Институт семьи кратко. Семья и брак. Семья как социальный институт. В зависимости от состава

Понятие "семья" встречается в научной литературе достаточно часто, при этом многие из них так вжились в сознание людей, что уже достаточно сложно определить автора каждого определения.

Семья рассматривается в роли социального института, ячейки общества, малой группы родственников, которые совместно проживают и ведут совместную хозяйственную деятельность .

Семья? представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. По некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно- брачное состояние. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Самым простым примером социального института является семья. В нём человек проводит большую часть времени, и именно семья осуществляет столько социальных функций, что накладывает неизгладимый отпечаток на всё развитие человека. Она также воплощается во множестве форм общественных отношений и удовлетворяет самые разнообразные потребности человека.

Семья - это небольшая группа, основанная на кровном родстве или браке. Члены этой группы связаны общим бытом, взаимоподдержкой и моральной ответственностью. Она выстраивает свою систему образцов поведения, санкций и поощрений, которые устанавливают эффективные взаимоотношения между мужем и женок, родителями и деться, а также детьми между собой.

Кроме того, семья нужна для роста, правильного развития и социализации детей. Качество этой среды обитания ребёнка определяется рядом параметров: демографический (состав семьи, количество членов), социально-культурный (уровень образования и участия в общественной жизни родителей), социально-экономический (имущество и занятость родителей на работе), технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни) и т.д.

Современная семья кардинально отличается от семей прошлых веков, прежде всего, по своим эмоционально-психологическим функциям. Отношения между родителями и детьми становятся всё более эмоциональными и основываются на глубокой привязанности друг к другу, так как дети становятся для многих главной ценностью жизни. Однако это ещё больше усложняет семейную жизнь.

Причинами этого могут быть разные вещи. Например, в большинстве современных семей отсутствуют бабушки/дедушки, братья/сёстра, дяди/тёти, которые могли бы разнообразить возможные межличностные отношения. Кроме того, на смену авторитета родительской власти приходит авторитет личности родителей.

Слово "семья" несет в себе славянские и индоевропейские корни (ср. лит. ?eima). Относит нас к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля) .

Семью чаще всего рассматривают как группу родственников. При этом родство может быть как кровным: родители и дети, братья, сестры, так и законным: муж, жена, отчим. К членам семьи относятся: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка. К дальнему кругу родственников относятся дядя, тётя, племянник, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры. Также для обозначения семьи часто используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке прежде всего обозначает "общее имя для членов семьи"

Возникновение и развитие христианства внесло коррективы в патриархальные семьи - традиции были сохранены, но положение женщины немного улучшилось.

Современная российская семья - это ячейка нашего общества со всеми его недостатками, отличиями от предыдущего поколения, с особенностями русского менталитета. Семья не варится в собственном соку - на ее формирование оказывает влияние место жительства, политика, экономика, мораль и взгляды современного общества. Современную семью в России характеризует ряд установок и образцов поведения.

Двойные стандарты ушли в прошлое. Теперь то, что разрешено мужчине, разрешено и женщине. Это основное отличие современной семьи от семей наших бабушек и дедушек. В первые послевоенные годы люди строили семьи в условиях острой нехватки мужчин, поэтому в браке муж мог вести себя как угодно, а жена стремилась всеми силами не дать браку распасться. Сейчас, спустя два поколения, все стало по-другому.

Оба супруга стали терпимее к добрачному сексуальному опыту своей половинки. Если раньше девушка стеснялась того, что не девственницей выходит замуж, то теперь это норма. Во многих парах принято рассказывать о сексуальном опыте с предыдущими партнерами. Соответственно, отношение к супружеской измене во многих случаях стало терпимее.

Роли обоих супругов стали равными: мужчина активно участвует в воспитании детей и в ведении домашнего хозяйства, женщина чаще занимается собственным бизнесом и построением карьеры. Жена запросто может зарабатывать намного больше мужа. Мужчины не стесняются вести домашнее хозяйство, сидеть дома с детьми и даже уходить в отпуск по уходу за ребенком.

