Тихвинская божья матерь где находится. В чем помогает Тихвинская икона Матери Божией. Вселяющая веру и надежду

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери

Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», - сказал Чудотворец, - «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

————————

Библиотека Русской веры

Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы

Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие - в наклоне головы.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины

Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь - неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице ».

Расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.

Бывший старообрядческий храм РПсЦ располагается в Москве.

Единоверческая располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.

История иконы

Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.

В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.

На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.

Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.

Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.

Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.

Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.

Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.

Чудесные списки иконы

Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.

Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.

Молитва перед Тихвинской иконой

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слезоточивая Тихвинская икона Божией Матери на Афоне :

Кому молился Сталин в годы войны :

Поможет ли Тихвинская икона Владимиру Путину стать президентом? : http://rublev-museum.livejournal.com/283680.html

О принесении чудотворной Тихвинской иконы в Москву см. статью «Медведев поклонился главной русской иконе» :
ТИХВИНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=1127

Тропарь пред иконой Божией Матери «Тихвинской», глас 4 :

Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный,/ свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою покланяющихся Его Божественному / и Твоему пречистому образу, // Дево Неискусобрачная .

Кондак пред иконой Божией Матери «Тихвинской», глас 8 :

Притецем, людие, к Девей Богородице Царице, / благодаряще Христа Бога, / и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, припадем и возопием Ей: / о Владычице Марие, / присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, / спасай в мире и благовременстве отечество наше и вся христианы, / наследники показующи Небесныя жизни, / Тебе бо верно зовем: // радуйся, Дево, мира спасение .

Молитва пред иконой Божией Матери «Тихвинской» :

Б лагодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российского народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных раб Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Тихвинская икона Богоматери с чудесами .
1560 гг.
143, 8 х 116.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Инв. КП 3397.


Одно из самых чудесных преданий нашей Церкви связано с обретением иконы Тихвинской Божией Матери. По преданию прибыл это святой образ на берег реки Тихвинки по воздуху! Так что шествием его освятились северные пределы нашей земли. В уверение людей, что такое чудо действительно возможно было засвидетельствованное многими горожанами, повторение его. Когда икону перенесли на другой берег реки и стали строить для нее храм-часовню, она чудесным образом по воздуху возвращалась на тот берег, где была впервые обретена. Чудом было и сохранение святого образа после пожара, - и храм и вся утварь в нем сгорели дотла, а икона уцелела. Чудеса сопровождали эту икону во все время ее пребывания в Тихвине - она мироточила, источала слезы, от нее исцелялись больные, утешались скорбящие, получали вразумление грешные.

И сейчасчудотворная Тихвинская икона Божией Матери в действующем монастыре притягивает к себе тысячи паломников. Да и не только, но и сам город Тихвин, которому в 1983 году исполнилось 600 лет! В городе сохранилась старинная застройка, многие дома ХIХ века построены на месте тех построек, которые стояли в Тихвинском Посаде (сохранился старинный план застройки) в ХVI веке. Тихвинская тишина, уют, обилие зелени вызывают желание задержаться здесь подольше - отдохнуть от “ритмов современной жизни” (от Петербурга Тихвин отстоит на 218 км).

Возраст города, построенного на притоке реки Сясь - Тихвинке - определили по первому упоминанию в Летописи - в 1383 году говорится о нем как о торговом центре, расположенном на скрещении торговых путей в Новгород, в Москву, Старую Ладогу и Устюжну. С ХV века городу, оказавшемуся на северной границе русского государства, уделяется особое внимание. На щедрые пожертвования Государя Василия III в 1507-1515 гг. строится первый каменный Успенский собор на месте сгоревшего деревянного. В 1560 году по указу Государя Ивана Васильевича IV закладывается большой Тихвинский Успенский монастырь, с самого начала строившийся как приграничная крепость. Это свое назначение монастырь оправдал в 1613 году. В то время, когда шведы разрушили почти все обители в Приладожье, на Валааме и Коневце, Тихвинский монастырь не только выдержал осаду шведов, но и наголову разгромил отряд под предводительством Делагарди. Этим было ускорено заключение мирного Столбовского договора со Швецией в 1617 году. При этом в то время стены крепости были еще деревянными! Только после 1699 года они стали заменяться каменными. Строительство и перестройка каменных стен продолжалось до 1801 года. Именно в это время монастырь приобрел тот вид - каменная крепость с 9 боевыми башнями и каменными кельями, в виде каре расположившимися вокруг Успенского собора - который мы видим и сейчас.

