Как быть если ребенок не хочет читать. Если ребенок не хочет читать. Тренировка повышения скорости распознавания букв

Ацетонурию не выделяют как отдельное заболевание. Однако все больше детей страдают этим недугом. Ацетон в моче у ребенка - результат потребления запасов глюкозы. При повышении ацетона свыше нормы от малыша пахнет моченым яблоком. Этот запах характерен только для этого отклонения. Опасным считается только повышенная концентрация ацетона, нормальное количество не несет вреда детскому организму. Если этого вещества накопилось много - без помощи докторов не обойтись.

Ацетон в моче: норма и когда нужен врач?

Норма не подразумевает наличие кетоновых тел у взрослого и детей.

В норме урина и кровь детей ацетон не содержат. Именно определяют количество этого вещества. Это промежуточный продукт энергообменных процессов, которые осуществляют белок, жиры и углеводы. Примечательно, что у взрослых нет такой патологии. Наличие вещества у малыша от 1 года до 5-ти лет - нормальное состояние. Один плюс (+) означает, что наступила первая стадия ацетонурии. Однако запах и цвет мочи остается естественным. Два и больше плюса: незначительный (++), умеренный (+++) и выраженный (++++) уровень, посредством запахов дают знать, что у детей повышенный ацетон. Поводом для дополнительных исследований считается частое появление ацетона в моче у 7-летнего ребенка.

Причины повышения

Точно сказать, что именно провоцирует развитие заболевания, невозможно. Человеческий организм получает энергию из глюкозы. Она аккумулируется организмом в виде гликогена. В организме детей этого вещества около 50 г. Как только запасы вещества исчерпываются, производным энергии является жир. Промежуточными продуктами формирования жира являются кетоны. Содержание этих единиц определяет запаха ацетона от урины. Это нормальная физиологическая реакция организма. Кетоны также могут становиться источником энергии. Поэтому понадобятся ферменты. Больше всего подобных единиц в детей до 1 года. У старших малышей, как и у взрослых, ферментов мало. Но на 4-5 сутки развития болезни ферментирование осуществляется естественным путем. Можно определить основные причины ацетона в моче у ребенка:


Ацетонемический синдром может спровоцировать простуда.
  • сильное эмоциональное потрясение, перенесенное ребенком;
  • не полученные в нужной дозировке углеводы;
  • перерасход жиров;
  • бесконтрольный прием антибиотика;
  • не контролированный доктором прием медикаментов;
  • введение новых продуктов питания у грудничков;
  • простудные заболевания;
  • отравление;
  • длительное пребывание на холоде или жаре;
  • переезд на длинные дистанции;
  • травмирование;
  • операции;
  • гипертермия;
  • голод или переедание.

Несбалансированное питание - главная скрытая причина недуга.

Главные симптомы


Одним из симптомов патологии у ребенка является характерный запах изо рта.

При надвигающемся кризисе можно наблюдать такие признаки:

  • возникает запах ацетона из ротовой полости;
  • моча пахнет ацетоном;
  • болит в области пупка;
  • появляются головные боли;
  • повышается температура;
  • беспокоят понос и рвота.

При высоком уровне ацетона в урине, появление запаха из ротовой полости свидетельствует о токсинах, что могут провоцировать интоксикацию и обезвоживание организма. Про такое состояние свидетельствуют характерные симптомы:

  • сухость языка;
  • малыш плачет без слез;
  • ходит в туалет реже, чем через 6 ч.

Анализ на ацетон

Количество ацетона в моче можно узнать по результатам анализа. Диагностировать, что ацетон повышен вещества можно в лаборатории. Врач проверит анализ мочи на наличие кетоновых тел. Проверить кетоны в моче в домашних условиях поможет тест на ацетон. Приобрести тесты возможно в аптеке. Тест-полоска помещается в урину на 10-20 секунд. Важно избегать доступа воздуха к полоскам, поскольку в дальнейшем он будет показывать неправдивый результат. Если при проверке урины палочка-индикатор поменяла свой цвет - у ребенка есть ацетон. В комплект входит инструкция. Каждый вкладыш подает свою градацию, поэтому цвет тест-полоски не показатель наличия ацетона у ребенка. Чтобы удостовериться в выздоровлении, по утрам (3-5 дней) следует делать контрольные замеры. Через месяц после выздоравливания детям повторно в лаборатории проверяют кровь и мочу.

Что собой представляет ацетонемический синдром (АС)?


При такой патологии ребенок не хочет кушать.

