Интервью с чулпан хаматовой

– Мир, в котором мы живем, не всегда справедлив, а часто и жесток. И его материальными благами часто пользуются не те, кто думает о ближних. Как вы объясняете это противоречие своим девочкам?

– Я им пытаюсь транслировать, что да, мир жесток, да, несправедлив, но часто он же и справедлив, и очень нежен, добр, светел. Чтобы тот внутренний багаж в виде всех эмоциональных, эстетических и этических составляющих, который они сегодня, я надеюсь, набирают, потом помогал им справляться с жизненными сложностями дальше.

Человек, который ничего не дает другому, беден духом. Значит, жизнь переломает его об колено намного быстрее, чем того, у кого богатый внутренний мир. Он просто будет не способен справиться с настоящими бедами.

Конечно, в школе дети проводят больше времени, чем со мной, и там возможно другое влияние, другие установки от тех же сверстников, например. Но количество далеко не всегда равно качеству. Поэтому я стараюсь разговаривать с ними, разговаривать и разговаривать. Объяснять, в чем-то поддерживать, в чем-то категорически не поддерживать и рассказывать, почему.

– Видите результат?

– Настоящий ответ можно будет дать лет через 12. В настоящем можно говорить о каких-то этапных результатах. И они, к моей радости, есть. Я вижу ростки из того зерна, которое я кинула, например, года полтора назад. Причем сказанное тогда было категорически не принято, обсмеяно и отвергнуто. Я была уверена, что не только на словесном уровне. А спустя время оказывается, что зерно упало туда, куда нужно, и начало прорастать.

Например, я вдруг слышу, как одна из дочерей говорит кому-то, что ей совсем не интересна некая девушка. «Потому что она книжки совсем не читает», – заявляет дочь, которая совсем недавно мне доказывала, что книжки не надо читать, вообще это ни к чему, к добру не приведет.

А вообще, когда мне хочется покритиковать детей, сделать их лучше сильнее, здоровее, я вспоминаю себя в их возрасте и – успокаиваюсь.

Как, глядя из вашего детства, вы бы оценили себя, нынешнюю ?

– Главный критерий оценки состоятельности взрослого человека у меня в детстве был таким – может ли взрослый человек поцеловать собаку в нос? Так что в этом смысле я-ребенок одобрила бы себя взрослую.

Я по-прежнему целую собаку в нос. Целую и знаю, что у них микробы. И детей даже ругаю за подобное: «Что вы делаете, у них там микробы!». Но безрезультатно. Они же видят, что я так делаю, и целуют вместе со мной.

Кстати, о собаках. Я поняла, почему их так сильно люблю. Они никогда не прячут глаза, даже когда им нечего сказать. Они отводят только тогда, когда интерес исчерпан и им нужно отправляться дальше, по своим делам. Люди не могут выдержать друг у друга такого внимательного взгляда.

– Что сбылось из детских мечтаний?

– У меня есть собака. А еще – осуществилась главная мечта. Я работаю в той профессии, про которую думала всегда, но никакой определенности никогда не было. Причем сначала, совсем недолго, я хотела стать оператором, затем – режиссером, а потом уже актрисой. Мне никто не говорил: иди, у тебя получится. Я просто знала, что мне это необходимо. И то, что это осуществилось – счастье.

Что-то не сбылось. Я вот думала, что никогда не буду кричать на детей. К сожалению, иногда кричу, хотя потом долго мучаюсь. Хотя, думаю, если бы у нас не было этой внутренней боли в детстве, этого ощущения несправедливости взрослого мира в подростковом возрасте, если бы взрослые (например, в школе) на нас не кричали, иногда доходя до унижений, мы бы сейчас не были так чутки к этому, не боялись бы сделать больно собственным детям.

– Как вы относитесь к школьным оценкам ваших детей?

– Меня вообще не интересуют оценки, которые дети получают в школе. Я призываю всех родителей не обращать на них внимания. Вспоминая свои десять лет учебы в школе, вижу, что полезными были, прежде всего, литература и еще математика. То есть, сколько всего лишнего, отнявшего времени и силы.

Если вы хотите, чтобы дети как-то стали взрослыми и сильными, в какой-то момент их нужно отпустить, чего бы вам это ни стоило.

Псевдоответственность – держать их рядом, думая, что они накормлены и я о них забочусь. А на самом деле, настоящая родительская ответственность – это то, что они где-то сами по себе взрослеют. Но мы еще не дожили до этого периода, поэтому посмотрим, как это будет происходить, когда им будет лет 18.

– А как сейчас с постепенным отпусканием, справляетесь?

– Плохо. Я не сдаю этот экзамен. Мне бывает тяжело признавать, что у детей есть своя точка зрения на какие-то важные для меня вещи.

Но я запретила себе обижаться на детей, даже если они категорически неправы. Хотя иногда хочется наказать молчанием и перестать разговаривать. Если я обиделась, то все равно понимаю, что если все-таки я не сделаю первый шаг, то не покажу пример нормальных отношений, того, как нужно общаться с другими. Свою обиду я стараюсь не транслировать, а сажусь рядом и объясняю, что же меня обидело, почему.

– Действует?

– Не очень. Надеюсь, что все-таки мои разговоры и поведение откладываются в них и потом все проявится. Если сейчас им дать понять, что я обиделась, это, наверное, подействует, но все равно это будет шантаж с моей стороны, которым они потом сами будут пользоваться. Я просто сама терпеть не могу обидчивых людей.

Не все мои установки «работают». Раньше я себе запрещала переходить на крик и мне удавалось сдерживать себя. А сейчас я вижу, что это уже цунами, который рождается внутри меня, и он мощнее всех моих этических норм, и в какой-то момент я слышу себя со стороны и понимаю: я кричу, кричу давно… Но за повышенный голос извиняюсь всегда.

Про фантомы и людей

– Какое самое важное открытие вы сделали в жизни?

– Наверное, то, что жизнь – это и есть данная секунда. Мне кажется, это главное знание и счастье, которое мы получаем во время пребывания на земле.

– Какие жизненные достижения вы считаете значимыми для себя?

– Меня очень сложно обидеть по-настоящему, и уж тем более, чтобы я разозлилась и желала человеку ответной боли. Я очень рада, что приобрела этот навык.

– Как не обижаться, если в ваш адрес направляется с разных сторон столько негатива, в том числе в социальных сетях?

– Постепенно ты начинаешь понимать, что нет никакого негатива, это все фантомы, случайные ситуации, помноженные на азарт людей кого-то пнуть. Потом ты встречаешься с некоторыми из этих людей, и они милейшим образом с тобой разговаривают. А некоторые даже глаз не могут поднять, потому что им неловко. Потом проходит время, и ты вообще забываешь бывшее и можешь даже сказать, что у вас прекрасные отношения. Ты человеку нужен и тебе человек нужен, вы нормально общаетесь.

– Но откуда эта «фантомность», почему живого человека воспринимают чем-то неконкретным. И с этим «неконкретным» можно поступать в СМИ, в блогах так, как не поступишь в реальной жизни с реальным человеком?

– Потому что спрос рождает предложение. Людям приятно считывать неправдивую, но цепляющую информацию. А значит, ее легче продать, проще получить побольше лайков. Такую информацию будут горячее обсуждать, спорить, кричать.

– Почему же люди «покупаются» на это все, обсуждают, спорят?

– Очень сладко давать оценки. Это очень человеческое, неистребимое желание (я говорю, прежде всего, про себя) сесть и со знанием дела сказать: этот хороший, а этот плохой. Один обсудил фантомную статью, второй, и она множится, тиражируется.

Несильного, неподготовленного человека это может сильно поранить, даже убить. Но эти нюансы никого не интересуют. Ведь мы говорим, что «попавший под обстрел» живым человеком не воспринимается.

– Вы можете расстроиться, заплакать, столкнувшись с хамством, грубостью?

– В детстве я была страшной плаксой, плакала постоянно, особенно в дошкольном и школьном возрасте, это были плачи с придыханием, когда уже и силы плакать закончились, а чувство несправедливости осталось и ты ничего никому не доказал, вот и продолжаешь всхлипывать: «ы, ы, ы…»

Я просто не понимала, как это не плакать, если внутри так больно.

Сейчас, конечно, не плачу. По крайней мере, в ту минуту, когда сталкиваюсь с хамством. Стараюсь и не злиться…

Недавно мы со средней дочерью смотрели «Выживший». Сзади сидели три девушки и очень громко разговаривали. Настолько, что мешали всему залу. Я обернулась и сказала: «Будьте так любезны, вы мешаете, говорите потише». Они не то что не обратили внимание на мои слова. Кажется, они даже как будто не услышали. Я второй раз обернулась и повторила просьбу. Рядом сидевший человек не выдержал и уже нецензурно пообещал барышням, что если они не прекратят беседу, то вылетят вон. Они мгновенно замолчали.

Я половину фильма рассуждала: почему такая реакция? Вряд ли они испугались: молодой человек был достаточно хилым. Скорее всего, они просто не поняли, чего от них хотела я. А когда им объяснили на знакомом языке, услышали.

Бывает, я могу сорваться и ответить на соответствующе. Для меня это потеря контроля. Но это бывает редко: я не хочу так опускаться.

