинное определение понятия, ставшего предметом обсуждения (примеры - обсуждение понятий «философия», «противоречие», «развитие», «причина», «качество», «система» и др.). Сознание работало на исключение многообразия в области дефиниций; оно не принимало мысли, что дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах. Но такая направленность мышления ведет в тупик. Гегель писал: «Правильность даваемого определения... зависит от характера тех восприятий, которые послужили его исходным пунктом, и от тех точек зрения, с которых его давали. Чем богаче подлежащий определению предмет, т.е. чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» (7, с. 59). Понимание этого обстоятельства могло бы стать одним из факторов выявления и усиления общезначимых сторон и в подходе к понятию материи в наши дни.
У некоторых из тех, кто читает работы по философии, чувствуется паническое настроение: нет единственно верного (директивного, что ли?) определения, а то, что было, рушится; появилось множество других, значит, наступил философский кризис.
Самоочищение в философии касается прежде всего нас самих, и это единственно возможный путь к недопущению каких-либо кризисов.
Определений понятия материи множество. Можно составить их перечень и в нем окажется, наверное, более сотни таких, которые будут годны для применения в тех или иных познавательных ситуациях. Но сложность в том, какие из них или какое из них взять в качестве исходного?
Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Высказаны достаточно существенные аргументы, обосновывающие познавательную эффективность этого определения. Можно дополнить их еще одним, связанным с подходом к данному понятию через представление о сущности мировоззрения и его основной вопрос (7, с. 60).
Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не-Я», включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом всякого мировоззрения. Он конкретизируется в других: В чем смысл жизни? Возможно ли личное бессмертие? Есть ли счастье? Что такое мир в целом? Конечен он или бесконечен? Что такое истина? Что такое добро, зло, справедливость? Что такое красота, любовь? Эти и многие другие вопросы развертываются в систему ответов на них, в воззрение человека на мир, на свое отношение к этому миру. Мировоззрение индивида построено на противоречивости взаимоотношений его внутреннего мира с миром внешним, а потому оно по сути своей антиномично: отталкивание «не-Я» сопряжено со стремлением к единству, стремление к тождеству с ним рождает его отрицание. Как вечна дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа, так неизменна и дихотомия отношений личности и внешнего мира.
В индивидуальном мировоззрении «Я» равновесно «не-Я». Если для биологии или космологии человек - только одно из многих явлений в ряду других, то в мировоззрении «Я» и «Мир» сопоставимы друг с другом, что служит основанием для положения об антропоцентричности мировоззрения. С этой точки зрения становится ясным, почему такие понятия, как «добро», «истина», «справедливость», являются философскими, не будучи всеобщими в формально-логическом плане, а многие другие, отражающие всеобщее в формах движения материи («вещество», «поле», «притяжение» и т.п.), не имеют философского статуса.
В центре мировоззрения - проблема человека; назначение мировоззрения - обеспечение человека самыми общими понятиями, идеями, представлениями о ценностях, регулирующими его взаимоотношения с внешним миром. Теряя жизнь, человек, естественно, теряет и мир (3, с. 281).
В этом плане приведенное выше определение материи максимально философично: оно характеризует материю прежде всего через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств, что часто имело место в прошлом. Определение же материи через понятие вещества не отвергается начисто, оно может и должно быть включено в ряд других, дополнять их, но при этом главным должно оставаться все-таки философское определение.

