Как делать уроки с гиперактивными детьми? «Не хочу учиться»: как делать уроки с гиперактивными детьми. Основные симптомы СДВг - нарушение внимания, гиперак

С каждым годом учителя начальной школы сталкиваются со все большим числом гиперактивных детей и детей с дефицитом внимания в своих классах. Но по-прежнему педагогов никто не учит, как правильно взаимодействовать с СДВ/СДВГ детьми. Поэтому опыт учителя, который знает, что делать, может оказаться полезным.

Я как-то поинтересовалась у нескольких преподавателей, кто из перечисленных далее учеников страдает синдромом дефицита внимания (СДВ) или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): а) , который говорит без умолку, не может усидеть на месте и постоянно ерзает; б) тихий мечтатель, который спокойно сидит за партой, витая в облаках, полностью отрешенный от всех и вся; в) и тот (а) и другой (б)? Правильным ответом оказался... последний вариант (в).

Три главных показателя СДВ и СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность. И в зависимости от того, какие показатели преобладают, у ребенка наблюдается либо СДВ, либо СДВГ.

Какие же бывают дети с СДВ/СДВГ?

  • Невнимательные. Не гиперактивные или импульсивные, а, напротив, порой заторможенные.
  • Гиперактивные и импульсивные. Зато на сто процентов «включенные», даже когда они кажутся дергаными или подавленными.
  • Невнимательные, гиперактивные и импульсивные (самая распространенная комбинация при СДВ/СДВГ). У таких детей бывают «эпизоды» несусветного поведения и физические изменения, которые пугают как педагогов, так и самих детей.

Те дети, у которых СДВ/СДВГ сопровождается исключительно невнимательностью и мечтательностью, часто переходят в разряд «невидимок», поскольку они ведут себя в рамках нормы и никогда не выказывают признаков взрывного поведения. В результате они нередко замыкаются. Невнимательность имеет и прочие последствия: таким учащимся попадает от родителей и учителей за то, что они не выполняют указания, учатся хуже, чем могут, и не ладят со сверстниками, потому что не хотят играть по их правилам.

Если давать скучные или повторяющиеся задания, дети с СДВ/СДВГ быстро «отключаются». И наоборот: когда они занимаются тем, что доставляет удовольствие, или слушают про то, что интересно, они без проблем концентрируются и внимают обучению. То есть учителю нужно работать над теорией «включенности» — отыскивать, что же заводит маленькие механизмы учеников.

Детям с СДВ/СДВГ сложнее придерживаться расписания и выполнять учебные обязанности, чем сверстникам. Большинству таких учащихся свойственна «внутренняя суетливость», и вы им сильно поможете, если научите распоряжаться своим временем.

Еще одна типичная проблема таких детей — концентрация на чем-то одном. Их чрезвычайно утомляет необходимость сосредотачиваться, думать и гадать, о чем их спрашивают, особенно если рядом что-то происходит. Вот почему так важно выделить для них спокойное место, где они смогут собраться с мыслями.

Невнимательность и мечтательность

  • Такие дети часто ведут себя безалаберно: то делают ошибки, а то и вовсе отвлекаются на посторонние предметы.
  • Они как будто не слышат, что вы с ними разговариваете.
  • Им сложно выполнять инструкции — чтобы добиться результата, им нужно давать более структурированные задания.
  • Отвлечься для них гораздо увлекательнее, чем сосредоточиться.
  • Таким детям сложно довести дело до конца, потому что быстро становится скучно.
  • Им не хватает навыков самоорганизации.
  • Они вечно все теряют!
  • Такие дети не замечают или пропускают мимо ушей более мелкие детали.

Гиперактивность, переизбыток энергии, ерзанье

    Сидеть на месте — не вариант; такие дети постоянно в движении. Причем движение может выражаться в прыжках, беге и даже в перелезании через предметы, часто в совершенно неподходящие моменты и в неприспособленных помещениях.

    Сидеть молча им тоже трудно, поэтому, как правило, они постоянно болтают.

    Расслабляться для них и скучно, и мучительно.

    Бывает, что такой ребенок вдруг вскакивает с места или выбегает из кабинета, пока другие дети тихо работают.

    Случается, что они издают неприемлемые в определенных социальных ситуациях шумы и звуки, а иногда задают неподобающие вопросы про изучаемый предмет (хотя я тоже так постоянно делала на скучных уроках!).

    Они вспыльчивы, заводятся с пол-оборота и иногда неадекватно реагируют.

