Какой вклад в науку внес марк аврелий. Главные идеи марка аврелия. Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни

Марк Аврелий (121 - 180 н. Н.э.) - император Римской империи, правление которого пришлось на довольно сложный период ее истории. С высоты своего положения он, как никто другой, чувствовал те кризисные явления, которые нарастали в римском обществе, и задумывался над их последствиями.

В философии стоицизма Марк Аврелий искал мировоззренческий средство гармонизации общества на общем фоне бренности, бижучости, низости и неновизны жизни и погребе в практическом погружения в эту временность. Все это отражено в его работе "К самому себе" ("Наедине с собой"), которая была найдена после его смерти.

В осмыслении мира, смысла человеческого бытия Марк Аврелий исходил из признания одного большого целого, которым руководит его Разум - Логос, в котором все связано. Это Целое динамическое, подчинено промысла, поэтому его нужно воспринимать как провидение, такое, что вытекает из одного начала. В Целом Марк Аврелий размещает и Бога, беспокоится о благе людей. Люди как разумные существа разумными является в своем уме, и все они имеют единую мировую душу и единый разум, благодаря чему они сходятся между собой. Человек должен смертное тело, душу - проявление живой силы и руководящее начало - гегемоник, который и является умом. Разум Марк Аврелий называл в человеке его гением, божеством, который надо беречь и не обижать ничем ниже. Это означало помнить о стыд, отказ от подозрений, проклятий, лицемерия, от желания чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками, то есть не давать своей душе упасть до недостойного разумной и призванной к гражданской жизни существа.

Идеалом для Марка Аврелия появлялась зрелая, мужественная, преданная интересам государства человек, который чувствует себя на страже и с легким сердцем ожидает вызов жизни, видит мудрость справедливой деятельности, преследует долгосрочные цели. Главными моральными ценностями он считал справедливость, истину, благоразумие, мужество, отмечал, что при всей суетности жизни стоит заботиться о правдивости помыслов, общеполезных деятельность, небрехливу язык, душевный настрой, который с радостью принимает все как необходимое, предусмотрено. Разум Марк Аврелий сравнивал именно с "общеполезных деятельностью", называя "гражданством", противопоставляя их таким псевдоценности, как одобрение толпы, власть, богатую жизнь, полное наслаждение.

Указанное употреблялось у Марка Аврелия с признанием низости жизни, его ненужности, неновизны, разочарованностью, личным и историческим пессимизмом и фагализмом. Остро ощущая текучесть времени, он не признавал ценности ни прошлого, которое уже прошло и в каком действительно было мало нового, ни будущего. Нередко приходил к мысли о свободе человека по воле богов, но ставил ее в зависимость от воли Бога. Отсюда отказ от активной борьбы со злом, проповедь о принятии жизни и смерти, какие они есть, где человек должен жить так, чтобы каждый день был последним и каждое дело, которое она делает, была последней. Для Марка Аврелия это означало провести момент времени с природой, а затем отойти от жизни с таким облегчением, как падает созревший плод, благословляя природу, которая его породила и благодаря дереву, на котором он созрел. Именно такой и есть требование жить в согласии с природой, ибо то, что происходит с естественным течением вещей, не может быть плохим. Всему этому должна учить философия, которую Марк Аврелий нередко разводил мистикой.

Стоицизм сочувственно воспринимался христианством за его интерпретацию Бога, промысла и судьбы. Так, христианские теологи сфальсифицировали переписку Сенеки с апостолом Павлом, используя его этику и этику Эпиктета для формирования своего учения, резко отрицательно относясь к другой эллинистической и римской философского течения - эпикуреизма.

Эпикуреизм - учения Эпикура и его учеников - зародилось в конце IV в. до н. н.э. и просуществовало до II в. н. е., хотя, по справедливому замечанию А. Лосева, ему никогда не везло в адекватном понимании, поскольку его части приводило к теории ничем не сдержанного наслаждения с игнорированием всех других способностей человеческого духа

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим - 17 марта 180, Виндобона) - римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров.