Отношение к гражданскому браку, а фактически - к сожительству стало намного терпимее. Женщины научились реализовывать свои права, даже не будучи в законном браке. Кроме того, они уже не чувствуют экономическую зависимость от мужа. Более того, появились молодые мамы, сознательно воспитывающие детей без мужа, самостоятельно зарабатывающие и успевающие уделять время дому.

Исчезло значение некоторых символов семьи. Например, ношение свадебных колец уже не считается обязательным. Многие покупают кольца только для проведения свадебной церемонии и не более. Многие другие свадебные атрибуты (венчание, например) стали считаться излишними. Другой пример: раньше считалось, что супруги должны спать в одной кровати. В современных семьях нередко супруги спят в разных комнатах, находя это более удобным.

Законодательство в вопросах брака и развода стало более либеральным, что стало предпосылкой и причиной более терпимого отношения к разводу. Супруги уже не бояться потерять свою семью. В детских учреждениях уже не дразнят детей из неполных семей, так как многие дети психологически привыкли к одному родителю.

Новые времена - новые взгляды на жизнь, особенно семейную. Практически забыта советская семейная идеология: "один раз и на всю жизнь". Большинство традиционных признаков брака разрушено, а новое не создано. Что в наше время представляет собой современная семья?

Вспомним, как раньше жили наши бабушки и дедушки, а после наши родители. Крепкая и дружная семья с двумя и более детьми, встретились, когда были молоды, поженились, первое время жили с родителями, постепенно преодолевали трудности (постоянно копили деньги то на бытовую технику, то на машину, то на кооператив), зимний отдых - на лыжах, летний - на даче. Этакая размеренная, спокойная и незамысловатая семейная жизнь.

Новое поколение двадцатилетних остановилось на перепутье. Как строить семейные отношения? Как у родителей уже не хотят, а как хотели бы - сами не знают. Классическую семью с ее принципами и устоями благополучно сменил "западный брак". Непонятное желание подрожать всему заграничному, импортному приобрело карикатурный характер.

Быть может скоро институт брака исчезнет, отомрет как ненужный и не востребованный элемент "цивилизованного" общества. Предлагаю разобраться в основных проблемах современной семьи.

Браки на всю жизнь - большая редкость. Те кому, удалось продержаться вместе 10-15 лет, скорее вызывают удивление, чем восторг. Создавать что-то серьезное, в эпоху индивидуализма, становиться все сложнее. Люди больше не хотят исправлять отношения и создавать свое счастье, проще их выбросить из жизни, и забыть как прошлогодний снег. Свобода так соблазнительна, поэтому сохранить семейные отношения на десятилетия становится все сложнее.

Ранние браки - теперь уже редкость. Это было под силу только нашим родителям. Современная молодежь хочет вначале крепко встать на ноги, получить профессию, работу, создать свой бизнес, обзавестись жильем, машиной и т.д. по списку и уже после задумывается о создании семьи.

Наши родители искали свою половинку среди коллег и однокурсников, из своего ближайшего окружения. Сейчас с развитием интернета расширилась география поиска знакомств. Влюбленные с легкостью меняют страну, веру и все ради счастья. Намного сложнее хранить любовь на расстоянии.

Не худшим вариантом были знакомства по согласию родственников. Теперь каждый слушает только свое сердце. Слушаем, ждем, ищем своего "принца на белом коне"… до пенсии. А советы старшего поколения нам уже не указ.

Рыцари закончились с началом Перестройки. Каких-то лет 15 назад "залетевшая" невеста обязательно бы женила не себе наивного юношу. В наши дни беременность - не повод для создания семьи. В моде свободная любовь, свободные отношения и пары не спешат расписываться, даже когда их дети уже сами женятся.

