Герой, плейбой, безумец. Триумфы и трагедии Говарда Хьюза

Имя Говарда Хьюза уже давно стало нарицательным. Американский миллиардер-промышленник, кинопродюсер и авиатор стал известен благодаря эксцентричному характеру, эпатажному поведению и многочисленным скандалам. История его жизни – это переплетение юношеского максимализма, навязчивых идей, психического расстройства и желания полного контроля. Его любили киноактрисы, уважали конкуренты, им восхищались политики, но жил он в своем собственном мире – мире иллюзий.

Ранние годы

Говард Хьюз появился на свет в Хамбле, штат Техас, 24 декабря 1905 года. Его отец был крупным предпринимателем, занимавшимся производством бурового оборудования. Благодаря нефтяному буму компания Хьюза-старшего "Hughes Tool Company" быстро поднялась и стала одной из самых больших в добывающей промышленности. Отец сколотил хорошее состояние, поэтому жизнь Говарда предполагала быть безоблачной.

Но за видимым счастьем всегда скрывается множество проблем, и семья Хьюзов в этом плане исключением не была. Отец много работал, поэтому не уделял сыну никакого внимания, мать наоборот чрезмерно опекала Говарда, превратив впоследствии его жизнь в кошмар. Она много времени уделяла гигиене сына, пытаясь изо всех сил оградить его от инфекций. В конечном счете ее больная чистоплотность передалась Говарду, и в зрелом возрасте стала причиной психоза.

Говард рос замкнутым ребенком, но проявлял недетские способности в физике, математике и инженерии. В 11 лет на деньги отца он установил первую в городе беспроводную радиовышку, в 12 лет изобрел мотовелосипед, а в 14 лет уже учился пилотировать самолет. Вполне возможно, что технический гений он унаследовал от отца, который тоже любил всякие изобретения.

В 1922 году умерла мать Говарда, а в 1924 году – отец. Состояние Хьюза до его совершеннолетия перешло к дяде, известному голливудскому сценаристу и продюсеру. Однако Говард быстро взял ситуацию под свой контроль. Он несколько раз сыграл в гольф с судьей, который вел это дело, затем женился на его дочери, и все проблемы были быстро улажены. Так к Говарду Хьюзу перешел бизнес отца, и вскоре он стал самым влиятельным челове

ком Америки.

Кино и самолеты

У Говарда Хьюза была одна страсть – авиация. Но еще больше самолетов он любил кино. Вместе с женой Хьюз переехал в Лос-Анджелес и стал заниматься продюсированием фильмов. Его первые работы удостоились высоких похвал и стали блокбастерами. Фильм "Два аравийских рыцаря" (1927) получил премию "Оскар" как лучшая комедия, а "Рэкет" (1928) номинировался на несколько кинонаград.

Говард остался доволен своими первыми картинами, но мечтал снимать кино про самолеты. А если он что-то хотел, то обязательно это осуществлял. Вскоре на экранах Америки загромыхали "Ангелы ада" (1930) – фильм, история создания которого была невероятной авантюрой Хьюза-эксцентрика. Нереальный бюджет в 4 миллиона долларов (к слову, большую часть денег Хьюз просто взял у компании ни с кем не посоветовавшись) оказался вполне логичным, если учитывать то, что пришлось проделать режиссеру. Революционные аэросъемки, дорогостоящие цветные эпизоды, задействованная боевая эскадрилья асов времен войны и три смерти на съемочной площадке – вот цена эгоцентричных стремлений миллиардера. Говард и сам едва остался жив, исполняя сложный трюк, который отказались делать даже самые матерые летчики.

Но оно того стоило. "Ангелы ада" стали триумфом Хьюза-режиссера, продюсера и авиатора: картина собрала в прокате 8 миллионов долларов, став одним из первых блокбастеров в истории кино.

Говард Хьюз в одночасье превратился в суперзвезду голливудского бомонда. Он быстро развелся с женой и стал флиртовать со всеми подряд, в том числе и с мужчинами. О его бисексуальности говорят многие биографы. Так, Чарльз Хайэм приписывает ему роман с сами

Кэри Грантом, звездой Голливуда. Женщин Говард тоже любил. Рита Хейворт, Джанет Ли, Лана Тернер, Бетт Дэвис – лишь самые известные его пассии. Однако его любовь была странной: он ухаживал за женщинами, флиртовал, дарил подарки, но очень редко с ними спал. Многие из тех, кто был близко знаком с миллиардером, утверждали, что он импотент.

Тем временем, доходы Говарда Хьюза росли. Еще в 1932 году он основал конструкторскую авиакомпанию "Hughes Aircraft", производившую самолеты для министерства обороны. Она была крупнейшим поставщиком военной техники и оборудования, а в годы войны стала изготавливать еще и патронные ленты для пушек и пулеметов. Но Хьюза это не устраивало. Он мечтал о куда больших проектах. Например, у него была идея создания большого транспортного самолета-амфибии, способного бороться с немецкими субмаринами. Были и другие проекты, но все они закончились неудачей.

Всевозрастающая мания

Первые признаки психического расстройства начали проявляться у Хьюза сразу после окончания Второй мировой. По крайней мере, тогда их стали замечать сотрудники авиакомпании. Он все больше отстранялся от людей, предпочитая оставаться в одиночестве или разговаривать по телефону. Мог часами разглядывать незаконченные модели самолетов, часто запирался в пустом ангаре. В 1945 году у него случился первый нервный срыв, а через год – второй. После непродолжительной реабилитации Говард вернулся к работе, но таким, как прежде, уже не был.

В конце концов, в середине 50-х годов Хьюз пропал из поля зрения журналистов. В 1957 году он женился на Джин Питерс и вместе с ней отправился в путешествие по Америке. Чем конкретно занима

ся миллиардер, никто не знал, даже его самые близкие друзья. Так, в начале 60-х первый помощник Хьюза утверждал, что не видел своего босса 17 лет.

Говард Хьюз объявился в 1966 году в Лас-Вегасе. Поступки последних лет его жизни просто поражают нелогичностью. Он бросил жену, окружил себя свитой помощников и охранников из числа мормонов и стал просто скупать Лас-Вегас. Все началось с того, что после поселения в отеле руководство выдвинуло Хьюзу претензии в связи с тем, что он занял целых два этажа. Тогда миллиардер просто выкупил весь отель. Затем он постепенно приобрел несколько участков земли, сеть фастфудов, казино, телеканал и аэропорт. В его подчинении находился почти весь город, но сам Говард, распорядившись о круглосуточном вещании канала, все время находился у телевизора. Говорят, что кинофильм "Полярная станция Зебра" он посмотрел 150 раз.