Марк Аврелий оставил философские записи - 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе» или «Размышления».

Высказывания и мысли Марка Аврелия

Твои мысли становятся твоей жизнью.

Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни.

Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Спокойствие - не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.

Мечтайте о великом: лишь великие мечты в силах затронуть людские души.

Помни, что изменить своё мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Люди существуют друг для друга.

Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, что устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.

Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить...

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

Человек живёт только в настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или, неизвестно, будет ли.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Кто не исследует движение своих мыслей, не может быть счастлив.

Свернись в себя самого.

Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.

Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.

Кто видел настоящее, тот уже видел всё, бывшее в течение вечности, и всё, что ещё будет в течение беспредельного времени.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Чтобы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием.

Приучай себя внимательно относиться к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего. Но что тебе там делать?

Не проникайся ни тем убеждением, которого держится обидчик, ни тем, которое он хочет навязать тебе, но всё рассматривай со стороны истины.

Мир - изменение, жизнь - восприятие.

Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же – путь, согласный с Природой.

Итак, следует помнить о двух истинах. Во-первых, все из века равно самому себе, пребывая в круговороте, и потому вполне безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, или двести, или же бесконечное время. Во-вторых, наиболее долговечный и умерший, только что начав жить, теряют в конце концов одно и то же. Настоящее – вот все, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает.

Пусть не рассеивает тебя приходящее к тебе извне! Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели. Следует беречься также и другого тяжкого заблуждения. Ведь безумны люди, которые всю жизнь без сил от дел и не имеют все-таки цели, с которой они сообразовали бы всецело все стремления и представления.

Если бы даже ты рассчитывал прожить три тысячи лет и еще тридцать тысяч, все же ты должен помнить, что никто не лишается другой жизни, кроме той, которую он изживает, и никто не изживает другой жизни, кроме той, которой лишается. Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери – и сводятся они всего-навсего к мгновенью. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?

Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновиденью и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее данное ему в удел он смотрел как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное – чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.

Пора угомониться. Иначе тебе не придется прочесть ни твоих воспоминаний, ни деяний древних римлян и греков, ни тех отрывков из писателей, которые ты отобрал себе под старость. Итак, спеши к цели и, оставив пустые надежды, сам, пока еще не поздно, приди себе на помощь, если только ты сколько-нибудь заботишься о самом себе.

Когда внутреннее господствующее начало верно природе, то его отношение ко всему происходящему таково, что оно всегда может легко приноровиться к возможному и данному. Ведь оно не испытывает любви к какой-нибудь определенной материи, но к предпочтительному стремится лишь условно, заступающее же место последнего обращает в материал для себя. Оно подобно огню, овладевающему тем, что брошено в него: слабая лампада была бы потушена, а яркое пламя мгновенно охватывает попавшее в него, пожирает его и вздымается благодаря этому еще выше.

Ничего не следует делать зря и никогда не поступать иначе, как сообразно строгим правилам искусства.

Вспомни же, наконец, об удалении в свою собственную обитель и, главное, не разбрасывайся, не суетись, но будь свободным и смотри на вещи как муж, гражданин, смертный ! Среди истин, которые всегда должны быть под рукой, заметь особенно две. Во-первых, вещи не касаются души, но пребывают в покое вне ее; причины жалоб коренятся в одном лишь внутреннем убеждении. Во-вторых, все то, что ты видишь, подлежит изменению и вскоре исчезнет. Размышляй постоянно и о том, скольких изменений ты уже был свидетелем. Мир – изменение, жизнь – убеждение .

Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед – там другая беспредельность. Какое же значение имеет по сравнению с этим разница между тем, кто прожил три дня, и прожившим три человеческих жизни?

Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, – это его душа . В особенности же человек, который найдет внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием; под спокойствием же я разумею здесь не что иное, как сознание своей добропорядочности. Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.

Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.

Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.