Зачем связывать себя узами официального брака, когда можно жить в гражданском? Типичные рассуждения мужчин. И женщины вынуждены с этим мериться, их страха остаться одной. Гражданский брак, как пробник - пожили вместе, не понравилось, разъехались. Сошлись со следующим партнером и так по кругу. Вроде бы и отношения есть, но при этом, ни кто, ни кому ничего не должен. А главное нет ни какой ответственности, которую мужчины бояться как огня.

Эмансипация погубила наших женщин. Боролись за равноправие, а в итоге получили одиночество и отсутствие семейной жизни. Какому мужчине понравиться, когда женщина пытается встать у руля семейной лодки?

Все знают, что нормальный, естественный брак - это традиционный, когда женятся мужчина и женщина. Это было раньше, теперь свобода нравов. И наиболее популярными становятся браки между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной. Сюда же можно отнести и гражданский, гостевой брак, свободный, брак между свингерами. А в итоге, никакого удовольствия, только потраченное время, нервы и средства.

А как вам современная привычка проводить выходные и отпуск отдельно друг от друга? У современной молодежи - это называется отдых от семейной жизни. Вначале отдельные интересы, выходные, отдых за границей, после разные спальни, и заканчивается все разводом и одиночеством.

С каждым годом их становится все больше. Теперь все упростилось, люди не хотят больше бороться за свое счастье. Не получается, не клеится - до свидания, дверь открыта, чемодан собран и вперед на поиски новых ощущений или отношений.

Институт брака - это соединение двух людей, способных подстраиваться под любые реалии, когда они этого хотят. Да, старое отмирает, новое зарождается. Что выбрать: старомодные традиции или свободные отношения, секс по брачному договору или по любви? Почему нельзя от всего взять только хорошее, смешать и получить что-то новое? Новую счастливую семью, красивых и здоровых детей. Важно не перепутать пропорции и ингредиенты.

Сейчас бытует мнение, о распаде института семьи. Основанием данных неприятных итогов служит большое число расторжения браков, детей с одним родителем, стариков без присмотра детей и новые формы семьи. Как никогда актуален вопрос что будет происходить с институтом семьи в дальнейшем. Ученые, занимающиеся изучением брака все чаще делают выводы о том, что вопреки многочисленным изменениям, росту бездетности и семей с маленьким количеством детей и многие иные преобразования, семейная ячейка, образованная на обычном традиционном видении брака, остается той ячейкой общества, где могут реализоваться различные потребности и возможности индивида - как ребенка, так и взрослого. Эмоциональная взаимосвязь индивида с членами семьи, отображают рост значения семейных ценностей. Вопреки следующим неприятным явлениям, как сожительство без законного оформления, вторичные семьи, расторжения брака, уменьшение количества детей в семьях, а также стремления к независимости женщин, граждане нашей страны, начали сильнее ценить семью. Исходя из этого, изменения, какие многие нарекают "кризисом российской семьи", на самом деле лучше называть трансформацией семьи к современным условиям, изменением самих внутрисемейных отношений, причем трансформацией, совершающейся на стабильной традиционной социально-нормативной основе.

Раньше больше были распространены патриархальные семьи, то сейчас набирают популярнось нуклеарные.

Наиболее распространены в современном урбанизированном обществе нуклеарные семьи, которые состоят из двух. В такой семье существуют три нуклеарные позиции (муж, жена, дети (ребенок)).

Расширенная семья - это семья, объединяющая в себе нуклеарные семьи, которые проживают в одном месте и ведущие обще хозяйство. Таки семьи состоят из 3-х или более поколений - родителей супругов, супругов и их детей.

В повторных семьях, которые основанны на вторичном браке, совместно с супругами могут быть дети от предыдущего брака, и дети, рожденные в новом браке.

Увеличение количества расторжения браков увеличил процент повторных браков, которые ранее создавались в большинстве своем по причине смерти предыдущих мужа или жены. Ранее дети вторичных браков намного реже имели по три "родителя". Из-за этого стали сложнее взаимоотношения среди детей, имеющих только кровных родителей и имеющих кроме кровного родителя еще приемного.

В работах большинства социологов состояние современной семьи расценивается как кризисное. Кризис проявляется в целом ряде проблем, с которыми сталкивается и которые решает современная семья.