Сам Успенский собор много раз перестраивался и почти утратил первоначальный вид. Шлемовидные купола заменились луковичными, исчезли кокошники, были пристроены два предела. Однако интерьер храма хранит черты старины. Главное - в соборе сохранился четырехъярусный иконостас, поставленный в 1624 году, сохранилась и фресковая живопись тихвинских мастеров. В монастыре существовала своя иконописная мастерская. Один из замечательных образов, написанных в этой мастерской, ныне является одним из высокоценимых экспонатов Музея имени Андрея Рублева в Москве - это икона Тихвинской Божией Матери с клеймами (на первообразе клейм нет), рассказывающими об истории обретения иконы . Другие иконы тихвинской школы хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Здесь верующему сердцу приходится воздохнуть - так много святынь находятся в запасниках музеев, святыни из русских северных монастырей в основном в Русском музее. И нет надежды на возвращение хотя бы аналойных образов (небольшого размера) или напрестольных крестов …

Вторая по времени постройка монастыря - двухэтажная трапезная палата с теплой церковью Рождества, возведенная в 1581 году - она занимает юго-западный угол внутреннего двора. Историки архитектуры отмечают умелое решение сложных инженерных задач при строительстве келий, корпусов и палат, среди которых отмечают, находящуюся на втором этаже юго-западного корпуса трапезную палату, площадь которой 300 квадратных метров.

Еще один храм монастыря находится над Святыми вратами при входе в монастырь - освящен в честь Вознесения Господня. Это третья по времени каменная постройка (1591-1593гг.) Архимандритские и келарские кельи, примыкающие к святым вратам, были выстроены на целый век позднее.

Архитектурным символом Тихвинского монастыря в последнее время стала его пятишатровая звонница, построенная в конце ХVIII века. К звоннице примыкает двухэтажное здание казенных келий, в ХVIII веке, переделанных под архиерейские покои.

В конце ХVIII века на древних башнях монастыря были построены надвратные церкви. Одна из них - Тихвинская, перестроенная в 1861-1863 гг. архитектором Н. Л. Бенуа, - сохранилась. Тот же архитектор пристроил к башне часовню с крытой лестницей, носящей название “Крылечко”. Н. Л. Бенуа перестроил и древнюю Покровскую церковь монастыря, после перестройки она была переосвящена и стала Крестовоздвиженской.

В целом Тихвинский монастырь производит впечатление “города в городе”. Такой обширный у него двор и так много на нем жилых построек есть даже свое озерцо, названное Сырково.

Тихвинский монастырь до революции был одним их самых больших в России - и по величине и по количеству братии, и по числу паломников, которые приезжали сюда с разных концов России поклониться чудотворному образу Тихвинской Богоматери. В 1812 году в монастыре был сделан список с Тихвинской иконы, им благословили уходившее на войну Тихвинское ополчение, спустя четыре десятилетия эта икона называвшая теперь Ополченскою находилась в Севастополе в дни его обороны. В Х1Х веке тихвинские монахи окормляли Российский военный флот. До революции 1917 года монастырь участвовал во многих благотворительных фондах, которые оказывали поддержку раненным и семьям погибших на войне.

После революции обитель начали грабить новые “хозяева жизни”, в середине 20-х годов монастырь был закрыт. Многие священнослужители монастыря приняли в годы лихолетья мученическую кончину.

Летом 1995 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. 9 июля 1997 года состоялась первая митрополичья служба в Успенском соборе.

Паломники попадают в Тихвин в составе паломнических групп, но можно добраться до монастыря и “своим ходом” - От СПБ до Тихвина от Московского вокзала ходит электричка, а от автобусного вокзала рейсовый автобус.

Адрес монастыря: 167500, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д.1

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Русской православной церковью издавна почитается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери –значение ее в становлении православного государства и жизни народа сложно переоценить. История образа тесно связана с судьбой всей страны, в особенности с северо-западными районами. Святой лик до начала 50-х годов прошлого века находился в Тихвине, являясь наибольшей святыней Новгородских земель.

После того как царь Василий III посетил берега реки Тихвины, чтобы узреть чудесную святыню, город до начала ХХ века стал местом паломничества других высочайших особ. За это его прозвали «царским богомольем». Назвав Тихвинскую икону Богоматери «палладиумом России», верующие подтвердили ее силу защитницы, помощницы в воинском деле. Поколения российских воинов отправлялись в бой, имея при себе заветный образ.

Сейчас (с 2004 года) чудотворная икона хранится в Успенском соборе на территории Тихвинского Богородичного монастыря. Празднование православной святыни совершается ежегодно 26 июня (по старому стилю – 9 июля).

Создание Тихвинской иконы Божьей Матери, иконография

Согласно преданию, Тихвинская икона Божьей Матери относится к первым христианским иконам, которые написал евангелист Лука. Особенной ценности придает образу тот факт, что изображение было создано еще при жизни Приснодевы Марии. Художник лично видел, общался с Божьей Матерью.

Образ относится к иконописному типу богородичных икон Одигитрия, что в переводе с греческого языка значит – «указывающая путь» или «путеводительница». Особенностью является визуальная передача не статичных фигур, а обращенных друг к другу в процессе общения Матери с Сыном. Мы видим поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом, сидящим на ее левой руке. Правая стопа Христа расположена под левой. Левой рукой Он сжал свиток со священным писанием, а правой – благословляет молящихся. Голова Марии наклонена к Сыну, что является основным отличием написания Тихвинской Богоматери от похожего образа на Смоленской иконе. Иконографическая манера Тихвинской иконы является одной из наиболее торжественных и строгих в православной традиции.

История иконы

После создания иконы Девы Марии (Тихвинской) апостол и евангелист Лука передал светлый лик во град Антиохию, где тогда находился его ученик Феофил. Затем святой образ почти 500 лет находился в Иерусалиме, пока его не обрела византийская императрица Евдокия Константинопольская. Во времена иконоборства святую икону, сохранившую лик Божией Матери, прятали иноки обители Пантократора. Затем полотно стало одной главных реликвий Царьграда. Но однажды образ чудесным образом исчез из хранилища для того, чтобы через время явиться на Русской земле (1383 год).

Обретение образа Богородицы возле речки Тихвинки

Первое летописное упоминание о Тихвине – 1383 год, когда в этой местности людям явился чудесный образ Богоматери. Третья новгородская летопись свидетельствует, что летом в месте (Тихвине), недалеко от Великого Новгорода, появилась икона Пречистой Богородицы Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на ее руке.

Предание повествует, что изображение на дереве передвигалось самостоятельно – «Светозарно» плыло по небу, изредка появляясь перед очевидцами. На Ладожском озере ликом Святой Матери и Младенца любовались рыбаки. Далее образ с лучезарным светом видели в Смолково, Имоченицах, на речке Ояти, Кожели на Куковой горе, на горе над речкой Тихвинкой, на другом берегу реки. Создавалось впечатление, будто ангелы невидимо носят светлый лик по малообжитым местам, землям, еще не принявшим до конца христианскую веру. Всего семь раз икона показывалась людям, а когда те стали молиться – далась им в руки.

«Благоговейные мужи» отправились в путешествие из Тихвина к Великому Новгороду, чтобы оповестить архиепископа и управление города о явлении иконы Богоматери, творимых ею чудесах. После услышанного архиепископ возблагодарил Бога за милость, человеколюбие. А затем известил царствующего московского самодержца. По велению великого князя была устроена первая тихвинская церковь – архиепископ благословил диаконов, священников для нового храма.

Говорят, что обретшие веру сложили венец для нового деревянного храма, но наутро следующего дня увидели чудо – живой образ переместился на другой берег реки вместе с тесаными бревнами и венцом. Матерь Божья подсказала лучшее место для постройки церкви, сама выбрала, где будет ее дом на Руси. Построенный деревянный храм получил имя Успения Богородицы. За свою историю возведенная из дерева церковь несколько раз была охвачена огнем, сама же икона осталась неповрежденной.

Позднее на средства великого князя для поклонения святыне в Тихвине возвели каменный собор (1507-1515). С тех пор чудотворный образ Пресвятой Богородицы стал именоваться Тихвинским.

Присоединение Новгородских земель к Москве (1478), завоевание Константинополя турками (1453 год), чудесное обретение Тихвинской иконы Божией Матери стали трактоваться по-новому. Святыня оставила Рим и второй Рим (Константинополь) за попрание благочестия, падение морали, сменив их на истинно христианский народ – Святую Русь (ставшую отныне третьим Римом). Икона стала символом централизованной державы Россия, подтвердила ее особую миссию перед Богом.

Почитание иконы

Уже XVI век превращает Тихвин в широко известное место христианского паломничества и богомолья. Храм посещают царственные особы:

  • Василий III в сопровождении архиепископа Макария.
  • Сын Василия III, Ивана IV также с архиепископом Макарием.
  • Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на царство до начала Казанского похода.