Затворничество и болезненная чистоплотность стали навязчивой идеей в последние годы жизни Хьюза. Впрочем, его отношение к чистоте тоже было своеобразным. Очищая руки, он растирал их до крови, а каждый предмет ему подавали завернутым в несколько салфеток. От своих подчиненных он требовал смены белья по нескольку раз в день, хотя сам не менял белье месяцами. Кроме этого он годами не стриг ногти и волосы. Когда в 1976 году уже мертвого Говарда привезли в Хьюстон, его никто не узнал, и пришлось снимать отпечатки пальцев.

А умер эксцентричный миллиардер в полете, во время транспортировки в больницу Хьюстона. Высоко-высоко над мирской суетой. Умер как жил: в самолете стоимостью несколько миллионов, в небе и на большой скорости. Совпадение, скажете вы? Нет, совпадений не бывает

Первый в мире официальный миллиардер. Самый эксцентричный и загадочный американский промышленник, авиатор и кинопродюсер. Владелец компаний «Хьюз Тул», «Бэйкер Хьюз Инк.», «Хьюз Спейс энд Коммюникейшнз», «Рэйзион Системз Компани», «Хьюз Электрониекс», авиакомпаний «Хьюз Эйркрафт», «Транс Уорлд Эйрлайнз», «Эйр Вест», исследовательских лабораторий «Хьюз Рисеч», кинокомпании «Ар-Кей-Оу», бесчисленных казино и гостиниц в Лас-Вегасе, рудников и пивной компании. В 1968 г. его состояние оценивалось в 1,4 миллиарда долларов.

«Я могу купить любого» - Говард Хьюз.

Ранние детские переживания и их влияние

Говард Хьюз родился в Сочельник 1905 года в семье светской барышни из Далласа Алины Жано и свободного нефтяного промышленника Говарда Хьюза-старшего. Отец-предприниматель стал для юного Говарда примером в бизнесе, а мать, склонная к ипохондрии - в жизни. Говард-старший охотно рисковал всем ради выигрыша. Он был азартным игроком, неисправимым бабником и трудоголиком типа А. Его жена была полной противоположностью. После рождения маленького Говарда Алине Жано сказали, что она не сможет больше иметь детей, и она посвятила свою короткую жизнь выполнению малейших прихотей сына. Алина страдала психосоматией и неврозами и боялась микробов и инфекций - страх, который она внушила и своему ребёнку. Её всепоглощающий интерес к микробам и болезням научил его, что можно, симулируя недомогание, привлечь к себе внимание и участие и скрыть при этом какие-нибудь проблемы. Биографы Хьюза высказали предположение, что Алину Жано «преследовала навязчивая идея о физическом и эмоциональном здоровье своего сына… и это способствовало воспитанию в нём на всю жизнь фобий, связанных с его физическим и умственным состоянием» . Подростком Хьюз, предположительно, подхватил полиомиелит и на долгие месяцы оказался прикован к инвалидной коляске. Он излечился самым чудесным образом, когда доктора не нашли у него ничего серьёзного. Став взрослым, Говард смотрел на заболевания как на удобный способ сбежать от ежедневных проблем и развил в себе привычку вскакивать в самолёт и улетать в неизвестном направлении, иногда отсутствуя месяцами. Эта была его своеобразная умственная терапия. Его исчезновения во время нервных срывов в середине тридцатых, начале сороковых и начале пятидесятых годов вызвали больше всего пересудов.

В первые годы своей жизни юный Говард тесно был связан с матерью, поскольку отца частенько не было дома. Как многие гениальные предприниматели, Говард часто переезжал в детстве с места на место и большую часть времени проводил в одиночестве. Его шумный, непокорный отец в поисках состояния вырабатывал одну нефтяную скважину, за другой. Сама по себе нефть не приносит прибыли, в отличие от нефтяного бура. Когда Говарду исполнилось восемнадцать месяцев от роду, отец перевёз семью в Шревепорт, штат Луизиана. Именно здесь, 20 ноября 1908 года, Говард-старший смастерил первый нефтяной бур из тех, что принесут Хьюзам состояние. В то время, как вспоминали родственники, малыш Говард «обожал свою мать», пока Говард-старший разрабатывал бур типа «скалогрыз».

Когда мальчику исполнилось три, семья вернулась в Хьюстон, где отец основал «Хьюз Тул Кампани» для производства и продажи нефтяных буров. Хьюз-младший пошёл в частную школу Проссер Академи. В школе он проявил склонность к механике, что одобрялось отцом, но не выказывал особого интереса к урокам. В десять лет Хьюза отправили в нью-йоркский летний лагерь, где он впервые научился рассчитывать лишь на самого себя. В пятнадцать лет мальчик поступил в школу Фессендена в Бостоне, штат Массачусетс. Он проявил способности к математике и отшлифовал своё умение играть в гольф. Однажды, навещая сына в Фессендене, отец поспорил с ним о результатах футбольного матча в Гарварде и проиграл. Это пари глубоко повлияло на жизнь молодого Говарда. Ему было пятнадцать, когда отец, проиграв, по условиям пари взял его в полет на гидросамолёте «Куртис». Это восхитительное переживание пробудило в Хьюзе страсть, которую он никогда не мог утолить.

Жизнь на грани

Хьюз был робок, вежлив и углублён в себя. Только за штурвалом самолёта он превращался в агрессивного экстраверта. Несмотря на склонность к уединению неопределённые ситуации и рискованные предприятия доставляли ему удовольствие. Таким способом он выпускал пар. Его первые проекты в кино были не для слабонервных. Хьюз отлично вписался в мир кинематографа, и директора, актёры и актрисы скоро на себе познали его навязчивое стремление к совершенствованию. Он нанимал и увольнял прямо на съёмочной площадке и в конце концов стал продюсером, режиссёром и костюмером большинства своих первых лент. Первую свою картину «Играют все» Хьюз выпустил в двадцать один год. Никто в Голливуде не принял его всерьёз, кроме него самого. Импульсивный, беспокойный Хьюз потерял миллионы, изучая закулисные механизмы Голливуда, но тотальный контроль над творческим процессом и на 100% принадлежащая ему собственность всегда были для Говарда важнее окупаемости инвестиций.
Говард Хьюз был чрезвычайно робким, углублённым в себя человеком, который превращался в тигра, когда садился за штурвал маневренного самолёта, руль быстрой машины или волочился за женщиной. Манией Хьюза были совершенствование и всеобщий контроль, что стало неотъемлемой частью подъёма к вершинам славы и богатства. У большинства Хьюз ассоциируется с казино в Лас-Вегасе и компанией TWA. Но он был также человеком, положившим конец эре бесшабашных сорвиголов в воздухе и почти в одиночку открывшим эру коммерческой авиации. Хьюз и сам был отчаянным и стоял в одном ряду с Амелией Эрхарт, Чарльзом Линдбергом и Уайли Постом.

