Кто больше придумает - игра для детей. Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы

«Буква А» - Развить речевую и мыслительную деятельность учащихся. Разминка. Познакомить с гласной буквой А. Рассмотреть роль букв в словах. Азбука - к мудрости ступенька. Буква А Гласная буква Гласный звук [а]. Задачи. Барабан стакан. Томский региональный центр Интернет-Образования. Астра, азбука, айва Начинаются на А, И кончаются на А Астра, азбука,айва.

«Заглавная буква» - Правило о написании заглавной буквы в собственных именах существительных. Куда: город Калининград, улица Войнич Кому: ученицам 2-Б класса. Расскажи по опорному конспекту об имени существительном. Выпиши города Калининградской области. Прочитай фамилии замечательных людей прошлого. Географические названия.

«Буква Б» - Громко лает, хозяина встречает. Боб. Булка. Согласные звуки [б] [б’].Буква Бб. Конспект урока. Тест к уроку. Б у к в а Б б. Бу. Спит под крылечком, хвостик колечком. Радуга. Ра. Диаграмма успеваемости учащихся. Познакомься с буквой. У буквы б– брюшко большое, сверху кепка с козырьком. соБака. С о с т а в ь с л о в а н а й д и л и ш н е е.

«Урок Звуки и буквы» - Смысловые пары слов. 3 урок. Понятия: вопросы – ответы (к задачам). Составление предложений по схемам. 3 урок. Звуки и буквы Л л, М м. Скороговорки, путаница. 2урок. Семья слов «Школа». Чтение слияниями, частями,.. 2 урок. А. С. Пушкина. 3 урок. Число и цифра 2. Дни недели. Согласный звук и буквы С с. Звуки (с) и (з).

«Изучение букв» - Слоговой метод Учащиеся заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Остальные позиции подвергаются корректировке. Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква. Метод целых слов Возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка.

«Звуки и буквы 1 класс» - Эскалатор. Артикуляционные упражнения. Слоговые схемы. Гласные звуки и буквы. Выделение гласных из ряда звуков.

Ольга Батаева
Картотека речевых игр - Б «Кто больше слов придумает?»

Кто больше слов придумает ?

Цель. Активизация словаря

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова , в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком . Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Найди место для своей картинки .

Цель. Активизация словаря , дифференциация разных звуков.

Оборудование. Картинки , в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки , где изображен шар. Педагог говорит : «Когда выходит воздух из шара, слышно : ш-ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку , где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит : ж-ж-ж… «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки , а вы слушайте, в названии какой из них будет звук Ш или Ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева , а если услышите звук ж, то её надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки .

Картинки надо подбирать так , чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова , где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Будь внимателен.

Цель. Активизация словаря , автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы : слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т. д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит : «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово , в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребёнка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова . Если ребёнок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с . В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно проводить и с другими звуками) .

Звенит – жужжит

Цель. Дифференциация звуков з – ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из команды. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову , в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово . Если водящий слышит в слове звук з , то он говорит : «Звенит» , если слышит звук ж, то говорит : «Жужжит» . Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова .

Отстукивание слогов

слов .

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово , которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово , например колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове . Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова . Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов .

Описание игры. Педагог говорит : «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова , а выбудете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова , подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать) . Затем постепенно вводятся трёхсложные слова (ма-ши-на, стол, дверь) . Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова , которые надо передавать по телеграфу.

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит : «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова . Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова ». Если же дети затрудняются назвать слово , педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово , которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевёртыши

Цель. Активизация словаря , обучение слоговому анализу слова .

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово , зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол, мод (дом, зако (коза, сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово . Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющий слова и при перевёртывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты : загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Развитие физиологического дыхания

Игры № 64 – 73

Осторожные птицы

Цель. Закрепление представления по теме «Птицы» .

Оборудование. Музыкальные духовые игрушки : дудочки, саксофоны и т. п.

Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелёта опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц» , - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву : он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подаёт тревожный сигнал (сильно дует в дудочку) . Все дети бегут с своим местам (стульчикам) .

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.

Узнай цветок

«Цветы»

Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например : ландыш, фиалка, сирень.

Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.

Если ребёнок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определённым запахом (смородины, тополя, черемухи) .

Узнай ягоду.

Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды» . Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например : черная смородина, земляника, малина.

Описание игры. На столе тарелочка с ягодами. Педагог предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребёнок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребёнок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом. Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.

Чей пароход лучше гудит?

Оборудование. Каждому ребёнку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1 – 1,5 см) .

Описание игры. Педагог говорит : «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырёк, если я в него подую (гудит) . Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Следует помнить : чтобы пузырек загудел, нижняя губа должны слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу) .

Одуванчики.

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребёнка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Надуй игрушку.

Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров : лошадки, лебеди, жирафы и т. п.

Описание игры. Детям раздают хорошо промытые резиновые надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может играть с надутой игрушкой.

Капитаны

Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом . В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть, не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» - губы складываются, как для звука п. Или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щёк.

Вызванный ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике . При повторении игры нужно пригнать кораблик к определённому месту (городу) .

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой , оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг . По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш, подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит : ссс или шшш) .

Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем

Цель. Развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности детей.

Оборудование. Шары.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит :

Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы видели?

Дети хором отвечают :

Где мы были – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.

Дети могут :

1. делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;

2. лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки : дышать на руки;

3. раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки) ;

4. готовится к празднику. Надувать шары;

5. пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров : руки на себя – вдох, руки от себя – выдох;

6. рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняясь вперед – выдох.

Развитие речевого дыхания

Игры № 74 – 86

Приятный запах.

Цель. Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т. д., или надушенный носовой платок или фрукты (мандарин, яблоко, лимон) .

Описание игры. Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу : «Хорошо; Очень хорошо; Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко) » и т. д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения .

Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например : «Я сижу с Вовой» . Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются : Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа – Вова, мой сосед слева – Женя.

Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем» .

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка . Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов , затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом . Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово .

Например, педагог говорит : Таня играет. Ребёнок повторяет предложение : Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова ) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова . Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок .

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Воспитание координированных движений.

Оборудование. Детские стульчики (пенёк, брёвнышко или скамеечка на участке, в лесу) .

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят или сидят на бревнышке, травке или стульчиках. Напротив в 10 – 15 шагах один стульчик (пенёк) . Выбираются двое водящих с помощью считалочки. Они становятся напротив стульчика (пенька) . Педагог вместе со всеми детьми произносит стишок :

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать не успела.

После слов «поймать не успела» водящие бегут к пеньку. Кто успеет сесть на него первым, тот выиграл.

Вариант 2. Эту игру можно сопровождать и другим стихотворением :

Бабка сеяла горох,

Уродился он не плох,

Уродился он густой…

Ты постой.

В этом случае стишок говорит водящий. В процессе игры педагог следит, чтобы дети правильно делали дыхательные паузы. Эти игры можно использовать и для автоматизации разных звуков.

Волшебное зеркало

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит :

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Дождик, дождик

Оборудование. Детские стулья.

Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один) :

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

Палочка-выручалочка.

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование. Палочка (толщина 3-4 см, длина 30-40 см) .

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова :

Палочка-выручалочка,

Среди бела дня

Выручай меня!

За берёзу, за рябину –

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идёт искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

Песенка стрекозы.

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями :

Я летала, я летала,

Устали не знала.

Села, посидела,

Опять полетела.

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило. (Дети плавно взмахивают)

Опускаются на одно колено.

Вновь делают летательные

движения руками.

Берутся за руки и водят хоровод.

Игра может быть использована для дифференциации звуков р – л. в этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование. Поварской колпак.

Описание игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение :

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

То скорей кругом иди.

После слов «скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребёнка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

Определи место игрушки

Цель. Развитие речевого дыхания . Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование. Игрушки : машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него : «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ : «Пирамида стоит между машиной и мячом» . После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого , а всю фразу говорить, как одно длинное слово . Отвечать на вопрос надо полным ответом, например : «Мяч лежит между куклой и мишкой» . Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см : зеленый, кранный желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор» :

Красный – ясно,

Путь опасный.