Диагностирование АС осуществляется исключительно у детей до 7 лет. Эта болезнь именуется также ацетонемической рвотой, ацетонемическим кризом или недиабетическим кетоацидозом. АС характеризуется рядом признаков, что проявляют себя исключительно на фоне появления в урине ацетона. При АС ребенок часто и обильно рвет. Этот процесс повторяется, спустя равное количество минут. В рвотных массах заметны желчные следы. Язык и кожные покровы при ацетонемическом синдроме становится белесым, сухим, а детские глаза становятся запавшими. Больной жалуется на яркий свет и становится заторможенным, сонным. Отсутствие аппетита, отказ от еды и питья - норма для больного. Ацетонемический синдром - опасное состояние, поскольку возможно развитие комы.

Виды ацетонемического синдрома

Различают основные формы АС:

Как быстро помочь ребенку?

Первая помощь

Ацетон - не проявление заболевания, а нормальное физиологическое состояние детей с дефицитом энергии, что возникает при недостатке углеводов.


Ребенка нужно отпаивать узваром из сухофруктов, давая его по несколько ложек.

Если тест на ацетон показал хотя бы «+», лечение должно быть незамедлительным. Лечить детей можно дома, если отклонение не перешло в тяжелую форму, иначе необходима госпитализация больного. При «+» вывести ацетон из детского организма легче, чем при «+++». Лечение симптомов ацетонимического криза начинают незамедлительно с обильного теплого питья.

Чтобы снизить ацетон в крови, малышу следует давать изюмный отвар и узвар. Предпочтение отдавайте сушке из сладких сортов яблок. В половине стакана кипяченой воды комнатной температуры разводят раствор «Глюкозы 10%» или лекарство в таблетках. Пить дают дробно, небольшими дозами (1-2 ст. л.), ведь при тяжелой форме может возникать неоднократная рвота. Можно давать пить щелочные минеральные воды - «Поляна Квасова», «Боржоми».

Понадобится прием сорбентов: «Регидрона», «Смекты», «Атоксила». Выводится ацетон и с помощью содовых клизм (½ ст. л. на 1 л кипяченой воды) либо содовых свечей. Содовые свечи приобретают в гомеопатических аптеках. Свечи делают индивидуально под конкретного малыша, поскольку учитывают вес и возраст малыша. Составляющие свечи уберут неприятный запах мочи и симптомы.

Ацетонемия - явление часто встречаемое. Первым ее признаком считается повышенный ацетон в моче у ребенка. Появляется и запах ацетона изо рта. Подозревая наличие болезни важно провести лабораторное исследование мочи. Причины недуга довольно разнообразны: от неправильного и нерационального питания до серьезного нарушения в работе организма. Для выявления первопричины идут на консультацию к врачу. Специалист назначит лечение и проследит за самочувствием ребенка.

Какая норма ацетона в моче у ребенка?

Ацетон или кетоновые тела всегда присутствуют в организме человека. Они обеспечивают правильное функционирование и представляют собой источник энергии. При нормальной работе всех систем и органов выводятся вместе с мочой и не задерживаются в крови. Однако, по некоторым причинам, ацетон способен накапливаться и наносить вред ребенку, становясь токсином. Нормальным и безопасным считается уровень ацетона в моче - 1-2 мг на 100 мл мочи. Если кетон не повышен, то в суточном объеме эти показатели - 0.01-0.03 грамма. Цифры выше эталонных данных несут угрозу.

Что означает и каковы причины ацетонемии?

Повышенное значение ацетона в крови и моче провоцирует болезнь ацетонемию. Причин, откуда возникает проблема, может быть несколько. К наиболее распространенным относятся:

  • неправильное питание, как результат - пониженная глюкоза в крови;
  • низкая выработка ферментов;
  • постинфекционное состояние, длительный стресс и чрезмерные нагрузки;
  • сахарный диабет;
  • генетическая предрасположенность.

Сдача анализов — обязательная процедура для определения причин появления ацетона.

Если вовремя не определить первопричину, болезнь будет прогрессировать и затрагивать больше систем и органов ребенка. Определить причину появления ацетона можно при помощи лабораторных исследований. Сделать это способен лишь квалифицированный доктор. Ставить диагноз самостоятельно и заниматься самолечением небезопасно для детского организма.

Чем опасен ацетонемический криз и синдром?