Когда 14 июля 1938 года Хьюз посадил свой «Локхид-14» на аэродроме Беннет в Нью-Йорке, он изменил ход истории авиации. Через год после исчезновения Эрхарт Хьюз с успехом побил рекорд Уайли Поста, установленный им в кругосветном перелёте пять лет назад. На это ему понадобилось неслыханно короткое время (в два раза меньше, чем Посту): трое суток, 19 часов и 17 минут для того, чтобы обогнуть мир, пролетев над Европой, Россией, Аляской и Соединёнными Штатами. Хьюз разработал методический план, профинансировал его, заплатив из собственного кармана сумму в размере 300000 долларов, и систематически, не допуская ни малейших отклонений, претворял задуманное в жизнь.

Авантюры Хьюза в Голливуде и Лас-Вегасе заслонили собой один из самых ценных его вкладов в развитие общества. Говард Хьюз ясно продемонстрировал, что коммерческая авиация может быть солидным бизнесом, в котором расписание перевозок тщательно подогнано, а каждый полет организован и спланирован до мельчайших деталей. Он сам заработал на этом капитал, как будущий владелец TWA и «Эйр Вест».

Влияние Хьюза

Этот «эксцентричный сумасшедший» вёл жизнь, полную острых ощущений и провокаций. Он соблазнял многих известных всему миру женщин и мужчин, «покупал» губернаторов и конгрессменов, очаровывал своим обаянием газеты и приобретал то, что не мог контролировать никаким другим способом.

Риск стал основой власти Хьюза, так как он постоянно закладывал свою собственность ради получения капитала на следующие приобретения. Принадлежащую ему огромную собственность он сделал фундаментом финансовой империи, которая с середины пятидесятых и до конца шестидесятых сделала его самым могущественным человеком мира. В течение этого времени Хьюз то и дело покупал и продавал сенаторов, губернаторов, высших чинов Пентагона и даже одного Президента Соединённых Штатов. По словам биографа Чарльза Хигема, добиваясь больших правительственных контрактов для «Хьюз Эйр-крафт», Хьюз «подкупал всех, кого можно было купить, и это доходило до смешного». Под его влияние попал даже не кто иной, как сын Франклина Делано Рузвельта, Эллиот. Миллиардер нахально купил лояльность Эллиота Рузвельта и брата Ричарда Никсона, Дональда (Хайем. 1993, стр. 187; Бартлет и Стил. 1979, стр. 203-204). В годы войны, когда Франклин Рузвельт был президентом, Хьюз заплатил актрисе Фей Эмерсон, чтобы та везде сопровождала Эллиота Рузвельта. В планы Хьюза входило оторвать себе правительственные контракты на поставку самолётов. По иронии судьбы, благодаря экзотическому образу жизни, который оплачивал Хьюз, Эмерсон и Рузвельт-младший влюбились друг в друга и поженились (Хайем. 1993, стр. 144; Бартлет и Стил 1979, стр. 126). Миллиардер оплатил их пребывание в отеле «Беверли Хиллз» и долги Эмерсон на скачках, а за свидетельские показания, данные Эллиотом Рузвельтом сенатору Оуэну Брюстеру, расследовавшему дело о контрактах военного времени в 1947 году, добавил ещё 75000 долларов наличными. Специфический контракт, ставший предметом расследования комиссии конгресса, касался печально известного «Геркулеса» («Щеголеватого гуся»), производство которого ВВС доверило «Хьюз Эйркрафт». Хьюз был полностью реабилитирован за отсутствием злого умысла, что ещё более укрепило веру Говарда в то, что он может использовать финансовую власть для приобретения влияния.

Власть денег

Ещё при жизни благодаря красивой внешности и страсти к игре Хьюз стал легендой. С помощью несокрушимой силы воли он построил обширную деловую империю, а затем использовал свои деньги для дальнейшей экспансии и приобретения влияния. Его мания приобретения в 60-е затмила все, когда-либо занесённое в анналы бизнеса.

Успех всё-таки порождает успех, а Говард рано усвоил, что то, чем нельзя овладеть другим путём, можно купить. Его самым успешным завоеванием стала крайне неортодоксальная покупка молодой голливудской звёздочки Билли Дав, когда она была признана самой красивой женщиной Голливуда. Хьюзу она была нужна и как актриса, и как любовница, и он заплатил 325000 долларов (8 миллионов на сегодняшние деньги) её мужу и ещё 335000 компании «Уорнер Бразерс» за её контракт. Её профессиональный контракт был заключён на пять фильмов; свои же обязанности в постели Дав выполняла непродолжительное время. Это приобретение оказалось не таким уж удачным, когда фильмы с её участием с треском провалились и она стала искать утешения в постелях ведущих голливудских актёров. Хьюз пришёл в безумную ярость, обнаружив Дав с партнёром по съёмкам «Лица со шрамом» Джорджем Рафтом.

Другие приобретения Хьюза оборачивались лучшей стороной. Он приобрёл TWA (скупив контрольный пакет акций), но, к досаде исполнительных директоров, управлял компанией как своей личной авиалинией. На протяжении нескольких лет в TWA всегда бронировались несколько мест для знакомых Хьюза и его личных друзей. Однажды он предоставил своей бывшей любовнице Бетт Дэвис самолёт, в котором она была единственной пассажиркой. Гедда Хоппер и Лоуэлла Парсонс также никогда не платили за билет, если пользовались услугами компании TWA.

Тотальный контроль

У Хьюза была мания все держать под контролем. Он покупал друзей, любовниц, а однажды зашёл так далеко, что купил целый отель, чтобы заполучить понравившийся ему пентхауз. В шестидесятые годы, когда его эксцентричность росла день ото дня, Хьюз, повинуясь порыву, сделал приобретение, которое станет основой будущего могущества. Владельцы отеля «Дезерт Инн» в Лас-Вегасе отказались поселить миллиардера в его любимом пентхаузе, поскольку он был забронирован для участников Турнира Чемпионов по гольфу Арнольда Палмера и Джека Николса. Придя в ярость, Хьюз тут же купил весь отель за 13,2 миллиона долларов и въехал в него 1 апреля 1967 года, в День Дураков. Он велел закрасить окна чёрным, отменил турнир по гольфу и традиционные пасхальные бега с яйцом в ложке и объявил крышу отеля и пентхауз своим местом жительства. К тому времени Хьюз бросил пить, играть и развлекаться. Он стал совершенным отшельником, что делало его последнее приобретение действительно странным.

Покупка «Дезерт Инн» была одним из многих подобных поступков, которые подтвердили репутацию Хьюза как чудака. В «Дезерт Инн» он жил долгие годы, не покидая своего пентхауза. Он также нанял в качестве круглосуточных стражей мормонов, чтобы те охраняли его личную жизнь от посягательств извне.

В основе мании приобретений Хьюза лежала его потребность в постоянном расширении своей власти. Избрав Лас-Вегас своей штаб-квартирой, он любил смотреть телевизор целыми ночами, удовлетворяя свои вуайеристские фантазии, потому что к тому времени уже стал импотентом. Так как местная телекомпания прекращала вещание после полуночи, Хьюз купил телестанцию и перевёл её на ночное вещание ради собственного удовольствия.

