Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида)

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы «Осень — чудная пора»

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по листьям.

Развивать речь детей, внимание, мышление, воображение, память.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии .

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

Кто это?

(Осень. )

Воспитатель. Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение?

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Тот, кто пришел в парк отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в парке есть правила:

Ответы детей.

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.Придя в парк, читает стихотворение «Осень художница ».

Повязала осень пёстрый фартук,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая она осень. Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка - платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

Воспитатель. Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев - маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.

Воспитатель. Ребята, давайте сравним елочку и сосну. Чем они похожи и чем отличаются?

Ответы детей.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, платан, рябина, тополь, дуб)

Воспитатель. Послушайте загадку:

Он в лесу, как богатырь -

весь огромный - ввысь и вширь!

Лист красивый, вырезной,

зелен летом и весной.

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей.

(Дуб)

Воспитатель. Давайте остановимся около дуба.

Дуб сильное, могучее дерево. Может прожить 500 лет и больше. Но есть у него слабая сторона - боится холода. Чтобы уберечься от этой беды дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.

Воспитатель. Назовите плоды дуба.

А вообще желуди очень интересны, у них есть шапочки. Они кажутся нам украшениями, но на самом деле они защищают мягкое нежное основание растущего желудя.

Воспитатель. А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

Проводится игра.

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра «От какой ветки детки».

Игра: «Мы листочки осенние»

Мы листочки осенние, (Дети идут по кругу,

На ветках мы сидим. руки в стороны вверх.

Дунул ветер - полетели Бегут по кругу и машут руками,

И на землю тихо сели. приседают, руки опускают на пол

Ветер снова набежал Поднимаются, движение руками

И листочки все поднял вправо и влево.

Закружились, полетели Кружатся на месте

И на землю снова сели. И приседают.)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько листьев уже опало с деревьев. Давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые аппликации. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Тема: «В гости к Осени» (экскурсия в осенний парк)

Задачи экскурсии:

ü закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством мудрости русского народа, выразившейся в поговорках;

ü развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление;

ü воспитывать потребность в добром поступке;

ü укреплять физическое и психологическое здоровье учеников

Предварительная подготовка:

ü проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;

ü разбивка детей на 4 группы;

ü определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;

ü разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени

Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – сентябрь, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная.

План экскурсии:

1. Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени.

2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.

3. Разнообразие осенних красок

4. Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»

5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев.

6. Подведение итогов наблюдений.

Начало экскурсии : экскурсия начинается около центрального входа в парк.

Ход экскурсии

1. Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени

/6 мин/

- Доскажите словечко: Если лист сухой летит,

На земле ковром лежит.

Среди тучек неба просинь.

Знаем точно, это… (осень)

Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето)

Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)

Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.

(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом махая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Астра

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки ее золотой.

Вс. Рождественский

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Е. Трутнева

Осень

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки?

Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе / 7 мин/

- Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты.

1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой

3. Беседа о разнообразии осенних красок /7 мин/

Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня , осина.

Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.

ü Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

ü Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.

ü Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

ü Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.

ü Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.

- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.

4. Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки» /5 мин/

ü «Осенние листочки

Слова

Движения

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –

Все уселися в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул,

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Стоят кружком,

Держа в руках листочки.

Разбегаются в разные стороны.

Бегают, помахивая листочками.

Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.

Разбегаются, помахивая листочками.

Подкидывают листочки вверх.

ü «Перелетные птицы»

Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.

Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.

Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?

5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев /7 мин/

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

6. Подведение итогов наблюдений /3 мин/

Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)

Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).

Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)

ü Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зпма.

ü Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.

ü Осенний звездопад предвещает засушливый год.

ü Гром в октябре к неснежной зиме.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация , рисунок, сочинение.

Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем , пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае - конспект экскурсии, проведенной в Комсомольском парке, расположенном возле школы.

