Крепостная, актриса, графиня. Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметьева. Русская Жемчужина. Как крепостная девушка стала великой актрисой и графиней

Этих людей можно было объединить, объясняя их общность огромным талантом и непреодолимым желанием творить. Однако связывает их вовсе не это – дело в том, что все они родились в семьях крепостных. Вы и не знали? Знакомьтесь, семеро великих русских крепостных!

1. Андрей Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин

Да-да. Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так – потомственный крепостной.

Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.


Казанский собор. Фото: visit-petersburg.ru

Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться заграницу.

На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Все шло просто замечательно. Но тут случилась французская революция 1789 года! Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. И вовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.

В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этих качеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.

В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездные архитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.

Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.

2. Петр Елисеевич Касаткин, его потомки и магазин Елисеевых


(Елисеевский магазин) - здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна. Фасад магазина.

Елисеевский магазин, бывший синонимом рая на протяжении всей своей истории, назван так не в честь одного человека, но в честь династии. После революции в роду не осталось Елисеевых, но магазин остался Елисеевским.

Тем временем вся эта продуктовая роскошь началась с малого – с блюдечка земляники. Крепостной садовник Петр Елисеевич Касаткин сумел в самый разгар суровой зимы вырастить в оранжерее летнюю ягоду и поднести ее к рождественскому столу графа Шереметьева. Чудо? Несомненно! Еще одним чудом стала вольная и 100 рублей – огромные деньги.

Приехав в Петербург, Касаткин все до единой копейки вложил в дело – накупил чудного продукта — апельсинов. С подносом на голове Петр Елисеевич вышел на Невский и начал зазывать благородную публику:

«Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?».

К вечеру апельсины были распроданы. Прибыль составила 1 рубль. Дело Елисеевых пошло! Через год Петр смог выкупить троих детей и брата. Вскоре было открыто «Товарищество братьев Елисеевых» — сыновей Елисея.


Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин).

Умный бизнес быстро дал результаты. Братья наняли торговые парусные суда для доставки в Петербург экзотических фруктов. Из теплых стран – преимущественно Испании и Португалии торговцы завезли в город херес, мадеру и мальвазию. Вина произвели фурор! Магазин Елисеевых стал знаменит, а сами торговцы и их подросшие дети получили купеческий ранг.

В конце 19-го века уже после кончины Петра Елисеева, его брат Григорий Елисеев – бывший крепостной крестьянин, был действительным статским советником и гласным Думы.

Магазин, много лет принадлежащий одной семье, становился лучше день ото дня. Продавцам здесь платили отлично, но и спрашивали строго. Вне зависимости от того, бедный зашел клиент или богатый, в Елисеевском магазине его обслуживали по высшему классу.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Увы, в 1917 году гастрономической империи пришел конец. На месте Елисеевского магазина приветливо открыл двери к пустым полкам «Гастроном № 1». За почти век граждане забыли, почему магазин назывался Елисеевским, хотя и не перестали так его называть.

А в самое голодное время еще ходил анекдот: «Купец Елисеев возвращается в Ленинград с того света - посмотреть на свой магазин: «Все вроде бы на месте, только, помнится, у входа стояли бочки с красной и черной икрой, кому они, спрашивается, помешали?»

Сегодня Елисеевский магазин – достопримечательность Невского проспекта. Туристы не уходят из храма торговли без съестного сувенира. Но мало кто знает, что основатель империи – крепостной садовник .

3. Тарас Шевченко


Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова. 1947. Вариант картины находится в Национальном музее Тараса Шевченко (Киев)

Именем этого крепостного крестьянина назван университет, станция метро, театр и набережная. Трудно поверить, но поэт, художник и национальный герой – Тарас Шевченко действительно вышел из крепостных крестьян. Помещик Энгельгардт, которому принадлежала семья, заметил художественный дар юноши и отправил его на обучение в Петербург. К счастью, талант крепостного мальчика произвел впечатление и на довольно влиятельных культурных деятелей того времени — Венецианова, Брюллова и Жуковского. Покровители попытались уговорить Энгельгардта отпустить Шевченко, но помещик ни в какую не соглашался подписывать вольную своему крепостному художнику. Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях».

В конце концов Карл Брюллов написал портрет Жуковского и разыграл его в лотерею. На вырученные 2500 рублей Тарасу Шевченко была куплена вольная.