Не забывай же впредь при всяком событии, повергающем тебя в печаль, пользоваться основоположением: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем

Присмотрись, далее, к нравам твоих современников: с трудом можно ладить даже с самым уживчивым из них, чтобы не сказать, что кое-кто из них еле выносит самого себя. Я отказываюсь понять, что в этом мраке, в этой грязи, при такой текучести и материи, и времени, и движения, и движимого могло бы еще стать предметом почитания или же вообще серьезного отношения. Наоборот, следует бодро ждать своего естественного конца, не досадуя на его замедление и утешая себя следующими двумя положениями. Во-первых, со мной не может случиться ничего, что не отвечало бы природе Целого. Во-вторых, я могу не делать ничего против моего божества и гения. Ибо никто не может принудить меня к этому.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Как быстро все исчезает, из мира - само телесное, из вечности - память о нем; и каково все чувственное, в особенности то, что приманивает наслаждением или пугает болью, о чем в ослеплении кричит толпа. Как это убого и презренно, смутно и тленно, мертво!

И что такое умереть? и как, если рассмотреть это само по себе и разбить делением мысли то, что сопредставляемо с нею, разум не признает в смерти ничего кроме дела природы

Так брось же все и только этого немногого - держись. И ещё помни, что каждый жив только в настоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем.

Считай себя достойным всякого слова и дела по природе, и пусть не трогает тебя последующая брань или молва, а только то, прекрасно ли сделанное и сказанное - не отказывай сам же себе в достоинстве. Потому что у тех своё ведущее, и собственными устремлениями они распоряжаются. Так что не смотри на это, а шествуй прямо, следуя природе собственной и общей - у них обеих одна дорога.

Хоть бы и с трудом тебе давалось что-нибудь - не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

Азия, Европа - закоулки мира. Целое море - для мира капля. Афон - комочек в нем. Всякое настоящее во времени - точка для вечности. Малое все, непостоянное, исчезающее. Все оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо как сопутствующее. И личная пасть, и отрава, и всякое злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о всеобщем источнике помышляй.

Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и что будет в беспредельности времен - ведь все единородно и однообразно.

Александр Македонский и погонщик его мулов умерли и стали одно и то же - либо приняты в тот же осеменяющий разум, либо одинаково распались на атомы.

Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и об отношении одного к другому. Потому что некоторым образом все сплетается одно с другим и все поэтому мило одно другому. Ведь одно другому сообразно благодаря напряженному движению, единодыханию и единению естества.

Какие уж выпали обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие пришлись люди, тех люби, да искренне!

О жизни Марка Аврелия

В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия.

В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.

Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой - эпидемией, унесшей жизни тысяч людей.

Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев - так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства.

Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру.

Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры - академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание. Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия.

По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой» , после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.

Омский государственный технический университет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (вариант 10)

Выполнил

студент гр. РИБ-223:

2015 г.

План работы:

    Философия Марка Аврелия.

    Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

    Актуальность суждений Марка Аврелия Антонина.

    Заключение.

    Марк Аврелий Антонин – «философ на троне»

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180) показался мне очень интересной личностью, ведь он одновременно и философ-стоик, и римский император (с 161), и воитель. Это, наверное, единственный римский монарх, оставивший после себя потомкам книгу размышлений.

« Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. Марк Аврелий относился к своей матери с глубоким почтением и считал, что обязан ей "благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества"(1)

После смерти отца, его усыновил император Антонин Пий и дал ему имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.Марк Аврелий получил прекрасное домашнее образование. Философии и живописи его обучал Диогнет. По словам самого Марка, Диогнет освободил его от суеверий. Он заставлял его упражняться в сочинительстве и размышлениях, писать диалоги. Под влиянием прочитанных философских трактатов, Марк стал спать на голых досках и накрываться звериной шкурой.

О жизни Марка Аврелия вплоть до 161 почти ничего не известно. «После смерти императора Антонина Пия, Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну Антонина Пия, Луцию (Луций Вер (161–169)). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.»(1)В период совместного правления решающее слово принадлежало Марку Антонию. Луций Вер отличался склонностью к разгульной жизни.