Желтый – тоже

А зеленый впереди –

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется жёлтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И, наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки.

Если кто-то из детей не успевает перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает : «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает : «Задержал светофор» .

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы» . Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку :

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка :

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дети после этих слов разбегаются , а водящий («злой орлан» ) старается кого-нибудь поймать.

Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево» .

Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.

Описание игры. Один ребёнок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребёнок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребёнок обращается к нему :

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает :

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой !

Ребёнок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.

Игры № 87 – 97

Успокой куклу

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит : «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья) . По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору : «Ау, ау, Петя» . Петя в свою очередь отвечает ему : «Ау, ау, Вова» , и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори - японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка- стакан, кружка - чашка, масленка - сахарница, чайник - кофейник, кастрюля - сковорода, платок - косынка, шапка шляпа, платье - сарафан, свитер - безрукавка, пальто - куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли - босоножки, тапки - сандалии, ранец - портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

Цель игры . Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры . Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

ИЩИ».

Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала) . По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

ПРИДУМАЙ САМ».

Цель . Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки ».

Дети находят противоречия в предложениях.

ИГРА В ЗАГАДКИ».

Цель

Ход игры . Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

ИСПРАВЬ ОШИБКУ».

Цель . Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры . Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч . И т.д.

ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».

Цель . Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».

Цель . Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель . Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит ); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается ); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка .

Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель ).

Суп из овощей - …(овощной суп).

Пюре из картофеля - …(картофельное пюре ). И т.д.

«О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры . Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека ); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика ); нос (у человека, у чайника, у самолёта ); ножка; ручка; крыло и т.д.

НАОБОРОТ».

Цель . Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок ) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением (далёкий – близкий, высокий – низкий).

«ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель . Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок ) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку ).

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад ).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик) .

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка ).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег ).

(И.Лопухина )

Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель. Учить подбирать синонимы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например, стужа – мороз ).

СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель. Развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д .) Дети должны отвечать полным предложением.

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

1: Волшебная цепочка

Ведущий называет любое слово, а игроки должны придумать слова, которые бы начинались с этой буквы. Например, ведущий говорит: »Придумайте слова, которые бы начинались с буквы «р». Игроки: «река, репка, рак, радуга, радио». Выигрывает тот, кто больше придумает количество слов на эту букву.

2: Слови камушек

Ребенок берет пять камушков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре кладет на стол. Подкинутый камушек ловит и снова кидает его вверх. Быстро берет со стола один камушек и ловит подкинутый. Игра продолжается, пока не соберет со стола все камушки.

3: Аукцион

Ведущий называет любой склад. А игроки должны придумывать слова, которые бы начинались с последней буквы. Побеждает тот, кто придумает больше всех слов.

4: Что изменилось?

На столе расставляются в определенной последовательности несколько предметов (мяч, скакалка, гантели и др.) спортивного инвентаря. Детям предлагается подойти и запомнить как стоят эти предметы. Затем дети поворачиваются и идут к противоположной стороне стола и поворачиваются спиной. В это время воспитатель переставляет предметы и предлагает вернутся и посмотреть, что изменилось. Кто быстрее определит изменения, тот и выигрывает.

5: Найди и промолчи

Ученики находятся в комнате, лицом к воспитателю. Воспитатель показывает детям ленточку и предлагает ее найти, после того, как он ее спрячет. Тот, кто найдет ленточку, должен подойти к воспитателю, тихо сказать, где спрятана ленточка, и стать на свое место. Затем воспитатель предлагает повернутся всем спиной и закрыть глаза. В это время ленточку прячут. По сигналу "Можно открыть глаза!" дети расходятся по комнате в поисках ленты. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут ленточку. Побеждает тот, кто первый обнаружит ленточку, а также отмечаются дети, проявившие наибольшую выдержку, наблюдательность и сообразительность.

6: Арифметические кубики

Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 - они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.

7: Не замочив ноги

В комнате, на полу, нарисован ручеек. Ребенок должен перепрыгнуть ручеек в самом широком месте так, чтобы не замочить ноги.

