Н. С. Гумилёв. Жизнь и личность. Гумилёв, Николай Степанович

Родословная Гумилёва Николая Степановича, русского поэта-акмеиста, имела крепкие дворянские корни. Его мать Анна Ивановна Гумилёва (в девичестве Львова) в двадцать три года вышла замуж за вдовца Степана Яковлевича Гумилёва, имевшего профессию военного врача. Их сын Николай родился третьего апреля (старый стиль) 1886 года в городе Кронштадте, где его отец работал в госпитале. В том же 1886 году семья переехала в Царское Село. Там Николай Гумилёв провел все детство. В связи с частыми переездами, ему пришлось учиться в разных гимназиях: Петербургской, Тифлисской и Царскосельской. Он много читал, увлекался Ницше и поэзией символистов, в гимназические годы пришло осознание себя поэтом.

В 1905 году вышел первый сборник его стихов - «Путь конквистадоров». На него обратил внимание уже известный тогда поэт-символист Валерий Брюсов. Они долгие годы вели активную переписку. Окончив гимназию, Николай Гумилёв уехал в Париж (1906 год), где жил два года. Там он изучал французскую литературу, посещал музеи, слушал лекции в Сорбонском университете. Крайняя материальная нужда приводила к тому, что иногда ему приходилось питаться одними каштанами. Но, тем не менее, там, в Париже, он занимался литературной деятельностью: издавал журнал «Сириус», писал рассказы и стихи. Там же, в Париже, в 1908 году поэт выпустил свой второй сборник - «Романтические цветы».

В течение 1909 года уже в России у Николая Гумилёва начали укрепляться литературные позиции: он сотрудничал в новом журнале «Остров», начал работать в журнале «Аполлон», участие в котором продолжалось до 1917 года. В 1910 году Николай Степанович сделал предложение юной поэтессе Анне Андреевне Горенко () и получил согласие. И поскольку в семье Гумилёвых был траур по недавно умершему отцу Николая, то свадьба прошла скромно и тихо. Свадебное путешествие молодожены совершили в Париж. В том же 1910 году вышел третий сборник Гумилёва - «Жемчуга». А осенью он отправился в очередное путешествие по Африке. Таким насыщенным был тот год.

Надо сказать, что Гумилёв был заядлым путешественником, а особенно полюбил Африку. В первый раз он ездил туда в 1908 году, но побывал только в Каире и Александрии. Во второй раз он отправился в Африку зимой 1909-1910 годов. И вот третья поездка - после свадьбы с Ахматовой. На этот раз он побывал в Джибути, Дире-Дауа, Хараре, Адис Абебе, даже был представлен абиссинскому императору. Вернулся Гумилёв оттуда (1911) разочарованным в путешествиях и больным африканской лихорадкой. Но, выздоровев, он вновь отправился путешествовать, на этот раз - в Италию (1912).

Осенью того же года Гумилёв поступил в Петербургский университет, на романо-германское отделение, чтобы изучать старофранцузскую поэзию, и параллельно выпустил следующий сборник своих стихов - «Чужое небо». В 1913 году по заданию Академии наук он вновь уехал в Абиссинию - изучать культуру и собирать коллекцию предметов быта диких племен. Это командировка длилась целых полгода.

В 1914 году, когда началась , Гумилёв ушел на фронт. И уже в конце этого года получил первый Георгиевский крест за ценную разведку, а в следующем году его наградили вторым Георгием за то, что при отступлении спас пулемет от артиллерийского обстрела. События, пережитые Гумилёвым во время войны, отразились в его книге «Записки Кавалериста». В 1915 году вышел новый сборник стихов Гумилёва - «Колчан». После лечения в Крыму - снова фронт (1916-1917), затем по заданию комиссара жил в Париже, и только в 1918 году вернулся в Россию.

Брак с Анной Ахматовой оказался неудачным, и летом 1918 года они развелись, хотя у них был маленький сын Лев, ставший впоследствии ученым-этнографом и тоже страстным любителем путешествий. После развода почти сразу Гумилёв женился на Анне Николаевне Энгельгардт, в браке с которой у него родилась дочь Елена. С тех пор почти безвыездно он жил в Петербурге (тогда Петрограде), зарабатывал переводами для издательства «Всемирная литература», преподавал в нескольких литературных студиях, но все равно голодала вся его семья. Несмотря на голод и безденежье, Гумилёв в конце своей короткой жизни выпустил еще несколько поэтических сборников: «Мик», «Фарфоровый павильон», «Костер», «Шатер» и приготовил к изданию «Огненный столп», вышедший уже после смерти поэта в 1923 году.

