Короткие рассказы про осень. Что рассказать ребёнку об осени

Рассказ об осени для детей 5 - 8 лет

Про осень для детей «Осень на даче»

Устинова Таня, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Назначение: Рассказ «Осень на даче» может заинтересовать воспитателей ГПД, воспитателей дошкольных учреждений, детей дошкольного и школьного возраста, родителей.
Цель: формировать у читателей представление о прекрасном времени года осень, о ее особенностях, дарах, традициях.
Задачи:
- развивать воображение, память, внимание, интерес, любознательность.
- воспитывать чувство доброты, заботы, трудолюбия и милосердия к бережному отношению окружающего мира.

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них.
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
У нас есть прекрасная дача, мы любим туда ездить, отдыхать, гулять. Растим там овощи и фрукты. Наблюдаем изменения в природе, гуляют по нашему шикарному саду, собираем шикарные букетики из разнообразных листьев, также засушиваем красивые и интересные листья, чтобы зимой всей семьей собирать интересные композиции.
Гуляем всей дружной семьей, мама любит нам на таких прогулках часто загадывать загадки, или просто мы все сочиняем небольшие рассказики, о том, что мы видим вокруг.
Я вам тоже хочу загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать.
- Несу я урожаи, поля я засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но сосен не касаюсь, я …(осень)
- Рыжий Егорка,
Упал на озерко.
Сам не утонул,
И воды не всколыхнул. (осенний лист)
- Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто знает, кто скажет,
Когда это бывает?(осенью)

Вы знаете, как интересно гулять по тропикам и листочкам? Листочки шебуршат под ногами.
Мы по улицам идём -
Под ногами лужицы.
А над нашей головой,
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Листочки шебуршат под ногами, на улице становится пасмурнее, теплых дней все меньше и меньше.
Но так приятно наблюдать, как дозревает урожай, как наливаются прекрасные тыквы, из которых наша мамочка готовит вкусную и очень полезную кашу, которую мы с братом уплетаем за обе щеки.

А яблоки? Бывают времена, когда ветки опускаются, чуть ли не до земли, под тяжестью урожая. А у нас на участке яблонь много, там и красные яблоки, и зеленые, там даже полосатые есть. Очень люблю эту полосатку, они очень сладкие, вкусные. Дома мы всей семьей печем шарлотку из яблок.

А как красив осенний лес!!!
У нас он находится недалеко от дачи, мы туда часто ходим просто погулять, а осенью там собираем клюкву, замораживаем ее. Хоть эти ягодки и очень кислые, но в них много витаминов. Я с братом люблю собирать и кушать клюкву.

В один прекрасный день, мама меня спросила:
- Танюша, а ты знаешь, что наступила «Золотая осень»?
- А что такое «Золотая»? Почему ее так назвали?
И мама мне рассказала, что это потому, что листья на деревьях желтеют, прям, как золотые.
А вы знаете приметы осени?
Тонкая берёзка,
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают,
В край тепла и света,
Вот вам и другая,
Осени примета.
Сеет капли дождик,
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже,
Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета,
Школьная рубашка,
Купленная летом.
Девочка с портфелем.
Каждый знает: это -
Осени идущей,
Верная примета.
Сочиняйте свои рассказы, учите приметы в стихах.

Тогда мы затрагивали вопрос, чем заняться осенью на прогулке . Сегодня же поговорим о том, как развивать речь ребёнка, изучая осень.

Осенние игры и упражнения на развитие речи

Игры для детей 1-3 года

Для деток, которые ещё только учатся говорить или начали говорить совсем недавно, очень важно учиться управлять своим дыханием, а также развивать мелкую моторику пальчиков, потому что от этого напрямую зависит активизация работы отделов головного мозга, отвечающих за речь. Об этом мы подробно говорим в тренинге «Запускаем речь за 3 недели» , в модулях 5 и 7. А сейчас предлагаем вам поиграть с малышами в дыхательные и пальчиковые игры.

1) Дудочки и свистульки :
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной, ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

2) Пузыри мыльные и не только :
Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри.

3) Ветер, ветер, ты могуч… :
во время прогулки по парку или лесу попросите малыша изображать ветер и сдувать с ладошки сухие листочки. А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось найти лужу и дать старт морской регате.

4) Листопад :
Сделайте вместе с ребенком кленовый листок из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Ребенок превращается в ветер и дует на листок. Задача — сдуть как можно дальше или продержать его, чтобы дольше не упал.

Пальчиковые игры на тему осень

Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

Пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» (фрукты)

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Пальчиковая гимнастика «Муравьишка» (насекомые)

Муравьишка по тропинке
(дети пробегаются пальцами правой руки по левой от кисти к плечу)
На плече несет травинку.
(пробегают пальцами левой руки по правой)
К домику не близок путь,
Помогите кто – нибудь.
(прижимают ладони друг к другу и сильно трут их)

Включите песенку Е. Железновой. «Дождик» .

Дождик, дождик, кап-кап-кап
Ты не капай громко так,
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять.

Ваша задача научить ребенка стучать пальчиками по столу (или какой-то другой поверхности) в ритм с песенкой. Там сильная доля выделена звуком хорошо, ритм слышен явно. Когда песенка станет знакомой – ее хорошо петь во время прогулки, сборов, одевания…

«Дождик»
Тихий-тихий дождик
Кап-кап-кап (пальчиками постукиваем по себе)
Сильней, сильней дождик
Кап-кап-кап, (хлопаем в ладоши)
Сильный, сильный ливень
Кап-кап-кап! (хлопаем себя по ножкам)
Гром! Гром! Гром! (топаем ногами)

С «усилением» дождя немного убыстряем ритм чтения и действий, говорим громче. Повторяем несколько раз.

Осенние игры и загадки для детей 3-5 лет

1) «Назови ласково» (туча- тучка, дождь — дождик).
2) «Назови, какая погода?» Какая погода бывает осенью, если идёт дождь? – дождливая, …дует ветер- ветреная; Если на улице холодно, какая погода?- холодная; ….если пасмурно- пасмурная; …сыро- сырая; …хмуро- хмурая; …солнечно- солнечная; …ясно- ясная.
3) «Вершки и корешки» : перед игрой рассказываем ребёнку, что есть овощи, у которых бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Потом выкладывает перед ребёнком картинки этих овощей, а затем только вершки и отдельно корешки. Задача ребёнка – подобрать вершки к корешкам. Игру можно упростить, разрезав целую картинку на пазлы (на 2 или больше частей, ориентируйтесь по своему ребёнку, чтобы ему было не слишком сложно).
4) «Загадалки» : это не совсем загадки. Суть в том, что мы описываем предмет, не называя его, а ребёнок должен угадать, что это. Загадываем предметы осенней тематики, например, «у него есть одна ножка, а на ножке шляпка, растёт на пеньках и под деревьями» (гриб).
5) «Что можно делать…?» Взрослый начинает фразу: «Что можно делать в лесу?», а ребёнок должен ответить… Варианты вопросов:
Что можно делать с грибом?
Что можно делать на лесной полянке?
Что можно делать осенью?
Что можно делать, когда идёт дождик? И т.д

6) «Собери урожай» : эта игра развивает логику, учит ребёнка сравнивать и анализировать предметы, классифицировать их. Здесь можно использовать и настоящие овощи и фрукты, и муляжи, и карточки, а можно сделать самим из картона или пластилина. В одну корзинку складываем овощи, в другую – фрукты.

Загадки про осень

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)

Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
(Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Сначала клин, потом блин. Течет вода – ему не беда.
(Зонт)

Летит птица по синему небу: крылья распластала, солнышко застлала.
(Тучи или облака)

Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(Плащ)

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь)

У кого шапка без головы,
А нога без сапога?
(У гриба)

Составляем рассказ про осень

Это можно делать как с маленькими, так и с детками постарше, всё зависит от сложности. С детками 1-3 лет мы будем просто описывать картинку про осень и называть предметы, цвета, считать, отвечать на вопросы:
Что ты видишь на картинке?
Что делают дети (люди, зверушки и т.д.)?
Какого цвета небо? Деревья? Одежда у детей?
Сколько на полянке грибочков? И т.д.

С детками постарше можно уже составлять рассказ про осень по плану:
Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)
Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса),
Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)
Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
Что происходит сенью на полях, в садах и огородах. Идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)
Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

Потренироваться в составлении рассказа про осень поможет видео:

Стихи об осени для детей

Зонтик
Если дождик проливной,
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Желто-красно-голубой.
Кто ни повстречается,
Очень удивляется.
Говорит кругом народ:
«Вот так чудо! Зонт идет!»
Даже чуточку обидно,
Что меня совсем не видно…
М. Сидорова

* * *
Дуют ветры,
Ветры буйные,
Ходят тучи,
Тучи темные.

