Конспект логопедического занятия «Дикие животные. Занятие "Дикие животные" Обобщение

Предмет: Природоведение 2 класс общеобразовательной школы

Тема урока: Дикие животные и их роль в жизни человека

Тип урока: Урок открытия нового знания

Деятельностная цель: Формирование у учеников ассоциативного самостоятельного мышления по получению новых знаний

Образовательная цель: расширение базы знаний за счёт узнавания новых элементов

Формирование УДД:

  1. Личностные - самоопределение, нравственно-этическая ориентация.,
  2. Познавательные - общеучебные в рамках учебного плана.,
  3. Коммуникативные - умение выражать свои мысли, постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества.

Ход урока

1. Организационный момент, (1-2 мин)

Разнообразие живого на нашей планете настолько велико и разнообразно, что вызывает восхищение. Растительный и животный мир являются соседями и братьями нашими меньшими. И чем больше мы узнаём о них, тех интереснее. Посмотрите на плакаты, развешанные в классе и сформулируйте тему сегодняшнего урока. О чём мы будем с вами разговаривать сегодня? Животные, звери. Слово «животные» произошло от старорусского слова «живот» - жизнь. В науке это слово имеет очень широкое понятие. К животным относятся не только звери. Это и птицы, и пресмыкающиеся, рыбы, и даже насекомые. Но в узком значении мы, конечно, рассматриваем, прежде всего, млекопитающих.

(Ученики должны сами предложить возможную тему урока основываясь на рассмотренных плакатах и наводящих вопросов учителя)

2. Актуализация знаний, (4-5 мин)

Что общего в этих животных на плакатах и в чём различие? Это животные дикие и животные домашние. Кто может ответить - откуда появились домашние животные? Домашние животные все когда-то были приручены человеком. У каждого домашнего животного в природе существует близкий родич. Кто подскажет, какое домашнее животное произошло от какого дикого? Правильно. Многие домашние животные и их дикие сородичи совсем не отличаются по внешнему виду. Одомашнивание диких животных происходило на протяжении многих веков и тысячелетий, некоторые животные, живущие рядом с человеком, очень изменились. Например, знакомая всем лошадь очень сильно отличается по своему виду от лошади Пржевальского, а домашние куры гораздо крупнее своих диких сородичей из южных джунглей и утратили способность летать.

3. Постановка учебной задачи, (4-5 мин)

(Наглядная таблица: Дикие и домашние животные)

Кто может ответить - каких видов животных больше, диких или домашних? Да. Человек приручал немногие виды дикой природы, а только те, которые могли принести ему пользу в жизни. Количество диких видов неизмеримо больше. Что бы вы хотели сегодня изучить? Что вам интереснее? Давайте остановимся сегодня на диких животных.

Назовите самых известных диких животных.

(Ученики активно участвуют в формировании направления беседы, они задают интересующие вопросы и выдают собственные ответы.)

Варианты ответов:

Слон, медведь, лиса, заяц, волк, кит. Достаточно. Да, да, кит - это тоже животное, это тоже млекопитающее, очень большое и древнее. Сейчас киты охраняются всемирной организацией «Фонд Дикой Природы», охота на китов запрещена во всём мире. Слон второе по крупности животное в мире. Он обитает в Африке и Юго-Восточной Азии. Слонов приручил человек очень давно, и они помогают ему в поднятии и перевозке тяжестей.

А кто назовёт больше всего диких животных живущих в нашей полосе?

В лесах и на полях России. Стимулировать воспоминания и направлять.

Молодцы. Изучать диких животных очень интересно. Каждое имеет свои повадки и образ жизни, каждое по-своему воспитывает детёнышей, каждое приносит какую-либо пользу. Или вред? Давайте подумаем, какую пользу приносят дикие животные человеку. Почему их надо охранять?