Мне кажется, мы живем в стране, где хамство – норма. С ним сталкиваешься везде: на паспортном контроле, в магазине, я уже не говорю про какие-то государственные учреждения.

Если грубят чиновники, я прошу их быть вежливыми. Часто это срабатывает: на меня смотрят как на сумасшедшую, начинают жалеть: «что с нее, болезной, взять».

Хамство – часть жизни, быта, потому что, наверное, людям никто не объяснил, как правильно. Они просто не в курсе, не знают альтернативы.

Как-то в Лондоне я случайно толкнула человека в метро, он обернулся ко мне и сказал: «Простите, я вас задел».

– В других странах хамства нет?

– Хамство – как равнодушие к человеку – есть везде. Просто в других странах равнодушие к человеку вуалируется внешней вежливостью. Там тоже бывают сложные ситуации и очень раздражает равнодушие, когда человек палец о палец не ударит, чтобы помочь в чем-то (что составляет его, например, профессиональные обязанности). Но при этом он будет индифферентно вежлив.

Вне партий

– От чего вы устали?

– Сложно выдержать количество компромиссов, которые ты, живя в социуме, среди других людей и не желая им сделать неприятностей, должен выполнять. Начиная с работы.

Российский репертуарный театр устроен как большая фабрика, которая должна сама себя обеспечивать, зарабатывать. В тот момент, когда ты уже опустошен и не знаешь, чего нового найти в спектакле, который идет уже не один год, ты все равно должен выходить и играть. Ведь на этот спектакль продаются билеты. Ты говоришь себе, что было бы честно уйти из него.

Но уйти ты не можешь, потому что ты уйдешь – спектакль разрушится, система пошатнется, ты подведешь других. И ты продолжаешь себя настраивать, уже из последних сил, жил, напрягая все, что возможно.

К подлинному творчеству, которое я люблю и которое мне необходимо, это уже не очень имеет отношение. Такое состояние порождает чудовищный психологический внутренний стресс. Если ты работаешь в театре, который любишь, то приходится учитывать и это тоже.

Компромиссы присутствуют везде, даже в работе фонда «Подари жизнь ». Начиная от фотографирования на обложки журналов, что отнимает время и силы и если бы не фонд, я бы ни за что не согласилась на это, и заканчивая общением с людьми, с которыми бы ты никогда в жизни не пошла общаться.

– Как жить человеку, который, как вы, не принадлежит ни к какой партии, ни к одному лагерю, и которого за это, соответственно, со всех сторон обвиняют?

– Радоваться жизни и не обращать внимания. Это в первый раз больно. Второй раз уже чуть меньше, третий – еще. На 105-й раз ты уже просто привыкнешь и не заметишь.

Ну, конечно, это требует работы над собой. Опыт изо всех сил не доказывать что-то другим – приобретенный.

В детстве чувство несправедливости доводило меня до состояния бешенства. Мне нужно было доказать, что я права. Другим.

Мне нужно было, чтобы мою правоту признали другие: подруги, одноклассники и даже учителя. Я не допускала мысли, что у других может быть иная точка зрения. Сейчас, по сравнению с детством, это атрофировалось и я понимаю, что чувство справедливости, которое есть у меня, совершенно не обязано перекликаться с тем, что есть у других.

– Откуда это стремление к партийности? Вот только что человек считался «своим», хорошим, высказал свое мнение, отличающееся от ожидаемого. И все, его записали во враги.

– Вернемся к началу нашего разговора. Это же очень сладкое чувство – ощутить себя ментором и судьей… Когда начались осуждения от «прогрессивной части общества» в адрес Юрия Борисовича Норштейна из серии «он был моим кумиром и вот…», я просто не могла понять, вроде вменяемые умные люди, которые почему-то уверены, что человек может быть им чем-то обязан. И у человека, уже оставившего свой след в мировой культуре, отнимается право на собственную точку зрения.

Но, когда в моей жизни впервые была подобная ситуация, когда только ленивый не прошел и не пнул, так, на всякий случай, ничего в этом не понимая, именно Юрий Борисович сказал: «А это очень хорошо. Сейчас вы поймете, Чулпан, кто рядом с вами. Настоящие близкие, друзья, они останутся, а остальное отсеется».

Нам дали интернет, но не объяснили, как себя вести. Нам никто не сказал: «Ребята, могут быть опасности такие, такие, такие, такие, поэтому будьте бдительны и аккуратны, следите». Нет, нам дали полную свободу в виртуальном пространстве, где каждый может тявкнуть и ничего. Никаких моральных самоограничений.

– Вы пытаетесь что-то возражать, доказать тем, кто говорит, что фонд неправильный, что нужно все менять, что вы помогаете неправильно?

Нет. Мои доказательства – только дело. Мои доказательства на сцене – только спектакли.

– Но ведь разве не хочется рассказать, как обстоит дело, когда говорят, что нужно менять систему в целом, а фонд мешает этому?

– На сайте фонда есть специальный раздел , где есть ответы на вопросы, которые возникают у людей. Мы не только собираем деньги на лечение и реабилитацию детей, мы меняем законодательство и систему. Но я же не могу каждому объяснять это.

Не могу постоянно рассказывать, что, например, одна из больших побед – это отмена вторичного налогообложения, когда родители за полученную второй раз благотворительную помощь должны были платить налог государству.

Например, такая ситуация: в начале лечения фонд оплачивал ребенку лекарство на небольшую сумму, а спустя несколько месяцев этому же ребенку потребовалась пересадка костного мозга, и фонд помог в оплате поиска и активации донора для трансплантации, а это уже 18 000 евро. И раньше с этих 18 тысяч евро, на которые ребенок получил благотворительную помощь, его родители обязаны были заплатить налоги из своего кармана. Четыре года мы бились, и, наконец, это было отменено.

Или, например, благодаря нашей долгой и упорной работе с чиновниками была создана и законодательно закреплена процедура ввоза незарегистрированных лекарств. И сейчас, получив разрешение Минздрава, мы можем ввозить лекарства для наших детей совершенно официально, а не в чемоданах.

– А если будет принят закон об НКО, об «иностранных агентах» – как это отразится на деятельности фонда?

– Можно будет погордиться теми 10 годами, когда фонд существовал, и преспокойно разойтись. Потому что каждый фонд, кому бы он ни помогал, занимается, по формулировке, которую предлагают внести в закон, политической деятельностью, ведь фонды влияют на органы власти, на общественное мнение, собирают акции для того, чтобы донести свою позицию.

В новом проекте закона запрещено все: собрания, конференции, публичные обращения к государственным органам через СМИ, например. Как собирать деньги? То есть, если я публично скажу, что где-то есть проблема с лечением, с медикаментами, меня могут, по этому закону, если он будет принят, записать в иностранные агенты.

Когда авторов законопроекта отправили уточнять, что такое политическая деятельность, они вместо того чтобы уточнить, вписали все, чем фонд занимается, когда пытается повлиять на решение чиновников, чтобы помочь больным детям. В том числе общение со СМИ, сбор подписей под открытыми письмами. Вот та самая политическая деятельность, которой нельзя заниматься.

Да, еще получение иностранных денег.

Если какой-нибудь таджикский гастарбайтер захотел перевести десять рублей, это уже иностранная помощь.

Вы хотите уничтожить весь благотворительный сектор? Не тратьте время, не выдумывайте законы, а скажите об этом просто и закройте.

Про кино

– У нас очень мало подлинных продюсеров, людей, которые создают проекты. Люди просто хотят зарабатывать, а иногда – подворовать что-нибудь на этом. Но все-таки массовое качественное кино есть, например, которое снимает Валерий Тодоровский или Сергей Урсуляк.

Я была счастлива, когда смотрела фильм «Выживший».

Абсолютно артхаусное кино, и если бы вместо Ди Каприо был какой-нибудь Пупкин, то при таком же качестве фильма вряд ли на него пошли бы зрители. А здесь – переполненные залы, билеты можно было купить только заранее. Но, главное, люди досмотрели, значит, им все-таки нужно качественное кино.

– Самые любимые роли?

– Не люблю этого вопроса. Потому что все роли дороги, в том числе которые еще, я надеюсь, будут.

У меня большая проблема, я не люблю играть уже готовые устоявшиеся спектакли. Мне интересно создавать что-то новое, в этом новом я копаюсь, придумываю, а потом, когда все уже сложилось, готова отдать эту роль кому-нибудь и пойти репетировать что-нибудь новое.

Поэтому мне очень нравится именно американская и европейская система, когда спектакль выпускается, играется, играется каждый день – и потом уже на самом высоком пике творчества его снимают, все расходятся и вспоминают эту работу, и делают новый спектакль. А у нас репертуарная система, чтоб зритель смог доехать, купить билеты и через три года, и через пять лет.

Как вы решились с прозой «Мать и музыка» выйти к «широкому зрителю»?

– Это было немного похоже на самоубийство – выходить на большую сцену с таким материалом. Думаю, часть людей пришла слушать не Цветаеву, а потому, что знают меня по телевизору.

– Не важно, по какой причине они пришли. В итоге реакция зала однозначно – восторженная. Я слышала, как дама, явно ранее не открывавшая прозу Цветаевой, после спектакля, заплаканная, говорила кому-то в телефон: «Ваще, это просто круто!»

