Конспект занятия во второй младшей группе "радужка вежливости". Воспитание вежливости с помощью игр

Ирина Слукина
Конспект занятия в первой младшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия «Вежливые слова »

Цель : учить детей понимать слова вежливости , знать для чего они нужны и когда их нужно говорить.

Задачи : формировать у детей правила культурного поведения, развивать словарный запас детей , воспитывать чувство уважения и внимательного отношения к ближним.

Оборудования : текст стихотворения «Вежливые слова » , иллюстрации различных ситуации когда применяются эти слова .

Ход занятия:

Здравствуйте дети, сегодня у нас будет интересное занятие . А всегда ли вы при встрече здороваетесь? (ответ детей) Знаете ли вы еще какие-нибудь слова , которые вы говорите при встречи. (ответ детей) это все вежливые слова . А знаете ли вы еще какие-нибудь другие вежливые слова . (ответ детей) . Давай те с вами познакомимся и с другими вежливыми словами . Чтения стихотворений :

Еж под елкой сел под пень :

Здравствуй, белка, добрый день!

Как соседушка дела? Где сегодня ты была?

Филин в гости ждет лисицу,

волка, дятла и куницу.

Скатерть белая накрыта.

Всем приятного аппетита!

Котик с мячиком играл.

Вдруг в енота мяч попал.

Промяукал черный кот :

Извини меня, енот!

Медведь в кусты забрался-

Спать мишенька собрался.

Кричит ему зайчишка :

Спокойной ночи мишка!

Теперь вы дети знаете еще и другие слова , которые будет приятно слышать и взрослым и детям.

Теперь вы можете употреблять их в своей речи. Давайте с вами теперь повторим слова которые вы сегодня узнали. (повторения стихотворения про вежливые слова )

Публикации по теме:

«Вежливые слова» Конспект занятия для детей подготовительной группы. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие, "художественно-эстетическое развитие". Цель:Познакомить детей с вежливыми.

Акция «Вежливые слова» Цели: Расширять запас «вежливых слов». Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. Воспитывать доброе,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Вежливые слова» Программное содержание: учить детей употреблять в своей речи этические выражения: здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день и.

МБ ДОУ №83 Конспект Непосредственной образовательной деятельности коммуникативного развития во второй младшей группе на тему «Вежливые.

Конспект занятия на тему: «Вежливые слова» СРЕДНЯЯ ГРУППА Цель: сформировать у детей понятие «вежливые слова». Задачи: - выделить вежливые.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Вежливые слова и добрые поступки» Задачи: -Учить детей анализировать предложенную ситуацию посредством дидактической игры. -Формировать умение детей выражать свои мысли.

Конспект НОД «Вежливые слова» Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Вежливые слова». Цель: Познакомить детей с правилами приветствия. Задачи: 1) Познакомить детей, как.

Открытое занятие для детей от 5 лет «Вежливые слова» Занятие «Вежливые слова» Задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, систематизировать и обобщить правила доброго, вежливого.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. К сожалению, забывают наши воспитанники о вежливых словах и поступках. На занятии по теме «Вежливость» воспитатель легко и доступно напоминает детям о словах, которые помогают им в жизни, знакомит с приёмами вежливого общения на примерах поступков, дел и отношений различных героев.

Тема: «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Цель : систематизировать знания воспитанников о правилах вежливого поведения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать этические нормы поведения в обществе и общении между людьми.

Ход занятия

I . Приветствие

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).

Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).

Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).

Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши),

Друзья (соединяем руки ладонями).

II .Основная часть

1.Сообщение темы занятия

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (О вежливости, о «волшебных» словах)

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а - главное - выполняющего эти правила.)

Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть.

Вы окончите школу и станете врачами, учителями, художниками, космонавтами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее и светлее.

В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение.

2.Игра «Школа вежливости»

Сейчас мы побываем в «Школе вежливости» и проверим, знаете ли вы вежливые слова.

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д. Например: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие)

3.Беседа

- Когда люди произносят эти слова?

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Всегда при встрече нужно приветствовать друг друга. Молодые первыми здороваются со старшими. Сверстники - кто подходит первым. Первым здоровается и тот, кто входит в помещение, где уже есть люди. Мальчикам, мужчинам при входе в помещение необходимо не только здороваться, но ещё и снимать головной убор.

Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ну а уж, если вам в чем-то помогают, угощают чем-то вкусным, выполняют вашу просьбу - не забудьте сказать «Спасибо».

Формы пожеланий : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Формы просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Не забудьте сказать вежливые слова, если нужно что-то попросить. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Какое доброе волшебное слово шепнул старик мальчику? (пожалуйста).

Помните, какие волшебные превращения произошли: и сестра краски дала, и бабушка - пирожок, и брат на рыбалку взял. А всего одно слово!

Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса - они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

Иногда мы очень спешим и не успеваем сказать вежливые слова. Это очень огорчает других людей, окружающих нас - наших мам, пап, бабушек и дедушек, наших друзей и подруг.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

4.Чтение и обсуждение сказки ВЕЖЛИВЫЙ КРОЛИК. Мексиканская сказка

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Вопросы и задания к сказке:

- Кого увидел Кролик, когда возвращался домой?

- Почему он не спрятался в пещере?

- Что помогло Кролику остаться в живых?

Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

Как видите, вежливость никому еще не помешала.

А теперь вспомните сами какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.

5.Сценки-диалоги «Приветливые люди»

Я вижу, что вы хорошо знаете вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице,

в театре. Поэтому все, и взрослые, и дети, должны соблюдать правила вежливости. Я предлагаю вам поиграть в игру «Приветливые люди».

Детей нужно разделить на пары и раздать им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми людьми: учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.

III . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Чему учились на занятии?

Игра «Вежливо - невежливо»

Поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вежливо - хлопаем в ладоши, невежливо - топаем ногами.

Поздороваться при встрече...

Толкнуть, но не извиниться...

Перебивать во время разговора...

Уметь соблюдать на уроке тишину...

Уметь выслушать друга.

Пропустить вперед девочек...

Уходя, сказать «До свидания»

Громко разговаривать...

Помочь поднять упавшую вещь...

Обозвать обидным словом соседа...

Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Дорогие ребята! Вежливость - то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Помните! Вежливость - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

Литература:

  • А. Лопатина, М. Скребцова Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
  • Ресурсы интернета

Беседы, игровые занятия по обучению

детей 2-й мл. группы

этикету и вежливости

Занятие №1. Тема «Правила общения»

Цель: Воспитание в детях внимательного, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Развитие навыков использования в речи вежливых слов.

Оборудование: сшитая или купленная кукла Фея Вежливости, несколько кукол, маленький сундучок, картонный цветок.

Ход занятия:

Перед занятием дети наводят порядок в игровых уголках, сажают кукол на места, ставят машинки. Воспитатель хвалит их, исправляет ошибки, благодарит за усердие.

Воспитатель;

Дети, как вы себя почувствовали, после того как я вас похвалила за то, что вы хорошо убрали игрушки?

Дети:

Хорошо.

Воспитатель: Да, вам стало хорошо, радостно, весело и приятно. Когда слышишь хорошие слова, когда к тебе обращаются вежливо, всегда становится радостно, хочется сделать еще что-то хорошее. Мы сегодня будем учиться благодарить, говорить «спасибо» за все, что делают для нас. Во всех случаях, если для нас делают что-то хорошее, приятное, оказывают помощь, полагается благодарить, говорить «спасибо». К нам сегодня пришла Фея Вежливости.

(Под спокойную музыку входит Фея Вежливости)

Фея Вежливости:

Здравствуйте, дети! Я Фея Вежливости из страны «Волшебных слов».В моей стране живут только вежливые слова. Это хорошие, добрые, приятные слова, такие как «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «до свидания», «доброе утро», «добрый день» и много других. В моей стране нет плохих людей, потому что все говорят друг другу только вежливые, добрые слова, не обзываются, не обижают друг друга. Вежливые слова по другому называют «волшебными» , потому что, когда их говоришь, люди тут же становятся добрее, веселее, радостнее и делают только хорошие дела. Волшебными словами благодарят, желают чего-то хорошего: здоровья, успехов, аппетита, спокойной ночи, доброго утра и дня.

Я вам принесла волшебный сундучок. Туда вы будете складывать все волшебные слова, которые научитесь говорить. Слова в сундучке станут «ключиками» для открывания улыбок и хорошего настроения. Вот первое волшебное слово, я вам его дарю. Положите в сундучок, и не забывайте говорить его, когда делают для вас что-то приятное. Это слово «спасибо» (дает красивый картонный цветок, символизирующий слово «спасибо»).