4. Открытие новых знаний, (8-10 мин)

(В ходе рассказа учителя ученики отвечают на задаваемые вопросы. Задают вопросы учителю по ходу объяснения. )

Варианты ответов:

  • Дикие животные являются предками домашних.
  • Дикие животные являются объектами охоты.
  • Дикие животные объектом научного исследования для создания новых пород домашних, которые более устойчивы к природным факторам и болезням.
  • Они красивые и интересные.

Всё это правильно.

(Иллюстрация: Какие встречаются дикие животные)

Дикие животные в древние времена являлись источником пищи и одежды. Охотники получали от них мясо и шкуры. Даже в современном мире в некоторых регионах Земли сохраняется зависимость человека от дикой природы в обеспечении пищей. Традиционным морским промыслом является охота на моржей для народностей Крайнего Севера. До сих пор модны меха диких пушных животных.

Являясь предками домашних животных, дикие животные помогают в выведении новых пород, которые приспособлены к суровым условиям, или пород, которые более продуктивны. Такие породы дают больше шерсти, более жирное молоко, более густой и крепкий мех. Представители дикой природы часто используются для получения гибридов. Очень важна роль зверей в науке. Исследование диких животных помогает понять учёным все процессы, происходящие в живой природе сейчас, и которые происходили много веков назад. Учёные изучают на диких животных способы борьбы с болезнями, изучают методы приспособляемости животных к внешней среде.

5. Первичное закрепление (4-5 мин)

Учитель устраивает общую беседу на тему: какие животные полезны, по каким причинам.

(Ученики вспоминают и перечисляют известных диких животных и их пользу.)

6. Самостоятельная работа с проверкой, (4-5 мин)

Давайте отдохнём немного. Давайте подумаем, в чём самое большое отличие диких и домашних животных? Тем, что домашние животные выведены человеком, и прожить без человека не смогут. Одичавшие по каким-либо причинам домашние животные представляют из себя жалкое зрелище и с радостью возвращаются к человеку. А может ли человек прожить без животных?

(По очереди несколько учеников называют отличия домашних и диких животных, по просьбе учителя класс активно корректирует ответы. )

7. Систематизация новых знаний, (8-10 мин)

Кто видел мультфильм или читал книжку Виталия Бианки «Старик и сова»? Если нет знатоков, следующий вариант, было бы плохо, если какой-нибудь вид животных вдруг исчез? Представьте, как было бы грустно, если бы в лесу не пели птицы. Как было бы скучно, если бы в море не было дельфинов. Как было бы жалко, если бы мы вдруг уже не смогли никогда увидеть оленей, зайцев, лисиц. Но ещё есть одна причина, по которой все животные на Земле выполняют определённую функцию своего существования. Дикие животные являются одной из ступеней пищевой пирамиды, одним из факторов биологического равновесия.

(Ученики продолжают предлагать варианты, почему дикие животные полезны. Живо обсуждают тему этичности охоты. )

Взгляните на доску, здесь вы увидите как всё тесно взаимосвязано в природе.

(Либо плакат, либо просто вычерчивается схема на классной доске .)

Ещё со времён древнего человека, когда он полностью зависел от природы в пропитании, такая пирамида могла объяснить всю важность диких животных для человека. Насекомые питаются соком растений, пыльцой и нектаром цветов, птицы питаются насекомыми, маленькие хищные зверьки ловят птиц для пропитания и сами становятся добычей крупных хищников, на крупных хищников и крупных травоядных охотится человек, что бы получить мясо и шкуры. Если из этой «пирамиды» вытащить хоть один кирпичик, она развалится. Если в лесу не станет птиц, то нечем будет питаться мелким хищникам, а насекомых будет великое множество. Комары и мошки будут сильно досаждать копытным и вынудят их уйти в другое место. Мелкие хищники перестанут производить потомство из-за голода, а то и начнут воровать домашних гусей и кур. Крупные хищники также начнут мешать человеку в его жизни, потому что без копытных им не на кого будет охотиться.