Внезапно и страшно оборвалась жизнь Гумилёва. В 1921 году он был арестован за участие в Таганцевском заговоре и 25 августа был расстрелян. И только спустя много лет выяснилось, что его «вина» была не в участии, а только в недонесении. Вторая жена Гумилёва и его дочь умерли от голода в блокадном Ленинграде.

Н. С. Гумилев родился в г. Кронштадте в семье военного врача. В 1906 г. получил аттестат об окончании Николаевской царкосельской гимназии, директором которой был И. Ф. Анненский . В 1905 г. увидел свет первый сборник поэта "Путь конквистадоров", обративший на себя внимание В. Я. Брюсова . Персонажи сборника как будто пришли со страниц приключенческих романов из эпохи завоевания Америки, которыми зачитывался поэт в отрочестве. С ними и отождествляет себя лирический герой — "конквистадор в панцире железном". Своеобразие сборнику, насыщенному общими литературными местами и поэтическими условностями, придавали черты, преобладавшие и в жизненном поведении Гумилева: любовь к экзотике, романтика подвига, воля к жизни и творчеству.

В 1907 г. Гумилев уезжает в Париж для продолжения образования в Сорбонне, где слушает лекции по французской литературе. Он с интересом следит за художественной жизнью Франции, налаживает переписку с В. Я. Брюсовым, издает журнал "Сириус". В Париже в 1908 г. выходит второй сборник Гумилева "Романтические цветы", где читателя вновь ожидали встречи с литературной и исторической экзотикой, однако едва уловимая ирония, которой были тронуты отдельные стихотворения, переводит условные приемы романтизма в игровой план и тем самым намечает контуры авторской позиции. Гумилев упорно работает над стихом, добиваясь его "гибкости", "уверенной строгости", как писал он в своем программном стихотворении "Поэту", а в манере "вводить реализм описаний в самые фантастические сюжеты" следует традициям Леконта де Лиля, французского поэта-парнасца, считая такой путь "спасением" от символистских "туманностей". По словам И. Ф. Анненского, эта "книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий".

Осенью 1908 г. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в Египет. Африканский континент пленил поэта: он становится первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Знакомство с Африкой "изнутри" оказалось особенно плодотворным во время следующих путешествий, зимой 1909 — 1910 и 1910 — 1911 гг. по Абиссинии, впечатления от которых отразились в цикле "Абиссинские песни" (сборник "Чужое небо").

С сентября 1909 г. Гумилев стал слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1910 г. вышел сборник "Жемчуга" с посвящением "учителю" — В. Я. Брюсову. Маститый поэт откликнулся рецензией, где замечал, что Гумилев "живет в мире воображаемом и почти призрачном... он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами". Гумилев не покидает героев своих ранних книг, однако они заметно изменились. В его поэзии усиливается психологизм, вместо "масок" предстают люди со своими характерами и страстями. Обращало на себя внимание и то, с какой уверенностью шел поэт к овладению стихотворным мастерством.

В начале 1910-х годов Гумилев — уже заметная фигура в петербургских литературных кругах. Он входит в "молодую" редакцию журнала "Аполлон", где регулярно печатает "Письма о русской поэзии" — литературно-критические этюды, представляющие собой новый тип "объективной" рецензии. В конце 1911 г. он возглавил "Цех поэтов", вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил идейным вдохновителем нового литературного направления — акмеизма, основные принципы которого были им провозглашены в статье-манифесте "Наследие символизма и акмеизм". Поэтической иллюстрацией к теоретическим выкладкам стал его сборник "Чужое небо" (1912) — вершина "объективной" лирики Гумилева. По мнению М. А. Кузмина , самое важное в сборнике — это отождествление лирического героя с Адамом, первым человеком. Поэт-акмеист подобен Адаму, первооткрывателю мира вещей. Он дает вещам "девственные наименованья", свежие в своей первозданности, освобожденные от прежних поэтических контекстов. Гумилев формулировал не только новую концепцию поэтического слова, но и свое понимание человека как существа, осознающего свою природную данность, "мудрую физиологичность" и принимающего в себя всю полноту окружающего его бытия.

С началом первой мировой войны Гумилев уходит добровольцем на фронт. В газете "Биржевые ведомости" он публикует хроникальные очерки "Записки кавалериста". В 1916 г. выходит книга "Колчан", отличающаяся от предыдущих прежде всего расширением тематического диапазона. Итальянские путевые зарисовки соседствуют с медитативными стихотворениями философско-экзистенциального содержания. Здесь впервые начинает звучать русская тема, душа поэта отзывается на боли родной страны, разоренной войной. Его взгляд, обращенный к действительности, обретает способность прозревать и сквозь нее. Стихотворения, вошедшие в сборник "Костер" (1918), отразили напряженность духовных поисков поэта. По мере углубления философичности поэзии Гумилева мир в его стихах все больше предстает как божественный космос ("Деревья", "Природа"). Его тревожат "вечные" темы: жизнь и смерть, тленность тела и бессмертие духа, инобытие души.

Гумилев не был очевидцем революционных событий 1917 г. В это время он в составе русского экспедиционного корпуса находился за границей: в Париже, затем в Лондоне. Его творческие искания этого периода отмечены интересом к восточной культуре. Свой сборник "Фарфоровый павильон" (1918) Гумилев составил из вольных переложений французских переводов китайской классической поэзии (Ли Бо, Ду Фу и др.). "Ориентальный" стиль был воспринят Гумилевым как своеобразная школа "словесной экономии", поэтической "простоты, ясности и достоверности", что отвечало его эстетическим установкам.

Вернувшись в Россию в 1918 г., Гумилев сразу же со свойственной ему энергией включается в литературную жизнь Петрограда. Он входит в состав редколлегии издательства "Всемирная литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский эпос "Гильгамеш", произведения Р. Саути, Г. Гейне, С. Т. Колриджа. Он читает лекции по теории стиха и перевода в различных учреждениях, руководит студией молодых поэтов "Звучащая раковина". По словам одного из современников поэта, критика А. Я. Левинсона, "молодые тянулись к нему со всех сторон, с восхищением подчиняясь деспотизму молодого мастера, владеющего философским камнем поэзии..."

В январе 1921 г. Гумилев был избран председателем Петроградского отделения Союза поэтов. В этом же году выходит последняя книга — "Огненный столп". Теперь поэт углубляется в философское осмысление проблем памяти, творческого бессмертия, судеб поэтического слова. Индивидуальная жизненная сила, которая питала поэтическую энергию Гумилева раньше, сливается с надындивидуальной. Герой его лирики размышляет о непознаваемом и, обогащенный внутренним духовным опытом, устремляется в "Индию Духа". Это не было возвращением на круги символизма, однако ясно, что Гумилев нашел в своем мировосприятии место тем достижениям символизма, которые, как казалось ему в пору акмеистского "Sturm und Drang"a", уводили "в область неведомого". Тема приобщения к мировой жизни, звучащая в последних стихах Гумилева, усиливает мотивы сопереживания и сострадания и придает им общечеловеческий и одновременно глубоко личностный смысл.

Жизнь Гумилева трагически прервалась: он был казнен как участник контрреволюционного заговора, который, как теперь стало известно, был сфабрикован. В сознании современников Гумилева его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи — Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции.

Краткая биография Николая Гумилева

Николай Степанович Гумилев – русский поэт Серебряного века, переводчик и критик, а также создатель школы акмеизма. Писатель родился 3 (15) апреля 1886 года в Кронштадте, в семье корабельного врача. Со слов матери свое первое стихотворение-четверостишие Николай написал в возрасте шести лет. В 1894 году он поступил на обучение в Царскосельскую гимназию, но вскоре был переведен на домашнее обучение из-за проблем со здоровьем. Через год семья переехала в Петербург, где мальчик стал посещать гимназию Гуревича. Вскоре его старший брат заболел туберкулезом, и Гумилевы были вынуждены переехать в Тифлис, где Николай продолжил обучение.

В 1903 году семья вернулась в Царское село. Именно там, на средства родителей Николай опубликовал свою первую книгу стихов «Путь конквистадоров». Авторитетный критик Брюсов лично обратил внимание на этот сборник и дал ряд полезных советов начинающему писателю. Между ними завязалась переписка, и Гумилев долгое время называл Брюсова своим наставником. После Царскосельской гимназии он поехал на обучение в Сорбонну. В Париже вышел в свет второй сборник поэта «Романтические цветы» (1908). Совершив поездку в Африку, Гумилев стал первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Его наблюдения и впечатления отражены в цикле «Абиссинские песни».