Импульсивность

    Иногда перебивают, поскольку жаждут быть в центре внимания.

    Ждать своей очереди, не важно, в игре или в чем-то еще, для них тяжелое испытание: им хочется все здесь и сейчас (иначе, как им кажется, они взорвутся).

    Делают неуместные несвоевременные замечания, часто выпаливают сходу то, что думают, не заботясь о последствиях.

    Вместо того чтобы методично решить задачу, пытаются угадать ответ.

    Им сложно слушать других, сложно дослушать вопрос до конца.

    Они не разбираются в чужих эмоциях и при общении часто теряются.

    Они не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому для них не редкость вспышки гнева и перепады настроения.

Положительные стороны СДВ/СДВГ

У СДВ/СДВГ немало положительных сторон, поэтому данное «расстройство» следует рассматривать как очередную особенность жизни и обучения, но ни в коем случае не как ограничение. К наличию таланта или интеллекта СДВ/СДВГ не имеют никакого отношения. Многие дети, обремененные этими синдромами, творчески одарены и обладают таким же ясным умом, как мы с вами.

Когда дети с СДВ/СДВГ увлечены, их пыл и рвение поистине волшебны. Они умеют истово трудиться, так же истово играть; они хотят во всем быть первыми, впрочем, как и большинство детей. Только вот дух соревнования у них порой зашкаливает, и если они вдруг не оправдывают собственных ожиданий, то могут очень расстроиться, рассердиться и даже проявить агрессию. Их очень сложно оторвать от деятельности или заданий, которые им интересны, особенно если речь идет о чем-то активном, — без дополнительного способа давления порой не обойтись! С этими детьми вам очень пригодится принцип соотношения похвалы к критике 4:1.

Творческий потенциал детей с СДВ/СДВГ не знает границ, у них в голове роится множество мыслей, а воображение поистине чудесно. Ребенок, который день напролет мечтает и думает десять разных мыслей одновременно, может вырасти в гуру кризисного менеджмента или стать оригинальным художником. Да, дети с СДВ/СДВГ легко отвлекаются, зато они подмечают то, что не дано увидеть другим. Нам, педагогам, весьма полезно иметь под боком учеников, которые видят и думают не так, как все, — это держит нас в тонусе!

Как учить ребенка с СДВ/СДВГ

  • Удостоверьтесь, что у ребенка с СДВ/СДВГ есть медицинский и учебный план, откорректированный родителями и школой. Вам важен правильный диагноз, не стоит полагаться на ярлыки СДВ/СДВГ, запросто навешиваемые школой без официальных медицинских заключений. Диагноз также покажет вам, какой тип СДВ/СДВГ у вашего ученика, и вы будете действовать соответственно.
  • Принимайте этих детей такими, какие они есть, не пытайтесь их изменить, переформатировать их личность или поведение.
  • Налаживайте отношения с родителями/опекунами как по учебным, так и по общечеловеческим вопросам. Они будут только благодарны вам. Родители иногда находят потрясающие методики, которые можно перенять для работы в классе, и наоборот.
  • Просите о помощи, если она вам требуется. Не геройствуйте, не молчите. Так будет честнее по отношению и к ребенку, и к вам.
  • Ориентируйтесь на ребенка, черпайте информацию в нем самом. Спросите его: какой урок тебе понравился больше всего? Какой — меньше всего? В чем их отличие? Попытайтесь узнать у самого ребенка, как он предпочитает учиться.
  • Понимает ли ребенок с СДВ/СДВГ, что он немного отличается от сверстников? Способен ли объяснить суть этого отличия? Может ли подсказать, как лучше справляться с этой особенностью в условиях школы?
  • Учащимся с СДВ/СДВГ нужна система, и в этом вам помогут списки. Скажем, пошаговая инструкция, как писать сочинение, или как поступать, когда тебя отчитывают (кстати, очень полезная инструкция!).
  • Чтобы вернуть учащегося с СДВ/СДВГ к работе, посмотрите ему в глаза, только дружелюбно, без укора.
  • Посадите ребенка поближе к своему столу и старайтесь не выпускать из поля зрения — у него будет стимул не отвлекаться. Если хотите помочь ребенку сосредоточиться, дайте ему блокнот, пусть чиркает каракули. Еще я даю детям липкие подушечки, мячики для снятия стресса и кушболы: все они снимают напряжение.
  • Прибегайте к альтернативным методам записи информации. Помните, главное — чтобы ребенок осмыслил подаваемый материал. А осмысливать его можно по-разному. Конечно, преподавателю удобнее и проще, когда учащиеся используют для записей бумагу и ручку, но если ребенку это не подходит, пусть пользуется ассоциативной картой, доской, составляет списки на стикерах, использует аудио или конспектирует на планшете.
  • Чаще комментируйте работу учащихся с СДВ/СДВГ, тогда они будут больше стараться. Важно, чтобы они знали, какие к ним предъявляются требования и выполняют ли они эти требования. Такая вот прямая и незамысловатая постановка достижимых целей. Естественно, их очень воодушевляет похвала, и если правильно ее применять, можно сформировать в ребенке внутреннюю мотивацию, которая всем нам так необходима!
  • Разбивайте объемные задания на более мелкие задачи или части. Лучше меньше, да лучше. Если ребенка с СДВ/СДВГ перегружать, он может расстроиться.
  • Побольше юмора и веселья: дети, которые умудряются смеяться на уроках, счастливы и увлечены учебой.
  • Повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте, причем не повышая голоса, тогда у детей с СДВ/СДВГ появится шанс запомнить то, что вы говорите.
  • Дети постарше будут лучше учиться, если вы им заранее скажете, что они будут проходить на следующем уроке. Вот вам и элементы обучения в стиле «взбить и перемешать»!
  • Выискивайте любую возможность порадоваться и похвалить. За что угодно. К примеру, их живостью и энергией можно заразить сразу несколько учеников, а то и весь класс. Ищите в них таланты и взращивайте их. Жизнь часто проверяет их на прочность, поэтому дети с СДВ/СДВГ, как правило, гибки и отходчивы; душа у них щедрая, и они всегда рады помочь.