2. Духовное бытие и его свойства

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и офор¬мляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступа¬ет язык.
Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффектив¬ным инструментом освоения мира. Кроме того, язык является специфически социальным средством хране¬ния, переработки и передачи информации, а также уп¬равления человеческим поведением. В своем развитии язык прошел длительную эволюцию от естественных звуков к слову. В процессе общения и осуществления совместной трудовой деятельности людей формируется речевая сигнальная система. Звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения вещей, желаний. Слово заняло свое место между сознанием и мыслимым предметом. Оно инициировало человеческую культуру. Оно связало бытие человека и бытие природы. Воплощенный в текстах, картинах, гра¬фиках, диаграммах, язык обрел статус особой объектив¬ной реальности. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физи¬ческая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность.
История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойку¬мены» (6).
Реальность духовного бытия особого рода. Она обес¬печивает опыт отдельно взятого человека и сама обога¬щается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее дан¬ного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определен¬ную структурную парадигму, в рамках которой форми¬руется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.
Как отмечается в литературе дух выступает в разных формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа; например - в произведениях искусства).
В персоналистическом экзистенциализме, ставящем в центр своих теоретических построений личность человека, в составе признаков духа указываются следующие: разум, чувство долга, совесть, милосердие, добротолюбие, стыд, справедливость, любовь, сердечность, чувство стыда, раскаяния и др. Н. А. Бердяев писал: «Дух... на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности». Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя уловить; вследствие такой сложности духа как особого феномена бытия его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте. «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное. Трехчленное понимание человека как существа духовного, душевного и телесного имеет вечный смысл и должно быть удержано.
Но это совсем не означает, что в человеке есть как бы духовная природа наряду с природой душевной и телесной, это значит, что душа и тело человека могут вступить в иной, высший порядок духовного существования, что человек может перейти из порядка природы в порядок свободы, в царство смысла, из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения... Реальность духа имеет иной генезис, это реальность не от объекта, а от Бога». По Н.А. Бердяеву, между прочим, Бог не создает природу как причина - следствие; Бог «творит» ее в том отношении, что придает ей ценность. Бог «творит» и личность, приобщая ее к Истине, Добру и Красоте. «Дух носит аксиологический характер, дух есть... истина, красота, добро, смысл, свобода». «Дух личен и раскрывается в личности, но он наполняет личность сверхличным содержанием». «Дух есть божественный элемент в человеке» (6, с. 348).
Сопоставляя дух и природу, Н.А. Бердяев указывал на то, что дух не характеризуется тем, чем всякая природная вещь: пространством и временем.
На эту сторону, еще до Н. А. Бердяева, обращал внимание В. С. Соловьев. Он писал: «Главное свойство этого вещественного бытия есть двойная непроницаемость: 1) непроницаемость во времения, в силу которой всякий последующий момент бытия не сохраняет в себе предыдущего, а исключает или вытесняет его собою из существования, так что все новое в среде вещества происходит на счет прежнего или в ущерб ему, и 2) непроницаемость в пространстве, в силу которой две части вещества (два тела) не могут занимать зараз одного и того же места, т. е. одной и той же части пространства, а необходимо вытесняют друг друга. Таким образом то, что лежит в основе нашего мира, есть бытие в состоянии распада, бытие, раздробленное на исключающие друг друга части и моменты».
Дух же, по В. С. Соловьеву, лишен этой двойной непроницаемости. Одно из высших проявлений духа - любовь; она всепроникающа. «Если корень ложного существования состоит в непроницаемости, т. е. во взаимном исключении существ друг другом, то истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа... Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга». Одной из целей человеческого духа должно стать, по В. С. Соловьеву, установление истинного любовного отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде. С этих позиций он считал возможным достичь и одухотворения материи (4, с.).
Работы B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева, посвященные рассмотрению духа, демонстрируют вполне определенное его понимание, выделение его специфических черт, противоположность природе, материи. Такое понимание было едва ли не самым распространенным в России в XIX столетии, да и в философии русского зарубежья первой половины XX века. Так, в начале 80-х годов прошлого столетия в «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даль следующим образом пояснял слово «дух»: «Дух - бестелесное существо; обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному... Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». В «Философском словаре» Э. Л. Радлова, изданном в 1913 году, сказано: «Дух обозначает начало, противоположное телу; а в противоположность душе дух обозначает высшие душевные способности, разум (3, с. 289).
Таково традиционное понимание духа, дошедшее до наших дней почти в неизменном виде.
Специфическим за последние десятилетия в нашей стране стало фактическое сведение понятия духа к сознанию. В «Философской энциклопедии» читаем: «Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания». «Дух», сказано в «Философском энциклопедическом словаре» 1989 г., - это «философское понятие, означающее нематериальное начало… в марксистской философии понятие дух употребляется обычно как синоним сознания».