Портрет поэта В.А.Жуковского. 1837. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина

Свобода сделала свое дело. В 1840 году в Петербурге был издан первый сборник стихотворений Шевченко «Кобзарь», а вслед за тем опубликована поэма «Гайдамаки». Шевченко одинаково хорошо писал картины и стихи. Однако не всем пришлась по нраву его идеология. «Возмутительное содержание», «мнимые беды гетманского правления», «дерзкая клевета», «стихи вредные и опасные» — как только не склоняли ревнители творчество поэта.

Больше всего досталось ему за поэму «Сон», где сквозила неприкрытая сатира на императрицу. 33-летний Шевченко мгновенно подпал под рекрутский набор и был отправлен на задворки империи. Только после смерти Николая I опальный поэт попал под амнистию. Сегодня бывший крепостной считается одним из самых значительных фигур в российской литературной истории.

4. Семен Бадаев


Воткинский металлургический казённый завод Вятской губернии. Художник: Валентин Белых

Вам незнакомо это имя? Вполне возможно. Личность Семена Бадаева известна узкому кругу специалистов, а до нас дошли только его технологические подвиги. Речь идет о легендарной бадаевской стали, в 19-м веке лучшей в мире по сочетанию вязкости и прочности.

В начале позапрошлого века на сталелитейных заводах ежегодно выпускалось до двух тысяч пудов бадаевской стали. Благодаря этому прочнейшему сплаву Россия надолго избавилась от импортной стальной зависимости. Станки, сельскохозяйственные машины, оружие и орудия, медицинские инструменты – все это с середины 19-го века стали производить из бадаевского сплава.

Семен Бадаев – пример уникального таланта, абсолютного самоучки, которого из крепостной зависимости у помещика Рогозина выкупало правительство. За свободу гениального металлурга было заплачено 3000 рублей, сумма по тем временам огромная. Но свобода империи от импорта стали стоила гораздо дороже!

За выдающиеся достижения бывший крепостной был награжден золотой медалью на Владимирской ленте и удостоился офицерского чина. Однако регалии не остановили русского самородка – всю оставшуюся жизнь он проработал на Камско-Воткинском заводе, где искал еще более совершенную формулу стали. Кстати, именно на этом заводе через 10 лет после смерти изобретателя было изготовлено одно из русских металлургических чудес — шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.


Шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости. Фото: Тимур Агиров

5. Михаил Щепкин

Вы не ошиблись — Щепкинское училище названо в честь крепостного. Бывшего крепостного. Основоположника русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.

Граф Гаврила Волькенштейн, которому принадлежала семья маленького Миши, был неравнодушен ко всякого рода действиям, поэтому организовал для забавы домашний театр. В одной из постановок – комедии «Вздорщина», сыгранной сплошь школярами, Миша Щепкин отличился так, что вместе с «труппой» был приглашен городничим для развлечения публики на свадьбе его дочери. Дело было в 1800 году.


Михаил Семенович Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева

Однако почти случайного опыта было недостаточно для того, чтобы талант смог развернуться в полную силу. Помогло же Щепкину раскрыться… пьянство. Дело в том, что Михаил грезил сценой и все свободное время проводил в курском театре братьев Барсовых – чего он только не делал – и суфлировал, и переписывал роли, и подносил инвентарь. Однажды один из актеров запил, и роль досталась Михаилу Щепкину, прекрасно знавшему текст. Трезво оценивая шанс, юноша сыграл так, как будто от его роли зависит честь России. В некотором смысле так и произошло…

Молодого актера заметили. Вскоре он уже играл в Харьковском, а после в Полтавском театре. Более того, специально для артиста-новатора, проживающего роль на сцене, пишутся пьесы и создаются образы. При этом, актер остается крепостным. Только в 1822 году поклонники собрали внушительную сумму, чтобы купить для Михаила Щепкина вольную.

Уже свободным человеком Щепкин поступил в труппу московского Малого театра, где блестяще сыграл роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова. В народе театр, где играл Щепкин, так и называли – «Щепкинский дом».

6. Орест Кипренский


Орест Кипренский. Автопортрет. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если вы когда-нибудь учились в школе, вы прекрасно знаете Кипренского. Кипренский – автор самого известного портрета Пушкина. А еще портретов Жуковского, Батюшкова, Давыдова, Оленина и других влиятельных особ начала XIX века. Вообще, Орест Кипренский считается самым ранним русским портретистом.


Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как частенько случалось в те бесправные времена, помещик Дьяконов, особо не беспокоясь о последствиях, помог одной из своих крепостных крестьянок стать матерью. Маленького Ореста записали в семью крепостного Адама Швальбе, и отчество он получил Адамович. Фамилия была придумана в честь места жительства богини любви – Киприды. По другой версии Орест Адамович был крещен в Копорье, и Кипренский – трансформация этого топонима. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он все же получил от биологического отца ценнейший подарок – свободу!

Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии. С одной стороны – блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой – распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях – Кипренский был далек от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства. На длительное время художник был совершенно забыт. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.

На римском надгробии живописца написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».

7. Прасковья Жемчугова


Н.И.Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой). Центральный театральный музей им. А.Бахрушина, Москва

8-летняя крепостная девчушка Шереметьевых Параша Ковалева так завораживающе пела, что потрясенные господа забрали ее в свое имение в Кусково. Там «соловушка» обучалась танцам, музыке, языкам, сценическому мастерству, освоила арфу и клавесин. «Жемчужный» голос девушки подсказал графу и фамилию. Впрочем, всем остальным крестьянским артистам Шереметьев тоже давал драгоценные фамилии, от Гранатовых до Бирюзовых.

Первую роль Жемчугова сыграла в 11 лет, и к 17 годам была уже состоявшейся актрисой. Приехав в Петербург, граф представил своего «жаворонка» Павлу I. Получив величайшую протекцию, актриса стала весьма популярна в высшем свете, а в 1801 году Прасковья Жемчугова сделалась супругой Николая Шереметьева. Чтобы создать своей крепостной жене родословную, честолюбивый Шереметьев записал ее в метрике как польскую княгиню Ковалевскую. И конечно дал вольную жене и всем ее родственникам.

Самой знаменитой песней Жемчуговой, дошедшей до наших дней, считается автобиографическая поэтическая история встречи крепостной крестьянки с будущим мужем – песня «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала…». Два столетия песня была одной из любимейших в народе и сегодня ее нередко можно услышать на фольклорных праздниках.

  • P.S.: Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой исполнен русским живописцем Николаем Ивановичем Аргуновым, вся крепостная династия которого (и он в том числе) также была в распоряжении графов Шереметьевых.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Русское театральное искусство знает много великих мастеров сцены. Память об одних живёт в течение десятилетий, других помнят и спустя века. Одной из таких звёзд на все времена является Прасковья Жемчугова .

Талант из семьи кузнеца

Будущая великая актриса родилась в семье крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва . Впрочем, крепостному такое громкое имя не полагалось, и именовался отец Прасковьи просто «холоп Ивашка».

Графу Петру Борисовичу Шереметеву Ковалёвы достались в качестве приданного после женитьбы на княгине Марии Черкасской , одной из богатейших невест своего времени.

Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца — кузнецов иначе называли «ковалями». Иван Степанович, заработавший от условий труда туберкулёз позвоночника и горб, мастером был отменным, известным на всю округу. Невесёлую жизнь крепостного кузнец «услащал» водочкой, после употребления которой часто дрался.

Но родившаяся 31 июля 1768 года дочь Прасковья отца обожала. Впрочем, и красивое имя Прасковья появится позже — крепостную девочку звали просто Парашей.

Её положение крепостной не сулило ничего хорошего в жизни, однако Параше повезло. В России в тот период появилась мода на крепостные театры, и вельможи конкурировали друг с другом, пытаясь создать из своих холопов самую лучшую труппу.

У Параши обнаружился певческий талант, и уже в шесть лет перспективную артистку взяли в усадьбу на обучение. Девочку учили сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам.

Всё это было похоже на современные детские спортшколы — из талантливых воспитанников на самый верх подняться могли лишь единицы. Параша мечтала о сцене и старательно постигала азы актёрского мастерства.

Алмаз с руки императрицы

О любви и замужестве девочка не думала, хотя у неё уже появился воздыхатель. Приехавший из Европы сын Петра Шереметева Николай сразу проникся симпатией к юному таланту. Семейное предание гласит, что молодой граф влюбился с первого взгляда, вот только звучит это несколько двусмысленно, если знать, что ему к тому моменту было 22 года, а девочке шесть лет.

Скорее, в тот момент Николай Шереметев увлёкся необыкновенным талантом Параши, которую захотел сделать всероссийской, а то и мировой звездой.

