Все о жизни диких животных. Урок "дикие животные и их детеныши". Подготовка к изучению темы урока

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.

Анна Прокопьева
Конспект занятия «Дикие животные зимой»

ТЕМА «Дикие животные зимой »

Задачи :

Обогащать представления детей о диких животных ;

Учить выделять характерные признаки представителей диких животных ;

Учить различать диких животных ;

Развивать речь детей;

Развивать двигательную активность, умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд

Развивать творческое воображение.

Формировать интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Отгадайте загадки вместе с детьми :

Я весёлый попрыгайка,

А зовут меня все… (зайка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Кто же это? (лиса) .

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. Кто же это? (волк) .

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка) .

На спине его иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Побеседуйте с ребенком о диких животных :

Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные ? (дикие ) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу) . Где живут эти животные ? (В лесу) Люди о них не заботятся, и домики они сами себе строят. Как называют таких животных ? Дикие животные .

ПОИГРАЙТЕ :

Упражнение «Лисичка крадётся» : дети идут на носках, руки на поясе.

Упражнение «Идёт медведь» : дети идут вперевалочку

Упражнение «Зайчишка прыгает» : дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд.

Игра «Кто живет в лесу?»

Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания ).

Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных )

Каких животных вы видите на столе ? (перечисляют) Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное , а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

Кого не стало? (не стало зайца) и т. д.

Расскажите, чем питаются дикие животные :

Чем питаются дикие животные , давай подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы) . Что любит заяц? (морковь, капусту) . Что лиса? (рыбу) . Что медведь? (малину, мед) . Что белка? (орехи, грибы) .

Рассмотрите картинку с изображением дикого животного зимой и попробуйте составить описательный рассказ по этой картинке, вместе с ребенком. 3-4 предложения.

Вспомните скороговорки о животных : у ежа - ежата, у ужа - ужата.

Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Произнесите : шепотом и громко, медленно и быстро.

Изобразительная деятельность : вместе с ребенком вспомните, чем питаются дикие животные и нарисуйте или вылепите из пластилина угощение для животных .

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Дикие животные зимой» Программное содержание: Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия:.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные зимой». Цель: Дифференцировать.

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «Дикие животные зимой» Возрастная группа: средняя. Тема НОД: «Дикие животные зимой». Цель: Создать условия для развития связной речи, уточнения и расширения словаря.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные зимой» Цели: Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения;.

В дикой природе существуют определенные законы, по которым выживает самый сильный боец. Нужно убивать, чтобы жить, продолжать свой род и оставлять многочисленное потомство. Мы предлагаем вам шокирующие кадры, в которых дикие животные дерутся не на жизнь, а на смерть. Многие кадры заставят вас ужаснуться и поразиться невероятной силе диких животных.

1. Медведица против тигра.

Для медведицы Мегги это был обычный день, она отдыхала рядом с водоемом в тигрином заповеднике Рантамбор в Раджастане, Индия. И тут появился тигр. Естественно, Мегги этого не ожидала, но быстро пришла в себя и, так сказать, погнала большую кошку в шею. На самом деле, медведица защищала своих детенышей. Вот уж, что называется, материнская любовь!

2. Львицы против львиц.

Эпическая драка больших кошек в заповеднике Масаи Мара. Почему возникла драка - не понятно, возможно, одна из львиц сделала неосторожное замечание подруге о том, что у нее на шее выросло два седых волоска.

3. Орёл против лисы.

Представьте, что вы - гордый орел, наслаждающийся настоящим пиром в виде трупа животного. И тут какой-то наглый лис решил присоединиться к вам. Что делать? Конечно же, показать, кто в лесу хозяин. Например, попробовать преподать ему первый урок полета, схватив за задние лапы и приподняв в воздух. Судя по выражению морды лиса, в его голове пронеслось что-то вроде: «Блин, не надо было связываться».

4. Зебра против зебры.

Вот так думаешь, что зебры - безобидные полосатые лошадки, мирно пасущиеся в африканской саванне, а потом, бац! Видишь вот такое вот фото и понимаешь, что это не так. Да вы только посмотрите на них! Здесь точно нет ничего милого и забавного. Чистая, неприкрытая злоба и жажда крови в глазах. Настоящие бои без правил.

5. Зебра против льва.

Это фото было сделано там же, что и предыдущее - в Нгоронгоро, Танзания. Возможно, эта зебра - победитель с предыдущего снимка? Почему нет? Это не просто зебра, это каратэ-пацан какой-то.

6. Волк против медведя.

Волк пытается отщипнуть кусочек от туши косули, которой как раз собирался полакомиться медведь. Однако мишка, похоже, не хочет делиться.

7. Крокодил против бегемотов.

Гиппопотам, наверное, самое таинственное животное в мире. Выглядит неуклюже и даже забавно, но на самом деле - это настоящая машина для убийств. Видимо, этот крокодил этого не знал. Бедняга застрял в наводненном гиппопотамами водоеме и просто хотел сбежать, чтобы какая-нибудь особа просто не села на него в воде. Не тут-то было!

8. Бегемот против львиц.

Этот грузный бедняга отошел от водоема слишком далеко, и его тут же окружили львицы. Похоже, он пришел не в тот район саванны.

9. Слон против крокодила.

Как-то раз в Замбии фотограф Мартин Найфелер решил запечатлеть маму со слоненком, но в итоге запечатлел куда больше: настоящую материнскую любовь. Когда этот злобный крокодил попытался напасть на слоненка, мама вступила в дело. Крокодил сомкнул челюсти на ее хоботе, и мамаша решила оттащить его подальше от своего отпрыска и воды. В итоге зубастой рептилии пришлось отступить, и мама с малышом ушли целыми и почти невредимыми.

10. Львы, буйволы и крокодилы

Ну и в заключение, отличное фото, а ниже - видео очень зрелищного противостояния на просторах Африки. у водоема в Национальном парке Крюгер, ЮАР, Дэвид Будзински и Джейсон Шлосберг. Глядя на это видео, можно предположить, что это какая-то хитро выдуманная режиссерская постановка. Пара львов гонится за буйволами, нацелившись на детеныша. Затем, когда противостояние перемещается в воду, оттуда неожиданно появляются два крокодила, и начинается настоящее перетягивание каната, только вместо каната, как вы уже догадались, буйвол. Победили львы, и когда они уже готовы были насладиться добычей, стая вернулась за своим сородичем и в буквальном смысле этого слова отбила его у львов. Вот уж настоящий хэппи энд! Для буйвола.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Дикие животные и их детеныши» для детей старшей группы

Составила: Смолина Е.А. Должность: воспитатель

пгт Ильский 2015г.

Тема: Дикие животные и их детеныши

Цель занятия:

Образовательные цели: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, лось, и т.д).

Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности. Развитие творческого воображения и подражательности, развитие речевого слуха, зрительного внимания, мышления, связной речи. Используемое оборудование:

Мольберт, фигурки животных, картинки с изображением животных, чудесный мешочек.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Упражнение «Угадай и назови».

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки о животных, а отгадки спрятаны в чудесном мешочке.

Воспитатель: Ставит перед ребенком мешочек и загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой,

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать « БЕЛКА ».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый - краса.

Кто же это? « ЛИСА ».

Хозяин лесной просыпается весной,

Спит в берлоге снеговой « МЕДВЕДЬ ».

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку « ЗАЯЦ ».

Первый ребенок отгадывает загадку и достает фигуру

Воспитатель: Кого ты нашел?

Ребенок: Лису, белку и т.д.

Воспитатель: Медведь, лиса, еж - какие это животные?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Где они живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель читает стихотворение:

Дикие животные с человеком не живут,

Постоянной помощи от него не ждут.

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

На воде и под водой, в небесах и под землей.

Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Зайцы, волки, кабаны, лисы, буйволы, медведи,

По своим живут законам.

Их всем людям надо знать, чтобы не вредить животным,

Их повсюду охранять.

  • О ком сегодня мы будем говорить?
  • Сообщение темы и цели занятия

2. Сюрпризный момент. Игра «Почта».

Воспитатель проверяет почту и сообщает детям, что им пришла телеграмма, читает содержание:

В детский сад из леса. Мы хотим, чтобы ребята составили о нас рассказ. Подписи: медведь, лиса, заяц, еж.

Воспитатель: Мы будем составлять рассказ о тех животных, о которых вы отгадали загадки. А поможет нам эта картинка - подсказка, и картинки с изображением животных.

На доску выставляется схема для составления рассказа о животных, и предметные картинки с изображением животных.

Воспитатель напоминает детям, как надо составить рассказ с помощью схемы.

Воспитатель: Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишите, какого оно размера, цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши и чем питаются.

Составление рассказа первым ребенком.

Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Медведь большой, коричневый. У него большая голова, сильные лапы, маленький хвост. Его детеныши - медвежата. Медведь любит мед, малину. Аналогично составляется рассказы о лисе, зайце, и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили интересные рассказы о животных. Надеюсь, им очень понравится.

  1. Физ. Минутка «Лисята»

А лисята как проснуться (кулаками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спину выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонько подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу).

  1. Кого не стало?

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, кого не станет.

Воспитатель показывает изображения 4 животных (медведь, лиса, еж, заяц). Затем прячет одно животное, дети отгадывают и называют: Не стало медведя (лисы, зайца, ежа).

5. Игра «На водопой»

Воспитатель: Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой (дети идут по кругу)

За лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата)

За ежихой катился ежонок, (приседают, бегут короткими шагами) За бельчихой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)

Волчица вела своих волчат, (изображают волчат)

Все мамы и детки напиться хотят, (поворачиваются в круг, «лакают языком»)

Воспитатель: Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

6. Игра с мячом Назови детенышей животных.

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть вам животное - маму, а вы будете бросать мяч мне обратно и называть детеныша.

У лисицы - лисенок У волчицы - волчонок У медведицы - медвежонок и т.д.

7. Игра: Кто где живет?

Воспитатель:

Где живет медведь? Где живет белка?

Где живет волк? Где живет еж?

Дети, говорят где живут звери Медведь живет в берлоге Белка живет в дупле и т.д.

Итог занятия:

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, за интересные рассказы и сообщает, что белочка им принесла им угощение.


Цель и задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Совершенствовать навыки словообразования.

2. Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове.

3. Совершенствовать навыки согласования существительных с глаголами, с числительными, с прилагательными.

4. Совершенствовать навыки составления словосочетаний, предложений, коротких описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать фонематические процессы.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать, обогащать, активизировать словарь.

5. Развивать речевой слух, зрительное внимание.

6. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

7. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные

1. Формировать положительную установку на участие в учебном процессе.

2. Формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

3. Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, толерантности.

Оргмомент

Он осенью пахнет листвой и грибами,

Зимой – шапкой снежной надёжно укрыт.

Весной встретит трелью, полянкой с грибами,

И ягодой летом тебя угостит.

Он полон тайн, загадок и чудес…

Нас в гости ждёт волшебный лес.

Артикуляционно-дыхательная гимнастика

Л.: Вот мы в лесу. Вспомним песенки зверей.

Дидактическая игра. «Песенки зверей». Цель: пропевание гласных с контролем силы голоса, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Как воет волк – у-у-у; как зайчиха укачивает зайчонка – а-а-а-а;

У медведя зуб болит – о-о-о-о.

Логопед: Дует ветерок.

Дидактическая игра. «Ветерок».

Цель: направить воздушную струю через «желобок», («трубочку»), укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Логопед: Согреем ладошки дыханием.

Дидактическая игра. «Ладошки замерзли».

Цель: направить тёплую воздушную струю на ладошки, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Беседа и показ слайдов по теме «Дикие животные»

Логопед: Мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.

Беседа и показ слайдов («Дикие животные»).

Цель: расширение и уточнение словаря по теме, обогащение знаний, зрительных образов.

Логопед: Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.

Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в БЕРЛОГЕ. В медвежьей семье появляются детёныши –МЕДВЕЖАТА.

Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.

Это –РЫСЬ – дикое животное, ХИЩНИК. Тело рыси покрыто пятнистой шерстью. Рысь очень похожа на крупную кошку. Только хвост у неё короткий, а на ушах – кисточки. Детёныша рыси называют – РЫСЁНОК.

Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.

Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.

Это ЁЖ –дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.

Это БЕЛКА –дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.

Дидактическая игра «ОтгадайКА»

Логопед: Посмотрите, на нашем «загадочном дереве» появились новые загадки.

Дидактическая игра. «ОтгадайКА». Цель: развивать логическое, образное мышление, общее и речевое внимание, учить отгадывать загадки.

Логопед: - Коротышка, слабый с виду,

но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь, в колкой шубе ходит… (ёж)

Ушки на макушке,

И кисточки на ушках.

Большая кошка – страшный зверь,

И когти острые, поверь.

И ей уже не скажешь «Брысь!».

Ведь это –хищник, это - …..(Рысь).

Как из маленького лука пущенная стрелка.

Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)

Шуба с маленьким хвостом.

Уши – длинные притом.

Вот какой красавец

Настоящий … (Заяц.)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он в поросятах знает толк,

Он серый хищник, он же … (Волк.)

Косолапые ноги,

Зимой спит в берлоге.

Догадайся – ка, ответь,

Это хищный зверь …(Медведь.)

Хитрая плутовка.

Рыжая головка.

Хвост длинный - краса!

Это хищница …(Лиса.)

Что за чудище такое в чаще леса завелось?

Словно вешалка рога. Догадались? Это…(Лось.)

Дидактическая игра. «Кто это?»

Логопед: Лесным жителям очень нравится, когда о них рассказывают дети.

Дидактическая игра. «Кто это?». Цель: составление предложений и короткого описательного рассказа (по таблице), активизация мыслительных процессов, словаря. (Например: «Это лось. Лось – дикое животное. Шерсть у лося коричневая. Ноги сильные, длинные. Детёныша лося называют – лосёнок».)

Дидактическая игра. «Путаница»

Логопед: Замечательные рассказы у вас получились. Посмотрите - как изобразил диких животных один рассеянный художник.

Дидактическая игра. «Путаница». Цель: развитие зрительного внимания, логики, мышления, расширение словаря, закрепление навыка словообразования (прилагательных «лисий», «медвежьи» и т.д.).

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке»

Логопед: Слышите? На той полянке смех и веселье. Чтобы туда попасть нужно - сперва правильно ответить на вопросы. А затем – осторожно перейти по кочкам.

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке». Цель: расширение и обогащение словаря, развитие слухоречевого внимания, определение слоговой насыщенности слов (определение количества слогов в слове), развитие памяти, мышления.

Логопед: - у белки детёныш…- бельчонок; - у лисы…- детёныш - лисёнок; у ежа…- детёныш - ежонок; и тд.; сколько слогов в слове ЁЖ; сколько слогов в слове ЛИСА…

Психотренинг «Вместе – не страшно»

Логопед: Ребята, крепко держитесь за руки, пойдём по «кочкам» к нашей полянке.

«Вместе – не страшно» психотренинг. Цель: развивать толерантность, доброжелательность.

Подвижная игра «Ребятки-зверятки»

Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.

Логопед: Медвежонок-топ-топ (топают)

А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)

А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)

А зайчонок –скок-скок (скачут)

А рысёнок –прыг-прыг (прыгают)

И бельчонок – прыг-прыг

А лосёнок –дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)

А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)

Вот как весело играть с ребятками-зверятками.

Логопед: Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.

Дидактическая развивающая подвижная игра. «Кто кем будет?»

Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных)

Ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.

Дидактическая игра. «Трафареты»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: Дикие животные любят поиграть в прятки. Кто же из животных изображён здесь? (Контурные изображения животных, наложенные друг на друга.)

«Звери спрятались в лесу».

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Логопед: Посмотрите внимательно, какие животные спрятались в этом лесу? (Изображены фрагменты животных - заячьи уши из-за пенька, беличий хвост в ветвях и т.д.)

Дидактическая игра. «Сколько?»

Цель: развитие внимания, навыка счёта, умения согласовывать существительные с числительными.

Логопед: Ребята, а за кусточком спрятались детёныши животных, давайте их назовём и сосчитаем.

Психогимнастика «По кочкам» (этюд на выразительность жестов, движений)

Логопед: Молодцы, всех животных нашли и их детёнышей отыскали. А теперь пора уходить с этой замечательной полянки.

Этюд «По кочкам»

Логопед: На носочках осторожно

Перейти по кочкам можно.

Тише, тише, не спешите,

Ножки вы не промочите.

Этюд «Пугливый ёжик»

Цель: психомышечная тренировка мышц мелкой моторики, мимических мышц.

Логопед: Посмотрите ребята, какой грустный еж. Оказывается у его маленьких ежат не выросли иголки, ежата стали беззащитными. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников. Помните историю про пугливого ёжика?

Этюд «Пугливый ёжик»

Бежал ёж по дороге (пальцы рук в «замке»)

Встретился ему косолапый, бурый…(медведь)

Испугался еж (пальцы вверх, мимика выражает испуг)

А медведь испугался колючек. Не тронул ежа.

Творческая работа

Логопед: Всегда надо помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше, слабее тебя. А ежатам мы поможем?

Дидактическая игра. «Иголки для ежат»

Цель: развитие мелкой моторики, точности и аккуратности движений, воспитание желания помогать слабым.

Итог

Логопед: Молодцы! Какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен. Очень хорошо в лесу. С какими дикими животными мы познакомились? А детёнышей как зовут? Ребята! За вашу помощь от всех ежей волшебного леса подарок –лукошко с грибами.

А нам пора возвращаться в сад.

На прощанье помаши ладошкой.

Лес в ответ зашелестит листвой.

Возвращаемся с грибным лукошком.

Возвращаемся домой.

Оборудование:

Слайды (дикие животные, дикие животные с детёнышами, детёныши);

- «загадочное дерево», карточки с загадками;

Предметные игрушки «дикие животные и их детёныши»;

Изображения животных, их детёнышей;

Контурные изображения животных, картина с изображением фрагментов животных (из-за пенька видны ушки, среди ветвей хвост и т.д.);

Неверное изображение животных (к игре «путаница»);

Массажные коврики («кочки»);

Игрушка (чучело) ЁЖ;

- «кусточек»;

Таблица (для составления короткого описательного рассказа);

Лукошко с угощением;

Пластилиновые ежата, спинки которых станут колючими при помощи семян подсолнечника;

Семена подсолнечника;

Музыкальное сопровождение (И.Грибулина «Рыбы, птицы, звери» - в процессе творческой работы).