8: Пройди по линии

На полу рисуется линия. Участникам игры завязываются глаза. Их задача пройти по этой линии ни разу не оступившись. Выигрывает тот, кто "ровнее" всех прошел.

9: Попади в мишень

На стене нарисованы 5 мишеней диаметрами 50, 30 и 20см, за попадание в которые мячом даются соответственно 1, 3, 4 очка. В каждую мишень играющий делает по 2 броска, лучший из двух дает очки. Выигрывает тот, кто больше всех наберет очков. Броски выполняются из различных расстояний (3, 5, 10).

На полу расставить 4 - 6 игрушки на расстоянии 15см одну от другой. Прыгнуть вдоль игрушек как можно дальше, отталкиваясь двумя ногами. Длину прыжков определяют по игрушкам.

11: Да или нет

Игроки выбирают ведущего. Он загадывает слово. Это может быть предмет, человек, фрукт, животное. Другие игроки стараются отгадать загаданное слово, ставя ведущему вопросы, на которые он должен отвечать: "Да" или "Нет". Если он не может дать точного ответа, то говорит: "Не знаю". Кто отгадает слово - тот становится ведущим.

12: Испорченный телефон

Дети выбирают ведущего. Все остальные игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий очень тихо (на ухо) говорит тому, кто сидит первым в ряду, какое нибудь слово, а тот передает его следующему и так до последнего игрока. Переспрашивать не разрешается. У последнего игрока ведущий спрашивает: "Какое слово ты услышал?". Если ребенок скажет слово, предложенное ведущим, значит "телефон исправный". Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди (начиная с конца), какое они услышали слово. Так находят того, кто "испортил телефон". Кто не правильно передал слово, занимает место ведущего.

13: Угадай, кто это

Дети выбирают ведущего. Потом игроки должны каким то образом следить за кем нибудь со своих товарищей. Каждый выбирает себе свой обьект. Они должны запомнить цвет его волос, глаз, особенности одежды, цвет обуви. Ведущий вызывает одного из игроков, тот поворачивается спиной к остальным и описывает обьект своего наблюдения. Но описывает он, не поворачиваясь к детям. Когда игрок закончит описание, игроки должны отгадать, кто это был. Выигрывает тот, кто правильно узнает своего товарища.

14: Кто это?

Придумайте разные слова и напишите их на листах бумаги, заверните и киньте в коробку или корзинку (словами могут быть названия животных, разные виды транспорта, даже некоторые короткие название фильмов или простое слово, которое нужно изобразить жестами, без слов). Игрок вынимает с коробки лист бумаги с написанным на нем словом и старается его показать, изобразить, а остальные должны отгадать это слово. Тот, кто отгадал, получает приз.

15: Отгадывание теней

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать кто прошел у него за спиной. Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И тд.

16: В настроении

Ведущий шопотом, на ухо, одному из игроков говорит, какое выражение лица ему надо изобразить, для передачи того или другого настроения: "Сделай счастливое лицо" или "Сделай грустное лицо". Все остальные игроки отгадывают "настроение".

17: Предметы

Дети приносят с собой какие нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: "Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?". Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока - назначить "штрафы", задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.

18: Четыре угла

Один игрок выходит из комнаты, другие дети договариваются, к какому углу каждый будет "приписан". Когда позовут назад в комнату ребенка, который вышел за двери, те спрашивают: "Что ты сделаешь с этим углом?". Он может ответить, например, так: "С этим углом я хочу потанцевать, а остальные пропоют нам песню", или "А этот угол пусть попрыгает со мной на одной ноге", или "С этим углом хочу поиграть в снежки". После этого все дети разбегаются по своим углам и - если это будет возможно исполняют пожелания ведущего.

19: Живое - неживое

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

20: Ухо, горло, нос

Игроки становятся в шеренгу. Ведущий встает перед ними и говорит: "Каждый будет закрывать то, что буду называть". Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Он начинает поочереди называть и закрывать ухо, горло, нос, но при этом специально путать игроков. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

21: Сделай наоборот

Игроки строятся в шеренгу. Ведущий стоит перед ними лицом к ним. Задача игроков - на действия ведущего отвечать "анти действиями".