В свои блистательные годы в Голливуде Хьюз часто звонил в кассы TWA забронировать место для любовницы или любовника. Ближе к концу жизни он нанял двух телохранителей, чтобы те ловили мух в его спальне.

Для Хьюза ценность денег определялась тем, кого и что он может на них купить. Он использовал деньги, чтобы контролировать своих работников, любовниц и деловых партнёров.

После успешного пилотирования Хьюзом «Геркулеса» («Щеголеватого гуся») правительство США решило купить эту совершенно ненужную машину, которую иначе в конце концов выкинули бы на слом. «Геркулес» был личной игрушкой Хьюза, и он не желал видеть, как её сломают. Он использовал своё право по контракту, чтобы арендовать бесполезную летающую лодку, в течение последующих двадцати пяти лет тратя по миллиону в год, дабы «геркулеса» держали в заливе Лонг Бич под его контролем.

Киномагнат

Наибольших успехов Хьюз добился в киноиндустрии, авиаперевозках и казино Лас-Вегаса. Ядром его огромной империи стала «Хьюз Тул Кампани», вокруг которой образовались «Хьюз Эйркрафт», TWA и «Эйр Вест», бесчисленные казино в Лас-Вегасе («Дезерт Инн», «Сэндз», «Фронтьер», «Каставей», «Силвер Слиппер», «Лэндмарк», «Звёздная пыль»), киностудия (RKO), золотые и серебряные прииски, бесчисленные теле- и радиостанции. В 1968 году он возглавил список богатейших людей мира в журнале «Форчун», где его состояние оценивалось в 1,4 миллиарда долларов. За каких-то два года Хьюз истратил 65 миллионов, приобретя 3500 (35%) всех номеров в Лас-Вегасе и получив контроль 28% всех игровых заведений города (Бартлет и Стал. 1978, стр. 316). Фельетонист Арт Бухвальд подал мысль, что Хьюз твёрдо решил скупить весь штат Невада. Влияние Хьюза распространялось как на вашингтонских конгрессменов, так и на биржевых брокеров, кидавшихся на акции любого предприятия, о которых ходил слух, будто их покупает Хьюз, ибо про него говорили, что он подобно царю Мидасу превращал в золото все, к чему ни прикасался бы.

Говард Хьюз был загадкой. Биографы Дональд Бартлет и Джеймс Стил описали его личность в нескольких словах: «фанатическая навязчивая идея контролировать все аспекты жизни и окружающей обстановки». Эта потребность проявлялась и в личном, и в профессиональном плане. Навязчивая идея контроля помогла ему заработать огромное богатство и в конце концов сделала его добровольным узником в собственном доме.

Хьюз разбогател, сделав правильный ход, когда ему было всего девятнадцать: он настоял на полном контроле над семейной компанией и совершил блестящий ход, выкупив долю акций родственников на деньги фирмы. Так Хьюз впервые познал вкус власти и его аппетит все возрастал, как, впрочем, и его навязчивые идеи.

С возрастом в поведении Хьюза проявлялось всё больше и больше странностей, и его причуды переросли в паранойю, которая сделала его умственно неполноценным. У Хьюза была навязчивая идея контролировать все, а под конец он не мог контролировать ничего и никого, включая себя. Газета «Чикаго Трибюн» назвала его «разъярённым властью». На протяжении тридцати лет Хьюз тщательно оберегал свой имидж, но последние пятнадцать лет не оставили от этого лелеянного образа камня на камне, так как то и дело появлялись новости о его затворничестве и эксцентричных выходках. Теперь на него смотрели с презрением и насмешкой, как на впавшего в детство человека с ногтями длиной в десять дюймов, отвергающего любую одежду. Тем не менее, благодаря своему желанию рисковать и выигрывать Хьюз стал легендой ещё при жизни.

Имя: Говард Хьюз (Howard Hughes)

Возраст: 70 лет

Рост: 192

Деятельность: предприниматель, инженер, пионер авиации, режиссёр, продюсер

Семейное положение: был в разводе

Говард Хьюз: биография

Говард Хьюз – один из богатейших людей Америки. Популярность миллиардеру принесла работа в авиации. Мужчина создавал летательные аппараты, а позже начал снимать фильмы. В числе продюсерских работ Хьюза числится знаменитая картина «Лицо со шрамом».

Детство и юность

24 декабря 1905 года в семье бизнесмена и домохозяйки родился Говард Хьюз. В официальной биографии мужчины сказано о том, что свидетельство о рождении Говард получил через 39 лет, так как родители долгое время переносили дату оформления бумаг. В некоторых источниках сказано о том, что Хьюз родился 14 сентября или даже 24 сентября 1905 года.


Говард жил в обеспеченной семье, так как отец являлся владельцем компании HughesTool Company, которая производила оборудование для бурения. В начале XX века этот вид бизнеса приносил миллионы, поэтому Хьюз-старший сколотил многомиллионное состояние в короткие сроки.

Детство у Говарда оказалось непростым. Мальчик часто болел, поэтому мать ограждала ребенка от любых возможных микробов. Женщина регулярно осматривала тело Хьюза, затем протирала влажной губкой. Хьюзу нравилось учиться, а вот игры с другими детьми мальчик не любил. Поэтому Говард добился невероятных успехов в физике и математике, изобретал собственные конструкции.


Неожиданно в 13 лет Говард перестал чувствовать ноги. Врачи поставили диагноз – полиомиелит, но позже опровергли его, так как подросток выздоровел и без лекарств. Болезненность и асоциальность заставляли Хьюза менять одну школу за другой. Но попытки осесть где-нибудь превращались в пыль.

В 1922 году скончалась мама Говарда, а через 2 года не стало отца. Такой печальный исход не отразился на жизни Хьюза. Парень с усердием конструировал и постигал науки, а за воспитание еще несовершеннолетнего гражданина взялась тетя Аннет.

Бизнес и творчество

Как только Говарду исполнилось 18 лет, юноша вступил в наследство. Оставлять без контроля функционирование детища отца не планировал, поэтому сразу же встал у руля компании. Некоторые родственники пытались надавить на Хьюза и распродать предприятие по частям, но Говард сразу же «послал их к чертям».

Каждый шаг Хьюз продумывал наперед. Парень легко заводил новые знакомства, которые впоследствии оказывались выгодными для обеих сторон. В 1924 году от родственников, претендующих на компанию Говарда, не осталось и следа.


В руках Хьюза оказалась организация, рыночная стоимость которой равнялась 2 миллионам долларов. Благодаря отцовской компании молодой мужчина мог, не задумываясь, тратить миллионы на личные изобретения, кинематограф и другие хобби.