Все правление Марка Аврелия сопровождалось целым рядом военных конфликтов: восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват парфянами Армении.Кроме войн, империю подрывали и другие бедствия. Так, возвращавшиеся с победой над Месопотамией, войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая унесла жизни многих людей. Затем последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения. Непростое время для угасающей империи и ее императора!

Парадокс: Марк Аврелий всю жизнь был склонен к размышлениям, но большую часть своего правления провел в военных походах

«В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. С 170 по 174 он находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 наместник Сирии полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке, воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

Марк Аврелий в 176 вернулся в Рим. Он тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы.

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на дунайском рубежи. Там в 180 Марк Аврелий внезапно умер (возможно, от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме.»(2)

Правление Марка Аврелия называли последним «золотым веком» Рима. Ни одного своего императора римляне не провожали в последний путь с такой скорбью и уважением. Народ был уверен, что после смерти Марк Аврелий вернулся в обитель Богов.

Историк Илья Барабаш так писал о правлении императора: «Его повеления возмущали очень многих соотечественников. Как же! Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов. Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты. И слишком много требует от сильных мира сего! Он не вероломен даже к врагам и даже ради военных побед. Он сумасшедший!.. А он просто философ, философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести.»(3)

    Философия Марка Аврелия Антонина.

Марк Аврелий был одним из последних представителей Поздней Стои. Его единственное произведение, его философский дневник – «К самому себе». В этом произведении он предстает перед нами и мудрым учителем, и внимательным учеником. Его размышления сосредоточивались в области практической этики, гносеологии и, в меньшей мере, космологии. « Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности.»(6)

Я считаю, что ключевым для философов-стоиков можно считать суждение Марка Аврелия Антонина:«Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам всё твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом». Он считал главной целью в жизни поиск и самоусовершенствование, и этот поиск основан на самодостаточности человека. Все люди, согласно этой философии, равны. Все происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление природы, которая и есть Бог – активное, разумное началом, проходящее через весь мир и объединяющие его в единое целое. Человек должен активно сотрудничать с миром, то есть с богом, ибо в мире все происходит согласно его естественным законам. Это – принцип принятия или великодушия. Марк Аврелий считал. что деятельность на пользу людям – в любом, даже самом простом и обычном деле - поднимает, возвышает человека, дает ему счастье. Ведь счастье, согласно стоикам – это жизнь в согласии с природой, приспособление к окружающим условиям, разумное самосохранение, спокойствие духа и свобода от страстей. И именно Марку Аврелию принадлежат слова: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним»

Продолжает эти мысли и следующее суждение: « Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти в смятение, уйди поскорее в себя, не отступая от лада более, чем ты вынужден, потому что ты скорее овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.»

Согласно философу, если во внешней среде возникают неразрешимые проблемы, человек должен искать выход из ситуации внутри себя. Бесполезно изливать свои чувства вовне,искать помощи у окружающих, это не поможет, а только усугубит проблему. Внутренний, духовный мир человека – вот источник для любого развития. Нужно проговаривать проблему внутри себя, рассматривать ее с разных сторон, вживаться в нее, и выход найдется. Так и в музыке – сложное созвучие, тревожащее душу и сложное для воспроизведения, должно проникнуть в мышление и чувства, наполнить человека изнутри. И тогда человек легко им овладеет. «Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину,»- так говорит Марк Аврелий в своем дневнике. 3. Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

«Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть . Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом - значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.»(8)

«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающим тебя в печаль, пользоваться основоположением: Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем»

Философ-стоик Марк Аврелий (121-180 гг.) считается последним из «пяти хороших императоров» Римской Империи. В «Размышлениях» император-философ говорит о безразличии к смерти, важности лишь настоящего момента, противоречиях между Судьбой и свободой воли. Марк Аврелий считал, что, несмотря на невзгоды, человек всегда может сделать свою жизнь лучше, а все проблемы преходящи и временны.