Воспитатель:

Благодарим тебя Фея. Дети, поблагодарите Фею за подарок (дети говорят «спасибо», «благодарю вас» .)

А теперь,Фея, мы проверим, умеют ли дети говорить «спасибо» в нужный момент.

(Воспитатель дает нескольким детям игрушки, кому –то поправляет одежду, кому-то застегивает сандалии, дети не должны забывать поблагодарить.)

Ребята, скажите, когда закончили обед или ужин, кА вы поблагодарите Валентину Анатольевну? (Ответы детей.)

Миша принес машину, вам тоже дал поиграть. Что скажете Мише? (Ответы.)

Молодцы! Вот видите, Фея Вежливости, дети наши научились благодарить, они правильно употребляют волшебное слово «спасибо». Спасибо тебе,Фея, что принесла нам сундучок и вежливое слово. До свидания, приходи к нам еще.

(Дети и Фея прощаются.)

Воспитатель:

Ребята, давайте поставим сундучок на этот стол, и будем помнить, что вежливые слова улучшают настроение взрослым и детям.

Занятие №2

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Оборудование: Игрушка Лунтик, куклы.

Ход занятия:

Стук в дверь. Входит Лунтик.

Лунтик:

Ой, сколько детей? А что вы здесь делаете?

Воспитатель:

Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Лунтике сказать, что он воспитанный? А что он должен был сказать? Лунтик, посмотри, как наши дети хорошо усвоили правильные манеры.

(Дается задание 2-3 детям выйти и зайти правильно)

А теперь выйди, пожалуйста, и снова войди.

Лунтик снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Воспитатель предлагает Лунтику сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.

В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут обедать.

уклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.

Воспитатель:

Ребята, правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя культурно, вежливо»? Дети, а как вы ведете себя с взрослыми? Какие волшебные слова знаете? А кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? (Слушаются ответы детей на каждый вопрос.) А теперь я вам назову несколько правил вежливости:

    Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми;

    Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор;

    На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно;

    Подай стул или уступи место вошедшему человеку.

Читается стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».

Лунтик:

Спасибо, ребята, что научили меня вежливости. Пойду и буду учить всех своих друзей тоже. Ой, чуть не забыл, когда шел сюда, мне встретилась Фея Вежливости и передала для вас вот это. (Показывает картонные цветочки.)

Воспитатель:

Да это же волшебные слова, ребята! Для нашего сундучка. Это слово «здравствуйте», а это «до свидания», а вот « пожалуйста».

Ребята, когда мы говорим «здравствуйте»? А что говорим, когда уходим надолго? А кода что-то просим мы говорим «пожалуйста». Давайте поиграем. У меня много игрушек. Я отдам их вам, только если правильно попросите. (Дети просят игрушки, воспитатель с игровых уголков отдает их.)

Молодцы! А теперь положим волшебные слова в сундучок и попрощаемся с Лунтиком.

До свидания, Лунтик! Доброго пути!

Занятие №3

Цель:формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Оборудование: Фея Вежливости, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, давайте вспомним, какие вежливые слова хранятся в нашем волшебном сундучке. (Дети говорят, а воспитатель достает Цветочки, символизирующие слова «спасибо», «до свидания» и т.д.)

Входит Фея Вежливости

Фея Вежливости:

Здравствуйте, ребята! Вот снова я к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Игра называется «Кто больше знает вежливых слов?» Встаньте в круг. Я дам вам по очереди мяч и буду задавать вопросы. А вы должны правильно ответить. Кто отвечает неправильно, выходит из игры.

Передает одному из детей мяч и спрашивает:

Что нужно говорить, если вы встретились с другом (пришли в гости)? Когда хотите о чем-то попросить (о помощи, об услуге)? Когда прощаетесь? Утром, когда просыпаетесь? Вечером, когда ложитесь спать?

Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы уже стали вежливыми и воспитанными детьми.

Вежливый и воспитанный человек старается совершать такие поступки, о которых всегда можно рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появилась новая машинка, мяч – это очень хорошо! Значит, станет еще веселее. А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя - тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.

