В каких городах суворовское военное училище. Расходы на проживание, питание и поступление. Что нужно, чтобы поступить в Суворовское училище

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 сентября 2016 г. примет первых воспитанников воссозданное Тульское суворовское военное училище (действовало в СССР в 1944-1960 гг.).

Суворовские военные училища (СВУ) - специализированные средние военно-учебные заведения для молодежи школьного возраста. Входят в сеть довузовских учебных заведений Минобороны России наряду с президентскими кадетскими училищами, кадетскими корпусами и др.

Из истории училищ

Впервые суворовские военные училища были образованы в Советском Союзе в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" от 21 августа 1943 г.

Документ предусматривал формирование девяти суворовских военных училищ "типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом" для подготовки молодежи к обучению в высших военных училищах. Свое название СВУ получили в честь русского полководца Александра Суворова (1730-1800).

В СВУ принимались мальчики с десятилетнего возраста, срок обучения составлял семь лет. Кроме того, существовали подготовительные классы для детей 8-10 лет.

Помимо подготовки к военной службе и обучению в военных училищах, СВУ давали общее среднее образование. Среди первых суворовцев были и участники боевых действий, некоторые из них имели правительственные награды. Воспитанники СВУ проживали при училищах и находились на полном пансионе за счет государства. В частности, им выдавалась специальная форма одежды военного образца - черного цвета, с алыми погонами, напоминавшими погоны царских кадетских корпусов.

В первый год было открыто 11 СВУ, из них девять - при Наркомате обороны (Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Калининградское, Орловское, Ставропольское). В них принимали детей военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и партизан, а также сирот, родители которых погибли во время войны.

Для обучения детей пограничников были созданы Ташкентское и Кутаисское училища. В 1944 г. были образованы еще шесть СВУ - Казанское, Куйбышевское, Горьковское (ныне - Московское), Саратовское, Тамбовское и Тульское. С 1950 г. в суворовские училища стали принимать мальчиков, окончивших 3 класса обычной школы, прием в подготовительные классы прекратился.

В 1953 г. было дополнительно образовано Минское, а в 1955 г. - Ленинградское СВУ.

С 1956 г. возраст поступающих был увеличен до 11 лет. Выпускников СВУ принимали без экзаменов на 2-й курс высших военных командных училищ.

В 1964 г. срок обучения в СВУ был сокращен до 3 лет, с 1969 г. - до двух (9-й и 10-й классы).

После распада СССР российские СВУ в 1992 г. вновь перешли на трехлетнее обучение. В конце 1990-х гг. в них был введен семилетний образовательный цикл. В 2009 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков уволил из армии работавших в училищах офицеров-воспитателей и отстранил суворовцев от участия в парадах Победы 9 мая, мотивируя это тем, что марш отвлекает их от учебной деятельности. Однако возглавивший оборонное ведомство в ноябре 2012 г. Сергей Шойгу эти решения отменил.

Текущее состояние

В настоящее время в России существуют десять суворовских военных училищ Минобороны РФ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Московское военно- музыкальное, Пермское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское (Владикавказ, Северная Осетия - Алания), Тверское, Ульяновское, Уссурийское (Приморский край), а также шесть суворовских училищ Министерства внутренних дел РФ - Астраханское, Грозненское (Чечня), Елабужское (Татарстан), Новочеркасское (Ростовская обл.), Санкт- Петербургское, Читинское (Забайкальский край).

До 2009 г. поступить в эти учебные заведения могли только молодые люди, после возможность обучаться получили и девушки.

В СВУ поступают дети с 5 класса, срок обучения составляет 7 лет. Как и прежде, суворовцы проживают в училище.

В 2013 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу изменил правила поступления в СВУ. Прием проводится на конкурсной основе при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Были отменены льготы для детей военных, внуков Героев России, а также для внуков и правнуков Героев СССР. В случае одинаковых показателей на вступительных экзаменах предпочтение все же отдается детям военнослужащих и ветеранов военной службы.

Кроме того, правом внеконкурсного зачисления пользуются дети-сироты и дети военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.

В настоящее время дети военнослужащих составляют около 70% от всех слушателей, остальные попадают в училища по социальным нормам, как дети-сироты. Поступающих в училища оценивают по состоянию здоровья - дети должны суметь пройти физическую подготовку. По данным СМИ, в 2016 г. самый большой конкурс на поступление был в Екатеринбургском СВУ - пять человек на место.

Известные выпускники

За более чем 70 лет своей работы СВУ выпустили свыше 100 тыс. воспитанников. В числе выпускников - бывший глава МИД РФ и Совбеза РФ Игорь Иванов, директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков, председатель ДОСААФ России Александр Колмаков, начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, летчики-космонавты Герои Советского Союза Юрий Глазков и Владимир Джанибеков; режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов, народный артист РФ Александр Пашутин, музыкант Стас Намин, тяжелоатлет Юрий Власов и др.

В других странах

Помимо России, СВУ в настоящее время действует в Белоруссии (Минское суворовское военное училище).

Тульское СВУ

Суворовское училище в Туле было образовано 7 июля 1944 г. Занимало в Туле комплекс зданий на ул. Свердлова (ныне - Староникитинская), до 1918 г. принадлежавший духовной семинарии.

Расформировано 10 сентября 1960 г. на основе постановления Совмина СССР и директивы Главнокомандующего сухопутных войск ВС СССР. Вместо училища была создана школа-интернат, проработавшая до августа 2001 г. Из более 900 выпускников училища 16 стали генералами, 132 - полковниками, около 150 - защитили докторские и кандидатские диссертации.

Решение о воссоздании училища принял в марте 2016 г. президент РФ Владимир Путин. 1 сентября 2016 г. училище, возведенное на юго-востоке города силами "Оборонстроя" и Главного управления обустройства, примет 240 суворовцев пятых, шестых и седьмых классов.

После завершения всех очередей строительства в новом СВУ будут жить и учиться порядка 560 детей. С 2016 г. начальником училища является полковник запаса Дмитрий Саксеев.

«Потомство мое, прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель, которые суть моим символам». Данное обращение Александра Васильевича Суворова и сегодня не потеряло своей актуальности, равно как и широко известное его высказывание, ставшее девизом многих военных учебных заведений: «Тяжело в учении - легко в бою».

Быть воином - это почетно…

В России к людям, посвятившим свою жизнь защите Отечества, всегда было особое отношение со стороны гражданского населения. Это и уважение, и любовь, и, может быть, в какой-то мере даже зависть. Это было всегда, и во времена Царской России, и Советского Союза, и в наши дни. Сегодня для молодых людей, решивших изучать ратное дело, существует большой выбор различных военных училищ. В этой статье мы рассмотрим особое заведение, в котором обучаются дети, окончившие восьмой класс средней школы, - суворовское училище в Москве. Полное его наименование: федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации».

История созданий суворовских училищ

В тяжелые годы ВОВ суровая необходимость вынудила руководство СССР развивать патриотическое сознание советского народа и, как следствие, обратиться к славной и героической истории России. Так, были учреждены награды, которые носили имена великих флотоводцев и полководцев Русской армии, кроме того, были введены воинские звания и погоны, аналогичные царскому периоду. Появилась необходимость в организации учебных заведений, которые бы соответствовали образцу кадетских корпусов.

В результате 21 августа 1943 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) в Постановлении № 901 предписали НКО в кратчайшие сроки в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года сформировать девять суворовских военных училищ (СВУ). Создание этих заведений преследовало сразу несколько целей, главной из которых являлась подготовка мальчиков к военной службе в звании офицеров, а также получение ими среднего образования.

Горьковское суворовское военное училище

Это военное образовательное учреждение было сформировано в период с июля по октябрь 1944 года. Все вопросы подбора преподавателей и воспитателей, обустройства и отбора будущих учащихся были возложены на генерал-майора Железникова К. А., который и стал первым начальником горьковского СВУ. Первыми суворовцами стали дети погибших бойцов Красной Армии, партизан, инвалидов войны и действующие несовершеннолетние воины. Всего в первый год своего существования в стены училища было принято пятьсот детей. Горьковское училище просуществовало всего двенадцать лет. В 1956 году, на основании директивы НШ Сухопутных войск, оно было передислоцировано в столицу СССР, так появилось новое суворовское военное училище. Москва радостно приняла воспитанников и преподавательский состав этого славного заведения. И с 30 августа начинается новый этап СВУ, теперь уже столичный.

А в 1991 году суворовское училище в Москве в очередной раз меняет свой адрес. На основании директивы оно передислоцируется по новому адресу: Извилистый проезд, дом 11.

Образовательный процесс

Учебный процесс в училище подразумевает изучение девяти основных дисциплин, при этом используется передовой российский и мировой опыт. Здесь работает восемьдесят девять преподавателей, многие из которых отмечены званием «Почетный работник образования», «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель РФ», среди педагогов есть кандидаты и доктора наук.

Какой режим предлагает своим воспитанникам суворовское училище в Москве? Распорядок дня составлен с учетом круглосуточного пребывания учеников в этом заведении, обеспечения научно обоснованного сочетания труда, обучения, отдыха, а также лечебно-оздоровительных мероприятий. Режим согласован с Министерством обороны РФ. В распорядке дня отведено время для индивидуальной работы воспитанника с преподавателями как для развития способностей, так и для устранения неуспеваемости. Чередуются учебные, культурные и спортивные мероприятия, занятия, связанные с ну и, конечно же, выделяется время и для отдыха.

Суворовское училище (Москва): как поступить

Носить форму данного учебного заведения - это большая честь, о ней мечтают многие дети. Однако, к сожалению, желающие поступить в суворовское училище в Москве зачастую имеют неясные представления о том, что для этого надо. Для начала узнаем, кто имеет право поступать в СВУ. В соответствии с Приложением № 1 к приказу МО РФ от 15.01.2001 №29, в суворовское военное училище, а также в кадетские корпуса могут поступать граждане РФ мужского пола, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, окончившие восьмой класс общеобразовательного учебного заведения в год поступления. Кандидаты должны пройти профессиональный, психологический и физический отбор. Желающие поступить в СВУ обращаются в военкомат по месту жительства. Здесь у них примут все необходимые документы и помогут правильно составить заявление.

Какие нужды документы для поступления

В первую очередь подается рапорт (заявление) от родителей о желании ребенка поступить в СВУ. К заявлению прилагается ряд документов: личное заявление кандидата, копия свидетельства о рождении, табель успеваемости за три четверти текущего года (с указанием иностранного языка), автобиография, школьная характеристика, медицинское заключение (выданное ВВК военкомата), четыре фотографии 3х4, копия страхового медицинского полиса, справка о составе семьи, родителей и, если имеются, то документы на льготное зачисление. Все бумаги предоставляются в период с 15 апреля по 15 мая. Оригиналы табеля успеваемости и свидетельства о рождении необходимо предоставить в приемную комиссию по прибытии в учебное заведение.

Право на льготное поступление

Государство предоставляет право льготного поступления в СВУ для несовершеннолетних граждан РФ - сирот и оставшихся без попечения родителей. Такие лица зачисляются по результатам собеседования без экзаменов.

Вне конкурса при условии положительной сдачи экзаменов зачисляются дети военнослужащих, срок службы которых составляет 20 лет и более, погибших при исполнении своих обязанностей, уволенных в запас (20 лет и более), проходящих службу в воспитывающихся без отца (матери).

Вступительные экзамены

Экзамены в военные училища Москвы и РФ проходят в период с 1 по 15 августа. Кандидаты пишут контрольную работу по математике, диктант по русскому языку. Проходят медицинское обследование, проверяются на физическую и психологическую готовность.

Расходы на проживание, питание и поступление

Данным вопросом задаются многие желающие поступить в суворовское училище в Москве. Стоимость обучения приятно удивит родителей потенциального суворовца. Дело в том, что все расходы берет на себя государство. Даже проезд до учебного заведения для сдачи экзаменов будет бесплатным, ведь в военкомате кандидат получает требование на воинский перевозочный документ к месту назначения и обратно. Живут абитуриенты в расположении суворовского училища, питаются в местной столовой. Как видите, для кандидатов созданы весьма благоприятные условия. Ну а дальше все будет зависеть только от них самих.

21 августа 1943 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации».

Пункт 10 (X) данного постановления гласил:

«…Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях:

а) девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4 500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников…»

Суворовские военные училища в Советском Союзе были созданы в год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Решение об их создании было принято советским правительством, когда в августе 1943 года в небе над Москвой прогремел первый победный салют в честь завершения разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге.

Многовековая история свидетельствует, что могущество и безопасность Российского государства определяются крепостью его армии и флота. Победы русского оружия в крупнейших войнах убедительно доказали, что одним из главных факторов в достижении побед был высокий уровень профессионализма командного состава русской армии. Этому в немалой степени способствовала система военного образования, которая в нашей стране на протяжении столетий являлась приоритетным направлением государственной политики. Она рассматривалась как стратегический фактор развития и основа национальной безопасности.

Кадетские корпуса – предшественники суворовских училищ

Важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в царской России занимали кадетские корпуса. Суворовские военные училища являются полноценными правопреемниками кадетских корпусов, аккумулировавшими в своей деятельности лучшие их традиции, имеющие многовековую историю развития.

Более 300 лет назад великим преобразователем России Петром I была создана Навигацкая школа, ставшая прообразом будущих кадетских корпусов. Петр I был первым монархом на Руси, кто стал уделять особое внимание подготовке офицеров для создаваемой им регулярной русской армии и зарождающегося флота.

В 1731 году указом Анны Иоанновны был учреждён первый кадетский корпус в Петербурге, официальное открытие которого состоялось через год - в 1732 году. С момента открытия и до 1860-х годов кадетские корпуса были единственными подготовительными военно-учебными заведениями, выпускники которых пополняли офицерские кадры императорской армии. Отличительной чертой данных учебных заведений являлось сочетание общего образования с военным обучением и военизированным внутренним режимом. Контингент воспитанников составляли дети дворян.

Первые военные школы имели целью не столько производство своих воспитанников в офицеры, сколько получение ими специальных знаний. Поэтому и были школы артиллерийскими, инженерными и морскими. Естественно, выпускники их, направляемые в войска унтер-офицерами, производились в офицеры в первую очередь. Офицерами стали выпускать только воспитанников Сухопутного кадетского корпуса, но и то далеко не всех: часть прапорщиками, часть - унтер-офицерами, только лучшие получали сразу чин подпоручика и даже поручика. Созданный в конце XVIII века Военно-сиротский дом тоже выпускал своих воспитанников юнкерами и портупей-прапорщиками, лишь отличники производились в офицеры сразу при выпуске. То же касалось и Шкловского благородного училища.


гравюра неизвестного художника

В начале XIX века кадетские корпуса и училища в основном выпускали с правами на производство, а не офицерами (это не относится к Пажескому корпусу, все воспитанники которого выпускались офицерами). Но, конечно, выпускники военно-учебных заведений производились в офицеры очень быстро, обычно через несколько месяцев после прибытия в войска, им не надо было выслуживать срок в унтер-офицерском звании.

Производство всех выпускников кадетских корпусов и училищ в офицеры сразу при выпуске было установлено в 1830 году, и с тех пор унтер-офицерами в виде исключения стали выпускаться только худшие по успехам воспитанники специальных училищ. На флоте офицеры с середины XVIII века производились в первый офицерский чин мичмана только по аттестатам Морского корпуса (непосредственно при выпуске).

С дальнейшим развитием сети военно-учебных заведений их воспитанники по-прежнему начинали службу с чинами разных классов - в зависимости от успехов в учёбе (по разрядам). В царствование Николая I окончившие кадетские корпуса по 1-му разряду выпускались поручиками в армию (или прапорщиками в гвардию), по 2-му разряду - подпоручиками, по 3-му - прапорщиками, по 4-му - в линейные батальоны (а неспособные к учёбе в специальных классах - во внутреннюю стражу). С 1862 года все выпускники кадетских корпусов 1-го разряда, удостоенные к производству в гвардию, получали чин поручика армии, а к гвардейским полкам прикомандировывались лишь те, кто имел там ближайших родственников, или по выбору самого гвардейского начальства.

В связи с реформаторской деятельностью министра Д.А. Милютина, система военного обучения претерпела значительные преобразования. Крымская война 1853-1856 годов показала не только насущную необходимость реформ в армии, но также и назревшую потребность России в высокообразованных офицерских кадрах.

Д.А. Милютин ещё в 1840 году записал в своём дневнике:

«Наши офицеры образуются совершенно как попугаи, до производства их они содержатся в клетке. И беспрестанно толкуют им: «Попка, налево кругом!» - и попка повторяет: «Налево кругом». «На караул!» - и попка повторяет это... Когда же попка достигает того, что твердо заучит все эти слова и притом будет уметь держаться на одной лапке... ему надевают эполеты, отворяют клетку, и он выступает из нее с радостью, с ненавистью к своей клетке и прежним своим наставникам».

Суть реформ Милютина состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий и военных училищ. На них и разделились прежние кадетские корпуса.

Теперь производство в офицеры решено было осуществлять только после получения специального военного образования. Для чего и решили пропускать через военные учебные заведения вольноопределяющихся, юнкеров и унтер-офицеров, т.е. всех выслужившихся нижних чинов и дворянских недорослей, которые ранее получали офицерское звание непосредственно в частях после срока выслуги или по праву принадлежности к дворянскому роду. Поскольку этот контингент обладал худшим общеобразовательным уровнем, чем выпускники военных гимназий, для него были созданы особые училища с облегченной программой, получившие названия юнкерских. Также были организованы и общеобразовательные военные учебные заведения сокращённого курса - военные прогимназии, которые готовили к поступлению в юнкерские училища. Военные же гимназии должны были готовить только к поступлению в военные училища.

Таким образом, с 1860-х годов все общевойсковые военно-учебные заведения России подразделялись на четыре основных типа: военные училища, юнкерские училища, военные гимназии и военные прогимназии.

Основной целью реформы Милютина была попытка воспитать высокообразованных, самостоятельно мыслящих, талантливых офицеров, которые не ограничивали бы круг своих интересов только военным делом и повышением по службе. Поэтому в основу педагогической системы военных гимназий и прогимназий была положена идея «общечеловеческого» воспитания, военное же обучение часто отодвигалось на второй план.

В военные гимназии зачислялись сыновья потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет. В гимназии обучалось 350-400 воспитанников, но лишь часть из них числилась на «казённых вакансиях» (в основном – военные сироты и офицерские дети). Остальные - «своекоштные», обучались за свой счет (200 рублей в год). Во многих крупных городах в военные гимназии допускались также и «приходящие» воспитанники, за которых должны были платить родители. Как и в гражданских гимназиях, после окончания занятий такие гимназисты уходили домой. В Петербурге и в Москве 3 гимназии были целиком для приходящих, что значительно сокращало государственные расходы на подготовку будущих офицеров.

С 1874 года в военных гимназиях были введены конкурсные вступительные экзамены, что должно было улучшить состав учащихся и сократить количество исключённых по неуспеваемости (а таковых было более чем достаточно). Теперь исключать гимназистов по этой причине разрешалось только из старших классов, когда уже можно было определить, что тот или иной юноша не может или не хочет продолжать образование. После выпускных экзаменов воспитанники делились на три разряда. Окончившие по первому разряду, т.е. набравшие по каждому предмету не ниже 8 баллов по 12-балльной шкале, имели преимущественное право поступления в военные училища без экзаменов. Те, кто окончил гимназию по второму разряду, т.е. получил хоть одну оценку ниже 8 баллов, - должны были сдавать вступительные экзамены в военные училища. Окончивших по третьему разряду либо переводили в военные прогимназии, отчисляли в полки вольноопределяющимися или их могли забрать родители на своё попечение.

Подобный «либерализм» в сфере военного образования в конечном итоге привёл к тому, что воспитатели слишком увлеклись «общими» предметами, а чрезмерная опёка с их стороны не самым лучшим образом отражалась на боевых качествах будущих офицеров. Таким образом, в начале 1880-х годов практически стёрлась грань между военным образованием и обычным, причём престиж военного образования в обществе заметно снижался. Лучшие выпускники военных гимназий предпочитали не поступать в военные училища: выбирали себе гражданскую службу или продолжали учёбу в университете. В училища, а затем и в армию попадали только те, кто шёл туда по убеждению или семейной традиции, либо не был более ни на что способен.

В 1882 году, в период «контрреформ» Александра III, военные гимназии вновь преобразовали в кадетские корпуса, главной задачей которых являлась непосредственно подготовка воспитанников к военной офицерской службе. Кадетские корпуса, по сути, являлись закрытыми учебными заведениями. Они включали полный пансион для воспитанников; кадеты не имели права покидать территорию корпуса без разрешения начальства и сопровождения соответствующих лиц (родителей, опекунов, офицеров-воспитателей). Значительно ужесточились и дисциплинарные требования к обучающимся, одним из главных факторов в оценке подготовки кадета стала оценка его поведения. Военные прогимназии, в большинстве своём, были закрыты или преобразованы в военные школы, куда направлялись неуспевающие или провинившиеся ученики кадетских корпусов.

Обучение и воспитание в кадетских корпусах было поставлено так, чтобы максимально способствовать формированию у воспитанников моральных и боевых качеств, необходимых для успешной службы. Основными целями воспитания являлось формирование у будущих офицеров таких качеств как патриотизм, верность воинскому долгу и воинской чести, смелость, дисциплинированность, товарищество, преданность царю и Отечеству.

Однако общие наработки «милютинских» программ не были забыты. В стенах кадетских корпусов воспитанники получали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Большинство воспитанников кадетских корпусов продолжали обучение в самых престижных кавалерийских, артиллерийских, инженерных и морских училищах, получали офицерские звания и оставались на военной службе. Те же, кто по различным причинам уходили из армии, успешно работали в самых различных сферах деятельности. Об успешной работе педагогов в осуществлении учебно-воспитательных задач говорит и тот факт, что в годы Гражданской войны подавляющее большинство кадет сохранило верность Отечеству, доблестно воевало на стороне белых армий, а затем продолжило своё обучение в тяжёлых условиях эмиграции.

После 1917 года

После октябрьского переворота 1917 года кадетские корпуса прекратили своё существование. Место военных училищ прочно заняли различные командные курсы, которые в течение нескольких месяцев могли «натаскать» вчерашнего рабочего или крестьянина для выполнения обязанностей красного командира.

Часть кадет и юнкеров отправилась на Дон – поступать в Добровольческую армию, остальные были вынуждены снять форму, дабы избежать преследований новоявленной властью. Известны случаи, когда в начале Гражданской войны кадеты бежали на Дон всем училищем, рискуя жизнью, спасали свои знамёна и другие реликвии от надругательства большевиков.

Те военно-учебные заведения, которые оказались на территории, занятой армиями ВСЮР, продолжали свою деятельность вплоть до трагической осени 1919 года. Многие из них были эвакуированы в полном составе в Крым, на территорию Турции, Болгарии и других сопредельных государств. Летом 1920 года главнокомандующий Русской Армией генерал Врангель издал приказ об удалении из действующей армии подростков и несовершеннолетних лиц, не завершивших обучение в военных учебных заведениях. Бывшие кадеты вновь были собраны в корпуса, которые эвакуировались вместе с Русской Армией в Турцию, а затем нашли себе приют на территории государства К.С.Х.С. (Югославии). Король К.С.Х.С. Александр I сам являлся воспитанником русского Пажеского корпуса, а потому всячески покровительствовал кадетским корпусам в изгнании. Многие из русских военно-учебных заведений просуществовали в эмиграции до середины 1930-х и даже 40-х годов.

Но на родине бывшие воспитанники кадетских корпусов подвергались репрессиям и социальной дискриминации: им, как «чуждому элементу», часто отказывали в приёме в обычные советские школы, вузы и даже на рабфаки. Завершить своё образование такие юноши могли лишь в школах-колониях, где содержались малолетние преступники и бывшие беспризорники (вспомним «Республику ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева).

Военное образование в СССР 1920-40 годов

Успехи красных командиров, пришедших в армию «от станка» или «от сохи» породили прочно укрепившийся в Советской России миф о том, что военное (да и образование вообще) советскому военачальнику ни к чему. В ходе Гражданской войны Будённый, Ворошилов, Щорс и другие красные «самородки» сумели разбить высокообразованных царских генералов и выбросить их из страны на положение эмигрантов-изгоев.

Вся прежняя система кадетских корпусов, военных училищ и школ была признана порочной уже в первые годы советской власти. В Красной Армии и на флоте существовали лишь «товарищи» командиры и комиссары, к которым следовало обращаться в соответствии с занимаемой должностью или родом войск (товарищ комполка, бригадный комиссар, помкомвзвода, военлёт, военмор и т.д.) Само слово «офицер» долгое время считалось ругательным и «старорежимным».

В ходе военной реформы 1924-25 годов в советской стране была создана система военно-учебных заведений, включавшая подготовительные военные школы, окружные повторные курсы, курсы усовершенствования командиров и военные академии. В области подготовки начальствующего состава были предприняты немалые усилия, направленные на формирование личности такого начальника, который был бы полностью предан партии и соответствовал бы по военному образованию занимаемой должности.

Для преподавания военных знаний на курсах и в академиях активно привлекались «военспецы» старой школы – офицеры царской армии, добровольно или не совсем добровольно оставшиеся на службе в РККА. Однако большую и лучшую их часть расстреляли или превратили в «лагерную пыль» уже в 1930-31 годах (знаменитая операция ОГПУ «Весна», в ходе которой было арестовано более 3 тысяч человек). В 1937-38 годах последовало массовое уничтожение и тех, кого они успели чему-то научить.

И только в преддверии новой мировой войны сталинское руководство дало себе труд задуматься о том, что понял ещё государь Пётр I, создав бомбардирскую школу при Преображенском полку: юношей, решивших стать офицерами, целесообразно готовить к этому важному шагу в их жизни ещё со школьной скамьи.

Военные артиллерийские, пехотные, лётные и другие училища были созданы на базе прежних курсов и военных школ только в 1937-41 годах. Однако слово «курсант» прочно вошло в советский обиход, и до сегодняшнего дня им именуют всех учащихся военных училищ.

В конце 1930-х годов в системе Наркомпроса также были созданы специальные школы - средние учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к поступлению в военные училища.

Артиллерийские спецшколы существовали в СССР с 1937 по 1946 год, затем в 1947 году они были реорганизованы в артиллерийские подготовительные училища, завершившие свою историю в 1955 году. Военно-морские спецшколы и спецшколы ВВС были сформированы в 1940 году. Будущих моряков в них готовили до 1944 года, а летчиков - до 1955 года.

Учились в спецшколах 3 года: с восьмого по десятый класс. Кроме общеобразовательных дисциплин, в учебные планы были включены основы военного дела, воинские уставы, строевая и физическая подготовка. Пансионата военные школы не имели. Местные учащиеся жили дома, а иногородние - в общежитии или на частных квартирах. Летом в спецшколах проводился обязательный двухмесячный лагерный сбор.

Военные спецшколы существовали довольно короткое время и только в крупных городах, где были военные училища. Состав учащихся был немногочисленным. Их выпускники лишь в малой степени способствовали разрешению общего кризиса с высокопрофессиональными военными кадрами в РККА к началу Великой Отечественной войны.

Создание Суворовских училищ

В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась и необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.

Суворовские военные училища (СВУ) явились также весьма эффективным методом решения важнейшей проблемы советского социума военного и послевоенного периода, связанной с детской беспризорностью. В первые годы Великой Отечественной войны тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, стали круглыми сиротами или полусиротами. Многие из них потеряли не только своих родителей, но и всех ближайших родственников. Освобождённые города западных и юго-западных областей Советского Союза подчас являли собой жалкое зрелище: среди дымящихся руин и развалин бегали стайки беспризорников, часто руководимые преступным элементом; детских домов и приёмников катастрофически не хватало. НКВД СССР засыпало органы милиции директивами, призывающими обеспечить выявление беспризорных и безнадзорных детей и направление их в приёмники-распределители. Ужесточались меры наказания для несовершеннолетних преступников. Однако в условиях отсутствия средств и кадрового состава опытных сотрудников милиции, все эти меры не давали никаких практических результатов. 15 июня 1943 года вышло постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». На органы НКВД возлагались обязанности по открытию детских колоний для содержания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). К концу 1943 года число подростков в этих колониях достигло 50 тыс. человек.

Для тех детей и подростков, которые ещё не успели совершить никаких преступлений, но потеряли родителей на фронтах войны, постановлением от 21 августа 1943 года было принято решение «организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...»

Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 года по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.

Для детей пограничников создавались два суворовских военных училища - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков - Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование... В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет.»

НКО СССР обязывался к сентябрю 1943 года подготовить помещения и обеспечить училища всем необходимым для начала учебного процесса. Учебный год в СВУ должен был начаться 1 декабря 1943 года.

Один из первых суворовцев вспоминал:

«В ноябре 1943 года я с группой кандидатов прибыл в Воронежское суворовское училище. Сам я - блокадник. Повидать и пережить пришлось многое в страшное время ленинградской блокады, но то, что нам пришлось увидеть в Воронеже, потрясло всех нас. 212 дней линия фронта проходила через город, 212 дней и ночей на него рушились бомбы, на улицах рвались снаряды и пули. Страшное зрелище представлял город Воронеж, освобожденный от фашистов, - руина громоздилась на руине...

27 января 1943 года наши войска освободили город, а уже в первой половине ноября в казармы бывшего штрафного батальона царской армии на Придаче прибыли воспитанники первого набора Воронежского СВУ (район Придачи не был занят немцами), 80% преподавателей, отобранных для работы в СВУ, имели высшее или незаконченное высшее образование, 20% учителей приготовительных классов - среднее педагогическое образование.»

Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Приветствовался также опыт работы или обучение в кадетском корпусе до революции.

До начала учёбы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы. Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.

  • генерал - 1;
  • офицеров - 49;
  • сержантов - 31;
  • рядовых - 13;
  • вольнонаёмных - 186 человек.

Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.

В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, с центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным имуществом, необходимым для быта и учёбы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев – «воспитанник». (Только через два года воспитанников СВУ стали называть «суворовцами»).

И хотя СВУ появились только в 1943 году, слово «суворовец» существует в русском языке уже более ста лет. До революции, «суворовцами» называли себя кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве, основанного в 1899 году. Интересно, что они также носили красные погоны, на которых были нанесены литеры «Сув.» В эмиграции, они основали свое объединение, и выпускали журнал «Суворовцы» вплоть до 1970-х годов.

Большой личный вклад в дело становления первых СВУ внесли начальники училищ: генерал-лейтенант И.Ф. Баринов, генерал-майоры В.В. Баланцев, В.Г. Клементьев, М.Т. Субботин, П.А. Еремин, В.М. Козырев, А.В. Кузьмин, В.А. Визжилин, Г.Т. Зуев, полковник А.И. Нерченко.

В декабре 1943 года каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя, День его вручения стал большим праздником и считается днём рождения училища. 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища.

Первые «суворовцы»

Контингент воспитанников СВУ первого набора 1943/44 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.

В СВУ направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Так в Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награждённый орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамён. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.

С медалью "За оборону Сталинграда" пришёл во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он по мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен.

Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью за оборону этого города поблескивала медаль "За боевые заслуги". Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 году, а Коля ушёл в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешёл линию фронта. Провёл в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль "За боевые заслуги".

С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калининского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбёжке в этом же городе. Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году. Так и шёл он боевыми дорогами с сапёрами, пока не отправили его в ноябре 1943 года в суворовское училище. До сих пор вспоминает полковник запаса Меркушев Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль "За победу над Германией".

К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учёбы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...

В 1948 году вышла повесть преподавателя Новочеркасского СВУ Б. Изюмского «Алые погоны», рассказывающая о первых суворовцах. И сегодня можно смело утверждать, что эта книга - одна из лучших русскоязычных книг военно-патриотической тематики. Она выдержала семь изданий. Её с упоением читали мальчишки сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов. Многих из них она привела в суворовские училища. В 1980 году по повести Б. Изюмского был снят художественный фильм с одноимённым названием.

Первый 1943/1944 учебный год в СВУ, действительно, был очень трудным и для воспитанников и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учёбе от нескольких месяцев до 1,5-2-х лет.

Основной задачей преподавателей СВУ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе. Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ в основном справился.

«Положение о Суворовских военных училищах»

А в это время в Москве была завершена разработка «Положения о Суворовских военных училищах». Несомненно, что составители этого документа, добросовестно следуя Постановлению от 21.08.43 года, основательно проштудировали «Положение о кадетских корпусах» 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 года: «Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Только вот понятие «воспитание» у Положений различное, соответствующее у каждого духу своего времени.

Согласно «Положению о Суворовских военных училищах», начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Её возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трёх взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания «вице-сержант» и «старший вице-сержант». Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание «вице-старшина».

Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.

Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.

В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто ещё шесть училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Начальниками этих училищ назначены генерал-майоры К.А. Железняков, В.В. Болознев, генерал-лейтенант Г.Г.Невский, генерал-майоры П.А. Дьяконов, А.А. Куценко, И.С. Хохлов.

Видимо, учитывая опыт 1943 года, училища второй очереди размещались в городах или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как две капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.

1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.

В 1945 году за парты сели и будущие наставники суворовцев - под Москвой, в Хлебникове, открылся Военно-педагогический институт со специальным факультетом подготовки офицеров-воспитателей для суворовских военных училищ.

В этом же году состоялся первый выпуск из суворовских училищ, созданных комиссариатом внутренних дел. Их первые выпускники провели в стенах училища всего лишь два года. В основном они продолжили учёбу в пограничных училищах. Затем охраняли сухопутные и морские границы нашей страны.

СВУ после войны

Обилие военных сирот в первые послевоенные годы способствовало созданию новых военных училищ по образцу суворовских, но не всегда на это хватало средств.

Как подтверждают архивные документы, начальник ГУ К НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 года к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года ещё шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что ещё при наборе в 1944 году мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.

Но в 1945 году заместитель наркома обороны СССР разрешил дополнительно набрать лишь 759 мальчиков в старшие приготовительные классы (СПК) и в первые классы существующих суворовских военных училищ. В СПК первых девяти СВУ было направлено 90 мальчиков-югославов.

Из 750 кандидатов были зачислены: в Воронежское и Калининское СВУ по 25 человек, в остальные училища - по 50. Кроме того, в СПК этих девяти училищ были набраны 310 мальчиков в возрасте 9-10 лет, закончивших второй класс школы Наркомпроса.

В первые классы Тамбовского, Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Тульского и Саратовского СВУ было зачислено 300 мальчиков в возрасте 10-11 лет, закончивших третий класс школы Наркомпроса. А в первые классы Воронежского и Краснодарского СВУ было направлено по 25 воспитанников воинских частей с подготовкой 3-4 класса школ Наркомпроса в возрасте 11-13 лет (переростки).

В фондах УВУЗ ГУК НКО СССР имеется документ, который показывает, что руководством ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР было разработано предложение разместить в 1946 году ещё 11 СВУ в зданиях, ранее принадлежавших кадетским корпусам России: Нижегородскому, Полоцкому, Киевскому, Иркутскому, Тифлисскому, Псковскому, Ярославскому, Владикавказскому, Сумскому, Симбирскому, Омскому. Но и это предложение осталось нереализованным.

Лишь в 1953 году в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.

Год первого выпуска из суворовских училищ НКО стал также и началом экспериментов над ними. Кавказское СВУ с 1948 года реорганизовали в Суворовское офицерское училище. По сути дела, оно объединило два военно-учебных заведения - суворовское и пехотное училища. В 1955 году Ленинградское военное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в Суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское (бывшее Харьковское) и Свердловское.

Эксперимент с Суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заведений, поэтому в 1958 году все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища. На базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые училища

25 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «О порядке приёма в суворовские и нахимовские училища», которое, оказало неблагоприятное воздействие на дальнейшую судьбу суворовских училищ. Некоторые СВУ были расформированы и на их базе были устроены образцово-показательные школы-интернаты. Оставшиеся СВУ были переведены на трёхлетнее обучение, а с 1969 года - на двухлетнее. Долгие годы они оставались основной «кузницей» офицерских кадров для советских вооружённых сил. Выпускники суворовских училищ принимались без экзаменов во все военно-учебные заведения страны, и большинство из них связывало свою судьбу со служением Родине.

СВУ в наши дни

На сегодняшний день в ведении Министерства Обороны РФ находится всего 7 Суворовских военных училищ: Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское.

В ходе современных реформ в российской армии и системе военного образования статус суворовских училищ был фактически приравнен к другим учебным заведениям (кадетским корпусам, лицеям, военным гимназиям), дающим среднее образование. Высшие военные чиновники, в очередной раз взявшись «перекраивать менталитет» российского офицерства, решили начать с кузницы кадров – СВУ.

Тамара Фральцова, заместитель начальника Главного управления кадров минобороны РФ, в интервью «Российской газете» (№ 5185 от 19 мая 2010 г.) так прокомментировала мотивы этих перемен:

«Сегодня Суворовские, Нахимовские военные училища, кадетские корпуса - это место, где офицеры, члены их семей имеют возможность в первую очередь дать детям качественное общегражданское образование. У нас сейчас почти два десятка училищ и кадетских корпусов, в каждом в среднем по шестьсот воспитанников. Понятно, что военные вузы просто не способны принять такое количество абитуриентов. Да это и не требуется. Задача, повторюсь, в первую очередь состоит в том, чтобы военнослужащие, особенно в отдаленных гарнизонах, могли полностью сосредоточиться на выполнении профессиональных задач и быть при этом спокойными за обучение и воспитание своих детей. Статус Суворовских училищ и кадетских корпусов сохраняется, как и их нахождение в ведении минобороны России. Исторически сложившаяся форма одежды суворовцев с погонами и лампасами также остается их фирменным атрибутом.»

По сути, в нынешних условиях от суворовцев осталась только форма и их принадлежность к ведению Министерства обороны. СВУ постепенно превращаются из военных училищ в пансионат для детей военнослужащих и военных сирот. Из современных программ подготовки воспитанников СВУ почти полностью убрана военная составляющая; обучение в училище теперь очень мало связано с ориентацией на выбор будущей профессии офицера. Из штатов училищ, традиционно бывших военными, исключены почти все преподаватели-военнослужащие. На должности воспитателей назначаются преимущественно офицеры запаса, имеющие богатый служебный и жизненный опыт. Для реализации учебной программы СВУ сегодня привлекают штатских учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений.

В современные суворовские училища принимаются не только мальчики, но и девочки (в основном из семей военнослужащих) в возрасте до 15 лет. Учиться в училище необходимо 3 года по программе общеобразовательной школы (9-11 классы). Выпускники училищ получают обычный аттестат о среднем образовании. После окончания училища они могут поступать в любые высшие учебные заведения, в том числе и в военные. За училищами и кадетскими корпусами, состоящими в ведении Министерства обороны, до 2009 года сохранялось право направлять своих выпускников в высшие военно-учебные заведения РФ без сдачи вступительных экзаменов. С 2010 года сотни суворовцев, проучившихся по 3 года в суворовских военных училищах, достойно окончивших их, получивших профильную военную подготовку и годами готовивших себя к службе в составе офицерского корпуса России, не станут офицерами только потому, что результаты их ЕГЭ оказались чуть слабее, чем у школьников, которым было всё равно, куда поступать. Многие десятки потомственных офицерских родов оказались прерваны.

По данным на 2011 год из 93% выпускников довузовских учебных заведений Минобороны, поступивших в высшие учебные заведения, лишь 11 % поступили в вузы военного ведомства. 29 процентов – в вузы других силовых структур, и 60 % - подавляющее большинство бывших суворовцев и кадет – поступило в гражданские вузы.

С 2009 года суворовцы и нахимовцы больше не участвуют в военных парадах на Красной площади. Чиновники Министерства образования и Минобороны решили, что 3-х месячная подготовка к парадам вредно сказывается на успеваемости обучающихся, нарушает учебный процесс, угрожает их физическому и психическому здоровью.

Возможно, с общечеловеческой точки зрения они и правы, но, по мнению многих выпускников и преподавателей, СВУ тем самым лишаются своей сути, того, что составляет их неповторимость, теряют смысл своего существования.

«С какой целью это делается? – задаётся вопросом Игорь Иванов, экс-министр иностранных дел РФ, выпускник Московского суворовского военного училища. - Ведь у нас имеются подчинённые различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их особой учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, подавляющее большинство из которых потом должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании. Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить исходя из своего собственного опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за свою Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никоим образом…»

Доблесть, отвага и честь – это именно то, что хотят мальчишки, мечтая о поступлении в Суворовское училище. Они не боятся трудностей, которые ожидают их в кадетке, они мечтают носить погоны с самых юных лет и, когда придет время, поменять их на офицерские. И таких мальчишек очень много – конкурс при поступлении в Суворовское иногда достигает пять, а то семь человек на одно место. Именно поэтому лучше заранее подготовится к поступлению, чтобы мечта смогла стать реальностью.

Кто может поступить в Суворовское училище?

Самое первое и главное условие для поступления в суворовское военное училище (СВУ) или кадетский корпус (КК) - гражданство Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны РФ в Суворовские и Нахимовские училища могут поступить мальчики и девочки в возрасте до 15 лет (по состоянию на 31 декабря года поступления), после 4-го, 8-го и 9-го классов средней общеобразовательной школы в году поступления. В разных Суворовских училищах разные требования к возрасту поступающих, единственное, что остается неизменным – после 15 лет в суворовцы точно не берут.

Еще одним важным условием для поступления является хорошее состояние здоровья . Годность состояния здоровья к обучению в военном училище определяют врачи. Только имея на руках заключение военной врачебной комиссии можно подавать документы в Суворовское. При этом поводов для отвода по состоянию здоровья существует довольно много:

Серьезные инфекционные заболевания: гепатит С или В, ВИЧ-инфицирование, туберкулез в любой форме; Различные новообразования, за исключением невусов, которые не мешают ношению одежды;

Различные заболевания эндокринной системы, включая ожирение 3 и 4 степени; Серьезные болезни крови, такие как гемофилия, лейкоз и тому подобное; Серьезное снижение иммунитета, если в анамнезе есть частые ОРВИ, протекавшие с осложнениями;

Различные кожные заболевания, например: псориаз, витилиго, нейродермит;

Любые психические расстройства; Заболевания нервной системы;

Серьезные нарушения зрения, даже - косоглазие; Систематические и хронические заболевания уха, например частые гнойные отиты;

Заболевания дыхательной системы, в частности - бронхиальная астма;

Острые и хронические заболевания органов пищеварения, например - язва желудка или камни в желчном пузыре;

Заболевания костной и мышечной систем, в частности, распространенный сейчас сколиоз 2-3 степени;

Серьезные заболевания мочеполовой системы, в том числе; Тяжелые врожденные аномалии.

Однако врачи рассмотрят каждый случай в отдельности и примут решение исходя из текущего состояния здоровья и перспектив развития заболевания. Поэтому думать о том как поступить в Суворовское училище и готовится к поступлению имеет смысл даже если есть какое-то хроническое заболевание. Главное – чтобы было желание стать офицером.

Куда и какие документы подавать, чтобы поступить в Суворовское училище?

Документы для поступления по списку, который лучше уточнить на сайте выбранного училища или в местном военкомате, необходимо направить в приемную комиссию училища в период с 15 апреля до 15 мая года поступления. Это означает, что предварительное оценивание успехов потенциального суворовца будет оцениваться без итогов последней четверти. На это очень важно обращать внимание, если принято решение поступать. Хотя в военкомате все подробно объяснят и помогут составить заявление, все же список необходимых документов лучше знать заранее. Это поможет подготовиться к поступлению наилучшим образом. Ведь приглашение на очные испытания в Суворовском училище получат только те абитуриенты, которые пройдут предварительный отбор.

Итак, для поступления точно понадобится:

1. Заявление от родителей или опекунов абитуриента о его желании поступить в Суворовское училище или Кадетский корпус. Пишется на имя начальника избранного для поступления училища.
2. Личное заявление абитуриента о желании поступить в Суворовское училище и стать в будущем офицером Вооруженных сил РФ.
3. Копия свидетельства о рождении абитуриента.
4. Табель успеваемости с оценками за первые три учебные четверти, заверенный гербовой печатью школы, и с указанием изучаемого иностранного языка.
5. Педагогическая характеристика на абитуриента, подписанная классным руководителем и директором школы и заверенная гербовой печатью школы.
6. Медицинское свидетельство о пригодности абитуриента к поступлению в СВУ. Такое свидетельство выдает ВВК при военкомате, однако для этого необходимо собрать все медицинские документы из своей поликлиники.
7. Четыре фотографии абитуриента размером 3 х 4 сантиметра.
8. Копия страхового медицинского полиса абитуриента, заверенная нотариально.
9. Справка с места жительства о составе семьи.
10. Справки с места работы родителей.

Кроме того, могут понадобится документы, подтверждающие гражданство, в случае постоянного проживания абитуриента за пределами России. Если абитуриент имеет право на льготы при поступлении , в приемную комиссию необходимо направить документы, подтверждающие право на эти льготы.
Подлинники свидетельства о рождении и табеля успеваемости предъявляются абитуриентом лично в приемную комиссию Суворовского училища или Кадетского корпуса, по прибытии для сдачи вступительных экзаменов.

Льготы при поступлении в Суворовское училище

Некоторые категории абитуриентов, поступающих в Суворовское училище имеют право на льготы. Так, дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат зачислению в Суворовское училище без экзаменов, только по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Кроме того, есть категории лиц, имеющие право на зачисление вне основного конкурса . То есть в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, их зачисляют в суворовцы в любом случае. К таким категориям относятся:

Дети военнослужащих, погибших или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

Дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов, а также воспитывающиеся без матери;

Дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

Дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более в календарном исчислении;

Дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы.

Кроме того, отличники по учебе в общеобразовательной школе имеют право на зачисление в Суворовское училище только по результатам одного, первого экзамена. При условии сдачи нормативов по физической подготовке. Если первый экзамен сдан на 5 баллов, то они становятся суворовцами, при получении 4-х или 3-х баллов продолжают сдавать экзамены и зачисляются по итогам общего отбора. Как правило конкурс на одно место в Суворовском училище достигает пяти человек на место.

Какие экзамены необходимо сдать, чтобы поступить в Суворовское училище?

Прием в Суворовские училища и сдача вступительных экзаменов начинается в зависимости от расписания в каждом конкретном училище и продолжается до 15 августа. Абитуриенты, прошедшие предварительный отбор у комиссии училища и допущенные к сдаче экзаменов сдают экзамен по математике и русскому языку.

Кроме того, все абитуриенты без исключения, проходят медицинскую комиссию, собеседование с психологом на готовность к обучению к СВУ. Обязательным условием для поступления является сдача нормативов по физкультуре. В них входит подтягивание, бег на 100 метров и бег на 1000 метров.

Абитуриенты, не удовлетворяющие условиям приема по состоянию здоровья, не сдавшие вступительные экзамены, а также не прошедшие по конкурсу, в Суворовское училище не принимаются и отправляются по месту жительства. Пересдача экзаменов не предусмотрена. На время пребывания абитуриентов в Суворовском училище для сдачи экзаменов они обеспечиваются бесплатным питанием. Подготовительные курсы для поступающих в Суворовских училищах не предусмотрены.

Инструкция

Первое требование – это возраст. С 2008 года во всех Суворовских училищах страны начался постепенный на семилетний срок обучения, и возрастные границы для абитуриентов каждый год менялись, что изрядно запутало поступающих. С 2011 года в училища принимают ребят, закончивших 4-й общеобразовательной .

Первый этап поступления – это, по сути, документов. Комплект бумаг для того, чтобы попасть в Суворовское училище требуется солидный – в списке значится и копия личного дела из школы, и заключение , и копия амбулаторной карты. С полным списком можно ознакомиться на сайте училища. Чтобы правильно все необходимые документы, можно обратиться в военкомат по месту жительства. Бумаги необходимо подать до 1 июня.

Все документы рассматриваются приемной комиссией, и те кандидаты, которые признаны «подходящими» по всем параметрам (состояние здоровья, уровень образования, возраст и т.д.) приглашение на вступительные экзамены.

Испытания проходят в первой половине июля. Потенциальные суворовцы должны продемонстрировать свою физическую подготовку (в итоге принимается решение, «годен» абитуриент или «негоден») и психологическую готовность к обучению (психологическое и психофизиологическое обследование). Кроме того, суворовцу необходимо знать математику и русский язык – испытания по общеобразовательным предметам также входят в программу.

По итогам вступительных экзаменов каждому кандидату ставится единая оценка (баллы). Кстати, при выставлении баллов учитываются также спортивные, творческие или общественные достижения ребенка, поэтому дипломы об участии в соревнованиях и конкурсах повысят шансы на .

Итоговые списки кандидатов выглядят так: сначала зачисляют ребят, имеющих на льготное поступление (это сироты, а также дети некоторых категорий военнослужащих, в том числе бывших), после чего – абитуриентов, набравших наибольшее количество баллов.

С родителями (или опекунами) суворовцев при зачислении в училище подписывается письменный договор, где подробно описаны все условия обучения, а также права и обязанности сторон.

Источники:

  • Порядок приема в суворовские училища

Поступление в школу – важный шаг для будущего первоклассника и его родителей. Именно школа оказывает серьезное влияние на будущее формирование личности и развитие интеллекта будущего члена общества. Поэтому к поступлению ребенка в первый класс каждому родителю стоит подойти со всей серьезностью. Для начала важно знать необходимый минимум, а именно – как поступить в первый класс.

Инструкция

Выберите школу, где будет обучаться ваш ребенок. Это очень важный момент, потому что сейчас есть множество профильных школ – лицеи и гимназии разной направленности. Конечно, нельзя исключить, что по прохождении нескольких ступеней обучения вам или вашему ребенку захочется сменить школу, но это всегда сопряжено с определенным стрессом, поэтому лучше продумать все заранее и выбрать подходящую именно вам школу.

Обращайте внимание не только на профиль и качество обучения , но и на территориальный признак – важно, насколько далеко от дома находится , куда поступает первоклассник. Вы не всегда будете водить ребенка за руку, наступит момент, когда придется отпустить его пройти этот путь самому. Поэтому учитывайте этот момент, старайтесь подобрать школу с максимально удобным и безопасным маршрутом до вашего дома.

Соберите документы. Для поступления в первый нужны следующие документы: родительский паспорт, свидетельство о рождении (оригинал и его копия), медицинская и заявление . В некоторые школы могут потребоваться дополнительные документы, но основной перечень соответствует вышенаписанному.

Убедитесь, что ребенок готов к обучению в . Никаких тестирований проводить с ребенком не будут – если вы отправляетесь по месту жительства, вас обязаны принять без каких-либо вступительных экзаменов. Однако есть одна проблема – если ребенок приходит в школу, не имея элементарных начальных знаний, ему самому будет намного , да и вам придется проводить гораздо больше времени, помогая выполнять домашнее задание. Поэтому целесообразнее всего отправить ребенка заранее на курсы подготовки , где он адаптируется к новому для него процессу обучения.

Подготовьте ребенка к вступительному собеседованию. Оно является последним и единственным препятствием на пути в первый класс. На этом собеседовании детям задают элементарные вопросы о нем самом, о родителях и о том, где он живет. Затем ребенку дается несколько тестов, проверяющих его мышление и сообразительность, а также память и уровень развития его речи. Не переживайте о результатах, ведь, как уже было сказано, единственной причиной для отказа в поступлении в школу может являться отсутствие в оной свободных мест.

Профессия военного всегда считалась почетной и солидной, поэтому многие родители хотят отдать своих сыновей на учебу в военные училища МВД. Поступить в училища МВД России не так уж и просто, однако именно там парень становится мужчиной и приобретает все необходимые навыки для того, чтобы с честью защищать своих сограждан.

Инструкция

Помните, что обучение в военном длится 3 года. Поступить в него могут граждане РФ в возрасте не старше 15 лет, которые окончили 8 классов общеобразовательной школы, имеют направление кадрового аппарата внутренних войск МВД или другого органа, годны по состоянию здоровья и отвечают требованиям профессионального отбора. Чтобы узнать все требования к кандидатам, скачайте на сайте военного (http://www.svu.ru/) инструкцию по организации приема учащихся.

Начните с написания рапорта (заявление) о приеме в училище и подайте его в приемную комиссию в период с 15 апреля по 15 мая. Поскольку ваш сын не является совершеннолетним, вы станет его законным представителем и будете вести все переговоры с приемной комиссией.

Заявление напишите на имя начальника органа внутренних дел в вашем регионе. Личное дело кандидата на будет сформировано в период с 15 апреля по 1 июня. В личном деле также должно содержаться личное заявление желающего учиться, копии других документов, выписки из учебного заведения и характеристика кандидата, фотографии, медицинская и, если имеются, документы на предоставление льгот.

Теперь остается только сдать вступительные экзамены, и, при успешном результате, ваш сын будет являться студентом военного училища. Подготовьте своего ребенка к сдаче следующих экзаменов: тестирование , и иностранному языкам; тестирование на психологической готовности и физические испытания. Если в или ваш ребенок изучал иностранный язык, ему будет отдано предпочтение.

Поступление в училище МВД откроет перед вашим ребенком широкие перспективы для личностного роста и саморазвития. Структура занятий и дисциплин построена таким образом, чтобы гармонично развивать личность человека, делая его стойким, выносливым, хорошо разбирающимся в .

– мечта многих мальчишек и их родителей. Дисциплина, отличное образование и четкие перспективы в дальнейшей жизни – все это гарантировано будущим суворовцам. Однако влиться в их ряды непросто. Есть целый ряд условий для успешного приема.