Параше было 11 лет, когда состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой — и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Дебютантку приняли доброжелательно, и она стала завсегдатаем сцены крепостного театра Шереметевых.

Спустя год Прасковья стала Жемчуговой — граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.

В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир».

В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки».

Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая . Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.

Прасковья Жемчугова была на высоте — восхищённая императрица не только не скупилась на лестные похвалы, но и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.

Фрагмент портрета Прасковьи Жемчуговой. Фото: Public Domain

Хрупкая прима с железной волей

19-летняя прима театра стала и фавориткой своего барина, Николая Шереметева. Ничего особенного, если бы не одно «но» — граф, кажется, влюбился в девушку по-настоящему. Прасковья давно уже не походила на крепостную — хрупкая и застенчивая красавица с большими и ясными глазами обладала утончёнными манерами, присущими благородному сословию, а не черни.

Прасковья продолжала блистать в театре, однако в 1788 году умер старый граф Пётр Шереметев. Потеряв отца, Николай запил не хуже кузнеца Ивана Ковалёва, забросив и театр, и всё хозяйство.

Но тут хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Она сумела не только взять на себя управление театром, но и вытащить возлюбленного из запоя. Возможно, помогло Прасковье воспоминание об отце, добивавшем своё подорванное туберкулёзом здоровье водкой.

Николай Шереметев был покорён теперь не только красотой и талантом, но и силой духа девушки. Он зажил с ней, как с женой, в отдельном доме, не обращая внимания на разницу в возрасте и пересуды окружающих.

А молва в те времена разлеталась и без помощи всякой «жёлтой прессы». В их любовь не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. Прасковья часто плакала, а возлюбленный старался спрятать её от злых разговоров.

Но хуже сплетен был туберкулёз, проявившийся у актрисы. Она унаследовала его от отца, и прогрессирующая болезнь грозила поставить крест на театральной карьере.

Несмотря на болезнь, знаменитая актриса, помня о своём происхождении, ездила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Заботясь о бедных, Прасковья Жемчугова уговорила графа построить общедоступную больницу для бедных — Странноприимный дом. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева.

Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Склифософского.

В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Строился он графом ради своей возлюбленной, и там она сыграла свои последние в карьере спектакли. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».

Театр в Останкино, построенный графом Шереметевым. Фото: Commons.wikimedia.org

Тайная графиня

В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие — взошедший на престол император Павел I , с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы.

Графу Шереметеву был пожалован титул обер-гофмаршала, и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург.

Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. Не видя существование своего театра без Жемчуговой в роли примы, он закрыл его, выдав актрисам приданное.

В 1798 году 47-летний граф Николай Шереметев решился на то, чтобы официально жениться на Прасковье Жемчуговой. Втайне он заказал подложные документы, из которых следовало, что якобы предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным. В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную.

Оставалось сделать последний шаг, и тут графа поддержал митрополит Платон , который благословил брак с бывшей крепостной. Священник руководствовался не сословными принципами, а простой логикой — не могут быть простым блудом многолетние отношения двух людей, к тому времени прославившихся на ниве благотворительности.

6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой .

Венчание было тайным, и после него молодожёны убыли в Петербург. Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини.

Саму женщину заботило другое — она мечтала о ребёнке, несмотря на подорванное туберкулёзом здоровье. Когда она всё-таки забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой. Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина.

3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Но подорванное туберкулёзом здоровье окончательно подвело молодую мать — спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Ей было всего 34 года.

Сын, которым можно гордиться

Император Александр I признал остававшийся в тайне брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия — законным наследником титула графа Шереметева.

Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. Все эти годы он посвятил благотворительности. Странноприимный дом, строительство которого ещё не было завершено, был частично перестроен, поскольку граф хотел сделать его достойным памятником в честь своей большой любви.

Николай Петрович оставил сыну записки, в которых рассказывал ему о матери и об их любви. Отец говорил сыну, что смысл жизни человеческой не в знатности и не в славе, а в благих делах и добрых поступках.

Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года. Ему было 57 лет. Оставшийся круглым сиротой 6-летний Дмитрий Николаевич Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной .

Фрагмент портрета Прасковьи Жемчуговой работы Николая Аргунова. Нажмите для просмотра полной версии Фото: Public Domain

Поступив на военную службу, молодой граф Шереметев в 1825 году попал в опалу, отказавшись стрелять в декабристов. В 1838 году Дмитрий Николаевич перешёл на гражданскую службу, но подлинную известность принесла ему благотворительность.