– Зрители хотят сложного общения, оно им необходимо. Мне вот, как зрителю, всегда очень приятно, когда со мною разговаривают на языке более сложном, чем я могу переварить. Что мне предлагают не фаст-фуд, а серьезную историю, заставляют думать и повышают планку доверия ко мне.

В больших театрах вывозить серьезные спектакли сложно. Получается, что в регионы приезжает в основном незатейливая антреприза. Наверное, люди устали только развлекаться, хочется еще чего-то другого.

– Часто люди не умеют благодарить и принимают помощь как должное. Откуда это?

– Опять все дороги ведут к недообразованию и недокультуре. Те, кто не умеет благодарить, явно никогда не были в состоянии тех, кто протягивает руку помощи другому.

К человеку, который не рефлексирует, не сомневается, не задает себе вопросы (а не делает он это потому, что, грубо говоря, никогда не слышал Моцарта и не прочитал нужных книг), ты не можешь предъявить никаких претензий. Он так вырос, он так воспитан. Он не верит, что кто-то может просто так делать что-то хорошее. Он допустить этого не может. Ему обязательно надо оправдать: вот фонд, у них там столько денег, они себе забирают, ну раз еще другим остается, то, значит, должны делать. Другое просто не входит в их картину мироздания.

—Чулпан, какой вы не хотите быть в глазах людей?

— В глазах детей, родителей и друзей я не хочу быть снобом, равнодушным, жадным человеком, предателем. А как я выгляжу в глазах посторонних, мне неважно. Столько ранили, что уже все равно. Когда говорят много неправды, много льстят и часто делают больно, в какой-то момент это становится безразличным. Вдруг понимаешь, что есть некая Чулпан, которую хотят видеть другие люди. Но соответствовать придуманному образу я не могу, у меня своя жизнь. Убеждать людей в том, что у меня нет качеств, придуманных ими, бесполезно. Можно только двигаться вперед, опираясь на самых близких и любимых.

В нашей профессии в принципе с первых шагов ты получаешь лопатой по морде. И не понимаешь за что. Собственно, а что ты сделал плохого? Со временем приходит осознание, что так уж устроено — так было и так будет.

В ГИТИСе было полезное упражнение: каждый студент выходил в центр аудитории, а весь курс, включая преподавателей, садился напротив и начинал ругать его на чем свет стоит. Первой реакцией на это было: «Что я здесь делаю? Зачем все это?!» На следующий день, когда ты снова выходишь играть свои отрывки, все повторяется. В какой-то момент свыкаешься с мыслью: «Да, хуже меня нет! Не бывает! Но я хочу играть, хочу заниматься этим как умею!» Спустя время девять твоих этюдов разбивают в пух и прах, а десятый вдруг хвалят. Однако главное в другом: ты перестаешь обращать внимание на оценки и ждать одобрения. У меня

была прекрасная школа — тяжелая, сложная, порой жестокая, — но те, кто ее прошел, вышли тертыми калачами, закаленными.

И только публичность актерской профессии мне по-прежнему претит, для меня она некомфортна. Когда-то, может, и были у меня какие-то иллюзии на этот счет, но я быстро поняла, как все это пошло, скучно, неинтересно. Не люблю говорить в интервью о своих ролях — какой смысл? Нужно не рассказывать, а быть доказательной в деле. Если не получилось, значит, была недостаточно убедительна. Буду объясняться новой работой. А выносить перипетии личной жизни на обложку — и вовсе для меня за гранью: грош цена тебе, если ты вызываешь интерес только этим, а не прохождением своего пути становления как личности. В моих интервью заложен прикладной смысл — сообщить о том, чем сейчас живет фонд, скольким детям удалось помочь и сколько еще нуждаются в помощи.

— Люди во всем видят подвох и часто обвиняют тех, кто занимается благотворительностью, в пиаре. Вам никогда не хотелось объяснить, для чего так важно снова и снова рассказывать о том, что вы делаете?

— Я понимаю, что такие обвинения будут всегда. Когда мы с начинали заниматься фондом, никто не обещал нам легкого пути. Разве может быть по-другому в нашей замечательной стране? Я хочу лишь сказать, дай Бог, чтобы люди, которые во всем видят пиар, никогда не пережили того, что переживают родители болеющих детей. Кстати, я уверена, что рано или поздно эти люди свою точку зрения поменяют. Вероятно, тут сказывается незнание говорящих. Они никогда ни с чем подобным не сталкивались. Видимо, им не встречались те, кто способен помочь другому не ради выгоды, а просто так. Наверное, они не дочитали каких-то очень важных книг в своей жизни, не услышали прекрасной музыки, им когда-то в семье,

в школе не объяснили, что жизнь — это не только существование ради себя любимого, что может быть по-другому.

Но, целясь в меня, эти люди попада­ют в каждого, кто работает в фонде «Подари жизнь», — во всех волонтеров, сотрудников. В каждого человека, который переводит на номер 6162 свои небольшие деньги. Они для чего это делают? Тоже ради пиара, ради замаливания грехов? (Усмехается.)

Кстати, мне не очень нравится слово «благотворительность» — по душе больше «добровольчество», то есть когда помогаешь по доброй воле. «Творить благо» — звучит чересчур высокопарно. Благотворители не святые люди, это те, кто придумывает механизмы помощи нуждающимся. Ведь у большинства из нас есть желание помочь другому, но не все знают, как это сделать. Вот мы с вами придумали очень удачную форму сотрудничества. В 2009 году, после того как я дала первое интервью «ТЕЛЕНЕДЕЛЕ», ваш журнал искренне отреагировал на проб­лемы детей, больных раком. От слов вы перешли к делу, организовав на своих страницах постоянную рубрику, в которой рассказываете о нуждающихся в помощи подопечных фонда «Подари жизнь». И каждую неделю ваши читатели собирают от 100 до 300 тыс. рублей, в год получается сумма порядка 5 млн рублей. Это очень ощутимая ­помощь, за ­которую не устаю говорить спасибо не только я, но и родители детей, которым вы помогли.

— Когда мы с Диной Корзун начинали заниматься фондом, никто не обещал нам легкого пути. Фото: Ольга Павлова

— В этом году фонд «Подари жизнь» отмечает 10-летие. Вы стали увереннее в своих силах за это время?

— Официально нам 10 лет, а на самом деле первый благотворительный концерт мы провели 13 или 12 лет назад… Нет, вы знаете, уверенности не прибавилось. Каждый новый затеваемый нами проект требует серьезного мозгового штурма. И каждый раз страшно — чем все закончится и каким будет результат? А он непременно должен быть, иначе бессмысленны все эмоциональные, временные и денежные, спонсорские, траты. Нервное напряжение присутствует всегда, к этому привыкли.


Результаты работы, безусловно, есть. Это более тридцати тысяч детей, которым мы все вместе смогли помочь. За прошедшие 10 лет удалось купить огромное количество необходимого медицинского оборудования, подготовить врачей, обучить целую армию волонтеров (более двух тысяч человек!), наладить сеть донорства. Сейчас благодаря пожертвованиям благотворителей отсутствует такая проб­лема, как нехватка лекарств в больницах для наших подопечных. Десять лет назад у врачей не всегда были необходимые для лечения детей препараты — проблема висела на шее у родителей, которые порой продавали все, включая квартиру, чтобы приобрести медикаменты. Сейчас в больницы, опекаемые фондом «Подари жизнь», мы можем по первой просьбе врачей закупить препараты, иногда с запасом. И даже когда пациенты уезжают домой, следим, чтобы они их получали. Если им не дают лекарства на местах, в родных регионах, фонд вступает в борьбу с чиновниками и отстаивает права пациентов. Мы не оставляем родителей один на один с этой проблемой.

У нас скоро должен появиться пансионат для детей, которые проходят амбулаторное лечение, — есть земля, которую столичные власти ­предоставили в безвозмездное пользование. Благодаря пансионату московские клиники, которые мы опекаем, смогут принимать большее количество детей из регионов. Пансионат — пространство, которое отвлекает маленьких пациентов и их родителей от больницы. Это та зона, которая максимально позволяет им чувствовать себя как дома: там с ними близкие, туда могут приезжать друзья. В больнице все равно сохраняется определенная атмосфера напряженности плюс бесконечные лекарства, болезненные процедуры…

— Дети с особым мужеством все переносят…

— Да, у нас героические дети, героические! Я в прошлом году сдавала ликвор (спинномозговая жидкость, которую берут из позвоночника) — чуть не умерла от боли и страха! И когда я так тихонечко заныла на эту тему, мне врач спокойно сказала, что дети проходят через эту процедуру регулярно, молча и без жалоб. Тут мне стало неловко — я еще раз подумала о том, какие же они у нас сильные, как быстро им приходится взрослеть. И конечно, их родители не меньшие герои: несмотря на весь ужас положения, они должны вселять в ребенка уверенность в том, что все будет хорошо. Сами порой держатся из последних сил.

— А ведь вы можете помочь не всем. В каких случаях приходится отказывать?