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Две части философского знания

В целях облегчения курса его обычно делят на две частей 1)история философии.2) теория философии.

При изучении истории философии используется хронологический метод, т. е. Философские школы, направления изучались в порядке их появления в истории философского знания.

Порядок изложения определяется временной последовательностью Т. о. Здесь преобладает эмпирический, индуктивный, описательный метод изложения материала. Центральной единицей был философ.

При изучении теории философского знания порядок иной. Он определялялся не хронологией, а логикой, т.е. решающую роль при изложении играет Содержание, их значимость, роль в системе современной философии

Здесь изложение будет вестись, начиная от наиболее общих понятий к простым, конкретным, частным. От бытия до его общих форм. Здесь преобладает умозрительный, рациональный, логический подход сверху – вниз. И центральной единицей здесь будет понятие. Такие как бытие, социальное и духовное бытие и т. д.

Т.о. история философии – есть философия в динамике, в процессе. Теория же философии – есть философия в статике, т. е. Есть результат, итоги её развития. Между этими частями есть и общность. Обе они, так или иначе, но исследуют и творчество отдельных философов, и содержание тех понятий, которые они развивали.

Указанные две части дополняют друг друга. Вместе они объединяют, обогащают друг друга. объединяют исторический и логический методы подхода к философскому знанию, т. о. Помогая лучше понять содержание этой дисциплины.

2. Специфика философских категорий

Масштабность, т.о. философские понятия, категории имеют не только общий характер, а предельно общий характер. Категории – предельно масштабно. Они отображают то всеобщее, универсальное, что есть и в человеке, и в природе, и в обществе.

Самым широким является понятие бытие. В его состав входят материя, сознание, человеческое бытие.

Антропологизм т.к. широкие категории существуют и а в других науках, особенностью философских категорий является то, что они изучают природу не как самоцель, а в тесной связи ас категорией человека, т.е. обслуживают её. Философия – это антропологизированное знание. Несмотря на то, что все приводится к категории человека, но до сих пор человек для философии – загадка.

Открытость. Под этим понимается та их особенность, что философские истины открытый, незавершенный характер. Все философские истины относительны. Гегель говорил:

«Истина – есть процесс, а не стершийся пятак, который можно положить в карман и забыть».

Демокрит: « Философская истина лежит на дне глубокого колодца».

Н. Бердяев: « Человек – есть существо зыбкое, неопределенное, не медиумическое».

Множественность, полярность содержания.

Понятие бытие истолковывается Демокритом, как явление материальное. Однако Платон толкует его как явление идеальное; Фома Аквинский толкует его как явление божественное. В. Соловьев говорит, что бытие – понятие всеобщее, всеединое.

Из сказанного не следует, что философия является наукой не точной, смутной по своему содержанию. Точность её выражается том, что один раз приняв что-то философов, строго проводит это через систему, принятого положения.

3. Бытие, его сущность и формы

Его понятия – синонимы: действительность, универсум, нечто.

Сам термин греческого происхождения «ontos» Онтология, как правило, является исходной частью философской системы. Бытие является предельно широкой категорией из всех других категорий, и следовательно возникают трудности при его определении, т. к. мы определяем любое понятие сведением его к родовому.

У бытия нет родового понятия. И обычное определение невозможно. Прием сопоставления данного понятия с равновеликими, либо прием противопоставления таким же равновеликим. Указываются отличительные или сходные признаки.

бытие противоположно небытию

бытие структурно, дискретно, многокачественно. А небытие бесструктурно, однокачественно.

Философия выделяет три основные структурные части бытия:

А) материальное бытие

Б) идеальное бытие

В) человеческое бытие

бытие едино, монолитно, сводимо к какой – либо единице. Первооснова. Эта сущность выражается в многообразных формах бытия.