В современном мире уже нет той необходимости в охоте на зверей в лесу, человеческая цивилизация изобрела множество искусственных материалов для производства одежды. Сельское хозяйство снабжает нас продуктами в полной мере. Но от этого важность дикой природы для человека не уменьшилась. Мы все составляем единый природный комплекс, связаны друг с другом множество связей. Весь этот природный комплекс составляет «великое равновесие».

8. Итоги урока и домашнее задание

9. Рефлексия деятельности

Учитель просит учеников оценить их общую работу в классе на уроке. Оценить свои действия и был ли интересен рассказ учителя.

(Ученики самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке и деятельность товарищей. )

Молодцы, мы сегодня интересно провели урок, к следующему уроку мы подготовимся и узнаем ещё что-нибудь новое и интересное.

М униципальное автономное учреждение дополнительного образования

« Детско – юношеский центр Киренского района «Гармония»

Методическая разработка экологического занятия.

Тема: «Дикие животные». Обобщение.

Педагог дополнительного образования.

МАУДО ДЮЦ "Гармония"

Тел. 89642224126

Киренск, 2017год.

Аннотация

В разработке представлен конспект экологического занятия и тетрадь для индивидуальной работы по теме «Дикие животные». Обобщение», которая изучается в разделе «Дикие животные» в начальных класса х по программе дополнительного образования «Знакомые незнакомцы».

Данное занятие является занятием обобщения полученных знаний после изучения раздела. В данной методической разработке описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающихся на занятии, планирование деятельности на каждом этапе занятия. Этот конспект занятия может быть использована на уроках окружающий мир в начальных классах, также на классном часу.

Пояснительная записка

Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию занятий окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Современный педагог испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.

Методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС НОО. Содержание данного занятия построено на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания занятия были использованы материалы УМК «Перспектива» и предназначена для проведения в начальных классах.

Тема занятия:

Тип занятия:

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные :

Регулятивные УДД

Познавательные УДД

Коммуникативные УДД излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

Основные понятия:

Материалы и оборудование:

Методы и прием:.

Методы:

Приемы:

Форма : беседа, викторина.

Методическая разработка экологического занятия

для начальных классов.

Тема занятия: «Дикие животные. Обобщение.»

Тип занятия: Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, проекционных, коммуникативных и др.) обучающихся начальных классов в предметной области окружающий мир «Дикие животные»

Задачи:

Выявить и обобщить знания о представителях диких животных;

Расширить знания о диких животных;

Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией;

Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп;

Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке;

Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению;

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

Планируемые результаты

Предметные : Выявить и обобщить знания о представителях диких и животных, показывают и называют их; получат возможность научиться понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.

Метапредметные :

Регулятивные УДД – определяют, формулируют цель на занятии с помощью педагога; проговаривают последовательность действий на занятии; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия: дикие животные, признаки диких животных дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; линяет, впадает в спячку.

Материалы и оборудование: буквы, тетрадь для индивидуальной работы «Дикие животные», цветные карандаши, фломастеры, ручка, бумажные цветы (красные и голубые).

Методы и прием:.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, дидактическая игры и упражнения.

Форма : беседа, викторина.

Ход занятия

I этап. Организационный.

Цель– мотивирование обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Эмоциональный настрой . (Настроить обучающихся на работу.)

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Сообщение темы занятия.

(Перед обучающимися на парте набор букв).

- Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема занятия на доске? Соберите из данных букв слово, которое является темой нашего занятия.

Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего занятия.

(…) (и о в ж т е ы н) (Животные.)

II этап. Актуализация знаний.

Цель - актуализировать знания обучающихся.

Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему занятия.)

Беседа с целью выявления признаков диких животных.

Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если мы поиграем в игру.

Игра “Угадай по описанию”.

- Кто это?

Трусливый, длинноухий, серый или белый .

Бурый, косолапый, неуклюжий.

Хитрая, рыжая, ловкая. Проворная, запасливая, рыжая или серая.