— К сожалению, не всем. Но это интересный вопрос, как строится работа в нашем фонде. Есть экспертный совет из врачей, профессионалов высшего уровня, которые рассматривают диагноз каждого ребенка, обратившегося к нам за помощью. Бывают случаи, когда родителям приходится услышать, что помочь ребенку нельзя, современная медицина (­неважно где — в ­России, Израиле, Америке) не в состоянии сделать этого. Но родители обратились к нам уже окрыленные надеждой, которую в них вселила реклама какой-либо заграничной клиники. А последние, как бы прискорбно это ни звучало, зарабатывают деньги. Родители обращаются в фонд за благотворительной помощью на операцию, а наши врачи-эксперты говорят о том, что

ребенок паллиативный, его не стоит везти за границу или куда-либо еще — это станет бесполезной, но очень утомительной нагрузкой для организма. Мы же, в свою очередь, не можем пойти на нецелесообразную трату денег, которые жертвуют спонсоры, неравнодушные люди. Естественно, родители хватаются за любую надежду — и их можно понять! Они готовы поверить каждому обещанию помочь, начинают искать деньги самостоятельно. У нас было довольно много историй, когда мы с друзьями по собственной инициативе собирали деньги на операции детям с такими прогнозами, привлекали помощь, но, к сожалению, ни один из подобных случаев на моей памяти не увенчался успехом, мы теряли этих детей.

— Меня столько ранили, что уже все равно. Я просто двигаюсь вперед, опираясь на самых близких и любимых. С Евгением Мироновым. Фото: Ольга Павлова

— Помню, как перед Новым годом одно из объявлений, которые еженедельно публикует наш журнал, незадолго до ухода номера в печать отозвали: стало ясно, что ребенку уже не помочь. Сложно представить, что чувствовали родители, когда им сказали такое…

— Родителям совершенно точно невозможно к этому подготовиться. Есть определенные тактики, с такими семьями работают психологи, но это не ограждает их от боли и горечи предстоящей утраты.

У нас были потери детей, после которых волонтеры уходили и больше не возвращались. Это называется эмоциональное выгорание, опустошение, когда человек не может справиться со случившимся. Особенно

много волонтеров уходило в первые годы работы фонда. Сейчас стараемся этого не допустить: если видим, что человек на грани, даем ему время восстановиться и прийти в себя.

В нашей стране в принципе нет культуры принятия смерти как части жизни. У нас и культуры здоровья нет. Мы же боимся идти без явного повода в больницу — а вдруг что найдут? Если что-то случается с родственниками, люди впадают в панику, теряются и не знают, как нужно действовать, как реагировать на услышанный ди­агноз, как помочь близкому человеку, который находится в шаге от перехода в иной мир.

Мы боимся смерти, потому что у нас о ней не принято говорить, эта тема не обсуждается в школе, об этом практически не снимают фильмы. Недавно на одном из американских каналов увидела рекламный ролик, начинавшийся со слов: «Поздравляем, у вас рак!» Я сначала не поняла, о чем речь! Оказывается, это социальная реклама, которая доносит до людей, что если у вас обнаружено заболевание на ранней стадии, то это уже спасение: есть абсолютно все шансы для выздоровления — и нет повода паниковать! На нашем телевидении я не могу представить ­себе ­ничего подобного. Люди не знают, как разговаривать о смерти с детьми, которые все равно по мере взросления будут сталкиваться с этим.

— Вы разговариваете на эту тему с дочками?

— Да, и говорю об этом спокойно. Уверена, что для начала нужно научиться не бояться этой темы. Конечно, я не могу представить собственной смерти и реакции на нее, и никто из нас не может. Но теоретически я понимаю, что в этом есть некая закономерность всего течения жизни на земле. Никто из нас не знает, когда он умрет. И это незнание избавляет меня от страха смерти. Я не знаю, произойдет это от старости, или от болезни, или от несчастного случая… Скоро или нескоро, но это произойдет. Сколько бы ни было нам отпущено — день, месяц, много лет, — об этом всегда нужно помнить. И чем чаще люди будут задумываться на данную тему, тем меньше будут ссориться, тратить время на склоки, а больше будут любить и успевать делиться своей любовью с другими, с близкими.

Я знаю, что такое внезапная потеря… Когда я понимала: все, человека больше нет, а я просто не успела за­ехать в гости, позвонить, прийти, потому что у меня бесконечные репетиции, спектакли, гастроли, усталость. Кажется: потом-потом, через неделю, через две…Человек ждал, а теперь его больше нет. И уже неважно, что ты там хотела.

Бывали случаи, когда во время спектакля, находясь на сцене, я получала СМС с просьбой, мольбой о помощи, но тут же наслаивалась масса других сообщений, какие-то повседневные заботы… А потом ты вдруг просыпаешься посреди ночи, вспомнив про это сообщение, и с ужасом понимаешь, что прошло уже дня два! Я ненавижу себя в такие минуты, мне жутко стыдно, ведь получается, я прошла мимо крика о помощи. А вдруг она была жизненно важна именно тогда, в ту самую минуту?

— Благотворительность давно стала и территорией мошенников: сомнительные объявления о помощи в соцсетях, люди с ящиками для пожертвований на дорогах, целая мафия попрошаек в метро и не только. Вы сами попадались на удочку аферистов?


— Конечно. Поэтому я всегда призываю досконально проверять всю информацию, прежде чем давать или переводить деньги. Если это пост о помощи в соцсетях, то обязательно должен быть какой-то знакомый или знакомый знакомого, который знает нуждающегося, его семью лично. Если собираются средства для какого-либо фонда, не стесняйтесь попросить показать вам уставные документы, звоните и проверяйте информацию. Никогда не давайте денег людям, которые стоят на дорогах с кеш-боксами. Поверьте, ни один серьезный фонд ничем подобным не занимается! Именем «Подари жизнь» мошенники тоже прикрываются, поэтому я знаю, о чем говорю. На сайте любого фонда, в том числе нашего, всегда есть информация о том, в каких местах установлены ящики для пожертвований, какие именно благотворительные акции в данный момент проводятся. Вы всегда можете позвонить, уточнить, проверить.

А сколько раз я лично сталкивалась с людьми, которые собирали деньги и не могли объяснить на что! Апогеем стала история с мифическим фондом, который собирал на «детей, которые болеют онкологическими заболеваниями и живут в детских домах». Представляете?! Такого не может быть в принципе! Воспитанники детских домов с подобным диагнозом попадают в больницу, и уже там их берут под свою опеку фонды. По-другому не бывает! Все это я пыталась донести до человека с кеш-боксом, собиравшим деньги возле Московского зоопарка. Хотела объяснить, что именно такие лжеволонтеры подрывают веру в работу благотворительных фондов, которые создают свою репутацию годами, по крупицам… Бесполезно. А все указанные на его ящике телефоны молчали.

Порой нам кажется, что мы делаем добро, а в результате получается только хуже… Однажды по дороге в Театр наций, на Страстном бульваре, увидела мальчишку, который просил денег. Была поздняя осень, холодно, а он раздетый, без верхней одежды. Я не выдержала и дала ему в кулачок деньги, чтобы он пошел и купил себе куртку, но никому об этом не говорил. В итоге не успела отъехать, как через секунду мой автомобиль облепила толпа детей и подростков, выбежавших из-за угла с криками: «Дай денег!» Я сидела в машине со сломанным боковым зеркалом, выдранными дворниками и понимала, что сейчас сделала большую глупость. Никакую одежду, разумеется, мальчик не купит: деньги у него уже отобрали те, кто отправил его попрошайничать.

С братом, актером Шамилем Хаматовым, и дочерью Асей на праздновании 60-летия театра «Современник». Фото: Юлия Ханина

— Как кризис сказывается на благотворительности?

— Денег, конечно, стало меньше, потому что рубль упал, а, например, все незарегистрированные в России лекарства закупаются за валюту. Найти донора костного мозга, забрать у него костный мозг и привезти в Москву стоит 18 тыс. евро — как стои­ло, так и стоит, но теперь для нас это в два раза дороже, потому что деньги мы собираем в рублях. Многие компании свернули свои благотворительные бюджеты, но мы уже проходили это в 2008 году, когда единственным спасением для наших детей были неравнодушные люди, которые продолжали нам помогать. Надеюсь, что благодаря этим отзывчивым людям с большими сердцами мы выживем и в этот кризис.

— Чулпан, в вашей семье по-прежнему пишутся сочинения за каждое произнесенное ­дочерьми слово «блин»? Или придумали другую систему наказаний?

— Эта мера уже не работает, увы! А было время, когда я и сама писала, если нарушала правила. Сочинения мы писать перестали, но, в принципе, года два-три назад это действовало… Я даже радовалась, если девочки произносили «блин»! Советовала им: «Почаще говорите — будете у меня такие умные!» (Смеется.) Сейчас происходит примерно так: «Мама, блин… Ой, извини за «блин», но все-таки, блин…» Видимо, порой не хватает каких-то эмоцио­нально окрашенных слов, способных передать чувства в полном объеме. Но Арина, Ася и Ия точно знают, что произносить подобное некрасиво.

— А вы не думали о том, что на улице, в школе ваши дети видят сверстников, выражающихся совсем по-другому? Нет страха, что ребенок станет изгоем, потому что говорит (условно) на другом языке?

— Если ребенок умный, воспитанный, начитанный, он никогда не будет изгоем, потому что он уже со стержнем. Его так просто не сломаешь, семья заложила в нем прочную базу — понимание того, что хорошо, а что плохо, как отстаивать собственную позицию и не бояться иметь мнение, отличное от других. И в каком бы плохом, сомнительном окружении этот ребенок потом не оказался, стержень не даст ему пропасть. Я надеюсь, что у моих дочерей он есть.