Проблемы связи семьи и общества. В современных условиях ослабевает формальная связь общества и семьи. Основу семьи составляет брачная пара, но сегодня существует большое количество семей, в которых супруги не оформляют свои отношения через институт брака. Социологи отмечают, что количество женщин, считающих себя состоящими в браке, превышает количество мужчин. Одним из следствий этого является увеличение числа неполных семей - формальное (или фактическое) отсутствие одного из родителей, наличие "приходящих" родителей (так называемый гостевой брак).

Важнейшими проблемами являются: проблемы добрачного поведения людей в обществе; новые формы семейных отношений (в ряде государств узаконены однополые семьи) и отношение к ним общества; разводы; отношении разведенных супругов и детей; взаимодействие семьи с дошкольными учреждениями и школой; супружеские конфликты и пр.

Изменение характера межличностных отношений в семье. Согласно исторической традиции в семье должно существовать подчинение детей старшим по возрасту, женщина должна подчиняться мужчине. В настоящее время молодежь все чаще стремится жить самостоятельно и сама выбирает профессию, жизненный путь. Процесс эмансипации женщин привел к появлению трех типов семейных отношений:

Традиционных (роль лидера отводится мужчине; под одной крышей живут несколько поколений);

Нетрадиционных (сохраняется традиционная установка на лидерство мужчины, но без достаточных на то экономических и прочих оснований);

Эгалитарных (семья равных, в которой осуществляется справедливое распределение домашних обязанностей; совместное принятие решений).

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины. В социологии семьи активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно "домашнюю" миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Острой проблемой являются взаимоотношения родителей и детей, представителей младшего и старшего поколений. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значима ее роль в первые годы жизни ребенка, когда закладывается ряд важнейших социально-психологических черт личности. Воспитание подрастающего поколения - это большой труд, требующий значительных как физических, так и умственных усилий. Важнейшим условием правильного воспитания ребенка является умение родителей мудро донести до детей чувство любви, убежденности в том, что ребенок кому-то безмерно дорог и чувство ответной заботы, умения и готовности детей дорожить близкими людьми.

Изменения в функциях семьи. Современная семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% - трехдетных, 20% - четырехдетных, 7% - пятидетных и более, 14% - бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Сокращается объем трудовой деятельности, осуществляемой семьей. Семейный труд все более облегчается вследствие использования современной бытовой техники. В то же время сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению к труду.

Все более значимой в современных условиях становится эмоциональная, досуговая функция современной семьи.

Проблемы кризисов семейных отношений. По некоторым данным, никогда не ссорится примерно около четверти семей. Большинство семей переживает периоды кризисов, обострения семейных отношений. Кризисы семейных отношений могут возникать по разным поводам. Нередко причиной конфликтов являются грубость мужа, пьянство и алкоголизм, измены, угасание чувства любви, упрощение и примитивизм отношений между полами и др.

Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я - стадия бездетности; 2-я - стадия репродуктивного родительства; 3-я - стадия социализационного родительства; 4-я - стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. На каждой стадии огромное значение имеет уровень культуры людей, их способность и готовность идти на компромиссы и сознательно строить семейные отношения.

Нередко кризис семейных отношений приводит к разводам. Важнейшим негативным итогом развода выступает воспитание ребенка в неполной семье (при отсутствии одного из родителей): полная семья как социальный институт обладает наиболее высоким нравственно-воспитательным потенциалом.

Несмотря на кризисные явления семьи как социального института, ценность ее для большинства людей сохраняется. Изменения представляют собой начало нового этапа в развитии семейных отношений, нового исторического витка в развитии института семьи.

Семья представляет собой первичную общность людей, связанных между собой отношениями брака либо кровным родством, в рамках которой обеспечивастся воспитание детей, и удовлетворяются иные социально значимые потребности. Для социологов семья представляет собой, прежде всего, социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм и организационных форм.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак -социально обусловленная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальные отношения, а также устанавливает супружеские и родственные роли. Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов. Он включает в свою структуру, как нормы, так и совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения мужчины и женщины (обручение, свадебная церемония, медовый месяц и др.).