Обсуждение

Прочитала с интересом, но вот как применить все это в жизни... Сын в 3 классе, и это постоянная борьба за место в школе. В этом году его снова "просят" на семейное. Но мы уже пробовали, больше на это не подпишусь. Не знаю, какой еще может быть выход. Теперь хотят предложить очно-заочное... Во 2 классе целых 4 месяца отходил в класс, я уже было вздохнула с облегчением, но... Учительница ушла, а с новой все проблемы на месте.

Комментировать статью "Гиперактивный ребенок. Как учить детей с СДВГ"

Гиперактивный ребенок Очень активный ребенок часто воспринимается родителями как наказание. Он создает немало проблем в обществе, ему трудно сосредоточиться, его тяжело приспособить к рутинным действиям, ему все время не сидится на месте.... Психологи связывают такое поведение ребенка с тем, что принято называть "синдром дефицита внимания". Откуда берется этот дефицит внимания и что можно сделать, чтобы помочь такому ребенку найти свое место в обществе, реализовать свои способности? Об этом и...

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности не ставится детям дошкольного возраста. Ни прямо ни косвенно. Максимум, что может поставить в диагнозе врач, это гиперактивность, а СДВГ только предположить, но диагноз СДВГ? (именно так, со знаком вопроса)...

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей. Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев. Гиперактивные дети чаще впадают в...

К теме гиперактивных детей. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Знак равенства между детьми с СДВГ и агрессивными, неадекватными детьми ставят только "защитники" агрессивных.

А как таких детей учить? На что внимание обращать или не обращать? Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. В школе часто просто живых, активных детей "обзывают" гиперактивными, себя успокаивая...

Детей с СДВГ (гиперактивностью) в библиотеке найдете много полезных материалов как занять гипера, о проблемах гиперактивности и многое Зачастую гиперактивные дети говорить начинают даже раньше других детей. А Вы ходили только к одному невропатологу?

Гиперактивный ребенок. СНГВ - синдром нарушения внимания с гиперактивностью у ребенка. Если есть те кто добился хороших результатов в лечении таких детей с СДВиГ напишите пожалуйста и помогите мне. Мама 8летнего Во что играть с ребенком с СДВГ для...

Гиперактивность с сдвг. Подскажите пожалуйста у кого есть гиперактивные дети, какие отличия этих детей от обычных? Как с ними заниматься? Нам сегодня поставили диагноз гиперактивности, хотя я думала что у нас аутизм.

С каждым днём гиперактивных детей на нашей земле становиться все больше. Почему это происходит — совсем другой вопрос, но если вы являетесь родителем такого ребёнка, перед вами остро стоит дилемма, как заставить его сделать уроки. А также как сделать этот процесс менее мучительным для себя и ребёнка.