В течение всей жизни Дмитрий Шереметев был попечителем построенного родителями Странноприиимного дома, помогал гимназиям, приютам, университетам. Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт».

Заслуги графа высоко ценил император Александр II , проживший у него в гостях в Останкино целую неделю в 1856 году, накануне торжественной коронации.

Существует легенда, что и проект приказа об отмене крепостного права в России Александр II подписал, будучи в гостях у графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Это было бы действительно символичным — утвердить отмену крепостничества, находясь в доме внука крепостного кузнеца.

Великая русская актриса Прасковья Ивановна Жемчугова вполне могла бы гордиться своим сыном.

    Актриса Жемчугова была крепостной актрисой, талант не обнаружился довольно рано. В графство Шереметевых она была взята на воспитание в 7-летнем возрасте, где и был замечен ей талант. Звали девочку от рождения Прасковьей

    Позже Николай Петрович женился на Прасковье Жемчуговой.

    ПРАСКОВЬЯ - верный ответ.

    Крепостную актрису Жемчугову звали ПРАСКОВЬЯ . Известно, что Прасковья родилась и жила во второй половине восемнадцатого века. С детства она поражала окружающих своим пением. В один момент ей очень повезло и она попала ко двору самого графа Шереметьева

    Простая цитата из википедии дает сухой ответ на все вопросы, связанные с именем этой знаменитой оперной дивы.

    Родилась певица в тысяча семьсот шестьдесят восьмом году. И уже в одиннадцать лет дебютировала как актриса театра. В семнадцать лет она триумфально приобретает известность, о ее таланте узнают при дворе.

    Скончалась певица рано, в возрасте тридцати четырех лет, имея титул графини.

    Ответ - ПРАСКОВЬЯ.

    Эта крепостная актриса, а также певица, была крепостной графов Шереметьевых. Полное имя актрисы Прасковья Ивановна Ковалева. А вот фамилия Жемчугова была ее сценической.

    Верное имя Жемчуговой - П Р А С К О В Ь Я

    Нарекли ее Прасковьей. Она была крепостной актрисой и певицей в графстве Шереметевых. с семи лет была взята на воспитание в усадьбу Шереметевых, где и обнаружился у нее талант к пению и артистические способности.

    Жемчугова родилась в семье кузнеца, была крепостной Петра Шереметьева. Марфа Михайловна Долгорукова взяла е на воспитание еще девочкой. Начала выступать в крепостном театре в возрасте 11 лет. Позже стала графиней Шереметьевой.

    Звали е - ПРАСКОВЬЯ.

    Прасковья....Настоящая фамилия Ковалва.Жемчугова - творческий псевдоним для крепостного театра. Певица сопрано.Годы жизни 1768 - 1803 гг.Это именно на ней женился граф Шереметьев.В кино е роль сыграла Дарья Юрская.

    Правильный ответ на вопрос Назовите имя крепостной актрисы Жемчуговой (9 букв)? - Прасковья .

    Жемчугова-Ковалева Прасковья Ивановна родилась в селе Уславцево Ярославской губернии 3 июля 1768 года в семье крепостного крестьянина. Еще ребенком, благодаря необыкновенным вокальным данным, была взята ко двору графа Николая Петровича Шереметьева, который решил создать свой крепостной театр. В 80-х годах XVIII века становится ведущей актрисой театра и фавориткой графа. Шереметьев не сразу решился женится на крепостной. В 1798 году Прасковья была дана вольная, а в 1801 году Шереметьев и Ковалева тайно обвенчались. Через два года 23.02.1803 в Санкт-Петербурге года больная чахоткой Прасковья умерла. Она не смогла восстановится после родов сына Дмитрия, ей было всего 35 лет.

    Талантливую актрису и певицу, крепостную Шереметевых, с которой позже Николай Петрович Шереметев обвенчался (информация ) и которая родила ему сына Дмитрия, звали Прасковья Ивановна Жемчугова. В Википедии - Ковалва-Жемчугова, а вообще, фамилий у не было довольно много:

    Ответ: Прасковья .

    Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, была крепостной актрисой графа Николая Шереметьева. На представления с ее участием приезжала даже императрица Екатерина Вторая.