Повелением Иоанна Грозного в Тихвине основывают Богородичный Успенский мужской монастырь (1560). Царь возводит почитание святыни на новый уровень. Считает ее своей покровительницей, заступницей. Во время похода на Казань (1552) на реке Пьяне Иоанну явился чудодейственный образ Тихвинской Богоматери, который укрепил его на одоление вражеских сил. После похода царь основал здесь монастырь, подарив ему список с чудотворной иконы, написанный в Тихвине.

Появление новой династии русских царей Романовых также было связано с Тихвинским образом Богородицы. В Ипатьевском монастыре города Кострома Михаила Федоровича благословила на царство мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы.

По 24 раза каждый год совершались крестные ходы с Тихвинской иконой Божьей Матери. Образ богато украсили золотой ризой, повесили перед нею золотую лампаду. До октябрьского переворота монастырь был богатым и процветающим.

Новые времена

1920-й стал годом закрытия Успенского мужского монастыря. Икону передали в Тихвинский краеведческий музей в качестве экспоната, где она не изучалась, находясь до 1941 года. Во время оккупации Тихвина немецкими войсками (ноябрь 1941 года) образ был отправлен в Псков, передан Псковской духовной миссии. Там он находился два года, где его каждое воскресенье передавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Весной 1944 года икона попала в Ригу, затем оказалась в Либаве, Яблонец-над-Нисоу, американской зоне оккупации Германии.

После длительных странствий чудотворный образ перевезли в Свято-Троицкий собор города Чикаго (1950 год). Настоятель Рижский Иоанн и его приёмный сын протоиерей Сергий посвятили свои жизни служению, сохранению иконы. Завещание, оставленное архиепископом Иоанном, гласило, что иконописное изображение Тихвинской Богоматери может быть возвращено в Россию только после полного возрождения ее места сохранения – Тихвинской обители.

Возвращение в Тихвинскую обитель

С духовным возрождением православной Руси, обращением к вечным ценностям в 1995 году Тихвинский монастырь был возвращен в лоно Церкви. Успенский собор восстановили, освятили. 2004 год ознаменовался важным событием для православной веры и христиан – Тихвинская святыня с почетом вернулась на свое исконное место – в мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы. На пути следования образ выставляли прихожанам православных храмов.

Списки Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона, как и ее многочисленные списки, знаменито чудесными спасениями, исцелениями, ратными делами. Чудотворный список образа находится на сохранении Успенского собора Московского Кремля. Копии святого лика почитаются и в других храмах, например:

  • Троицкий собор;
  • храм Богоматери (Сущево);
  • женский Новодевичий монастырь;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • храм Благоверных князей Глеба и Бориса (Зюзино);
  • церковь Спаса Преображения (Богородское).

Старинные списки иконы утешают православных не только России, но и далеко за ее пределами. Одна копия находится в храме Сергиевского подворья города Париж. В 2007 году точный список Тихвинской Богородицы обрели Мурманская и Мончегорская епархии (с. Варзуга на Терском берегу Белого моря). Икона имеет драгоценную ризу, не уступающую по красоте окладу оригинала.

Чудеса образа Пресвятой Богородицы (Тихвинской)

Чудеса, творимые иконой и списками Тихвинской Богородицы, за всю историю ее существования привлекают христиан со всего мира, вселяют веру и надежду на ее помощь в делах:

  • Генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крупного военачальника, сподвижника Петра Великого, образок Тихвинской иконы спас от вражеской пули во время Полтавского боя. После этого генерал основал Борисовский Тихвинский женский монастырь. Его потомки чтили икону и подносили ей богатые подарки.
  • С чудом, сотворенным иконой, связывают освобождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря от завоевания шведами (1613 год) под командованием генерала Делагарди. В это время послушнику монастыря Мартиниану явилась Божия Матерь. Ее сопровождали Николай Угодник, Варлаам Хутынский, Зосима Соловецкий. Монаху было сказано, чтобы тот передал всем людям – Богородица умолила Своего Сына об избавлении от врагов, победа близка. Шведы бежали так, как были сломлены духовным затмением – им привиделось несметное русское войско.
  • Список Тихвинской иконы «Ополченная» стал защитой для тихвинских ополченцев Отечественной войны 1812 года. Благодаря ей многие из представителей дворянства не пострадали «ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней», несмотря на участие во многих битвах.
  • По преданию, во время Великой Отечественной чудотворная икона Тихвинской Богородицы спасла Москву. Она была взята на борт самолета, а затем обнесена вокруг столицы. После богослужения начался разгром фашистов под Москвой.

Не оставляет своей милостью Тихвинская Пресвятая Дева простых людей. Помогает исцелиться, получить желанное. Появление образа всегда сопровождалось многочисленными чудесами. Просить о помощи могут только истинно верующие люди. Они обращаются к святому лику Пречистой Девы Марии с чистым сердцем, всецело уповают на Ее благость. Желательно, чтобы этот образ всегда находился в доме, он защитит жилище от неприятелей, непрошеных гостей, поможет сохранить семейный очаг, убережет детей.

Искренняя чистая молитва перед Тихвинским образом действительно творит чудеса: верующие избавляются от страшных болезней, которые мучили их годами, женщины, страдающие бесплодием, рожают здоровых малышей, слепые – прозревают. Просите исцеления, молясь перед Тихвинской иконой.

С чем можно обращаться к иконе

  • Издавна Тихвинской иконе молились матери – Пречистая Богородица покровительствует младенцам, защищает их. Коленопреклоненно женщины просят для своих детей послушания, усмирения, дарования добрых друзей, ограждения от злых помыслов, соблазнов современной жизни, успокоения тревожных и беспокойных младенцев.
  • Икона дарует разуверившимся женщинам счастье материнства, к ней часто обращаются при проблемах с зачатием. Чудотворный образ Матери Иисуса берут с собой на роды для облегчения страданий.
  • Написанные на иконе Богоматерь и Иисус Христос помогают в укреплении душевных сил, лечении депрессий, расстройств, нервных припадков, эпилепсий, параличей.
  • Икона издавна защищала народ от завоевателей, разбойников, даровала помощь и победу при защите своих земель. Поэтому ее заступничество способно сберечь покой, целостность дома, отвернуть от порога непрошеных гостей, недоброжелателей, завистников, посягателей. Эта икона – надежный, сильный оберег семьи и жилища.
  • Советуют, перед тем как принять важное жизненное решение, приложиться к образу Тихвинской Богоматери. Святая икона защитит от интриг, козней, убережет от обмана.

икона Богородицы «ТИХВИНСКАЯ»

Одна из особо почитаемых на Руси святынь.


______________________________________________

Описание иконы Богородицы Тихвинская:

Считается, что Тихвинская икона Богоматери была создана святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руке, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

_________________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Молитва первая перед иконой Тихвинская

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не­правдам нашим и пробавит бла­гость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомнен­ней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осе­ни нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправи­телем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, настав­ником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обидимым тер­пение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радую­щимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем су­де Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Тихвинская

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Тропарь, глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия, даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы: созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держати, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют от всех зол свобождение, от врагов защищение. Сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

_____________________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарст­венная пения восписуем о явле­нии чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии присно избавляют­ся от враг видимых и невиди­мых. Ты же, Госпоже Неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогда же сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Икос 1

Ангелов лицы ликовствующе служат Тебе, Владычице, и почитающе Тя, на руку Твоею но­сившую Творца видимыя и невидимыя твари, икону Твою с мес­та на место преносят. Мы же, земнороднии, дивящеся чудному явлению иконы Твоея, Ангелы носимыя, вопием Ти сице: Радуйся, всех Небесных Сил высшая; Радуйся, вся ангельския чины превосходящая. Радуйся, Честнейшая Херувим; Радуйся. Славнейшая без срав­нения Серафим. Радуйся, радование Ангелов; Радуйся, похваление ликов не­бесных. Радуйся, от Ангелов воспе­ваемая. Радуйся, от Серафимов про­славляемая. Радуйся, от Архангел поклоняемая; Радуйся, от воинств небесных почитаемая.Радуйся, в иконе Твоей от Ангел чтимая;Радуйся, в видимем образе Твоем от невидимых сил но­симая.Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 2

Видяще рыбарие над пучиною вод носимую невидимою силою и светом подобно солнцу сияю­щую Твою, Богомати, икону с Предвечным Младенцем, ры­барей призвавшим на уловление мира в сети спасения, возопиша: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразуменный дивнаго явления иконы Твоя разумети людие ищуще уведеша, яко чти­мая в Цареграде пречестная ико­на в наследие российскому роду даровася. Темже мы, благодаряще за милость Твою к роду нашему, вопием Ти: Радуйся, Мати истинныя жиз­ни; Радуйся, послушанием Твоим преслушание Евы исцелившая. Радуйся, затворенный Эдем отверзшая; Радуйся, миру явившая Со­крушителя главы змиевой. Радуйся, ковчеже Умирителя мира носивший; Радуйся, мир спасшая от по­топления греховнаго. Радуйся, лествице еюже сниде Бог; Радуйся, земных возводящая на небо. Радуйся, море фараона мыс-леннаго потопившее; Радуйся, купино, неопалившаяся всельшимся в Тя огнем Божества. Радуйся, скрижале Богописанная; Радуйся, каменю, воду жизни источивший жаждущим. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняше страну Тихвинскую егда икона Пречистыя Богоматере, многочастне являющися и временным пребы­ванием освящающи землю, к воздвизанию храмов святых возбуждаше, да славится имя Вла­дычицы во славу Триипостаснаго Бога, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще благоутробное изволе­ние, да людие страны Тихвинския вожделеют пребывания Твое­го с ними да памятуют выну покров Твой, икону Твою являла еси многочастне, дондеже ука­зала еси богоизбранное место вселения ея. Темже чудящеся во­пием Ти: Радуйся, скиние, в нейже вселися Божество телесне; Радуйся, святая святых, в неюже единою вниде вечный Архи­ерей. Радуйся, кивоте позлащенный Духом, Законодателя носивший; Радуйся, светильниче, огнем Божественным возженный. Радуйся, стамно, носившая манну жизни Христа; Радуйся, трапезо, хлеб живо­тный вместившая. Радуйся, кадильнице, угль Бо­жества имущая, мир весь облагоухавшая; Радуйся, жезле цвет, прозяб­ший Христа. Радуйся, столпе, к вечному наследию руководяй; Радуйся, облаче, от враг види­мых и невидимых покрываяй.

Радуйся, земле обетования; Радуйся, руно, на негоже Хри­стос, яко дождь сниде с небесе. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 4

Бурю смущения и скорби утолити тщащеся, благовернии людие взываше ко Господу: яви нам Божественный дар, егоже человеколюбие стране Российстей послал еси, не скрый сокро­вища, имже душевную нищету нашу обогатити надеяхомся, пре­твори печаль нашу в радость, отри слезы и рыдания. И улучивше желаемое, возопиша: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав пастырь паствы своея радостное обретение и Матерь Пастыреначальника упасшуюся в странах Тихвинских, устрояет храм в честь новоявленныя ико­ны Ея, и пресвитеры учреждает, да выну прославляя Богоматерь вопиют Ей: Радуйся, Дщи, приклонившая ухо ко гласу Отца Небеснаго; Радуйся, яко праматернее се­тование разрушися рождеством Твоим. Радуйся, Невесто, Еяже добро­ты вожделе Царь Небесный; Радуйся, Царице, одесную Ца­ря представшая. Радуйся, рясны златыми ук­рашенная и всю славу внутрь имущая; Радуйся, вводящая многих в чертог Царства Небеснаго. Радуйся, яблоко, егоже благо­воние обоняет весь мир; Радуйся, крине чистоты, блистанием светящийся. Радуйся, миро благовонное, всему миру излиянное; Радуйся, царскую порфиру, плоть Творца всех, из девствен­ных кровей Твоих исткавшая. Радуйся, живый запечатленный источниче, источивший воду жизни; Радуйся, мысленный виногра­де, гроздь Божественный возрастивший. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, вся страну Тих­винскую обтекающи, и сущих во тьме невежествия светом богове-дения озаряющи, скорбящих радостию осиявающи, заблуждающих же на путь делания за­поведей Сына Твоего и Бога наставляющи. Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев Георгий на кладе древа седящу Жену, жезл червленный в руках имущу и светом неизре­ченным сияющу, Ейже предстоя беседоваше дивный Святитель, позна чрез благоухание благодати Тя, Богородицу, чувственный зрак приимшую и Святителя Николая предстояща Тебе, и возопи со трепетом: Радуйся, доме, егоже созда Себе для вселения Премудрость Божия; Радуйся, Дево, Еммануила ро­дившая. Радуйся, жезле Иессеов, от негоже прозябе цвет Христос Бог; Радуйся, Неневестная Невесто, осенением Духа заченшая Сына. Радуйся, свитче, в немже перстом Отчим написася Слово; Радуйся, книго девства запе­чатленная, Иосифу на хранение врученная. Радуйся, клеще таинственная угль Божества во чреве приемшая; Радуйся, престоле превозне­сенный, на немже плотию возседе Христос. Радуйся, облаче легкий, на немже прииде Господь славы; Радуйся, врата затворенная, имиже един Христос пройде. Радуйся, горо несекомая, от неяже краеугольный камень отсечеся, Христос; Радуйся, огнеросная пеще, не­опально приимшая огнь Божества. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 6

Проповедник быв видимаго Твоего пребывания в стране Тих-винстей и дивнаго промышления о ней, благочестивый Георгий явление Твое и волю Твою людем возвести, ейже неповинующися чудесы вразумляются славити Тя, Владычице, и пети Бо­гу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияти свету Богопознания явлением иконы Твоей изволив­шая, и свет иноческия жизни возжещи благоволила еси, Богомати, на месте явления Твоея иконы, да иноков лицы вопиют Ти непрестанно: Радуйся, неплоднаго корене благоплодное прозябение; Радуйся, от младенчества Богу посвященная. Радуйся, во святем храме вос­питавшаяся; Радуйся, Богу уневестившаяся. Радуйся, всеми добро-детельми преукрашенная; Радуйся, светоносная палато, Владыце уготованная. Радуйся, благодатию Божию предочищенная; Радуйся, от начала веков во главизну нашего спасения предызбранная. Радуйся, Невесто Архитектона небеснаго, земному тектону на хранение врученная; Радуйся, малый Назарет Сво­им пребыванием возвеличившая. Радуйся, горних сил похвало; Радуйся, всех земнородных слава. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 7

Хотящим преподобным Мартирию и Кириллу во уединении подвизатися и труды и подвиги иноческими Богу угождати, путь в место вожделеваемаго подвига в столпе огненнем и гласе ука­зала еси. Они же познавше Тя, яко Одигитрию благую, спутьшествующую им, возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый источник чудес в стра­не северней явися икона Твоя Тихвинская, Пресвятая Владычи­це, независтно точащий изцеления всем притекающим с верою: слепии бо презирают, немии благоглаголиви бывают, глусии слышат, разслаблении возстают, бесноватии от уз демонских свобождаются. Темже славяще Тя, возопием: Радуйся, яко на Тебе почи благоволение Отчее; Радуйся, Духом Святым осе­ненная. Радуйся, яко в Тебе воплотися Сын Божий, Спас миру; Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице. Радуйся, от Ангела благовестие приимшая; Радуйся, ангельским, еже ра­дуйся, весь мир обрадовавшая. Радуйся, яко Господь с Тобою; Радуйся, яко Тобою вси земнороднии Богу приближишася. Радуйся, Благословенная в женах; Радуйся, всем женам благосло­вение даровавшая. Радуйся, Мати до рождества и по рождестве пребывшы Девою; Радуйся, начаток чести и сла­вы девства. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 8

Странно чудо явления образа Твоего, Владычице, и несказанно, удивляет премирная и ужасает земная, вкупе же и просвещает благодатию рождшагося от Тебе Христа Бога нашего. Странно и заступление обители от врагов, хвалившихся разорити достояние Твое. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся еси в вышних, Владычице, но и нижних не оставляеши, защищающи, аки стеною и за­бралом, честною иконою Твоею обитель Твою. Рекла бо еси, егда бысть нашествие вражие, да возмут людие икону Мою и обыдут по стенам окрест, и узрят ми­лость Божию. Темже избавлении Тобою от враг возопиша Тебе: Радуйся, Мати Творца и Гос­пода Своего; Радуйся, Еяже ради младенец Иоанн взыграся во чреве Елисаветы. Радуйся, от всех родов уб­лажаемая; Радуйся, смирением возвы­шенная. Радуйся, небесным радование и земным мир рождением Твоим даровавшая; Радуйся, от Ангелов славо­словие, от пастырей величание, от волхвов поклонение о рождении Твоем приимшая. Радуйся, млеком питавшая гор­няя и дольняя благодатию Своею Питающаго; Радуйся, пеленами повившая Одевающагося светом, яко ризою. Радуйся, носившая на руку Твоею Носящаго весь мир дланию; Радуйся, во храм принесшая священие храма. Радуйся, Симеоном благосло­венная; Радуйся, Анною пророчицею возвеличенная. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго чистейши сущи, Владычице, оби­тель, ради пришествия Твоея ико­ны созданную, от нечистоты греховныя близ погибели бывшую, но покаянием очистившуюся, яко общая Молебница о роде хри­стианском избавила еси от вра­гов, по подобию нечистых живо­тных подкопати ю трудившихся. Темже вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют воспети по достоянию множество чудес Твоих, Влады­чице, и тайны Твоего строения спасения человеков: ово бо благостию, ово же посещением на­казаний руководиши людий на путь спасения. Зане необориму обитель сохранивши от врагов видимых, огненным очищением благоволила еси очистити от уязвлений врага невидимаго, вра­зумляя, яко чистота, воздержание и молитвы сердечныя угоднее Тебе паче хвалы единых точию уст. Темже вопием Ти: Радуйся, Египет освятившая пришествием Твоим; Радуйся, Галилейскую страну прославившая пребыванием Тво­им. Радуйся, по всему Иерусалиму искавшая Отроча Твое, Егоже возлюби душа Твоя; Радуйся, в дому Отца Его обретшая Его. Радуйся, вся глаголы о Сыне Твоем слагавшая в сердце Своем; Радуйся, в Сыне Твоем прежде всех познавшая Бога. Радуйся, Сыну Твоему послу­жившая в земнем житии Его; Радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, при Кресте Сына Тво­его усыновление Иоанна Апосто­ла и всех верующих приимшая; Радуйся, матерински возлюбив­шая искупленных кровию Его. Радуйся, первее всех уразу­мевшая тайну воскресения Сына Твоего;