Ведущий зачесывает волосы - игроки взъерошивают их. Ведущий молчит - игроки кричат. Ведущий закрывает глаза - игроки раскрывают. Ведущий сжимает руки в кулаки - игроки разжимают руки. Ведущий топает ногами - игроки хлопают в ладоши.

Кто ошибается - выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

22: Волейбол с воздушным шаром

Это игра в волейбол, где вместо мяча используется воздушный шарик. Выберите для этой игры пространство без лишних предметов комнату, протяните веревку на 30 - 40 см выше среднего роста детей и начинайте игру. Берут участие 2 команды. "Мяч" можно бить ладоней. Если шарик коснется пола, то команда, что забила этот "гол", получает одно очко. Выигрывает команда, которая первая наберет 21 очко. Если командой была дана подача и ей же получен "гол", то очко засчитывается другой команде.

23: Горячо - холодно

Выбирают ведущего и отправляют его за двери. Этим временем дети прячут где-нибудь в комнате какой-то небольшой по размерам предмет. Далее ведущего зовут назад в комнату - он должен найти этот предмет. Все кто берет участие в игре, должны помогать ведущему: если он находится далеко, от спрятанного предмета, дети кричат "холодно!", а если он сделал в движение в направлении того места, где лежит спрятанное - ему кричат "тепло, еще теплее, горячо!". Лучше ведущему сделать неверный поворот, сойти с правильного направления, как все сразу дают ему это понять.

24: Найди мяч

Игроки становятся в круг, близко друг к другу, лицом в центр круга. Ведущий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Ведущий старается отгадать у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому участнику, он говорит: "Руки вверх!". После этих слов игрок должен сразу поднять руки вверх. Тот, у кого оказывается мяч, или кто, упустив его, стает ведущим.

25: Найди пару

Дети садятся в круг на пол, снимают обувь с левой ноги, складывают ее в центр круга. Потом игроки поочереди, с закрытыми глазами, подходят к куче обуви и стараются найти свою. Побеждает тот, кто правильно оденет свою обувь.

26: Одень друга

Дети делятся по 4 человека. По сигналу ведущего 3-е детей, положив одну руку за спину, другой должны одеть четвертого. Побеждает та четверка, которая справится с заданием первой.

27: Путаница

Игроки выбирают ведущего, который выходит за двери. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки. Не размахивая рук, они стараются как можно хитрее "запутаться". Можно проходить под руками соседей, переступать через них. Когда все запутаются, ведущий заходит в комнату и распутывает участников, повторяя их действия в обратном порядке. Руки игроков при этом не опускаются. Далее выбирается новый ведущий, который снова выходит за двери, а остальные "запутываются".

28: Бой подушками

На пол кладут 2 пластмассовых обруча, игроки становятся в них, один напротив другого, в руках у каждого мягкая подушка. За сигналом ведущего, соперники начинают вести бой. Выигрывает бой тот, кто заставит соперника выйти из круга.

29: Мешочки

Ведущий в 6-ти шагах от начертанной линии ставит табуретку с ровной поверхностью. В руках у игроков 4 небольших мешочка, набитых песком или горохом. Задача игроков - кидать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Выигрывает тот игрок, у которого мешочек остается лежать на табуретке.

30: Хлопалка

До стула нужно привязать длинную веревку. Надуть цветной пакет, края его затянуть другой веревкой и привязать к концу первой веревки (пакет должен висеть на ровне с плечом ребенка). Игрока ставят на расстоянии 5 шагов от пакета, завязывают ему глаза. За сигналом ребенок делает 5 шагов, останавливается и хлопает руками. Если пакет окажется между ладонями, то он лопнет с "выстрелом"! Этого и нужно добиться.

31: Проползти через туннель

На высоте 20-25 см от пола протянуты 2 веревки (или больше). Расстояние между ними 50 см. Через "туннель" нужно проползти, не задев веревки. Кто ошибется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто проползет по "туннелю" до конца, не задев веревок.