Игнатьева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Теремок"
Населённый пункт: город Котовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия в осенний парк (конспект занятия для детей 5-7 лет)"
Дата публикации: 10.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Теремок»

Экскурсия в осенний парк

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Киреева Ольга Михайловна

Тип: интеллектуально-развивающее

Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая,

коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,

продуктивная.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания

детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена

года и в ней не происходит случайно, объясняя, почему важно,

чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать

навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану

экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств

«любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый»,

«овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим

поведением и планировать свои действия на основе первичных

ценностных представлений, соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения».

Словарная работа: листопад

Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, веревка, машина,

кастрюля.

Предварительная работа: наблюдения, заучивание и чтение

стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия: Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон.

Печкин: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу-

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель: спасибо, почтальон – Печкин.

Печкин: До свидания.

Воспитатель: До свидания. Ребята, давайте посмотрим, кто нам

прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Дядюшка Ау, я хочу

пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы

должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас

жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас Дядюшка Ау.

Дети ищут.

Молодцы, нашли! Идем искать?

Дети: Да.

Дети входят в парк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Дядюшка Ау нас

встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом?

Дети: Да

Дядюшка Ау: А как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Дядюшка Ау: Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в

осеннем парке. Вы согласны?

Дети: Да

Дядюшка Ау: А как вы думаете, чем отличается парк от леса?

Хотите посмотреть и узнать что-то новое?

Дети: Да

Дядюшка Ау: Тогда идем в парк.

Воспитатель: Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что

вы заметили?

Дети: Растения завяли, трава пожухла, листья поменяли цвет.

Воспитатель: Правильно, здесь побывала осень и устроила

листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и

Дети: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно растению, дереву,

чтобы оно хорошо росло и зеленело?

Дети: Тепло, вода и свет.

Воспитатель: А сейчас хватает света и тепла?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и

готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны

растениям?

Дети: Конечно нужны.

Воспитатель: Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать

корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не

промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы,

которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие

листья, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям

питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау: Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с

дорожки опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это

делаем, как вы думаете?

Дети: чтобы эти листочки перегнили в земле.

Воспитатель: Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся.

(Н. Капустюк)

- Ребята, давайте мы с вами пройдем по парковой тропинке и

послушаем, как шуршат листья.

Дети ходят.

Интересно? Красиво? Что мы слышим?

Дети: Листья шуршат, шелестят.

Воспитатель: Давайте вместе скажем: шелестят, шуршат.

Дядюшка Ау: Ребята, как называются деревья, которые здесь

растут? Назовите.

Дети: тополь, клен, вяз

Воспитатель: Как вы узнали их?

Дети: по листьям.

Воспитатель: Найдите листик тополя (вяза, клена)

Дети находят и приносят

Дядюшка Ау: Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они

деревьев, не знаю. Помогите мне.

Дети: Ясень и клен.

Дядюшка Ау: Ребята, а вы мне покажите эти деревья?

Воспитатель: Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что

знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите

внимательно, какие части есть у этого дерева?

Дети: Корень, ствол, крона, состоящая из веток.

Воспитатель: А что располагается на ветках?

Дети: Листья.

Воспитатель: Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья?

Дети: Из черешка и листиков, к нему прикрепленных.

Дядюшка Ау: Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не

Дети считают.

Дядюшка Ау: Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель: Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и

посмотрите, какие листочки по размеру?

Дети: маленькие.

Воспитатель: Какие они по форме?

Дети: Овальные

Воспитатель: Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом

дереве, кроме листьев?

Дети: метелочки

Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие метелочки висят, как

украшения.

Дядюшка Ау: А что это такое?

Дети: Это семена

Воспитатель: Они поспевают осенью. Посмотрите, сколько семян

на метелочке?

Дети рассматривают.

Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева?

Дети: Клена

Воспитатель: Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста.

Дети показывают.

Ребята, а как вы узнали, что это клен?

Дети: По листьям

Воспитатель: Что есть у этого дерева?

Дети: веточки, листочки.

Воспитатель: какие по цвету листья?

Дети: темно зеленые и желтые.

Воспитатель: Приложите лис к ладони, какой он?

Дети: крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками,

пронизанный многочисленными жилками разной толщины.