    Сам же граф, был до безумия влюблен в свою крепостную и дал ей вольную и обвенчался с ней в церкви, по всем положенным православным обычаям. Говорят, что граф Шереметов женился еще до получения разрешения на брак от императора, взял на себя риск не признания брака действительным. Но, обошлось - император не стал противится и разрешение подписал.

    Вот и стала крепостная девчонка Парська великой актрисой, а, затем, графиней Шереметьевой.

    Ответ - ПРАСКОВЬЯ.

Крепостная, актриса, графиня.

Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметьева

Deus conservat omnia... - Бог сохраняет все! - девиз с герба старинного русского графского рода Шереметевых.

С середины XVIII века среди дворянского сословия появилось увлечение – крепостной театр. Скука помещиков или погоня за модой стали тому причиной, но в то время в России крепостных театров было более двухсот. В основном, у помещиков в Москве и Петербурге, но были свои театры и у дворян в Нижнем Новгороде, Казани, Орле и других городах.
Все работники театра, включая и артистов, являлись собственностью театрального "директора", т.е. помещика. Жизнь крестьянина, попавшего с «пашни» в труппу театра не становилась свободней. Люди продолжали подвергаться истязаниям, труппу в полном составе или по одиночке могли распродать, разделив родных. Несмотря на все эти ужасы крепостничества, имена некоторых талантливых артистов из крепостных театров сохранились в истории. Например Михаил Щепкин, или Прасковья Жемчугова.


Ланкре Н. «Танцовщица Камарго». 1730-е гг.

Прасковья Жемчугова, безусловно, была талантлива, но сколько их прекрасных, гениальных русских актрис канули в Лету только потому, что не смогли обрести всесильного покровителя. Поэтому, если и считать Жемчугову символом, то скорее, почти чудесным - как может повезти женщине, от рождения имеющей только неплохие природные данные.
У Жемчуговой было в жизни все - любимое дело, в котором она вознеслась на пьедестал славы, любимый человек, который души в ней не чаял, и по воле которого стала владелицей бессметных богатств. Но, увы, обладая всеми возможными и невозможными земными ценностями, она угасла молодой.


Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова - Национальный художественный музей Республики Беларусь

Будущая великая актриса родилась 31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва- «холопа Ивашки». Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца (коваля). Иван Степанович, заработавший от условий труда туберкулёз позвоночника и горб, невесёлую жизнь крепостного «услащал» водочкой. Семья Параши Ковалёвой принадлежала графам Шереметьевым
Фамилия Шереметевых -одна из самых богатых и знатных семей России. Графу Петру Борисовичу Шереметеву Ковалёвы достались в качестве приданного после женитьбы на княгине Варваре Черкасской, одной из богатейших невест своего времени.
У Параши Ковалёвой обнаружился певческий талант, и уже в шесть (восемь) лет ее взяли в усадьбу, как будущую актрису. Девочку учили сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам.
Семейное предание гласит, что молодой граф,сын Петра Шереметева Николай, только что приехавший из Европы - влюбился в Парашу с первого взгляда. Это не соответствует действительности, поскольку к тому моменту Петру Шереметьеву было 22 года, а девочке шесть лет.


Иван Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве. 1750


Граф Шереметев Николай Петрович в мундире Преображенского полка

Видимо, в тот момент Николай Шереметев увлёкся необыкновенным талантом Параши, которую мечтал сделать великой актрисой.
В 11 лет состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой - и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Спустя год Прасковья стала Жемчуговой - граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.


граф Николай Петрович Шереметев


Н.И. Аргунов Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Около 1803 г. Собрание Государственного исторического музея

В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир».
В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, - роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки».




Театральные костюмы. Эскизы Марианны Карцингер


Портрет графини А. П. Шереметевой в карусельном костюме

Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая. Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.
Восхищённая игрой Прасковьи Жемчуговой, императрица подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.



Сестра графа Николая Петровича Шереметева. Изображена в театральной роли. Члены семьи тоже принимали участие в театральных постановках.Художник Пьетро Ротари 1760 год. Гос.Русский музей

Прасковья, хрупкая и застенчивая красавица с большими и ясными глазами обладая утончёнными манерами, присущими благородному сословию, продолжала блистать в театре. Покоренный ей и ее искусством, граф Николай Шереметьев был по настоящему влюблен в свою "звезду".
19-летняя прима театра стала фавориткой своего барина.
В 1788 году умирает старый граф Пётр Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и разгул. Нашёлся только один человек, который смог остановить графа. Это была Жемчугова.
Хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Она сумела не только взять на себя управление театром, но и вытащить возлюбленного из запоев.