Вежливый человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, дедушки, бабушки. Он и сам умеет и любит трудиться.

Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят в доме порядок, готовят обед, ходят в магазин за продуктами или наряжают к празднику елку.

Ведь, если взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить- поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.

Поэтому каждый мальчик или девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои папа и мама, и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.

А если у тебя есть уже домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и во время.

Воспитатель:

Спасибо тебе, Фея, за интересный рассказ и игру. А чтобы дети лучше запомнили все, что ты сейчас рассказала, мы сейчас поиграем в игру «Семья».

Фея Вежливости:

Хорошо, а я пойду, у меня много важных дел. До свидания!

Дети:

До свидания! Всего тебе доброго, Фея!

Игра «Семья»

Помощник воспитателя исполняет роль мамы, у которой много дел: уборка, стирка, приготовление обеда. Воспитатель предлагает детям помочь, распределяет обязанности между детьми. После того как все «дела сделаны «мама» благодарит и угощает детей конфетами.

Занятие №4

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; закрепить ранее приобретенные знания, воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.

Оборудование:

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, мы продолжаем разговаривать о вежливости и правилах хорошего тона. Вы уже знаете много правил. Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто знает больше вежливых слов?» Становитесь в круг и отвечайте на мои вопросы.

Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром т. д.) Какие слова надо говорить, если вы обращаетесь к кому – либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, не могли бы вы...)Какие слова произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)

Во время игры водящий-взрослый тихонько делает подсказку ребенку, незнающему ответа. Кто отвечает правильно, получает фишку. У кого больше всех фишек становится самым вежливым ребенком.

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем в другую игру. Игра называется «Волшебный цветик- семицветик». Я буду волшебником.(Волшебник отрывает лепесточки у ромашки. Делает вид, что бросает его, отдает, кому пожелает. Говорит слова: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы Юля сказала Ване доброе слово!» Пока, ребята не усвоили игру, ведущий подсказывает на ушко, какие слова ему следует произнести. Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста», «Катя, я была не права, что не дала тебе сумочку. Не сердись, я обязательно в следующий раз с тобой поделюсь! ».)

Заканчивая игру, ведущий обращает внимание еще на один нюанс:

А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.

Молодцы, дети. Хорошо поиграли. А теперь вы будете играть в своих любимых уголках со своими любимыми игрушками. Но не забудьте быть вежливыми и воспитанными, делитесь игрушками, говорите друг другу только ласковые, приятные слова и не обижайте друзей.

ЗАНЯТИЕ –БЕСЕДА О «ВОЛШЕБНЫХ СЛОВАХ»

Оборудование: необходимо приготовить карточки с вежливыми словами, нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости придет герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимые слова: «Ребята, давайте жить дружно!» (Ответы детей.)

Появляется кот Леопольд

Кот Леопольд:

Молодцы, ребята, меня действительно зовут Кот Леопольд. Сегодня я помогу вам познакомиться с « волшебными словами». А кто знает, что это за слова? (Ответы детей.)

Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова». А какими словами мы начинаем день? (Ответы детей.)

Каждый день должен начинаться со слов «Доброе утро», произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Воспитатель:

Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало.

Доброе Утро! – сказало.

Доброе утро!- кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья все равно…

Придумано мудро:

Доброе утро!

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо говорить «Доброе утро!», нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей.)

Кот Леопольд:

Есть еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем знакомое слово «Здравствуйте!» Это очень старое слово. Связано оно со словом «дерево». Когда –то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Воспитатель: Все эти слова – и «доброе утро!», и «здравствуйте!» , и «добрый день!», и «спокойной ночи!», - хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

