придать занятию проблемно-творческий характер

Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок подготовлен Новичковой Е.Ю. МОУ «СОШ №53» г. Чебоксары


Цели и задачи: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны.


Николай Васильевич Гоголь 1809-1852


Биография Гоголя Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.


У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения


В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.


Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров…», но вместе с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики»). Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами". Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.


Историческая справка Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по города м (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.


Историческая справка (продолжение) Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.


Викторина по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд.


Первый этап Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Задание команде №1. Кушанья. Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Общее название сладостей. (пундики) Водка. (горилка) Домашняя утварь Ведро для дёгтя. (Мазница) Ковш. (корчик)


Задание команде №2 Одежда. Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Широкий плащ. (Епанча). Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Домашняя утварь Кошель.(Чаман). Плоская бутыль. (Сулея). Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса.


Второй этап (конкурс капитанов) Каждый правильный ответ - один балл От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. (Каждый правильный ответ- один балл). Карточка для игрока из команды №1 Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Карточка для игрока из команды №2 Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Поведение итогов конкурса.


Третий этап. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Задания представителю команды №1 «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Вопросы: 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.)


Индивидуальное задание представителю команды №1Вопросы: 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла).


Четвертый этап. « Званье вершить ратные дела». Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Индивидуальное задание представителю команды №2. Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Общее задание: Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)


Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? (Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Отрывок №1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко


Отрывок №2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок №3: Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок №4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель)


Пятый этап Конкурс «Мысль изреченная» На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. Афоризмы: 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 2. « Нет уз святее товарищества». 3. «Нет силы сильнее веры».


Шестой этап Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же ехать на Запорожскую Сечь) 2.Что сделал Остап с букварем? (Четыре раза закапывал) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. (Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? (отнес в осажденный город) 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? (имя прекрасной панночки). 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня)


Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Награждение победителей: Слово жюри Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет бесследно.


Лихой козак Тарас Бульба

Легендарный герой Гражданской войны В.И. Чапаев

В.И. Чапаев погиб, но его дивизия продолжала воевать, а в годы Великой Отечественной войны 25-ая Чапаевская дивизия громила фашистов на всех направлениях, воевали там и наши земляки.


О патриотизме «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия)

Гоголь Николай Васильевич - Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»


Побоялся казак?
Н. В. Гоголь

Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь , организация вольнолюбивого украинского казачества, которая находилась в середине XVI века в низовьях Днепра.

patrioticheskij-pafos-povesti-n.-v.-gogolya-taras-bulbaпатриотический пафос повести н. в. гоголя «тарас бульба»" name="title" />Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы
Побоялся казак?
Н. В. Гоголь

Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI— XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть «Тарас Бульба», которая вышла в 1842 году.

Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского казачества, которая находилась в середине XVI века в низовьях Днепра.

В повести представлена широкая картина народного движения, показаны два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта. Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству. Следуя исторической правде, Гоголь показывает, что именно из Запорожской Сечи выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!»

Сам представитель старинного казацкого рода Гоголей-Яновских, писатель показал народ как великую силу, впервые в мировой литературе сделал его основным героем художественного произведения.

Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни «свирепства» запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества».

Тарас ведет жизнь, полную опасностей. Он ходит в боевые походы и против турков, и против ляхов. Он беспощадно карает польских магнатов за угнетение украинского народа: «А Тарас гулял по всей Польше со своим полком... Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки». В повести показано, как в огне народной борьбы разгорается могучее чувство любви к родине.

Действие «Тараса Бульбы» происходит до 1654 года, то есть до времени Богдана Хмельницкого, но в повести отчетливо проступает идея единения украинского и русского народа. Заслуги и возраст уже давно позволяют Тарасу уйти на отдых. Но пока рубежи родины в опасности, а руки могут держать саблю, он считает себя мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом. Без этого он не мыслит жизни. На оборону родины он отправляется вместе со своими сыновьями и другими казаками, своими единомышленниками: Мусием Шило, Степаном Гуской, Демидом Поповичем, Бовдюгом, Кукубенко. Тарас Бульба говорит об этом: «Нет уз святее товарищества!»

Повесть «Тарас Бульба» — историческая народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных героев показана история народа. Мы по праву считаем Тараса Бульбу народным героем, потому что он сражался за независимость своей родины и жил одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Конспект урока по литературе.

Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». 1. Героико-патриотический пафос повести. 2. Запорожская Сечь и ее нравы.

Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; помочь в восприятии красоты степных просторов в пейзажных зарисовках повести; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Невозможно представить отечественную литературу без такой яркой личности, как Н.В.Гоголь.

Это имя вызывает восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.

Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке. А какие произведения знаете у него вы?

Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.

Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в своей повести «Тарас Бульба».

2. Анализ I, II глав повести.

Как Тарас Бульба встретил своих сыновей? Почему он так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в сечь? Каким показан Тарас в этом эпизоде? (только в военном деле его сыновья смогут стать настоящими мужчинами, только там они смогут доказать свое мужество, отвагу и патриотизм. Тарас в данном эпизоде представлен с одной стороны, как человек жестокий, с другой, как человек, который поистине дорожит своим отечеством и ждет того же от сыновей).

Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?

В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? Как вы понимаете, что такое "товарищество"?

В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)

Тема: «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Формирование логических и аналитических способностей обучающихся;

Совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

Актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки;

Развивать ораторские способности;

Умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев;

Формировать умения аргументировать свою позицию.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

Воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Помочь осознать ценность совместной деятельности;

Содействовать развитию умения общаться между собой.

Придать занятию проблемно-творческий характер;

Развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Слайдовая презентация;

Текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;

Выставка рисунков ребят по повести;

Мльтимедийный экран.

Ход урока.

Эпиграф: Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…

В.Г.Белинский. (Слайд)

Вводное слово учителя.

Слайд №1.

Мы с вами прочитали одно из лучших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

О чём это произведение?

Почему оно остаётся актуальным до сих пор?

Слайд №2.

Тема нашего урока « Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».

Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести.

А что такое патриотизм? Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните:

Слайд №3.

Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова « род « в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

Слайд №4.

Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?

1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины?

Проверка домашнего задания .

Перед вами, ребята, оценочные листы. В них вы будете оценивать свои ответы по пятибалльной шкале. Дома вы должны были написать характеристики главных героев.

1 ряд - даёт характеристику Тарасу,

2 ряд - Остапу,

3 ряд - Андрию.

Слушайте, ребята, внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.

Оцениваем рисунки, сделанные ребятами по повести.

Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: патриот, героизм, предательство.

Словарная работа. (Слайд № 5.)

1.Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

2.Предательство - поступок предателя.

3.Предатель - человек, который предал, изменник.

4.Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий родину.

Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? (Ответы обучающихся.)

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: « И этот добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка «. « Но не Остап» - подчеркнул Гоголь. Почему? (ответы обучающихся.)

Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чём думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап думал о матери, а Андрий - о панночке.)

Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит? (Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье, а не судьба близких и Родины.)

Отдаёт ли Андрий отчёт в том, что он собирается сделать и делает? (Душевное состояние Андрия в этом эпизоде сложное: тут и недоумение, и испуг, тут и смутные воспоминания о чём-то далёком, но знакомом, тут и нетерпение скорей узнать и буря ощущений. Чувство Андрия не исчезло.)

Гоголь пишет: «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака»-вот оно, душевное состояние Андрия. Андрий не может ждать ни одной минуты. Он должен идти к ней, видеть её, помочь ей. Он не думает о том, что она в стане врагов.

Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?(Зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)

Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад. Доброта и сострадание сами по себе прекрасны, если они не обернутся бедой для товарищей.) (Надо, чтобы обучающиеся это поняли.) Сострадательный порыв Андрия именно таков.

А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми». (Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому потетичен в своём признании. Нельзя жить, считаясь только со своими желаниями. Любовь - это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие_ преступна. К такой мысли подводит нас автор.)

Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами « Как вскинулся Андрий… « до слов « Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! «

Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.

(здесь таблица) я не знаю делать. Слайд №6.

Давайте проверим. Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба «. Слайд №7.

Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей.)

Итак, приговор Тараса справедлив, по мнению автора, но со смертью Андрия гибнет молодость, красота, любовь, и Гоголь теперь, когда Андрий наказан, не может не пожалеть его: « Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо…»

А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало.)

А было ли жалко Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. (« Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.» Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.)

3 учебная ситуация. Героизм.

Обратим теперь внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: « Остап выносил терзания и пытки…» до слов « Но Тараса уже …не было».

С кем сравнивает Гоголь Остапа? (Со львом, как исполин.) Почему?

Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и патриотические качества Остапа?

Что же даёт ему силы выстоять и героически принять смерть?

Почему Остап в минуты последних смертных мук хотел увидеть отца и услышать именно его голос? Кем был отец для Остапа? (Чтобы тот поддержал словом его и это слово для него является духовной поддержкой.)

Почему мы вправе назвать Остапа героем, а его смерть -

подвигом? (Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь, он защитник Родины, автор рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом, говорит, что « ему на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Остап - верный сын Родины. В нём воплащены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину и умереть за неё.

Ребята перед нами два образа – два сына Тараса Бульбы. В них автор передал два противоположных отношения к Родине: верность и измену. Составим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

Черты сходства:

1. Оба вышли из семьи запорожского казака.

2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.

3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.

4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.

Черты различия:

1.Остап суровый на вид, мужественный.

2.Остап был способен к учению, но желания учиться не было.

3. Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.

4. Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за неё свою жизнь.

5. Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.

6. Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.

    Андрий более нежный, красивый.

    Андрий учился охотно и без напряжения.

    Он более изобретательный,хитрый, умел увертываться от наказания.

    Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизне.

    Он – человек безвольный, не борется со своими чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

    Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.

Почему гибнет сам Тарас Бульба?

Тарас Бульба - народный герой. Он продолжает борьбу. ОН бьётся и сражается за независимость народа, одним желание, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля!» Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, -« точно необыкновенное явление русской силы». Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Сформулируйте и запишите в тетради характерные черты Тараса Бульбы. (работа в группах.) Слайд №

Примерная запись.

Любовь к Родине и ненависть к врагам;

Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

Прямота и суровость нрава;

Замечательные черты его как полководца;

Высоко развитое чувство товарищества.

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями.

Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества».

Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Итог урока. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Теперь я могу…

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы
побоялся казак?
Н. В. Гоголь

Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI— XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть «Тарас Бульба», которая вышла в 1842 году.

Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского казачества, которая находилась в середине XVI века в низовьях Днепра.

В повести представлена широкая картина народного движения, показаны два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта. Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству. Следуя исторической правде, Гоголь показывает, что именно из Запорожской Сечи выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!»

Сам представитель старинного казацкого рода Гоголей-Яновских, писатель показал народ как великую силу, впервые в мировой литературе сделал его основным героем художественного произведения.

Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни «свирепства» запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества».

Тарас ведет жизнь, полную опасностей. Он ходит в боевые походы и против турков, и против ляхов. Он беспощадно карает польских магнатов за угнетение украинского народа: «А Тарас гулял по всей Польше со своим полком... Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки». В повести показано, как в огне народной борьбы разгорается могучее чувство любви к родине. Материал с сайта

Действие «Тараса Бульбы» происходит до 1654 года, то есть до времени Богдана Хмельницкого, но в повести отчетливо проступает идея единения украинского и русского народа. Заслуги и возраст уже давно позволяют Тарасу уйти на отдых. Но пока рубежи родины в опасности, а руки могут держать саблю, он считает себя мобилизованным. Общенародное дело становится его личным делом. Без этого он не мыслит жизни. На оборону родины он отправляется вместе со своими сыновьями и другими казаками, своими единомышленниками: Мусием Шило, Степаном Гуской, Демидом Поповичем, Бовдюгом, Кукубенко. Тарас Бульба говорит об этом: «Нет уз святее товарищества!»

Повесть «Тарас Бульба» — историческая народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных героев показана история народа. Мы по праву считаем Тараса Бульбу народным героем, потому что он сражался за независимость своей родины и жил одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • патриотический пафос повести тарас бульба
  • в чём патриотический пафос в повести тарас бульба
  • романтическая героика и пафос повести " тарас бульба"
  • сочинение патриотизм повести тарас бульба
  • героический пафос повести тарас бульба презентация