Не видать в них
Света белого;
Не видать в них
Солнца красного.
А. Кольцов

Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру.
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
И. Токмакова

Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит, закаленный!
И. Токмакова

Октябрь
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
В. Берестов

Про Осень для детей

Автор: Сарычева Анастасия, ученица 2 «Б» класса МБОУ «НОШ № 31» г. Старый Оскол
Руководитель: Татаринцева Инна Михайловна, тьютор МБОУ «НОШ № 31» г. Старый Оскол


Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и родителям. Предназначен для детей старших групп детского сада и учащихся начальной школы.
Цель: расширить представления детей об осень.
Задачи: обобщить признаки осени, развить умения определять будущие погодные изменения по народным приметам.

Рассказ об осени

Осень – это удивительное время года. Это время перемен. Природа, словно медведь, готовится к зимней спячке. Начало осени всегда радует людей. Лето не хочет уступать права и теплых и погожих деньков еще много. Этот период в народе назван «бабье лето». В это время даже не верится, что наступил сентябрь и лето подошло к концу.


С каждым днем солнце заходит за горизонт все раньше, а листья окрашиваются в разные цвета. Затем начинается «золотая осень». Такое название осень получила за то, что листья приобретают желтый цвет – цвет напоминающий золото. Начинается листопад и на улице становится все желтое – и на деревне и на земле. Это окружающая картина всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников. Именно про это время года так любили писать Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой и другие.


У осени есть разные приметы, праздники и характеристики на которых мы остановимся более подробно далее.

История названия «бабье лето»

В старину считали, что в каждой женщине живет колдунья и она может одной только силой мысли разогнать тучи и возвратить абсолютно любое время года.
Согласно другому мнению во время «бабьего лета» только молодежь собирала весь урожай, а пожилые женщины могли отдохнуть и погреться на теплом осеннем солнышке. Темпера этого периода характеризовалась как « женщина в период увядания»


В старину «бабье лето» начиналось с 14 сентября. Сейчас же четкой даты нет так как изменилась погода да и обряды уже не те.
В период «бабьего лета» заканчивалось время сбора урожая и все могли немного отдохнуть перед зимой. Зимой начинались другие хлопоты – домашние. Женщины начинали прясть, вышивать, а также шить одежду. Но это уже другая история…

Народные приметы об осени

В народе с давних времен повелось доверять приметам в отношении природы. Эти приметы передавались из поколения в поколения и некоторые из них дошли до нас.


1. Птицы кучками летают – сухая и ясная осень.
2. Сентябрь с громом – теплая очень и снежная зима.
3. Гуси и журавли летят медленно – теплая осень.
4. Листья березы начнут желтеть с верхушки - ранняя весна, снизу – поздняя.
5. Много рябины дождливая осень.
6. Комары поздней осеньютеплая зима.
7. Много орехов, но нет грибов – зима снежная и суровая.
8. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
9. Много желудей – лютая зима.
10. Расцвети шиповник, горох и одуванчик осенью – к долгой и очень теплой осени.

Поговорки об осени

С давних времен повелось сочинять краткие веские выражения, несущие глубокий смысл - поговорки.
Поговорки придумывались на разные поводы (праздники, горести, потешные и др.), а также на разные времена года.


Осень не является исключением. И я сейчас расскажу какие поговорки об осени знаю я.
Осенью семь погод на дворе.
Осень к лету не возвратится.
Упал с дерева лист – жди осени.
Осенний дождь мелкий и долгий.
Осенью и птица богата.
Осень – запасиха, зима – подбериха.

Осенние праздники

В нашей стране выделяют 5 периодов осени. Эти периоды называют разные природные проявления. И о них я сейчас расскажу.
Первый период – начало осени. Природа еще не поняла, что лето закончилось. Еще много теплых дней. Этот период продолжается с 1 по 13 сентября.
Затем начинается период золотой осени. Этот период очень красив. Все вокруг желтеет и приобретает золотой окрас из-за этого и такое название. Этот период начинается с 24 сентября по 14 октября.
Затем начинается период дождей, который имеет название глубокая осень. Он продолжается с 15 по 22 октября.
Затем начинается предземье. В этот период может идти и дождь и снег. Предземье начинается с 23 октября по 26 ноября.
Далее начинается первозимье. В это время начинается первая зима. Первозимье начинается с 27 ноября и продолжается по 30 ноября.


Осенью много праздников, как православных, так и государственных.
Государственные праздники:
День знаний, День народного единства, День работников нефтяной и газовой промышленности, танкистов, машиностроителя, учителя, воспитателя, работников леса, автомобилиста и другие.
Православные праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Казанская Божья Матерь, начало Рождественского поста.

Светлана Богомолова
Занятие для детей 5–6 лет на тему «Осень»

Педагог. Узнать время года вам поможет стихотворение :

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень )

О каком времени года пойдет речь? (Мы будем говорить про осень )

На доске появляется картинка "Осень ".

Как узнать, что наступила осень ? (Солнце светит мало. Листья падают с деревьев. Часто льют дожди. Птицы улетают на юг)

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Дети получают лист, на котором нарисован контур листочка. Задача детей - вырезать листик точно по контуру.

Игра "Листопад"

Дет вместе с педагогом держат в руках листики, кружатся и произносят слова :

Листопад! Листопад.

Листья желтые летят.

Слова произносятся несколько раз, затем все подбрасывают листочки вверх.

Упражнение на внимание "Чего не хватает?"

Дети получают лист, на котором нарисованы два похожих листочка, только у второго несколько деталей не хватает.

Задача детей - дорисовать у второго листочка то, чего не хватает.

Игра на внимание "Какого цвета листья осенью ?"

Педагог показывает детям три листочка : красный, желтый, зеленый.

За каждым цветом закрепляется движение.

Красный- прыжки, желтый- приседания, зеленый- хлопки.

Упражнение на развитие восприятия

Дети получают лист, на котором нарисованы пять листочков, "зашумленные"

Упражнение "Счет. Предыдущее число"

Дети получают конверт, в котором лежат 6 листочков с одной стороны зеленого, а с другой желтого цвета.

Педагог. Положите перед собой листочки так : зеленый, желтый, зеленый, желтый.

Как вы думаете, какого цвета будет следующий листочек? (Зеленый)

Вторым по счету какого цвета листочек? (Желтый)

А предыдущий ему? Предыдущий- значит впереди идущий, перед ним. (Зеленый)

Какого цвета листочек третий по счету? (Зеленый)

А предыдущий ему? (Желтый)

Физминутка

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, подтягиваемся- руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед- назад)

Ветки гнутся взад- вперед,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью.)

Листопад! листопад!

Листья желтые летят!

(Приседают)

Упражнение на мышление "Поиск девятого"

Дети получают лист на котором нарисовано игровое поле с листочками в каждой клетке. Не заполнена лишь последняя девятая клетка. Вместе с педагогом дети ищут последний листик.

Развитие речи. Пересказ рассказа "Осень "

Дети садятся на коврике кружком. Педагог читает рассказ "Осень ".

"Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий дождь. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь".

Несколько детей (по желанию) пересказывают рассказ.

Педагог. О каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Как узнать, что наступила осень ?

Чем занимаются люди осенью ?)Люди собирают урожай.)

Кто знает осенние месяцы ? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Публикации по теме:

Фотоотчет художественное творчество детей на тему «Осень». Птицы улетают в теплые края. Деревья стоят в праздничном наряде: красном, желтом,.

Программное содержание: Углублять и расширять знания детей об осени. Вспомнить и обобщить с детьми все сезонные изменения, которые происходят.

Ирина Акимова Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему: «Осень» Цель: Расширять представления.

Цель: расширять представления детей об окружающей природе осенью. Задачи: развивать художественное и зрительное восприятие, мышление и.

Конспект НОД для детей старшей группы тему «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень). Воспитатель: Какие изменения происходят в природе с приходом осени?.

Описание материала: мой конспект рассчитан для проведения нетрадиционного занятия в первой или второй младшей группе. Цель: познакомить.

Краткосрочная образовательная программа по рисованию солью для детей 4–5 лет «Золотая осень» Пояснительная записка Рисование – самый популярный вид творчества у дошкольников. В этом возрасте дети рисуют охотно, чаще – по собственному.



Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.








Растения осенью

Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые. Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью

Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы. Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью

Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах. Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью


Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.