Литературное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш. Урок на тему: "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»"

В этом рассказе удивительная история о том, как старик приручил лебедя. Птица стала ему почти родным сыном.
Из уст охотника читатель узнаёт историю лебедя-приёмыша. Одинокий старик Тарас живёт у озера. Однажды на охоте горожане, которые, конечно, природу не понимают, застрелили двух лебедей – отца и мать, а у них остался птенец-сирота, который спрятался в камышах. Дед Тарас посочувствовал птенцу, стал его подкармливать, но в дружбу к гордой птице не втирался. Пришлось забрать птенца, спасая от холода, в сарай. Вскоре лебедь привык к помощнику, стал проявлять интерес к его жизни.

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.

К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Без своего лебедя Тарас сильно постарел, переживая за судьбу птицы.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Картинка или рисунок Приемыш

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова

    Песня про царя Ивана Васильевича... - знаменитая поэма Лермонтова, написана в 1837 году. Начало поэмы заключается в обращении к Ивану Грозному.

  • Краткое содержание В лесах Мельников

    События романа разворачиваются в середине 19 века в Верхнем Заволжье. Это многолюдный, богатый густыми лесами и мастерами-ремесленниками край России. В этих местах живут глубоко верующие люди

Ответы к школьным учебникам

Рассказ называется «Приемыш», потому что в нем говорится о старом рыбаке Тарасе, который приютил у себя лебедя-сироту, еще не умеющего летать, родителей которого ради забавы убили охотники.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Старик объясняет, что лебедь пропадет один, ястреба заедят, «потому как смыслу в нем еще настоящего нет». Он не хочет подрезать ему крылья - «как же можно увечить Божью птицу?» Если лебедь уплывает из протоки, Тарас на лодке ищет его на озере, по заводям, за островом. Он называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке». Все разговоры дедушки в конце концов сводились на Приемыша.
Собака Соболько тоже привязалась к лебедю. Они вместе играли, гуляли. Если лебедь уплывал, Сободько ждал Приемыша на берегу и выл.
Тарас назвал лебедя особенной птицей, потому что, если «его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет». Лебеди свободолюбивы.

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда автор вновь попал на Светлое озеро поздней осенью, то старик имел утомленный вид, казался дряхлым и жалким. Он рассказал, что приемыш затосковал и улетел с лебединой стаей. Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Первое время они с Соболько сильно тосковали. Тарас не мог не отпустить Приемыша, потому что был мудрым человеком с добрым сердцем и понимал, что лебедь в неволе вряд ли выживет, хотя может пропасть и на свободе, так как «непривычен к дальнему лету».

4. Что было правильнее:

  • поступить так, как это сделал Тарас;
  • подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
  • силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Рыбак правильно сделал, что отпустил Приемыша, потому что не мог насильно удерживать его. Ведь ему казалось, что птица говорит, стоя на одной ноге у двери: «Пусти, дедушка, к товарищам...»

5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

История дружбы Соболько и Приемыша.
1) Боязнь лебедя собаки.
2) Начало дружбы, совместные прогулки.
3) Как Соболько играл с Приемышем.

Рассказ Д. Мамина-Сибиряка воспитывает милосердие, любовь к природе, человеческое отношение к животным и птицам, доказывает, что доброта - это богатство, щедрость души человека. Хорошо, что есть такие люди, как Тарас, которые готовы прийти на помощь всему живому. Ему не страшно в лесу, он хорошо знает животных, умеет наблюдать за происходящим в природе. Он говорит: «Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь». Узнав о таких добрых людях, и сам делаешься лучше.

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

Описание лебедя в энциклопедии дает нам представление о размерах, внешнем виде и повадках этой разновидности птиц, а в рассказе «Приемыш» описывается характер, внешняя и внутренняя красота этого живого разумного и способного на дружбу и благодарность существа

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

(Из рассказов старого охотника)

Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь - теплый. В городе в такую погоду - грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идете по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.