Кино занимало немалую часть жизни Говарда Хьюза. Перед собой предприниматель ставил цель «стать лучшим продюсером фильмов». В 1927 году ради реализации задумки Хьюз покупает компанию CaddoFilms. Позже приобрел помещение для монтажа будущих картин. В 22 года Говард получил возможность заниматься производством фильмов и продюсированием.


Первую работу под названием «Swell Hogan» не представили общественности. Но во второй раз зрители увидели созданную Хьюзом ленту «Играют все». Картина оказалась успешной и даже принесла немного денег кинокомпании. За работу «Два аравийских рыцаря» Говард получил заветную статуэтку в мире кинематографа – «Оскар». В 1928 году Хьюз хотел представить миру новый фильм под названием «Ангелы ада», но неожиданно узнал, что теперь производят ленты со звуком.

Не желая отставать от современных технологий, предприниматель переписывает сценарий, увольняет главную героиню и снимает фильм заново. В списке карьерных достижений в качестве продюсера присутствует «Лицо со шрамом» и «Вне закона».

Самолеты

Любовь к авиации проснулась у Говарда в 14 лет. Позже мужчина стал посещать уроки конструкции самолетов. Первым учителем в этой области стал Шарль Лежотте. В 1928 году Хьюз сдал экзамены, после чего юноше выдали лицензию пилота. С этого началась история Говарда как создателя и коллекционера летательных аппаратов. Первым в коллекции стал Boeing 100A. На Америку налетел финансовый кризис, но Хьюз будто бы этого не замечал.

Предприниматель идет на рискованный шаг и открывает опытно-конструкторскую компанию Hughes Aircraft. Для производственных мощностей Говард приобретает огромный участок земли рядом с Калвер-Сити. Также в распоряжении Хьюза оказывают 6 самолетов-амфибий и специальные ангары для хранения авиатехники. Молодой бизнесмен планировал не просто создавать летательные аппараты, а заниматься поставками для армии США.


В 1935 году компания Говарда предприняла попытку участия в конкурсе на создание истребителя для ВВС США. Ради этого на работу пригласили талантливых инженеров. Передовые технологии требовались в качестве помощников предприятию, но конкурс Hughes Aircraft проиграло. Правда, Хьюз успел заявить о себе, установив мировой рекорд: на новеньком истребителе Говард разогнался до 567 км/ч.

Через 3 года компанию привлекли к поставке перехватчика для ВВС США. Самолету требуется разогнаться до 580 км/ч. Для удобства производство летательного аппарата перенесли в Калифорнию. Денег у Hughes Aircraft фактически не имелось, поэтому для разработки истребителя привлекали финансы из Hughes Tool.


Посильную помощь компании оказывали военнослужащим Америки в военные годы. Самолеты поставлять не могли, но предлагали патронные ленты, которыми оснащали авиационные пушки. Уже в послевоенное время в голове Говарда Хьюза возникла гениальная идея – покорение гражданской авиации.

Самым знаменитым творением становится «Хьюз H-4 Геркулес». История создания ярко представлена в фильме «Авиатор», созданном режиссером . Главного героя, самого Говарда Хьюза, сыграл актер .

Личная жизнь

Личная жизнь Говарда Хьюза освещалась журналистами. На первых полосах газет появлялась информация о новом романе одного из богатейших людей того времени. Первой супругой Говарда стала Элла Райс. Но эти люди оказались противоположностями, имели разные желания и цели, поэтому в 1929 году настал для обоих долгожданный развод.


Во второй раз союз Хьюз заключил с Джин Питерс. И вновь взаимопонимания не наступило. Авиаконструктор даже не пытался сохранить брак, появляясь на публике с новыми красотками – пышногрудыми брюнетками. В числе любовниц ходили звезды кинематографа: Айда Лупино, Джинджер Роджерс. Девушки представали с Хьюзом на фото папарацци.


Ярким воспоминанием для Говарда стал роман с . Впервые молодые люди встретились в 1943 году. Позже между ними завязался роман. Хьюз доказывал красавице, что испытывает серьезные чувства. Говард перегибал и начинал следить за возлюбленной. Экспрессивная Гарднер терпеть такое не желала, поэтому кидалась на Хьюза с кулаками, а позже в ход шли статуэтки и другие предметы, попадавшиеся под руку. Однажды Ава избила Говарда до полусмерти.


Миллиардер попытался вновь построить семью, но уже с . Известный романами Хьюз превратился в преданного и внимательного мужчину. Но Говард не выдержал и вновь завязал отношения на стороне. Это стало последней каплей: возлюбленные расстались, но сохранили дружбу.


Позже опубликовали книгу о жизни американца под названием ««Howard Hughes: The Untold Story»». Автор заявил, что Хьюза связывали романтические отношения с женщинами и мужчинами. Обвинения обрушились на актера Кэри Гранта.

Смерть

Здоровье не значилось сильной стороной миллиардера, поэтому неудивительно, что после автомобильных аварий, сифилиса у Говарда развились другие болезни. Предпринимателю приходилось поглощать обезболивающие лекарства для того, чтобы не чувствовать последствий страшных недугов.


О смерти Хьюза известили 5 апреля 1976 года. Это произошло на борту самолета, который перевозил Говарда в Методистский госпиталь Хьюстона. Узнать в истощенном теле бизнесмена не могли посторонние люди, поэтому сотрудники ФБР вынуждены были снять отпечатки пальцев.

Эксперты, проводившие вскрытие, заявили, что смерть наступила из-за дисфункции почек. Похороны Говарда Хьюза состоялись на кладбище Гленвуд. Могила авиаконструктора и кинематографиста размещена рядом с отцом и матерью.

Оценка состояния

О состоянии Говарда Хьюза, которое осталось после смерти, слагают легенды. До сих пор точную сумму никто назвать не может. В официальных источниках значилось 1,4 миллиарда долларов. Эксперты считают, что компании Говарда принесли предпринимателю раза в 2-3 больше денег. Благодаря такой слаженной работе Хьюз оказался самым богатым человеком Америки в те годы.

Фильмография

  • 1927 – «Два аравийских рыцаря»
  • 1928 – «Рэкет»
  • 1930 – «Ангелы ада»
  • 1931 – «Век любви»
  • 1932 – «Воздушные дьяволы»
  • 1932 – «Лицо со шрамом»
  • 1943 – «Вне закона»
  • 1946 – «Грехи господина Дидлбока»
  • 1950 – «Татуированная незнакомка»
  • 1950 – «Вендетта»
  • 1951 – «Женщина его мечты»
  • 1952 – «История Лас-Вегаса»
  • 1953 – «Второй шанс»
  • 1956 – «Завоеватель»
  • 1957 – «Пилот реактивного самолета»

Во второй половине XX века в американской массовой культуре стал популярен сюжет о загадочном миллиардере-изобретателе, ведущем жизнь отшельника и борющемся со злом.

У этого образа есть вполне конкретный прототип — американский миллиардер Говард Хьюз-младший . Но его собственная жизнь была куда драматичнее голливудских блокбастеров о супергероях.