В настоящее время в обществах западного типа брак ассоциируются с моногамией , когда один мужчина может состоять в браке не более чем с одной женщиной одновременно. При этом в мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака. Американский антрополог Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия (то есть форма брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга) допускается в 80% из них . При этом различают два типа полигамии: полигиния , при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной жснщиной;и менее распространенная полиандрия , при которой женщина одновременно состоит в двух и более брачных союзах с разными мужчинами (как правило, такая форма брака порождает ситуацию, когда биологический отец ребенка, рожденного в таком браке, неизвестен).

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) , в которой супруги и их родители принадлежат к одним тем же социальным группам, слоям и классам, и социально-гетерогенной (разнородной).

Категории «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны между собой, при том, что у них есть и немало различий. В отличие от брака, представляющего собой только отношения между супругами, семья представляет собой еще и социальную организацию, затрагивающую как супружеские, так и родительские отношения. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, при этом их брачные обязательства связывают семейными узами

гораздо более широкий круг людей (кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны).

Структура семьи включает в себя следующие группы отношений, в совокупности создающие семью как особое социальное явление:

  • природно-биологические, то есть сексуальные (половые) и кровнородственные;
  • экономические, базирующиеся на ведении домашнего хозяйства, организации быта и семейной собственности;
  • духовно-психологические и нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, можно выделить несколько основных функций семьи :

  • - репродуктивная, т.е биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях - в личном плане;
  • - воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • - экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • - сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения;
  • - социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • - досуговая - организация рационального досуга для всех членов семьи;
  • - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов;

Выделяют две основные формы организации семьи:

  • родственную ("или расширенную) семью , характерную для традиционных обществ, основывающуюся не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников (по сути - клан родственников вместе с супругами и детьми).
  • нуклеарную (от лат. nucleus- ядро,) или супружескую семью , характерную для современных обществ (где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей); основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями (муж и жена), а также их дети, образую-

щие биологический, социальный и экономический центр семьи, все остальные родственники относятся уже к периферии семьи;

Жизнь семьи, ее исторические типы и структура зависят от общих тенденций социально-экономического развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. В связи с тем, что домашнее хозяйство перестает быть основной производящей единицей, происходит разделение дома и работы, осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых. На смену многодетной семьи приходит однодетная.

По отношению к индивиду семьи, подразделяются на родительские и репродуктивные. К родительским семьям относятся те, в которых человек рождается, к репродуктивным - те, которые человек образует, став взрослым, и внутри которых он воспитывает новое поколение детей. При этом в зависимости от места проживания выделяют семьи матрилокальные (когда супруги живут у родителей жены), патрилокальные (когда супружеская пара переезжает к родителям мужа), либо отдельные (когда супруги живут отдельно от родителей жены и мужа и ведут отдельное хозяйство).

Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям. В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной микромоделью общества, всех его социальных связей.

В современном вестернезированном постиндустриальном обществе распространение получает модель «нетрадиционной семьи», основанная на однополом браке. Важнейшую роль в ее легализации сыграла Каирская конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., закрепившая, в принципе 9 Программы действий по регулированию народонаселения, равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые. В настоящее время однополые браки (а также однополые партнерства) узаконены в ряде стран ЕС, в Канаде, в некоторых штатах США и в ЮАР.

Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Современная социология рассматривает семью, в первую очередь, как систему социальных и гендерных ролей.

Ггндерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочерн, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, между ролью деловой женщины и ролью супруги).

В индустриальном обществе существовала так называемая «патриархатная» иерархия ролей гендерной системы, основанная на гендерном контракте «домохозяйки» (англ. - housewife) для женщины и «кормильца» (англ. - breadwinner) - спонсора семейной жизни для мужчины.