Основные формы бытия:

1)материально – предметное, природное бытие, объективное бытие Природа – это все существующее минус то, что создано человеком и сам человек.

2) идеальное бытие. Это субъективное бытие, идущее от человека, созданное им. Это наука, искусство, религия, философия, вся культура. Мысли, чувства, образы

3)человеческое бытие. Экзистенциональное бытие. Объект – субъектное бытие оно соединяет материальное и идеальное бытие. Интегрирует в себе бытие и небытие. Человеческое бытие – это своего рода копия мироздания или микрокосмос.

Цель изучения бытия у науки и у философии различны Для философии это средство для достижения ее высших целей. Для естествознания – это самоцель.

4. Материя и формы ее существования

Человек – существо двойственное (телесное и идеальное существо).

Первоначальный смысл заложен в слово материя, с лат. «материал», «доски»

Стремление как-то выразить мысль о единстве бытия, мира. Представить, это единство, полагая, что основой мира является нечто материальное, подобное лесу, дереву. Развитие термина наполнялось все новыми и новыми смыслами. Это развитие опиралось на развитие философии, естественно – научной мысли. В этом процессе развития выделятся несколько этапов:

С древнейших времен – до 19 века. Особенность понятия материи основано на том, что и философское и естественное понимание было одинаково. Под материей понималось какое – то вещество. Представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон.

С 19 века с развитием физики. Оказалось, что понятия материи не только вещество, но и поде с такими же признаками, что и у энергии, заряд.

20 – 21 век. В это время представления о материальном бытии стало ещё более сложным, т.к. вещество сегодня представляется, как нечто способное существовать не только в форме жидкости, газа и твердого вещества, также оно может существовать в виде плазмы, т.е. бесструктурное. Меняется и представление о поле. Оно может быть не только гравитационным, а ещё электромагнитным и радиационным, также существует и информационное поле.

В связи с этим философия перешла к более отвлеченному, абстрактному, обобщенному определению материи.

Новое определение:

Материя - есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Оно оказалось более постоянным, чем научные

5. Структура материи, её основные свойства.

Материя, как часть бытия - явление структурное, т. е. она дискретна.

ее части – отдельные объекты, вещи.

2) материя состоит из определенных связей, взаимоотношений этих вещей друг на друга.

Благодаря этим связям и обнаруживаются своеобразные свойства, признаки отдельных вещей.

Современные представления о структуре материи включает в себя трехчастное представление о ней. Представления о материи сводится к тому, что: 1) материя состоит из вещей, объектов; 2) связи, взаимоотношения между ними;

свойства, качества вещей.

Какие же это качества вещей?

Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Философия пытается выделить важнейшие из свойств – универсальные свойства. Выделяют три важнейших:

Пространство

Движение

Эти свойства материальных вещей наиболее глубоко выражают связи взаимодействия и единство вещей.

Суть: в обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но в философии рассматриваются некоторые трудности.

А. Блаженный: « Я знаю, что я такое время, пока меня не спросят об этом».

Время:: 1) нам присуще биологическое чувство времени; 2) мало кто из нас обладает абсолютным чувством времени; 3) чувство времени связано с особенностями организма.

В этом признании чувства времени с определенными видами материи. Впервые к этому выводу пришел Спиноза, а в 20 веке Альберт Эйнштейн с его теорией относительности.

Современная философия также оценивает и пространство. Представление о нем возникло из наших наблюдений. Каждая вещь имеет протяженность, множество вещей существуют рядом.

Пространство - есть протяженность, порядок существования вещей. Имеет три измерения: высоту, длину и глубину. Иногда говорят и о четвертом параметре – времени.

Время – это повторяемость вещей, это их сменяемость, их длительность, ритм, темп существования вещей. Время же это характеристика вещей, как начало и конец, рождение и смерть. Время выражает свойство вещей чередоваться, а не существовать одновременно.

