Сочинение на тему: первый снег

Вопрос: СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! СДЕЛАЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ!!! Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек. В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. « Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. Дополнительные задания. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце. Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.

СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! СДЕЛАЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ!!! Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек. В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. « Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. Дополнительные задания. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце. Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.

Ответы:

Выпадает снег он изменяет снежинки касаются, она одевается побелели дорожки загораются, блестят искорки вода темнеет снежинки,наряд- морф разбор

Похожие вопросы

  • Помогите пожалуйста решить задачи обранои даннои. буду благодарна.
  • Срочно помогите................................................................
  • По какому принципу различают типы корневой системы?
  • С какими из перечисленных веществ может реагировать сульфат меди (2) в водном раст??оре.K2S;Fe(OH)2;HCl;H3PO4;BaCl2;NaOH?Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном,полном ионном и сокращенном виде.
  • Составьте таблицу и заполните её примерами из текста. В первой колонке Разряды на??ечий по значению. Во второй вопросы на которые отчают наречия. В третьей колонке Примеры. Текст на фото

6 класс. 1 четверть.

Утром.
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.

Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор 1 предложения 6 абзаца.
2. Разберите по составу слова: речонка, впадает.

6 класс. 2 четверть.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

Дополнительные задания.
1. Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце.
2. Морфологический разбор существительных из 3 предложения 1 абзаца.

6 класс. 3 четверть.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Дополнительные задания.
1.Синтаксический разбор предложения « Их маленькие берлоги…»
2.Морфологический разбор местоимений из предложения « Их маленькие берлоги…».

6 класс. 4 четверть.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.
Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке.
Каштанка осталась у артиста.

Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложения « Собака вскочила, увидела…».
2. Фонетический разбор слова дверь.

7 класс. 2 четверть.

Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.
Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха. Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью. (В. Короленко).

Дополнительные задания.
1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из первого абзаца, одно наречие разобрать морфологически.
2 вариант. 1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все наречия из второго абзаца, одно разобрать морфологически.

7 класс. 3 четверть.

Внезапный вихрь.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.

Дополнительные задания.
1. Синтаксический разбор предложения « Со страшным грохотом…».
2. Выписать предложение с причастным оборотом.

7 класс. 4 четверть.

Чёрная лисица.

В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.
Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Так они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл.
Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица так и исчезла.

Дополнительные задания.
1. Разберите слова по составу: охотиться, лисица, перешагивает.
2. Подчеркните грамматические основы в предложениях
3 абзаца.

8 класс. 1 четверть.

Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.
В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.

Дополнительные задания.
1. Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
2. Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».

8 класс. 2 четверть.

Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
(По Н.Жукову).

Дополнительные задания.
1. Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
2. Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.

8 класс. 3 четверть.
Верный друг.

Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана.

Дополнительные задания.
1. Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
2. Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

8 класс. 4 четверть.

Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.

Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.
Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников - рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.
Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.
Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.

Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
2. Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

9 класс. 1 четверть.

Малиновые горы.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.
С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.
Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

Дополнительное задание.
1. Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.
2. Обозначьте морфемы в словах: рассказывают, разорванной,
восточного.

9 класс. 2 четверть.

Скрипучие половицы.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитор-скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.
(По К.Паустовскому.)

Дополнительные задания.
1. Разберите слова по составу: проиграть, пробирался, постучавшего.
2. Подчеркните придаточные в СПП: в первых трёх абзацах.

9 класс. 3 четверть.
Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.
Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк.
(По П. Дудочкину.)

Дополнительные задания.
1. Обозначьте морфемы в словах: услышите, неповторимом, затихает.
2. Составьте схему сложного предложения « Когда деревья роняют…».
3. Выделите грамматические основы в 1 предложении.

9 класс. 4 четверть.
Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Дополнительные задания.
1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.
2. Подчеркните грамматические основы в 3-х предложениях (по выбору).

Поздней осенью выпадает первый снег.Он преображает все вокруг.Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослеплительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов.Загораются блестят разноцветные искорки инея.

Как прекрасна беластвольная березовая роща!Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежнки осыпаются.В ельнике снег так засыпла деревца что ты их не узнаешь.Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу.По шелух шишек можно отыскать белку.

В предзимние дни дома не сидится.Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты каждый хочет почуствовать свежесть первого морозца сыграть в снежники.

"Здравствуй, зима" радостно говорят люди

1.Комплекстный анализ текста

1.Озоглавьте текст

2.Определите тип речи

3.Определите стиль речи и докажите это

2.Грамматическое задание

1.Вставьте недостающие знаки препинание

2.Найдите слова в переносном значение

3.Найдите в тексте однородные члены предложения

4.Найдите составное глагольные сказуемые.

5.Найдите в тексте однокоренные слова.

Приложение № 5

Контрольный диктант №4

(6 класс)

Имя прилагательное

Первый снег.

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

"Здравствуй, зима!" - радостно говорят люди.

101 слово

Грамматические задания.

1в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

2в. Побелели дорожки и крыши домов.