В постиндустриальном обществе гендерный контракт «домохозяйки» вытесняется контрактам «равного статуса» (англ. - equalstatus ), в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной (политика, образование, карьера, культурная жизнь), так и в приватной сфере (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Изменения гендерных контрактов обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна: становление государства благосостояния, общества массового потребления, феминизация мужчин и маскулинизация женщин повлияли на радикальное изменение традиционного гендерного порядка.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, тогда как современная форма семейных отношений выводит психологические проблемы расставания на передний план. Партнеры, чаще всего, не находят точек соприкосновения в личностном взаимодействии; и в этом случае психологическое спокойствие становится для них более предпочтительным, нежели, например, экономические трудности.

Среди основных факторов предопределяющих разводы сегодня, можно назвать следующие:

  • - индустриализация;
  • - урбанизация;
  • - миграция населения;
  • - эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени автономной и анонимной, чувство ответственности, привязанности, взаимной заботы сильно снижается.

Наиболее часто к непосредственному разводу между супругами приводят:

  • 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, материальная необеспеченность и пр.)
  • 2. Межличностные конфликты (утрата любви, уважения, привязанности; ревность одного из супругов; различные взгляды на жизнь в экономическом, социальном, духовном плане)
  • 3. Внешние факторы (измена, вмешательство в отношения третьих лиц, например, родителей супругов, начало новых отношений и пр.)

«Брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передать собственность и свой статус другому поколению. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак - все реже следствие необходимости экономического партнерства... По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение».

Э. Гидденс «Социология»

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние несколько десятилетий. Политические, экономические, социальные перемены современного мира способствовали тому, что общественное мнение стало терпимее к разным моделям семейной жизни. И все же, ситуация развода - есть критически острое переживание в жизни индивида, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение продолжительного времени.

Начало XX века - период нс только революционной деятельности, активной модернизации, феминизации, многочисленных социальных перемен в общественной жизни, но и этап резких изменений брачно-семейных отношений. Изменения структуры семьи во всем мире в двадцатом веке, позволяют нам говорить о переходе к эпохе малодетности, увеличения разводов и падения показателей количества зарегистрированных браков, отчужденности индивида и его автономности.

Постепенно происходит переход к специфической модели брачности: позднее вступление в брак - либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования и обретения профессии.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей .

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это весьма отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в таких семьях обнаруживаются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.

Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Именно поэтому, сегодня особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта, подобным местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Однако, несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис: под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении многих веков.

«В мировой науке существуют разнообразные точки зрения на состояние семьи в современном обществе, которые могут быть упорядочены на континууме, напоминающем поле боевых действий. На одном фронте - позиция, утверждающая, что семья деградирует, переживает глубокий кризис, причины которого кроются в социальных катаклизмах, идеологических или морально-этических трансформациях, причем это разрушение семьи вредит как обществу, так и человеку. На другом - диаметрально противоположная точка зрения. Произошедшие за последние двести лет (а в нашем контексте еще и бурные изменения последних десятилетий) социальные изменения обнажили тот факт, что семья как институт устарела и в таком старомодном виде, как она существует сейчас, должна либо исчезнуть, либо подвергнуться радикальной переделке. ...Между этими радикальными точками зрения существует более умеренная позиция, разделяемая, возможно, большинством ученых, что семья, хотя и пребывает в состоянии кризиса, оказывается весьма адаптивным и сильным образованием, стойко выносящим удары судьбы. Как мы уже упоминали, это - своеобразное поле битвы за монополию социального контроля над личностью. Нужно ли говорить, что острия пик всех трех дивизий направлены друг против друга, в известные уязвимые места противника? Равновесность амуниции, так же, как и заманчивая, кажущаяся доступность объекта их притязаний убеждают в том, что до конца сражения еще далеко».