Крупное животное с ветвистыми широкими рогами.

Полежала между елками подушечка с иголками, тихонечко лежала потом вдруг убежала. (Беседа).

Молодцы! А как их всех можно назвать одним словом? (Животные).

Почему? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).

Где живут эти животные? (В лесу).

Как называются (Дикие животные).

Почему? (Сами себе добывают пищу).

Как эти животные называются по-другому? (Звери).

(Дети высказывают различные предположения.)

Приведите примеры диких животных.

III этап. Введение в тему.

Цель: подвести обучающихся к постановке темы и целей занятия.

Ребята, давайте вместе сформулируем тему и цели нашего занятия.

(Дикие животные. Обобщение и повторение)

Сегодня мы повторим все, что мы изучили и узнали на занятиях о диких животных и заполним тетрадь для индивидуальной работы «Дикие животные».

Перед вами на партах лежат тетради для индивидуальной работы. Приложение 1 . (Рассматривание тетради).

На 2 странице покажите диких и домашних животных. Обведи домашних животных желтым, диких синим. (Выполнение задания в тетради).

Вы правильно распределили животных по группам. А чем отличаются дикие животные от домашних? (Беседа).

На следующей странице таблица признаков домашних животных. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать и заполнять таблицу. (Заполнение таблицы).

Цель: подвести обучающихся к участию в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Вопрос 1-й.

Где живут эти животные? (Дикие – в природе)

Вопрос 2-й.

Как животные добывают пищу? (Самостоятельно)

Вопрос 3-й.

Какие жилища бывают у диких животных? (У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)

А кто строит эти жилища? (Сами животные строят их или находят.)

Вопрос 4-й.

Кто заботится о животных и о их потомстве? (Самостоятельно заботятся о себе и о потомстве).

Молодцы!

Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные строят себе сами или находят.

Давайте с вами вспомним и назовем жилища зверей. (Беседа).

Перед тем как мы продолжим, предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Нора»

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Продолжаем работать в наших тетрадях. У каждого из нас есть дом, а где живут дикие звери ?(Беседа). И следующее задание Игра «Кто, где живёт?» (Распределить животных по домам проведи линии от животного к его дому). Допишите названия жилищ.

Послушайте текст. В нём пропущены некоторые слова. Подумайте, какие слова нужно вставить. (Работа с деформированным текстом. Беседа. Устное заполнение пробелов).

Цель: Развитие навыков словообразования.

Как звери зиму проводят.
Холодно зимой в лесу. Метель заметает дорожки. Всю осень звери готовятся к зиме. Они не боятся морозов. Колючий ……... устраивает себе гнёздышко под сухими листьями. Бурый …….... делает берлогу в глубокой яме и спит до весны. Холодная ночь им не страшна.
Но не все звери любят спать зимой. Бегает по лесу трусливый ……... Серый ………. бродит всю ночь в поисках пищи. Большой…….. осторожно пробирается через лесную чащу, чтобы найти себе пищу. Хитрая…………. выслеживает добычу. У запасливой ……..… много еды в дупле, ей не страшен мороз.

Со всеми заданиями справляетесь, молодцы! Пришло время и отдохнуть.
Физкульминутка «Лесная»

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят, в лес.

Отдохнули, продолжаем занятие. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку? (Жировые запасы под шубой).

Послушайте стихотворение про мышей.
Как у мышки, у полёвки

Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
Мышки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, ешьте вволю:
Много семечек на поле.

О чем это стихотворение?

Чем питаются дикие животные? (Беседа).

Кто что запасает на зиму?

И следующее задание это обозначить маршруты для животных к их домам стрелками. (Выполнения задания в тетради).

Цель : развитие творческого воображения, умения анализировать, ориентироваться на плоскости.

Что нашли по дороге к своим домикам белка, барсук, мышь и бобр? (Беседа и проверка правильности построения маршрутов).