Во-первых, освещение в комнате гиперактивного школьника, да и не только, должно быть очень хорошее. При этом необходимо учитывать какой рукой ваш ребёнок пишет — правой или левой. Если он правша, то в идеале свет на рабочее место школьника должен попадать с левой стороны, а для левши – с правой. Освещение играет всегда большую роль не только для зрения, но и для любых работ. Скажем, если скалодром для ребёнка будет слишком ярко освещен, это будет мешать ему видеть за что можно ухватиться и вызовет головную боль. Так и за столом свет должен быть не слишком ярким, чтобы не утомлял, но и достаточным, чтобы хорошо видеть.

Второе правило, которое позволит гиперактивному ребёнку выполнить домашнее задание по возможности быстро и без особых проблем – это полная тишина. Ребёнок не должен ни на что отвлекаться. Никакой музыки, даже очень тихой, ни телевизора, ни компьютера, абсолютная тишина. Конечно, на время уроков, вам придётся себя в чём-то ограничить, но это позволит ребёнку сконцентрировать внимание на уроках и не отвлекаться по пустякам.

Третье – расположение рабочего стола. Самым лучшим вариантом было бы поставить стол школьника в угол, по направлению лицом к стене. Но не у всех есть такая возможность, поэтому главным условием здесь будет не ставить стол напротив окна или стены, на которой весят картинки, фотографии или плакаты. Помните — ничто не должно отвлекать гиперактивного ребёнка от поставленной цели (в данном случае уроков). Если сейчас его не приучить к порядку выполнения домашних заданий, в будущем ему будет очень сложно выполнять любую другую работу из–за неумения концентрировать внимание на важном.

Ещё один важный нюанс в приготовлении гиперактивным ребёнком домашнего задания – предметы, которые находятся на столе. Ещё до того, как ребёнок сядет делать уроки необходимо позаботиться о том, чтобы и там ничто не смогло привлечь его внимание. Один урок – одна тетрадь, один учебник, одна ручка, один карандаш и больше ничего. Как только ребёнок справится с одним домашним заданием, сразу же меняйте учебник и тетрадь. Не давайте ему время расслабиться, снова настроиться на нужный лад такому ребёнку потом будет очень сложно. Также желательно покупать для гиперактивных детей простые школьные принадлежности, то есть без рисунков и наворотов.

Для гиперактивных детей важен строгий распорядок дня. Это касается и уроков. Точно определите время, за которое ребёнок должен будет сделать один урок. Объясните ребёнку, что чем быстрее он справиться с домашним заданием, тем больше времени у него останется для всего остального. Если ваш ребёнок не укладывается в отведённые ему для одного урока, допустим полчаса, по каким-либо причинам, придумайте для него стимул. Система поощрения хорошо подойдёт для этого. Дайте понять ребёнку, что, если он полностью сконцентрирует внимание на заданиях и справится с ним, он от этого только выиграет, в противном случае – не получит ничего.

Если во время уроков ничто не будет отвлекать ребёнка от домашних заданий, то сделать их не составит для него особого труда и вам не придётся нервничать по этому поводу.

Всё-таки педагогом быть очень непросто! В классе или группе все дети настолько разные, что не сразу разберёшься, к кому какой подход нужен. А в последние годы количество детей с особенностями в поведении не только не сокращается, но и даже увеличивается.

И сейчас практически в каждом классе есть свой «шустрик» («попрыгунчик», непоседа), а то и два или три сразу. Естественно, у учителя возникает целый ряд вопросов на тему «что делать, если в классе гиперактивный ребёнок?», потому что просто не обращать внимание на него нельзя (он тогда сам его на себя обратит, и не один раз), и в то же время есть и другие ученики, которым тоже нужно уделить время.

В общем, педагогу в такой ситуации не позавидуешь, но я могу дать несколько рекомендаций, которые помогут учителю или воспитателю сделать совместную с гиперактивным ребёнком жизнь более спокойной и комфортной, а обучение и воспитание – более эффективным и продуктивным.

Правда, эти рекомендации могут помочь только тем педагогам, которые готовы постараться и приложить усилия, чтобы начать изменения ситуации с себя, а не с ребёнка, потому как он находится в ещё более незавидном положении, чем учитель, работающий с ним (это во-первых), а большая ответственность за ненадлежащее поведение ученика лежит всё же не на нём самом, а на взрослом человеке, как более мудром (это во-вторых).