Именно в такой дождливый день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу на рыбачьей сайме* Тарасу. Дождь уже редел. На одной стороне неба показались просветы, еще немножко - и покажется горячее летнее солнце. Лесная тропинка сделала крутой поворот, и я вышел на отлогий мыс, вдававшийся широким языком в озеро. Собственно, здесь было не самое озеро, а широкий проток между двумя озерами, и сайма приткнулась в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки. Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову, разлегшемуся зеленой шапкой напротив саймы.

* Саймой на Урале называют рыбацкие стоянки. (Примеч. автора.).

Мое появление на мысу вызвало сторожевой оклик собаки Тараса, - на незнакомых людей она всегда лаяла особенным образом, отрывисто и резко, точно сердито спрашивала: "Кто идет?" Я люблю таких простых собачонок за их необыкновенный ум и верную службу...

Рыбачья избушка издали казалась повернутой вверх дном большой лодкой, это горбилась старая деревянная крыша, проросшая веселой зеленой травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и "медвежьих дудок", так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная.

Когда я подходил уже совсем к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.

Соболько, перестань... Не узнал?

Соболько остановился в раздумье, но, видимо, еще не верил в старое знакомство. Он осторожно подошел, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом. Дескать, виноват, ошибся, - а все-таки я должен стеречь избушку.

Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть. Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека: слабо курившийся огонек, охапка только что нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти. Избушка была довольно просторная, потому что зимой во время рыбного лова в ней помещалась целая артель рабочих. Летом старик жил один. Несмотря ни на какую погоду, он каждый день жарко на тапливал русскую печь и спал на полатях. Эта любовь к теплу объяснялась почтенным возрастом Тараса: ему было около девяноста лет. Я говорю "около", потому что сам Тарас забыл, когда он родился. "Еще до француза", как объяснял он, то есть до нашествия французов в Россию в 1812 году.

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонек, пустив кверху синюю струйку дыма. Дождь уже прошел. По небу неслись разорванные облака, роняя редкие капли. Кое-где синели просветы неба. А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка. Вообще хорошо, как только может быть хорошо в таком глухом лесном уголке. Направо, где кончался проток, синела гладь Светлого озера, а за зубчатой каймой поднимались горы. Чудный уголок! И недаром старый Тарас прожил здесь целых сорок лет. Где-нибудь в городе он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное - этого спокойствия, которое охватывало здесь. Хорошо на сайме!.. Весело горит яркий огонек; начинает припекать горячее солнце, глазам больно смотреть на сверкающую даль чудного озера. Так сидел бы здесь и, кажется, не расстался бы с чудным лесным привольем. Мысль о городе мелькает в голове, как дурной сон.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнем. Вода уже начинала кипеть, а старика все не было.

Куда бы ему деться? - раздумывал я вслух. - Снасти осматривают утром, а теперь полдень... Может быть, поехал посмотреть, не ловит ли кто рыбу без спроса... Соболько, куда девался твой хозяин?

Умная собака только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала. По наружности Соболько принадлежал к типу так называемых "промысловых" собак. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, он, пожалуй, напоминал обыкновенную дворнягу с той разницей, что дворняга не нашла бы в лесу белки, не сумела бы "облаять" глухаря, выследить оленя, - одним словом, настоящая промысловая собака, лучший друг человека. Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства.

Когда этот "лучший друг человека" радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина. Действительно, в протоке черной точкой показалась рыбачья лодка, огибавшая остров. Это и был Тарас... Он плыл, стоя на ногах, и ловко работал одним веслом - настоящие рыбаки все так плавают на своих лодках-однодеревках, называемых не без основания "душегубками". Когда он подплыл ближе, я заметил, к удивлению, плывшего перед лодкой лебедя.

Ступай домой, гуляка! - ворчал старик, подгоняя красиво плывшую птицу. - Ступай, ступай... Вот я тебе дам - уплывать бог знает куда... Ступай домой, гуляка!

Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.

Урок литературного чтения 4 класс.

Тема: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш».


Цели: углубление представлений учащихся о доброте,

Готовности к самопожертвованию;

Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;

Учить давать характеристику главным героям рассказа;

Воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: книга для чтения 4 класс, книга Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; изображения главных героев, выставка детских рисунков к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», карточки, таблица для тестирования.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

2. Речевая разминка.

Улетели лебеди с севера на юг,

И теряли лебеди белый-белый пух

То ли пух лебяжий в воздухе блестит-

То ли в окна наши белый снег летит.

А) Тренировка техники чтения

Прочитайте «жужжащим чтением»

Прочитайте вслух,на одном дыхании

Прочитайте, отчётливо выделяя окончания

Б) Отработка навыков выразительного чтения

Прочитайте с грустью; теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.

В) упражнения для развития речи- работа в парах

Подберите синонимы к слову «блестит»

Подберите антонимы к слову « теряли»

На какие 2 группы можно разбить эти слова: эпитет, по-моему, я думаю, олицетворения, я считаю, сравнения, мне кажется ?(слова –термины, слова, скоторых нужно начинать ответ)

2. Постановка темы урока.

Как может быть связано стихотворение с темой нашего урока? (В произведении «Приёмыш» главный герой – лебедь). Сформулируйте тему нашего урока.

3.Актуализация знаний учащихся

К какому жанру литературы относится произведение?(рассказ)

Определите стиль данного рассказа. (художественный)

Определите тип текста рассказа.(повествование). Докажите.

1) Лексическая работа

(по цепочке дети объясняют значение некоторых слов, встретившихся в произведении)

Протока, дескать, заводь, сайма, сирота, увечить, приёмыш, пожива, жил бобылём)

2)Работа по содержанию произведения

а) индивидуальный опрос (тестовая работа)

б) фронтальный опрос учащихся

Где происходят события?

Назовите героев рассказа? Кто такой Приёмыш?

Как лебедь оказался у Тараса?(выборочное чтение)

Какие отношения сложились между героями?(выборочное чтение)

Какие изменения произошли в жизни обитателей сторожки с наступлением осени?

в) групповая работа

Какие чувства испытывал Тарас после того, как лебедь улетел?

1,2 группа - работа с использованием памятки «Глаголы чувств»

3,4 группа- поиск ответа в тексте(выборочное чтение)

4. Постановка проблемной ситуации

Как вы думаете, что было бы правильнее:

А) Подрезать птице крылья, чтобы он не погиб при перелете, и сделать ручной.

Б) Поступить с лебедем так, как поступил Тарас.

В) Силой удержать в сарае до зимних холодов, оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей.

Можем ли мы сейчас с полной уверенностью ответить на этот вопрос, решить эту проблему?

(Нет, нам надо побольше узнать о лебедях)

5. Решение проблемной ситуации.

А) Сообщение учащихся о лебедях (внешний вид, размеры)

Б) Обсуждение прослушанной информации

О каких особенностях лебедей вы сейчас узнали? Помогла ли нам эта информация в решении нашей проблемы? (нет, не помогла)

В) Работа над образом Тараса.

Тогда давайте обратимся к образу Тараса и попробуем разобраться с этой стороны.

Каким вы себе его представляете? Почему он решил приютить птицу?

Выберите из списка слова, которые относятся к Тарасу? (работа в парах-работа по карточкам, индивидуально у доски - выстраивание схемы)

Как вы понимаете выражение «князь князем живу»?

Как Тарас относился к Приемышу? В чем это проявлялось?

Как он называл лебедя? (работа в парах - по карточкам, индивидуально у доски - выстраивание схемы)

Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова? (эпитеты) Для чего он это делал? (показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса). А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки.(звучит музыкальная композиция).

Что вы представляли во время прослушивания композиции?

Можно ли не восхищаться такой красотой?

Один мыслитель сказал, что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Относится ли это к взаимоотношениям Тараса и Приемыша?

Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему?(разговаривает с ними, сравнивает с человеком, наделяет человеческими качествами.)

В чем состоит заключается внутренняя борьба Тараса?(привязанность к Приемышу и необходимость отпустить птицу)

Почему все-таки отпустил его? Что он знал о лебеде такого, чего не знаем мы? Почему мы до сих пор не можем решить проблемную ситуацию?

Б) Сообщение учащихся о лебедях (образ жизни).

Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?(да, потому что содержание лебедя в неволе, в суровых климатических условиях Урала, очень проблематично)

Как вы считаете, вернется ли Приемыш весной?

Закончите фразу: « Сострадание к животным так тесно связано с _______ характера». (добротой)

Что хотел сказать нам Д.Н. Мамин-Сибиряк своим рассказом?(общение с природой, животными делает человека мудрым, сильным, здоровым телом и душой)

6. Рефлексия.

Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях.

Закончите предложения:

  1. Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…
  2. Рассказ помог понять…
  3. Для меня было сложным…
  4. Мне понравилось…

7.Итог урока.

8.Домашнее задание.

Пересказ; сочинить продолжение рассказа

Дополнительное задание: подберите к иллюстрациям отрывки из произведения.


В статье описан интересный и поучительный рассказ, представлено его краткое содержание. "Приемыш" (Мамин-Сибиряк) учит читателей истинной любви, когда ради ближнего жертвуешь личными интересами и желаниями.

Что это за рассказ

Итак, начнем наше краткое содержание. "Приемыш" (Мамин-Сибиряк является его автором) - это короткий рассказ из трех частей. Первую часть можно назвать "Знакомство", в ней главный герой встречает лебедя-приемыша. Во второй части хозяин избушки, старик Тарас, с любовью рассказывает гостю о своем новом питомце. Третья часть - заключительная и самая грустная, в которой герой узнает, что лебедь покинул приемный дом и улетел со своими сородичами в теплые края.

"Приемыш" (Мамин-Сибиряк) начинается с описания того, как охотник гуляет под теплым летним дождем по лесу и любуется окружающей природой. Он подходит к озеру Светлому и направляется к старой избушке, которая почти полностью скрывается в высокой траве. Навстречу ему выбегает пес Соболько. Сначала он звонко лает, но потом узнает гостя и радостно приветствует его. Охотник заходит в избушку, растапливает русскую печь и ждет хозяина - старика Тараса, которому уже под девяносто лет. Старик уже и сам не помнит, когда родился, говорит, что это было до нашествия французов на Россию в 1812 году. Раньше у деда Тараса была семья, но жена и дети умерли, и он стал жить в избушке в лесу, промышляя охотой и рыбалкой.

И вот гость наконец-то увидел старика: тот плыл в лодке, подгоняя впереди себя красивого белого лебедя. Охотник, конечно, удивился и стал расспрашивать хозяина, что это за птица. Дед Тарас рассказал, что приезжали "городские господа", пристрелили "лебедя с лебедушкой", а их птенец спрятался в камышах. Старик его вытащил и принес домой, поселил в сарае и заботился о нем. Лебедь-приемыш привык к деду и собаке, стал членом их маленькой семьи. Гость отметил про себя, с какой любовью и теплотой говорил хозяин о своем приемыше.

После ночевки охотник ушел, пообещав старику вернуться осенью. Он сдержал свое слово и вернулся в избушку в начале зимы. Старик Тарас был очень опечален и с грустью рассказал гостью, что ему пришлось отпустить своего приемыша. "Царь-птица" не может выжить в сарае, ей нужна воля.

Мнения читателей

Вот и все краткое содержание. "Приемыш" (Мамин-Сибиряк), отзывы читателей о котором изложены ниже, - краткий, но поучительный рассказ. Все, кто его прочитал, отмечают, что это произведение поэтичное, одновременно трогательное и печальное. Учит пониманию настоящей любви, когда готов ради другого пожертвовать своими желаниями.