Молодцы! А вы знаете как называют детенышей диких животных? Проверим, поиграв в словесную игру «Доскажи словечко».

(Педагог читает стихотворение, дети, договаривая фразы называют детенышей диких животных).

Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.

За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)

За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)

За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)

Отлично на все вопросы ответили правильно. Продолжаем работу в тетради. Обведите больших животных. Найди среди маленьких точно таких же и раскрасьте.

Следующее, что мы повторим вы узнаете отгадав загадку.

Я ушел, а он остался. (След).

У всех зверей разные следы, а какие они? Я буду называть зверя, а вы называть какой след.

Дидактическая игра «Скажи какой? »

След оленя – какой? (Олений)

След волка? –(Волчий)

След кабана? (Кабаний)

След лося? (Лосиный)

След мыши? (Мышиный)

След зайца? (Заячий)

След белки? (Беличий)

След барсука? (Барсучий)

На следующей странице нашей тетради задание. Следы каких животных здесь изображены. Подбери каждому животные свои следы.

V этап Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Выявление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Работа по дальнейшему углублению знаний.

Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться? ( Беседа с обучающимися).

Работа в малых группах.

Обучающиеся делятся на группы: лесников, исследователей. Дети заранее получают задания, которые они должны подготовить, или педагог дает каждой группе уже готовые сообщения, которые они зачитывают на занятии.

Как можно помочь животным в лесу, расскажут нам лесники.

Лесники:

Зимой в лесу ставят кормушки. Место для подкормочной площадки выбирают неподалеку от густого молодого леса, где звери смогут укрыться от ненастья и хищников. Для крупных зверей кормушки должны иметь навесы для защиты корма от дождя и снега. Кормушки надо осматривать, ремонтировать; убирать вокруг них. Работники лесничеств, охотничьих хозяйств в местах, где звери находятся постоянно, устраивают специальные площадки, на которые выкладывают сено, веточный корм, картофель, свеклу, морковь, капусту, желуди, каштаны, концентраты, силос. Ближе к весне на площадках раскладывают обрезанные в садах ветки фруктовых деревьев.

Чем можно подкармливать крупных животных, расскажут нам исследователи.

Исследователи:

Оленю нужно в день 2 кг сена, 2 пучка веток (древесные веники), 400 г корнеплодов, 500 г зерновых отходов. Для диких кабанов корм раскладывают на землю небольшими кучками: 2–3 кг корнеплодов, зерновые отходы. Кабаны быстро привыкают к корму. В определенное время появляются на площадке, нетерпеливо хрюкая, а если телега с кормом запаздывает - отправляются ей навстречу.

- Как вы считаете, какой корм кладут для зайцев и белок? Что они любят?

Исследователи:

Для зайцев сено раскладывают небольшими стожками; снопики люцерны, клевера развешивают на шестах, корнеплоды, овощи кладут в лотки под навесами из соломы. Для белочки желуди, сухари, орешки, сырые семена подсолнечника насыпают в кормушку для птиц.

- Скажите-ка, лесники, зачем зверям нужна каменная соль?

Лесники:

Зверям нужна каменная соль потому, что это вещество принимает участие в важнейших процессах живого организма - дыхании, пищеварении, построении новых клеток и т. п. Поэтому увлажненную каменную соль прессуют в брикеты и выкладывают в солонцах. Так называют разнообразной формы лотки, выдолбленные в стволах и пеньках или сбитые из досок. Солонцы размещают в местах постоянного пребывания животных. Особенно любят соль олени и лоси.

Исследователи:

Добывать пищу зверям нелегко, поэтому они быстро привыкают получать пищу от человека, не боятся его, забывая о своем обычном образе жизни. Ведь зимой именно люди помогают животным пережить трудное время.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую русскую зиму.

VI этап. Контроль. Самопроверка знаний.

Цель: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Игра “Четвёртый лишний”.

- Ребята, посмотрите на доску и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним. (Беседа).

    лиса, волк, медведь, коза

    теленок, лось, лошадь, собака

    котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Последние наши страницы в тетради называются «Четвертый лишний».

Определите кто из нарисованных животных лишний и зачеркните.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности

- Наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».

Цель - научить осознавать и визуализировать свои достижения.

Прием «Букет настроения»

«Букет настроения». В начале занятия обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце занятия педагог говорит: «Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».

Домашнее задание.

« Придумать сказочную историю о диком животном.»

Список используемой литературы

1. 1000 сказок, басен, загадок о животных. / Сост. В.Г Дмитриева-М. : Сова,2008.-480с.

2. Жизнь животных. / А.Э. Брэм.- М. : ТЕРРА,1996.-544с

3. Медвежонок Миша. Узнаем зверей. Пособие для игрового дошкольного обучения. / Пер.с нем. М.В.Медведевой.- М. : ЭКСМО,1995.-96с.

4. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов. / Плешаков А. А. - М.: Просвещение,2016.-224с.
4. Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М.Т.Капенко- М.: Просвещение,1998.-80с.
5.Интернет ресурсы:
http://fectival.1septemper.ru.
http://nsportal.ru

Задачи:

Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы.
Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни.
Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных, лексическая работа: «повадки».
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы:
Д. Зуев: «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»;
Г. Скребицкий: «Белка», «Заяц», «Ёж»;
И. Соколов – Микитов: «Медвежья семья», «Лоси»;
А.Клыков: «Лисица».
2. Рассматривание иллюстраций.

Материал:

Иллюстрации с изображением животных, медальоны для команд – участников, медали «Друг природы» для награждения.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в КВН. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана, сочинить девиз. Победит та команда, которая правильно будет отвечать на вопросы, наберет больше баллов. Для подсчета баллов нужно выбрать жюри.

(После проведения конкурсов воспитатель оценивает результаты команд, присваивая баллы. После всех конкурсов у команд должно быть одинаковое число баллов).

1 конкурс: «Приветствие команд»

1 команда:

«Мы - ребята – малыши,
Любим животных от души».

2 команда:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Любим всех зверей подряд».

2 конкурс: «Загадки о животных»

(Загадки загадываются командам по очереди).

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.
/Ёж/

Под соснами, под елками
лежит мешок с иголками.
/Ёж/

По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.
/Белка/

А кто в дупле
Живет в тепле?
/Белка/

Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге.
/Медведь/

Зимой спит,
Летом–ульи ворошит.
/Медведь/

Кто осенью холодной
Ходит злой, голодный.
/Волк/

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
/Лиса/

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
/Лось/

По полю скачет, ушки прячет
Встанет столбом,
Ушки торчком.
/Заяц/

3 конкурс: «Угадай, чей хвост?» /показ иллюстраций/

у лисы – лисий; у зайца – заячий;
у волка – волчий; у медведя – медвежий;
у белки – беличий; у лося – лосиный;
у кабана – кабаний; у оленя – олений.

4 конкурс: «Конкурс эмпатии» /изображение разных животных/

По походке - лиса, волк, медведь, заяц;
По рогам - лось, олень;
По прыжкам – белка, заяц;
По звукоподражанию – кабан, волк, медведь.

5 конкурс: «Назови признаки животных» /Какой? Какая?/

лиса – /хитрая, рыжая, пушистая/;
заяц –/трусливый, длинноухий/;
медведь -/бурый, косолапый, неуклюжий/;
белка - /проворная, быстрая/;
волк - /злой, серый, зубастый, страшный/;
лось - /рогатый, сильный/.

Физкультурная минутка «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)

Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно)

6 конкурс: «Кому что дадим?»

Мясо - /волку/;
Мед - /медведю/;
Морковку - /зайцу/;
Орехи - /белке/;
Яблоко - /зайцу/;
Траву - /лосю/;

7 конкурс: «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»

«Лисичка-сестричка и серый волк»;
«Рукавичка»;
«Заяц - хваста»;
«Ёж и заяц»;
«Два жадных медвежонка»;
«Теремок» и др.