Для понятия времени выделяется понятие – типы времени:

человеческое время (100 лет);

историческое время (тысячи лет);

предысторическое время (млн. лет)

биологическое время (5 млрд. лет)

геологическое время (6 млрд. лет)

Космическое время (20 млрд. лет)

Указанные типы времени несоизмеримы. Это относительность времени.

То же самое можно сказать и о пространстве Пространство космоса изменяется в 10 км, а пространство микромира изменяется в 10 см.

Т.о. пространство и время взаимосвязаны. Выражением этого единства является движение.

Движение – есть единство пространства и времени. Это перемещение вещей в пространстве и их изменение во времени.

Типы движений: 1) механическое; 2) химическое; 3) биологическое; 4) космическое; 5) ядерное.

Все формы движения связаны друг с другом. Хотя они не одинаковы.

6. Современная наука и философия о некоторых новых свойствах бытия

Существует три характеристики:

Информативность. Весь мир и его объекты – есть определенный объем информации. (Н. Винер).

И. Пригожин. Организованность. Весь мир – движение от хаоса к первым формам материи. Высшая форма материи - человек.

Т. Дешорден. Все развитие мира - есть развитие от пассивности к активности

Пространственно-временная структура

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется про-странственно-временными характеристиками с конкретными метро-логическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Пер-цептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими обьяснениями сущности пространства и времени.

Научные представления о пространстве и времени формируются в предметном поле математики, физики. Современная научная картина пространства и времени исходит из тезиса о существовании пространственно-временного континуума. Его топологические свой-ства описываются евклидовыми и неевклидовыми геометриями, тео-рией относительности, квантовой механикой.

Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и реляционной концепций. В первом случае пространство и время рассматриваются как самодостаточные сущности. Во втором случае они трактуются как атрибуты бытия, непосредственно вытекающие из особенностей обьектов. С этой точки зрения следует, что метрические свойства пространства и времени зависят от гравитационных возмущений, создаваемых космическими телами, находящимися в непрерывной динамике (А. Эйнштейн). Для отражения динамических свойств материального бытия используется категория движения.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.


Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную фор-мы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

Пространство – это философская категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы.

Время – это философская категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом бытия, организующим движение, изменение и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.

Понятия пространства и времени имеют как общие, так и специфические свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность, неисчерпаемость.

Специфические свойства пространства и времени:

– пространство характеризует протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; время – длительность и последовательность происходящих событий;

– пространство трехмерно, время одномерно;

– пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и к будущему.

Субстанциальный подход трактует пространство и время как осо-бые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира. Этот подход представлен в творчестве Анаксимандра, пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Ньютона. Уже в древности он подвергался обоснованной критике, но в его рамках были получены важные результаты: выделена протяженность как важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность простран-ственных характеристик бытия.

Реляционный (от лат. – отношение, относительный) подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, Н.И. Лобачевским, К.Ф. Гауссом, Г. Рима-ном, А. Эйнштейном. В теории относительности Эйнштейна установ-лена зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения, скорости изменений и системы отсчета.

Философское понятие «материя» как исходная характеристика материального бытия

Перед современной, раскрываемой наукой многокрасочной картиной мира, в котором всё движется, меняется, одно переходит во второе, философия не утрачивает своего значения как науки целостного восприятия бытия. Разграниченный естествознанием мир она вновь объединила, введя в свой категориальный аппарат понятие «материя».

Уже в XVIII в. французский философ Поль Гольбах определял материю как то, из чего состоят все вещи и от чего зависит их сущность. В таком определении материя рассматривается как какое-то изначальное исходное вещество, простейшее материальное образование, из которого природа «варит» остальной мир. А поскольку от этого начала зависит и сущность каждой формы материального бытия, то остается предположить, что исходных видов «первовещества» столько, сколько существует форм материального бытия. Получается, если говорить языком математики, дурная бесконечность.

Два с половиной тысячелетия назад древнегреческий философ Демокрит в качестве «первоосновы» всех вещей считал нечто мельчайшее, далее неделимое, но различающееся по форме, весу, шероховатости поверхностей. Это «неделимое» он назвал словом «атом». Все многообразие вещей, согласно его представлениям, получилось в результате самых разнообразных сочетаний этих разнокачественных атомов, постоянно движущихся в пустоте. Гольбаховское определение материи оказывается шагом назад в сравнении с определением, высказанным Демокритом.

Философы, а вместе с ними и естественники много усилий затратили на то, чтобы найти исходный «первокирпичик» бытия. Однако к концу XIX века естествознание все ближе приближалось к выводу, что такого «первокирпичика» найти не удастся. В XX веке от физики твердого тела отпочковались квантовая механика, атомная физика, ядерная физика, областью которых становится изучение микромира. Оказалось, что в этой области бесконечно малых величин и расстояний открывается совершенно новый мир закономерностей; когда одно превращается в другое, нарушается закон сохранения массы в результате взаимопревращений, сама масса превращается в энергию, а энергия становится массой. О достижениях теоретической физики можно писать долго и много, но для философии и естествознания стало ясно одно: исходного «кирпичика» материального бытия в природе не существует. Констатация этого факта естествознанием сыграла большую роль в подтверждении исходной константы философского материализма: исходного начала материального бытия не существует, а потому все попытки обосновать идею творения мира из ничего являются беспочвенными.

Природа во всем её многообразии существует объективно, т.е. вне и независимо от нашего сознания, со специфическими признаками её самых разнообразных форм со своими пространственно-временными характеристиками. Виды и формы материального бытия бесконечны, но все это многообразие философия характеризует понятием «материя» . Объективно материи нет, т.е. нельзя взять что-либо в руки и сказать: я держу в руках материю (если, конечно, это не будут ситец или сукно). Мы можем держать в руках, видеть, чувствовать всегда что-то конкретное (камень, муху, бревно, каплю росы и т. д. – до бесконечности). Материя же выступает нашим определением всего того, что существует вне нас.

Обращаем внимание читающих эти строки на слово «определение»: это мы, люди, так назвали, определили, объединили в едином слове всё многообразие окружающего нас материального мира вне зависимости от того, отражается ли оно в наших органах чувств или выступает как что-то не воспринимаемое (камень на дне моря, пингвин в Антарктиде, электромагнитные поля, гравитационное тяготение). Следовательно, материя – это всего лишь понятие нашего сознания, результат нашей мыслительной деятельности по «приведению к общему знаменателю» всех видов внешнего, независимого от нашего сознания, бытия. Поскольку это понятие предельно общее, охватывает все формы, уровни объективного мира, то оно выступает «категорией» философии. Сравниться с ним по ширине, по объему, по охвату количества обозначаемого может только философская категория «бытие», которая одновременно обобщает два вида реальности – материальную и идеальную, тогда как «материя» обозначает только часть бытия, хотя и довольно значительную.

Для уяснения специфики использования в философии понятия «материя» необходимо обратить внимание на одно обстоятельство: это понятие используется в философии в двояком смысле. В одном случае оно применяется как определение всего материального бытия, когда все объективно существующее подпадает под это определение. Но оно бывает применимым и в узкоэмпирическом смысле, например, при ответе на вопрос: будет ли дерево за окном материей? Здесь должен последовать утвердительный ответ, но только с небольшим добавлением: да, будет, но только как представитель определенной формы материи. Здесь мы встречаемся с диалектикой абстрактного и конкретного. «Материя вообще» – это абстракция, отвлечение нашего сознания от многообразия «материальной конкретики». Но в действительном мире абстракций нет, они есть только в нашем сознании. Поэтому в действительном мире нет и «материи», а есть только её оформленные виды: деревья, звезды, комары, сообщества людей и т. п. «Материю вообще» философы и представители естествознания искали многие столетия, но нашли её только в нашем сознании.