Совокупность симптомов, присущих резкому скачку количества кетонов, называют ацетонемический криз. Если данное состояние организма повторяется многократно, то у ребенка диагностируют ацетонемический синдром. В зависимости от первопричины болезни, разделяют первичный и вторичный диагностируемые синдромы. Первый вариант констатируют в случае отсутствия других заболеваний и неполадок в организме, кроме увеличенного значения ацетона. Вторичный же синдром представляет собой следствие каких-либо болезней. К наиболее распространенным недугам относятся сахарный диабет, инфекции различного типа, грипп, нарушения в работе пищеварительной либо мочевыводящей системы. Следует заметить, что ацетонемический синдром характерен лишь для детей, и связан с состоянием их нервной системы.

Почему ацетонемия чаще появляется у детей?


Причина появления ацетона в моче представляет опасность для здоровья ребенка и требует грамотной медицинской помощи.

Диагноз ацетонемии чаще встречается у детей в возрасте до 12-ти лет. Это объясняется неполностью сформированной системой творения ферментов, требуемых для полного усваивания и вывода кетоновых тел. Кроме того, Организму ребенка нужно больше энергии и сил, чем взрослому, ведь он постоянно растет и развивается. Но дети еще и подвижны и тратят силы намного быстрее взрослых. У людей с возрастом накапливается сахар, что предотвращает увеличение значения кетоновых тел в моче. У ребенка этот процесс отсутствует. У взрослых диагностироваться ацетонемия может, как осложнение после сахарного диабета.

Симптомы болезни

Признаки ацетона в моче у ребенка обширны. Первой из них появляется температура. Далее наступает тошнота, практически всегда переходящая в рвоту. Причем тошнить может как от пищи, так и от воды. Этот симптом носит постоянный характер, что приводит к потере аппетита и отказу от еды. Как результат, на фоне недоедания и малого потребления жидкости проявляется обезвоживание и интоксикация: ребенок практически не ходит в туалет, его кожа и язык становятся неестественного цвета. Наблюдаются периодическая боль в животе и голове и сонливость. Иногда меняется цвет мочи при температуре. Верный признак болезни - моча пахнет ацетоном. При появлении хоть нескольких из этих симптомов нужно обратиться к врачу, чтобы ацетон в моче ребенка не достиг критической отметки. Доктор подскажет средство, как бороться с температурой.

Диагностические процедуры

Как определить содержание ацетона в домашних условиях?


Тест-полоски для определения ацетона в моче эффективны для применения в домашних условиях.

В домашних условиях анализ мочи на ацетон проводится при помощи эффективных тестов в виде полосок. Приобретают их в аптеке. Диагностику проводят сразу после первых симптомов. Если тест показал «+/-», что равно 0.5 ммоль/л, или один плюс «+», что равняется к 1.5 ммоль/л, то диагностируется легкая степень ацетонемии. Если тест выдал результат два плюса «++», что характерно для 4 ммоль/л, то состояние оценивается как среднее. Если тест показывает результат «+++», значит, в моче ацетон находится в количестве 10 ммоль/л. Такой показатель говорит о срочности помещения крохи в больницу. Перед использованием теста изучается инструкция по его применению.

Как проверить ацетон в лаборатории?

При поступлении жалоб на симптомы ацетонемии, и когда моча ребенка пахнет ацетоном, нужно обратиться в больницу. Доктор сразу назначит тесты и ряд лабораторных исследований. К ним относятся общие исследования крови и мочи, биохимический анализ на белок. Опираясь на результаты исследований, специалист способен дать оценку состоянию ребенка и назначить корректное лечение. При ацетоне в моче у детей нельзя самовольно заниматься лечением. Это может привести к осложнениям.

Подходы к терапии состояния

Устранение ацетонемического криза

Если симптомы криза проявляются впервые, то нужно вызвать участкового врача на дом. Он решит, можно ли лечиться в домашних условиях или необходима госпитализация. Если симптомы не сильно выражены, то стоит сразу же постараться восполнить запас сахара в организме. Для этого нужно предложить ребенку сладкий чай или другой напиток с медом или сахаром, раствор глюкозы или компот. Причем пить по 1-2 чайных ложечки каждые несколько минут, чтобы не вызвать рвотного рефлекса. Для выведения лишних кетонов из крови и уретры ставится клизма и назначается курс энтеросорбентов. Если у ребенка проснулся аппетит, следует дать легкую для усвоения пищу. Эффективным при повышении ацетона считается медикамент «Энтерофурил». С его помощью кетон быстро выводится из мочи и крови.

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать , ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет - пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными - пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

5 принципов, которые родители должны помнить и применять, чтобы помочь своим детям не страдать от стресса!

Просмотрено

Как принуждение убивает интерес

От рождения до года, Советы родителям

Просмотрено

Техника выполнения массажа грудничку от 1,5 месяцев и до полугода

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Отрывок из книги Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.

Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.

Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.

Как же привить любовь к чтению?

Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.

Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.

Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.

Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.

Мой ребенок не любит книжки. С самого раннего детства ему неинтересно было их рассматривать, а теперь он терпеть не может читать. Как привить ему любовь к чтению?

В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с картинками с самого раннего возраста, а другие к ним полностью равнодушны и предпочитают игрушки, компьютер или телевизор.

Безусловно, чтение постепенно утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь из источника получения информации в средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Но о проблеме стоит задуматься хотя бы потому, что все малыши рано или поздно отправляются в школу, и нежелание читать книги может стать серьезной помехой в учебе. Сначала, во время обучения в начальной школе, ребенку будет сложно сдавать так называемую технику чтения, потом, в средней школе из-за низкой скорости чтения он не сможет быстро читать задачи и правила, а в старшей школе, когда будет необходимо прочитывать огромное количество программной литературы, многостраничные параграфы по гуманитарным предметам, ребенку и вовсе будет тяжело.

Некоторых родителей отсутствие интереса к чтению у ребенка не то чтобы не беспокоит – они попросту не обращают на это внимания. Если же и мама, и папа сами много читают и делают это с удовольствием, а чадо демонстрирует откровенное неуважение и равнодушие к книге, то родители очень огорчаются. Что же делать в этой ситуации и как пробудить у ребенка интерес к чтению, а потом еще и сохранить его? Воспитать самого активного в мире книголюба нам, конечно же, вряд ли удастся (да и не ставим мы перед собой такую цель), а вот привить любовь к хорошим книгам точно сумеем.

История из жизни

– Таня – наша единственная дочь. Столько, сколько мы занимаемся ребенком, наверное, никто не занимается. Мы с мужем стараемся, чтобы у нее все было. Знаете, раньше было принято собирать библиотеку. Так вот, у нас она огромная. Но Танюша не хочет даже рассматривать картинки в книге, ей проще посидеть перед компьютером. Мы каждый вечер стараемся читать дочке вслух, водим ее в кукольный театр, но к книгам она по-прежнему равнодушна. Может, в шесть лет ребенку еще рано любить книги?

Отсутствие интереса к книгам и чтению.

Пожалуй, до тех пор, пока не придет время отдавать малыша в школу и у него не проверят умение читать, многие родители не считают отсутствие у ребенка интереса к книгам проблемой. И вот будущий первоклассник прошел тест на готовность к школе… Некоторые родители только тогда и узнают, что ребенка, оказывается, нужно специально приучать к чтению. Даже если семья читающая, это вовсе не залог того, что ребенок тоже полюбит книгу с раннего детства. А может быть, мама и папа заметят проблему тогда, когда в школе зададут первое внеклассное чтение на лето. Ребенок ни за что не захочет садиться за книги – кому-то из родителей придется читать вслух.

Иногда проблема «хронического нечитания» возникает совсем поздно – в средних или даже старших классах.

Почему ребенок не хочет читать?

Если дома постоянно работает телевизор, компьютер доступен ребенку с утра до вечера, то вполне вероятно, что малыш предпочтет более простые способы получения информации, когда не нужно вчитываться в текст и осмысливать его – одна картинка быстро сменяет другую, все просто и наглядно.

Известно также, что у одних детей есть предрасположенность к чтению, а у других ее нет. Возможно, у кого-то дома не принято много читать, нет традиции создания семейной библиотеки. Но иногда встречаются и такие случаи, когда ребенок с удовольствием рисует, конструирует, занимается музыкой, танцует и т. д., причем делает это лучше других детей, но вот читать книгу его не заставишь.

Многие родители, попытавшись учить чему-то ребенка, сталкиваются с серьезной проблемой: малыш вовсе не воспринимает маму или папу как учителей и отказывается что-либо делать. Зато учителю или воспитателю он не «показывает характер» и выполняет задания с видимым удовольствием. Некоторым родителям правильно вести себя в подобной ситуации помогает воспоминание о том, как в детстве их самих насильно заставляли читать, угрожая наказанием. Они не используют никаких принудительных способов приучения к чтению, понимая, что этим можно только навредить делу.

Чего не стоит делать, если ребенок не любит читать?

— Хуже всего, если родители кричат на ребенка и при помощи жестких мер пытаются научить его любить книгу. «Вот прочитаешь пять страничек – получишь игрушку»,– сулят мама или папа малышу.

— Не помогает и принудительное дочитывание книги, над которой ребенок явно скучает.

— Нельзя махнуть рукой на эту проблему, потому что от чтения во многом зависит успешность ребенка по многим учебным предметам, то есть качество его знаний.