Но я вижу какую-то путаницу в их головах: мы живем в обществе потреб­ления, и от этого никуда не уйти. Есть ощутимая разница между миром, в котором живу я, и миром, в котором живут родители одноклассников старших дочерей. Начиная с того, что дети зачастую не видят меня по вечерам: они могут вернуться из школы, а мама уезжает на репетицию, спектакль или съемки — у меня только начинается рабочий день. И заканчивая тем, что все мое окружение, круг друзей — это немножко чудаковатые люди, которые не вписываются в представление большинства о нормальности. Но я уверена, что это временная ситуация. Мне кажется очень важным умение доверять детям. Так было в моей семье, и только сейчас я понимаю, чего это стоило моим родителям. ­Конечно, отпуская старшую, Арину, куда-то, я ­испытываю страх за нее. Но, с другой стороны, осознаю, что она умный человек, я ей объяснила, как вести себя в той или иной ситуации, что нужно делать, если возникнет опасность, — так почему мне не отпустить ее?

— Я точно знаю: иногда улыбка, которую ты натягиваешь на себя по утрам, превращается днем в искренний смех. Фото: Ольга Павлова

— А как вы решаете вопрос с подарками, например гаджетами, которые так популярны у детей?

— Для этого есть праздники, вознаграждения за адекватное поведение и старание. Так, чтобы захотели и сразу на блюдечке появилось, — точно нет. Девочки знают, что такое быть актрисой в театре и как зарабатываются деньги. В этом смысле они дисциплинированны с детства. Если я говорю, что не могу что-то купить — нет денег, то это не обсуждается. Они понимают, что просить бесполезно. (Смеется.)

— Дочери между собой дружат? Все-таки разница в возрасте у них довольно ощутимая…


— У них смешные отношения. В глубине души они, безусловно, друг друга любят, но на поверхности такие страсти кипят! У девочек разные вкусы: и в музыке, и в одежде, и в хобби — во всем. Но я уверена, что, окажись они втроем на необитаемом острове без родителей, друг друга не бросят. Это главное.

— Мы встречаемся с вами весной. Насколько это время года отвечает вашему внутреннему состоянию?

— Я люблю весну. В начале марта мы дома обязательно ставим в вазу тополиную веточку, которая постепенно покрывается зелеными листочками, и настроение у всех автоматически поднимается. Впереди короткое лето… осень и снова зима. (Смеется.) Весной я каждый раз думаю о том, что в нашей стране всем людям нужно давать медаль просто за то, что мы перезимовали и не съели друг друга. Это удивительно при том количестве холодных хмурых дней в наших широтах за год. Поэтому нужно всеми силами учиться поднимать настроение себе и другим при любых обстоятельствах. Я точно знаю, что иногда улыбка, которую ты натягиваешь на себя по утрам, превращается днем в искренний смех. Это проверенный мною рецепт!

Семья: дети — Арина (14 лет), Ася (13 лет), Ия (6 лет)

Образование: в 1997 году окончила ГИТИС

Карьера: снялась в фильмах «Страна глухих», «Лунный папа», «Дети Арбата», «Доктор Живаго», «Домовой», «Бумажный солдат», «Достоевский», «Под электрическими облаками», «Синдром Петрушки», «Таинственная страсть» и др. Актриса театра «Современник». Соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Народная артистка России

В Петербурге наступает время "Рождественских мистерий". На улицах города начинаются съемки новогодней истории любви молодых режиссеров Андрея Кравчука и Юрия Фетинга. В главной женской роли - восходящая звезда Чулпан Хаматова.

После выхода на широкие экраны картины Валерия Тодоровского "Страна глухих" о появлении молодой актрисы на отечественном небосклоне стали слагаться легенды и плестись сплетни. Одни говорили - за спиной Хаматовой деньги казанской мафии, другие обвиняли ее в браке по расчету: "Как же! Свекровь- сама Ольга Волкова". Так или иначе, предложения на главные роли поступают Хаматовой беспрерывно. С Чулпан мы встретились перед началом съемок в Петербурге в Киеве на кинофестивале "Молодость". Она представляла новый фильм немецкого режиссера Файта Хелмера "Тувалу", в котором снялась со звездой французского кино Дени Лаваном. Эта картина на фестивале получила главный приз зрительских симпатий. После премьеры можно было немного расслабиться, выпить бокал пива и спокойно поговорить...

- Так что же обозначает имя Чулпан?

Этот татарское имя. Оно переводиться как Звезда Рассвета, Венера. Именно та звезда, которая последняя гаснет на небе. Семейная легенда гласит, что у татарского хана было два брата - Ахмат и Хамат, от одного из них пошел наш род. А в музее я выяснила, что Анна Ахматова - моя родственница. И мне это очень приятно.

- Чулпан, давайте все же расставим точки над "и", и опровергнем или подтвердим те слухи, которые о вас ходят.

Хорошо, тогда с самого начала. Я родилась в Казане, в семье, не имеющей никакого отношения к актерскому искусству. Училась в математической школе, потом в Финансовом институте, потом в Казанском Театральном училище. В какой то момент я все бросила и поехала учиться в Москву... и поступила во ВГИТИС...

- И сразу же вышла замуж...

Моего мужа зовут Ваня Волков. Мы учились на одном курсе. Вместе с друзьями часто приезжали к нему в гости в Питер. Здесь то все и началось: экскурсии по городу, белые ночи... романтика. И я так рада, что это настоящая любовь! Иван работает в труппе Вячеслава Полунина, у которого база - в Лондоне. Они гастролируют по всему миру, кроме России. А когда Ваня приезжает в Москву, уезжаю на съемки я... Ситуация катастрофическая... Но мы так скучаем друг по другу, так жаждем друг друга, что острота и новизна в отношения остаются... И мне жаль тех людей, кто говорит про корысть и выгоду с моей стороны. Если кто- то считает, что я не имею права сниматься в кино или находиться в театре, то опровергать это я принципиально не хочу. У меня есть радостная возможность заниматься тем, чем я люблю, я не могу жить вне этой профессии.

- А оказывали посильную помощь родители мужа, ведь имя Ольги Волковой весомо в театральных кругах?

Единственное, что я получила благодаря родителям Ивана- это замечательную семью. Мама моего мужа - замечательная питерская актриса Ольга Волкова. Она называет меня своей дочкой и говорит, что мы с ней очень похожи. Все плохие качества у нас одни и те же: мы постоянно теряем какие - то вещи, в доме - беспредел.... Но и не огорчаемся по этому поводу.

- Есть ли у вас идея сделать какой-либо семейный проект на сцене?

Ваша первая роль в кино, в картине Вадима Абдарашитова "Время танцора" - это счастливое стечение обстоятельств или..

Пробы шли полгода. И я проходила по общему конкурсу, среди других студентов претендующих на эту роль. Конечно, в чем-то имел место случай, хотя бы в том, что режиссер меня просто увидел. Я ему очень хотела понравиться, так как понимала, что такой сценарий может много изменить в моей судьбе. Ведь в театре мне в лучшем случае предлагали роль эдакой маленькой девочки. И то, что режиссер подарил мне роль героини, я ему бесконечно благодарна.

А потом была роль в "Стране глухих", которая действительно принесла вам известность. Да, кстати, умеете ли вы сейчас общаться на языке глухих?

Сейчас уже нет. Когда мы готовились к съемкам, я могла медленно объясняться, но, к сожалению, я не успевала понять ответ. В этом языке очень важна актерская передача, потому что у каждого жеста много значений. Как объяснял наш педагог, пока ты на представишь картинку, тебя не поймут. Ты должен видеть то, о чем говоришь - а это актерское мастерство.

- Пришлось перекрашивать волосы в белый цвет или это был парик?

Я забыла натуральный цвет моих волос. После "Страны глухих" я сразу же стала брюнеткой, потому что я должна была играть таджичку в картине Бахтияра Худназарова "Лунный папа", и сейчас в театре "Современник" я играю Патрицию Хольман в спектакле "Три товарища" по Ремарку, поэтому у меня рыжеватые волосы... И как я на самом деле выгляжу, я не помню...

В картине "Страна глухих" - человек, которого вы по фильму любите, не достоин вас. А какие в жизни нравятся мужчины?

Талантливые, умные, с чувством юмора и... смелые, способные на риск. Причем эффектная внешность абсолютно не важна. Например, когда я в первый раз увидела Дени Лавана, я испугалась... Как же я буду с ним играть любовь? У него удивительная внешность... Но через два дня привыкла.

- Не было ли у вас внутреннего трепета перед Дени Лаваном?

До знакомства. Он не изображает из себя звезду, а просто живет. Он интересуется своей партнершей, в данном случае мной... Одним словом на съемках преграды не существовало.

- Почему ваша героиня в фильме таскает за собой аквариум с рыбкой?

У нее папа капитан и единственная подружка - рыбка. И вообще, все, что связано с водой - входит в ее генетику. Я на самом деле ее очень хорошо понимаю. У нас в Казани была очень маленькая квартира и большая семья, и у меня не было возможности даже кошку завести, поэтому разводили рыбок. Я их кормила, следили за родами, хоронили под музыку в горшке, где росли фиалки. Пропускала все уроки, когда что- то случалось с моими рыбками.