Говард Робард Хьюз-младший родился 24 декабря 1905 года в семье предпринимателя Говарда Хьюза-старшего , основателя компании Hughes Tool Company, занимавшейся производством бурового оборудования.

Его рождение стало настоящим чудом для отчаявшихся родителей. Жена Хьюза-старшего, Аллен Стоун Гано , долгое время не могла забеременеть. Роды тоже получились очень сложными, и врачам едва удалось спасти мать.

Говард Хьюз с собранным им мотовелосипедом. Источник: Public Domain

Медики заявили женщине — этот ребенок у нее будет единственным, второго она родить не сможет. Возможно, именно поэтому мать буквально тряслась над маленьким Говардом, приходя в неописуемый ужас от каждой его простуды.

В школе Говард был замкнутым, необщительным, почти не имел друзей. Зато талант инженера у него проснулся рано — в 12 лет мальчик собрал в оборудованной отцом домашней мастерской мотовелосипед, затем радиопередатчик и начал самостоятельно осваивать азбуку Морзе.

Хьюза-старшего радовали успехи сына, в котором он видел продолжателя собственного бизнеса. Отец всячески поощрял его опыты и эксперименты, щедро выделяя на это деньги.

Наследство, выигранное в гольф

Но систематического образования Говард Хьюз-младший так и не получил. Он бросил школу, не доучившись, посещал отдельные лекции в технологическом институте, но предпочитал больше времени проводить в гольф-клубе. Он рано пристрастился к этой игре, и это очень скоро повлияло на его жизнь.

В 1922 году Говард потерял мать, еще два года спустя не стало отца. Родственники и акционеры компании Хьюза-старшего полагали, что юноша не готов заменить основателя.

Но Говард проявил характер. Он имел право через суд потребовать предоставить себе право распоряжаться наследством отца. Вопрос должен был рассматривать судья Уолтер Монтьё . Хьюз узнал, что тот любит гольф, и предложил сыграть партии. В ходе общения во время игры Монтьё с удивлением обнаружил, что имеет дело с вполне зрелым человеком, и после этого вынес вердикт в пользу Говарда Хьюза. Так в 1924 году он стал единоличным владельцем предприятия отца.

В своем дневнике Хьюз записал три цели, поставленные перед собой: стать лучшим игроком в гольф в мире, лучшим летчиком и лучшим продюсером фильмов.

Сложно сказать, насколько хорошо Хьюз играл в гольф, но игру эту он использовал для заведения полезных знакомств и различных деловых переговоров.

«Я снимаю картины, чтобы заработать на жизнь, а ты — для развлечения»

В 1925 году он начал покорение киноиндустрии. Хьюз стал независимым агентом, который самостоятельно занялся продюсированием и производством картин.

Уже вторая спродюсированная им кинолента «Играют все» окупила свой бюджет. Третья, «Два аравийских рыцаря» получила премию «Оскар» в номинации «лучшая режиссура комедии».

В 1930 году вышла на экраны картина «Ангелы ада», посвященная британским летчикам Первой мировой войны. На съемках Хьюз выступил не только в качестве продюсера, но и режиссера. Фильм получился насыщенным сложными авиационными трюками, часть из которых Хьюз исполнял сам. Во время одного из трюков он едва не погиб.

Для своего времени картина была уникальной, однако съемки ее проходили слишком долго. Кроме того, увлекшись звуковым кино, Хьюз решил переделать уже почти готовый фильм. В результате «Ангелы Ада» не принесли ожидаемой прибыли.

В 1932 году Хьюз стал продюсером картины «Лицо со шрамом», ставшей классикой гангстерского кино.

Кадр из фильма «Лицо со шрамом». Фото: www.globallookpress.com

К кинобизнесу Говард Хьюз возвращался несколько раз, после Второй мировой войны приобретя RKO Pictures, третью студию страны после MGM и Warner Bros. Его кинопроекты были грандиозными, но довольно часто терпели неудачи и не окупались в прокате.

Американский режиссер и продюсер Говард Хоукс , в разные годы и враждовавший, и сотрудничавший с Хьюзом, как-то сказал ему: «Говард, я снимаю картины, чтобы заработать на жизнь, а ты — для развлечения». Хьюз действительно не вписывался в традиционные голливудские рамки стилем своей работы, раздражая кинодеятелей.

Тем не менее, он открыл целую плеяду актеров, таких как Джин Харлоу , Джейн Рассел , Джек Бьютел , Энн Дворак , Пол Муни и других.

Говард Хьюз ушел из кинобизнеса в середине 1950-х, так и не став лучшим продюсером, но оставив след в истории Голливуда.

Герой-авиатор

Его увлечение авиацией началось в 14 лет, когда он впервые прокатился на биплане. Повзрослев, он окончил авиашколу, и в 1928 году получил лицензию пилота.

Однако просто летать Хьюзу было мало. В 1932 году он основал компанию «Hughes Aircraft Corporation», которая занималась проектированием и созданием самолетов. На тот момент Говарду было 27 лет, и он стал самым молодым промышленником подобного масштаба в стране.

Фото: www.globallookpress.com

Построенные скоростные самолеты Хьюз испытывал сам, не считаясь с риском. Он бил рекорды скорости, дальности и высоты полета.

В 1938 году Хьюз начал подготовку к кругосветному перелёту, приуроченному к нью-йоркской всемирной выставке. Для этого рекорда он, правда, выбрал не самолет собственной конструкции, а пассажирский Lockheed 14, специально доработанный самим Хьюзом для установления рекорда.

10 июля 1938 года Хьюз и еще пять участников перелета вылетели с аэродрома Нью-Йорка. Побывав в Париже, Москве, Омске, Якутске, на Аляске, в Миннеаполисе, 14 июля Lockheed 14 благополучно вернулся в Нью-Йорк.

Новый рекорд составил 3 дня 19 часов 8 минут и 10 секунд, расстояние 23 612 км. Возвращение было триумфальным. На улицах Нью-Йорка героев встречало до миллиона жителей.

Говард Хьюз вместе с Чарльзом Линдбергом и Джеймсом Дулиттлом вошёл в число легендарных пилотов Америки. За свои достижения Хьюз был удостоен золотой медали Конгресса США.

Тяжелый взлет «Елового гуся»

В годы Второй мировой войны «Hughes Aircraft Corporation» получила несколько государственных заказов, в том числе на разработку и строительство гигантской летающей лодки для транспортировки сотен солдат.

Самолет Hughes H-4 Hercules, известный также как Spruce Goose («Еловый гусь»), является самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным — 98 метров.