8 конкурс: «Назови маму»

Медвежонок - /у медведицы/;
лисенок - /у лисицы/;
Зайчонок - /у зайчихи/;
ежонок - /у ежихи/;
Волчонок - /у волчицы/;
лосенок - /у лосихи/;

9 конкурс: «Конкурс капитанов» /ответы на вопросы/

1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?
2. Как человек заботится о диких животных?
3. Какую пользу приносят дикие животные?
4. Какие повадки диких животных вы знаете?
5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.
6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.

Воспитатель:

Ребята, закончился наш КВН. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Игра закончилась в ничью, победила дружба. Спасибо всем за участие. Все участники награждаются медалями «Друг природы».

Наталия Ишкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности.

Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи» .

Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов »

Подготовила

Воспитатель Ишкова Н. Н.

Воронеж 2016 г.

Цели :

Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные »

Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.

Учить согласовывать прилагательные с существительными

Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование :

Предметные картинки с изображением диких животных , мяч, картинки с изображением детёнышей животных , картинки с силуэтным изображением животных , сюжетная картинка с изображением леса, следы животных , картинки с изображением хвостов диких животных .

Лексический материал :

Предметный (названия диких животных , их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, волчий, барсучий, медвежий, лисий)

Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель загадывает загадки :

По снегу бежит – петляет,

к лету шубку меняет,

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (заяц)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (белка)

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (Волк)

Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)

Воспитатель : Вспомните, о каких животных были загадки ?

Дети : О зайце, волке, белке, лисе, медведе.

В : Какие это животные ?

Д : Дикие .

В : Почему они так называются?

Д : Потому, что живут вдали от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.

В : Какие части тела есть у животных ?

Д : перечисляют части тела животных .

Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных .

Игра «Чей хвост?»

В : Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.

Это хвост белки – он чей?

Это хвост волка, он чей?

Это хвост барсука, он чей?

Воспитатель : Кто услышал, что изменилось в словах?

Дети : Последняя часть слова.

В : А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте : у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.

В : У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных

Игра «Угадай, чей хвост?»

В : Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?

Петя : У меня барсучий хвост.

Вася : У меня лисий хвост ит. д.

В : Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.

Игра «Кто кем был?»

В : Лиса была лисёнком

Д : Медведь был медвежонком

Барсук был барсучонком и т. д.

Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных , они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.

Физминутка.

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамою белкой прыгал бельчонок.

За барсучихой бежал барсучонок.

За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети напиться хотят.

Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.

Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)

Дети стоят в кругу на ковре.

В : Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например : Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете : волчонок – волчий детёныш.

Д : Бельчонок- беличий детёныш

Зайчонок – заячий детёныш и. т. д.

В : Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.

В : Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались . (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты, можно использовать интерактивную доску). Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.

Д : Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.

Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т. д.

В : Чему мы сегодня учились?

Д : Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.

В : Звери в подарок оставили нам свои портреты.

Раздать силуэты с изображением зверей.

В : но их надо раскрасить.

Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?

Петя : Я буду раскрашивать заячий портрет.

В : Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?

Молодцы, вы очень хорошо занимались.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов» Развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Тема: «Дикие животные наших лесов» Цель: Закрепить знания детей о диких животных наших.

Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию дистанционное обучение родителей группы «Капитошки» Дистанционное обучение предполагает рекомендации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: Закрепить знание детей о диких животных; Формировать умения детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку.

Конспект НОД по реализации ОО «Физическая культура» для детей подготовительной группы с ОНР «Дикие животные наших лесов» Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

Конспект ООД в старшей группе ЗПР «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Конспект ООД в старшей группе ЗПР №19 «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких.

Ольга Сидорова
Конспект занятия «Дикие животные»

Тема : Дикие животные .

Цель : обогащать представление детей о животных . Отмечать характерные признаки представлений диких животных . Уточнить, что каждому животному необходимо жилище , пища, тепло и т. д. Развивать у детей интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

Ребята, помните, как мы ходили в лес к ежику в гости. Хорошо осенью в лесу. Красиво, тихо, кажется - в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это :

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это?. (Лиса.)

2. На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

3. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь - лесной (Медведь.)

4. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (Заяц.)

5. На ветке не птичка-

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это? (Белка.)

6. Шубка-иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?. (Еж.)

Молодцы, ребята, про всех загадки отгадали.

Ребята, а кто знает, как можно назвать всех одним словом? (Животные .) У всех животных четыре лапы , хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А где живут эти животные ? (В лесу.)

Эти животные живут в лесу , далеко от человека. Их называют «дикие животные » . (Хоровое повторение.)

(Воспитатель на стенде прикрепляет деревья в лесу, дети расселяют животных в лесу , повторяя, что это «дикие животные » . Дети с воспитателем рассматривают животных .)

Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга?

(Ответы детей : у них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши и т. д. все звери живые).

Ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы

догадались, где заяц? (Уши длинные) .

А как вы догадались, что это лиса? (Хвост пушистый) .

А как вы догадались, что это медведь? (Он большой, неуклюжий) .

Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия : у лося-рога, у ежика-иголочки, у белки-кисточки на ушах. Давайте расставим зверей по размеру. Сначала - самые большие животные , потом поменьше и самые маленькие.

(Дети с помощью воспитателя расставляют животных по порядку ).

Ребята у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой? (Есть) .

А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома , где они живут? (Разные ответы) .

У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно :

Медведь - в берлоге

Лиса - в норке

Ежик – в норке

Белка – в дупле и т. д.

А теперь представьте себе, что вы вовсе не дети, а разные животные . Придумайте, кто каким животным хочет быть . (Дети входят образ. Имитируют повадки разных животных . Воспитатель старается отгадать, кто кого изображает. Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений.)

А теперь представьте, что вы опять просто дети, зашли в дремучий лес и повстречали там медведя.

Игра «У медведя во бору.»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

Зайка спит под кустом,

Белка спит в дупле своем.

А ребятки сладко

Спят в своих кроватках.

(Сначала поработаем с правой ручкой, потом – левой. Сгибаем большой пальчик и прижимаем его к ладошке – это у нас «подушка» .)

Этот пальчик – зайчик.

(Загибаем указательный пальчик и кладем, как на подушку, на большой пальчик, прижатый к ладошке. Первое время малыш повторяет действия за взрослым. Взрослый помогает ему правильно сгибать пальчики.)

Этот пальчик- мальчик.

(Загибаем средний пальчик, кладем на большой пальчик.)

Этот пальчик-белочка.

(Загибаем безымянный пальчик.)

Этот пальчик-девочка.

(Загибаем мизинчик, Получится кулачок с большим пальчиком внутри.)

Все спят! Тс-с-с-с!

(Не разгибая кулачок, поджимаем его к губам : тс-с-с-с)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дикие животные» конспект НОД для средней группы по теме: «Дикие животные» Программное содержание: Цель: закреплять и расширять знания детей о диких животных,.

Актуальность темы:Обеспечение разностороннего развития ребенка,формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,развитие.

Лепбук "Дикие животные" Лепбук содержит: 1. Игра "Отгадай чьи следы" 2. Игра "Чем питается животное" 3. Разрезные картинки Животных 4.

В очередной раз зайдя на мой любимый портал МААМ, увидела публикацию Лепбук (тематическая папка).Идея мне очень понравилась:это удобно, функционально,.

В этом году в нашей группе появились макеты: "Домашние и дикие животные". Макеты изготовлены из картонных коробок,на них нарисованы лес.

Цель: закреплять знания детей о диких животных. Задачи: -воспитывать интерес к живой природе, чувство сопереживания, желание помочь; -формировать.