Николай Аргунов. Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой.

Николай Шереметев был покорён теперь не только красотой и талантом, но и силой духа девушки. Он зажил с ней, как с женой, в отдельном доме, не обращая внимания на разницу в возрасте и пересуды окружающих. Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы - родственники пытались объявить его сумасшедшим. В их любовь не верили, обвиняли в разврате. Но хуже сплетен стал туберкулёз, проявившийся у актрисы.


Усадьба Останкино г.Москва

В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Глубина новой, двадцатичетырехметровой сцены дала возможность широко развернуть эффектные массовые картины. Выписанные из Парижа театральные машины позволяли производить быстрые, почти бесшумные перемены - после спектакля, когда зрители возвращаются в фойе, рабочие сцены в течении 20-30 минут превращают театр в огромный бальный зал.








План нижнего этажа большого дома (театра) до переделки его в 1796-98 годов.
А. Миронов. 90-е годы 18 века.
Схематическое изображения конструкции театрального зала. Обработка иллюстрации в векторной технологии.

В центре балкона, там, где между колоннами располагалась ложа графа, убирался балдахин и парапет, и на его месте размещали ступени центральной лестницы. По ней из картинной галереи зрители спускались в театр и поражались его чудесному превращению. Думаю, у вас хватит воображения представить море свечей на люстрах и канделябрах, музыкантов оркестра, ливреи лакеев и, конечно же, роскошь нарядов гостей графа.
Все в новом театре выглядело не хуже, а может быть, даже и лучше, чем на придворной сцене Эрмитажа. Строился он графом ради своей возлюбленной, и там она сыграла свои последние в карьере спектакли. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».


П. И. Жемчугова - в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри).неизв. худож. XVIII в.

В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие - взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы.
Графу Шереметеву был пожалован титул обер-гофмаршала, и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург.
Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. Не видя существование своего театра без Жемчуговой в роли примы, он закрыл его, выдав актрисам приданное.
В 1798 году 47-летний граф Николай Шереметев решился на то, чтобы официально жениться на Прасковье Жемчуговой. Втайне он заказал подложные документы, из которых следовало, что якобы предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным. В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную.
Графа поддержал митрополит Платон, который благословил брак с бывшей крепостной. Священник руководствовался не сословными принципами, а простой логикой - не могут быть простым блудом многолетние (17 лет) отношения двух людей, к тому времени прославившихся на ниве благотворительности.


Храм Симеона Столпника на Поварской

6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой.
Венчание было тайным, и после него молодожёны убыли в Петербург. Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини.


Боровиковский Владимир "Портрет графа Н.П.Шереметева"


Портрет графини П.Шереметевой Аргунов Иван Петрович

Несмотря на подорванное туберкулёзом здоровье Прасковья Жемчугова всё-таки забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой.
Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина.


Николай Иванович Аргунов Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева 1804 г.

3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Но спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Ей было всего 34 года.
Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. Хоронили одного из богатейших людей России в простом гробу. По воле усопшего, все деньги на богатое погребение были розданы бедным.
Вот слова из его завещания:
"В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом я не нашел упокоения.
Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела мы можем взять с собой за двери гроба"


Граф Дмитрий Николаевич Шереметьев -сын Прасковьи и Николая Шереметьевых
Император Александр I признал остававшийся в тайне брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия - законным наследником титула графа Шереметева. Их сын, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, благотворитель и меценат, человек со странностями по мнению общества имел свою тайну в жизни, которая также связана с печальной историей уже его любви.

Бог сохраняет все! - девиз с герба старинного русского графского рода Шереметевых.
Бог сохранил нам память о тех событиях.
Прасковья Жемчугова не забывала о своем происхождении. Она занималась благотворительностью, ездила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Прасковья Жемчугова уговорила графа построить общедоступную больницу для бедных - Странноприимный дом. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева.
Сохранились и шереметевские усадьбы и дворцы - Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Фонтанный дворец в Петербурге и конечно же знаменитый Странноприимный дом на Садовом Кольце, частично перестроеный, поскольку граф хотел сделать его достойным памятником в честь своей большой любви в память о его скоропостижно скончавшейся супруге графине-актрисе Прасковье Шереметевой. Странноприимный дом ныне известен как НИИ скорой помощи имени Склифософского.




Странноприимный дом