Демографическая политика франции. Особенности населения. Демографическая политика. в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

Директор Института демографических исследований Игорь Иванович Белобородое определяет демографическую политику как комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять в заданном направлении на режим воспроизводства населения. В более широком понимании демографическая политика - это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены па изменение существующей демографической ситуации. Объектами демографической политики могут быть как население страны в целом или отдельных регионов, так и социально-демографические группы, режим воспроизводства которых нуждается в существенной корректировке. Цель демографической политики - повлиять на режим воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики должна функционировать вся система государственного и социального управления демографическими процессами.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • 1) здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  • 2) семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  • 3) миграционное - регулирование миграционных процессов.

По мнению отечественного демографа Александра Яковлевича Кваши, демографическая политика может быть как активной, так и пассивной. Для активной демографической политики характерно стремление к изменению существующей демографической ситуации, для пассивной - сохранение ее стабильности. Основу демографической политики составляют определение цели и основных направлений демографического развития, разработка мер и средств по реализации поставленных целей. В соответствии с целью демографической политики по основным направлениям формулируются задачи и обосновываются приоритеты. К числу приоритетных задач могут быть отнесены следующие: увеличение рождаемости, сохранение института семьи, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, корректировка миграционного баланса.

Для определения цели и задач демографической политики необходимы научно разработанные концепция и программа действий. Концептуально оформленная цель демографической политики предстает как стратегия демографического развития страны, а разработанная программа демографической политики - как тактика изменения демографической ситуации. Программа демографической политики представляет собой комплекс мероприятий, с помощью которых будут реализованы сформулированные в концепции цель и задачи. Предлагаемые в программе мероприятия могут быть трех видов: административно-правовые, финансово-экономические и информационно-психологические. Разработка стратегии и тактики демографической политики требует научного анализа существующей демографической ситуации и выявления тенденций динамики демографического развития в стране. Для эффективной реализации демографической политики нужны политическая воля, научное обоснование, достаточное финансирование, информационное сопровождение, контроль за исполнением принимаемых решений.

Демографическая политика в зарубежных странах

В большинстве стран приоритетным направлением демографической политики является регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института. В 1950-1960-е гг. мировая демографическая политика была ориентирована на решение возникшей глобальной проблемы демографического взрыва -перенаселения планеты. В этот период в странах Азии, Африки и Латинской Америки быстрыми темпами росла численность населения - от 2 до 4% в год. Страх перед демографическим взрывом обострил внимание к проблемам ресурсного обеспечения будущего населения и его расселения.

С 1970-х гг. в центре внимания мировой демографической политики оказалась проблема резкого падания рождаемости в экономически развитых странах. В настоящее время более чем в 60 странах мира уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В этих государствах проживает около половины населения планеты. При этом в 20 странах рождаемость уже более 20 лет имеет величину значительно ниже уровня простого воспроизводства. За период с 1970 по 2010 г. глобальный суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 4,3 до 2,7 ребенка. В экономически развитых странах суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,6 ребенка. В то же время в 26 развивающихся государствах из 150 рождаемость составляет пять и более детей у одной женщины репродуктивного возраста.

В последние годы большинство стран проводят политику регулирования рождаемости. Как правило, в азиатских странах, которым угрожает демографический взрыв, демографическая политика ориентирована на снижение рождаемости. В западноевропейских странах, которым угрожает демографический кризис, демографическая политика ориентирована па повышение рождаемости.

Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской Народной Республике возникла в середине 1950-х гг. в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 г., когда население республики насчитывало еще 42 млн чел. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1360 млн чел. (каждый пятый житель Земли).

Первые кампании по ограничению рождаемости в Китае проходили в 1956-1958 и 1961-1965 гг. С 1970 г. демографическая политика, направленная па снижение рождаемости, проводится под лозунгом "одна супружеская пара - один ребенок". Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь два-три ребенка. Для осуществления "политики одного ребенка" в Китае был повышен возрастной ценз вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у кого такие болезни были обнаружены, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставлялся оплачиваемый отпуск.

Ежемесячные пособия в Китае стали выплачиваться только на единственного ребенка. Семьи с одним ребенком имели преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем. Родители, у которых единственный ребенок - девочка, пользовались привилегированным медицинским обслуживанием. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2 до 20 тыс. долл., у них изымались выплаты, полученные за первого ребенка, их лишали всех льгот, которые были предназначены в связи с рождением первого ребенка. В результате "политики одного ребенка" в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 г. до 1,8 в 2000 г. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и, как результат, - "дефицит невест".

В настоящее время численность населения Индии превышает 1220 млн чел. (1/6 жителей земного шара). Суммарный коэффициент рождаемости в Индии - 3,1 ребенка (выше, чем в современном Китае почти в два раза). После переписи 1971 г., показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию, которая первоначально осуществлялась добровольно, причем мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждение. В 1976 г. была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих троих детей.

За период с 1974-1975 но 1976 1977 гг. число операций стерилизации выросло с 1354 тыс. до 8261 тыс. В результате в Индии коэффициент рождаемости понизился с 45% в 1970 г. до 35,3% в 1980 г. За такое политическое решение демографической проблемы премьер-министр Индии Индира Ганди в 1983 г. стала лауреатом премии ООН в области народонаселения. Однако такой жесткий подход к решению избыточной рождаемости привел к требованию общественности отменить закон принуждения к стерилизации. Следствием стало поражение правящей партии Индийский национальный конгресс. Вернувшись к власти, эта партия в 2000 г. повела национальную политику народонаселения, ориентированную па повышение благосостояния семьи, улучшение медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение возрастного ценза вступления в брак девушек 18 годами. В последние годы в Малайзии, Непале и Пакистане правительством проводились кампании по добровольной стерилизации в рамках программы планирования семьи.

Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце XIX в. В 1896 г. французский статистик и демограф Ж. Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 г. был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения. В 1945 г. по инициативе Президента Франции Шарля де Голля (1890-1970) и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет но проблемам населения и семьи. В 1920 г. во Франции был принят закон, запрещающий аборты, но разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 г. был принят Кодекс о семье, а в 1975 г. - закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

В современной Франции, как и во многих европейских странах, рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременное пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего - 717%. Срок декретного отпуска установлен в 16 недель, однако при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. 11ри рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно невысокая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня.

Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на 3/4 происходит за счет миграции.

В демографической политике некоторых западноевропейских стран для увеличения рождаемости используются свои особые меры. Например, в Австрии при определении выделяемых пособий учитывается не доход семьи, а количество в ней детей. Помощь семьям выдается из налоговых поступлений и из общественных фондов, финансируемых предпринимателями. Учащимся до достижения ими 27 лет выплачиваются пособия. В Италии и Бельгии пособия учащимся выплачиваются до 25 лет. Кроме того, в Бельгии они увеличиваются в зависимости от возраста ребенка: для 14-летних пособия в три раза больше, чем для ребенка до четырех лет. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого. В Швеции семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. Отцы, как и матери, могут ежегодно получать 60 дней в год оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. В Великобритании достаточно большая материальная помощь многодетным семьям привела к тому, что появилось поколение людей, которые, не работая, живут за счет детских пособий.

Демографической политикой большинства стран предусмотрены следующие меры: по безопасности материнства, доступности и улучшению медицинского обслуживания матерей и здоровья детей, оказанию материальной помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам. Благодаря осуществлению этих мер в период с 1990 по 2010 г. удалось сократить младенческую и детскую смертность с 12,5 млн до 9 млн. В настоящее время для 70 стран это направление демографической политики является приоритетным. В 87 государствах первостепенными в демографической политике заявлены меры по снижению смертности от распространения инфекции ВИЧ/СПИД, от которого в мире за период с 1981 но 2008 г. умерли 28 млн чел., а 33 млн чел. остаются неизлечимыми.

Все больше экономически развитых стран включают в программы своей демографической политики необходимость введения селективной миграции. Правительства обеспокоены резким ростом нелегальной миграции, особенно в периоды экономического кризиса. Если, например, Австралия, Швеция, Эстония согласны увеличить поток трудовых мигрантов, то Дания, Нидерланды, Франция хотят сократить миграционный поток в свои страны. В США, Канаде и многих европейских странах введены иммиграционные квоты.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн.человек, 1901 - 40,7 млн. человек, 2002 - 59,8 млн. человек, 2010 - .

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн.человек, за 1939-1945 годы - еще на 1,2 млн. человек.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4 %.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн.человек, что обеспечило ѕ общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, ј строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит отдохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелый болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка.

В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. человек. За год прибыло из других районов 0,9 млн.человек, убыло - 0,5 млн.человек. Определить сальдо миграции, валовую миграцию, коэффициенты интенсивности миграции.

Сальдо миграция:

СМ = П - В = 0,9 - 0,5 = 0,4 млн. человек

Валовая миграция:

ВМ = П + В = 0,9 + 0,5 = 1,4 млн. человек

Коэффициент интенсивности миграции по прибытию:

КИМП = П/ЧН * 1000 = 0,9/15 * 1000 = 60 ‰

Коэффициент интенсивности миграции по выбытию:

КИМВ = В/ЧН * 1000 = 0,5/15 * 1000 = 33 ‰

По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. человек: - наличное население - 400; - временно присутствовало - 62; временно отсутствовало - 50; В течение года (в тыс. человек): - родилось - 8; - умерло - 9; - прибыло на постоянное жительство - 7; -- выбыло в другие регионы на постоянное жительство - 6.

Требуется определить: А) 1. Численность постоянного населения на начало года. 2. Численность постоянного населения на конец года. 3. Среднегодовую численность постоянного населения. Б) Коэффициенты: 1. Рождаемости; 2. Смертности; 3. Естественного прироста; 4. Жизненности; 5. Прибытия; 6. Выбытия; 7. Общего прироста численности населения.

А) 1. Численность постоянного населения на начало года:

ЧНнач.года = 400 + 50 - 62 = 388 тыс. человек

2. Численность постоянного населения на конец года:

ЧНкон.года = 388 + 8 - 9 + 7 - 6 = 388 тыс. человек

3. Среднегодовая численность постоянного населения:

ЧН = (ЧНнач.года + ЧНкон.года)/2 = 388 тыс. человек

Б) 1. Коэффициент рождаемости:

Крожд = Nрожд/ЧН * 1000 = 8/388 * 1000 = 21 ‰

2. Коэффициент смертности:

Ксмерт = Мсмерт/ЧН * 1000 = 9/388 * 1000 = 23 ‰

3. Коэффициент естественного прироста:

Ке.п. = Крожд - Ксмерт = 21 - 23 = -2 ‰


Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский Государственный Технический Университет»

Кафедра ИС и ПМ

Реферат
По дисциплине
Мировая экономика
По теме «демографическая политика»

Выполнила:
студентка группы Ба-281
Руководитель:

Мурманск
2009

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………3
1. Понятие демографической политики………………………………………..4
1.1 Из истории демографической политики…………………………………6
2. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах……….9
2.1 Развитые и развивающиеся страны: причины демографических различий…..................... .............................. .............................. ............................12
2.2 Особенности демографической политики Китая………………………13
2.3 Особенности демографической политики Франции……………………15
3. Демографическая политика РФ……………………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………………24

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует огромное количество проблем, таких как преодоление отсталости развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, ликвидация опасных болезней, продовольственная и энергетическая проблемы, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но особое место среди них занимает демографическая проблема.
Для решения данной проблемы в каждом государстве признана необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия государства на процессы рождаемости независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.
Цель данной работы- изучить основы демографической политики, её сущность и особенности.
Таким образом ставятся следующие задачи:

    дать анализ термина демографическая политика
    дать характеристику демографической политики в развитых и развивающихся странах
    проанализировать особенности демографической политики в РФ.
    Понятие демографической политики
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.
Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества. 1
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:
      воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать
      демографической политикой);

      воздействие на процесс социализации подрастающих поколений
      (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация,
      нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.

      регулирование комплекса условий труда (установление границ и
      общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня
      и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

      регулирование миграций и территориальной структуры населения
      и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и
      отдыха;

      воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.) 2
Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. 3
      ИЗ ИсториИ демографической политики
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.
Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.
Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись Всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 60-х годов ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. “Всемирный план действий в области народонаселения”, содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем на конференциях в Мехико и в особенности в Каире он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений.
Однако для того чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50-х и 60-х годов, когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 60-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что “контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания”.
Сексуальная революция вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную “Инструкцию” по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.
Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. 4

Таким образом , демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения: на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой таких мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения. Особенность предпринимаемых мер заключается в их воздействии на динамику демографических процессов преимущественно не прямо, а опосредствованно, через поведение человека.
Отношение к демографической политике неодинаково в различных подсистемах и странах в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода. 5

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и прежде всего ростом населения, ставится там в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-e годы. В 47 странах, где сосредоточено 83.5% населения этой подсистемы мирового хозяйства, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в вначале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Правительства исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2.5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаше всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн. а в 2000 г. превысило 1 млрд человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи - отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно - поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии "много людей - хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, так же, как и в Индии. заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн сельского населения в основной массе ориентирующегося не менее чем на двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором ускорившим процесс демографического перехода в мире. Осуществление поставленной цели - сокращение прироста населения - вызвало новые проблемы в частности старение населения. В середине 70-х годов КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран, где средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн человек там старше 60 лет.
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том. что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действий, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим ""фактором человеческого прогресса, утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека "свободно и ответственно" выбирать число детей.
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать развивающимся странам свое видение проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многонаселенным развивающимся странам. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран. 6
В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.
Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.
В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.
Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция. 7

2.1 РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ: ПРИЧИНЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

В силу множества причин аграрное общество (развивающиеся страны) отдает предпочтение большой семье, а индустриальное (развитые страны) - малой. Рассмотрим несколько конкретных позиций.
1. Дети: экономическое подспорье или обуза? Хорошо известно, что дети сельских жителей трудятся часто наравне со взрослыми, принося в дом дополнительный доход, а в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическое благосостояние семьи более ограничены.
2. Гарантии в старости. В индустриально развитых странах существуют специальные системы пенсионного обеспечения и сложившиеся программы по охране здоровья. В слаборазвитых государствах люди преклонного возраста надеются только на самих себя. Предполагается, что многодетная семья обеспечит достойную старость своим родителям.
3. Положение женщины. В развитых странах эмансипация женщин, стремление овладеть престижной профессией и сделать карьеру не способствуют повышению рождаемости. В соответствии же с вековой традицией во многих отсталых странах первой и главной задачей женщины остается рожать и воспитывать детей.
4. Религиозные верования. Практически все мировые религии (особенно ислам) поощряют большие семьи. При этом, если горожане иногда уходят от влияния жестких религиозных установок, то люди в аграрных обществах стремятся сохранить сложившиеся религиозные традиции.
5. Доступность противозачаточных средств. Ясно, что желание ограничить число детей в семье трудно осуществить, если недоступны безопасные и эффективные контрацептивы. В условиях ужасающей бедности подобные контрацептивы - едва ли не предмет роскоши.
Можно привести и другие факты, свидетельствующие о том, что быстрый рост населения в слаборазвитых странах теснейшим образом связан со всем комплексом социальноэкономических условий, присущих странам «третьего мира». В то же время в развитых обществах рождаемость уже приблизилась к уровню простого воспроизводства, а в некоторых из них наблюдается естественная убыль населения, т. е. начались депопуляционные процессы. 8

2.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ
По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 2000 г. в континентальной части Китая проживают 1,295 млрд. человек (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомэнь), что составляет 22 процента населения мира.
По данным на начало 2005 года, население Китая составляло 1,3 миллиарда человек.
Средняя плотность населения в Китае составляет 130 человек на 1 кв. км.. Население размещено очень неравномерно: в густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность – более 400 человек на 1 кв. км., в Центральном Китае – более 200 человек на 1 кв. км., а на нагорьях Западного Китая этот показатель меньше 20 человек на 1 кв. км..
Если правительство не может эффективно сдерживать чрезмерно быстрый рост населения, не может снизить огромное давление растущего населения на земельные, лесные и водные ресурсы, то спустя несколько десятилетий неизбежно ухудшается экология и окружающая среда, что несомненно становится угрозой элементарным условиям существования человека и продолжительному социально-экономическому развитию общества. Вот почему исходя из реальной ситуации в стране – обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и недостатка в пахотных землях – китайское правительство приступило к контролю за рождаемостью и комплексному повышению качества жизни населения.
Это призвано содействовать скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, ресурсов и окружающей среды, с другой. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал ежегодно снижаться, к концу 1998 года он снизился с 34,11 промилле в 1969 году до 16,03 промилле, естественный прирост населения соответственно снизился с 26,08 промилле до 4,53 промилле. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства народонаселения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения. 9
Демографическая политика Китая направлена на "погашение" высокой рождаемости. Так, был повышен возраст вступления в брак (для женщин до 20 и для мужчин до 22 лет), установлены разного вида поощрительные льготы, и наоборот, меры наказания. Главная цель демографической политики в Китае - переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: "Один ребенок в семье", "Одна супружеская пара - один ребенок", "Народ без братьев и сестер" и т.п. Супружеская пара, ограничившаяся одним ребенком, получает льгот: надбавки к зарплате, выплату ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз и т.п. Двухдетная семья не только лишается всех этих льгот, но и обязана заплатить штраф, помимо этого, родителей могут понизить в должности. А для семей с большим количеством детей установлена еще шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи, причем с указанием определенного срока. 10
В ближайшие годы Китай намерен укреплять и совершенствовать систему законодательного обеспечения политики ограничения рождаемости, стремиться к обеспечению полового баланса населения, добиваться уменьшения количества новорожденных детей с ограниченными возможностями.

2.3 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ

На данный момент Франция демонстрирует не самые высокие показатели рождаемости в Европе: в этом вопросе ее все еще превосходит католическая Ирландия (1,99 ребенка на каждую женщину), не говоря уже об американских 2,01. Тем не менее остальные страны мира, в которых прирост населения давно уже преодолел нулевую отметку и стремительно осваивает отрицательные величины, прилагают немалые усилия для изучения именно французского опыта, который позволяет не только иметь по 1,94 ребенка на каждую женщину, но и не противопоставлять деторождение успешной самореализации как в личной, так и в профессиональной жизни этой самой каждой женщины.
Именно Франция оказалась первой европейской страной, которая еще сто лет назад столкнулась с проблемой недостаточного воспроизводства населения. С тех пор каждое национальное правительство, вне зависимости от политической направленности, предлагало все новые меры для того, чтобы для каждой французской женщины рождение ребенка, а особенно второго и даже третьего, не превращалось в акт самопожертвования. Нынешнее французское правительство пришло к выводу, что уже достигнутый уровень рождаемости все еще остается недостаточным, и по этому показателю Франции придется догонять и обгонять Америку. Значит, максимального стимулирования заслуживает рождение третьего ребенка. А учитывая, что основными претендентками на президентский пост во Франции сейчас называют двух женщин, эта тенденция явно тяготеет к усилению.
Государством используются следующие меры, обеспечивающие дополнительный прирост населения:

    обеспечение государственным уходом 33 процентов детей в возрасте до трех лет и 90 процентов детей школьного возраста;

    гарантия адекватности заработной платы мужчин и женщин, при которой выбор лица, обеспечивающего уход за детьми и престарелыми родственниками, не носит гендерного характера;

    развитие структур, облегчающих уход за лицами, нуждающимися в дополнительном уходе (малолетними детьми, престарелыми, инвалидами и т.д.);
    поощрение мужчинам брать на себя определенные финансовые и карьерные обязательства в период декретного и последекретного отпусков;

    предоставление коммерческим фирмам гарантий того, что стимулирование деторождаемости сотрудниками фирмы не принесет им (фирмам) финансовых убытков;
    учет при расчете пенсионных льгот периодов ухода как за престарелыми, так и за малолетними домочадцами, вне зависимости от пола ухаживающего, с особым упором на неполные семьи;

    и т.д.................

Численность населения Франции.

Во Франции проживает около 61.9 млн. человек. Для неё характерен второй тип воспроизводства - «Демографическая зима» с низкими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста (0,4%). Суммарный коэффициент рождаемости во Франции - один из самых высоких в Европе - 2,0 ребёнка на женщину. Демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости: Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. На территории Франции преобладает народность Индоевропейской семьи Романской группы- Французы. Проживают баски, народность Койсанской группы Нило-Сахарской семьи, брестонцы, Кельтская группа Индоевропейской семьи. Живут также эльзасцы, корсиканцы, каталонцы. Париж – самый крупный город (и самая крупная агломерация) во Франции.

Мегалополисов нет. Велика доля населения, занятого в сфере услуг около 40% экономически активного населения (ЭАН) занято: в промышленности 22, 3 %; в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве 7, 3 %; в строительстве 7, 3 %; транспорте и связи 6 %. Безработных - 10 % ЭАН. ЭАН Франции составляет свыше 40% всего населения страны. Плотность населения по департаментам

Удельный вес городского населения Франции в среднем составляет 60-80%. При плотности 107 чел/кв. км, Франция является одной из густонаселенных территорий планеты, но средненаселенной в Европе. Во Франции миграции в основном представлены иммиграциями. Люди едут в крупные города этой развитой страны, входящей в «Большую семерку». В основном, конечно, направляются в Париж. Жители глубинки также перемещаются к Парижу и крупным городам. Существуют и внутренние миграции, характерные для всех государств, а также наблюдается процесс субурбанизации.

Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Франция богата запасами железной руды (развита черная металлургия), бокситов (развита цветная металлургия) и калийной соли, крупны запасы урана, бедна горючими минеральными ресурсами, в связи с эти возникла мощная нефтеперерабатывающая индустрия. Страна переходит на альтернативные источники энергии, всячески пытаясь устранить зависимость от импорта сырья. Большое количество АЭС вывели ее на лидирующие позиции в мире по производству атомной энергии. Агроклиматические ресурсы способствуют активному развитию сельского хозяйства. Богатые земельные, водные ресурсы. Большую часть площади занимают обрабатываемые земли, много земель, приспособленных под пастбища. Природные ресурсы для развития промышленности и сельского хозяйства в целом благоприятны.

Публикации по географии >>>

Социально-экономический анализ развития Пермского края
При написании реферата о развитии Пермского края, я использовала познавательный и статистический методы, которые, я считаю самыми удобными и имеющими наибольшую информацию, для данной работы. Цель моей работы...

Экономическая оценка минерально-ресурсного потенциала России
Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства страны. Они подразделяются на два основных вида: источники средств существования людей и источники средств производства. Ресурсы объединяются в...


Выполнила: ст. гр. 07-ДГУ-1

Л.А.Каломинская

Проверила: Н.В.Андреева

Краснодар

1. Демографическое старение населения………………………………….………3

2. Демографическая политика в развитых странах…………………………….7

2.1 Демографическая политика во Франции………………………………….8

Задача 2…………………………………………………………………………….11

Задача 3……………………………………………………………………………12

Задача 4…………………………………………………………………………….13

Список использованных источников……………………………………………14

1 Демографическое старение населения

Под старением населения, или демографическим старением, понимают увеличение доли пожилых и старых людей в населении. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населе­ния, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции.

Различают два типа старения населения:

Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости;

Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.

Слова «снизу» и «сверху» употреблены здесь в связи с особым графическим способом изображения возрастной структуры населения (так называемой возрастной пирамиды). Снижение рождаемости приводит к сужению основания пирамиды, а снижение смертности в старших возрастах - к расширению ее вершины.

На процесс старения населения статистики и демографы об­ратили внимание еще в конце XIX в. Однако научное изучение масштабов, причин и последствий демографического старения началось только в первой четверти XX в. Исследования демо­графов разных стран (А.Я. Боярский, СССР; Ж. Буржуа-Пиша и А. Сови, Франция; Э. Коул, США, и др.) показали, что насе­ление старело за счет снижения рождаемости, т.е. имело место старение снизу. Рост продолжительности жизни, происходивший в развитых странах мира в первой половине XX в., прак­тически не имел отношения к старению населения, поскольку был в те годы обусловлен почти исключительно снижением младенческой смертности, которое могло вызвать не столько «старение», сколько «омоложение» населения.

Согласно широко распространенному представлению старение на­селения связано со снижением смертности. На самом деле это не так. Главная причина старения, а в России практически единственная, - снижение рождаемости. Смертность же в наших условиях замедля­ет старение, потому что многие не доживают до старости или жи­вут в преклонном возрасте меньше, чем в других странах, добившихся значительных успехов в увеличении продолжительности жизни. Там процесс старения характеризуется не просто общим ростом доли лиц в возрасте старше 60 или 65лет, а опережающим ростом самого вер­хнего сегмента возрастной пирамиды, так называемых самых старых.

Население России 1999: Седьмой ежегодный демографический доклад. М., 2000. С. 43.

В настоящее время в развитых странах Запада и Японии ситу­ация изменилась. Рождаемость здесь является низкой или очень низкой и, что в данном случае важнее, если и изменяется, то не­значительно. При этом благодаря достижениям медицины резко снизилась смертность в пожилых и старческих возрастах, следо­вательно, продолжительность жизни выросла и продолжает расти именно по этой причине. В этих условиях на место старения сни­зу пришло старение сверху.

В нашей стране ситуация совершенно иная. Население продол­жает стареть снизу, так как рождаемость по-прежнему снижается, а смертность в старших возрастах практически не уменьшается, продолжительность жизни не растет, оставаясь катастрофически низкой по сравнению с продолжительностью жизни во всех раз­витых и даже некоторых развивающихся странах.

В качестве критерия для оценки демографического старения используют долю в населении лиц старше определенного воз­раста. В России и во многих других странах это возраст 60 лет, в развитых странах Запада и в международной практике - это возраст 65 лет.

Соответственно для измерения старения населения использу­ют специальные шкалы, основанные на указанных значениях возраста. Если в качестве критерия используется возраст 60 лет, то применяется шкала Ж. Божё-Гарнье-Э. Россета (табл. 1).

Таблица 1

Шкала демографического старения Ж.Божё-Гарнье – Э.Россета

Если в качестве критерия используется возраст 65 лет, то приме­няется шкала демографического старения ООН, согласно которой на­селение с долей лиц в возрасте 65 лет и старше, меньшей 4%, счита­ется молодым, если эта доля меньше 7%, то население находится на пороге старости, а если она равна 7% и более, то население счита­ется старым.

Старение населения происходило и происходит неравномерно по разным странам. Своеобразным лидером здесь была Франция, в ко­торой уже в 1870 г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше превысила 12%, т.е. началась демографическая старость по шкале Ж. Божё-Гарнье-Э. Россета. В 1901 г. этот порог демографической старости переступила Швеция, в 1931 г. - Великобритания, в 1937 г. - Гер­мания.

По данным на середину 1998 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составляла во всем мире 7%, в том числе в развитых стра­нах - 14, в развивающихся - 5 и в наименее развитых странах - 4%. На графике 3.9 показано, как по среднему варианту прогноза ООН (пересмотр 1998 г.) будет изменяться доля населения лиц в возрасте 60 лет и старше во всем мире и некоторых регионах и странах в период до 2050 г. По шкале демографического старе­ния ООН 215 стран и территорий, учитываемых международной статистикой, распределялись в середине 1990-х гг. следующим об­разом:

61 страна с общим населением в 1200 млн человек относились к странам со старым населением;


Рисунок 1 – Динамика старения населения мира и отдельных регионов

58 стран с общим населением в 2 700 млн человек находились на пороге демографической старости;

73 страны с общим населением в 980 млн человек имели демо­графически молодое население;

О 23 странах сведения отсутствовали.

Иначе говоря, страны мира довольно равномерно распределя­ются по шкале демографического старения.

В России процесс старения населения начался позже и в тече­ние длительного времени происходил гораздо медленнее, чем в странах Европы.

За 1897-1959 гг. доля лиц в возрасте 60 лет и старше увеличи­лась только с 7 до 9%, т.е. российское население продолжало в общем оставаться молодым. Однако быстрое падение рождаемос­ти в 1960-е и последующие годы привело к тому, что население России стало стремительно стареть: по данным переписи населе­ния 1989 г., эта доля превысила 15%, а к началу 2001 г. достигла 18,7% (среди мужчин эта доля составляет 13,9%, среди женщин - 23,0%). Это означает, что сегодня практически каждый пятый житель нашей страны имеет возраст старше 60 лет. Иначе говоря, население России в отношении старения «опережает» данные про­цитированного выше прогноза ООН.

Старение населения порождает новые требования к социаль­ному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращающейся аб­солютно и относительно численности экономического активного населения ведет к росту демографической нагрузки, создает дополнительные трудности в пенсионном обеспечении. Даже в Япо­нии, в стране, уровень и продолжительность жизни которой не­сравнимы с нашими, сверхнизкая рождаемость вынудила прави­тельство пойти на увеличение пенсионного возраста до 70 лет. Усиливаются проблемы одиночества и депривации пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поко­лений. Учет тенденций и последствий демографического старения является одной из важнейших задач социальной политики.

2 Демографическая политика в развитых странах

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, соци­альной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистиче­ских стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства за­падных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.

Рассмотрим в качестве примера проведения демографической политики в экономически развитой стране – Франции.

2.1 Демографическая политика во Франции

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн.человек, 1901 – 40,7 млн. человек, 2002 – 59,8 млн. человек, 2010 - .

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн.человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн. человек.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) – 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 – 0,4 %.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн.человек, что обеспечило ¾ общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, ¼ строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек – за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек – за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

Пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

Пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

Пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

Семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит отдохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей – до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелый болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка.

Задача 2

В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. человек. За год прибыло из других районов 0,9 млн.человек, убыло – 0,5 млн.человек. Определить сальдо миграции, валовую миграцию, коэффициенты интенсивности миграции.

Решение:

1) Сальдо миграция:

СМ = П – В = 0,9 – 0,5 = 0,4 млн. человек

2) Валовая миграция:

ВМ = П + В = 0,9 + 0,5 = 1,4 млн. человек

3) Коэффициент интенсивности миграции по прибытию:

КИМ П = П/ЧН * 1000 = 0,9/15 * 1000 = 60 ‰

4) Коэффициент интенсивности миграции по выбытию:

КИМ В = В/ЧН * 1000 = 0,5/15 * 1000 = 33 ‰

Задача 3

По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. человек: - наличное население – 400; - временно присутствовало – 62; временно отсутствовало – 50; В течение года (в тыс. человек): - родилось – 8; - умерло – 9; - прибыло на постоянное жительство – 7; -- выбыло в другие регионы на постоянное жительство – 6.

Требуется определить: А) 1. Численность постоянного населения на начало года. 2. Численность постоянного населения на конец года. 3. Среднегодовую численность постоянного населения. Б) Коэффициенты: 1. Рождаемости; 2. Смертности; 3. Естественного прироста; 4. Жизненности; 5. Прибытия; 6. Выбытия; 7. Общего прироста численности населения.

Решение:

А) 1. Численность постоянного населения на начало года:

ЧН нач.года = 400 + 50 – 62 = 388 тыс. человек

2. Численность постоянного населения на конец года:

ЧН кон.года = 388 + 8 – 9 + 7 – 6 = 388 тыс. человек

3. Среднегодовая численность постоянного населения:

ЧН = (ЧН нач.года + ЧН кон.года)/2 = 388 тыс. человек

Б) 1. Коэффициент рождаемости:

К рожд = N рожд /ЧН * 1000 = 8/388 * 1000 = 21 ‰

2. Коэффициент смертности:

К смерт = М смерт /ЧН * 1000 = 9/388 * 1000 = 23 ‰

3. Коэффициент естественного прироста:

К е.п. = К рожд - К смерт = 21 – 23 = -2 ‰

4. Коэффициент жизненности:

К жизн = N рожд / М смерт = 8/9 = 0,9

5. Коэффициент прибытия:

К V+ = V + /ЧН * 1000 = 7/388 * 1000 = 18 ‰

6. Коэффициент выбытия:

К V - = V - /ЧН * 1000 = 6/388 * 1000 = 15 ‰

7. Коэффициент общего прироста численности населения:

К прироста = К V+ - К V - = 18 – 15 = 3 ‰.

Задача 4

Население города на начало года составило 1,4 млн. человек, на конец года – 1,5 млн.чел. В течение года родились 40 тыс.чел., умерли 12 тыс.чел., в том числе 2 тыс.детей в возрасте до 1 года, заключено браков 20,5 тыс., расторгнуто 1,5 тыс. браков.

Определить: 1. Среднюю численность населения; 2. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, механического и общего прироста, брачности и разводимости.

Решение:

1. Средняя численность населения:

ЧН = (ЧН нач.года + ЧН кон.года)/2 = (1,5 + 1,6)/2 = 1,55 млн.чел.

2. Коэффициенты:

а) К рожд = N рожд /ЧН * 1000 = 45 000/1 550 000 * 1000 = 29 ‰

б) К смерт = М смерт /ЧН * 1000 = 13 000/1 550 000 * 1000 = 8,4 ‰

в) К е.п. = К рожд - К смерт = 29 – 8,4 = 21 ‰

г) ЧН прибывших = 1,6 млн. – (1,5 млн. + 45тыс.-13тыс.) = 68 тыс.человек

К V+ = V + /ЧН * 1000 = 68 000/1 550 000 * 1000 = 44 ‰

д) К общ = К е.п. + К V+ = 21 ‰ + 44 ‰ = 65 ‰

е) К брач = В/ЧН * 1000 = 20 500/1 550 000 * 1000 = 13 ‰

ж) К развод = Д/ЧН * 1000 = 1 500/1 550 000 * 1000 = 1 ‰.

Список использованных источников

1. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие/Н.В. Зверева, И.Н. Веселкова, В.В. Елизаров. - М.: Высш. шк., 2008. - 374 с.

2. Медков В.М. Демография: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с. -(Классический университетский учебник).

3. Демография: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общ. ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 440с.

4. Борисов В.А. Демография: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Нота Бене, 2009. – 344 с.

5. Демография: Учебное пособие/ под ред. Проф. В.Г.Галушковой. – М.:КНОРУС, 2004. – 304 с.