1в. На гладкой (поверхности)

2в. На снежную (бабу)

1в. Причудливую

2в. Предзимние

Приложение № 6

Контрольный диктант №5

(6 класс)

Имя числительное

Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубокое бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.

Из книги «Почемучка»

120 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Движутся материки или стоят на месте?

2в. Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов?

    Произвести морфологический разбор слова.

. 15 километров

2в. 3 градуса

    Произвести морфемный разбор.

1в. Установили

2в. Стремились

Приложение № 7

Контрольный диктант № 6

Местоимение

(6 класс)

Необычный стрелок.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

по Г. Угарову

118 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Был жаркий, но ветреный летний день.

2в. Я остановился и осмотрелся.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Все

2в. У меня

    Произвести морфемный разбор.

1в. Пение

2в. Резкий

Приложение № 8

Контрольный диктант № 7

(6 класс)

Глагол

Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.

Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.

Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.

Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.

по А. Стрижову

109 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.

2в. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Переползает

2в. Принялся

1в. Ноябрь

2в. Ягоды

Приложение № 9

Контрольный диктант № 8

(6 класс)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

по И. Соколову-Микитову

125 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся.

2в. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Разговаривает

2в. Сидел

    Произвести морфемный разбор.

1в. Пробудились

2в. Покрывают

Приложение №10

(6 класс)

О хороших манерах .

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства по приобретению хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А когда манеры сами придут к вам, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

По Д. Лихачеву.

Приложение № 11

Подробное изложение по прослушанному тексту (№2)

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, rогда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе “ жизнь отдает”. Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни.Все свое, личное, у нее позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся.

(По И.Медведевой.) 234 сл.

Приложение №12

Контрольные сочинения (6 класс):

1. Контрольное сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» (№1).

2. Контрольное сочинение-повествование. Рассказ на основе услышанного - «Когда моя мама, сестра, дедушка…» (№2).

Приложение №13

Контрольный диктант №1

(7 класс)

Повторение изученного в 5-6 классах

Осень на воде.

Осень. Уже не хочется выкупаться, но тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакиваю пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду. Но скоро он вынырнет обратно.

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минутку и ничего не увидишь. Спокойная темная вода.

109 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

. Водяные лилии опустились на дно.

2в. Лягушки зарылись в почву до весны.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. В воде

2в. За пищу

    Произвести морфемный разбор.

1в. Посмотришь

2в. Увидишь.

Приложение №14

Контрольный диктант №2

(7 класс)

Причастие

В лесу.

Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе . Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Настороженные уши ловили каждый звук. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.

Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело. Лучи пронзавшие хвою сверкающими бликами, зажигали наст.

по Б. Полевому

117 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе.

2в. Настороженные уши ловили каждый звук.

    Произвести морфологический разбор слова.

. В посветлевшем (небе)

2в. Сверкающими (бликами)

    Произвести морфемный разбор.

. Зажигали

2в. Задвигались.

Приложение №15

Контрольный диктант №3

(7 класс)

Деепричастие

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

по Л. Кассилю и М. Поляновскому

127 слов

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту.

2в. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Растолкав

2в. Не проверив

    Произвести морфемный разбор.

1в. Бездонным.

2в. Невидимых

Приложение №16

Контрольный диктант №4

(7 класс)

Наречие

Купание в реке.

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб. Но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился. Но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

по А.П. Чехову

114 слов

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку.

2в. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Несколько

2в. Обратно

3. Произвести морфемный разбор.

1в. Разделись

2в. Расположился

Приложение №17

Контрольный диктант №5

(7 класс)

Служебные части речи

Добрые пожелания.

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться выполнять режим дня в течение всего дня. Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь. В справочную литературу. Это трудно. Зато полезно. За то время, которое вы потратили на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободное время побольше читайте. В продолжение чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

125 слов

Грамматические задания.

1. Выписать из текста все служебные части речи.

1в. все предлоги

2в. все союзы

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. В течение

2в. В продолжение

    Произвести фонетический разбор.

1в. Учиться

2в. Полезно

Приложение №18

Контрольный диктант №6

(7 класс)

Повторение изученного в 5 - 7 классах

Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось... Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить огонь. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и, чтобы продлить удовольствие, не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжёвывая, съел всю.
Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные дождя. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться, будто повесили на них тяжёлые грузила, какие привязывают к рыболовным сетям. Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжёлым сном. На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова.

по В.Астафьеву

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё.

2в. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжевывая, съел всю.

    Произвести морфологический разбор слова.

1в. Скорчился

2в. Приметил

    Произвести фонетический разбор.

1в. Съел

2в. Дождь

Приложение №19

Подробное изложение по прослушанному тексту (№1)

(7 класс)

Журавли.

Задание . Напишите подробное изложение от третьего лица, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам.

Журавли - это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только "умны", они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, "продуманной" гаммой окраски. У журавлей удивительный голос - грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный - будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.
Но еще одно - и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий, для других - считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля - большой грех.

Операция «Стерх».

Приложение №20

Подробное изложение с дополнительным творческим заданием (№2)

(7 класс)

Задание. Закончить текст, сделав вывод.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочитала такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери.

По С. Гиацинтовой

Приложение №21

Темы контрольных сочинений

(7 класс)

1. Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (№1).

2. Контрольное сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (№2).

«Охрипшая совесть эпохи». А вот что о Вл. Высоцком писал поэт Роберт Рождественский. Внимательно послушайте текст, определите его основную мысль и тип речи.

Наша жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом, к сожалению, тунеядство и трусость. На одном, безусловно, высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, лесть, подлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит всё-таки от него самого. Но, поверьте, в памяти навсегда остаются имена тех, кто сжёг своё сердце ради людей. Таким был Владимир Семёнович Высоцкий, сын, друг, поэт, актёр, гражданин.

Скажу прямо, для меня Володя Высоцкий – воплощение человека с большой буквы, таким, каким он должен быть. Прежде всего потому, что жизнь его была самосжиганием ради людей и искусства. Всё, что написал он, - это от не покидавшего его чувства тревоги за человека и общество, в котором (как ни странно) забыты слова честь, достоинство, справедливость. Не думая о себе, он боролся за души людей, пробуждал замолчавшую совесть. Кто не знает песен Высоцкого! Они – друзья людей. В них есть то, что может поддержать в трудную минуту: во-первых, неистощимая сила, во-вторых, непоказная нежность, в-третьих, размах души человеческой. А кроме того, есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память.

(По Р. Рождественскому

Осень в лесу

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. А в тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.

Кончается лето. Всё ярче костры листопада. Берёзы и клёны осень покрасила в жёлтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (По Г. Скребицкому)

6 класс

Осень

Осень – причудливая волшебница. Она расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (По А. Иллюминаторской)

7-й класс

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
по теме «Глагол»

(Итоговый)

Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и выглядят песчинками, маленькими точками.

Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы составить точную карту звездного неба. Они разделили условно весь небосклон на участки, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, легко найдете Полярную звезду и Большую Медведицу*.

Звезды бывают самые разные: старые и молодые, великаны и карлики, горячие и холодные. Удивительно, что горячие звезды имеют белый, серебряный или голубой цвет. Самые холодные звезды красного цвета.

(116 слов)

* Названия созвездий – это имена собственные, пишутся без кавычек.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения

Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).

На краю поляны сохранялись заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях, сучки поскрипывали. Я вглядывался в лесную дорожку, хотел понять, кто там разгуливает.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время, я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По Г. Снегиреву.) (111 слов)

Задания:

Выполните морфемный разбор:

Лесного, показались, глазки -1 вариант.

Расположился, (в) малиннике, листики - 2 вариант.

Выполните морфологический разбор глаголов:

Набрел, ищет – 1 вариант.

Хотел, объяснишь - 2 вариант.

Выполните синтаксический разбор простого предложения:

Вот из куста высунулсявариант.

Он вылез из кустарникавариант.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2. Проверить навыки выполнения грамматических разборов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Контрольный диктант за II четверть.

Фомка и Барин

По дороге топал маленький еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. И такая дружба завязалась у кота и ежика!

(По А. Баркову.) (112 слов)

Задания.

1. Выполните синтаксический разбор простого предложения:

В комнате Фомка развернулсявариант.

Но через неделю еж и котвариант.

2. Выполните морфологический разбор глаголов:

Заметил, выкатился – 1 вариант.

Закатил, свернулся – 2 вариант,

3. Выпишите 3 слова с изученными различными орфограммами.

Контрольный диктант

Дождь и мороз

После полудня подул холодный ветер. Пошел мелкий косой дождь.

В такую погоду возвращались мы из соседней деревни. Мы то поднимались на холм, то спускались в низину. Встречный ветер затруднял ходьбу. Дождевые капли касались лица, забирались под воротник.

Резко похолодало. Пальто на груди загрубело от ледяной корочки. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда: дорогу, поле, луг, растения. Ледок с хрустом разламывался под ногами. Спуск и подъем по обледенелой тропе стали затруднительными.

Но вот и знакомые тополя, которые растут вокруг нашего дома. Теперь можно согреться у горячей печки.

Всю ночь стучали по черепице крыш падающие с деревьев сосульки. К утру вся земля была усеяна их осколками. (По В. Тетюреву.)

Дополнительные задания.

1. Выпишите 3-4 слова:

а) с проверяемыми безударными гласными в корне;

б) с чередующимися гласными в корне.

Обозначьте орфограммы.

2. Найдите и выпишите два ряда однокоренных слов. Укажите части речи , к которым они относятся.

3. Объясните (любым способом: при помощи схемы или словесно) пунктограммы в тексте (исключая точку в конце предложения и красную строку).

Дополнительные задания.

1. Произведите виды разбора, указанные в тексте цифрами.

2. Запишите как можно больше вариантов предложения Летом мы поедем на юг, использовав частицы даже, только, ли, едва ли,