32: Тарелочка

Для игры нужна пластмассовая или деревянная тарелочка. Участники игры садятся на пол. Один из них выходит на середину круга и, поставив тарелку на ребро, крутит ее так, чтобы она крутилась некоторое сама крутилась на ребре. Одновременно нужно выкрикнуть имя одного из игроков. Тот, кого выкрикнули, старается подбежать к тарелке и подобрать ее, пока она еще крутится. Если ему это удалось, то он снова раскручивает тарелку и выкрикивает еще чье-то имя. Кто не успеет - тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

33: Сядем парочкой

Все игроки делятся на пары. Дети встают спиной один к другому и цепляются согнутыми в локтях руками. Далее пары поочереди должны сесть на пол. Игроки в парах одновременно садятся и вытягивают ноги. Потом стараются, сгибая ноги и упираясь один другому в спину встать. Разрывать руки нельзя. Выигрывает та пара, которая не ошибется и не упадет.

34: Ха-ха-ха

Задание игроков - не засмеяться. Дети садятся в круг, один из игроков говорит: "Ха!", следующий по кругу игрок говорит: "Ха-ха!", третий - "Ха-ха-ха!" и тд. Тот, кто произнесет неправильное кол-во "ха" или засмеется - выбывает из игры. Игра длится, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить игроков (за исключением: не прикасаться их руками). Кто засмеется последним, объявляется победителем: "царем Несмеяном".

35: Прищепочки

Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

36: Камень, ножницы, бумага

Двое встают один напротив другого, вытянувши вперед по одной руке, сжав в кулак. Сказав: "Камень, ножницы, бумага", - каждый показывает рукой один из 3-х возможных знаков. Распрямляет ладонь - это "бумага". Выставляет 2 пальца - это "ножницы". Оставляет руку в кулаке - это "камень". Выигрывает тот, чей знак окажется сильнее. "Бумага" слабее чем "ножницы" (потому что они ее режут), "камень" слабее чем "бумага" (потому та его накрывает), "ножницы" слабее чем "камень" (потому что он может их разбить).

37: С конца в начало

Ведущий называет любое слово, например: "весна". Каждый из участников игры записывает это слово таким образом два раза: В Е С Н А А Н С Е В Задача игроков: в каждом ряду дописать к данным буквам еще какие - то, чтобы вышли слова, которые состоят не меньше чем из 4 букв. Когда один из игроков первым допишет слова во всех рядах, он говорит об этом остальным и все перестают придумывать слова. Участник, который закончил первым слаживать слова, начинает зачитывать свои слова. Если какое -то из названых слов есть у других игроков, то они его зачеркивают. Выигрывает тот, у кого останется наибольшее количество не зачеркнутых слов.

38: Пятерки

Игроки берут листы бумаги. Ведущий предлагает написать им на листах бумаги слово из пяти букв (каждый участник выбирает любое слово). Это слово пишут по вертикали, первая буква одинаковая. Например: Банан А Н А Н Теперь нужно записать в ряды новые слова, у котрых тоже по 5 букв, как и в первом слове. Первая буква этих слов - буква задуманного слова, написанного вертикально. Закончив первую "пятерку", берутся за составление новой (но с тем самым задуманным словом). Победителем считается тот игрок, который за определенное время напишет таких "пятерок" как можно больше.

39: Кто больше придумает

Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку. Например, ведущий говорит: "Весеннее солнце очень греет", "От весеннего солнышка бегут ручейки", "Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю". Затем ведущий говорит: Весенние цветы", "Весенние птицы", "Зеленая трава". Можна придумывать про остальные времена года. Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

40: Кто быстрее зачеркнет

Для этой игры понадобятся 2 игровых кубика, карандаш, лист бумаги для каждого игрока. Каждый игрок записывает на своем листе цифры от1 до 12. Суть игры в том, чтобы зачеркнуть все цифры на листе быстрее всех. Это можно сделать так: 1. Кинуть 2 кубика одновременно и сложить два числа, которые выпали (если выпало 3 и 5, то игрок зачеркивает число 8). 2. Можна зачеркнуть на листке 2 цифры, которые выпали на кубиках (3 и 5). Но, если выпало 3 и 5, а 5 уже было вычеркнуто раньше, то можно зачеркнуть только 3. Каждый игрок кидает кубики за 1 ход только 1 раз. Если выпадает так, что выпали цифры, которые были уже зачеркнуты, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто быстрее за всех зачеркнет цифры на своем листе бумаги.