Воспитатель: ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем

они отличаются?

Дети: видом и размером.

Дядюшка Ау: Ребята, а кА вы думаете, чем еще различаются эти

Дети: Они различаются плодами, у ясеня много мелких плодов с

одним крылышком, и они на одной метелочке, а у клена плод

крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель: Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы

ощущаете?

Дети: тепло

Воспитатель: Понюхайте кору дерева, чем она пахнет?

Дети: Деревом, лесом

Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные

свойства?

Дети да

Воспитатель: Действительно, листья клена очень полезны,

используют их в лечебных целях. Настой или отвар листьев

снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру.

Называется игра «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по

листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек

клена (ясеня, тополя, вяза), летите ко мне. Звучит музыка и дети,

держа листочки, разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Дети бегают помахивая листочками. Дети останавливаются, и

Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок – летите ко

Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, воздух бывает

чистым и свежим там, где растет много друзей. Как вы думаете, что

мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим.

Дети: посадить деревья

Дядюшка Ау: Согласен, нужно посадить саженец и за ним

ухаживать.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? У

нас здесь лежат предметы. Какие предметы вы видите?

Дети: Лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка.

Воспитатель: выберите то, что необходимо для посадки деревьев.

А почему вы не взяли машину?

Дети: это игрушка.

Воспитатель: кастрюлю с чашкой?

Дети: Это посуда.

Воспитатель: сегодня мы посадим саженец. Вот он. Посмотрите,

что есть у этого саженца?

Дети: корень, ствол, ветки, крона.

Воспитатель: Молодцы! Что сначала мы будем делать? Как вы

Дети: выкопаем ямку.

Воспитатель: Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим.

Мы с вами выкопали ямку, что будем делать дальше?

Дети: сажать саженец.

Воспитатель: Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за

ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут

присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из

небольшой лейки и ведерка.

Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню

М.Авдеева, которую мы разучили недавно на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе

Пусть растет зеленое,

лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дядюшка Ау: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового

Дети: в парке, научились сажать деревья.

Дядюшка Ау: понравилась вам прогулка?

Дети: Да!

Дядюшка Ау: хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам

еще приду. До свидания.

Воспитатель: До свидания, Дядюшка Ау. Ребята, а с вами мы в

группе нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью»

Список использованной литературы:

Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с

детьми 5-7 лет

В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002

М. Авдеева «Посадили деревце»

М. Капустюк «Листопад»

Алена Кунц

Прогулка-экскурсия в осенний парк.

Участвовали дети 9 группы, их родители, воспитатели.

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа.

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы вы знаете?

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т. д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

* Не отходить далеко от группы;

* Не сорить;

* Внимательно слушать воспитателя;

* При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Цель экскурсии в п арк : Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой осенней природы.

2. Основная часть экскурсии (в парке)

Наблюдение:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк.

Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т. д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом? (Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т. д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т. д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет) - А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма) - А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т. д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т. д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Ребята, давайте соберем в парке красивые листочки.

(Сбор листьев)

Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная)

Подвижная игра " Мы листочки"

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Загадки.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Только ноги на земле. (Дождь)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)

Одна нога - много рук. (Дерево)

Ребята, для вас поисковые задания :

1. Выберите самое красивое дерево для вас.

2. Найдите самое красное (желтое) дерево.

Речевая игра" Скажи красивые слова об осени " - Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову

Прогулка по парку. Фотографирование.

А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. И на обратном пути мы с вами покормим жителей парка - голубей.

3. После экскурсионная работа.

Беседа об экскурсии в парке, что запомнилось, что понравилось.

Из собранных листьев сделать аппликацию.

Рисунки, о том что у видел в парке.




Публикации по теме:

«Экскурсия в осенний парк» Цель: - содействовать развитию представлений об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание.

Конспект занятия «Экскурсия в парк» Цель: выбрать дерево для длительного наблюдения за ним. Образовательные задачи: учить детей различать породы деревьев; находить признаки.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о осени; устанавливать связь между сезонными признаками природы; развивать связную.