И вам в этом фильме приходиться в какой-то мере становиться рыбой. Ведь съемки ведутся в полуразрушенном бассейне - кругом слякоть, вода, дождь...

Режиссер меня сильно мучил. У меня 4 раза была сильнейшая простуда. Начались заморозки, а все съемки в воде - не спасал никакой аспирин. У меня поднималась температура, был страшный кашель. Спасало то, что фильм - практически без слов. Самой тяжелой в прямом смысле слова была сцена, где я разбиваю огромным молотком настоящую кирпичную стену. Я била, била, била, и наконец пробила брешь, через которую вылезла на свободу. Но никто меня не предупредил, что я окажусь на достаточно большой высоте. И я упала на битые кирпичи, повредила колени и больше половины фильма хромала и бегала с чрезвычайной медлительностью, потому что боль была неимоверная. Так что в "Тувалу" были съемки на преодоление.

- И наверное еще один тяжелый психологический момент - пришлось сниматься обнаженной...

Впервые я снималась обнаженной в своей первой картине. В мой день рождения, когда мне исполнилось 19 лет, как раз объявили съемку, где я должна быть голой. Актер Андрей Егоров снимал с меня бурку, я несколько минут шла нагишом... С немецким режиссером Файтом Хелмером мы долго ругались по этому поводу - я говорила, что не хочу сниматься голой. Но он меня убедил, что это принципиально, потому что для героя, которого играет Дени Лаван - это первой физическое желание женщины. Я согласилась, хотя естественно сильно мучалась.

- У вас остается комплекс перед собственным обнаженным телом?

Существует недоверие к собственной фигуре, потому что я маленькая, несуразная... Если бы я была длинноногой с хорошей фигурой, я бы раздевалась с удовольствием. Но кроме того, что я что-то чувствую, я из себя больше ничего не представляю. И во время показа "Тувалу" я закрывала глаза руками, потому что это было не пережить.

Когда есть свободное время чем вы предпочитаете заниматься - вести активную светскую жизнь или отключаться от бурного потока событий?

Сидеть дома, ходить по лесу, рядом с которым я живу, слушать музыку, читать книги, но только домой. Дома происходит аккумуляция энергии, которая потом необходима будет на сцене и в работе. А если ты находишься на какой-то тусовке, то она очень быстро расходуется, и себе ничего не остается, поэтому я предпочитаю проводить время в кругу семьи, либо в одиночестве.

Насколько вы суеверны? Есть ли определенные заветные талисманы, помогающие получить выгодный контракт, пройти удачно пробы, хорошо отыграть премьеру и т.д?

Для каждый роли собственная тяжеленная сумка или рюкзак. Туда я складываю все до последней мелочи: бижутерию, грим, косметику. Для каждой роли необходим особый настрой, поэтому, когда я гримируюсь - ставлю различные диски, соответственно кладу в сумку плеер, колонки и диски. В этой сумке можно найти массу исписанных тетрадок, имеющих отношение к этой роли, потому что я постоянно записываю, что приходит в голову. И если одна из деталей отсутствует, то мне становиться не по себе. Я не могу играть роль и одной и той же бижутерии, и у меня очень много денег уходит на всякие мелочи. Например для "Трех товарищей" я покупала в Берлине настоящий портсигар 20 годов, шляпу, носовой платок. Его никто не видит, но от него исходит аура тогда времени.

ИНТЕРВЬЮ БРАЛ ОЛЕГ ТАТКОВ

О профессии.

Я не могу сказать, что для меня профессия - образ жизни. Профессия – крест.

Мне мой педагог в 16 лет подарила книгу, в которой написала. «Неси свой крест и веруй!» Это слова Чехова. И только сейчас я начала их воспринимать как пророчество…

Я не свободный художник. Я – винтик в системе. От меня зависит огромное количество людей и просто позвонить и сказать, что устала, - я не могу. Я должна заранее – за полгода (смех в зале – Авт.) предупредить, что у меня будет плохое настроение…

Самое главное в профессии – перевоплощение. Это как в детстве.

Актёром можно стать, но способности, безусловно, должны присутствовать.

О школе (какая ближе – школа Станиславского или Мейерхольда)

Чулпан сверкнула глазами, улыбнулась и сказала: "Мне ближе школа Михаила Чехова".

О театре.

Я считаю, что профессионально меня воспитал главный принцип русской театральной школы. Объясню, что это такое. После трёх лет обучения в ГИТИСе у каждого студента, - а я не исключение - было стойкое ощущении, что хуже тебя просто нет, и не было в этих стенах. Тебя постоянно ругают – и это очень закаляет.

В какой-то момент становится всё равно – мол, хуже уже не будет…

Дипломный спектакль у меня был »Дневник Анны Франк». Но погиб Дворжецкий, и спектакль получился его памяти…

Работала в детском театре Играла снежинок, карамелек, гномиков и даже хромого мальчика на заднем плане. Это было счастливое время – дети после спектакля дарили надкушенные яблоки – у них больше ничего не было и это вызывало слёзы радости...

Когда я попала на учёбу в Лондон, - а народ там был отовсюду, – для меня было открытием, что к студентам можно относиться по-другому.

У нас был курс «стенд-ап импровизации» и вместо штатного профессора на занятие пригласили «звезду» этой импровизации, которая как-то совсем по-нашему, обрушилась на студентов с критикой. И вдруг произошло событие, которое лично для меня стало потрясением. «Звезду» за неуважение к студентам попросили покинуть аудиторию. Это сделал американец. «Звезда» тут же возмущённо помчалась к ректору, тот пришёл, выслушал американца и принял сторону студентов.

Должно совпасть 3 составляющих; - время, сценарий, роль.

Я соскучилась по кино и с радостью бы туда вернулась. Обожаю играть эпизоды. Потому что это абсолютно безответственно – всё висит на главных героях и можно похулиганить….

Мне жаль, что ушло понятие «пластический рисунок» в кино. И ещё я обожаю грим.

На встречное утверждение о том, что ей боятся предлагать роли из-за общепринятой легенды о хаматовской абсолютной непредсказуемости, - Чулпан, грустно улыбнувшись, сказала: «Мне 36 лет и» ….

И рассказала историю о «добром сценаристе», посмотревшем отснятый материал и посоветовавшем ей сменить профессию из-за, - по его мнению, - крайне невыразительных глаз, которые, - опять же, - по его мнению, - не дадут ей состояться как киноактрисе….

Про «Ледниковый период»

Втянули меня в это дело врачи. Вернее, Илья Авербух, умело воспользовался моим отношением к людям этой профессии и моим отношением к фонду «Подари жизнь». Он просто позвонил мне и сказал, что я своим участием в проекте 1 канала с такой огромной аудиторией, смогу увеличить интерес к фонду.

И действительно, – это сработало. Во время «Ледникового периода» резко возросло число людей, которые начали помогать фонду, увеличился размер и самой помощи.

Было безумно тяжело, поскольку приходилось совмещать съёмки в «Ледниковом периоде со съёмками в фильме Алексея Германа младшего «Бумажный солдат», который снимался между Астраханью и Волгоградом в посёлке Южный Баскунчак.

(Из Википедии - «Бумажный солдат» — фильм режиссёра Алексея Германа-младшего. На 65-м Венецианском кинофестивале картина получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Озелла» за лучшую операторскую работу).

Чулпан рассказала, как однажды после 2-х недельного отсутствия на катке она вернулась со съёмок и её уже в машине начал буквально отчитывать встречавший её в аэропорту фигурист Костомаров за то, что она потеряла физическую форму и навыки. В этот момент позвонил Алексей Герман и сказал буквально: "Я тут отсмотрел снятый материал и никак не могу решить – ты ещё актриса или уже фигуристка?"

О мечте

Мечтаю получить сценарий об истории Раисы Горбачёвой, и всего её с Михаилом Горбачёвым, сложного пути.

О человеческих качествах.

Я ничего в этом не понимаю. Но я чётко знаю, что у каждого человека свой путь и он его выбирает сам.

Всем понравиться нельзя...

Я вот до сих пор не научилась различать плохих людей – не могу различить, когда человек врёт, издевается. Даже просто определить – злой человек или нет.

О коллегах.

Коллеги относятся ко мне очень хорошо. Когда мы с Диной Корзун задумали фонд, то для того, чтобы о нём громко заявить, нам надо было собрать в одном месте, и в одно время много звёзд. Все, кому я позвонила с просьбой, - согласились, и никто не подвёл...

Для меня это был день «Ч», после которого в моей жизни всё изменилось...

О Евгении Миронове.

Женя мой друг.

Миронов из тех артистов, кто над рождением роли работает вместе с режиссером. И ещё он замечательный партнёр.

А вообще для меня партнёр – это человек, работающий на общий результат; - когда надо отойдет в сторону, когда надо - выдвинет на передний план тебя...

«За жизнь»

Жизнь – тельняшка. Полосы чёрные и белые. Только по ширине они разные…

Всю жизнь топтать не будут – будут и прекрасные моменты.

О Нобелевской премии.

Это радостно, но я к этому отношения не имею. С утра готовлю детям завтрак, – мажу бутерброды, жарю яичницу. Вдруг звонят друзья и говорят: – мы тебя хотим выдвинуть на Нобелевскую премию. Представляете, – яичница и Нобелевская премия?