41: Пятнография

Для игры необходимы листы и краски. Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок окажется интереснее и смешным.

42: Невидимое чернило

Один из простых рецептов невидимого чернила - картофельный сок. Для его приготовления необходимо срезать с обеих сторон большой картошки, поставить на стол и проковырять в ней в середине дырку. В отверстие, который образовался,выжмите сок из отдельных частей картошки. Писать или рисовать можно спичкой, смачивая его в чернильнице. Лист сделается невидимым, как только высохнет чернило. А чтобы прочитать послание, необходимо подержать его над огнем или положить на батарею. Лимон, луковый сок или кока - кола тоже подойдет тоже для этого занятия.

43: Рисунок с секретом

В эту игру играют втроем. Берется прямоугольный лист бумаги, три карандаша. Договариваются, кто будет рисовать первым, кто второй, кто третий. Первый игрок начинает рисовать, а потом закрывает свой рисунок, загнув листок сверху и оставив совсем мало места для продолжения (шею, например). Второй, не видя ни чего, кроме шеи, продолжает, рисуя туловище, и оставляет на виду только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и всегда выходит смешно, ведь ни кто из игроков не знал кто и что будет рисовать.

44: Разведчик

Дети выбирают разведчика. На столе раскладываются 5 - 10 предметов. Поэтому, кто водит, разведчику дается немного времени (30 - 60 секунд) для того, чтобы он запомнил расположение предметов. Потом он выходит за двери. А другие игроки перекладывают или забирают некоторые предметы. Когда разведчик вернется, то он должен заметить и назвать все изменения. Выигрывает тот, кто не ошибется.

45: Почтальон принес посылку

Ведущий складывает в ящик вещи, игрушки, конфеты, фрукты. Поворачивается к игрокам и говорит: "Сегодня почтальон принес посылку и вам нужно отгадать, что там в нутри". Вызывает одного из игроков, тот должен описать что то из вещей, которые он там увидел (не называя их при этом), а остальные отгадывают. Выигрывает тот, кто больше всех отгадал из спрятанного в посылке.

46: Удар по валету

Игроки садятся за стол или на пол кругом, в середину ложатся карты. Раздается вся колода, первый игрок ходит: открывает одну из своих карт и ложит на середину. Игроки, не заглядывая в свои карты, по очереди открывают одну карту и ложат сверху. Игра должна проходить в быстром темпе. Как только на столе появится Валет, все сразу пытаются положить на него свою ладонь. Кто первый "ударил" по Валету, забирает карты себе. Если игрок ошибся и "ударил" по карте, которая не является Валетом, он должен отдать одну из свих карт участнику, который только что положил эту карту. Игра продолжается до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные останутся без карт.

47: Игра со спичками

Перед каждым игроком лежат вперемешку 15 спичек. 1. Нужно с максимальной скоростью двумя мизинцами выложить прямую линию из 15 спичек. 2. Нужно с завязанными глазами сложить из спичек любое слово.

48: Ручной квач

В игре участвует два человека. Они сидят за столом один напротив другого. Первый ребенок кладет руки на стол ладонями вверх, второй держит руки ладонями вниз. Второй игрок быстрым движением пытается дотронуться своими ладонями первого, заквачивать их. Если квачу удалось дотронуться ладонями товарища, то игроки меняются ролями.

49: В движущуюся корзину

Корзину подвешивают на высоте 1 - 1,5 м от пола (один конец веревки закреплен за стойку, другой находится в руках руководителя). Для устойчивости на дно корзины можно положить не большой груз. Руководитель равномерно раскачивает корзину в горизонтальной плоскости, а участники, находясь на расстоянии 5 - 8 м, по очереди бросают теннисный или хоккейный мяч, стремясь попасть в корзину. Побеждает игрок, попавший в корзину наибольшее число раз из пяти попыток.

50: Корзина с фруктами

Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.

51: Сквозь обруч

Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой - гимнастический обруч. Задача играющего - продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.

52: Угадай кто

Все играющие становятся в круг. Водящий становится в середину и закрывает глаза. По указанию руководителя один подходит к водящему, дотрагивается до плеча и называет по имени, изменив голос. Затем возвращается на место. Если водящий отгадал, то его место занимает игрок, который подходил. Если не отгадал, то продолжает водить. Продолжается несколько раз, затем выберается следующий ведущий. Подходить к ведущему можно зигзагами, чтобы труднее было угадать.

53: Достань городок

Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.

54: Из лука по воздушным шарикам

В прямоугольном деревянном щите вырезают 7 круглых отверстий. Каждое из них закрывается фанерным кружком, который прикрепляется к деревянному щету. На кружках написаны буквы. К началу игры в каждое отверстие вставляют надутый воздушный шарик. Кружок с буквой благодаря этому поднимается и находится в горизонтальном положении. Играющий получает лук и стрелы, становится в 10 - 15 шагах от щита и старается стрелами поразить шарики. Лопнувший шарик выпадает, в кружок, который на нем держится, опускается и закрывает отверстие. Когда все отверстия закрыты, из букв образуется слово "Молодец".

55: Вежливо - невежливо

Дети стают в круг. Ведущий называет чье – то имя и при этом задает вопрос: «Уступить в трамвае место?» Тот, кого назвали, если это вежливо, отвечает: «Вежливо». Если это не вежливо, отвечает: «Невежливо». Примеры вопросов: 1.Поздороваться при встрече? 2.Толкнуть, не извиниться? 3.Помочь поднять вещ? 4.Взять билет в автобусе? 5.Не уступить место в транспорте?

56: На ком оборвется?

Число игроков должно быть парным. Все садятся в круг и делятся на первый – второй. Первые номера – одна команда, вторые – вторая. Начинает первый игрок с первой команды, он говорит любое слово, а тот, кто сидит рядом, повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым словом. Третий называет первые 2 и называет свое слово. Так говорят по кругу все подряд, пока кто – то из игроков не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает. Игра начинается заново, и первым говорит слово тот, кто сидит рядом с проигравшим.

57: Увидел, услышал – запомни!

Игроки садятся во круг стола. Один из игроков записывает 5 однозначных чисел, затем четко их произносит. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет их у всех участников. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течении пяти секунд, остальные должны их запомнить и записать у себя на листке бумаги в том же порядке. Игра проводится в течение 7 – 10 минут.

58: Цвет и форма

У каждого игрока несколько альбомных листков и цветные карандаши. Один из игроков, отойдя в сторону, быстро чертит на альбомном листке не сложные линии разного цвета и на протяжении десяти секунд показывает остальным игрокам. Все игроки по возможности точнее скопировать их. Трое, которые это сделали быстрее, чем остальные выигрывают. Затем такие линии рисует следующий игрок, но уже они выглядят сложнее, чем предыдущие. Игра продолжается в течение 10 минут.

59: Движение по памяти

Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра. Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить. И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.

60: Где стереть?

На листках бумаги дети рисуют «человечка». Затем, закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те элементы «человечка», которые попросит ведущий. Например, сначала стереть левый глаз, потом подбородок, волосы и т. д.

61: Запомни фигуры

Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Ведущий рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.

62: Скопируй позы

Два участника становятся один напротив другого. Один из них в течение 5 секунд демонстрирует позу, затем возвращается в исходное положение. Другой ребенок должен ее точно повторить, дальше они меняются ролями. Победителем становится тот, кто точнее всех повторил позу.

63: Вспомни, не подсматривая.

Каждый ли из нас может хорошо представить себе то, что почти всегда у него перед глазами в комнате, где он живет или в классе? Эта игра проводится без предупреждения, в виде соревнования. Учитель задает вопросы, например такие: «Сколько картин на стене, какие гардины на окнах, какой рисунок на обоях, кто выше всех в классе?» и т. д.

64: Рисунок со слов

Для проведения игры необходимо, чтобы один из игроков схематически изобразил на листе бумаги что – то не очень сложное. Учитель показывает картинку одному из игроков, и потом прячет ее. Тот, кто ее нашел, шепотом пересказывает содержимое рисунка. Второй рассказывает то, что услышал, рассказывает третьему. Последним узнает содержание картинки тот, кто ее нарисовал. То, что им нарисовано сравнивается с картинкой первого игрока, затем оценивается рассказ про нее, в которой брали участие все игроки.