Разработка самолета растянулась на пять лет из-за технических сложностей и стремления Хьюза добиться совершенства конструкции. В итоге «Еловый гусь» не был готов даже к окончанию войны, и его создателя заподозрили в мошенничестве и растрате выделенных средств. В итоге Хьюз довел проект до конца и лично поднял самолет в воздух 2 ноября 1947 года. «Еловый гусь» поднялся на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса. Этого хватило для того, чтобы с «Hughes Aircraft Corporation» сняли все претензии, хотя сам самолет так и не был принят на вооружение.

Самолёт Hughes H-4 Hercules, известный также как Spruce Goose («Еловый гусь»). Источник: Public Domain

Настоящий успех к «Hughes Aircraft Corporation» пришел в начале 1950-х, когда компания стала регулярно получать и успешно выполнять заказы американской армии. По иронии судьбы, именно к этому времени Говард Хьюз стал терять интерес к авиационной индустрии.

Хьюз поможет разведке, разведка поможет Хьюзу

О бизнес-чутье Говарда Хьюза спорят до сих пор — одни считают его безупречным гением, другие полагают, что количество удачных и провальных проектов у него было сопоставимым. Тем не менее, к концу жизни его состояние оценивалось в сумму не менее 1,4 миллиарда долларов, что делало его самым богатым человеком Америки. Возможно, и эта оценка его состояния занижена, и оно было в два-три раза больше.

Когда речь шла о бизнес-проектах Хьюза, он обеспечивал их продвижение с помощью подкупа нужных людей, включая сенаторов, конгрессменов и кандидатов в президенты. При этом казалось, что Хьюза вовсе не беспокоит возможное разоблачение подобных коррупционных связей. Есть версия, что миллиардер был тесно связан с американскими спецслужбами, в первую очередь, с ЦРУ, выполняя работы в их интересах. ЦРУ, в свою очередь, обеспечивало прикрытие делам Хьюза.

Доподлинно известно, что фирма Хьюза участвовала в проекте ЦРУ «Азориан», целью которого был подъем советской подводной лодки К-129, затонувшей в марте 1968 года на расстоянии 1560 морских миль от побережья Гавайских островов. С пятикилометровой глубины лодку поднимали, чтобы заполучить советские военные секреты, в первую очередь, торпеды с ядерной боевой частью. Для проекта фирма Хьюза построила специальное судно «Гломар эксплорер» для проведения подобных работ. Однако сам Говард Хьюз в этом проекте участия уже не принимал.

Судно «Гломар эксплорер».

Говард Робард Хьюз младший (Howard Robard Hughes, Jr.) (24 декабря 1905 - 5 апреля 1976) - первый в мире официальный миллиардер. Самый эксцентричный и загадочный американский промышленник-предприниматель, инженер, пионер и новатор американской авиации, режиссёр, кинопродюсер, а также один из самых богатых людей в мире. Владелец компаний «Хьюз Тул», «Бэйкер Хьюз Инк.», «Хьюз Спейс энд Коммюникейшнз», «Рэйзион Системз Компани», «Хьюз Электрониекс», авиакомпаний «Хьюз Эйркрафт», «Транс Уорлд Эйрлайнз», «Эйр Вест», исследовательских лабораторий «Хьюз Рисеч», кинокомпании «Ар-Кей-Оу», бесчисленных казино и гостиниц в Лас-Вегасе, рудников и пивной компании.

Говард Хьюз родился 24 декабря 1905 года в Хьюстоне, но ни в одной книге регистраций нет записи о его рождении. Его отец был удачливым предпринимателем и изобретателем. В 1908 году, через три года после рождения сына, он изобрел нефтяной бур со 166 алмазными коронками, известный как «камнеед Хьюза», и в одночасье разбогател.

Как и его отец, робкий и застенчивый Говард ненавидел школу. Вместо этого он мог часами просиживать, ковыряясь в старых механизмах и устройствах. У Говарда были золотые руки и железная воля: взявшись за дело, он обязательно доводил его до конца. В 12 лет Хьюз из дверного звонка смастерил свой первый радиоприемник, а через год из велосипеда сделал мопед. Единственное, что у него не получилось, так это научиться играть на саксофоне. Полгода он методично репетировал, измучив душераздирающими звуками несчастного инструмента всю семью, но бесполезно - у него напрочь отсутствовал слух.

Если отец стал для юного Говарда примером для подражания в деле, то характер и привычки он унаследовал от матери, светской барышни из Далласа Алины Жано. Она выполняла малейшие прихоти обожаемого чада и при этом пребывала в постоянном страхе, что ее единственное дитя подцепит вредоносные микробы и заболеет. Эту паническую боязнь инфекций Алина Жано сумела внушить и сыну.
В 17 лет Говард влюбился в 23-летнюю актрису, красавицу Элеонору Бордман. По ее словам, второго такого непривлекательного, стеснительного и нудного юнца на вечеринках не было. К тому же боявшийся объясниться Говард обратился за помощью к своему отцу. Дело кончилось полным фиаско. Похоже, именно после этого случая Хьюз стал испытывать патологическую робость в присутствии женщин, которая сопровождала его всю жизнь.

В 1924 году мать Говарда погибла в результате неудачной медицинской операции, а через год скончался от сердечного приступа его отец.
19-летний Говард оказался единственным наследником многомиллионного состояния. По закону несовершеннолетний Хьюз мог получить контроль над фирмой отца только через два года. Однако он проявил недюжинную хватку и через суд был признан совершеннолетним. Видимо, одним из условий этого была женитьба. Во всяком случае, брак Говарда Хьюза и Эллы Райс был явно фиктивным.

Свой капитал юный Говард Хьюз вложил в производство кино. Его первый фильм оказался так плох, что даже не вышел на экраны. Второй был уже лучше, а третий - «Ангелы ада» - имел бешеный успех. Яркая и жестокая картина рассказывала о пилотах-асах Первой мировой войны. Для фильма Хьюз приобрел 87 винтовых истребителей, став обладателем самых больших в мире частных ВВС. Во время съемок «Ангелов ада» все было по-настоящему - погибли трое пилотов, причем в гибели одного из них обвиняли Хьюза. Тот решил снять падение горящего немецкого бомбардировщика, но летчик, пилотировавший самолет, не успел вовремя выбраться из горящей машины. Однако сам Хьюз также пилотировал истребители, причем, демонстрируя заход самолета в штопор, тоже едва не погиб.
Впрочем, это нисколько его не образумило. За свою жизнь Хьюз пережил еще несколько аварий, серьезно сказавшихся на его здоровье, однако с несокрушимым упорством продолжал проектировать самолеты и самостоятельно испытывать их. В 1938 году он стал национальным героем Америки, совершив на двухмоторном «Локхид 14-N2» кругосветный перелет за 3 дня 19 часов и 17 минут, установив тем самым мировой рекорд. В 1939 году на моноплане «Серебряная пуля» Хьюз поставил мировой рекорд скорости для поршневых самолетов - 556 км/час. Опасность он просто презирал. Одну из многочисленных авиакатастроф Хьюз пережил в мае 1943 года, испытывая гидроплан «Сикорский», предназначенный для ВВС. Когда расследовавший причины аварии офицер поинтересовался, почему миллионер сам пилотирует самолет, Хьюз лишь усмехнулся: «А почему я должен платить другому за то, чтобы он получил удовольствие?»