Сначала некоторые особенности синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (именно так называется это расстройство поведения), о которых обязательно нужно знать. Самое главное, гиперактивность – это не блажь ребёнка, не вредность и не последствия упущений в воспитании. Это медицинский диагноз , обусловленный определёнными физиологическими причинами , среди которых – патология вынашивания беременности матерью, родов, болезни в первый год жизни, минимальные мозговые дисфункции и ряд других. Чувствуете, в чём дело? Все эти причины от самого ребёнка совершенно не зависят! Значит, нет никакого смысла сердиться на него за излишнюю подвижность, недостаток внимания и порой не совсем адекватное поведение: он собой не владеет не потому, что не хочет, а потому, что не может.

Исходя из этого, первое, что нужно сделать педагогу, у которого в классе или группе есть такой «живчик», это отправить родителей вместе с ним на консультацию к врачу-неврологу и убедить их провести назначенное им медикаментозное лечение. Без этого шага все следующие рекомендации могут оказаться малоэффективными.

Ещё одна особенность ребёнка с гиперактивностью – это недостаток развития всех параметров внимания . То есть такой ученик не только не может усидеть какое-то время на месте, он к тому же часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, не умеет распределить своё внимание на несколько объектов, допускает много ошибок и нередко не замечает их. Поэтому важно не только «успокоить» ребёнка, но и научить его управлять своим вниманием.

Итак, какие действия педагога будут способствовать улучшению поведения гиперактивного ребёнка, повышению его успеваемости и установлению более комфортных взаимоотношений между учеником и учителем, а также с одноклассниками?

1. Принять ребёнка с гиперактивностью как данность , т.е. посмотреть на него не как на источник лишних трудностей, от которого нужно поскорее избавиться или переделать, «сломать » его, а как на возможность с его помощью научиться новым умениям в плане общения, стать терпимее, гибче, терпеливее, понятливее, профессиональнее, лучше.

2. Принять ребёнка как личность , т.е. увидеть в нём, кроме отрицательных качеств (которые есть у всех, и у нас в том числе) ещё и положительные, такие, за которые он тоже достоин если не уважения и любви, то хотя бы принятия. Без этих двух одновременно простых и сложных действий к остальным перейти вы просто не сможете: у вас не будет для этого ни сил, ни желания. (Кстати, нелишним будет показать то хорошее, что есть в ребёнке, и его сверстникам: это будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений в коллективе).

3. Ограничить до минимума отвлекающие факторы : посадить поближе к учительскому столу (в идеале – за первую парту напротив доски), убрать со стола вещи, которые в данный момент не нужны, и т.д.

4. Использовать похвалу и поощрения для гиперактивного ребёнка так часто, как это возможно (тем не менее, соблюдая меру): хвалите его за то, что смог на минуту дольше, чем обычно, внимательно слушать; за то, что сегодня допустил на две ошибки меньше, чем вчера; за то, что аккуратнее написал и т.д., и т.п. Только похвала должна быть не общими словами (молодец, хорошо и т.п.), а конкретная (что именно хорошо), чтобы ребёнок знал, какое конкретно поведение одобряется и ожидается от него, и повторял его снова и снова.

5. Так как у такого ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, следует давать ему возможность подвигаться несколько раз за время урока (да-да, снова индивидуальный подход!). Это может быть физминутка для всех или для него одного (ты устал сидеть, я понимаю. Встань и пройдись в конце класса туда-обратно несколько раз). Если остальным ученикам объяснить особенности гиперактивного ребёнка, они вряд ли будут возражать против такого хождения по классу. Или же можно давать ему задания типа «стереть с доски», «сходить в соседний класс за мелом», «помочь учителю раздать тетради» и подобные. Так он и полезное дело сделает, и подвигается, сбросит напряжение, и другие дети не будут высказывать неудовольствие по поводу того, что «почему ему можно, а нам нельзя».

6. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания испытывают большие трудности при организации своей деятельности (так как у них нарушены и волевые процессы). Поэтому необходимо помочь им в этом, используя различные средства : планы, таблицы, расписание, алгоритм, памятки, пиктограммы, схемы, списки, графики, часы со звонком, «напоминалки» в сотовом телефоне и прочее, прочее (придумайте сами, ведь педагогам фантазии не занимать). Кроме того, режим дня и расписание занятий должны быть чёткими, стереотипными, хорошо спланированными.

7.Если ученик или воспитанник часто отвлекается, учитель может привлечь его внимание к материалу урока, не делая замечания (которые могут вызвать отрицательную реакцию), а воспользовавшись такими приёмами: подойти к парте этого ребёнка, положить руку ему на плечо, погладить по голове, встретиться с ним взглядом, положить перед ним заранее приготовленную записку с коротким ёмким содержанием («сядь прямо и слушай меня», «Выполняй задание» и т.п.). Хорошие результаты даёт такой метод: ученик и педагог заранее договариваются о «секретном знаке» (специальном жесте), которые учитель будет использовать каждый раз, когда ребёнок «выключится» из работы.

8. Несмотря на то, что ребёнку с СДВГ бывает трудно достичь хороших результатов в учёбе, всё же у большинства таких детей нарушений в интеллектуальной деятельности нет , поэтому им вполне по силам учиться в обычном классе по обычной программе. Тем не менее, дополнительные занятия с учителем или репетиторами ему часто просто необходимы.

9. Гиперактивные ученики очень часто испытывают затруднения в обращении за помощью, в правильном понимании и выполнении инструкций, потому как одна из их особенностей – это недостатки в формировании речевых функций и эмоционального развития, и, как следствие, в речевом общении с окружающими. Именно поэтому учителю необходимо объяснять задание несколько раз другими словами, а также всегда давать ему возможность обратиться за помощью в случае возникновения затруднений, чтобы ребёнок не боялся показаться хуже остальных (можно объяснить детям, что спрашивать, если что-то непонятно, нужно всегда, потому что самый глупый вопрос – это незаданный). Кроме того, большое по объёму задание или инструкцию следует дробить на несколько более мелких, предлагая их последовательно, и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, чтобы своевременно внести коррективы.

10. И последнее. Педагогу будет очень полезно прочитать литературу по проблеме организации взаимодействия с гиперактивным ребёнком. Рекомендую книгу Е. Лютовой, Г. Мониной «Шпаргалка для родителей» (для учителей там тоже очень много полезного материала), а также книгу Н.Н. Заваденко «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая при- чина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает общее, но не очень четкое определение – «нарушение пове- дения». когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности»,

«невнимательное чтение».

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, – «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как тре- буют взрослые? именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребенку, к его «выходкам» и проблемам. к сожалению, больше 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребенок дол- жен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. Причем «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых)

– самое важное в поведении ребенка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него может быть немало проблем, а вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания – утомителен, нередко раздражает взрослых и вызывает беспокойство. Особенно сложно этим детям в коллективе, при четко организованном режиме, в системе достаточно жестких тре- бований. как правило, это так называемые «несадовские» дети, так как редко какой воспитатель готов буквально держать за руку целый день неугомонного малыша, никого не оставляющего в покое и ни минуты не сидящего спокойно. Почти непреодолимые трудности возникают, когда такой ребенок начинает заниматься в группе по подготовке к школе, в дошкольной гимназии или учиться в школе.


Денису 6 лет 4 месяца. Два месяца назад его привели в подготови- тельную группу дошкольной гимназии. Педагог и психолог, проводившие собеседование, не могли не обратить внимание на то, что их вопросы не очень интересуют ребенка, зато он сам подробно рассказывает о том, что он знает (автомобили, их марки, отличия, преимущества и т.п.). Он рас- спрашивает обо всем, перескакивая с одного на другое (ответ не важен), ни секунды не сидит на месте, старается осмотреть и потрогать все, что вокруг, в том числе очки психолога, лежащие на столе: «Это твои?». – «Да, положи, пожалуйста, их на место», «А мне интересно через них посмо- треть», – сказал Денис, надевая очки. Уже через минуту он оставил очки и стал, задавая массу вопросов, разглядывать рисунки детей, висевшие на стене.

Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка, которые привели его, считали такое поведение «баловством». Ребенок фактически жил с бабушкой, но его воспитанием занимались няни. «Хорошую няню,

– жаловалась мама, – найти невозможно. Два-три месяца – и уходят, не знают, как обращаться с детьми. А с некоторыми Денис даже отказывался оставаться».

По словам мамы, «Денис очень любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерется, но учиться очень хочет и обещал, что бу- дет себя хорошо вести». Но все обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой (хотя, как заметила учительница, «схватывал все на лету»), вертел- ся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребенка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию,

«минут через 5–7 просто не мог работать – приходилось садиться рядом, чтобы хоть как-то его угомонить».

Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и ка- рандаш держит в кулаке, зажимая тремя пальцами. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своем имени Денис писал старательно, выводя каждую линию, но все имя

«красиво» не получалось, и он мог все перечеркнуть, просто отказаться от работы («не хочу») или искать предлог заняться чем-то другим.

В перерывах между занятиями «носился, как угорелый, всех задер- гал». Через два месяца Дениса попросили забрать, так как учительница испробовала, казалось, все меры: «и по-хорошему, и по-плохому». Она и терпела его «выходки», и делала замечания, наказывала, стыдила, жа- ловалась родителям. Родители, в свою очередь, тоже принимали меры: лишили прогулок и не разрешали смотреть «видик», не покупали новых игрушечных автомобилей, требовали, чтобы выполнял дома все задания, которые не сделал в классе. Занятия превращались в крик, слезы и новые наказания. Денис обещал исправиться, но на следующий день все начина-


лось сначала. Испробовав, по их мнению, всё, взрослые решили наказать Дениса «молчанием»: с ним перестали разговаривать, и на второй день он сбежал из дома. По счастью, его быстро нашли, так как сбежал он к одной из своих бывших нянь.

Попробуем проана лизировать очень похожие ситуации у невнимательного, непо седливого дошкольника и школьника- первоклассника.

Федор пришел в школу с мамой и папой первого сентября. Родители были вместе с сыном в зарубежной командировке, и знакомство учительницы с новым учеником состоялось на первом уроке. Короткий рассказ мамы: «Всё умеет: и читать, и писать, и считать, но не любит, ленится. Очень живой ребе- нок, активный, непоседливый и обидчивый», – насторожил: такие ученики бывают в каждом классе, и работать с ними нелегко. Федя был рослым, и его посадили за четвертую парту, однако уже через урок пришлось пере- садить его за первую, поближе к педагогу, так как он мешал другим детям, пытался с ними поговорить, разными способами привлекал их внимание. Ребенок требовал постоянного внимания, иначе и сам не работал, и отвлекал тех, кто сидел рядом.

Прошло 3 месяца. Дни, похожие один на другой, превращались в «хро- ническую борьбу» с рассеянностью, нежеланием внимательно работать, доводить работу до конца, правильно выполнять задания, плохим поведе- нием на уроках физкультуры и на переменах (постоянные конфликты со сверстниками, даже драки). После перемены долго не мог успокоиться: волосы взъерошены, глаза блестят от возбуждения. Замечания учительни- цы – «Федя, не крутись», «Федя, помолчи», «Федя, не мешай» – мальчик словно не слышал. Классные задания выполнял частями (где-то только начало, где-то нет конца). Буквы большие, похожи на каракули, много исправлений и ошибок (пропусков, недописываний). Читает быстро, но часто пытается угадать слово, поэтому нередко додумывает содержание. Сложно с математикой – приходится несколько раз объяснять условие задачи (если читает сам – «все непонятно»).

Нельзя сказать, что учительница была очень терпелива. Федя не просто мешал ей спокойно работать в классе, но раздражал своей небрежностью, неаккуратностью, постоянным «забыл», «не знал». Чем больше она сер- дилась, тем несноснее, по ее мнению, становился ученик – у него резко менялось настроение, он мог швырнуть книгу, разорвать тетрадь, оттолкнуть и учительницу. Дома, по рассказам мамы, «борьба продолжалась», однако все попытки заставить ребенка не крутиться, аккуратно писать, взять себя в руки и т.п. не имели успеха. Все начиналось с увещеваний и уговоров, но заканчивалось криком или ремнем. Заключения родителей и учительницы


почти полностью совпали: «неуправляемый ребенок, все делает назло, с ним невозможно работать».

Действительно, и в первом, и во втором случае ситуация не простая, но достаточно типичная для довольно большой группы детей, поведе- ние которых характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. Этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья – «синдром дефицита внимания с гиперак- тивностью» (СДВГ). Это значит, что

Ребенок Не Не хОчеТ, а Не МОжеТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Что такое гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)? Синдром дефицита внимания в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходима специ- альная тактика работы с таким ребенком, а иногда и лечение. СДВГ, пожалуй, самая распространенная форма нарушения поведения. Детей с СДВГ около 15–20%, причем этот диагноз в 3–5 раз чаще встреча- ется у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беремен- ности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.). затруднена и диагностика СДВГ. как правило, для этой цели используются специальные опросники для родителей, однако они не всегда дают объективную информацию. В последние годы для диагностики СДВГ используются специальные методы изучения функционирования мозга детей. Для того чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребенка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, мы даем классическое описание этих симптомов.


СиМПТОМы НеВНиМаТеЛьНОСТи:

ª недостаточно внимателен к деталям;

ª с трудом удерживает внимание;

ª как бы не слушает говорящего;

ª не может довести дело до конца;

ª с трудом организует свою деятельность;

ª избегает выполнения задания;

ª теряет предметы;

ª отвлекается на внешние раздражители; ª

все забывает.

СиМПТОМы гиПеРакТиВНОСТи:

ª дрыгает руками или ногами, крутится;

ª не может усидеть на месте, когда это требуется;

ª чрезмерно разговорчив;

ª носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

ª с трудом может тихо играть;

ª всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

СиМПТОМы иМПУЛьСиВНОСТи:

ª выпаливает ответы;

ª чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

ª прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Это те симптомы, которые должны привлечь внимание родите- лей. Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка по- стоянно, по крайней мере, в течение полугода. Следует понимать, что изменения в поведении иногда бывают у каждого ребенка: например, после болезни может отмечаться нарушение внима- ния, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным бес- покойством, неусидчивостью и т.п., однако всё это временные проявления нарушения поведения. у детей с СДВГ эти проявления постоянны.


Только врач может поставить диагноз «синдром дефицита вни- мания с гиперактивностью». Он же может выделить форму этого расстройства – сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания.

Основные симптомы СДВг - нарушение внимания, гиперак-

Тивность, импульсивность.

у старших дошкольников – детей 5–6 лет – еще недостаточно хорошо развито произвольное внимание (внимание на определенном объекте, предмете, задании в соответствии с инструкцией), но по мере взросления от 1-го к 4-му классу произвольное внимание становится более устойчивым. ребенок быстрее и активнее настраивается на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе выполнения. у детей с СДВГ нарушения не очень значимы в дошкольном возрас- те, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения. Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания наруша- ют этот процесс. ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они не могут на- писать «каллиграфически правильно» даже одну букву.

Очень характерно для этих детей (вследствие быстрого истоще-

ния) резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий.

«Смотрите, – показывает мне тетрадь мама такого ребенка, – первое предложение написано нормально, второе – хуже, а последнее уже и прочитать невозможно».

Не менее сложен для гиперактивных детей процесс обучения чтению. им трудно сосредоточиться, поэтому они «теряют слова»,

«теряют строку», а быстрое истощение может настолько «разрушить»

внимание, что чтение становится просто невозможным. Важно отме-


тить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих оценок, тем хуже результат. Страх неудачи еще больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

В том случае, когда гиперактивность сочетается с любой, даже не- значительной несформированностью любой познавательной функции, формирование навыков письма и чтения затрудняется еще больше (это видно в приведенных примерах). Нетрудно представить себе, как нарушается процесс формирования письма и чтения у таких детей, если учитель постоянно торопит и показывает свое нетерпение и не- довольство, если родители ругают «непоседу» за все неудачи. В этих случаях неизбежны не только комплексные проблемы обучения, но и нарушения психического здоровья.

как показывают наши примеры, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Однако во время любимых за- нятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, они удержи- вают внимание и занимаются любимым делом достаточно длительное время. именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, но и потому, что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности. удо- вольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на нее стимулирующее влияние. хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносят удовлетворения и не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Наряду с трудностями внимания детям с СДВГ свойственна от- влекаемость: они отвлекаются на любые, даже не имеющие прямого отношения раздражители. звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа – и любые задания тут же за- бываются. То же самое происходит и на уроке. Отвлекает всё – за- мечания учителя, действия соседа, скрип мела, ветер за окном и т.п. именно поэтому гиперактивные дети плохо выполняют контрольные задания, диктанты.


импульсивность наблюдается у гиперактивных детей как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. На занятиях им трудно ждать внимания учи- теля, разрешения высказаться – они перебивают других, невпо- пад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они тянут руку, желая, чтобы их спросили, не дослушав вопрос и часто не зная правильного ответа. из-за импульсивности они склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами также характерны для детей с СДВГ. Они более разговорчивы, чем другие, более склонны к социальным взаимодействиям. Между тем они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся, считая, что с ними не хотят дружить, играть, водиться. По- ведение таких детей непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуравновешенности. В наших примерах и у Дениса, и у Федора есть проблемы в общении со сверстниками, несмотря на то что они хотят общаться, легко идут на контакт.

Важно отметить, что большинство детей с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания.


Похожая информация.