Ярская-Смирнова Е.Р. «Социокультурный анализ нвтипичности»

  • Murdok G. (1949) Social Structure. New York: The Mac Millan Company.
  • См., например Антонов А.И. Социология семьи М.,2010; Зритнсва Е.И. Социология семьиМ., 2006; Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 и др.
  • См.: Зритнева Е.И. Социология семьи. М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Современные исследователи выделяют четыре основные характеристики семьи: малая социальная группа; важная форма организации личного быта; социальный институт, основанный на брачном (супружеском) союзе; многосторонние отношения супругов с родственниками. Семью можно определить как общность, основанную и на браке, и на кровном родстве. Это объединение людей, связанных, как правило, общностью быта, а также взаимной ответственностью и взаимопомощью. По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Институт брака регулирует отношения между супругами посредством норм и санкций. Брак является исторически изменяющейся социальной формой отношений между полами, с помощью которой общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает родительские права и обязанности. Семья, таким образом, является более сложным образованием, чем просто брачная группа. Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Характеризуя институт семьи, мы указываем на его функции: воспроизводства населения,

хозяйственно-экономическую, воспитательную, рекреационную, социального контроля.

Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Деторождение, например, важнейшая функция семьи.

Понимание семьи как социального института предполагает изучение взаимодействия семьи с другими институтами общества (политическими, экономическими, образования).

В социологии приняты различные основания выделения типов семьи. В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).


В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов). С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные. Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи:

Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

Воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

Хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

Духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

Социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

Экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

Сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

Досуговая (организация совместного отдыха);

Эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

Сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).

В поле изучения социологии семьи находятся условия жизни семьи, ее образ жизни, семейная идеология, проблемы успешности брачно-семейных отношений, этапы жизненного цикла семьи. Принято рассматривать следующие периоды, этапы жизнедеятельности семьи: добрачный, создание семьи, становление молодой семьи,

рождение ребенка (детей), воспитание, функционирование семьи, регулирование межличностных отношений, распад или трансформация семьи (развод, смерть супруга). При безраздельном господстве моногамного брака в современном мире значительно распространены внебрачные и альтернативные формы семьи. К первым относят материнскую и неполную, т. е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Материнская семья – это матери-одиночки по отечественной терминологии. Большинство женщин, особенно в возрасте 40-45 лет, идут по пути материнства сознательно, из-за желания иметь собственного ребенка и не быть одинокой. Другие становятся матерями в силу обстоятельств, не имея выраженной потребности в детях. Среди них высок процент 15-19-летних. О количественной распространенности материнской семьи можно судить по статистике внебрачной рождаемости в стране. При одном миллионе детей, брошенных или сданных в детские дома, бывает горько слышать о том, что в ряде западных, стран, например, в Голландии, практически нет нежеланных детей. Другая форма внебрачных семей – неполная. У нее другое происхождение. Если материнская семья изначально безбрачная, то неполная – результат овдовения или развода. По некоторым расчетам, в среднем к достижению человеком 75-летнего возраста в нашей стране распадаются все браки: 23% прекращаются из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа, остальные - из-за развода. Особый вид брачных союзов определяется специалистами как альтернативные. Возникают они либо в период ухаживания и помолвки в виде «молодежных» юридически неформальных отношений, либо как «конкубинат», под которым понимается связь женатого мужчины c незамужней женщиной, имеющей от него детей. Существует множество самых различных прогнозов о будущем семейно-брачных отношений. В оценке частных аспектов отдельные авторы вдруг начинают уверять, что в XXI веке исчезнут одиночки, однодетные семьи и разводы, хотя оснований для таких предположений пока нет. Относительно общих тенденций развития семьи серьезные исследователи не рискуют заглядывать в отдаленное будущее из-за ограниченности статистического материала. Но существует мнение, что магистральное направление развития семьи - это эволюция ее в новую, в определенной мере уже существующую, форму, условно называемую супружеской семьей. Спектр мотивов заключения брака очень широк: любовь, общность интересов и взглядов, ощущение одиночества, вероятность рождения ребенка, материальная обеспеченность будущего супруга, наличие у него квартиры и т. д. и т. п. Некоторые исследователи условно сводят мотивацию брака к трем подгруппам: брак по любви, брак по стереотипу поведения, т. е. по рефлексу подражания, и брак по расчету. Другие говорят о пяти типах мотивации: по любви, по духовной близости, по материальному расчету, по психологической адекватности, по моральным соображениям. Разумеется, возможны различные комбинации мотивов.