Вот примерно в таком состоянии я и пребываю до сих пор...

О текущем моменте.

К нынешнему своему общественному статусу, я отношусь как к Чистилищу. Всё в моей жизни начинается с меня и по-другому быть уже не может…

Послесловие: Вопросов о Ксении Собчак не было. Аудитория попалась адекватная...

- Чулпан, вы сто раз говорили, что занялись благотворительностью просто потому, что не могли не заняться. Не понимаю такую формулировку. У всего ведь всегда есть причина.

- Почему я не могла этим не заняться? Потому что мне было стыдно. Я познакомилась с уникальными людьми, в первую очередь - с врачами. Я никогда не видела таких врачей: чтобы доктору не было безразлично, чтобы он не был закостенелым и хамоватым. Мы-то привыкли именно к таким: я все детство и все подростковое время провела в больницах. У меня был стойкий образ врача, перед которым твои родители испытывают чувство вины, поэтому в холодильнике всегда хранились шоколадные наборы, предназначенные не для детей, а для врачей. Эти врачи должны были соблаговолить посмотреть на диагноз ребенка. Потом вдруг я познакомилась с Галиной Анатольевной Новичковой, с Алексеем Масчаном, с Мишей Масчаном, с Сашей Карачунским. Познакомилась на благотворительном вечере, где мы с Сережей Гармашом как ведущие должны были объявлять номера классической музыки. Эти врачи меня поразили - они сами собирали деньги. Стали рассказывать, для чего нужен тот или иной аппарат… Как-то мне стало дискомфортно. Невозможно было выслушать и пойти дальше.

- Значит, все началось с конкретных людей, к которым вы хотели иметь хоть какое-то отношение.

- Наверное. Да. А уже потом я познакомилась с Галей Чаликовой - первым директором нашего : рядом с этим человеком просто невозможно было оставаться равнодушным. Мне было некомфортно не заниматься благотворительностью.

- Сейчас благотворительность стала мейнстримом, ей занимается каждый второй. А тогда это было непонятно, сложно, непрозрачно, маргинально?

- Мы начали этим заниматься, когда слово «благотворительный» и слово «фонд» были окутаны облаком грязи и мошенничества. Когда мы с Диной Корзун звали людей на мероприятия, мы первым делом говорили: «Вы только не думайте, мы не благотворительный фонд, мы собираем деньги на покупку конкретного аппарата». Мы думали, что фондом не будем никогда, и очень громко об этом заявляли. Но потом был принят такой закон, когда больницы могли выставлять на тендер любые собранные средства. Допустим, мы на концерте собираем деньги для детей, которые болеют раком, но на что эти деньги потратит больница, знает только больница. Мы не могли отчитываться перед людьми, которые нам жертвовали деньги. Вот поэтому мы со скрипом приняли решение создать благотворительный фонд, который может отчитаться перед людьми.

- Сколько лет прошло с момента, когда слово «благотворительный» и слово «фонд» были ругательством, до момента, когда благотворительные фонды стали данностью, без которой немыслима современная Россия?

- Мы начали в 2005 году. 11 лет. Это очень мало.

- То есть за 11 лет можно изменить отношение к какой-то большой и важной вещи в нашей стране. Или это можно было сделать быстрее?

- Нет, мне кажется, что это произошло очень быстро. Наша страна в форварде по отзывчивости, по готовности помогать. Это что-то невероятное.

- Кризис повлиял на ваш фонд?

- Это очень сложно сказать.

- Во-первых, стали ли люди меньше жертвовать? Во-вторых, подорожало ли лечение онкологии?

- Мы уже проходили один кризис в 2008 году. Вычленить статистику невозможно, потому что фонд стремительно развивается. Если бы мы стагнировали и не увеличивали обороты, возможно, мы бы заметили, что денег приходит меньше. Но мы все время придумываем какие-то новые способы и новые удобные технологии по сбору денег. Мы растем. Но мы растем не вширь, а в глубину, в смысл. Что касается дороговизны лечения онкологии, то да, рубль упал, а мы отправляем детей на заграничное лечение, мы оплачиваем поиск доноров костного мозга в международных регистрах для детей, которым нужна трансплантация…

Как помочь фонду «Подари жизнь»

- Значит, вам нужно тратить в два раза больше этих самых упавших рублей?

- В два-три раза. Если раньше найти донора, забрать у него костный мозг и привезти его в Россию стоило 800–900 тысяч рублей, то сейчас это стоит 1 800 000–1 900 000 рублей. То же самое с лекарствами, то же самое с иностранными врачами, которых мы привозим сюда. В этом смысле мы кризис сильно ощущаем. Но пока, к счастью, уникальная команда фонда делает так, чтобы это все никак не отражалось на детях.

- Сколько денег в год вы собираете? Вот в 2015 году, например.

- В 2015 году мы собрали, по-моему, полтора миллиарда рублей.

- Это большие деньги.

- Для онкологии это небольшие деньги. Онкология требует самого дорогостоящего лечения, потому что это лечение связано с сопутствующими осложнениями. Лекарства для лечения этих осложнений, как и не зарегистрированные в России лекарства, просто не вписаны в реестр бесплатной помощи в нашей стране. Что такое рак? Рак - это прежде всего очень точный . Поставить этот диагноз, обнаружить не примерную, а именно ту форму рака, от которой нужно лечить, стоит дорого: для этого нужна суперсовременная лаборатория. Дорогая сама терапия, дорогая сама возможность терапии: например, должна быть стерильная чистота. Если вы обратили внимание, в очень чисто. Огромное количество денег тратится в том числе на соблюдение этой чистоты. Недавно мы закупили специальные манекены, на которые надеваются халаты, после чего они становятся стерильными. Плюс правильный способ уборки: не должно быть тетеньки с тряпкой, должна быть тетенька с множеством специальных веществ. Нужно покупать самое современное оборудование, которое в мире постоянно совершенствуется, и наши врачи нуждаются в нем, чтобы лечить детей. Нужны деньги на современное обслуживание уже закупленного фондом оборудования.
Недостаточно просто давать ребенку препараты. Необходимо создать условия, при которых эти препараты действуют, а ребенок при этом не подхватывает побочную инфекцию.

Гранты расслабляют. Можно обойтись без помощи государства, для этого нужно включить голову и начать работать

- Когда дети, которым вы помогаете попасть в клинику Димы Рогачева, заканчивают основной курс лечения, что происходит дальше? Фонд продолжает вести этих детей?

- После лечения могут выписать домой, либо в пансионат при больнице (фонд сейчас строит еще один - в Измалково), либо в квартиру, которую снимает фонд для детей, которым не обязательно лежать в больнице. Если ребенок из Мурманска, то он живет в московской квартире, которую снимает фонд. Есть сопроводительная терапия для детей, которые выписываются и уезжают домой. Ребенок должен подхватываться врачами по месту жительства, мы за этим следим. Плюс существует психологическая реабилитация ребенка: детям и их родителям сложно признать, что они здоровы и находятся в ремиссии, что не нужно трястись из-за каждого чиха. Реабилитация помогает избавиться от страха и влиться в нормальное детство. Фонд организовывает для таких детей всевозможные лагеря, поездки и реабилитационные программы.

- Интересно, а сколько в этих полутора миллиардах рублей, собранных в 2015 году, государственных денег?

- В этой сумме нет государственных денег. Наш фонд не аффилирован с государственными деньгами никак.

- Это принципиальное решение?

- Да мы и не надеялись никогда. Вы имеете в виду, что можно получать гранты?

- Да. Например.

- Послушайте, гранты нужны маленьким фондам, которые только встают на ноги. Мы не подаем заявки на государственные гранты. Когда меня приглашали в комиссию Москвы, чтобы распределять эти гранты, я поняла, что я немножко против этой системы. Гранты расслабляют. Поиск - это всегда кропотливая работа. Когда ты понимаешь, что тебе надеяться не на кого, все включается. Можно обойтись без помощи государства, для этого нужно включить голову и начать работать.

Чулпан, вы верите в то, что в России когда-нибудь лечиться от онкологии будет столь же комфортно, безопасно, стабильно и неунизительно, как это происходит, например, в Израиле или в Германии?

Верю. Когда-нибудь.

- А можете себе представить ситуацию, когда людей из Европы станут направлять на лечение в Россию?

- Да. Могу. Когда-нибудь. Если я перестану в это верить, я просто не смогу здесь работать. Когда ты лишаешь себя надежды, ты задыхаешься, это очень тяжело.

- Когда это произойдет?

- Я не знаю. При моей жизни - вряд ли.

- Почему?

- Слишком большой объем всего. Должны произойти большие перемены.

- Ментальные?

- И ментальные тоже. Перемены всего: системы, здравоохранения, образования, мотивации.

- А в чем основная проблема? Что тормозит больше всего? Отсутствие денег? Отношение к человеческой жизни? Отсутствие науки?

- Я не могу сказать. Это комплекс всего.

- Что ни тронь, везде все немножко не так?

- Везде. Везде. У меня в Казани есть знакомый доктор. Моя ровесница. Она онколог. У нее периодически бывают взрослые пациенты, для которых нужно собрать деньги. Она обращается ко мне, хотя наш фонд не может помочь взрослым людям, но я могу помочь своими деньгами или попросить кого-то. Я говорю ей: «Самоорганизуйтесь! У вас же есть соседи, друзья, родственники, одноклассники». Но как-то им не хочется, лень, удобнее думать, что у нас есть фонд, будто все произошло само собой. И объяснить, что это не так, невозможно.