В начале XX столетия свое определение материи предложил В. И. Ленин, который писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его...» (ПСС. Т. 18. С. 131), которое было принято философией. Современные философы пользуются этим определением, особенно в учебной литературе, хотя не всегда называют первоисточник. Такова уж наша Россия.

Приведенное определение материи ценно тем, что не связывает материю с какими-либо её конкретными качествами. Вопрос о наличии либо отсутствии каких-то изначальных, исходных форм материального бытия в этом определении остается открытым, а современное естествознание сняло его вовсе. Пока остается твердо установленным только одно: материальный мир многокачественен и многообразен, а наука раскрывает все новые и новые стороны материального бытия. Сегодня наше время мы определяем как время науки и техники. Оснований для такой характеристики достаточно; но если обратиться к истории, то увидим, как мыслители середины XIX века, окрыленные прорывами в науке и технике того периода, также называли свое время временем науки и техники. И потому не стоит исключать, что наши далекие потомки отнесутся к научно-техническим достижениям современности как к творениям недоучившихся первоклашек. Современная наука раскрыла нам не только глубину наших познаний мира, но также и то, как мало мы ещё знаем наш мир, в том числе и ближайшее к человеку материальное бытие – нашу Землю. Действительно, «умножая знания, мы умножаем скорбь», скорбь от своего бессилия все понять и объяснить.

Из книги Прозрение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, является ли он неизменным или находится в состоянии перманентного развития и обновления? Если он развивается, то существуют ли

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия В настоящей теме дается общая характеристика живой материи, используется общефилософская методология при раскрытии этого уровня земного бытия. Если при анализе неживой материи философия может вести речь о всем

Из книги Основы Метафизики автора Корет Эмерих

2.4. Понятие бытия Совокупный горизонт безусловной и неограниченной значимости бытия находит свое логическое и языковое выражение в понятии бытия, точнее будет сказать «сущего» (того, что «есть»). Мы оперативно ввели это понятие и подразумеваем под ним все, о чем можем

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава пятая ЦАРСТВО ПСИХО-МАТЕРИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Из книги Философские начала цельного знания автора Соловьев Владимир Сергеевич

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

IV. НАЧАЛА ОРГАНИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ (продолжение). Понятие абсолютного. Основные определения по категориям сущего, сущности и бытия. Цельное знание по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

Мировоззрение как философское понятие Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

Понятие бытия Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы.Бытие вещей. «Первая» природа существует до, вне и совершенно

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

5. Мировоззрение как философское понятие Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

93. Понятие бытия. Основные формы бытия Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы.Бытие вещей. «Первая» природа

Из книги автора

§17. Предварительная характеристика феномена настроения: настроение как основной способ (мелодия) вот-бытия; как то, что наделяет вот-бытие постоянством и возможностью. Пробуждение настроения как схватывание вот-бытия как вот-бытия Человека, с которым мы вместе,

Из книги автора

§ 27. Заключительная характеристика само-скучания при чем-либо: своеобразие относящегося к нему коротания времени как зарождение того, что наводит скуку из самого вот-бытия Однако мы хотим держаться нашего пути и только через все более углубляющееся истолкование скуки

Из книги автора

Единство мира. Материя и движение как способ ее бытия. Время и пространство Опровергая порочный метод Дюринга, его пресловутый «новый способ мышления», Энгельс обращает специальное внимание на проблему единства мира, которая трактовалась Дюрингом в духе, близком

Из книги автора

Соотношение духовного и материального бытия в ведической теологии Веды утверждают, что мир состоит из двух энергий: духовной и материальной. Духовная энергия (пара-шакти) образует духовное царство Бога. Его основные характеристики: вечность (сат), знание (чит), блаженство

Из книги автора

Соотношение духовного и материального бытия в мусульманском мистицизме Исламская традиция также указывает на приоритет духовного бытия. В Коране (57:20–21) сказано: «Знайте, что жизнь ближайшая – забава и игра, и красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве