Крым и его геополитическое значение. Роль и значение крыма

Если завтра война. На что способен модернизированный непотопляемый «авианосец Крым»?

8 января противолодочный самолет американских ВМС Boeing P-8A «Poseidon » в течение многих часов летал над акваторией Черного моря. Полет не был секретным, специальный сетевой сервис, отслеживающий полеты военных самолетов, даже выложил для любопытствующих карту его перемещений.

CC BY-SA 2.0 / aceebee / Boeing P-8A Poseidon .

Из оной легко понять, что являлось главным объектом интереса американского самолета – дважды он облетал прибрежные районы Крыма , причем, видно, что более других американца интересовали районы Донузлава и то, что можно именовать по старой советской терминологии Севастопольским укрепрайоном . То есть, следили за возможными перемещениями флота и морской авиации ЧФ РФ, базирующейся, как известно, главным образом на аэродромах Бельбека, Качи и Сак . Однако, если припомнить, что на борту противолодочного патрульного «Боинга» 16 операторов обслуживают два мощных радиолокатора и другие системы электронного наблюдения, то ясно, что это воздушное судно может служить и просто разведчиком.

Конечно, полет такой не является чем-то необычным или редким, но в условиях, когда отношения между Россией и странами НАТО, мягко говоря, далеки от добрососедских, нелишним будет брать каждый такой американский «патруль» на карандаш и задаться вопросом, а что сегодня представляет собой передний бастион российской обороны в Северном Причерноморье. Насколько серьезно к нему сегодня относятся те же натовцы, насколько перспективны возможности «непотопляемого авианосца» Крым, почти четыре года назад зашедшего, образно говоря, на капитальный ремонт и перевооружение в свой родной сухой док Россия.

Нынешнее положение группировки ВС РФ в Крыму трудно оценить правильно без представления о том, чем был Севастополь и флот для государства российского в разные времена.

Морская крепость в поисках формулы обороны

Если представить Крым в привычном нам образе боевого корабля , то, несомненно, Севастополь в этом корабле будет открытыми навстречу врагу пушечными портами (в век паруса), орудийными башнями в эпоху бездымного пороха и стали, и, наконец, ракетными установками в наше время.

Севастополь с самого начала своего российского бытия строился морской крепостью . Одна из трех лучших в мире якорных стоянок (еще Сидней и Сингапур) флота под защитой мощных береговых батарей – ради этого одного стоило присоединять Крым к России. Уже в сороковых годах XIX века усилиями адмирала Михаила Петровича Лазарева (учителя героев Первой обороны Нахимова, Корнилова, Новосильцева ) Севастополь заслуженно почитался одной из сильнейших морских крепостей в мире. Ни у одного военного флота того времени не было ни малейшей надежды победить равелины Севастополя в артиллерийской дуэли. Что и подтвердил знаменательный для русской военной истории день 5 ноября 1854 года, когда в день первой мощной бомбардировки англо-французами бастионов Севастополя их объединенный флот попытался тягаться силой оружия с Константиновской, Николаевской, Михайловской, Александровской казематированными батареями, Карташевским фортом и Волоховой башней. Флот «союзников» имел невообразимое превосходство. Но так уж постарались природа и инженеры, возводившие крепость, что интервенты потерпели поражение. В знаменитом романе Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» этот эпизод описан так:

«Если четырнадцать кораблей французских и два турецких имели против своих восьмисот орудий одного борта только девяносто шесть на южных фортах, то одиннадцать кораблей английских против четырехсот шестидесяти орудий одного борта имели жалкое количество орудий на Северной стороне: пять на Волоховой башне, три на батарее Карташевского и восемнадцать на Константиновском форте.

...паровой корабль «Шарлемань », ставший против входа на Большой рейд, чтобы обстреливать суда Черноморского …первый же и вышел из строя: удачно пущенная бомба, пройдя все три его палубы, разорвалась в машине, и он был уведен на буксире в два часа дня. Недолго после него держался и корабль «Наполеон », пораженный в подводную часть, а вслед за ним и «Париж » тоже вынужден был оставить свою позицию.

…из английских кораблей три – «Кин », «Лондон » и «Агамемнон » – несколько раз загорались и выходили из строя. «Агамемнон », наконец, ушел совсем. А боровшиеся с батареей Карташевского и Волоховой башней фрегаты «Аретуза » и «Альбион » получили так много пробоин, что их повели чиниться уже не в Балаклаву, а в Константинополь. Двадцатью минутами позже французской ушла от Севастополя и вся английская эскадра, чтобы уж никогда за все время осады не пытаться больше атаковать севастопольские форты».

Константиновский равелин – одно из немногих уцелевших сооружений времен Первой обороны Севастополя.

Как известно, Севастополь взят был тогда союзниками с суши, где оборонительных сооружений практические не строилось – по военным представлениям того времени такой большой десант, какой высадили в Крыму союзники, был невозможен. К тому же, к морской крепости не строили сколько-нибудь значительных дорог, не говоря уже о железных.

Эта трагическая ошибка была учтена после того, как в 1870-1880-х годах Россия принялась возрождать Черноморский флот и Севастопольскую крепость. Сначала, в донецких степях был построен Юзовский металлургический завод (основа будущего Донецка), который начал в больших количествах производить рельсы для железной дороги, связавшей Севастополь и Крым с материковой Россией, а затем и броневую сталь для нужд крепости и флота. В самом конце позапрошлого, и в первой четверти в Севастополе и окрестностях строили мощные дальнобойные батареи. Их видели универсальными, но все-таки в большей степени предназначались они для отражения атак вражеского флота с моря. Некоторые из них не были достроены, как, например, Северный форт над Балаклавой, некоторые, как 13-батарея в Херсонесе, просто не пригодились, но остальные и, в особенности, ставшие знаменитыми 30-я и 35-батареи в ходе Второй обороны Севастополя (1941-42 г.г.) очень и очень пригодились для массированных артналетов по гитлеровским войскам , наступавшим, как и веком ранее англо-французы , на Севастополь с Севера.

Все для флота, все для победы

И все-таки главным здесь всегда был и остается флот. Из четырех исторических баз русских флотов (Кронштадт на Балтике, Североморск на Севере и Владивосток на Дальнем Востоке) Севастополь наиболее вовлечен в историю. История диктовала Севастопольской базе флота не только гордость за деяния предков, но и векторы, и параметры развития. Севастополь в былые эпохи можно было сравнить с пчелиной маткой в улье – на него работала не только металлургия и угольная, цементная, стекольная и химическая промышленность Юга России , но и всего основные экономические центры. Херсон и Николаев флот строили, Одесса, Бердянск, Мариуполь, Скадовск, Таганрог его кормили. Одесса, Новороссийск, Феодосия, Туапсе, Поти размещали его вспомогательные службы и обеспечивали стоянки для операционных действий в Черном море, близлежащие губернии Малороссии, Новороссии, Бессарабии, Белоруссии поставляли большую часть новобранцев.

Крым стал местом рождения российской авиации. В 1910 году здесь трудами великого князя Александра Михайловича и первых отечественных авиаторов была создана первая в империи Севастопольская офицерская школа авиации. Через два года она перебазировалась чуть северней – в Качу . Отныне флот был прикрыт и сверху. В Каче рождались самые современные методы пилотажа и ведения воздушного боя, здесь родилась и морская авиация России, испытывались летающие лодки Григоровича , совершались прыжки с парашютом, в том числе, и в ночное время. Здесь Нестеров учил своей «Мертвой Петле», а внук Айвазовского Константин Арцеулов – входу в «штопор» и выходу из оного.

Качинская авиашкола после Гражданской войны в России.

Мы – мирные люди, но наш бронепоезд…

Надо сказать, что давно бытовало и, к сожалению, бытует, и по сей день, мнение, что Черноморский флот России не очень-то и нужен , поэтому не следует заниматься слишком уж рьяно его развитием, вооружением и перспективами. Мол, все равно, это флот закрытого моря. В океан выхода не имеет, турки не пропустят и т.д. Вряд ли это мнение можно считать справедливым. Его вообще можно всерьез рассматривать только в том случае, если бы Россия имела агрессивную, завоевательную военно-морскую доктрину, вроде пресловутых принципов Мэхена . Флот большого, открытого моря, океанский флот в таком случае, действительно, действенный инструмент геополитического воздействия на, как сейчас модно говорить, партнеров, и просто для захвата колоний.

В случае же с Россией, которая, хоть в облике Империи, хоть под флагом СССР, в силу своей материковой особенности принуждена была заниматься исключительно почти обороной (в морском деле – так точно), закрытость Черноморского (равно, как и Балтийского флотов) не особо волновала ни правителей, ни адмиралов. В качестве морского щита ЧФ всегда имел достаточную прочность и вооруженность. К тому же, район Северного Причерноморья после окончательной победы над османами был, остается и еще долго будет районом полного доминирования России. Здесь у нее серьезных соперников нет и не предвидится. И даже вхождение зону влияния НАТО вчерашних братских республик Болгарии, Румынии и Грузии , ничего коренным образом не изменил . Почти не изменил, но к этому мы вернемся позже. Пока же отметим, что в Первой мировой Черноморский флот в целом показал себя на высоте задач того времени. И хотя, к сожалению, упустил германские «Гёбен » и «Бреслау », и, слава богу, не участвовал в авантюре по захвату Константинополя, мощь брони кораблей ЧФ, и закрепившаяся за черноморцами слава лучших комендоров среди флотов европейских держав, держали противника в основном на почтительном расстоянии от Севастополя, Крыма и Черноморского побережья Кавказа и Новороссии .

КЧФ: советский военно-морской ренессанс

Революция и Гражданская война 1918-1922 г.г. практически уничтожили Черноморский флот. Но Советское государство сумело, начиная с 1922 года в за 7-9 лет в целом восстановить боеспособность флота. Были достроенные старые, еще имперской закладки крейсера, отремонтированы аварийные (брошенный врангелевцами «Кагул », например), с началом индустриализации в СССР пошли в серию эсминцы и лидеры эсминцев, самым знаменитым из которых в годы Великой Отечественной стал лидер «Ташкент ».

Но настоящий расцвет Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) пришелся на 50-60-70-е годы прошлого столетия. Десятки проектов кораблей всех классов претворялись в жизнь на всех флотах, и КЧФ, которому отводилась ключевая роль в защите юго-западных границ СССР и противостоянии с американских 6-м флотом.

Тому, что было сделано для флота, можно отвести сотни страниц, и всего не перечислить. Поэтому только сухие цифры. К моменту развала СССР в 1991 году КЧФ представлял собой гигантскую военно-морскую машину, практически государство в государстве не только по отношению ко всей стране, но к ВМФ СССР в частности. Флот насчитывал 835 вымпелов . Военные, ремонтные и вспомогательные транспортные корабли были раскиданы по огромной причерноморской дуге – от Измаила на западе до Батуми на юго-востоке.

Личный состав насчитывал 100 тысяч человек, еще более 60-ти работали на предприятиях материально-технического и ремонтного обеспечения флота. На предприятиях по всей вышеупомянутой дуге. Но, конечно, больше всего народу на флот работало в Севастополе и других Крымских городах.

На знаменитом Севастопольском морском заводе, который вырос из древнего екатериненского адмиралтейства образца 1783 года, днем и ночью ремонтировали корабли и делали морские плавучие краны. На кораблестроительных заводах Керчи и Феодосии делали сторожевики и десантные корабли на воздушной подушке. К слову сказать, нынешний флагман украинских ВМС сторожевик «Сагайдачный» родом именно из Керчи. А малые десантные корабли, производившиеся в Феодосии, только называются малыми, но являются самыми крупными в мире кораблями на воздушной подушке.

Радиотехнические и приборостроительные заводы Симферополя и Севастополя обеспечивали ремонт флотской аппаратуры, а вертолетный завод в севастопольской бухте Омега ремонтировал вертолеты морской авиации для всех четырех флотов и ВМС стран соцлагеря в придачу.

В общем, список то длинный, но в декабре девяносто первого Союз распался, а вместе с ним начали делить и флот. Между Россией и Украиной, естественно. Прецедент в истории флота уже был, кстати, говоря. В 1918 году, когда контр-адмирал Саблин приказал поднять на кораблях флаги Украинской народной республики. Говорят, для того, чтобы флот не достался подходившим к Севастополю немцам. Впрочем, тогда «украинизировать» флот не удалось вовсе. А вот в девяностых, после попытки Украины приватизировать КЧФ и столь же неудачной попытки РФ, стороны флот таки разрезали на части – большая и лучшая по вполне понятным причинам и при поддержке русского населения Севастополя, досталась России – 338 единиц против 67 для Украины.

И наступили 90-е

Помнит ли кто судьбу украинских ракет стратегического назначения? Если нет, то подскажу – их постигла та же участь, что и доставшимся Украине стратегическим бомбардировщикам и больше части торговой морского флота (Черноморское и Азовское морские пароходства) – большей частью порезали на металлолом , частью – продали за кордон. Настоящим символом беспомощности украинского государства в обращении с доставшимся ей сложным флотским механизмом стала единственная украинская подводная лодка «Запорожье». Без ремонта и боевой учебы она десятилетиями стояла у стенки в Южной бухте Севастополя. Пока к власти на Украине не пришел нациократ Ющенко. Ему загорелось ввести лодку в скромный строй украинских ВМС. Тут-то и выяснилось, что и ремонт, и ходовые испытания, и даже обучение экипажа украинской субмарине может обеспечить только ЧФ РФ . Что он, кстати, говоря, и проделал, под соленые шуточки искушенного во флотских делах севастопольского люда.

У подлодки «Запорожье» – незавидная судьба.

Но, по правде сказать, и в российском Черноморском флоте в те времени дела шли, мягко говоря, не блестяще . Во-первых, флот подвергся череде сокращений, вместе с которыми в небытие ушли и многие корабли: они и старели, и на них некому было уже служить, и в них, признаться, не было уже и нужды. Во-вторых, поменялась организационная структура флота. Юригада подлодок перебралась в Новороссийск. Такая же судьба после 2017 года, как мы знаем, грозила и всему флоту. А Цемесская бухта, в отличие от Севастопольской, не столь удобна для базирования флота, да погодные условия «хромают» – одна свирепая новороссийская «бора» чего стоит. Флот лишился операционных возможностей на севере Черного моря.

Как не оскорбительно звучит это для русского уха, «чужими» для КЧФ стали Одесса, Николаев, Херсон, Очков, а в Азовском море – побережье и порты – от Геническа до Мариуполя.

Естественно снизился объем и качество военной учебы, реже стали проводиться учебные стрельбы, полеты морской авиации. К тому же часть последней досталась Украине, у которой в то время не было даже авиационного топлива для необходимого количества полетов. Знаменитый Качинский аэроузел остался гарнизоном ЧФ РФ, а вот аэродромы в Саках и Бельбеке достались Украине.

В годы Советской власти Крым, так же, как и примыкающая к нему Северная Таврия были просто нашпигованы военными аэродромами . За 23 года пребывания Крыма в составе независимой Украины большая часть их них прекратила существование.

Только несколько грустных примеров. Военный аэродром Багерово, приспособленный принимать космический челнок «Буран», чья «взлетка» спокойно выдержала бы любой «Боинг» ушел в 1992 году Украине, и через шесть лет был закрыт и заброшен, взлетную полосу продали строительной компании под разбор.

Уникальную взлетку аэродрома Багерово разбирают на части.

Аэродром Веселое (Джанкой-5), служивший домом гвардейским ракетоносцам стратегического назначения МА КЧФ, в 1995 году закрыт. Полк расформирован.

Аэродром Донузлав был одним из немногих в СССР стационарных аэродромов для гидросамолетов БЕ-12. После того, как самолеты поделили между Украиной и Россией, российская часть «бешек» перелетела на аэродром Кача, что произошло с доставшимися Украине, трудно сказать. Аэродром заброшен.

Аэродром Октябрьское был крупнейшим у авиации КЧФ. С 1996 года заброшен, плиты «взлетки» разворованы.

За четверть века, но в основном, в первое десятилетие после развала СССР печальная участь постигла многие конструкторские бюро – секретные «ящики» работавшие на флот, почти замерла жизнь на Севморзаводе, вертолетном заводе в Севастополе , на заводах «Залив» в Керчи и «Море» в Феодосии.

Россия ? Она всегда возвращается

Что из себя представляет ЧФ РФ и группировка российской армии в Крыму сегодня?

Напомним, в советское время в составе КЧФ насчитывалось 835 вымпелов , сегодня кораблей в разы меньше – около сотни . Ядро эскадры – полсотни боевых. Основная часть флота базируется, как и встарь, в Севастополе , часть – в Новороссийске . Например, бригада подводных лодок.

С возвращением Крыма Россия заметно продвинулась в перевооружении старого доброго КЧФ. К оставшейся в строю единственной субмарине «Алроса », за три года добавились пять новых дизельных лодок проекта 636.3 «Варшавянка».

Эти малошумные подлодки обладают замечательной автономностью, вооружены крылатыми ракетами дальнего действия, которые, к слову сказать, были опробованы в боевых стрельбах у берегов Сирии. Сегодня можно смело сказать, что бригада подводных лодок Черноморского флота – сильнейшая в Черном море. Если ее усилят (а в рамках проекта «Варшавянка МО РФ намерено построить от 20 до 20 субмарин), единственным соперником подплава ЧФ будут не несколько устаревших лодок Турции, Румынии и Болгарии, Италии или Испании, а две дюжины атомных лодок американского Шестого флота, базирующего в Неаполе. Собственно, они являются вместе с двумя авианосцами и шестью крейсерами главной целью нашего ЧФ на случай войны. Во всяком случае, так было в годы «холодной войны», вряд ли много в этом смысле изменилось сегодня .

И здесь, похоже, у нас тоже есть чем ответить

Как известно, огневой опорой ЧФ РФ является гвардейский ракетный крейсер 1 ранга «Москва ». Очень давно является. В советское время этот построенный в Николаеве корабль носил имя «Слава ». Вместе со своим недостроенным систершипом «Адмирал Лобов » (ржавеет под именем "Украина " у стенки завода в готовности 95 процентов) «Москва » призвана в случае необходимости уничтожить авианосцы противника. В НАТО, кстати, именно так этот класс наших крейсеров и называют – «убийца авианосцев ». Кроме того, на «Москве» (прошедшей уже несколько глубоких модернизаций ) стоят не только комплексы ПВО морского базирования С-300Ф , но и уникальные противокорабельные ракетные комплексы «Вулкан ». Особенностью эксплуатации этих ракет является их «ум» – ракета сама находит наиболее ценную цель в корабельном ордере противника, и принимает решение – с какой скоростью, и с какой высоты ее поразить. Финальная скорость ракет «Вулкана» такова, что противоракетному комплексу американских кораблей практически бесполезно пытаться сбить их. Военные эксперты утверждают, что при удачном стечении обстоятельств один ракетный залп с «Москвы» способен уничтожить сразу ударную часть Шестого флота США .

Напомним, что РФ исповедует оборонительную военно-морскую доктрину и, что от Севастополя до ближайшего крупного города натовской страны Турции всего 550 км . На 20 минут лета ракете «Вулкана».

Но «Москва », так же, как и другой лидер ЧФ БДК «Керчь», стареет. Почти 40 лет назад эти корабли были построены. Это много. Законный вопрос – будет ли что-то строиться взамен. Едва ли. Не говоря уже о том, что это дорого и долго, в современном военно-морском противостоянии будут побеждать корабли среднего класса. В свое время ракетные крейсера стали продолжением возможностей эсминцев и сторожевых кораблей. Сегодня именно эсминцы и фрегаты составляют основу современного военно-морского флота. В этой связи Россия решила свой самый южный флот вооружить фрегатами проекта 11356 «Буревестник ». Это суперсовременные корабли с уникальными радиоэлектронными системами. Вооружаются они крылатыми ракетами «Калибр », действие которых нам показывал в прямом эфире – им били по игиловцам в Сирии с борта двух фрегатов этой серии, уже вставших на службу ЧФ в Севастополе – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» . В нынешнем году в Севастополь придет еще один – «Адмирал Макаров» . 27 декабря 2017 года н нем поднят Андреевский флаг, корабль готов к несению службы. В 2020-21 годах флот получит еще три фрегата – «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» . «Москва» еще, конечно, послужит, но возглавляемая ею 30-я дивизия будет иметь невероятный по мощи кулак из современных фрегатов.

Последнее по времени приобретение ЧФ РФ – фрегат «Адмирал Макаров».

Русская авиация возвращается к истокам

Для оборонительной войны на море. У флота и армии в Крыму есть достаточно серьезная авиационная группа. Истребители ВВС и ПВО в основном базируются в Бельбеке (Севастополь), штурмовики морской авиации в Саках (под Евпаторией), в Каче , как уже было сказано, несут службу три десятка противолодочных вертолетов КА-26 и 5 штук «амфибий» БЕ-12.

День открытых дверей в вертолетном полку гарнизона Кача. Фото автора.

При том, что вертолеты тоже несколько устаревшие, парочка КА-26 может смело обеспечить противолодочную защиту на площади до 2 квадратных километров, уничтожая лодки вероятного противника на глубинах до 500 метров.

Штурмовую авиацию флота уже начали модернизировать, в Саки пришли обновленные СУ-30СМ. Эти многоцелевые тяжелые истребители – самые эффективные машины в свое классе .

Оборона Крыма: прозрачность и твердость

Что касается сухопутных сил , о них тоже не забыли. Черноморский флот держит в Крыму 25-тысячный контингент. Морпехи, артиллеристы и ракетчики базируются в Севастополе, Евпатории, Бахчисарае, Анапе и Темрюке.

Силы ПВО полуострова представлены ракетными комплексами разных классов и назначения, но в 2016 году, после вооруженной провокации украинских диверсантов в районе Армянска, было принято решение усилить ПВО, и на охрану крымского неба и многосоткилометрового пространства вокруг него заступил первый дивизион новейших зенитно-ракетных комплексов С-400 . Поэтому, возвращаясь к началу нашего материала, заметим, что «патрульным» американским «боингам» все-таки лучше не летать столь провокационно близко от крымских берегов – не дай бог залетят дальше, чем разрешено международными законами.

Буквально 13 января СМИ сообщили, что у мыса Фиолент (Севастополь) развернут уже второй дивизион С-400 .

Немного осторожного оптимизма не помешает

Резюмируем. Да, в советское время Крым, Севастополь и флот были невероятно грозной военной силой. Да, минимум 15 лет упадка значительно ослабили крымский «авианосец». Но, войдя в сухой док Родины, он преобразился.

Сегодня оборонительные возможности ЧФ и сухопутной группировки в Крыму сопоставимы с возможностями ВС СССР с оглядкой на современные технологии и изменивший геополитический расклад.

Крым вернулся всего четыре года назад. Сейчас в значительной степени трудности в обеспечении армии и флота, в общих вопросах военного строительства осложнены не лучшей транспортной логистикой. Но для того и построен мост через Керченский пролив

Практически с самого начала аннексии Крыма мне доводилось слышать от «поцреотов» той или иной степени церебральной деформации, что Крым — стратегически важное для России место, что это ключ к Чёрному морю, что это наши ворота в южные моря, что это возможный плацдарм для наступления НАТО на Россию, который надо у них кровь из носу отобрать, и прочее подобное.

Всё это, разумеется, полнейшая чушь.

Плацдарм для возможного наступления НАТО на Россию (им и сейчас вовсе не хочется на неё наступать, а уж до Крыма самое мысль казалась полнейшим абсурдом) — это Сумская, Черниговская, Харьковская области Украины. А также Прибалтика, и, возможно, Финляндия (два года назад казалось совершенно невероятным, чтобы они вступили в НАТО и предоставили свою территорию для удара по России, а сейчас, мягко говоря, она уже не такая невероятная, исключительно благодаря «мудрой и ответственной» политике Кремля).

Стратегические точки контроля — это Гибралтар, Босфор, Суэц, Сингапур. Да и то — в понимании девятнадцатого и первой половины двадцатого века.

Ворота в тёплые моря — этим для России в начале прошлого столетия был Порт-Артур. Его — действительно стоило удерживать любой ценой, кроме такой, как ссора с англичанами (потому что главное правило геополитики в последние три столетия — Don"t fuck with anglosaxons! И я потом как-нибудь объясню, почему).

А Чёрное море — это такой «выход», который перекрывается недоброжелательным турецким пулемётчиком на босфорской скале. Так, собственно, и было в Русско-Японскую, когда в Цусимском проливе тонули последние калоши береговой обороны, собранные по всем балтийским «помойкам», а в Чёрном море стояли новейшие российские броненосцы, охреневая от безделья и устраивая по этому поводу бунты.

Чёрное море — имело стратегическое значение во времена Ушакова, когда рассматривалось лишь как первый трамплин для выхода в Средиземное, и у России были возможности пробиваться туда. Потом они исчерпались, Порта, согласившись на ряд уступок «Западу», замирилась с ним, и было достигнуто понимание, что Россия ходит через Проливы не тогда, когда ей вздумается, а когда ей разрешат. При условии благонравного поведения.

Чем кончались попытки изменить это статус-кво — прекрасно известно. Наиболее яркий эпизод — Крымская война. По ней же и хорошо видно «стратегическое значение» Крыма и Черноморского флота.

Не лучше бывало для России на этом ТВД ни в Первую, ни во Вторую мировую. Да, тогда англосаксы были нашими союзниками — но и помочь особо на Чёрном море не могли. Поэтому грозный Черноморский флот жался к бухтам, а Крым фактически оказался ловушкой. Особенно — во Вторую Мировую, когда решающее значение приобрела авиация, особенно на внутренних лужах, которые «простреливаются» с воздуха вдоль и поперёк. Поэтому немцы без труда контролировали черноморский бассейн, не заведя туда ни одного даже самого задрипанного эсминца. И можно, конечно, спорить о роли флотоводческого гения товарища Октябрьского (равно как полководческого гения товарища Козлова, командующего Крымским фронтов), но КЧФ в любом случае не мог оказать существенного воздействия на ход битвы за Крым.

Сам же Крым — он не только для русских ловушка. Он — ловушка для всех, кто хоть когда-то пытался его удержать.

Во-первых, он только кажется «неприступной крепостью», будто бы самой природой созданной для долгой нерушимой обороны. Да, Перекоп и Чонгар — они довольно узкие, их несложно перегородить. С другой стороны, выясняется (всегда внезапно!), что у Крыма — очень скудные собственные ресурсы, в том числе водные и продовольственные, и его невозможно поддерживать в изоляции. Тем паче, что в Крым вечно норовят набиться всякие левые люди, они там славно кайфуют на пляжах, а когда выясняется, что их слишком много, что им нечего жрать — начинают дуться.

Именно в этом, в неспособности Крыма поддерживать то население, которое там быстро плодится, - главная причина татарских набегов оттуда вплоть до Москвы. Нет, понятно, что татары изначально были заточены под то, чтобы «набигать». Вот только их поволжские соплеменники давно уже успокоились, угомонились, а крымчане — просто не имели возможности строить некое осёдлое государство на базе занятого ими довольно чахлого полуострова. Им нужно было совершать рейды за жратвой, за рабами на торговлю.

Именно в этом причина того, что Врангель, обосновавшись в Крыму, вынужден был выдвинуться в Херсонские степи, когда, казалось бы, Белое Дело уже проиграно, и дай бог бы сохранить последний «Остров Крым», укрывшись за Турецким Валом, под протекцией союзников по Антанте.

Но Врангелю просто нечем кормить было как «аборигенов», так и собственную армию, и понаехавших со всей прочей России беженцев. И его «вылазка» дала большевикам повод настаивать на ликвидации последнего очага сопротивления (что они и сделали, наплевав на «неприступность» Крыма, довольно легко).

Ну и исторически — никто, закрепившись в Крыму, не мог там удержаться, опираясь лишь на ресурсы полуострова или подвоз по морю (вернее же сказать, конфигурация этого полуострова затрудняет и подвоз по суше, даже если контролировать перешейки).

Крым — это действительно идеально созданная природой «ловушка на слонопотама», западня для самонадеянных долбоёбов.

И немцы тоже в неё попадали, после перелома в Войне. Правда, им хватило ума не пытаться удержать Крым любой ценой, а эвакуировать оттуда армию морем, почти без потерь (потому что КЧФ — продолжал играть стратегическую роль в Батуми и Поти).

Что примечательно, все эти байки про «нам нужен Крым для выхода в южные моря» или «нам нужно было отобрать Крым раньше, чем его отберёт НАТО» - официальный Кремль начал повторять где-то месяца через полтора после того, как их озвучили более-менее независимые «поцреоты».

Создаётся впечатление, что поначалу Кремлёвские не могли поверить, будто публика купится на эти бредовые версии (опровергаемые не только знанием истории, но элементарным житейским здравым смыслом). Но когда убедились, что и эта чушь принимается — решили подхватить.

Но изначально, конечно, у Кремлёвских и в мыслях не было, что Крым нужен для каких-то военно-стратегических задач, стоящих перед Россией (да ещё б они парились такой фигнёй?)

Тем не менее, если рассматривать военно-стратегические задачи, стоящие пред Кремлёвскими (а не перед Россией) — то Крым имеет для них значение.

Вот представьте: вы пятнадцать лет правите страной, сумели подгрести под себя все значимые экспортные ресурсы, благодаря этому худо-бедно подкармливаете население (сообразно его верноподданническим проявлениям - «Голос!»- «Вот тебе колбаски!»), но тут осознаёте, что экономика катится в полную жопу, что в ней не осталось, в общем-то, ничего стоящего, что можно продать на внешних рынках, кроме ресурсов, прежде всего нефтегаза, а спрос на это дело начинает сокращаться, по мере внедрения новых технологий западными (и восточными) партнёрами, и вообще доля ресурсов в экономике неуклонно падает. И вы начинаете понимать, что скоро вам не хватит нефтегазового экспорта для ублажения верноподданнических чувств людишек, уже привыкших «более лучше одеваться» и раскатывать по всяким Паттайам да Лимасолам.

Естественный шаг любого мудака-клептократа, отдавшего экономику страны на разорение банде своих приспешников — это развязать «маленькую-победоносную», поднять моральный дух черни, а ещё того лучше — спровоцировать ссору со внешним миром, объявить «осаждённую крепость».

Но этого мало. Народ можно дурить какое-то время, а когда и возникнет раздражение — начхать на него. Были бы лояльны армия и репрессивный аппарат.

Однако с этим имеются проблемы. Вопреки официальной картинке, далеко не все в Российской Армии так уж боготворят Солнцеликого и его шайку. Более того, и в родной ФСБ многие серьёзные люди считают его «выскочкой» и «заигравшимся придурком».

К тому же, армейская и спецслужбистская элита тоже привыкла «более лучше одеваться» и шиковать на курортах. Самое же скверное, что в такой стране, как Россия, переход от «в воздух чепчики» к «судью на мыло, капитана на вилы» - происходит всегда внезапно. Вот только что вояки рыдали от счастья, когда ты соблаговолил потрепать их по буклям — а вот они со штыками и табакерками наперевес штурмуют твой дворец. Да, армия в России - «союзник», а не инструмент государства. И очень ненадёжный союзник.

Путин, конечно, не бог весть какой эксперт в отечественной истории, но кое-что понимает.

Например, что исторически Кавказ нужен был «царизму» не столько для того, чтобы расширить своё геополитическое влияние, сколько для того, чтобы утилизовавывать там всяких потенциальных декабирстов, карбонариев и прочих юнкеров Лермонтовых.

А для чего нужен Крым, где сейчас создана огромная группировка из самых, в общем-то, боеспособных частей, включая спецназ ГРУ, и постоянно наращивается?

Они реально опасаются, что Украина, не рискующая даже чихнуть под Авдеевкой, дабы не сорвать Минские соглашения, вдруг попрётся через Сиваш отбирать полуостров?

Или они реально опасаются НАТОвского десанта?

Ну, не настолько ж они параноики и маньяки!

Зато — в Крыму сейчас фактически заперты очень значительные силы элитных российских войск, которые в ином случае могли бы внезапно оказаться в Москве под лозунгом «Долой национал-предательский режим!» А когда речь идёт о спецназе ГРУ — им не понадобится переброска тяжёлого снаряжения (которого у них и нет), всё можно осуществить действительно довольно скрытно, если не контролировать вот это бутылочное горлышко, Керченскую переправу.

Об этом, почему-то, мало кто задумывается, что запихивая войска в Крым — Кремль не столько его от НАТО (или Украины) защищает, сколько себя — от них. Пытается отодвинуть угрозу переворота, пока ещё что-то осталось в закромах, пока ещё есть, чем поживиться.

Максимум, что предполагали — что Путин готовит себе в Крыму «запасной аэродром» на случай переворота и бегства из России. Мол, окружит себя там самыми верными «сардокарами» и будет сидеть в Ливадийском дворце, как король на именинах.

Маловероятно, но если так — его постигнет участь всех, кто принимал Крым за «неприступную цитадель», коей он ни в коем случае не является.

Крым всегда имел стратегическое значение, и владение им означало контроль над Черным морем и соседними регионами. Как бы ни расширялась Россия за счет территорий в результате разделов Польши, она стала великой европейской державой только после присоединения Причерноморья, включая Крым.

Для проведения первой в истории масштабной десантной операции британцы, французы, турки и сардинцы в 1855 – 56 годах выбрали Крым, по имени которого и названа данная война. Союзники не ставили задачей проникнуть вглубь территории России, и на площади от нескольких десятков до нескольких сот квадратных километров была решена судьба не только Российской империи, потерпевшей жестокое поражение в Севастополе, а также Османской империи, которая была спасена.

Германское руководство во время Второй мировой войны связывало с Крымом многие планы по проникновению в Азию и на Ближний Восток. Представляет интерес то, что, как и в 19 веке, Западные державы связывают ослабление контроля России над Крымом со сдерживанием ее в направлении Средиземного моря.

Нынешняя ситуация в значительной мере удовлетворяет США и НАТО. Базы Черноморского флота в Крыму постоянно находятся в весьма сомнительном юридическом и политическом положении. Российские ВМС значительно уступают в Черном море турецкому флоту, но, вместе с тем, исходя из других преимуществ России и Турции, в этом регионе более-менее соблюдается баланс сил.

Соответствует ли интересам США и НАТО существенное ослабление России в Черном море и возрастание или даже доминирование Турции в этом регионе? США и их партнеры по НАТО дважды готовили «скачок» в усилении присутствия в Черном море, вернее, в Черноморском регионе, включая страны Балкан и Южного Кавказа. Однако, дважды они отказывались от данных планов, что обрекло государства Южного Кавказа на большую зависимость от России и Турции.

При этом, США и НАТО надеялись на то, что Черноморский флот надежно заперт в Черноморском бассейне и вряд ли ему предстоит проникнуть в Средиземное море, но, одновременно, российские ВМС будут противостоять турецкой экспансии. Однако, в ситуации, связанной с событиями в Сирии, российский флот, несмотря на неподготовленность и не очень современное техническое оснащение, проник в Восточное Средиземноморье. Это, безусловно, стало причиной беспокойства США и НАТО, несмотря на совершенно очевидную перспективу ограниченности возможностей России и ее флота.

США и НАТО, так или иначе, предусматривают пересмотреть свои намерения в отношении Черноморско-Кавказско-Каспийского региона, и в этой ситуации роль Крыма может актуализироваться.

В настоящее время в Крыму происходят определенные события, связанные с процессами в Киеве и по всей Украине. Трудно утверждать, насколько население этого края действительно озабочено данными событиями, или это инициировано Москвой. Видимо, имеет место и то, и другое, и многое иное, например, позиция крымских татар.

Нет сомнений в том, что Крым, как и вся Новороссия, стали украинскими, прежде всего, вследствие экспансии Российской империи в сторону Черного моря. Но как выглядит этно-демографическая ситуация в Крыму сейчас? Обычно говорится, что в Крыму превалирует русское население. Это действительно так, но, пожалуй, нигде на полуострове русское население не составляет абсолютного большинства.

Сейчас, при населении Крыма в 2,1 млн. человек, русские составляют 58,3%, а украинцы – 24,3%, крымские татары – 12,1%. При этом, на украинском языке говорят только 10,1% населения. Однако, на протяжении десятилетий доля русского населения находилась в существенной динамике и происходит постоянное снижение доли русских. Рассмотрим внимательнее следующие статистические данные.

Рассмотрим также этно-демографическую ситуацию в разрезе районов Крыма. Удельный вес русского населения составляет: из 26 районов и город Севастополь – в 7 районах – более 65 %, в 9 районах – от 50 до 60 %, в 10 районах до 50 %. Нет ни одного района, где украинцы составляют 50%; удельный вес украинцев составляет в 8 районах до 20%, в 9 районах до 30%, в 8 районах от 30 – 40 %. В Севастополе русские составляют 71,6%, украинцы – 22,4%.

Украинское население относительно велико только в районах, примыкающих к северной части Крыма, то, есть, это Джайкойский, Раздольненский, Первомайский, Армянский районы.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B2_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%83.png?uselang=ru

Какие выводы можно сделать из данной ситуации? Конечно, в случае проведения легитимного референдума судьба Крыма будет предрешена в пользу присоединения к России. Но возможен ли, при этом, легитимный и международно-признанный референдум, признает ли его Украина? Если этот политический процесс продлится несколько лет, русские окажутся в меньшинстве, так как русское население активно эмигрирует из Крыма, а татарское население неизменно выступает против интересов России, и конечно, это важный фактор борьбы против отторжения Крыма от Украины.

Важным фактором является настроение местных элит. В формате Украины они весьма комфортно себя ощущают, а как они будут себя чувствовать в составе России? Скорее всего, сейчас, Москва запугивает Украину распадом страны, сепаратизмом, но при этом, Россия вполне утратит влияние на Украину.

Таким образом, сепаратизация Крыма сама по себе проблематична при многих факторах, даже при положении украинцев как меньшинства на полуострове.

Крепость Крым

Севастополь - город русской славы

Ещё совсем недавно в российском военно-экспертном сообществе шли долгие и вялые споры о грядущей судьбе Черноморского флота России. Самые осведомлённые эксперты наперебой доказывали бессмысленность дальнейшего пребывания флота в Севастополе, ненужность существующего договора о пребывании флота в Крыму. Они выступали за скорейший вывод кораблей под Новороссийск, где, пусть и в «медвежьем углу» Черного моря, но мы-де сможем развивать флот, ни на кого не оглядываясь. Трезвая экспертная оценка…

И я помню реакцию на неё нашего автора, капитана I ранга Владимира Заборского, сухого, энергичного, собранного, который как-то при мне по-флотски резко оборвал одного такого спорщика: «Да что вы за чушь несёте! Пока наш флот в Крыму, Крым для России не потерян!..»

Я помню почти ёрнический взгляд «эксперта» на пожилого «каперанга». Десять лет назад сама мысль о возвращении Крыма казалась почти ересью… И сегодня я со светлой грустью вспоминаю старого моряка. Как жаль, что он не дожил до сегодняшнего дня. Дня, о котором так мечтал. Дня его правоты!

Ибо прав был капитан I ранга Заборский: пока Черноморский флот находился в Крыму, Крым для России не был потерян! И именно Черноморский флот сыграл ключевую роль в «русской весне» 2014 года, в освобождении Крыма.

Нет, его моряки не шли с винтовками на оборону Перекопа и не рыли окопы на окраинах Севастополя, и даже выводить в море корабли не пришлось. Но важнее всех манёвров и маршей оказалось просто его присутствие на полуострове. Битва за Крым была выиграна Россией в лучших традициях «Искусства войны» Сунь Цзы - без единого выстрела и без единой капли крови.

В самый критический момент флот стал определяющим геополитическим понятием. Тем, которое называется «фактор силы». Именно Черноморский флот России оказался тем силовым фактором, который определил ход событий на полуострове. Присутствие флота парализовало местную промайданную власть, связало по рукам и ногам киевских ставленников и назначенцев, заставило полицию и СБУ держаться в рамках закона, действовать с оглядкой и робостью.

Именно ощущение флота за спиной придало уверенности и энергии жителям Севастополя, которые вышли на митинг с лозунгом «Россия, мы брошены, возьми нас обратно!» и единогласно заявили, что Севастополь больше не признаёт последние решения Верховной Рады Украины, а происходящие в Киеве события считает государственным переворотом. Здесь, на этом митинге, был избран мэром Севастополя Алексей Чалый, возглавивший сопротивление и взявший город под свой контроль.

А вслед за Севастополем полыхнули Симферополь, Керчь, Феодосия… И везде, наравне с упованием на помощь небесных покровителей, крымчан укрепляла вера в русский флот, в то, что Черноморский флот России с ними.

И именно потому невыразимый словами восторг вызвало появление на улицах «вежливых вооружённых людей». Для крымчан эти люди стали главным знаком - флот с ними, Россия с ними! И хотя «вежливые люди», появившись буквально ниоткуда, не имели отношения к флоту и вообще никак не идентифицировали себя, народная молва их тут же приписала к морской пехоте флота. Так было!

А потом будет референдум, на котором Крым почти единодушно решит - я в этом уверен - стать частью России. И удивительный праздник народного единства, который навсегда войдёт в историю России.

Нам ещё только предстоит осознать и оценить значение возращенного России уникального геополитического плацдарма, контролирующего не только всю акваторию Чёрного моря, но и район проливов, Балканы, Кавказ и Ближний Восток. С его территории мы способны перехватывать ракеты со стороны Средиземноморья и Адриатики. И вот теперь нам придётся заново осваивать Крым. Необходимо провести ревизию военной инфраструктуры Крыма, которая почти четверть века разрушалась и деградировала. Сформировать план её восстановления и развития и, шаг за шагом, восстанавливать силовую архитектуру полуострова.

Конечно, флот изменится. За четверть века сменились уже два поколения оружия. Сменились геополитические векторы, ушли старые и появились новые противники, были сформулированы новые национальные интересы. Всё это требует новых подходов к военному строительству.

В Крыму будут развёрнуты самые современные системы вооружений, почти наверняка здесь встанут на боевое дежурство наши самолёты пятого поколения, сюда придут новейшие проекты кораблей и подводных лодок, тут встанут на дежурство совершенные РЛС. В его уникальных подземных бункерах засветятся экраны АСУ, и системы искусственного интеллекта примут под контроль воздушное, надводное и подводное пространство вокруг Крыма, закрыв непробиваемым щитом Россию с юга. Но всё это будет потом, а пока России предстоит серьёзно укрепить Крым от ближайших угроз…

Угроза с Севера

После распада СССР Украине достался самый большой кусок армейского пирога. Три самых мощных военных округа, шесть армий и корпусов. Под юрисдикцию Украины перешли 14 мотострелковых, 4 танковых, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии и отдельная армия ПВО. Стратегические ядерные силы, дислоцированные на территории Украины, насчитывали 176 межконтинентальных баллистических ракет и около 2600 единиц тактического ядерного оружия. На время провозглашения Украиной независимости численность войск на Украине насчитывала около 700 000 человек, 8700 танков, 11 000 БМП и БТР, 18 000 единиц реактивной и ствольной артиллерии и 2800 летательных аппаратов, включая и стратегическую авиацию.

Однако очень быстро начался распад этой военной инфраструктуры. Экономически Украина была просто неспособна содержать такую армию. А киевским политикам она была ни к чему. Уже к 1995 году армия Украины ужалась вдвое, а к 2001 году ещё вдвое. Сокращать армию пришлось не только по экономическим причинам, но и для того, чтобы выполнить условия Договора об ограничении обычных вооружений в Европе. Дальние бомбардировщики Ту-22М были утилизированы под давлением США. Часть Ту-160 и Ту-95МС вместе с крылатыми ракетами вывезли в Россию в счет оплаты долгов за газ.

Одновременно с сокращениями началась распродажа вооружения, и к 1993 году Украина вышла на четвёртое место в мировом рейтинге экспортеров вооружений. При этом большая часть сделок велась по «серым схемам», без официального оглашения. По оценкам экспертов, за двадцать лет Украиной в общей сложности было продано вооружений на сумму более чем в 30 миллиардов долларов. Сегодня практически в каждой африканской стране есть танки, орудия, вертолеты, по дешевке проданные Украиной. Иногда на продажу шло даже вооружение из частей, несущих боевое дежурство. Так было с продажей ЗРК «Бук-М1″ Грузии.

Сегодня территория страны разделена на три оперативных командования: Западное со штабом во Львове, Южное в Днепропетровске и Территориальное управление «Север» в Киеве. Им подчинены 3 армейских корпуса, куда входят 13 отдельных бригад: 2 танковые, 8 механизированных, 2 аэромобильные, 1 воздушно-десантная. Есть два отдельных полка - механизированый и аэромобильный. Наиболее боеспособный 8-й корпус входит в состав сил быстрого реагирования и прикрывает столицу. Корпус в Запорожье, на востоке страны, - второй по укомплектованности. По данным ДОВСЕ от 2007 г., в ВСУ имелось 786 танков, 2304 бронемашины, 1122 артсистемы.

При этом поставок новой техники и вооружения в войска практически не было, ремонт не вёлся, и сегодня украинская армия превратилась в свалку устаревшего неисправного вооружения. Насчитывающая официально 170 тысяч солдат и офицеров, украинская армия в реальности имеет на порядок меньшее боеспособное «ядро». Объявленная Киевом в начале марта частичная мобилизация и переброска войск на границу с Крымом и Россией вскрыла неприглядную картину. Ценой неимоверных усилий со всей Украины удалось собрать группировку численностью около 15 тысяч солдат и офицеров, примерно сто танков, столько же артиллерийских установок и САУ и 50 самолётов всех типов. Совершенно очевидно, что пытаться такими силами провести силовую операцию по возвращению Крыма - самоубийство…

Но нельзя недооценивать потенциальную угрозу для Крыма с севера.

Кроме армейской группировки на границе с Крымом, идёт развёртывание частей создаваемой «национальной гвардии», укомплектованной в основном добровольцами из числа сторонников майдана, которые высоко мотивированы, пропитаны духом ненависти к России и реванша. Сейчас эти части насчитывают до 5 тысяч боевиков. Они слабо структурированы, плохо вооружены, но проходят активную подготовку и в перспективе могут быть доведены до 15-20 тысяч боевиков. При этом «гвардия» подчиняется не военному командованию, а лидерам майдана и вполне может быть брошена националистическими лидерами на Крым. Поэтому России необходимо самым серьёзным образом укрепить сухопутную группировку в Крыму. Совершенно очевидно, что имеющихся сейчас здесь сил, а это фактически то, что мы могли держать в Крыму по договору о Черноморском флоте, сегодня совершенно недостаточно. И в первую очередь необходимо усилить группировку тяжёлой техникой, артиллерией и авиацией.

Для парирования «северной угрозы» в Крыму необходимо будет развернуть полноценный армейский корпус. При этом никаких проблем с его комплектацией здесь не будет. Жители Крыма, как никто другой заинтересованы в защите своего полуострова от не в меру ретивых «свидомитов».

Совершенно уникально в стратегическом отношении положение Крыма для применения авиации. С аэродромов Крыма российская стратегическая авиация способна держать под контролем весь средиземноморский бассейн, юг Европы, Ближний Восток, Африку и даже Атлантику. Ещё в 60-е годы прошлого века американские генералы называли Крым непотопляемым авианосцем. Поэтому можно ожидать, что здесь будет развёрнуто целое авиационное соединение, включающее в свой состав не только истребительную и штурмовую компоненту, но и стратегические бомбардировщики.

…Волна за кормой

Конечно, России теперь предстоит долгая и кропотливая работа по восстановлению русского Черноморского флота. Двадцать три года флот находился в изоляции, медленно старел и угасал.

В 1991 году Черноморский флот насчитывал около 110 тысяч человек личного состава и более 60 тысяч рабочих и служащих. В его состав входило более 300 боевых кораблей и вспомогательных судов, в числе которых было 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки эсминцев, сторожевиков, тральщиков и десантных кораблей, то сегодня он ужался в пять раз. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 20 БПК 2-го ранга, эсминцев и сторожевых кораблей 2-го ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В состав флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морской ракетоносной авиации), 1 дивизия береговой обороны, десятки отдельных бригад, полков, батальонов, дивизионов, рот и батарей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий.

Затем наступили «мёртвые» 90-е. Флот замер у причалов. Москва и Киев сошлись в схватке за его раздел. Почти шесть лет длилась эта тяжба. Шесть лет украинские агитаторы осаждали корабли и береговые части флота, заманивая посулами и обещаниями перейти на сторону «незалэжной». К чести флота, поддались на эти уговоры менее 10% моряков. И только окончательный раздел 1997 года подвёл черту под этой «холодной войной». По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года в украинских территориальных водах и на суше могла находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) мог быть размещён 161 летательный аппарат.

Но в реальности флот к этому моменту не имел уже и половины этой численности. Более того, наращиванию флота постоянно мешала Украина. С одной стороны, Украина на словах признавала подписанный договор, но при этом почти любое действие российской стороны блокировала, как не имеющее законного обоснования. Например, все тринадцать лет Украина категорически препятствовала любым попыткам России модернизации техники и вооружения флота, мотивируя это тем, что конкретный договор, определяющий порядок и процесс модернизации, так и не был подписан и, следовательно, никакой модернизации быть не может. Пользуясь этим, Украина в одностороннем порядке трактовала статьи договора и категорически противилась любым возражениям. Так, любая модернизация корабельного состава или замена устаревших кораблей на современные проекты были объявлены усилением возможностей флота и запрещены, как не согласованные в договоре.

Черноморский флот непрерывно душили запретами и ограничениями, отсутствием финансирования и преступными сокращениями. Например, с 2006 года Украина потребовала всё вооружение, продовольствие и прочее материально-техническое ресурсы флота провозить только после таможенного досмотра Украины и лишь с разрешения Украины. Более того, сразу за правом досмотра России было выставлено требование таможенных сборов со всех ввозимых на флот товаров. Ни один гвоздь, ни одну банку тушёнки Россия не могла завезти на флот, не заплатив предварительно таможенную пошлину Украине.

Уникальный прецедент! Юридически товар следовал из России в Россию (со складов ВМФ РФ на корабли и части РФ), но посредине этого пути вдруг возникала Украина, которая мало того, что собирала со всех этих товаров таможенные пошлины, так ещё и решала, что пустить, а что нет. Доходило до абсурда. В 2006 году Украина при очередном досмотре груза не пропустила на склады медицинского управления флота партию анестезирующих препаратов. Они, оказывается, были запрещены к ввозу на Украину. Все попытки разъяснить, что медицинские препараты ввозятся не на территорию Украины, а на территорию России: корабли и склады ЧФ, - действия не возымели. В итоге госпиталю пришлось приостановить проведение операций, а больным морякам - за свои деньги приобретать в аптеках Севастополя необходимые препараты и приносить их с собой. А на некоторые из них ещё и получать специальное разрешение в местном Минздраве, т.к. часть этих препаратов является препаратами строгой отчётности.

После всех попыток разблокирования этого вопроса флоту было милостиво предложено приобрести эти препараты у… Украины - по соответствующим ценам. Под этим же предлогом были заморожены поставки на флот боеприпасов, за которые Украина также потребовала заплатить пошлину.

В итоге этого «удушения» в объятиях Киева к 2014 году Черноморский флот в Крыму «ужался» до 14 тысяч человек личного состава. В составе флота в Крыму осталось менее 25 боевых кораблей всех типов и примерно столько же судов обеспечения. Если в 1991 году в составе флота находилось свыше 400 самолётов морской авиации, то к 2014 году в Крыму их осталось всего 60. Но флот, словно былинный герой, медленно оседая под натиском врагов, копил силу для одного, но смертельного удара. И он его нанёс. Зверь майдана получил в Севастополе удар, который его парализовал, опрокинул, а затем погнал прочь из Крыма. Флот выполнил свою задачу перед Россией…

И вот теперь перед военно-политическим руководством России стоит задача восстановления боевого потенциала Черноморского флота. Ещё в середине прошлого года были озвучены планы обновления флота. Было объявлено, что до 2040 года ЧФ получит 50 боевых кораблей нового поколения. Всего флот должен получить до восьми строящихся корветов типа «Стерегущий» и фрегатов типа «Адмирал Горшков», 10-12 минных тральщиков типа «Александрит», шесть-восемь малых артиллерийских кораблей типа «Буян», 10-12 ракетных катеров типа «Скорпион», а также восемь-десять малых подводных лодок типа П-750 - такие цифры назвал военный эксперт, член общественного совета при Министерстве обороны РФ, Игорь Коротченко.

Но это были планы, связанные с «договорным» флотом. Тем, который мы должны были согласовывать с Украиной. Теперь же, очевидно, эти планы будут в корне пересмотрены. Крым станет одной их опорных бах российского ВМФ вообще. Уже не первый десяток лет моряки вели разговоры о том, что содержание зимой на Севере таких кораблей как авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - чрезвычайно трудное и затратное дело. Что в условиях северной зимы эти корабли быстро стареют и что флоту нужны базы в южных морях. Теперь, с возвращением Крыма, у России возникает прекрасная «южная» база для «зимовки» стальных исполинов Северного флота…

Конечно, придут в Севастополь и ударные ракетные многоцелевые фрегаты, и новейшие корветы, и самые современные лодки, но каким бы ни стал будущий флот, есть то, что останется неизменным. Останется город русской морской славы Севастополь, бриллиант в короне славы России. И по его солнечным зелёным бульварам и проспектам будут гулять, сияя золотом шитья и погон, русские моряки в белоснежных мундирах, в этом городе будут расти наши дети, будет звучать женский смех, будет играть музыка.

И каждый год 9 мая в Ахтиарской бухте будет вытягиваться парадный строй расцвеченных флагами боевых кораблей, над которыми в бирюзовом небе будут величаво и гордо реять русские андреевские флаги. И ко Дню освобождения Севастополя от гитлеровцев, ко Дню нашей Победы над фашизмом святой троицей прибавится ещё один великий праздник - День освобождения Крыма.

Владислав Шурыгин

Вчера окончательно завершились юридические процедуры по присоединению Крыма к России.
Теперь это не только два полноценных субъекта Федерации, но и новый Крымский федеральный округ.
Поскольку воссоединение состоялось как де-факто, так и де-юре, есть смысл рассмотреть чисто географические и геополитические аспекты изменившейся ситуации, конфигурацию которой три месяца назад нельзя было даже приблизительно предположить. Без истерик, размазывания соплей и рудиментов информационной войны.


1. Демография , население России и Украины.

По оценкам на ноябрь 2013 - январь 2014 население обеих стран составляло:
Россия - 143667 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовой прирост +250-300 тыс. чел.)
Украина - 45229 тыс. чел. (тренд 2010-2013 - годовая убыль -150-180 тыс. чел.)

Население Крыма на конец 2013:
Крымская республика - 1965 тыс. чел.
Севастополь - 389 тыс. чел.

Что получается после присоединения Крыма?
Россия - 146021 тыс. чел. (101,6%)
Украина - 42875 тыс. чел. (94,8%)

Сокращение населения Украины составляет 5,2%, а увеличение населения России - менее значительное, 1,6%.
Соотношение стран по населению (Украина к России) до присоединения Крыма было 31,48%, а сейчас - 29,36%.
То есть, теперь заметно менее трети.

На мой взгляд, если рассматривать решение изолированно от общей ситуации, то оно весьма странное: отдельный федеральный округ создаётся только для двух субъектов Федерации и для общей территории размером всего в 26,1 тыс. кв.км. - почти вдвое меньше одной Московской области (!), которая 45,9 тыс. кв.км.

Рациональный смысл возникает только в двух случаях:
1) отдельный федеральный округ создаётся для полноценной интеграции новой территории в правовую и экономическую систему России и для того, чтобы все решения по поводу претензий Украины и управления её национализированными госактивами были сосредоточены в одних руках,
2) Крымский округ - "личинка" для будущего полноценного Юго-Западного федерального округа, и на нём будут обкатаны все практические вопросы быстрой интеграции новых территорий с дружественным и этнически близким населением.

Возможно, ближе к истине предположение 1.
И как только цель будет достигнута, отдельный округ будет упразднён и присоединён к Южному.
Но это только предположение.

Любопытно, что завершение присоединения Крыма и Севастополя было отпраздновано большим салютом в Москве, Севастополе и Симферополе (30 залпов) - нечто сходное с салютами по поводу освобождения крупных городов и столиц советских республик в Великую Отечественную.

Вот, к примеру, вчерашний салют в Севастополе:

Фото от asaratov

Впрочем, мы немного отвлеклись.
Поехали дальше.

3. Прямые геополитические следствия воссоединения:

3.1 Россия получила стратегический контроль над всем Черноморским регионом, так как Крым расположен почти в центре Азово-Черноморского бассейна. Резко увеличены возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моряю

3.2 Россия получила неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, возможность полноценного обновления ЧФ, а также все морские порты и военные базы в Крыму, как-то:

Керченская паромная переправа
- Керченский морской торговый порт
- Керченский морской рыбный порт
- Феодосийский морской торговый порт
- Ялтинский морской торговый порт
- Севастопольский морской торговый порт
- Севастопольский морской рыбный порт
- Евпаторийский морской торговый порт.

Вся эта собственность будет теперь не только российской де-факто, но и спорной де-юре, с точки зрения Украины и стран евроатлантического сообщества.

3.3 Харьковские соглашения денонсируются, высвобождается годовая плата Украине в районе ок. 100 млн.$/ год, а также разнообразные сопутствующие пошлины, которых набегало не менее трети от этой суммы. Также исчезает юридическое основание для скидок Украине на газ, и она будет платить полную европейскую цену (примерная прикидка - подорожание ок. $3 млрд./год).

3.4 В общий баланс "цены Крыма" необходимо также вписать высвобождающиеся средства на обустройство Новороссийска, как основной базы ЧФ на национальной территории (это несколько млрд.$), а также затраты на переформатирование и усиление инфраструктуры Южного военного округа, в случае, если бы Крым остался за полностью враждебным правительством Новой Украины и мог бы стать ещё и центром базирования кораблей стран НАТО. Это уже не просто несколько, а несколько десятков млрд.$ в 10-летней перспективе.

3.5 Фактическое исчезновение ВМСУ, и разрушение системы их базирования, а также системы подготовки кадров. Украина запирается в двух ограниченных бассейнах (Одесский и Азовский), причём второй бассейн полностью под контролем России.

4. Исключительные экономические зоны стран в Чёрном море.
Конфигурация их меняется радикально.
Давайте посмотрим схематические карты (на немецком, других толковых не нашёл).

4.1. Вот картина на 2005-й.
Сплошные линии - разграничение де-юре между Турцией и СССР, это признанная официальная линия.
Пунктиры - примерные неофициальные линии разграничения исключительных зон постсоветских стран, а также Румынии и Болгарии.

Смотрите - Украина юридически контролирует около трети черноморского бассейна, ей досталась самая "лакомая" часть советского наследства. Больше её контролирует только Турция. Россия получила довольно скромную часть на востоке.

4.2. Теперь - картина на 21.3.2014 (нарисовал коряво, но принцип понятен).
Украина разделяется на два бассейна и теряет примерно 70% того, что у неё было. Ранее (не так давно) слабая Украина потеряла часть западной зоны, где более наглая Румыния отжала у неё окрестности шельфовой зоны о. Змеиный.
Россия после присоединения Крыма получает не просто примерно равную с Турцией исключительную зону (ок. 40% бассейна), но ещё и фактический контроль над Чёрным морем, так как её зона находится в географическом центре субрегиона.

Красная черта - Керченский пролив.
До этого Россия платила за проход своих судов через Керчь - Еникальский канал ок. 15-25 млн.$ ежегодно, теперь ситуация зеркально переворачивается. Россия получает практически полный контроль над Азовским морем, а также над проходом через Керченский пролив.
Теперь уже Украине придётся платить за проход по этому каналу (весь экспорт-импорт продукции через оставшиеся у неё порты Азовского бассейна), сумма пока непонятна.

5. Национализация Крымской республикой бывших государственных активов Украины на территории Крыма.

Основные активы можно посмотреть на этой инфографике от РБК

Но, как я понимаю, тут перечислены не все.
Кроме того, что тут, к России переходят порты (см. выше, пп. 3.2), нужно смотреть ещё и судостроительные/ судоремонтные мощности Керчи и Севастополя, какова их принадлежность.

В ближайшую повестку дня встаёт полномасштабный сухопутный переход Кубань - Крым с многополосным автомобильным и 2-путным жлезнодорожным ярусами, но это дело не менее двух лет, даже если на этом проекте сконцентрировать серьёзные ресурсы.

Раньше, в 1944-45 гг., такой сухопутный мост через Керченский пролив существовал, но в очень хилом исполнении, вот фото:

Любопытно, что по этому временному мосту успел даже проехать Сталин на литерном поезде, по возвращению с Ялтинской конференции Трёх Держав, но в конце февраля - начале марта 1945 г. мост был разрушен ледовыми торосами и более не восстанавливался.

В советское время, до 1987 г., существовал железнодорожный паром, но и он сейчас не функционирует, в пассажирском варианте. В грузовом - существует.
Так что налаживание интенсивного регулярного сообщения по варианту 2 объективно попадает в самые первые приоритеты.
Впрочем, в запасе остаётся ещё и морской путь снабжения и пассажирского сообщения.

7. Железнодорожные вопросы.

Крымские ж.д. разделяются с Укрзализницей, и скорей всего, количество поездов в сообщении с Украиной будет заметно уменьшено, ведь Крым перестаёт быть её частью. Кроме того, непонятно, что будет с поездами сообщения Россия - Крым (скажем, Москва - Симферополь, Петербург - Севастополь) и насколько они будут сокращены, какой режим пересечения будет установлен для пассажиров.

За гонкой перехода военных кораблей в Крыму под Андреевский флаг, за чем сейчас азартно следит интернет-обчественность, полностью ушли в тень железнодорожные процессы, а ведь и тут происходили любопытные коллизии.

В частности, Укрзализница уже в конце февраля поняла, что Крым уплывает, и предприняла меры по перегону на территорию Украины наиболее современных единиц подвижного состава, ставя взамен наиболее древние единицы с истекающим ресурсом.

Так перегнали из Крыма, например, наиболее современную электричку (см.