В начале 1910-х годов Гумилев уже являлся заметной фигурой в литературных кругах. Он регулярно печатался в журнале «Аполлон». В 1911 году, собрав группу единомышленников, он возглавил «Цех поэтов» и выдвинул новое литературное направление – акмеизм. Через год появился сборник «Чужое небо», ставший вершиной «объективной» лирики писателя. С началом войны он ушел добровольцем на фронт. Вскоре он опубликовал хроникальные очерки «Записки кавалериста». Гумилев не застал революционные события в стране, так как в это время находился за границей.

В 1918 году он вернулся в Россию и снова влился в литературную жизнь Петербурга. В тот же год был издан сборник «Костёр», а сам поэт вошел в состав редколлегии издательства «Всемирная литература». В 1921 году его назначили председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов. Тогда же вышла в свет его последняя книга «Огненный столп». В августе того же года Гумилев был арестован и приговорен к расстрелу. Его казнили как участника контрреволюционного заговора, что впоследствии оказалось сфабрикованным. Точные дата и место смерти поэта не известны. Первой супругой Н. С. Гумилева была выдающаяся поэтесса и писательница А. А. Ахматова.

Вариант 2

Николай Степанович Гумилёв – русский поэт, переводчик, литературный критик, представитель Серебряного века и создатель школы акмеизма. Николай Гумилёв родился 3 (15) апреля 1886 года в дворянской семье в Кронштадте. Будучи с детства болезненным ребенком, он не смог долго учиться в Царскосельской гимназии перешел на домашнее обучение. Детство поэта прошло в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также на Кавказе. В 1903 году его семья вернулась в Царское село, где он вновь поступил в гимназию. Несмотря на то, что учился неважно, учителя поощряли его стихи.

Вскоре при помощи родительских средств вышла в свет его первая книга стихов «Путь конквистадора». Этот сборник был детально изучен Брюсовым, который отметил, что лучшие работы Гумилева ещё впереди. С тех пор между юным поэтом и критиком завязалась тесная дружба и многолетняя переписка. По окончании гимназии, Гумилёв уехал в Париж, где посещал лекции в Сорбонне. Здесь он написал стихотворения «Андрогин», которое высоко оценили местные поэты: Мережковский, Гиппиус и другие.

Вернувшись в Россию, молодой писатель встретился со своим литературным наставником – Брюсовым и возлюбленной – Анной Горенко, которая впоследствии взяла псевдоним Ахматова. После этого Гумилев много путешествовал, в том числе и в страны Африки. В 1908 году вышел в свет его сборник «Романтические цветы». Через год совместно с Сергеем Маковским издает иллюстрированный журнал «Аполлон», где печатает «Письма о русской поэзии». В конце 1909 года состоялась дуэль Гумилева с коллегой по редакции – Максимилианом Волошиным. Причиной дуэли была Е. И. Дмитриева. Никто из поэтов во время этой дуэли не пострадал.

Через год в селе Никольская слободка писатель обвенчался с Анной Ахматовой. В 1911 году он совместно с другими представителями символизма открывает «Цех поэтов», куда входили О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Зенкевич и многие другие поэты. В 1912 году Гумилев объявил об открытии нового художественного направления поэтов «цеха» –­ акмеизме. В этом же году родился его первый сын – Лев Гумилев. С началом Первой мировой войны писатель добровольно ушел на фронт, за что был награжден Георгиевским крестом. Некоторое время он проработал в издательстве «Всемирная литература», а также выполнял переводы с иностранных языков. В 1921 году писатель был арестован по подозрению в антиправительственном заговоре и затем расстрелян.

Гумилев Николай Степанович (1886-1921). Литературные течения «серебряного века» поражали многообразием литературных форм, новыми методами творчества и оригинальностью подачи. Но, пожалуй, единственным направлением, о котором было объявлено официально, стал акмеизм. Его создатель – Николай Гумилев объявил об этом 19 декабря 1912 года.

Родившийся в семье судового врача С. И. Гумилева ребенок был хил и болезненен. Учеба давалась ему тяжело и отдушиной были стихи, которые Николай сочинял с юного возраста. Родители оплатили выпуск первого сборника Николая Гумилева «Путь конквистадоров» (1905), который заметил Брюсов.

Помощь знаменитого поэта помогла Николаю войти богемную среду. Гумилев посещает Европу, пишет стихи, выпускает журнал. Однако известные символисты того времени свысока относятся к его произведениям. На средства, полученные от продажи второй книги «Романтические цветы» (1908) молодой поэт отправляется в Африку.

Это было не первое путешествие; но именно тогда Гумилев собирает материал по этнографии и антропологии, ставший основой серьезной коллекции. Он исследует дикие, малоизученные районы Африки, не раз рискуя жизнью.

В перерывах между экспедициями поэт издает сборники поэзии и активно участвует в культурной жизни Петербурга. При его участии был основан «Цех поэтов». Романтическое объяснение с поэтессой Дмитриевой заканчивается дуэлью с другим ее поклонником – Максимилианом Волошиным. К счастью оба дуэлянта остались живы.

С началом империалистической войны Николай Гумилев добровольцем отправляется на фронт. Все три года он находится на передовой и удостаивается награждения многими боевыми орденами. Стихи военной поры вышли в сборнике «Колчан» (1916).

Находившийся в составе русского экспедиционного корпуса, Гумилев прибывает в Россию в апреле 1918 года. Он участвует в работе некоторых издательств, читает лекции, возглавляет Союз Петроградских поэтов. Много печатается. К тому же времени относится расторжение его брака с Анной Ахматовой.

Однако противоречия с новой властью нарастают. Гумилев не скрывает своего негатива по отношению ко многим мероприятиям большевиков и даже заявляет о своей приверженности к монархизму. В августе 1921 года Петроградское ЧК арестовывает поэта по делу «Боевой организации Таганцева» и выносит смертный приговор.

Которые тогда уже считались законодателями российской поэзии. Он и сам увлекался их стихами, но подражать никому не хотел. Гумилев все время стремился выделиться из круга тогдашней словесности, обратить на себя внимание даже своим внешним обликом. Вспоминая в эмиграции о своем друге и учителе, Г. Иванов утверждал: "Гумилев говорил, что поэт должен «выдумывать себя». Он и выдумал себя, причем настолько всерьез, что маска стала его живым лицом не только для читателей, но и для большинства знакомых."

Действительно, многое во внешности Николая Гумилева сразу обращало на себя внимание: неправильно посаженные глаза, слегка косившие, короткая стрижка, необычная одежда, в которой всегда присутствовали какие-нибудь экзотические детали - оленья доха или галстук необычайного оттенка.

Гумилев Николай Степанович родился в Кронштадте, в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилева. Скоро отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Мальчик с двенадцати лет начал писать стихи и рассказы, а в 1900 году впервые опубликовал свое стихотворение в газете «Тифлисский листок», издававшейся в городе, куда семья переселилась на время из-за болезни старшего брата поэта.

В 1903 году Николай Гумилев вернулся в Царское Село и поступил в Царскосельскую гимназию, директором которой был известный поэт и педагог И. Анненский. Он оказал особое влияние на формирование литературных вкусов Гумилева. По словам его будущей жены А. Ахматовой, в то время поэт «поверил в символизм, как люди верят в Бога». Эта увлеченность нашла отражение в первом сборнике стихов Николая Степановича Гумилева «Путь конквистадоров», который он выпустил в 1905 году.

Отец настаивал на том, чтобы сын получил серьезное образование, и Николай Гумилев уезжает в Париж, где поступает в Сорбонну. Здесь он слушает лекции по французской литературе, изучает живопись и продолжает писать стихи. Он даже издал три номера журнала «Сириус», в котором напечатал свои произведения, а также стихи неизвестной пока поэтессы Анны Горенко - будущей знаменитой Анны Ахматовой . В 1908 году в Париже вышел второй сборник стихов Гумилева под названием «Романтические цветы», который он послал в Санкт-Петербург Валерию Брюсову . Знаменитый поэт благосклонно оценил стихи своего молодого коллеги и написал ему, что они «теперь красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме».

Вернувшись в Петербург, Николай Степанович Гумилев поступает на юридический факультет Петербургского университета, а затем переводится на историко-филологический факультет. В это время он по-настоящему «заболевает» Востоком и тайно от родителей отправляется в 1908 году на два месяца в Египет. Позже он совершит еще несколько путешествий в экзотические страны, в частности в Абиссинию. Каждый раз, возвращаясь из своих путешествий, он со страстью рассказывает друзьям, в каких замечательных местах побывал и что видел. Одна из его постоянных слушательниц, художница Н. Гончарова, позднее сделает иронический рисунок, на котором Гумилев изображен верхом на жирафе. Сам же поэт мечтает опять уехать в страны, где:

Каналы, каналы, каналы.

Что несутся вдоль каменных стен.

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

В отличие от многих современников, Николай Степанович воссоздает подлинную экзотику Востока. Отдавая дань тогдашней моде на странствующих рыцарей, Гумилев создает собственный образ мятежного по духу и романтически настроенного героя. Завораживают и увлекают не только его стихи, написанные в дальних странах, но даже названия их сборников - «Жемчуга», «Шатер», «Огненный столп». Эту свою поэзию Николай Гумилев называл Музой Дальних Странствий.

Надо сказать, что поэт путешествовал не только ради вдохновения. Он выезжал также в качестве руководителя экспедиции от Российской Академии наук и собрал богатые этнографические коллекции. В этих путешествиях он писал не только стихи и рассказы, но и дневники, в которых содержится интересный познавательный материал. Так, например, в своем «Африканском дневнике», Николай Гумилев рассказывало жизни местных племен, об их легендах и поверьях, о тех приключениях, которые ему довелось испытать во время путешествия. Поэт сам ловил акул, переправлялся на канате, перекинутом через реку, кишащую крокодилами, встречался с местными колдунами и пророками. Однажды Николай Степанович Гумилев со своим караваном попал к Гусейну, местному пророку. Возле его жилища находились два огромных камня с узким проходом между ними, которые, по словам пророка, служили для испытания греховности. Надо было раздеться догола и попытаться пролезть между камнями. Кому это удавалось сделать, тот считался безгрешным человеком. А если кто застревал, то умирал в страшных мучениях, так как люди не смели не только помочь ему выбраться, но даже подать кусок хлеба или чашку воды. Об этом свидетельствовало немало черепов и костей, валявшихся возле камней. Гумилев тут же решил испытать себя и узнать, есть ли у него грехи. Ему удалось протиснуться между камнями, но этот его поступок очень напугал спутников поэта, которые долго ругали его за безрассудство. Но такие порывы и романтический настрой были в его характере.

Путешествия обогащали Николая Гумилева новыми образами и впечатлениями, но он никогда не был поэтом-отшельником и не оставался в стороне от тех событий, которые разворачивались в общественной жизни и в литературе. Это было время поисков новых поэтических стилей и выразительных средств. Разочаровавшись в символизме с его «обязательной мистикой», Гумилев старается найти свой путь в поэзии. В 1911 году он вместе с С.Городецким создает новое литературное течение - акмеизм. Девизом акмеистов были «ясность, простота, утверждение реальности жизни». Один из основателей акмеизма С.Городецкий писал в журнале «Аполлон»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь многих людей, в том числе и Гумилева. Он был единственным русским писателем, который пошел добровольцем на фронт.

С мая 1917 по апрель 1918 года Николай Степанович Гумилев находился в Париже и Лондоне как представитель союзной армии. В литературном отношении это было плодотворное время. Он познакомился с Д. Лоуренсом, О. Хаксли, Г. Честертоном. Возможно, знакомство со служителем Британского музея, известным переводчиком поэзии Артуром Уэлли способствовало тому, что Гумилев увлекся переводами. Он и раньше занимался переводами французской поэзии, в частности, сделал перевод книги Т. Готье «Эмали и камни», который считается лучшим. Сейчас же его больше увлекло переложение китайских стихов. Замечательным оказался и выполненный Гумилевым перевод вавилонского эпоса о Гильгамеше. Прекрасны и его переводы стихотворений Г. Гейне, Р. Сау-ти, С. Колриджа.

Николай Степанович Гумилев приближался к вершине своей поэтической славы, когда его жизнь трагически оборвалась. В августе 1921 года он был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. Такова, во всяком случае, была официальная версия гибели поэта. Но согласно новым сведениям, полученным юристами из материалов дела Николая Степановича Гумилева, его преступление заключалось в том, что он «не донес органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».

Прошло время, и почти утерянное имя замечательного поэта Серебряного века Николая Степановича Гумилева вернулось к читателям. Многие его отдельные стихи и целые сборники признаются шедеврами русской поэзии. По ним проводятся специальные исследования, авторы которых пытаются определить смысл поэтических странствий поэта.