Хьюз потратил полтора года жизни на то, чтобы построить собственный самолет Н-1, и в феврале 1937 года поставил на нем временной рекорд для трансконтинентальных перелетов, преодолев расстояние между Лос-Анджелесом и Ньюмарком всего за девять с половиной часов. «Я по натуре перфекционист, и мне трудно смириться с тем, что что-то не будет доведено до совершенства», - признавал Хьюз. Самый знаменитый проект Говарда в области авиастроения - это летающий корабль Н-4 «Геркулес», или «Еловая гусыня». Во время Второй мировой войны металл был труднодоступен, и свой самолет Хьюз сделал почти полностью из дерева (правда, не из ели, а из березы). Размах крыльев составил почти 100 метров, то есть больше футбольного поля. Этот самолет был и остается самым большим в истории авиации.
2 февраля 1947 года Хьюз собственноручно поднял «Еловую гусыню» в воздух. Один из его коллег впоследствии заметил: «Можете не сомневаться, Говард настоящий гений. С чертовски большими странностями, но гений».

Его странности проявлялись в основном в общении с женщинами, которое было весьма своеобразным. Он, например, демонстративно волочился за кинозвездами, буквально осыпая их цветами и драгоценностями, но избегая физической близости. Покоряя женщин мужественным видом и великосветскими манерами, Хьюз чрезвычайно стеснялся даже есть в присутствии других. Увидев в журнале фотографию Мерилин Монро, которая еще была фотомоделью, Говард позвонил ей, и они говорили около двух часов. В своих воспоминаниях Монро призналась, что так и не поняла тогда, чего он от нее хочет. Каждое утро будущая кинозвезда получала от него огромный букет чайных роз. Хьюз то и дело звонил Монро по телефону, причем иногда даже ночью. Мерилин засыпала на середине разговора, но Говард не вешал трубку, часами слушая дыхание спящей женщины. Примерно раз в неделю Хьюз назначал ей свидание в одном из дорогих ресторанов, потом перезванивал, извинялся, что не может прийти, и предлагал оплатить ужин в ресторане ей и ее подруге. Через несколько месяцев подобного общения Говард наконец пригласил будущую актрису в свой особняк. После романтического ужина при свечах раздался телефонный звонок. Хьюз встал, коротко поговорил с кем-то и, ни слова не говоря, уехал на аэродром. Больше Монро никогда его не видела и не слышала.

В середине 50-х годов Говард Хьюз пережил потрясение, после которого предпочел почти полностью свернуть свое общение с людьми. В управлении своими компаниями он слепо доверял другу и ближайшему сотруднику Чарлзу Торнтону. Именно этот человек его и предал. Многие годы Торнтон ловко обирал Хьюза. Когда это выяснилось, Говард Хьюз продал все авиакомпании, которыми владел (получив почти полмиллиарда долларов) и, подобно первым переселенцам, устремился на запад, в Лас-Вегас. Начав с отеля, в котором поселился, Хьюз начал скупать едва ли не все, что попадало ему под руку: три десятка гостиниц и казино, аэродром, заброшенные серебряные и золотые рудники, площадки для гольфа, телевизионную станцию, авторемонтные мастерские и просто землю в Техасе и Неваде. Высказывались даже подозрения, что, скупая собственность, он хочет полностью уничтожить игорный бизнес и организовать на месте Города Греха космодром. На самом деле Говард Хьюз привлек в индустрию развлечений большие инвестиции и практически очистил ее от организованной преступности. И от неорганизованной тоже.

Вслед за этим он создал собственную благотворительную организацию - Медицинский институт Говарда Хьюза, передав ему одну из своих компаний. При этом он, конечно, сэкономил - предприятие, ежегодно производившее военное оборудование на миллиард долларов, в одно мгновение стало благотворительной организацией, освобожденной от налогов. Но эта организация до сих пор существует и успешно работает. О том, как он жил в этот период времени, ходят самые фантастические слухи. Рассказывают даже, что он не читал биржевые сводки, не следил за рынком, его сознание меркло, и он часами перебирал свои длинные, грязные, спутанные волосы. Когда у него начинались приступы меланхолии, он садился за штурвал одного из своих самолетов - и исчезал. Однажды его отыскали в тюрьме, где он сидел за бродяжничество. Другой раз его обнаружили через три месяца после исчезновения входящим в нью-йоркский отель «Плаза»: на Хьюзе был смокинг, теннисные туфли, он нес пляжные сумки и бормашину в черном саквояже. С бормашиной он, конечно, перегнул. Но что-то же надо было положить в черный саквояж?

Журнал «Лайф» в те годы опубликовал на первой полосе два портрета. На одном красовался высокий тридцатилетний авиатор - таким его, национального героя, помнила вся Америка. В свое время от Хьюза все сходили с ума - в конце сороковых годов был популярен лозунг «Хьюза - в президенты!». Со второго портрета угрюмо глядел обросший густой бородой и длинными волосами патриарх - журнал уверял, что теперь Хьюз выглядит именно так. Все приняли это за грубо сработанную журналистскую «утку» - поклонникам ставшего народным героем миллионера-супермена было проще поверить, что того давно нет в живых. Но он был не только жив, но и исключительно эффективно управлял своей империей, вкладывая колоссальные средства в развитие высоких технологий. Именно его компания запустила первые геостационарные спутники, которые могли транслировать на всю страну 240 телеканалов. Именно в лабораториях Хьюза в Калифорнии появились на свет первый лазер, ракета класса «воздух-воздух», волоконная оптика, атомные часы, ионный двигатель, жидкокристаллический дисплей и знакомая всем водителям и механикам смазка WD-40. Находясь якобы в невменяемом состоянии, Говард Хьюз исправно платил налоги и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый щедрый налогоплательщик - он перечислил в казну $336 млн. Но, в таком случае, не были ли его отшельничество и вызывающие поступки лишь мистификацией, с помощью которой он отгораживался от суетного мира, от назойливых друзей, женщин и политиков?

Что действительно его отличало в последние годы жизни, так это маниакальная боязнь микробов. Хьюз не касался голыми руками документов, дверных ручек, вилки и ножа. Питался он только куриным бульоном и сливочным мороженым, а к концу жизни почти прекратил есть. Он умер 5 апреля 1976 года во время перелета в Хьюстонский госпиталь. Прямых наследников у него не было, настоящего завещания не нашли, зато одно за другим стали возникать поддельные. На огромное наследство Хьюза претендовали больше четырехсот человек. После многочисленных судебных разбирательств деньги достались всему клану Хьюзов, двадцати двум дальним родственникам покойного - ничем не примечательным учителям, служащим и мелким торговцам.