Радуйся, премногий радости насладившаяся в вознесении Сы­на Твоего на небеса. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от обдержащих их скорбей и болезней и веру их утвердити во всесильное заступление Твое, Владычице, во многих градех, обителех, весех православныя страны силу чудотворения да­ровала еси изображением честныя иконы Твоея, да видяще являемую Тобою милость, во­пиют со умилением Богу: Алли­луиа.

Икос 10

Стена и щит была еси, Влады­чице, православному воинству, под знамением Твоея иконы противу двадесяти язык воинст­вовавшему, сохраняя его от стрел вражиих. Темже буди стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречестней иконе Твоей с верою и любовию припадающим и вопиющим Тебе: Радуйся, утешение верным по вознесении Сына Твоего; Радуйся, Учительнице и Споспешнице Апостолом. Радуйся, извещением Твоего к Богу отшествия обрадованны; Радуйся, лик ученический об­лаком к погребению Ти совокупльшая. Радуйся, от земли дланьми Сына Твоего восприемлемы; Радуйся, от всех ангельских чиноначалий провождаемая. Радуйся, земное небо к горне­му селению возвышенное;

Радуйся, престоле Господень, от земли вознесенный в Царст­вие Небесное. Радуйся, воздух освятившая восхождением Твоим; Радуйся, чрез Фому уверившая Твое на небо с плотию преселение. Радуйся, ученическому лику обещание хранити его исполньшая; Радуйся, присещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащеся ко множе­ству чудес, приснобываемых от святыя Твоея и чудотворныя иконы. Якоже бо скорая Помощ­ница недуги исцеляеши, от бед избавляеши, от мучения демонов свобождаеши, на всяком месте с верою Тя призывающих и вопи­ющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим святую икону Твою, Богомати, во странах Тихвинских благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих ко све­ту своему привлекающую на спа­сение душ. Темже вопием Ти: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещав­шая; Радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу молитвы верных принося­щая; Радуйся, и Сама непрестанно у престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, благодать Твою ико­нам Твоим честным даровавшая; Радуйся, всю вселенную луча­ми Твоея благодати озарившая. Радуйся, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим; Радуйся, всея твари высшая. Радуйся, Царице Неба и земли; Радуйся, яко много может мо­литва Твоя пред Сыном Твоим. Радуйся, всего рода христианскаго скорое заступление; Радуйся, всех верных твердое упование. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 12

Благодати Твоея новое знаме­ние дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла еси, Богомати, в иконе Твоей, да веру­ющии вразумляются, труждающиися и скорбящии обретуют гото­вое прибежище и заступление, прославляющи Бога даровавшаго таковая, вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милос­ти роду нашему явленныя, умиль­но припадаем к пречистому об­разу Твоему, Владычице, и лобызающе, со страхом и любовию молим Тя: настави нас на путь спасения, да достойни будем вы­ну Твоего милостиваго заступления, буди присно Заступница и Ходатаица о нас, вопиющих Ти: Радуйся, верных утверждение и защищение; Радуйся, неверных вразумле­ние и просвещение. Радуйся, отчаянных Надеждо; Радуйся, грешных спасение. Радуйся, печальных утешение; Радуйся, больных изцеление. Радуйся, вдов и сирот покрове; Радуйся, обидимых прибежище. Радуйся, царей укрепление; Радуйся, святителей удобрение. Радуйся, девствующих похвало; Радуйся, всех благочестивых веселие. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нам покров и защищение в жизни сей от врагов видимых и невидимых, от бед и скорбей, сохрани от искушений и грехо­падений, и в будущей жизни, на суде Сына Твоего и Бога нашего, буди Заступница и Ходатаица, избавляющи нас от вечнаго осуждения, да спасеннии Тобою, с лики ангельскими вопием Бо­гу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.