- Вы сторонник подхода, когда реальнее договориться с соседями и одноклассниками, чем долбить по государству и говорить, что оно должно вмешиваться и помогать?

- Нужно долбить соседей и государство.

- У вас хороший опыт долбления. Скажите, кто, как правило, откликается быстрее - государство или соседи?

В каждой ситуации по-разному. Вы бы знали, сколько за эти 10 лет работы фонда было внесено изменений именно в законы… В законы, которые регламентируют получение или оказание помощи. У нас был «прекрасный» закон вторичного налогообложения. Вы знаете, что это такое?

- Очень примерно. Расскажите.

Если человек получил помощь от фонда один раз в год, то за вторую помощь ему нужно заплатить налог - 13 процентов. Например, в качестве первой помощи человек получил лекарства, а второй помощью оказался поиск донора костного мозга в зарубежном регистре и забор у него клеток (это тогда стоило 15 000 евро). В таком случае за вторую помощь нужно платить налог. Родители и так к этому моменту продали уже все, что только можно продать, они не имеют возможности платить налоги. Эти люди приходили в фонд, фонд взывал к своим состоятельным знакомым и друзьям и просил покрыть эти расходы. Я уже не говорю о случаях, когда ребенок, получив первичную и вторичную помощь, не был спасен, фонд оплачивал ритуальные услуги. Ребенок умирает, а родителям через какое-то время из налоговой приходит милая бумажка.

- Этот закон изменили? Бумажка больше не приходит?

Этот закон изменили. И меняли его трудно и долго. Последняя победа - это ситуация с доступностью обезболивания. Благодаря горячей линии, дорожной карте, изменениям в законе, благодаря усилиям фонда «Подари жизнь», благодаря усилиям , благодаря людям, которые занимаются паллиативом, на 70 процентов увеличилось применение наркотических обезболивающих в 2015 году по сравнению с 2014-м. Три года назад об этом нельзя было даже мечтать. Об этом раньше вообще никто не хотел даже говорить. Проблемы остаются, но ситуация меняется.

Как эти изменения происходят? Как работает механизм? Вы встречаетесь с условным Путиным или с условной Голодец и рассказываете о проблемах? Или вы даете сто тысяч интервью, в которых вы говорите о проблемах, и это долетает до государства?

Это все вместе. Это объединение усилий тех людей, которые в теме.

Я время от времени бываю в онкологической больнице имени Димы Рогачева, которая была построена при вашем непосредственном участии. Больница эта в моей жизни сыграла очень важную роль, как и в жизни многих других людей. Вы наверняка считали, сколько нужно построить таких больниц, чтобы вопрос детской онкологии в нашей стране был закрыт окончательно, чтобы все, кому нужна помощь, эту помощь получили?

180 детей в год получают трансплантации благодаря этой больнице. Еще около 200 получают этот вид лечения в других российских клиниках. Нуждаются в трансплантациях 800 детей ежегодно. Я думаю, что в крупных региональных центрах должны быть хотя бы отделения, приспособленные для проведения трансплантаций костного мозга. Сейчас такого не происходит. Но у фонда есть хорошая программа, которая начинает реализовываться.

- Что за программа?

Смотрите. Дети из Перми или из Кемерево не должны лететь через всю страну для того, чтобы лечь в клинику Димы Рогачева или в в Петербурге. Дети должны получать лечение дома. Но система финансирования сейчас устроена таким образом, что, например, в Екатеринбурге могут лечиться только те дети, которые приписаны к местному финансированию. А вот дети из Челябинска в Екатеринбурге лечиться уже не могут, потому что у них система финансирования своя. У врачей нашего фонда родилась идея: оборудовать в Екатеринбурге отделение трансплантации костного мозга, организовать стажировки для врачей, которые готовы обучаться и повышать квалификацию (а это, кстати, большая редкость), и сделать так, чтобы там могли лечиться и дети из Челябинска: чтобы этим детям не нужно было лететь в Москву, чтобы рядом были бабушки, друзья, все родственники. Местное здравоохранение пошло навстречу. И теперь фонд пытается это организовать. Пока мы оплачиваем лечение таких детей сами, но в идеале нужно, чтобы лечение в региональных центрах для детей из других регионов также оплачивалось государством. Такую программу мы планируем развивать и в Красноярске.

© Ольга Павлова

- Фонд думал о том, чтобы построить, например, во Владивостоке больницу имени Димы Рогачева номер два?

Рома. Фонд не строил и больницу имени Димы Рогачева номер один. То, что она построилась, - чудо. Во главе всего этого стояли уникальные врачи. Им удалось донести до государства идею того, что такой центр просто необходим. Клиника строилась и оснащалась на деньги из государственного бюджета Фонд закупает в клинику оборудование, оказывает помощь пациентам.

- Эти врачи до сих пор продолжают жить и работать.

А ты думаешь, у них есть время добиваться строительства второй больницы?

- Я не знаю. Поэтому спрашиваю. Можно ли мечтать о том, чтобы в стране была не одна лучшая больница, а две?

Не все врачи в регионах вообще готовы что-то делать и что-то менять. Было бы здорово, чтобы во Владивостоке захотели такую больницу, фонд помог бы оборудовать отделение. Но это должно быть встречное движение. Должны быть врачи, которым не все равно. Врачи являются триггерами. Если мы приедем во Владивосток и предложим помощь…

- Вам скажут: идите отсюда?

Очень часто говорят: «Идите отсюда». Очень часто. Я не буду называть регионы, но говорят часто так: мы не будем просить у фонда, пусть родители все покупают сами.

Скажите, у Чулпан Хаматовой есть прямой доступ к российскому Минздраву, к , которая курирует здравоохранение в нашей стране? Можете ей позвонить и сказать: «Голодец, а вы не могли бы больше не пугать население нашей страны словом «импортозамещение», потому что оно не совместимо с той отраслью, которой вы занимаетесь?»

Этого я делать не буду.

- Почему?

Потому что я в этом ничего не понимаю. Правда. Я не понимаю всех этих подводных камней. Есть огромное количество русских умельцев, которые постоянно что-то придумывают. Эти умельцы проходят через меня, потому что все думают, будто я специалист в области онкологии и фармацевтики и могу решить любые вопросы. Я их все время привожу к нашим врачам, с которыми они уже что-то обсуждают и иногда делают. Я не могу взять и сказать: «Нет нашей фармацевтике!»

- Не «Нет нашей фармацевтике», а «Нет запрету западной фармацевтики». Вот как стоит вопрос.

Я могу рассказать тебе историю про Голодец. Я посмотрела фильм Лены Погребижской . Он произвел на меня очень сильное впечатление. Я посмотрела и поняла, что жить дальше не могу. Я и представить себе не могла, что сейчас - в XXI веке - происходит такое насилие и фашизм по отношению к ни в чем не повинным детям. Я просто не могла спать. Мне нужно было понять: а об этом вообще знают или не знают? Я позвонила Ольге Юрьевне Голодец, напросилась на встречу, умолила…

- Значит, доступ все-таки есть.

- Да. Я сказала ей: «Мне ничего не надо. Умоляю, просто посмотрите этот фильм. Если вы и так в курсе, тогда мне надо придумать внутреннее объяснение тому, в каком государстве я живу». Она посмотрела этот фильм и вызвала меня и Лену Погребижскую на разговор. Она попросила всех своих помощников посмотреть этот фильм. Помощники сказали, что посмотрели. Дальше она задала им наводящие вопросы и поняла, что помощники не посмотрели. Тогда она посадила помощников у себя в кабинете и включила им этот фильм.

- Чем закончился этот кинопросмотр?

Сейчас, насколько я знаю, изменился порядок привода детей в психоневрологические интернаты. Появилось понятие «недообразованность». Ребенка признают не психически больным, а недообразованным, если он в действительности не является психическим больным. Эта тема серьезно начала прорабатываться.

У вас непростая профессия, думаю, она у вас многое забирает. У вас непростая вторая работа, связанная со спасением детьми. Это многое дает, но, думаю, и многое забирает тоже. А есть у вас какая-то безусловная зона комфорта, где вы от всего можете абстрагироваться: от актерства, от болезней, от фонда, от обязательств - от всего?

Дети. Моя семья. Друзья.

- У вас хватает времени на это?

Да. Но времени всегда мало, конечно.

Оксимирон - открытие в моей жизни. И Адель.

Вы как-то сказали, что все в жизни делаете под музыку. И очень расстраиваетесь, когда забываете дома наушники. А что в вашем айподе? Что вы слушаете?

Я все слушаю, кроме плохо сделанной музыки. Русскую поп-музыку я не слушаю. Я счастливый человек, мой плейлист является плейлистом моих детей: одной 13, другой 14 лет.

- Интересно, что сейчас слушают 13-летние подростки и вы вместе с ними.

Например, я никогда не слышала группу Imagine Dragons. Это мне открыли дети.

- Что это? Эмо?

- Кино вы смотрите?

Да, в основном я смотрю кино в дороге, во время переездов.

- Что вас поразило из последнего?