Экскурсия летом в парк (лес). Экскурсия летом в парк (лес).Цели: Дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые,.

Экскурсия в осенний лес (парк) «Как деревья готовятся к зиме» Старший дошкольный возраст Экскурсия в осенний лес (парк) «Как деревья готовятся к зиме» Старший дошкольный возраст. Цель: Сформировать у детей представления о состоянии.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Предварительная работа: наблюдения, заучивание стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия

Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель. Ребята, вы слышали, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу -

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель благодарит и прощается с почтальоном.

Воспитатель . Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я - Дядюшка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас дядюшка Ау. (дети ищут). Молодцы, нашли! Идем искать? (дети входят в парк). Ребята, посмотрите, а вот и дядюшка Ау нас встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау . Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом? (ответы детей). А как вы думаете, какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны? А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Тогда идем в парк.

Воспитатель . Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла). Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау . Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? (свет, тепло, вода). А сейчас хватает света и тепла? (ответы детей). Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау . Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (ответы детей).

Воспитатель. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад), перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау . Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель. Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Ребята, давайте мы с вами пойдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья (дети ходят). Интересно? Красиво? Что мы слышим? (листья шуршат, шелестят). Давайте вместе скажем: шуршат, шелестят.

Дядюшка Ау . Ребята, как называются деревья, которые здесь растут. Назовите? (тополь, клен, вяз).

Воспитатель . Как вы узнали их? (по листьям). Найдите листик тополя (вяза, клена). (Дети находят и приносят).

Дядюшка Ау . Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они деревьев не знаю. Помогите мне? (клен, ясень). Ребята, а вы мне покажете эти деревья?

Воспитатель . Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева? (корень, ствол, крона, состоящая из веток). А что располагается на ветках? (листья). Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья? (из черенка и листиков к нему прикрепленных). А как вы узнали, что это листочки ясеня, а не другого дерева? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не умею считать, помогите мне (дети считают). Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель . Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (маленькие). Какие они по форме? (овальные). Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом дереве, кроме листьев? (ответы детей). Правильно. посмотрите, какие метелочки висят, как украшения.

Дядюшка Ау . А что это такое? (это семена).

Воспитатель . Они поспевают осенью. Посмотрите сколько семян на метелочке? (дети рассматривают). Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева? (клена). Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста. (дети показывают). Ребята, а как вы узнали, что это клен? (по листьям). Что есть у этого дерева? (ответы детей). Какие по цвету листья? (темно-зеленые и желтые). Приложите лист к ладони, какой он? (крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины). Ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем они отличаются? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть еще отличия между этими деревьями?

Дети. Они отличаются плодами, у ясеня много мелких плодов с одним крылышком, и они на одной розеточке (метелочке), а у клена - плод крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель . Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (тепло). Понюхайте кору дерева, чем она пахнет? (деревом, лесом).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?

Воспитатель. Листья клена очень полезны, используют их в лечебных целях. настой или отвар листьев снимает воспаление. снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау. Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется она «Такой листок лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена, летите ко мне (ясеня, тополя, вяза).

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Дети бегают, помахивая листочками. Дети останавливаются, и Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок - летите ко мне!»

Воспитатель . Молодцы, все справились. ребята, воздух бывает чистым и свежим только там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Я знаю, что нужно делать! Нужно посадить саженец и за ним ухаживать.

Воспитатель . Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (ответы детей). С чего начинают? (ответы детей). Ребята, у нас здесь лежат предметы. Что вы видите? (лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка). Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (дети выбирают). А почему вы не взяли машину? (игрушка)). Кастрюлю с чашкой? (посуда). Зачем веревочка вам нужна? (ответы детей). Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца? (корни, ствол, ветки, крона). Молодцы! Что сначала мы будем делать? (ответы детей). Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Что будем делать дальше? (ответы детей). Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из небольшой лейки и ведерка.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню, которую недавно разучили на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дедушка Ау . Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? (ответы детей). Понравилась вам прогулка? Хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам еще приду. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Дедушка Ау. Ребята, сегодня мы с вами нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью».