Танк т 50 боевое применение. Тактика боя на Т50 в World of Tanks

В 1930-е годы единственным танком сопровождения пехоты, который имелся на вооружении армии СССР, был Т-26. Основной, пушечный вариант танка Т-26, выпускавшийся с 1933-го года, к концу десятилетия не мог отвечать достигнутому уровню танкостроения. Увеличившаяся мощь противотанковой артиллерии танку Т-26, имеющему 15-миллиметровую броню, не оставляла шансов «выжить» на поле боя. Сражения в Испании это продемонстрировали наглядно. "Двадцать шестые” легко расправлялись с танками мятежников, имеющих слабое вооружение, но при этом становились легкой добычей для их противотанковых пушек. Впрочем, в то время в таком положении оказались все советские танки (как и большинство танков других стран), которые не имели противоснарядного бронирования. В противостоянии снаряда и брони временную победу одержал именно снаряд.


Именно поэтому Комитетом Обороны СССР 7 августа 1938 года было принято постановление «О системе танкового вооружения». В данном документе содержалось требование к июлю 1939 года (менее чем за год) разработать новые образцы танков, которые будут отвечать условиям будущей войны по бронированию, вооружению и маневренным качествам. В нескольких КБ в соответствии с данными требованиями приступили к разработке новых танков.

На Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова группа конструкторов, возглавляемая С.А. Гинзбургом, вела проектирование легкого танка сопровождения пехоты. Данный танк летом 40-го года - объект 126 (в специальной литературе часто именуется как Т-126СП) - изготовили в металле. Т-126СП по своей бронезащите был равноценен Т-34. Корпус нового танка сваривался из 45-миллиметровых броневых листов, исключением являлись 20-миллиметровые листы крыши и днища. Лобовые, кормовой и верхние бортовые листы корпуса устанавливались под углами от 40 до 57°.

Люк механика-водителя размещался в верхнем лобовом листе. В крышке люка устанавливался прибор наблюдения. В шаровой установке слева от люка располагался пулемет ДС-39 калибра 7,62 мм. Огонь из пулемета вел стрелок-радист. Его рабочее место также оснащалось прибором наблюдения. Еще пара приборов была установлена в лобовых скуловых бронелистах.

В граненой башне, сваренной из отдельных листов, устанавливалась 45-миллиметровая пушка образца 1934 года и пулемет ДТ калибра 7,62 мм, спаренный с ней. В крыше башни выполнялся прямоугольный люк служащий для посадки экипажа. Кормовая стенка имела круглый люк, используемый при демонтаже пушки. В крышке данного люка а также в стенках башни имелись отверстия для ведения огня из личного . Отверстия закрывались при помощи грушевидных заглушек. По периметру крыши башни размещались четыре прибора наблюдения. Командирская панорама была смонтирована в крышке люка. Таким образом, объект 126 по обзорности значительно превзошел танк Т-34.

На объект 126 устанавливали двигатель В-3, являющийся 6-цилиндровой версией дизельного двигателя В-2 (иногда его называют «половинкой»). При мощности 250 лошадиных сил он позволял развивать машине весом в 17 тонн скорость до 35 километров в час. Топливные баки емкостью 340 литров обеспечивала запас хода до 270 километров по шоссе.

Ходовую часть танка (на один борт) составляли: шесть необрезиненных опорных сдвоенных катков малого диаметра, три необрезиненных поддерживающих катка, расположенное сзади ведущее колесо, направляющее необрезиненное колесо. Опорные катки оснащались внутренней амортизацией. Гусеничная цепь-мелкозвенчатая, с открытым шарниром, цевочного зацепления. Особенностью ходовой части являлась торсионная подвеска.

В корпусе танка около места стрелка-радиста размещалась радиостанция 71-ТК-3, оснащенная штыревой антенной. Боекомплект пулеметов и пушки состоял из 4250 патронов и 150 выстрелов (в пулеметах ДС и ДТ использовались винтовочные патроны).

Во время заводских и войсковых испытаний, прошедших в 1940 году, танк показал себя неплохо. Однако Госкомиссией было предложено снизить массу танка до 13 тонн за счет снижения толщины брони до 37 миллиметров (первоначально толщина составляла 45 мм). Кроме того, была отмечена и стесненность рабочих мест экипажа. На втором образце боевой машины этот недостаток попытались устранить за счет изъятия пулемета ДС-39, амбразуру которого закрыла броневая крышка на болтах. Были предприняты шаги и для снижения износа гусениц, за счет замены необрезиненных опорных катков обрезиненными. Видоизмененная таким образом машина в спец. литературе часто упоминается как Т-127.

Осенью 40-го года объект 126 был передан Ленинградскому машиностроительному заводу № 174 имени К.Е.Ворошилова. Там на его основе за полтора месяца группа конструкторов под руководством Л.С. Троянова и И.С. Бушнева разработала новый вариант легкого танка, получивший обозначение объект 135 (не нужно путать с Т-34-85). В проектировании активное участие принимали Г.В. Гудков и С.А. Гинзбург. По другим сведениям, данную машину разрабатывали параллельно с объектом 126, но, поскольку она имела лучшие тактико-технические характеристики, предпочтение было отдано ей. В январе 41-го года танк был выполнен в металле. В феврале этого же года после успешного прохождения заводских и гос. испытаний танк был принят на вооружение под индексом Т-50.

По внешнему виду и конструкции танк Т-50 очень напоминал объект 126, но при этом имел ряд существенных отличий, так как в процессе создания были учтены опыт боевого применения бронетехники во время финской войны и результаты испытаний немецкого Pz.lll в СССР, прошедших летом 40-го года. Листы корпуса танка Т-50 имели сварное соединение и большие углы наклона. Максимальную толщину бортовой и лобовой брони корпуса, а также броню башни уменьшили с 45 мм до 37. Кормовой лист корпуса имел толщину 25 миллиметров, а толщина днища и крыши уменьшилась до 15 миллиметров. В верхнем лобовом листе почти по центру (с небольшим смещением влево от продольной оси машины) был выполнен люк механика-водителя, оснащенный смотровым прибором; отсутствовал курсовой пулемет. Еще пара приборов наблюдения, как и в "126-м”, монтировались в лобовых скулах.

Сварная башня, имеющая обтекаемую форму, напоминала башню Т-34, однако была рассчитана на три члена экипажа. В задней части крыши башни (под влиянием Pz.lll) установили командирскую башенку и восемь смотровых щелей, закрывающихся броневыми заслонками. Башенка имела небольшой лючок, который, вероятно, служил для сигнализации. Посадка членов экипажа производилась через два прямоугольных люка, проделанных в крыше. Для демонтажа пушки служила дверца, выполненная в кормовом листе. В бортах башни размещались приборы наблюдения заряжающего и наводчика, которые закрывались круглыми броневыми крышками.

Состав вооружения Т-50 был не типичным для танков советского производства. С 45-миллиметровой пушкой были спарены два пулемета ДТ калибра 7,62. Радиостанция 9Р устанавливалась около места командира в башне танка.

Благодаря уменьшению толщины бронелистов, внедрению принципов дифференцированного бронирования, которые позволили снизить вес танка до 13,8 тонн, и установке двигателя В-4, имеющего мощность 300 лошадиных сил (форсированный вариант дизельного В-3) существенного увеличилась скорость – до 52 км/ч (максимальная скорость объекта 126 – 35 км/ч). Двумя топливными баками общей емкостью 350 литров обеспечивался запас хода до 344 км по шоссе.

В ходовой части применили опорные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и индивидуальную торсионную подвеску.

Серийное производство Т-50 планировалось наладить на заводе № 174, в связи с чем 1 января 41-го года на нем прекратили производство танка Т-26. Но перестройка производства под технологически более сложный Т-50 велась медленно, поэтому в первом полугодии 41-го года завод выпустил лишь 116 огнеметных танков ОТ-133. Значительные трудности возникли с освоением производства дизельного В-4 на заводе № 75 (Харьков). А ведь согласно планам Т-50 должен был заменить в войсках Т-26. Согласно первоначальному плану перевооружения автобронетанковых войск, данный танк должен был быть самым массовым (необходимо отметить, что первый заказ на танки Т-34 составлял лишь 600 ед.) В 40-41 годах этот план подвергся корректировке, поскольку было принято решение о формировании механизированных корпусов. Однако и для них было необходимо не меньше 14 тыс. данных танков. О том, что танк Т-50 рассматривали в качестве составляющей отечественного танкового парка, можно судить по совместному постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об увеличении выпуска танков KB, T-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.”, которое было принято 25 июня 1941 года после заседания Политбюро ЦК.

В 1941 году ценой неимоверных усилий удалось выпустить 50 танков. Завод № 174 в августе был эвакуирован - основную часть в Омск, где выпуск танков возобновили в декабре, а также в Барнаул и Нижний Тагил. Попытка развернуть производство танков Т-50 в Москве на заводе № 37 успехом не увенчалась - там едва справлялись с производством 5-тонного Т-40, и 14-тонный Т-50 заводу явно был "не по зубам”. Однако главным сдерживающим фактором производства Т-50 являлись двигатели. В плановых заданиях приоритетным являлось производство дизельного В-2. В частности, на эвакуированном в Челябинск заводе № 75 вывезенные В-4 разбирались на комплектующие к двигателям В-2. В связи с этим ГКО 13 октября 1941 г. принял решение построить в Барнауле два завода: один для производства Т-50, второй для изготовления для них двигателей В-4. Но в соответствии с распоряжением ГКО 6 февраля 1942 г. производство танков Т-50 а также двигателей к ним прекратили вообще. В Омске завод № 174 в 1942 году, выпустив 15 танков (вероятно, были собраны из эвакуированного задела), начал производство танка T-34.

Информации о боевой судьбе Т-50 очень мало. Но, несмотря на это, известно, что в Первой танковой дивизии, которая дислоцировалась в Ленинградском военном округе и принимала участие в боевых действиях в районе Кингисеппа, в августе 41-го года имелось 10 Т-50. Осенью 1941 г. несколько Т-50 входило в состав войск Седьмой армии, принимавшей участие в обороне на Петрозаводском направлении. Во время этих боев одну машину захватили финны и эксплуатировали ее вплоть до конца 54-го года. Что же касается советской армии, то, например, один Т-50 еще в 1943 году числился в составе Пятой гвардейской танковой бригады.

Достоверных сведений о том, как "пятидесятки” показали себя в боях, нет. Однако нет сомнений и в том, что из трех советских танков, которые были приняты на вооружение перед Второй мировой войной, танк Т-50 был наиболее отработанным конструктивно и сбалансированным, оптимальным по совокупности эксплуатационных и боевых качеств. По подвижности, бронированию и вооружению он превосходил или не уступал немецкому среднему танку Pz.lll, но при этом имел гораздо меньшие габариты и боевую массу. В башне танка Т-50, которая имела такой же, как у T-34, диаметр погона в свету, размещались три человека, что обеспечивало разделение функций. Однако в этом случае недостатки являлись продолжением достоинств. Несмотря на то, что в башне размещалась 45-миллиметровая пушка, трем членам экипажа было тесно. В связи с этим командирская башенка была смещена к правому борту, а самому командиру приходилось сидеть к оси танка в пол-оборота. Вероятно, имело смысл использовать двухместную башню, имеющую большое количество приборов наблюдения, как это было сделано в объекте 126. Для легких танков это приемлемо. Практически все зарубежные аналоги Второй мировой войны - "Валентайн”, "Стюарт”, и "Чаффи”, созданный в 44-м году, оснащались двухместными башнями.

Вполне достаточным для 41-го и даже 42-го года было и вооружение танка Т-50: 45-миллиметровая пушка 20К на дистанции 500 метров успешно боролась со всеми типами германских танков. Данное орудие было хорошо знакомо танкистам, а на складах имелось значительное количество снарядов к нему. Для 1943 года пушка 20К была уже слабоватой, однако именно в это время в ОКБ № 172 была создана, испытана и рекомендована для принятия на вооружение 45-миллиметровая танковая пушка ВТ-42. Длина ствола нового орудия составляла 68,6 калибра, а начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 метров в секунду. От пушка ВТ-42 от 20К отличалась плотной компоновкой, позволявшей размещать ее даже в одноместной башне Т-70. С монтажом данного орудия на Т-50 не должно было возникнуть проблем. Снаряд ВТ-42 на дистанции 500 метров пробивал лобовую броню практически всех немецких танков, за исключением pz.iv Ausf.H и J, "Тигра” и "Пантеры”.

Имелся резерв для модернизации танка, в том числе для усиления бронезащиты, а также высокая удельная мощность, равнявшаяся - 21,4 л.с./т! Для сравнения: у танка T-34 данный показатель составлял 18,65 л.с./т; у "Валентайна” - 10; у "Стюарта” - 19,6; Pz.lll- 15. Трехсотсильный дизельный двигатель мог "тащить” 45-миллиметровую броню.

Подводя итог, приходится лишь сожалеть, что массовый выпуск танка Т-50 не был налажен.

Необходимо отметить, что в 41-м году на заводе № 174 на Т-50 был установлен опытный образец огнемета, в котором использовался затвор конструкции Дегтярева. Впоследствии он получил марку АТО-41 и был устанавлен на танках КВ-8 и ОТ-34. В тот же время на танк в опытном порядке устанавливалась башня конструкции Савина, оснащенная 37-миллиметровой зенитной пушкой.

Рассказ о танке Т-50 был бы неполным без упоминания еще одного образца. В 1941 г. Ленинградский Кировский завод в рамках тех. требований к Т-50 разработал под руководством конструктора А.С. Ермолаева и создал объект 211. Сварной корпус машины имел суженную носовую часть, оснащенную "фирменным” для кировского завода люком-пробкой для механика-водителя. На танке была установлена сварная башня, имеющая обтекаемую удлиненную форму. Силовая установка и вооружение был идентичны Т-50 завода № 174. Этот вариант был легче "ворошиловского” Т-50, но существенных преимуществ не имел. Кроме того, форма корпуса «кировского» танка была менее удачной. С началом войны на Кировском заводе работы над объектом 211 были прекращены, а единственный образец танка участвовал в обороне Ленинграда.

В настоящее время имеется три легких танка Т-50: в подмосковной Кубинке в Музее бронетанкового вооружения и техники можно увидеть танк Т-50 и объект 126; еще один танк, оснащенный дополнительными броневыми экранами, находится в Финляндии в городе Парола в танковом музее.

В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии, и завод № 174 начал его серийный выпуск. Однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года. Всего было выпущено, по разным источникам, 65-75 лёгких танков Т-50, которые приняли участие в боях Великой Отечественной войны 1941-1943 года. Один танк этой марки был захвачен армией Финляндии и использовался вплоть до 1954 года. По совокупности своих боевых, технических и эксплуатационных свойств Т-50 считается одним из лучших танков мира в своём классе.


Во второй половине 1930-х годов основу советских танковых войск составлял лёгкий танк Т-26, который был наиболее массовым образцом бронетанковой техники в СССР довоенного периода. Эта боевая машина непосредственной поддержки пехоты (НПП) на поле боя в начале 1930-х была безусловным лидером в своём классе, но быстрое развитие зарубежных танков и появление практически во всех армиях мира недорогой массовой противотанковой артиллерии изменили положение вещей в неблагоприятную для СССР сторону. Одним из первых сигналов о необходимости существенной модернизации Т-26 стал доклад в 1936 году известного конструктора С. А. Гинзбурга начальнику Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ) о появлении новых зарубежных машин, превосходящих Т-26 по целому ряду параметров. В частности, рекомендовалось обратить внимание на французские танки «Рено» R 35 и «Форж-э-Шантье» FCM 36 и чехословацкий «Шкода» Š-IIa, в конструкции которых уже были реализованы перспективные технические решения: сварка и литьё толстых броневых деталей, подвеска с высокими эксплуатационными характеристиками. Однако этот доклад был отвергнут М. Н. Тухачевским, который занимал в то время пост заместителя народного комиссара обороны СССР по вооружению.


После смещения, ареста и расстрела Тухачевского в 1937 году, в руководстве армии и оборонной промышленности произошли более чем значительные кадровые перемены. Уже в начале 1938 года советские военные осознали, что Т-26 начал стремительно устаревать, что было отмечено С. А. Гинзбургом ещё за полтора года до этого. К 1938 году Т-26, всё ещё превосходя зарубежные машины по вооружению, стал уступать им по остальным параметрам. В первую очередь отмечались слабость бронирования и недостаточная подвижность танка в связи с малой мощностью двигателя и перегруженностью подвески. Более того, тенденции в развитии мирового танкостроения в то время были таковы, что уже в самом ближайшем будущем Т-26 мог потерять и последнее своё преимущество - в вооружении, т. е. к началу 1940-х годов стать окончательно устаревшим. Однако сразу перейти к проектированию принципиально нового танка поддержки пехоты советское руководство не решилось, посчитав, что конструкция Т-26 ещё имеет возможности для её серьёзной модернизации. Тем не менее, конструкторское бюро завода № 185 под руководством С. А. Гинзбурга получило разрешение на изготовление опытной машины с усиленными бронированием и подвеской. Под названием Т-111 такой прототип был построен в апреле 1938 года, испытан и в целом получил неплохие отзывы, но по своей массе он перешёл в категорию средних танков, т. е. первая попытка создать лёгкий танк с противоснарядным бронированием на замену Т-26 не удалась.


Тактико технические характеристики:

  • Боевая масса – 14,5 т.
  • Экипаж – 4 человека.
  • Вооружение: 45 мм пушка 20К, два пулемета ДТ 7,62 мм.
  • Броневая защита: лоб корпуса – 37 мм, лоб башни – 37 мм.
  • Максимальная скорость – 52 км/ч.
  • Запас хода по шоссе – 344 км.
  • Мощность двигателя – 300 л. с.

Созданный накануне Великой Отечественной войны, этот танк должен был стать самым массовым в Красной армии, однако развернуть его серийное производство так и не удалось.

7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление «О системе танкового вооружения», в котором содержалось требование менее чем за год — к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков по вооружению, бронированию и маневренным качествам отвечавших условиям будущей войны. В соответствии с этими требованиями несколько конструкторских бюро начали разработку новых танков.

СОЗДАНИЕ

Осенью 1940 года на Ленинградском машиностроительном заводе № 174 имени К. Е. Ворошилова в короткий срок — полтора месяца — группой конструкторов под общим руководством И. С. Бушнева и Л. С. Троянова был разработан новый легкий танк — «объект 135» (не путать с Т-34-85). Активное участие в проектировании принимали С. А. Гинзбург и Г. В. Гудков. В январе 1941 года танк был выполнен в металле и после успешно пройденных заводских и государственных испытаний под индексом Т-50 в феврале 1941 года принят на вооружение Красной армии.

КОНСТРУКЦИЯ

Танк создавался с учетом опыта боевого применения танков в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Pz.III, проводившихся летом 1940 года. Листы корпуса T-50 были соединены сваркой и расположены под большими углами наклона. Максимальная толщина лобовой и бортовой брони корпуса и башни была уменьшена с 45 до 37 мм. Кормовой лист корпуса стал 25-мм, а толщина крыши и днища увеличилась до 15 мм. В верхнем лобовом листе с незначительным смещением влево от продольной оси танка (почти по центру) находился люк механика водителя со смотровым прибором, курсовой пулемет отсутствовал.

Башня — сварная, обтекаемой формы. Напоминала башню танка Т-34, но отличалась от нее размещением трех членов экипажа. В задней части крыши башни (не без влияния Pz.III) была установлена командирская башенка, восемь смотровых щелей которой закрывались броневыми заслонками. В башенке имелся небольшой лючок для сигнализации- Для посадки членов экипажа в башню предназначались два прямоугольных люка в крыше.

Не совсем типичным для советских танков был состав вооружения. С 45-мм пушкой, опять-таки не без влияния немецкого Pz.III, были спарены два 7,62-мм пулемета ДТ. Радиостанция КРСТБ была размещена в башне танка рядом с местом командира. За счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного бронирования, позволивших снизить массу машины до 13,8 т, и установки двигателя В-4 мощностью 300 л. с. удалось добиться существенно прироста скорости до 52 км/ч. Два топливных бака общей емкостью 350 л обеспечивали запас хода по шоссе до 344 км. В ходовой части были применены опорные катки с внутренней амортизацией и индивидуальная торсионная подвеска.

ПРОИЗВОДСТВО

Серийный выпуск Т-50 должен был осуществляться на заводе № 174. для чего с 1 января 1941 года производство Т-26 на нем было прекращено. Однако перестройка производства для технологически более сложного Т-50 шла очень медленно, и в первом полугодии 1941 года завод выпустил только 116 огнеметных танков ОТ-133. Серьезные трудности возникли и с освоением выпуска на харьковском заводе N9 75 дизельного двигателя В-4. А ведь танком Т-50 предполагали заменить в войсках Т-26, и по первоначальному плану перевооружения автобронетанковых войск Красной армии он должен был быть самым массовым (первый заказ на Т-34, как известно, составлял всего 600 машин).

В 1940-1941 годах этот план, правда, подвергся корректировке в результате принятия решения о формировании механизированных корпусов. Но и для них было необходимо никак не меньше 14 тыс. Т-50. Ценой неимоверных усилий в 1941 году удалось выпустить 50 танков. В августе завод № 174 был эвакуирован — большей частью в Чкалов (Оренбург), где в декабре возобновили выпуск танков, а кроме того в Нижний Тагил и Барнаул. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

О боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее известно, что в августе 1941 года в 1 -й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков этого типа. Осенью 1941 года несколько Т-50 находились в составе войск 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. В ходе этих боев одна такая машина была захвачена финнами и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года. Что касается Красной армии, то один танк Т-50, например, числился в составе 5-й гвардейской танковой бригады еще в 1943 году.

Обзор видео гайд по танку Т-50

Т-50 является представителем 4 уровня класса ЛТ . В своем распоряжении имеет уникальную структуру строения. Принимал участие в военных действиях Второй Мировой Войны, данных танков было выпущено 75 штук. Был признан самым лучшим представителем в мире. В игре является предшественников усовершенствованного танка .

Т-50 танк является самым лучшим ЛТ в игре. Аналогичные представители этого класса других наций имеют гораздо больше минусов, нежели данный боевой монстр. Т-50 имеет отличные показатели динамики, скорости и боевой мощи. Благодаря 57 мм орудию с 75 мм пробития и уронов в 75 хп, можно вносить значительный вклад для победы.

Максимальная скорость составляет 60 кмч, а запас заднего хода равен 20 кмч. Отличное сочетание скорости для ЛТ. Вес достигает 14 тонн, который приходится на двигатель мощностью в 300 л.с. А вот обзор довольно слабоват для «светляка», всего лишь 330 метров, что вынуждает устанавливать дополнительный обязательный модуль.

Броня танка составляет:

  • Корпус: лоб- 37 мм, борта - 37 мм, карма - 37 мм.
  • Башня: лоб - 37 мм, боковая сторона - 37 мм, задняя часть башни - 15 мм.

Благодаря отличному набору модулей, Т-50 становится превосходной боевой единицей:

  • Рессоры - позволяют сохранять скорость при избыточном весе дополнительного оборудования;
  • Просветленная оптика - обязательный модуль для данной боевой единицы;
  • Улучшенная вентиляция - повышает навыки экипажа, что является необходимым элементов для данной техники.
  • ремкомплект;
  • ленд-лизное масло;
  • аптечка.

Экипаж.

Экипаж является неотъемлемой частью танка, а отлично прокаченный экипаж позволяет намного увеличивать боевую эффективность.

  • Командир: орлиный глаз, лампочка, радиоперехват, боевое братство;
  • Механик-водитель: маскировка, король бездорожья, плавный ход, боевое братство;
  • Наводчик: маскировка, снайпер, плавный поворот башни, боевое братство;
  • Заряжающий: маскировка, отчаянный, бесконтактная боеукладка, боевое братство.
Слабые места.

Т-50 в World of Tanks имеет очень сильный балансный вес, его может забрасывать к врагам до 9 уровня, что исключает возможность применять особенности своей брони. Но стоит помнить, что ЛТ очень часто применяются для отлова себе подобных, поэтому разобрать слабые места пойдет только на пользу.

Т50 танк видео

Несмотря на довольно слабый показатель брони, данный танк имеет отличные углы наклона брони, что затрудняет ее пробитие. Лобовая проекция танка содержит несколько ключевых слабых мест. Стандартной областью для пробития является окошечко механика-водителя, оно значительно выделяется, и попасть по нему не составит труда. Удачный выстрел гарантировано проносит урон и контузит мехвода. Также рекомендуется простреливать днище, удачный выстрел повреждает боеукладку. Ну и последней целью будет «шишка», которая расположилась на башне, ее довольно легко заметить. Удачный выстрел наносит урон и повреждает модуль танка, отвечающий за обзор. Плюс ко всему можно вести обстрел по маске пушки, высокая вероятность сломать орудие.

Что касается бортовой проекции, то она пробивается в любую точку корпуса и башни. Приоритетов для обстрела является кормовая часть, удачные выстрелы могут вызвать возгорание, центр корпуса, удачный выстрел повреждает боеуклад и область башни под «шишкой», удачный выстрел контузит командира экипажа.

Кормовая часть так же отлично пробивается в любую область, приоритетом является днище и кормовая часть башни. Каждый выстрел будет «прошивать» Т-50 насквозь, что дает гарантии на контузию экипажа.

Тактика боя на Т50 в World of Tanks.

Основное предназначение Т-50 - это активный свет. Необходимо вести активный засвет по всей карте, особенно по боковым флангам, а также не брезгать и центром карты. Имея в наличии просветленную оптику, вражеские силы будут засвечены на ближних подходах.

Данный танк является самым быстрым в игре, поэтому необходимо постоянно следить за картой и оценивать ситуацию сражения, как только будет ослаблен один из флангов, нужно быстро прорываться к базе врага и уничтожать артиллерию.

Осенью 1940 г. по окончании испытаний немецкого танка PzKpfw III и объявленного формирования в РККА 30 мехкорпусов, в отношении легкого танка в АБТУ родилось следующее предложение.
"Для оснащения механизированных соединений, равно как и танковых батапъонов пехотных дивизий, иметь один тип танка – Т-126, или иной аналогичный, хорошо защищенный от огня 37-мм пушки на всех дистанциях, по подвижности не уступающий танку БТ на гусеничном ходу…
Заводу №174 осуществить доработку указанного танка согласно уточненным требованиям АБТУ и предъявить его не позднее 10/III-41 г."

Таким образом, для быстрого формирования мехкорпусов ввиду высокой стоимости танка Т-34 на первое место выходил легкий танк нового типа, который в кулуарах АБТУ назвали "единый танк улучшенного бронирования" . Поэтому к моменту окончания испытаний Т-126 (СП), 20 сентября 1940 г., несмотря на то, что танк выполнил программу испытаний полностью, решение о принятии его на вооружение не принималось, а новый начальник ГАБТУ РККА Я. Федоренко, получил телеграмму следующего содержания:
"398-4139с
от 20/1Х-40г.
НАЧАЛЬНИКУ ГАБТУ КРАСНОЙ АРМИИ
Генерал-лейтенанту ФЕДОРЕНКО
По вопросу: Дополнения Т. Т. Т. объекта "126"
Для отработки последующих образцов танка "СП" с внесением в него корректив по опыту изучения Германского танка Т-3, Главспецмаш, в целях форсирования конструкторских работ и изготовления еще 2-х образцов танка, просит вас, в срочном порядке дать дополнительные требования с последующим их оформлением в Правительстве и заключить соответствующий договор с заводом № 174 им. Ворошилова.
В/решение прошу не задержать
Начальник Главспецмаша НКСМ /Суренян/"

Интересно, что в тот же день зам. Наркома среднего машиностроения С. Акопов также направил Я. Федоренко свои соображения по корректировке ТТТ легкого танка:
"Прошу вас включить в требования по улучшению танка Т-126 кроме увеличения подвижности также обязательное снижение массы до 14 тн, так как его стоимость должна находиться в заданных правительством рамках… Снижение массы танка необходимо также и для того, чтобы не проводить разработку новой подвески и трансмиссии, а использовать уже отработанные. В случае невозможности снижения массы танка иными способами, допускается уменьшить толщину его вертикального бронирования до 40 мм.
Считаю такое снижение ТТТ допустимым, так как противотанковая артиллерия большинства иностранных армий имеет на вооружении 37-мм пушку, снаряды которой снимаются броней указанной толщины…"

Работы по улучшенному варианту танка Т-126 (СП) в ОКБ-2 1 октября 1940 г. возглавил Л. Троянов под общим руководством С. Гинзбурга. Однако уже 8 октября по просьбе начальника СКБ-2 ЛКЗ Ж. Котина в работы по созданию улучшенного Т-126 (СП) была включена также группа А. Ермолаева, которая продолжила работы по "объекту 211". Кроме того, в октябре же проект боевой машины по тем же ТТТ на "легкий единый танк РККА" выполняла группа выпускников – слушателей Академии ВАММ им. Сталина под общим руководством Н. Астрова. Возможно, именно в это время впервые прозвучал индекс нового танка – Т-50.
Заседание макетной комиссии по проекту улучшенного танка состоялось в конце ноября – декабре 1940 г. под председательством военинженера Афонина. Первым рассматривался проект и макет академии ВАММ, который имел массу около 15 т, пятикатковую ходовую часть, но размещение двигателя В-4 в нем осуществлялось либо вдоль борта машины (на манер Т-40 и "126-2"), либо в корме танка, в моторном отсеке поперек корпуса. Машина очень напоминала PzKpfw III не только внешне, но и целым рядом внутренних узлов. Конструкция КПП, схема охлаждения двигателя, призматические смотровые приборы и даже петли люков в той или иной степени были подобны немецким. При этом танк был излишне широк, но с довольно тесной трехместной башней без развитой кормовой ниши, а главное – был ориентирован на широкое применение кузнечно-прессового оборудования (гнутые борта подбашенной коробки, изогнутый нижний лобовой и кормовой листы корпуса, а также – коническую башню из трех изогнутых прессом броневых листов). И при этом танк имел толщину вертикальной брони всего 32 мм (опять же, как у немецкого). Кроме того, реализация этой машины требовала внесения изменений в конструкцию двигателя В-4. Проект был отклонен.

Макет единого танка улучшенного бронирования ВАММ, 1940 г.



Вторым в первой декаде декабря рассматривался проект танка Т-50 конструкции завода № 174, который имел заводской индекс "135" (в документах зовется "Т-135", "Объект 135"). При массе до 14 т, он нес улучшенный дизель-мотор мощностью 300 л.с. Его цементированная броня толщиной 37 мм (обработка цементованной брони толщиной до 40 мм была уже удовлетворительно освоена на Ижорском заводе) защищала от легких снарядов даже лучше, чем 45-мм броня среднего Т-34. Танк рассматривался с двумя вариантами трансмиссий – планетарной и гидравлической, с которыми его максимальная скорость составляла 60-65 км/ч. Вооружение Т-50 состояло из 45-мм пушки и двух спаренных с ней пулеметов, в укладку танка введен пистолет-пулемет. В целом проект удовлетворял всем выдвинутым требованиям, но расположение командирской наблюдательной башенки сочли неудачным, и она была помещена практически в центр кормовой части башни – по типу немецкого среднего танка.
В конце месяца свой вариант Т-50 представило СКБ-2 ЛКЗ. Их проект во многом напоминал машину завода № 174. Главные козыри, на которые ставили "кировцы", – проработка конструкции цельнолитого корпуса, что сделало бы машину очень дешевой в серии, а также подковообразный радиатор, позволяющий вкупе с вентилятором, вращающимся в плоскости "подковы", сделать систему охлаждения очень компактной и высокоэффективной. Таким образом, их танк также получил "высочайшее благословение".

Макет танка Т-50 Кировского завода, 1940 г.

Испытания изготовленных образцов Т-50 состоялись в феврале-марте 1941 г. В целом оба рассмотренных танка стоили друг друга. Показатели подвижности, вооружение и обзорность у них были схожими. Главным доводом в решении о приеме на вооружение стала технологичность. А по этому параметру "кировская" машина сильно уступала "ворошиловской". Сложная форма носовой части корпуса создавала большие трудности в его изготовлении. Подливали масла в огонь и системы питания и охлаждения двигателя. Литой же корпус не был освоен и оставался пока еще несбыточной мечтой для советского танкостроения.

Опытный образец танка Т-50 завода №174



Опытный образец танка Т-50 Кировского завода.







На вооружение в конце февраля 1941 г. "с учетом ликвидации отмеченных недостатков" был принят танк завода № 174 им. К.Е. Ворошилова. Но с его массовым производством еще имелись большие вопросы.
Так, уже в 1941 г. потребность в танках Т-50 только для восполенния недостачи БТ-7 оценивалась в 550 шт., но выпустить даже такое количество завод своими силами пока не мог. Согласно постановлению СНК СССР "О плане текущих военных заказов НКО… на III квартал 1941 г.", принятому 12 апреля 1941 г., завод должен был выпустить с 1 июля по 1 октября 25 танков Т-50 по временному техпроцессу. А в IV квартале 1941 г. планировалось пустить первую очередь нового сборочного конвейера и с началом 1942 г. выйти на запланированную мощность, ликвидировав острый недостаток танков БТ-7 в мехкорпусах, после чего начать отгрузку боевых машин во вновь формируемые подразделения танковых войск, равно как и в танковые батальоны стрелковых дивизий.
22 июня 1941 г. танк Т-50 в серийном производстве еще не состоял и на оснащение танковых подразделений РККА не поступал.

Один из первых серийных танков Т-50

После многочисленных утрясаний танк Т-50 был реализован с "классической компоновкой" и очень напоминая внешне своего более тяжелого собрата – Т-34. Его отделение управления было невелико, и в нем нормально помещался только механик-водитель с небольшим смещением к левому борту. Боевое отделение венчалось башней, в которой (аналогично немецкому танку) находились три члена экипажа. Левее орудия располагалось сиденье командира орудия, справа – заряжающего. В кормовой части башни, с небольшим смещением от продольной оси к левому борту, находился командир танка, имеющий собственную наблюдательную башенку с восемью наблюдательными приборами и вентиляционным люком в крыше. Для входа-выхода экипажа использовались, во-первых, два прямоугольных люка в крыше башни и во-вторых, прямоугольный люк в наклонном лобовом листе корпуса. Дверца в кормовом листе служила для демонтажа пушки.
Если по внешнему виду танк Т-50 очень напоминал Т-34, то по уровню обзорности оставлял его далеко позади. Помимо наблюдательной башенки, прицела и перископов наводчика и заряжающего, в бортах башни располагались приборы наблюдения наводчика и заряжающего, закрываемые круглыми броневыми крышками.
В крышке люка механика-водителя устанавливались: смотровой прибор (триплекс), в боевой обстановке прикрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью, и небольшая шаровая опора с амбразурой для стрельбы из револьвера системы "наган". В скулах корпуса слева и справа от механика-водителя располагались также дополнительные смотровые приборы.
Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К обр. 1932/34/38 гг. с клиновым вертикальным полуавтоматическим затвором и двумя спаренными с ней 7,62-мм пулеметами ДТ. Углы наведения оружия по вертикали составляли от -7 до +25° в машинах первой серии, и от -7 до +22° с августа 1941 г. При стрельбе использовались телескопический (TOC) и перископический (ПТ-1) прицелы. Скорострельность пушки с исправлением наводки достигала 8-11 выстр/мин. Наибольшая дальность стрельбы составляла 4800 м. Подъемный и поворотный механизмы наводки оружия имели ручные приводы. Электропривод с дублирующей системой наведения от командира танка, разработанный инж. Глущенковым, на серийном танке не устанавливался ввиду не освоенного в серийном выпуске электромотора нужной марки. В боекомплект танка входили 150 выстрелов к пушке, 64 магазина к пулеметам ДТ. Кроме того, в боевом отделении штатно укладывались 7,62-мм пистолет-пулемет ППД с боекомплектом 710 патронов и 24 оборонительных ручных фанаты Ф-1.
Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной брони высокой твердости толщиной 12, 15, 25, 30 и 37 мм, соединенных силовыми сварными швами. Броневые листы корпуса и башни, установленные под большими углами наклона, надежно защищали танк от огня 37-мм и даже 47-мм противотанковой пушки остроголовым снарядом.
Особенностью конструкции танка было также и то, что по требованию защиты от ручных противотанковых средств выпускные щели для выброса охлаждающего воздуха, снабженные заслонками и защитными сетками, находились на крыше моторно-трансмиссионного отделения, а выхлопные патрубки двигателя и карманы для входа охлаждающего воздуха располагались в бортовых листах кормовой части корпуса над гусеницами. Такая конструкция воздушного тракта была выгодна не только с точки зрения защиты от поражения горючей смесью, но также обеспечивала интенсивное охлаждение агрегатов трансмиссии.
В центре крыши моторного отделения располагался люк для доступа к двигателю, а впереди него справа и сзади слева по ходу движения в крыше были сделаны лючки для доступа к заправочным горловинам радиатора системы охлаждения двигателя и топливных баков. В центре крыши трансмиссионного отделения имелся люк для доступа к агрегатам трансмиссии.
Для борьбы с пожарами предусматривалось наличие одного ручного тетрахлорного огнетушителя.
Сердцем Т-50 был новый четырехтактный шестицилиндровый рядный дизель В-4 жидкостного охлаждения с плунжерным топливным насосом высокого давления и двухрежимным центробежным регулятором оборотов. Этот дизель-мотор являлся развитием дизельного двигателя В-3, опробованного на Т-126, мощность которого была доведена до 300 л.с, а ресурс – до 200-250 моточасов. Двигатель устанавливался в моторном отделении вдоль продольной оси машины. Для пуска двигателя использовался инерционный стартер или электромотор. В качестве резервного использовался пуск сжатым воздухом из воздушных баллонов. Емкость топливных баков составляла 350 л.
В серийное производство был принят самый простой вариант танка с механической трансмиссией из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой КПП, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну для движения назад, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами плавающего типа и двух двухрядных бортовых редукторов. Для поворота использовались бортовые фрикционы с механическим приводом. Стояночные ленточные тормоза имели специальные устройства для фиксации лент в заторможенном состоянии.
Подвеска танка – индивидуальная торсионная без дополнительных амортизаторов. Гусеничный движитель танка состоял из двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, двенадцати опорных катков с внутренней амортизацией, шести поддерживающих катков, двух ведущих колес кормового расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления и двух мелкозвенчатых гусеничных цепей с литыми траками из стали Гартфильда шириной 360 мм.
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети – 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3СТЭ-126 емкостью 126 А-ч и генератор ДСФ-500Т мощностью 0,5 кВт с реле-регулятором РРК-ГТ-500.
На большинстве танков была установлена радиостанция КРСТБ с внутренним переговорным устройством ТПУ-3. Для связи командира танка с механиком-водителем дополнительно использовалось светосигнальное устройство. В 1942 г. была проработана установка в танк радиостанции 9Р с ТПУ-2.

Боевое применение танка Т-50.

Кадр кинохроники с застрявшим танком Т-50. 1941 год


Ценой неимоверных усилий в 1941 году удалось выпустить 50 танков. В августе завод № 174 был эвакуирован - большей частью в Чкалов (Оренбург), где в декабре возобновил выпуск танков, а кроме того, в Нижний Тагил и Барнаул. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. Главным сдерживающим фактором в производстве Т-50 были двигатели. Приоритет в плановых заданиях отдавался дизелю В-2. В частности, на заводе № 75, эвакуированном к тому времени в Челябинск, разобрали вывезенные двигатели В-4 на комплектующие к В-2. Поэтому 13 октября 1941 года ГКО принял решение о строительстве двух заводов в Барнауле: одного - по производству танков Т-50 и второго - по изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако 6 февраля 1942 года в соответствии с решением ГКО производство Т-50 и двигателей к ним было прекращено вообще. Завод № 174 в Чкалове, выпустив 15 танков в 1942 году (по-видимому были собраны из привезенного с собой задела), перешел на производство Т-34.

Расстрелянный немецкой противотанковой артиллерией танк Т-50

Он же с другого ракурса

О боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее известно, что в августе 1941 года в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков этого типа. Осенью 1941 года несколько Т-50 находились в составе войск 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. В ходе этих боев одна такая машина была захвачена финнами и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года.
Что касается Красной Армии, то один танк Т-50, например, числился в составе 5-й гвардейской танковой бригады еще в 1943 году.

Экипаж и ремонтники обсуждают неисправности танка Т-50. 5-я гвардейская танковая бригада. Краснодар, 1943 год

Достоверных сведений о том, как показали себя «пятидесятки» в боевых действиях, нет. Однако нет никакого сомнения в том, что из трех современных советских танков, принятых на вооружение накануне Второй мировой войны, Т-50 оказался наиболее конструктивно отработанным и сбалансированным, оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. По вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал германскому среднему танку Pz.III, будучи значительно меньше его по габаритам и боевой массе. В башне Т-50, имевшей такой же диаметр погона в свету, как у Т-34, размещались три члена экипажа, что обеспечивало разделение их функциональных обязанностей. Правда, в данном случае недостатки становились продолжением достоинств. Даже при условии размещения в башне 45-мм пушки трем танкистам было в ней тесно. Поэтому командирскую башенку пришлось сместить к правому борту, а командиру приходилось сидеть вполоборота к оси танка. Возможно, имело смысл ограничиться двухместной башней с большим количеством приборов наблюдения, как у «объекта 126». Для легкого танка это было приемлемо. Все зарубежные аналоги, основные легкие танки Второй мировой войны - Stuart, Valentine и даже созданный в 1944 году Chaffee, - имели двухместные башни.

Снятый немецкими кинохроникерами горящий советский танк Т-50


Этот же танк позже

Вполне достаточным для 1941 и даже для 1942 года было и вооружение Т-50: 45-мм пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами танков Вермахта. Она была хорошо знакома танкистам, а кроме того, на складах имелось большое количество снарядов к этому орудию. Для 1943 года 20К была уже слабовата, но как раз в это время в ОКБ № 172 была создана, испытана и рекомендована для принятия на вооружение 45-мм танковая пушка ВТ-42 с длиной ствола 68,6 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с. От 20К пушка ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой, что позволило скомпоновать ее даже в одноместную башню танка Т-70. С установкой же в башню Т-50 вообще не возникло бы никаких проблем. Снаряд этого орудия на дистанции 500 м пробивал лобовую броню любого немецкого танка, кроме Pz.IV Ausf.H и J, «пантеры» и «тигра».
Оставляла резерв для модернизации, в том числе и в плане усиления бронезащиты, и высокая удельная мощность танка - 21,4 л.с./т! Для сравнения: у Т-34 - 18,65, у Stuart - 19,6, у Valentine - 10, у Pz.III - 15 л.с./т. 300-сильный дизель мог уверенно «тащить» и 45-мм броню.
Суммируя вышесказанное, приходится только сожалеть, что массовый выпуск Т-50 так и не был налажен.

Захваченный финнами танк т-50 с установленной дополнительной бронировкой башни и ВЛД

На сегодняшний момент сохранилось два экземпляра танка Т-50.
Первый хранится в финском танковом музее города Парола. Тот самый с экранированной башней и ВЛД





Второй в подмосковном музее БВиТ в поселке Кубинка





Источники
А.Г.Солянкин, И.В.Павлов, М.В.Павлов, И.Г.Желтов "Отечественные бронированные машины 1905-1941 (1 том)". Экспринт. 2002
М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг." Яуза\ЭКСМО. Москва. 2006
М.Барятинский "Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2". Яуза\ЭКСМО. Москва. 2007