Очевидно, что большинство браков заключается по любви. В России, по некоторым опросам, 2/3 мужчин и 3/4 женщин указывают в качестве мотива вступления в брак любовь и взаимную привязанность. Однако понятие «любовь» многозначно и неопределенно. При удачном браке первоначальную привязанность начинают оценивать как любовь, а при разводе любовь оказывается легкомысленным увлечением. Понимание любви и оценка ее роли в браке неодинаковы в разных странах. Так, при опросе, проведенном в свое время советским и американским журналами, на вопрос: «Что является основой счастливого брака»? – 52% американок сказали: «дружба», а 54% представительниц СССР назвали «любовь». Немалую часть браков составляют браки по расчету. В большинстве случаев расчет бывает материальный, нередко корыстный. Такие расчеты бывают более приземленные (прописка, машина и т. д.) и более изощренные. Бывает расчет не материальный, а моральный, когда люди вступают в брак из страха перед одиночеством, желания иметь детей, из чувства благодарности. Такие браки могут оказаться и удачными, особенно когда на смену расчету приходят взаимопонимание и любовь. Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Например, потребность в воспроизводстве, столь актуальная сегодня, может потерять свою значимость - возможно, что в ближайшем будущем человечество научится производить себе подобных и без участия семьи.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности и общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Семьи классифицируют по трем основаниям:

  • по характеру брака — моногамные и полигамные ;
  • по составу — индивидуальные (одна брачная группа) и составные (две или несколько брачных групп);
  • по характеру верховенства власти в семье — патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и демократические (равенство супругов) (рис. 1).

Три признака семьи как социального института

Семья — особый социальный институт, специфика которого заключается в том, что он:

  • обладает устойчивой структурированной организацией из двух и более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами;
  • выступает как саморегулирующаяся система;
  • существует как санкционированный обществом союз.

Семья — это сложное образование, прошедшее в своем развитии ряд важнейших этапов. В первобытном обществе понятие «семья» было синонимом понятия «род», а социальное регулирование отношений между полами носило запретительный характер, общество преследовало браки, угрожающие его выживанию. Связанная с этим система запретов приводила к отрицанию сколько-нибудь длительных прав мужчины или женщины друг на друга.

Рис. 1. Классификация семьи

Наиболее характерно это выражалось в обычаях экзогамии и эндогамии.

Экзогамия (от др.-греч. внешний брак) — обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы (например, рода, племени).

Эндогамия (от др.-греч. внутренний брак) — обычай заключения браков внутри определенной социальной общности (например, племени или касты). И сегодня в отдельных этнических и религиозных общинах проявляется тенденция к эндогамии.

С возникновением частной собственности и переходом к классовой структуре общества главной целью брачного союза стали увеличение богатства и обеспечение бесспорности происхождения наследника от определенного отца, жена была отдана под безусловную власть мужа.

В современных обществах брак представляет собой культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. В зависимости от традиций брак является либо моногамным (заключаемым в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключаемым с двумя и более партнерами). Степень постоянства брачного союза также изменчива. Рост числа разводов приводит к «серийной моногамии», при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак.

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Нуклеарная семья (англ, nuclearfamily) — это семья, состоящая из мужчины и женщины (родителей) и их детей либо только из супругов. Признаки расширенной семьи : совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность — владение собственностью, ведение хозяйства.

Социальный институт на примере семьи

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием над расширенной.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества — моногамию , т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак , при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия , когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния , или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макроструктурных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку альтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности.

Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида.

Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов.

Если одним из результатов успешного функционирования семьи как является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида , что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы.

Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только ее особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

Семья в современном обществе

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства над гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств.

Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых.