Звание героя советского союза. История награды

Космонавт, который первым побывал в открытом космосе, представил автобиографию «Время первых. Судьба моя - я сам...». С разрешения издательства АСТ публикуем самые любопытные отрывки.

Опознали по родинке

Вокруг гибели Юрия до сих пор много инсинуаций. Что же стало причиной?

Для расследования Госкомиссия была создана, которую Дмитрий Федорович Устинов возглавил (на тот момент секретарь ЦК КПСС), а замом был главком ВВС маршал Павел Степанович Кутахов. Из семи человек, входивших в нее, только два сегодня остались: я и Степан Микоян - летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, сын наркома Анастаса Ивановича Микояна. (Увы, пока писалась книга, Микоян умер. - Ред.)

Мы были к расследованию как специалисты привлечены. По итогам работы было очень странное заявление сделано: якобы учебный МиГ-15, пилотируемый Гагариным, резкий маневр совершил, связанный с отворотом от посторонних объектов - стаи гусей, предположим, воздушного шара-зонда, - и в штопор сорвался. В результате столкнулся с землей и экипаж погиб... Но как эксперт я категорически с этим был не согласен. И аргументы привел. В момент катастрофы я со своей «лунной» группой прыжки с парашютом рядом, в Киржаче, отрабатывал. Мы взрыв и сверхзвук услышали - раздались они практически одновременно - и направление определили, откуда это пришло. Позднее обломки самолета там и нашли.

На место гибели прибыли к ночи. И останки ребят видели (вместе с Юрой погиб летчик-испытатель Владимир Серегин). От них мало что осталось. Нет, ну как, определить, что это они, можно было. По одежде - синюю демисезонную куртку Серегина нашли, по фрагменту тела с родинкой - я ее на шее у Юры накануне, когда мы у парикмахера были, видел. Это такое страшное воспоминание...

«Пилот Су-15 спустился слишком низко»

Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что видели низко летящий самолет. Во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди десяти макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали. По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом - огонь, и он взмыл в облака. Ясно, что это не самолет Гагарина.

Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 000 метров летать, а выше - испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ (Летно-исследовательского института) в Жуковском, проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел - так часто делают, потом форсаж включил и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверхзвуковой скорости прошел.

Возмущенным потоком этот Су-15 учебный МиГ-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. Последний доклад Юрия на высоте 4200 метров был сделан: «Я, 625-й, задание в РИПе1* выполнил, иду на рубеж**».

Я считал, что никакой критики официальная версия не выдерживает, но мне сказали тогда: здесь серьезные экспертизы, не возникай, полковник. Все равно с заключением Госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав: остальные все врали.

«Переписали мои показания»

В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились... Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны обратились с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести. Нам разрешили. После этого, используя современную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский все проверил.

Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4200 метров до нуля, только войдя в глубокую спираль. Только одна трасса возможна (одна!), другие в эти данные просто не вписываются.

Кстати, среди документов о расследовании катастрофы свой акт я нашел - он кем-то был полностью переписан, и интервал между сверхзвуком и взрывом с 1,5 - 2 секунд до 15 - 20 был увеличен: это должно было означать, что расстояние между самолетами 50 километров было и Су-15 не виноват.

«Этому летчику за 90»

В 2013 году я к Путину обратился: «Владимир Владимирович! Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Открыли. Все, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» (так называли двухместный вариант одноместного истребителя или спортивного самолета) прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя не называть...

Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал...

Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Николай Петрович Каманин об этом знал, авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев знал, но когда письмо товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Николаю Сергеевичу Строеву попало (в 1954 - 1966 гг. он был начальником ЛИИ), тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте - погубите летчика. Он это неумышленно сделал».

Теперь тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы все знали правду о гибели Гагарина.

Я один боролся с 1968 года, что-то доказывал. Я, как специалист, приглашенный работать в комиссии, написал свое видение произошедшего, я присутствовал при исследовании, и я все слышал, я был в тринадцати километрах от места падения Гагарина.

Теперь мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, который нарушил дисциплину и создал аварийную обстановку. Я дал слово, что не назову. Но он виноват. Он должен был летать на одной высоте, а спустился вниз. Я беседовал с крестьянами на следственном эксперименте, которые каждый по отдельности рассказывали, что они видели самолет, похожий на балалайку... А это Су-15, у него треугольное такое крыло...

Пули для Брежнева

22 января 1969 года я находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева.

Так уж случилось, что в машину с космонавтами попали пули, предназначавшиеся Леониду Ильичу... Он потом подошел ко мне на торжественном приеме и попросил показать след от пули на моей шинели. А я что? Раз генеральный секретарь ЦК КПСС просит, пошли в раздевалку, и я продемонстрировал ему след от пули, пролетевшей по касательной. Брежнев был тогда очень растерян. Он все внимательно осмотрел и говорит:

Не волнуйся, это не в тебя, а в меня стреляли.

Баллистики позже провели экспертизу и установили, что меня чудом не зацепило. Так и сказали:

Спас тебя бог, Леонов.

Я ответил:

Значит, буду молиться...

Этот Ильин успел за несколько секунд выстрелить 16 раз. Первая пуля попала в голову водителю, и я резко повернулся в его сторону. Если бы продолжал сидеть в прежней позе, следующая пуля прилетела бы точно мне в висок. Еще одна прошла у живота, третья задела шинель в левой стороне груди, четвертая угодила в обшивку кресла за спиной. Словно кто-то сверху и в самом деле отводил пули от меня... Человек с расстояния в девять метров из двух пистолетов в упор стрелял...

В 9-м управлении КГБ наверняка знали о готовящемся покушении, Ильина уже искали, он ведь покинул свою воинскую часть под Ленинградом, прихватив два пистолета и четыре магазина к ним. Поэтому на подъезде к Кремлю автомобиль с Брежневым (там с ним еще сидел А. Н. Косыгин) отделился от кортежа и направился к Спасским воротам, а через Троицкие ворота другую машину пустили, где космонавты сидели: спереди - водитель и чекист Костя, на центральных сиденьях - мы с Береговым (он справа, я слева), сзади - Терешкова и Николаев. У нас точно такой же автомобиль был, как у Брежнева, - ЗИЛ-111.

У Троицких ворот в оцеплении и стоял переодевшийся в синюю милицейскую форму Ильин. Он пропустил первый ЗИЛ-111 и открыл огонь по второму, будучи уверенным, что стреляет по Брежневу. По совести, там должны были бы сидеть чекисты в бронежилетах, но на их месте оказался я...

«Ильин не был психически больным»

Ко мне домой (прошло лет пятнадцать) привозили этого стрелка Ильина. Прощения просил. Мол, не в вас целился, я хотел избавить страну от узурпатора. Ну, говорю, какой же он узурпатор... А он все спрашивал: «Что же мне теперь делать?» Я ему сказал:

Ты убил человека, а у него осталось двое детей. Найти вдову водителя, которого ты застрелил, детей, оставшихся без отца. Им в ноги падай, моли о прощении... Помоги как-то, если можешь...

Такой вот был разговор. Не был этот Ильин психически больным, как потом писали. Абсолютно нормальный, адекватный. Отсидел свое. Уже в 90-х годах его из психушки выпустили, и он очень сожалел, что ни в чем не повинного водителя жизни лишил...

ПОЧТИ АНЕКДОТ

«Спиртное на орбите»

В первый день на орбите я здорово разыграл американцев с водкой. (Речь идет о знаменитой стыковке нашего «Союза» и американского «Аполлона», случившейся 15 июля 1975 года, ее еще называют «космическим рукопожатием». - Ред.) Об этом в ЦУПе не знали, никто не знал. Это была чисто моя идея. Еще перед полетом достал этикетки: «Столичная», «Русская», «Старка» и «Московская». Положил их в бортовой журнал, а скотч у меня был. И после того как мы вышли на орбиту, я наклеил водочные этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: «О дивный новый мир, что имеет таких людей». И на каждого дружеские карикатуры сделал.

Когда после стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с «водкой». Объясняем американцам: «Ребята, русский обычай мы должны и в космосе чтить. А по традиции перед обедом мы должны выпить». Том Стаффорд отнекиваться стал:

Impossible... I can not... (Невозможно... Я не могу...)

Типа - нельзя, нарушение. И на телекамеры показывает. А я ему говорю:

Я сейчас выключу, чтобы никто не видел. И выключил. А с Земли кричат:

Включай!

Дал я каждому по тюбику, все на этикетки посмотрели и говорят:

Слушай, за это нам попадет.

Ничего...

Открывают: чин-чин! А там... борщ...

Никогда, - кричат, - этого тебе не простим: мы на такой риск пошли, а ты нас надул!

Потом видел - было снято крупным планом лицо Дональда Слейтона, когда он говорит: «Слушай, зачем ты обманул? Лучше бы была водка!» Но никто не верит, что мы не пили водку. Никто.

«Теория употребления коньяка в космосе»

А у нас реально ни грамма спиртного не было. Хотя академик Олег Георгиевич Газенко, основатель космической медицины, был убежден: немного коньячку на орбите не помешает.

Был такой момент. Когда летали Лебедев и Березовой, им обоим исполнялось в полете по сорок лет. На грузовом корабле я решил тайком отправить им коньяк: в булке хлеба вырезал середину и спрятал туда фляжку.

Так потом Валя Лебедев написал «Теорию употребления коньяка в космосе»: надо взять бутылку в рот, сделать резкий кивок головой - будет ровно тридцать граммов. И это напечатал в научном журнале!

Идет коллегия министерства. Министр Афанасьев чернее тучи. Показывает журнал:

Кто это сделал?

Я встал и говорю:

Сергей Александрович, это я сделал. Они так долго уже летают, им по сорок лет, бутылка коньяку на целых полгода...

А из зала кричат:

Мало! Мало!

Встает генеральный, Юрий Павлович Семенов, и говорит:

Алексей со мной это обсуждал. Я согласился, и мы отправили эту бутылку коньяку.

*РИП - район испытательных полетов.

**Рубеж - линия снижения.

На фронте редко бывают радостные дни. 6 сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка майора Алексея Кольцова и штурмана полка капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза. И теперь они летели в столицу

За заслуженной в воздушных боях с врагами наградой.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. Прикрепляя к парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с ненавистным врагом.

Не всем советским воинам довелось дожить до 9 мая 1945 года. 7 ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове?В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность?Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.

"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 июля по 10 августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени. В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная...

31 июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане.

Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие, и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Семёном Бычковым и старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: "Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.

Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным?Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии. Когда в июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля.

В протоколе заседания суда записано: "Свидетель Бычков рассказал, как в конце январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным.

Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии генерал-полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками.

Капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.

Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание майора немецкой армии.

4 февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены майору Бычкову и вновь испечённому капитану РОА Антилевскому.

19 декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно-воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.

2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейхсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в генерал-майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно-воздушных сил народов России".

13 февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир полковник Байдак, начальник штаба майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти.

Командиром эскадрильи был назначен майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в марте должна была быть задействована "для боёв на востоке".

2-я эскадрилья (командир капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине февраля Мальцев доложил генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно ивыполнение боевых заданий немецкого командования отходило на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 апреля на военном совете было наконец-то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней.

Поэтому Мальцев вместе с немецким генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой-то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому-то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия.

Сдача оружия прошла 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Он писал, что "совершил вынужденную посадку и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии... На допросах не выдал врагу военной тайны, вступил в РОА по принуждению, глубоко раскаивается в содеянном". Его прошение было отклонено...

Анатолий Копейкин,

корреспондент журнала "Авиация и космонавтика"

СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ «СОКОЛОВ» ВЛАСОВА

Генерал-майора Мальцева солдаты 3-й американской армии доставили в лагерь военнопленных под Франкфуртом-на-Майне, а потом тоже переправили в Шербур. Известно, что советская сторона неоднократно и настойчиво требовала его выдачи. Наконец, власовского генерала всё же передали сотрудникам НКВД, которые под конвоем доставили его в свой лагерь, находившийся неподалёку от Парижа.

Мальцев дважды пытался покончить с собой - в конце 1945 и в мае 1946 года. Во время нахождения в советском госпитале в Париже он вскрыл себе вены на руках и нанес порезы на шее. Но избежать расплаты за предательство ему не удалось. На специально прилетевшем "Дугласе" он был доставлен в Москву, где 1 августа 1946 года приговорен к смертной казни и вскоре повешен вместе с Власовым и другими руководителями РОА. Мальцев был единственный из них, кто не просил о пощаде и помиловании. Он лишь напомнил судьям военной коллегии в последнем слове о своем необоснованном осуждении в 1938-м году, подорвавшем его веру в Советскую власть.

С. Бычкова, как мы уже сказали, "приберегли" для этого процесса в качестве свидетеля. Обещали, что в случае дачи им нужных показаний сохранят ему жизнь. Но24 августа того же года военный трибунал Московского военного округа осудил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 года. А Указ о лишении его звания Героя состоялся спустя 5 месяцев - 23 марта 1947 года.

Что касается Б. Антилевского, то практически все исследователи этой темы утверждают, что ему удалось избежать выдачи, скрывшись в Испании под защитой генералиссимуса Франко, и что осуждён к расстрелу он был заочно. "Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 1970-х годах. Хотя он и был приговорён заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, ещё 5 лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 года спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды»…

Но материалы уголовного дела в отношении Б. Р. Антилевского не дают оснований для подобного рода утверждений. Трудно сказать, откуда берёт свое начало "испанский след" Б. Антилевского. Возможно, по той причине, что его самолёт Fi-156 "Шторх" был подготовлен для вылета в Испанию, а в числе офицеров, плененных американцами, его не оказалось. По материалам же дела, после капитуляции Германии он находился в Чехословакии, где вступил в "лжепартизанский" отряд "Красная искра" и получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД.

12 июня 1945 года Антилевского-Березовского неоднократно допрашивали, полностью изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 "б" УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Данных о приведении приговора в исполнение в деле нет. Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Б. Антилевского всех наград и звания Героя Советского Союза действительно состоялся значительно позже - 12 июля 1950 года.


П. И. Кириченко: «Когда читаешь биографии людей, совершивших героические поступки, всегда хочется увидеть в их поведении, внешности, характере какие-то необычные черты, отличающие их от остальных. И очень часто убеждаешься, что нет в них ничего особенного. Никакой пафосности, романтической приподнятости, экзальтированности, только добросовестность, самообладание и повышенное чувство ответственности, долга».

Звание Героя Советского Союза (далее ГСС) – является высшей степенью отличия советского периода, самым почетным званием в советской наградной системе. Оно было определено Постановлением ЦИК Союза ССР от 16 апреля 1934-го года и присваивалось за личные, а также коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением выдающегося подвига. На то время в мире не было наград подобного рода. Хотя в отдельных странах и существовало понятие «национальный герой», оно не являлось официальным. Зато после окончания второй мировой во многих социалистических странах по аналогии были учреждены местные высшие степени отличия, например: «Герой Сирии», «Герой Народной Республики Болгарии», «Герой Монгольской Народной Республики» и так далее.

Изначально было принято решение выдавать Героям лишь особую грамоту. Однако 29 июля 1936-го года новым Положением было учреждено помимо грамоты ЦИК, вручать Героям Советского Союза еще и орден Ленина, являвшийся высшей наградой СССР. Задним числом его получили и те одиннадцать человек, кому звание ГСС было уже присвоено. Через три года количество ГСС составило уже сто двадцать два человека, и стало понятно, что необходимо ввести для них совершенно новый, особый знак отличия. Поэтому 1 августа 1939-го года вышел специальный Указ Президиума Верховного Совета, который содержал информацию об учреждении новой медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, которая отныне стала вручаться вместе с грамотой и орденом Ленина. Каждая медаль «Золотая Звезда» имела порядковый номер, соответствующий очередности присвоения звания Героя, включая лиц, кому оно было присвоено еще до учреждения медали.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза крепится над всеми медалями и орденами СССР на левой стороне груди. Она выполнена в форме пятиконечной звезды с двугранными гладкими лучами на лицевой стороне. Задняя сторона гладкая и ограничена по контуру тонким выступающим ободком. В центре выпуклыми буквами написано «Герой СССР», а в самом верхнем луче имеется номер. С помощью ушка и кольца медаль соединяется с позолоченной колодочкой, которая обтянута шелковой муаровой ленточкой красного цвета. На колодочке расположен нарезной штифт и гайка для крепления к одежде. Медаль «Золотая Звезда» изготавливалась из золота 950-ой пробы, а колодочка была выполнена из серебра.

ервые Герои Советского Союза: И.В. Доронин, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, В.С. Молоков, М.М. Громов, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский (сидит), М.В. Водопьянов
Впервые звание ГСС было присвоено семерым доблестным советским летчикам – Доронину И.В., Водопьянову М.В., Леваневскому С.А., Каманину Н.П., Ляпидевскому А.В., Слепневу М.Т. и Молокову В.С. – 20 апреля 1934-го года за спасение людей с ледокола «Челюскин». Первым из них шел Анатолий Ляпидевский, и с введением нового знака отличия ему была вручена «Золотая Звезда» под номером 1. Восьмым звание ГСС в 1934-ом году получил выдающийся летчик Михаил Громов, совершивший рекордный беспосадочный перелет за семьдесят пять часов на расстояние более двенадцати тысяч километров. Следующими ГСС в 1936-ом году стали авиаторы Чкалов В.П., Беляков А.В. и Байдуков Г.Ф., добравшиеся без посадок из Москвы до Дальнего Востока. А 31 декабря 1936-го года почетным званием были впервые награждены одиннадцать командиров РККА за воинские подвиги. Все они были летчиками, участниками гражданской войны в Испании. Интересно, что трое из них являлись по происхождению иностранцами: немец Эрнст Шахт, болгарин Захари Захариев и итальянец Примо Джибелли. Трем из «испанских» Героев звание впервые было дано посмертно.

Летом 1937-го после успешной организации и доставки на Северный полюс на самолетах команды первой в мире дрейфующей полярной метеостанции Героями стали академик Шмидт О.Ю., начальник полярной авиации Шевелев М.М., начальник самой станции Папанин И.Д. и еще пять летчиков. Этим же летом за участие в кровопролитных боях в Испанской Республике звание ГСС было впервые присвоено танкистам под руководством комбрига Дмитрия Павлова. Вообще за все время войны в этой стране с 1936-го по 1939-ые годы этого звания удостоилось пятьдесят девять человек.

В марте 1938-го года с успехом завершился 274-ех суточный ледовый дрейф станции «Северный полюс». За проведенные научные исследования Федорову Е.К., Ширшову П.П. и Кренкелю Э.Т. также присвоили звание ГСС. Вскоре появились Герои, удостоенные этого звания за борьбу с японскими интервентами в Китае. Первым из них опять был летчик – командир авиагруппы Федор Полынин. А в октябре 1938-го года прошло уникальное, до этого невиданное, массовое награждение двадцати шести бойцов Красной Армии, отличившихся в боях с японцами, вторгшимися на нашу территорию возле озера Хасан. Четверо из них впервые были рядовыми красноармейцами. До настоящего момента звание Героя получали только лица командного состава. 2 ноября 1938-го года почетным званием удостоили и прекрасную половину человечества. Летчицы Осипенко П.Д., Раскова М.М. и Гризодубова В.С. на самолете «Родина» осуществили беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.

Следующий, 1939-ый год, ознаменовался еще одним массовым присвоением звания ГСС за подвиги, проявленные в сражениях на реке Халхин-Гол. Звание Героя вместе с введенными знаками отличия – медалями «Золотая Звезда» получили семьдесят человек, двадцать из них посмертно. Лишь один был простым красноармейцем, остальные относились к командному составу. Кроме того, в сражениях с японцами трое воинов (майор Сергей Грицевец, полковник Григорий Кравченко и комкор Яков Смушкевич) впервые стали дважды Героями Советского Союза. Все они были летчиками и, к сожалению, ни один из них не дожил до конца Великой Отечественной.

Первый дважды Герой Советского Союза майор Сергей Иванович Грицевец - самый результативный советский воздушный ас конца тридцатых годов, по официальным данным сбивший 42 самолета противника
По итогам зимней советско-финляндской войны 1939-1940-го годов звания ГСС удостоились четыреста двенадцать человек. А в 1940-ом состоялось редкостное массовое присвоение звания всем пятнадцати членам экипажа ледокола «Георгий Седов», который был затерт во льдах Северного Ледовитого океана аж в 1937-ом году! Подобное никогда больше не повторялось, если не считать трех случаев награждения объединенных подразделений в годы Великой Отечественной. Уже в конце 1940-го года еще одним Героем Советского Союза, последним в предвоенный период, стал испанец Рамон Меркадер. Его удостоили этой высокой чести за убийство в далекой Мексике «врага коммунизма» Льва Троцкого. Меркадер был арестован и двадцать лет содержался в местной тюрьме. Он получил звание секретным Указом и под другой фамилией, а свою медаль увидел, лишь выйдя из тюрьмы через много лет. Всего до начала Великой Войны звания ГСС было удостоено шестьсот двадцать шесть человек, включая трех женщин.

Младшие лейтенанты летчики-истребители Жуков М.П., Харитонов П.Т. и Здоровцев С.И. первыми стали обладателями высшего знака отличия нашей страны в Великую Отечественную. 27 июня на своих И-16 они провели против немецких бомбардировщиков Ju-88, рвавшихся к Ленинграду, таранные удары. В сухопутных войсках первым Героем стал командир Московской мотострелковой дивизии полковник Яков Крейзер, сумевший организовать оборону на реке Березине. В ВМФ первым это звание получил моряк Северного флота Василий Кисляков, отличившийся во время высадки десанта в Заполярье, а среди пограничников – бойцы Константинов А.К., Бузыцков И.Д. и Михальков В.Ф., давшие 22 июня отпор фашистам на реке Прут. Первым Героем-партизаном считается командир группы «Красный Октябрь» Тихон Бумажков. Всего за 1941-ый год звание ГСС получило лишь несколько десятков человек, все в период с июня по октябрь. Потом гитлеровцы подступили к Москве, и вопросы награждения бойцов Красной Армии оказались на время забытыми.

Герой Советского Союза командир отделения 1-го добровольческого отряда моряков Северного флота старший сержант Василий Павлович Кисляков
Раздача орденов и наград возобновилась зимой 1942-го года после выдворения фашистов за пределы Московской области. 16 февраля 1942-го года посмертно звания ГСС была удостоена восемнадцатилетняя партизанка Зоя Космодемьянская, став первой женщиной-Героем военных лет. Летом этого же года стали награждать солдат, отличившихся в сражениях под Москвой. Всего Героями стали около ста человек, в том числе двадцать восемь «панфиловцев». Однако в целом в 1942-ом году присвоения звания ГСС проходило почти так же скупо, как и в 1941-ом.

1943-ый год явил новых Героев – участников Сталинградской битвы. Впервые это звание было присвоено человеку, который не являлся ни гражданином Советского Союза, ни солдатом Красной Армии. Им стал Отакар Ярош, подпоручик первого чехословацкого батальона пехоты (посмертно). В 1944-ом году появился первый трижды Герой Советского Союза – командир истребительной авиадивизии полковник Александр Покрышкин. А 2 апреля было объявлено о награждении самого молодого ГСС. Им стал семнадцатилетний разведчик-партизан Леня Голиков, погибший за несколько месяцев до выхода Указа. Всего в 1944-ом году звание ГСС получило более трех тысяч человек, преимущественно пехотинцев. Необходимо отметить, что в этом же году было решено наградить третьей «Золотой Звездой» майора Николая Гулаева, являвшегося третьим из советских асов по количеству сбитых самолётов противника. Однако он и еще ряд летчиков, так и не получили своих наград по причине устроенной ими накануне драки в московском ресторане. Указы после этого были аннулированы.

Первый Герой Советского Союза иностранец Отакар Ярош
В 1945-ом году звание Героя присваивалось как в ходе боевых действий, так и после дня Победы по итогам войны. Всего за совершенные подвиги в годы Великой Отечественной медали «Золотая Звезда» было удостоено 11635 человек (девяносто два процента от общего количества). Из них сто один человек стал дважды ГСС, а трое (Покрышкин А.И., Кожедуб И.Н. и Жуков Г.К.) трижды. Наибольшее количество составили военнослужащие сухопутных войск (более восьми тысяч человек). Существенно меньше Героев было в ВВС (около двух с половиной тысяч), в ВМФ Героями стали пятьсот тринадцать бойцов (включая морских летчиков и морских пехотинцев). Среди служащих внутренних войск, пограничников, войск безопасности около ста пятидесяти ГСС, двести тридцать четыре партизана получили «Золотую Звезду» (а Ковпак и Федоров даже дважды). Среди Героев Советского Союза времен Великой Отечественной свыше девяноста женщин, представительниц почти всех родов войск. Один человек – донской казак Константин Недорубов – к моменту присвоения звания ГСС являлся полным георгиевским кавалером (то есть обладателем четырех солдатских крестов) за подвиги в ходе Первой мировой войны. А еще за годы Великой Отечественной звания Героя были удостоены около двадцати граждан иностранных государств.

С 1945-го по 1953-ий год «Золотую Звезду» вручали крайне редко. Среди получивших были летчики-испытатели реактивных летательных аппаратов (Федотов и Стефановский), начальник глубоко засекреченной полярной экспедиции «Северный полюс-2» Самов М.М. и летчики 64-го истребительного авиакорпуса, бившиеся в воздушном пространстве Северной Кореи с американскими и южнокорейскими асами.

После начала Хрущевской оттепели за подвиги, свершенные в годы войны, звание ГСС получили люди, побывавшие в плену и заклейменные потом «предателями Родины» и «пособниками фашистов». В частности справедливость восторжествовала в отношении героя французского сопротивления Василия Порика, Петра Гаврилова – защитника Брестской крепости, летчика Михаила Девятаева, угнавшего немецкий бомбардировщик после побега из концлагеря и многих-многих других. В 1956-ом году Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Георгию Жукову была присвоена четвертая «Золотая Звезда». По этому поводу стоит отметить ряд любопытных моментов. Во-первых, формально его наградили к шестидесятилетию со дня рождения, что Положением о звании ГСС не предусматривалось. Во-вторых, возвращаясь к Положению, максимальное количество «Золотых Звезд», вручаемых одному человеку не должно было превышать трех штук. В-третьих, Жукова наградили через месяц после успешного подавления Венгерского мятежа.

Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков
Операции советских войск в этой стране Маршал организовывал лично, что позволяет сделать вывод об истинной причине вручения высокой награды.

Вскоре Хрущев удостоил звания ГСС кубинского вождя Фиделя Кастро, президента Египта Гамаля Насера, лидера коммунистов ГДР Вальтера Ульбрихта и главу правительства Алжира (позднее низложенного своим же народом) Ахмеда Бен Беллу.

С 1961-го года возникла традиция присваивать звание ГСС отечественным космонавтам. Первым стал космонавт №1 нашей страны – Юрий Гагарин. Любопытен тот факт, что многие космонавты – выходцы из социалистических государств, стали Героями Советского Союза, однако все граждане капиталистических стран, летавшие на советской технике, были награждены только орденом Дружбы народов. В 1964-ом году на семидесятилетие Хрущева к его трем медалям «Серп и Молот» добавилась «Золотая Звезда». Занявший его место Леонид Брежнев в 1966-ом году получил на свое шестидесятилетие первую «Золотую Звезду». Однако, в отличие от Никиты Сергеевича, он не остановился на достигнутом, и в 1976-ом, 1978-ом и 1981-ом, также в дни своего рождения, баловал себя этой наградой, став единственным в истории четырежды Героем Советского Союза и Героем СоцТруда.

Cогласно первому Положению звание Героя Советского Союза могло быть дано только один раз. Однако ГСС, совершивший героический подвиг вторично, награждался еще одной медалью «Золотая Звезда», кроме этого на родине ему сооружался бронзовый бюст. Второй орден Ленина не предусматривался. 14 мая 1973-го года и 18 июля 1980-го года в Положение о звании Героя Советского Союза были внесены некоторые изменения. В частности указывалось, что при повторном, а также и всех последующих награждениях медалью «Золотая Звезда», Герою каждый раз должен вручаться новый орден Ленина. Помимо этого было снято старое ограничение на количество вручений «Золотой Звезды» одному лицу (равное трем). Благодаря этому Леонид Ильич сумел стать четырежды ГСС (Жуков, ставший четырежды Героем в 1956-ом году, получил награду в обход существовавшего Указа от 1 августа 1939-го года). В 1988-ом году Положение снова было изменено, и опять орден Ленина стали давать ГСС лишь при первом вручении «Золотой Звезды». Также есть данные, что после войны Героям Советского Союза для повседневного ношения вручали копии медали «Золотая Звезда», сделанные из недрагоценных металлов.

Герои Советского Союза – боевые летчики и летчики-космонавты СССР.
В первом ряду: маршал авиации И.Н. Кожедуб, маршал авиации А.Н. Ефимов, летчик-космонавт СССР полковник В.В. Терешкова, главный маршал авиации П.С. Кутахов; во втором ряду: летчик-космонавт СССР генерал-майор авиации Г.Т. Береговой, генерал-полковник авиации Н.М. Скоморохов, летчик-космонавт СССР генерал-майор авиации В.А. Шаталов. (1975-1981 гг.)

Преемники Брежнева продолжили награждать званием Героя космонавтов, а также участников вооруженного конфликта в Афганистане (в их числе были Руцкой А.В. и Грачев П.И.). 5 мая 1990-го года Михаил Горбачев посмертно присвоил звания ГСС тридцати участникам Великой Отечественной в числе которых были: старший лейтенант Екатерина Зеленко, 12 сентября 1941-го протаранившая на бомбардировщике Су-2 немецкий истребитель Ме-109, прославленный подводник Александр Маринеско и одна из лучших женщин-асов в истории нашей страны Лидия Литвяк. После окончания «путча» 1991-го года по непонятным причинам посмертно наградили трех участников событий (Владимира Усова, Дмитрия Комара и Илью Кричевского), напавших на бронетранспортер, отъезжающий от Белого Дома. Парадокс в том, что они получили высшую степень отличия государства за то, что атаковали выполнявшие приказы правительства войска этого же самого государства. Помимо этого нападение на отступающие части сложно отнести к «геройским деяниям», за что и должно присваиваться звание ГСС.

Последним человеком, получившим почетное звание ГСС 24 декабря 1991-го года, стал водолаз, капитан третьего ранга Леонид Солодков, проявивший необычайную выдержку и мужество при выполнении особого задания по испытанию новейшей водолазной техники. За все время существования Советского Союза званием ГСС были награждены 12857 человек, из них 154 получили его дважды. Тремя «Золотыми Звездами» наградили Маршала СССР Буденного С.М., генерал-полковника Кожедуба И.Н. и Маршала авиации Покрышкина А.И. Четырьмя медалями награждены всего два человека: Брежнев Л.И. и Жуков Г.К. По разным причинам (в основном за преступления) лишены звания семьдесят четыре человека. Личности некоторых Героев Советского Союза тщательно засекречены, а имена и биографии до конца пока не раскрыты. Их или награждали под чужими фамилиями, или вообще уничтожали все данные о самом факте награждения.

После развала СССР в 1991-ом году звание «Герой Советского Союза» было упразднено. В связи с рождением нового государства – России – возникла необходимость формирования наградной системы. Ее особенностью явилось то, что все государственные награды реализованы, основываясь на отечественных многовековых традициях. Названия одних отражают исторические события в жизни нашего Отечества, другие – напоминают о легендарных сынах Родины, третьи имеют конкретное предназначение. На смену ГСС пришло звание «Герой Российской Федерации». Юридически и Герои Советского Союза, и Герои Российской Федерации имеют одни и те же права.

Кого награждает сегодня сим почетным званием Президент РФ? В первую очередь, конечно, защитников Отечества – военных, находящихся в горячих точках нашей страны и за границей. Однако за выдающиеся заслуги перед нашим государством звание Героя РФ могут получить и простые труженики промышленности и сельского хозяйства, учителя, врачи, деятели культуры и науки, спортсмены, вообще каждый гражданин великой России (а также лица без гражданства и иностранные граждане) независимо от вероисповедания, партийной принадлежности и национальности.

Первым звание Героя Российской Федерации 11 апреля 1992-го года получил начальник центра боевой подготовки в Липецке генерал-майор авиации Суламбек Осканов. Это звание было ему присвоено посмертно. В ходе выполнения летного задания 7 февраля 1992-го года на истребителе МиГ-29 отказала техника, и генерал ценой своей жизни сумел предотвратить его падение на населённый пункт. Однако некто из правительственных чинов России решил, что первый Герой России обязательно должен быть живым, поэтому вдове Осканова вручили «Золотую Звезду» с номером 2. А «Золотая Звезда» под первым номером досталась лётчику-космонавту Сергею Крикалёву за успешное выполнение продолжительного космического полёта на станции «Мир».

Биографии Героев Советского Союза – участников войны в Афганистане

АРСЕНОВ Валерий Викторович

Рядовой, старший разведчик– гранатометчик 173-го отдельного отряда спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 24 июня 1966 года в областном центре Донецкой области Украины городе Донецке в семье рабочего.

С четвертого по восьмой класс учился в школе-интернате.

С 1982 по 1985 год учился в Донецком строительном профессионально-техническом училище. После его окончания работал слесарем– сборщиком металлоконструкций на одном из заводов Донецка.

С октября 1985 года в рядах Советской Армии. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Участвовал в 15 боевых выходах.

28 февраля 1986 года, участвуя в бою с превосходящими силами противника в 80 километрах восточнее Кандагара, старший разведчик-гранатометчик, будучи тяжело раненным, продолжал вести огонь. В критическую минуту боя отважный воин ценой своей жизни закрыл от вражеских пуль командира роты и спас ему жизнь. От полученных ран скончался на поле боя.

ГОРОШКО Ярослав Павлович

Капитан, командир роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 4 октября 1957 года в селе Борщевка Лановецкого района Тернопольской области Украины в семье рабочего.

В 1974 году окончил 10 классов, работал на электроремонтном заводе.

С 1976 года – в Советской Армии.

В 1981 году окончил Хмельницкое высшее военное артиллерийское командное училище.

С сентября 1981 года по ноябрь 1983 года проходил службу на территории Афганистана в должности командира минометного взвода и десантно-штурмовой роты.

После возвращения в СССР проходил службу в одном из соединений спецназа.

В 1986 году по личной просьбе был направлен в Афганистан.

31 октября 1987 года группа под его командованием убыла на помощь к группе старшего лейтенанта Онищука О.П. В результате боя было уничтожено 18 моджахедов. Разведчики из группы Горошко Я.П. подобрали тела погибших разведчиков из группы Онищука О.П. и под огнем противника вынесли их к месту эвакуации.

В 1988 году стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, а по окончании ее продолжил службу в должности заместителя командира 8-й отдельной бригады спецназа, расквартированной в городе Изяслав Хмельницкой области Украины.

После распада СССР с 1992 года Я.П. Горошко стоял у истоков создания войсковой разведки Вооруженных сил Украины. Служил в 1464-м полку специального назначения Черноморского флота Украины.

ИСЛАМОВ Юрий Верикович

Младший сержант, военнослужащий 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 5 апреля 1968 года в селении Арсланбоб Базар-Коргонского района Ошской области Киргизии в семье лесника.

После окончания начальной школы переехал в город Талица Свердловской области, где в 1985 году окончил 10 классов.

В 1986 году окончил 1-й курс Свердловского лесотехнического института и прошел курс обучения в парашютной секции.

С октября 1986 года в Советской Армии.

С мая 1987 года проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности командира отделения в одной из частей спецназа.

31 октября 1987 года группа, в составе которой он находился, вступила в бой с превосходящими силами противника у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном. Добровольно вызвался прикрыть отход своих товарищей. В ходе боя был дважды ранен. Несмотря на это, продолжал вести бой до последнего патрона. Вступил в рукопашный бой с противником и взорвал себя вместе с шестью моджахедами.

КОЛЕСНИК Василий Васильевич

Генерал-майор, Герой Советского Союза.

Родился 13 декабря 1935 года в станице Славянская (ныне город Славянск-на-Кубани) Славянского района Краснодарского края в семье служащих – главного агронома и учительницы (преподавала русский язык и литературу). Отец более пяти лет учился в Китае и в Корее рисоводству. Свободно говорил на китайском и корейском языках. В 1934 году, закончив учебу за границей, он начал разбивать первые чеки для разведения риса на Кубани.

В 1939 году отца направили на работу на Украине, в Миргородском районе Полтавской области, чтобы он организовал выращивание риса. Здесь семью застала война. Отец с матерью ушли в партизанский отряд, оставив четверых детей на руках дедушки с бабушкой.

6 ноября 1941 года, придя в деревню к детям, родители и еще один партизан были выданы предателем и попали в руки немцев. На следующий день их расстреляли на глазах у детей. Четверо ребятишек остались на попечении бабушки и дедушки. В оккупации семейство выжило благодаря бабке, которая была сведуща в народной медицине и лечила жителей села. За ее услуги люди платили продуктами.

В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его перевели в Майкоп.

В 1945 году поступил в Краснодарское суворовское военное училище (г. Майкоп), а закончил уже Кавказское суворовское военное училище в 1953 году (переведено в город Орджоникидзе в 1947 году).

В 1956 году, после окончания Кавказского Краснознаменного суворовского офицерского училища, свою судьбу связал с войсками спецназа. Службу проходил на должностях командира 1-го (разведывательного) взвода 92-й отдельной роты спецназа 25-й армии (Дальневосточный военный округ), командира роты 27-го отдельного батальона спецназа в Польше (Северная группа войск).

В 1966 году, закончив Академию им. М.В. Фрунзе, последовательно занимал должности начальника разведки бригады, начальника оперативно-разведывательного отделения и начальника штаба бригады (Дальневосточный военный округ, Туркестанский военный округ).

С 1975 года – командир бригады спецназа, а в последующем службу проходил в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР.

С вводом в 1979 году Ограниченного контингента советских войск в Афганистан находился в районе боевых действий. Сформированный и обученный им по специальной программе батальон штатной численностью более 500 человек 27 декабря 1979 года принял непосредственное участие в штурме дворца Амина. Несмотря на пятикратное численное превосходство бригады охраны дворца, батальон под командованием В.В. Колесника захватил дворец всего лишь за 15 минут. За подготовку и образцовое выполнение особого задания – операции «Шторм-333» – и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года ему, одному из первых «афганцев», было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также орденом Красного Знамени и двумя медалями Демократической Республики Афганистан. Имел на своем счету 349 прыжков с парашютом.

В 1982 году окончил Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Под руководством В.В. Колесника последовательно и целеустремленно совершенствовались организационно-штатная структура и система боевой подготовки воинских частей и соединений специального назначения.

Будучи в запасе, до последних дней жизни был председателем Совета ветеранов спецназа. Принимал активное участие в деле патриотического воспитания суворовцев вновь созданного Северо-Кавказского суворовского военного училища в городе Владикавказе.

КУЗНЕЦОВ Николай Анатольевич

Гвардии лейтенант, военнослужащий 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 29 июня 1962 года в селе 1-я Питерка Моршанского района Тамбовской области. С четырехлетней сестренкой после смерти родителей остались на воспитании у бабушки.

В 1976 году поступил в Ленинградское суворовское военное училище.

В 1979 году окончил училище с похвальной грамотой.

В 1983 году окончил Высшее общевойсковое командное училище им. Кирова с золотой медалью.

После окончания училища лейтенант Н. Кузнецов был направлен в воздушно-десантную дивизию в город Псков на должность командира группы спецназначения. Он неоднократно обращался с просьбой направить его в ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

В 1984 году был направлен в Афганистан.

23 апреля 1985 года взвод лейтенанта Кузнецова Н.А. получил задачу – в составе роты разведать месторасположение и уничтожить банду моджахедов, засевшую в одном из кишлаков провинции Кунар.

В ходе выполнения поставленной задачи взвод лейтенанта Кузнецова был отрезан от основных сил роты. Завязался бой. Приказав взводу пробиваться к своим, лейтенант Кузнецов Н.А. вместе с тыловым дозором остался обеспечивать отход. Оставшись один на один с душманами, лейтенант Кузнецов Н.А. сражался до последнего патрона. Последней, шестой гранатой, подпустив душманов поближе, лейтенант Кузнецов Н.А подорвал их вместе с собой.

МИРОЛЮБОВ Юрий Николаевич

Рядовой, водитель БМП-70 667-го отдельного отряда спецназа 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза

Родился 8 мая 1967 года в селе Рядовичи Шаблыкинского района Орловской области в крестьянской семье.

В 1984 году окончил среднюю школу в поселке Чистопольский Саратовской области, работал водителем в совхозе «Красное Знамя» Краснопартизанского района.

В Советской Армии с осени 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Принимал участие во многих боевых операциях; был ранен в одном из боев, но остался в строю, успешно выполнив боевую задачу.

В ходе выполнения боевых задач уничтожил десять моджахедов.

В одном из боев, рискуя жизнью, вынес из-под огня противника раненого начальника штаба одной из частей спецназа.

В одном из боевых выходов совершил обход каравана противника и тем самым отрезал пути отхода. В ходе завязавшегося боя заменил раненого пулеметчика, огнем подавил сопротивление моджахедов.

В 1987 году демобилизован. Работал водителем в совхозе. Жил в поселке Чистопольский Краснопартизанского района Саратовской области.

ОНИЩУК Олег Петрович

Старший лейтенант, заместитель командира роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 12 августа 1961 года в селе Путринцы Изяславского района Хмельницкой области Украины в семье рабочего.

Окончил 10 классов.

С 1978 года – в Советской Армии.

В 1982 году окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе.

С апреля 1987 года – в Афганистане.

«Заместитель командира роты кандидат в члены КПСС старший лейтенант Олег Онищук, возглавляя разведывательную группу, успешно выполняя задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, пал смертью храбрых в бою 31 октября 1987 года у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном…» – так звучит официальное описание причины его смерти.

В жизни все было сложнее. Группа Олега Онищука в течение нескольких суток сидела в засаде – ждали караван. Наконец поздним вечером 30 октября 1987 года появилось три машины. Водителя первой ликвидировал командир группы с расстояния 700 метров, остальные две машины скрылись. Группу сопровождения и прикрытия каравана, попытавшуюся было отбить машину, рассеяли с помощью двух прилетевших вертолетов Ми-24. В полшестого утра 31 октября, в нарушение приказа командования, Олег Онищук решил самостоятельно, не дожидаясь прилета вертолетов с досмотровой группой, осмотреть грузовик. В шесть утра он вместе с частью группы вышел к грузовику и был атакован больше чем двумястами моджахедами. По свидетельству выживших в том бою спецназовцев, «досмотровая» группа погибла в течение пятнадцати минут. Невозможно вести бой на открытой местности против зенитной установки и крупнокалиберного пулемета (находились в кишлаке Дари). По мнению сослуживцев героя, в той ситуации ранним утром группе пришлось принять бой, даже если бы Онищенко не начал осмотр грузовика. В этом районе дислоцировалось свыше двух тысяч моджахедов. Хотя потери были бы значительно меньше. Основную вину за гибель спецназовцев их сослуживцы возлагают на командование. К шести утра должна была прибыть бронегруппа и прилететь вертолеты. Колонна с техникой вообще не пришла, а вертолеты прибыли только в 6 часов 45 минут.

Из книги Лаптежник против «черной смерти» [Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны] автора Зефиров Михаил Вадимович

Герои Советского Союза Абазовский Константин Антонович / лейтенант / 190-й ШАПК августу 1944 г. он совершил 106 боевых вылетов, лично уничтожил и подбил 11 танков и много автомашин, а также уничтожил на земле три самолета. 26.10.1944 г. командиру звена 190-го ШАП 214-й ШАД 15-й ВА 2-го

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Биографии командиров разведывательно-диверсионных групп, военных разведчиков – Героев Советского Союза, а также отдельных разведчиков АГАФОНОВ Семен Михайлович Старшина 1-й статьи, командир отделения 181-го особого разведывательного отряда Северного флота, Герой

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Биографии военных контрразведчиков - Героев Советского Союза ЖИДКОВ Петр Анфимович - оперуполномоченный отделения контрразведки «Смерш» мотострелкового батальона 72-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го

Из книги Окопная правда войны автора Смыслов Олег Сергеевич

1. ОБРАЩЕНИЕ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА К НЕМЕЦКОМУ НАРОДУ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА Немецкий народ! Национал-социалисты! Одолеваемый тяжелыми заботами, я был обречен на многомесячное молчание. Но теперь настал час, когда я наконец могу говорить

Из книги Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк автора Маргелов Василий Филиппович

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1-й воздушно–десантный корпус (преобразован в 37–ю гвардейскую стрелковую дивизию)Банцекин Василий НиколаевичБоровиченко Мария СергеевнаВладимиров Владимир ФедоровичВологин Александр ДмитриевичВычужанин Николай АлексеевичГребенник Кузьма

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАРТАНЯН ГЕВОРК АНДРЕЕВИЧ(см.: Часть пятая, глава 3)ВАУПШАСОВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧСтанислав Ваупшасов родился 27 июля 1899 года в деревне Грузджяй Шауляйского уезда Ковенской губернии (Литва) в семье крестьянина, литовца по национальности.В детские

Из книги Немецкий след в истории отечественной авиации автора Хазанов Дмитрий Борисович

«Цеппелины» для Советского Союза Отдельную страницу в истории советско-германского сотрудничества в авиастроении являет собой попытка привлечения немецких специалистов к работам по дирижаблям в СССР.В 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) разработало постановление о развитии

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Финляндия выходит из войны против Советского Союза Прорыв блокады Ленинграда (18 января 1943 года) и окончательное освобождение города от вражеской блокады (27 января 1944 года) обусловили глубокий кризис в настроениях правящих кругов Финляндии. Цели, ради которых они ввергли

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

1.1. Начало гонки воздушно-ядерных вооружений как фактор национальной безопасности Советского Союза в начальный период «холодной войны» Условия, в которых оказалась авиация к лету 1945 года, во многом напоминали обстановку после окончания Первой мировой войны: переизбыток

Из книги Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС. автора Хлобустов Олег Максимович

Посол Советского Союза Мы не ставим своей задачей воссоздание полной биографии Юрия Владимировича Андропова - об этом выдающемся советском партийном и государственном деятеле уже написано как в нашей стране, так и за рубежом, и еще будет написано немало - биография

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Из книги Служба внешней разведки. История, люди, факты автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Документ № 7.7 Справка к письму членов Союза писателей СССР по вопросу о присвоении звания Героя Советского Союза Маринеско А. И Маринеско Александр Иванович, 1913 года рождения, уроженец г. Одессы, по национальности украинец. В 1933 г. окончил Одесский морской техникум и

Из книги автора

Документ № 7.13 Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик № 114 от 5 мая 1990 г. «О присвоении звания Героя Советского Союза активным участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими

Из книги автора

Герои Советского Союза ВАРТАНЯН Геворк АндреевичРодился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону в семье иранского подданного, армянина по национальности, директора маслобойного завода. В 1930 году семья выехала в Иран. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой и

Из книги автора

ГЛАВА II. НАЧАЛО ВОЙНЫ: Развертывание германской национальной политики на оккупированной территории СССР и контрмеры национальной политики Советского Союза (июнь 1941 г. - ноябрь 1942

Осенью 1948 года была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами, положившая начало армейской авиации как отдельному роду авиации ВВС. Вспоминаем главные подвигов русских вертолётчиков.

В Арктике

В послевоенное время продолжалось освоение Арктики. 15 апреля 1954 г. была открыта дрейфующая полярная станция "Северный полюс- 3", работа которой продолжалась в течение года. В доставке полярникам необходимых грузов и эвакуационных мероприятиях впервые активно использовался вертолет Ми-4. Алексей Федорович Бабенко, в условиях крайнего Севера выполнил ряд полетов общей продолжительностью около 300 часов. Он же впервые на вертолете достиг Северного Полюса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении ответственного задания, майору А. Ф. Бабенко присвоено звание Героя Советского Союза.

В Афганистане

С сентября 1984 г. начал свой боевой путь в Афганистане Николай Саинович Майданов. К июню 1988 г. Майданов выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз до 1000 десантников и 100 тонн грузов. 29 июля 1988 г. Н. С. Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб герой позднее 29 января 2000 г. в Аргунском ущелье, когда его вертолет попал под огонь крупнокалиберного пулемета.

Таджикистан

27 сентября 1996 года совершил подвиг экипаж вертолета под командованием подполковника Ю. И. Ставицкого, который под огнем противника сумел обнаружить и подавить минометную батарею и несколько огневых точек боевиков. Машина получила тяжелые повреждения, начался пожар на борту. В бою погибли члены экипажа капитаны В. C. Стовба и И.М. Будай. Ценой огромных усилий Ю. И. Ставицкого и находившегося на борту командира Душанбинского отдельного вертолетного полка С. И. Липового тяжело поврежденный вертолет был приведен на аэродром. Машина получила множество пробоин от огня стрелкового оружия. 14 декабря 1996 года звание Героя Советского Союза было присвоено Ю. И. Ставицкому, С. И. Липовому, И.М.Будаю (посмертно), В.С.Стовбе (посмертно).

Чернобыль

Среди героев ликвидации аварии на Чернобольской АЭС памятен подвиг заместителя командира 65-го отдельного вертолетного полка В. А. Водолажского, который возглавил действия сводной оперативной группы вертолетчиков. Помимо подготовки летчиков к выполнению работ над аварийным блоком он лично на вертолете Ми-6 совершил 120 вылетов, сбросив на реактор около 300 тонн специальных смесей. Часто его вертолет спускался вдвое ниже установленной безопасной высоты. Значительная доза облучения не позволила Водолажскому продолжить службу в войсках и 19 октября 1988 г. он был уволен из рядов Вооруженных Сил. Лучевая болезнь прогрессировала и 18 июня 1992 г. героя не стало. 17 февраля 1995 г. полковнику В. А. Водолажскому присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно) Его именем названа улица в Минске, а 12 августа 1999 года полковник В.А. Водолажский был навечно зачислен в списки личного состава 65-й транспортно-боевой вертолетной базы (Белоруссия).

На Северном Кавказе

29 ноября 1999 года в ходе боя в районе селения Кулары части мотострелков попали в засаду чеченских боевиков и понесли потери. Поступил приказ эвакуировать раненых. Экипаж вертолета, в составе которого находился капитан Н. Е. Сизоненко произвел погрузку 7 раненных, но сам попал под обстрел. Получив тяжелое ранение Сизоненко, не оставил управление вертолетом и сумел посадить машину вблизи госпиталя во Владикавказе, однако сам через несколько часов скончался от полученных ран. 28-го июня 2000 г. Евгению Николаевичу Сизоненко было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Южная Осетия

В скоротечном конфликте отличились летчики 487-го вертолетного полка. Так, 9 августа 2008 года группа из шести вертолётов десантировала группу спецназа для выполнения задачи по уничтожению позиций грузинской артиллерии у южного выхода из Рокского тоннеля. Эта задача была полностью выполнена, несмотря на сложные условия и противодействие противника. В дальнейшем был проведен еще целый ряд высадок десанта уже в глубоком тылу грузинских войск. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, 17 февраля 2010 года командиру 487-го вертолетного полка полковнику Евгению Михайловичу Федотову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Сухая статистика

Награждение и присвоение высоких званий далеко не всегда отражает реальное количество подвигов или накала вооруженной борьбы. Скорее это реакция власти и часть государственной политики. Тем не менее, приводимая ниже статистика может быть показательной и представлять определенный интерес. Всего за подвиги, совершенные на поле боя и выполнение ответственных заданий 17 летчиков вертолетных частей были удостоены звания Героя Советского Союза, из них двое - посмертно. Из 17 награждений 15 произведено за подвиги, совершенные во время боевых действий в Афганистане. 45 раз летчикам вертолетов присваивалось звание Героя Российской Федерации (из них 18 посмертно). Значительная часть этих награждений связана с боевыми действиями в Северо-Кавказском регионе. 4 - за боевые действия в Таджикистане, 1 - за участие в операции по спасению заложников (1993г.). Дважды звание Героя России присваивалось за участие в операцию по принуждению Грузии к миру, 1 - за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и трижды за героизм при испытании новой авиационной техники. Николай Саинович Майданов стал единственным пилотом вертолета, удостоенным как звания Героя Советского Союза (за Афганистан, 1988 г.), так и звания Героя России (за боевые действия в Чеченской республике 2000 г., посмертно).