Воспитатель: Добрыми, волшебными словами

Цель : Воспитание в детях внимательного, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам. Развитие навыков использования в речи вежливых слов.
Интеграция образовательных областей : «Познание»(формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Музыка».
Задачи :
-Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
-Расширять представления детей о простейших взаимоотношениях между людьми;
-Развивать диалоговую форму речи;
-Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение адаптироваться в коллективе.
Методы и приемы :
-Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
-Беседа;
-Использование дидактических пособий и наглядного материала;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: "Медвежонок-невежа" С. Маршак, " Девочка чумазая" А. Барто, "Девочка ревушка" А. Барто, "Мойдодыр" К. Чуковский, "Федорино горе" К. Чуковский, "Упрямый лягушонок" С. Михалков, пословицы и поговорки. Разучивание стихов для занятия.
Материал к занятию : Стол и стулья, чайник, салфетница, посуда для чаепития, угощения, "баночка мёда", конфеты для детей, мяч. Компьютерная презентация.
Ход совместного взаимодействия с детьми:
- Ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам, поздоровайтесь с ними.
- Сегодня мы нашей дружной компанией поговорим о добрых словах и хороших манерах.
- Сейчас мы посмотрим, как медвежонок приходил в гости к зайчику.
Раздаётся стук в дверь (стучится мишка...)
Мишка вытирает лапки и здоровается. Зайка здоровается и приглашает Мишку войти. Мишка протягивает банку с мёдом. Зайка благодарит Мишку за мёд.
Дети хором с помощью воспитателя читают стихотворение.
Медвежонок к нам пришёл,
Вытер лапки, в дом зашёл,
Громко "Здравствуйте" сказал,
"Я для Вас медку достал".
Мишку мы благодарим ,
И "Спасибо" говорим.
Ребята, какой Мишка к Зайке пришёл? (Вежливый или мишка-невежа?)
Ответы детей (Вежливый)
Что Мишка сделал?
Ответы детей : (Он вытер лапки, поздоровался, принёс мёд).
А какой Зайка?
Ответы детей : (он тоже вежливый).
Что сделал Зайка?
Ответы детей : (он поздоровался и сказал "проходи пожалуйста", сказал "спасибо за мёд").
А вы не забываете говорить "Спасибо"? Когда вы говорите Спасибо?
Ответы детей : (Когда что-то подарили, когда помогли, когда покушали...).
Воспитатель приглашает детей, Мишку и Зайку посмотреть мультфильм о вежливых словах. Показ презентации .

Зайка приглашает мишку пить чай, и они садятся за накрытый детьми стол. (Дети помогают Зайке накрыть стол, дети накрывают стол в фартуках). Мишка и Зайка пьют чай.
Рассказать о правилах поведения за столом (как пьют чай, не из блюдечка, ложечку вынимают и т.д.)
Когда зверята попили чай Мишка сказал: "Спасибо".
Зайка ответил: "На здоровье".
Зайка предлагает Мишке поиграть в мяч.
Мишка от радости прыгает и наступает зайке на лапку.
- "ОЙ ", крикнул зайка.
А мишка извинился: "Ой, прости! Ой извини! Я нечаянно! Я больше так не буду."
Дети давайте поможем мишке извиниться (хоровое чтение стихотворения).
Извините, если я отдавил вам лапу,
Дело в том, что все медведи,
С детства косолапы.
-Как вы думаете, простит ли Зайка Мишку?
-Что ему ответит Зайка?
Ответы детей : Простит
Потрёт Зайка лапу и скажет ничего страшного. И зверята пойдут играть в мяч.
Давай поиграем в футбол - предложил Мишка.
Зайка спрашивает у детей можно ли играть в футбол в группе.
Ответы детей : Нет! Можно что-то разбить, или перевернуть.
Дети посоветовали перекатывать мяч друг другу или поиграть с ним "В добрые вежливые слова". Дети показывают, как надо играть.
Правила игры : дети, передавая мяч соседу, говорят доброе или вежливое слово (в этом возрасте допустимы повторы, но не по порядку, а хотя бы через 2-3 человека).
Поиграв в игру, Зайка с Мишкой приглашают присоединиться к чаепитию, детки садятся за накрытый стол, а Зайка с Мишкой хвалят детей за то, что они знают много вежливых слов. Мишка говорит, что ему пора домой, прощается со всеми и уходит.
- Ребята, мы узнали много добрых и вежливых слов, теперь мы будем стараться говорить их чаще. А сейчас давайте попрощаемся с гостями.
С помощью воспитателя дети хором читают стихотворение:
Расставаясь, на прощание всем скажите "До Свидания"!
Очень рады мы друзьям,
Приходите в гости к нам!
До Свидания!!!
И приступают к чаепитию под веселые песенки из мультфильмов.

Конкурсант:

Рогожникова Людмила Геннадьевна

Заместитель заведующей

по воспитательно – методической работе;

МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;

Омутинский район

Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «вежливость».
  • Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
  • Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

Форма проведения : игра «Брейн – ринг»

Участники : родители старшей группы

План проведения:

  1. I. Подготовительный этап

1.1. Проведение микроисследований

  • Анкетирование родителей (приложение 1)
  • Опрос детей (приложение 2)

1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости и красоты»

1.3. Подбор цитат

  • «Умение вести себя украшает и ничего не стоит» (пословица)
  • «Родители для ребенка – камертон: как они позвучат, так он и откликнется»
  • «Хороший пример – наилучшая проповедь» (А.Чехов)
  • «Воспитатель сам должен быть воспитан» (к,Маркс)
  • «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Руссо)
  1. II. Основной этап: игра Брейн - ринг

Ход мероприятия

  1. 1. Разминка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом разными частями тела. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка», родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются:

- глазами

- носами

- плечами

- лбами

- попами

- спинками

- коленками

Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»

  1. Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)

В: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости. И я вам предлагаю поиграть в игру брейн – ринг «Азбука вежливости», в ходе которой мы определимся с понятиями «хорошие манеры», «культура поведения», «вежливость».

  1. 2. Основная часть: Игра Брейн – ринг « Азбука вежливости»

Правила игры:

В игре участвует 2 команды. Отвечает та команда, которая первой подняла руку. При наличии правильного ответа выбирает тему. Вопросы разделены по темам. Каждый вопрос оценен определенным количеством баллов.

В ходе игры присутствует сектор:

«Кот в мешке» - команда имеет право передать вопрос другой команде

«Вопрос – аукцион» - команда назначает цену, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющийся на счету команды.

« Своя игра» - команда имеет право уменьшить или увеличить цену вопроса по своему усмотрению.

И так, начинаем: Вам предлагаются шесть тем на выбор: «Азбука вежливости», «Воспитание вежливости», «Пословицы и поговорки о вежливости», «Ребенок – взрослый», «Хорошие манеры», «Детский телефон доверия» (команды по очереди выбирают тему и количество баллов, оценивающий вопрос)

I .Азбука вежливости.

* 10 – «Л» - локти при еде убирай со стола

* 20 – «З» - здоровайся при встрече; зевая, прикрывай рот рукой

* 30 - «И» - идя в гости, предупреди; при знакомстве называй сначала свое имя, затем фамилию

* 40 – «В» - вздыхать и закатывать к небу глаза при разговоре некрасиво; волосы должны быть причесаны

* 50 – «Т» - «ты» - говорят друзьям

II. Воспитание вежливости

* 10 - Что такое вежливость?

  • это проявление уважения
  • готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается
  • искусство вести себя в обществе.

* 20 - Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

* 30 - С чего следует начинать воспитание культуры поведения? «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы . И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова – Гангнус

* 40 - Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

* 50 – Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III . Пословицы и поговорки о вежливости (закончи)

* 10 - вежливости открываются ….(все двери)

* 20 - ласковое слово и ….(кошке приятно)

* 30 - доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

* 40 - плохое слово, что ….(грязная вода)

* 50 - ласковым словом и …..(мед растопишь)

IV . Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)

* 10 - Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)

Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.

* 20 - Утром пятилетняя Иришка собирается в детский сад. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.

Юмор.

- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.

* 30 - Вечером детей забирают домой из детского сада. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

* 40 - Две бабушки, гуляющие с внуками на улице. Одна постоянно ворчит: то день слишком жаркий, то очень дождливо, то невероятно холодно, то грязно, то скучно. Другая: живет по принципу «У природы нет плохой погоды» и получает удовольствие от общения с внуком. Как вы думаете, что возьмет для себя из этого общения тот и другой малыш?

Привьется малышу жизнерадостное восприятие жизни .

Действительно, тот, кто в детстве получил заряд бодрости, радости и энергии, справится с любыми трудностями, решит самые сложные жизненные задачи.

* 50 - Шестилетний Виталик, увидев вечером в раздевальной комнате детского сада маму, не забывает у нее спросить:

Ну как, сегодня нога не болит? Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток

Помогу нести, а то тебе тяжело.

Мать одобряет его.

Ты внимательный, заботливый сын. Я горжусь тобой.