— Нельзя заменять книгу телевизором. Даже самая талантливая экранизация литературного произведения не передает всей его глубины и оригинальности, а также того исключительно важного, что ребенок должен постичь сам.

— Те дети, которым навязывают книги, которых заставляют читать и ругают за то, что у них нет никакого интереса к чтению, выдают родителям совершенно противоположный результат. Они упрямятся еще больше, делают на зло, рвут книги и рисуют в них. Дети могут выбросить злосчастную книжку, чтобы не заниматься тем, что им не нравится; могут делать вид, что читают, или читать «через слово». Срабатывает обычный принцип: то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».

Как приучить ребенка читать?

— Покупайте ребенку детские книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Поначалу кроха будет только рассматривать красивые картинки, не воспринимая книгу как источник интересной и полезной информации. Зато малыш станет постепенно привыкать к тому, что книга постоянно присутствует в его жизни.

— В детской комнате книги должны находиться в таком месте, которое доступно ребенку без особых усилий. Пусть это будет небольшая открытая книжная полочка, до которой карапуз дотянется без помощи взрослых. Свободный доступ к книгам позволит малышу воспользоваться ими тогда, когда ему хочется. Не старайтесь из соображений бережливости прятать книги подальше и повыше: если ребенок не видит книг постоянно, то наверняка не почувствует к ним интерес.

— Если вы переживаете, что малыш испортит книги – порвет или раскрасит, то оставьте в доступном месте только те из них, которые изготовлены с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, картонные, пластиковые или тканевые. Сегодня в магазине можно найти даже деревянные книги! Эти чудесные книжки карапуз может листать, рассматривать и даже грызть, при этом мама не будет переживать, что он их испортит.

— Если же кроха все-таки умудрился что-то испортить, то посетуйте на это, а затем вместе с ним или в его присутствии «полечите» любимую книгу. Обязательно скажите малышу, что книжки нужно читать или рассматривать, а вот рвать, бросать, пачкать нельзя ни в коем случае.

— Выбирая книги для детской библиотеки, учитывайте основные требования к их оформлению. Книга для маленького ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. При этом следите, чтобы картинки были не слишком яркими, без использования «кислотных» цветов. Для детских книг обязателен крупный понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда и предохранит страницы от мелких разрывов. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге.

— Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями. Соберите отзывы о книге других родителей, почитайте сообщения на форумах в Интернете.

— Не забывайте о том, что лучший подарок для ребенка – это книга. Если малыш будет получать на день рождения прекрасный сборник сказок или стихов, а потом, когда подрастет, отличную иллюстрированную энциклопедию, то он станет ценить книгу уже потому, что мама и папа считают ее достойным подарком.

— Часто мамы и папы интересуются: нужно ли предлагать ребенку сокращенные варианты книг – лишь краткий пересказ с крупными иллюстрациями во всю страницу? По сути такое «чтение» больше напоминает рассматривание комиксов. Ребенок не может читать такую книгу даже непродолжительное время – он сосредоточен именно на рассматривании картинок и не очень обращает внимание на содержание книги.

— Что делать, если все-таки ничего не получается, и ребенок не хочет интересоваться книгами?

Способ 1

Покажите ребенку новый для него мультфильм, снятый по какой-нибудь интересной сказке. Прервите показ если не на самом интересном месте, то на таком, где ребенку будет любопытно продолжение сюжета. Предложите малышу узнать о том, что было дальше, из самой сказки – а вы ему с удовольствием ее почитаете.

Способ 2

Купите аудиокниги. Во-первых, это польза для ребенка, а во-вторых – большая помощь вам: аудиокниги выручают не только в ситуации, когда у родителей нет времени, но и тогда, когда мама и папа не обладают ярко выраженными актерскими способностями. Все сказки и стихи, записанные на аудиодиски, читают профессиональные актеры, причем такое важное дело, как чтение детских книг, доверяют только лучшим из них. Вы можете «включать» аудиокниги в машине или давать их послушать во время тихого часа, если малыш не любит дневной сон (такие дети встречаются все чаще, и мамы не знают, как уговорить ребенка хотя бы просто полежать среди дня, чтобы отдохнули спинка, глазки и ножки).

Способ 3

Читайте ребенку сами. Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями, и, возвратившись, вы увидите, что он рассматривает или читает «забытую» книгу.

Способ 4

Пригласите учительницу. Иногда посторонний, нейтральный человек может научить ребенка большему, чем близкие люди, которые совсем не воспринимаются детьми как учителя.