9 стоических принципов жизни императора Марка Аврелия

«Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее,

она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».

Правление Марка Аврелия пришлось на один из самых неспокойных периодов в жизни Римской империи, но стоический подход к решению проблем помог ему преуспеть в государственном деле.

Стоицизм - философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Историк Капитолин говорит, что Марк Аврелий стал одеваться и жить, как стоик, ещё будучи двенадцатилетним мальчиком. В учебные часы он надевал философский плащ; он спал на голой земле, и только благодаря усиленным просьбам матери стал потом спать на матрасе, покрытом звериными шкурами. Наиболее важными из принципов жизни Марка Аврелия можно назвать следующие:

1. Единение с «природой»

Согласно стоикам, природа – как и общая, так и человеческая природа. Так как наша природа – лишь часть целого, то жить в согласии с ней означает то же самое, что жить в гармонии со всем, что происходит в мире.

«Ты всегда должен мыслить мир, как единое существо, с единой сущностью и единой душой. Подумай о том, как все сводится к его же единому ощущению, как создает он все единым стремлением, как все содействует возникновению всего, какая во всем связь и соответствие».

2. Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни

«Перебери одного за другим и тех, кого ты знал лично: один хоронит одного, другой – другого, а затем умирают и сами – и всё это в течение краткого промежутка времени. Вообще следует смотреть на всё человеческое как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера ещё в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее дереву».

3. Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели

«Если ты, следуя правому разуму, будешь старательно, ревностно и любовно относиться к делу, которым ты в данный момент занят, и, не глядя по сторонам, будешь блюсти чистоту своего гения, как будто уже пора с ним расстаться, если ты будешь поступать так, ничего не ожидая и не избегая, но довольствуясь наличной деятельностью, согласно с природой, и геройским правдолюбием во всем, что ты говоришь и высказываешь, - ты будешь жить хорошо. И никто не в силах помешать этому».

4. Настоящее – единственно важное время

«Помни также, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно опочил».

5. Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам

Слава – скоротечное явление. Зацикливание на ней только мешает благим делам и делу жизни.

«О славе: вглядись в образ мыслей честолюбцев, каков он и каково то, к чему они стремятся и чего избегают. На берегу морском один слой песка наносится на другой и скрывает его под собой. Точно так же и в жизни: бывшее раньше очень быстро исчезает под тем, что наступает вслед за ним».

6. Стойкость перед лицом невзгод

Любые неприятные события заранее предопределены на долю человека и являются частью его личности. Необходимо твёрдо превозмогать напасти, ведь они всего лишь временны, а если нет, то рано или поздно просто привыкнешь к ним.

«Пусть не смущает тебя мысль о твоей жизни в целом. Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся, по всей вероятности, перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что, собственно, во всем этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?» Ты постесняешься ответить утвердительно. Затем напомни себе, что тебя гнетет не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее. Последнее же ещё умалится, если ты ограничишь его самим и упрекнешь свою душу, если ей не под силу даже такое бремя».

7. Терпимость к чужим порокам, но непринятие собственных

«Поутру следует сказать себе: «Сегодня мне придётся столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Всеми этими свойствами они обязаны незнанию добра и зла. Я же, после того как познал природу добра – оно прекрасно, - и природу зла – оно постыдно, и природу самого заблуждающегося – он родной мне не по крови и общему происхождению, а по духу и божескому определению, я не могу не потерпеть вреда от кого-либо из них – ведь никто не может вовлечь меня во что-либо постыдное, - ни гневаться на родного, ни ненавидеть его. Ибо мы созданы для совместной деятельности, как и ноги, руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу противно природе: но досадовать на людей и чуждаться их и значит им противодействовать».

8. Уединение – важная часть жизни. Но человек делает это неправильно

«Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа. В особенности же человек, который найдёт внутри себя то, вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием».

9. Следи за своими поступками, а не за делами других

Марк Аврелий часто обращает внимание на то, как важно самому следовать добродетели, а не упрекать в ее отсутствии других.