Какие нравственные качества проявились в детском поступке? Права ли мать поощряя его за поступок? Что она этим достигнет? Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок?

Чуткость.

После вопроса о похвале .

Известная детская поэтесса в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается или же следует хвалить только за результат? Как часто вы хвалите своего ребенка и за что? (самостоятельность, проявление внимания, вежливость)

Игра «Похвали ребенка» (передавая по кругу игрушку – куклу, сказать слова, выражающую похвалу)

В: Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков должен быть ваш девиз. Не жалейте слов похвалы для своего ребенка. и вы увидите, как он быстро будет усваивать нормы и правила поведения

V . Хорошие манеры.

* 10 – Что такое чуткость ?

Забота о людях, умение прийти на помощь, умение сочувствовать.

Как данное качество вы воспитываете в своих детях?

Воспитание в детях данного качества помогут такие приемы: «Помоги бабушке», «Поделись с братом», «Мама устала, не шуми, играй тихо»

* 20 – Что такое скромность?

Умение трезво оценить себя, никогда не пытаться, во что бы то ни стало привлечь к себе внимания, высокая требовательность к самому себе.

Воспитывая детей, формируйте у них умение считаться с мнением большинства, поступать хорошо не ради похвалы, не хвастать своими успехами, красивым платьем или игрушкой.

* 30 – Какая черта хорошего тона отсутствует у ребенка?

Он с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующем, показывает пальцем на прохожего.

Кто бы ни пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается всецело завладеть его вниманием.

Деликатность.

Деликатность – не проявлять слишком большого любопытства; не навязывать разговора, если человек к этому не расположен; не требовать к себе большого внимания.

* 40 – Как одним словом оценивается поведение ребенка, если он: не настаивает на немедленном выполнении своего желания, умеет подождать, не перебивает разговор взрослы, вовремя придет на помощь….

Тактичность

* 50 – Проанализируй ситуацию. Какая черта сформирована, а какая отсутствует

Нарядная, оживленная женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев ее поднимается девочка.

Садитесь, пожалуйста!

Ну что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

(Чуткость – да, тактичность – нет.)

VI . Детский телефон доверия

* 10 – « Ко мне на день рождение в субботу придут друзья. Подскажите какие игры можно провести, чтобы всем было интересно.» (родители предлагают варианты игр с детьми)

Игра «Жмурки»

* 20 – «Можно ли наклонять во время еды тарелку с супом? В какую сторону? (делать это можно, но наклонять тарелку нужно от себя, чтобы не пролить еду на одежду)

* 30 – « Как нужно принимать подарки? (завернутый подарок развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок?)

* 40 – « Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья. Надо ли здороваться с ними. И как это сделать? (здороваться нужно, но не кричать через весь автобус)

* 50 – В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»

(если провинность незначительно, нужно говорить «извините», если же очень виноваты «простите»)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

Игра «Продолжи фразу»

- Передавая мяч по кругу, закончите фразу «Чтобы ребенок рос воспитанным, нужно…..

В заключении нашей игры я вручаю Вам памятки: «Правила воспитания вежливого человека», «Правила общения в семье» (приложение 3)

В: Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность. «Нравственный человек, нравственный невежа, недоучка – то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет и принесет гибель людям» Воспитан ли мой ребенок? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительность. На эти вопросы у каждого из вас будет свой ответ завтра, спустя многие годы и будет он зависеть от вашего желания и умения. Так пусть же вам взрослым хватит сил, терпения и любви.

Литература:

  • Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
  • Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006
  • Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987
  • Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
  • Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
  2. Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
  3. Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
  4. Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?
  5. Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?

Приложение 2

Опрос детей

  1. Какие вежливые слова ты знаешь?
  2. Кто такой вежливый человек?
  3. А ты вежливый?
  4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
  5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
  6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?

Приложение 3

Памятка 1

Правила

воспитания вежливого человека

  1. Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
  2. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
  3. Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
  4. Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
  5. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
  6. Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
  7. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  8. Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
  9. Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Памятка 2

Правила общения в семье.

  1. Начинайте утро с улыбки.
  2. Не думайте о ребенке с тревогой.
  3. Умейте читать ребенка.
  4. Не сравнивайте детей друг с другом.
  5. Хвалите часто и от души.
  6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности.
  7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.
  8. Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный.
  9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

  1. Если хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.