«Сколько досуга выигрывает тот, кто не смотрит на то, что сказал, сделал или подумал его ближний, но лишь на то, что он делает сам, чтобы соблюсти в своих действиях справедливость и благочестие! По слову Агатона, не выискивать следует пороки других, а идти своей прямой дорогой, не уклоняясь в сторону».

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Послесловие

Если касаться непосредственно правил жизни, в 12 «книгах» (по факту, главах) эти принципы часто повторяются. Так что для беглого чтения достаточно ознакомиться с несколькими «книгами». Но это не значит, что весь труд в целом не имеет ценности. Напротив, многие повторяющиеся моменты рассматриваются, например, в иных условных обстоятельствах, подкрепляются историческими примерами и т.д. Более того, они попросту так лучше запоминаются.

Я сознательно не стал перечислять все тезисы труда Аврелия, чтобы оставить место для вашего собственного анализа. Подобный опыт будет куда ценней моих пересказов.

Сам я разделяю не все идеи Марка Аврелия, например, не согласен с тем, что не стоит стремиться к невозможному. Исходя из этого, воображение как часть процесса достижения невозможного, не является для меня чем-то недостойным «благородного римлянина».

«Не забывай же впредь при всяком событии, повергающим тебя в печаль, пользоваться основоположением: Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем» .опубликовано .

Евгений Самошкин, из книги Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Марк Аврелий - император Римской империи (161-180 гг.) и последний представитель философской школы стоиков. В истории мировой философии вряд ли можно еще найти, чтобы в одном лице слились две функции - императора и философа.

Марк Аврелий родился в 121 г. в богатой патрицианской семье. В раннем возрасте он потерял отца. Главным воспитателем Марка становится его дед. На формирование характера оказала влияние мать. "Деду Веру, - писал Марк Аврелий, - я обязан уравновешенностью и незлобивостью; славе памяти - скромностью и мужественностью; матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, и сверх того простым образом жизни, далеким от всякой любви к роскоши". С юных лет Марк Аврелий получил представление об обязанностях правителя, о праве и свободе граждан, о выдающихся политических деятелях и философах своего времени. Он получил хорошее семейное образование. Особое влияние на него оказал философ-стоик. Под влиянием учителя Марк стал приучать себя к суровому образу жизни.

В 138 г. Марк был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антония Пия, а в 145 г. оформлен их брак. Таким образом, он становится наследником престола. Фаустина была красивой, но распутной женщиной. Она часто выбирала себе любовников из гладиаторов и матросов. Когда друзья советовали Марку развестись с женой, он отвечал: "Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей приданое, то есть будущую императорскую власть".

Император приблизил Марка Аврелия к управлению государством. На императорский трон претендовал еще один приемный сын императора - Луций Вер. В 161 г. император Антоний Пий скончался, и власть перешла к Марку Аврелию. Его соправителем стал Луций Вер. Марк Аврелий и Луций Вер были людьми разного склада: Марк - скромный, волевой, порядочный, отзывчивый, а Луций Вер - распущенный, себялюбивый, чванливый. Однако они уживались, вместе управляли империей и совершали военные походы. Почти половину своего правления Марк Аврелий провел в походах вместе со своими воинами, которые любили его и готовы были отдать за него свою жизнь.

Соправитель Луций Вер умер в 169 г. Марк Аврелий стал полновластным властителем империи. В этот период у него не складываются отношения с сыном Коммодом. По своему характеру сын был прямой противоположностью отца: вспыльчивый, надменный, коварный.

Во время походов Марк Аврелий делал свои философские записи, которые после его смерти были опубликованы под названием "Наедине с собой".

Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике - на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.

Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа - эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа, и есть Бог. Бог не творец природы. Бог - управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба - это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.

Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело - это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека - это частное проявление мировой души или пневмы. Душа - жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум - это "Я" человека, совесть человека, его "внутренний гений". Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека - это руководящее начало.

Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию, человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.