Где жил мишка япончик. Жизнь и приключения мишки япончика смотреть онлайн

Одесса без Япончика не Одесса. Именно Моисей Винницкий, он же Миша Япончик, ужас жандармов и народный любимец, сделал провинциальный приморский город криминальной столицей России и правил в этой столице безраздельно. Пусть всего несколько месяцев, но правил. И ведь как красиво правил! С собственным кодексом чести, с церемониями, почти по-японски.

Он ведь почему стал Япончиком? Не просто за раскосые глаза и широкие скулы. Он предложил одесским джентльменам удачи жить по законам якудза: создать свое воровское сообщество с армейской иерархией, не грабить бедняков и вообще работать красиво. И те согласились. Какой же одессит не захочет работать красиво! Каждый налет Япончика был маленьким, но хорошо поставленным спектаклем. Ограбленным непременно оставляли по 10 целковых «на извозчика».

Непострадавшая публика Япончика обожала. Артистизма ему было не занимать – он ведь одессит, Мишка (родился в 1891 году во дворике по улице Тихая, 9). Да и налетами занимался еще с детства. В 14 лет прибился к дружине анархистов и за убийство полицейского загремел на каторгу. А после революции вернулся вербовать воров под черные и красные знамена.

Моисей Винницкий, он же Мишка Япончик

Именно тогда, в начале 1918-го года, после роскошной свадьбы с работницей фабрики Жако Цилей (в 1923 году она сбежала во Францию, где дожила до седин) в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров». В нем биндюжники клялись грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Самого Япончика уважают в Одессе до сих пор. И даже видят призрак Япончика: узнают они его по характерному отличию - узкому разрезу глаз и полосатому костюму. Чаще всего его призрак разгуливает в окрестностях улицы Тихой. Работница одного из баров, которая живет неподалеку, едва не договорилась о свидании с покойным вором. «Помню, когда ночью возвращалась с работы домой, заметила симпатичного молодого человека, только одет он был как-то странно, - рассказывает администратор кафе Наталья. - Он обратился ко мне и предложил пойти выпить чашечку кофе, однако я спешила домой и отказала мужчине, но как только я прошла несколько метров, оглянулась, а его и след простыл».

Вор в законе

Одесский историк Игорь Шкляев задался целью раскопать документы о Мишке Япончике, чтобы отделить реальность от мифов.

– Вполне логичным представлялось, что материалы о столь маститом уголовнике можно найти в фондах Одесского сыскного отделения, однако ни в каких крупных уголовных делах Моисей Винницкий в дореволюционное время замешан не был. Удалось обнаружить несколько документов только в Центральном госархиве Советской армии. Вот свидетельство секретаря одесского Оперативного штаба Военно-революционного комитета Френкеля: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу главным образом лимонки и револьверы». В разговоре с Федором Фоминым, начальником Особого отдела 3-й Украинской Советской армии, Винницкий уже заявлял: «Я пришел не каяться. У меня есть предложение, я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии…»

А вот свидетельство о торжественном марше отряда Японца по улицам города: «Впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие – от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок».

До фронта, правда, добрались лишь 700 человек, да и те сбежали после первого боя с петлюровцами. Во время того отступления в августе 19-го большевики и застрелили Япончика, который считается первым российским вором в законе.

От Япончика 20-х до Япончика 90-х

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, – чуть ли не первый «благородный бандит» в советской литературе.

– Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х, – уверяет исследователь отечественного криминала профессор Яков Гилинский. – Япончик создал «воровской» стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть, а потом эта же власть его убила. В результате смерть Япончика помогла создать «бульон», из которого потом получились воры в законе.

После Мишки Япончика честный вор не должен был не только воевать за государство, он вообще не должен был иметь с ним отношений: ни жениться (через загс), ни работать (через отдел кадров).

– Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе, – считает Гилинский. – Однако нынешним «коронованным» уже можно убивать самим, хотя ворам в законе запрещалось. Кстати, Япончик, который Иваньков, содержался в тюрьме именно по подозрению в убийстве. Кроме того, почетное звание вора в законе теперь можно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться «законники», ни одной ходки не имевшие. Они легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов власти. Поэтому сегодня грань между бандитами и ворами в законе очень условна.

Досье

Жертва режима

«Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, – могу показать документы, находившиеся в контрразведке, а также и приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещали 100 тысяч рублей как за организатора отрядов против контрреволюционеров, но только благодаря рабочим массам я мог, укрываясь в лачугах, избежать расстрела».

Из автобиографии Япончика

Яна Поплавская: У Япончика была своя идея, у Соколовской – своя

– Роль революционерки Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» («Первый канал») я выбрала себе сама. Тогда у меня еще была такая возможность (режиссер сериала – Сергей Гинзбург, с которым актриса развелась лишь недавно. – Ред.). Соколовскую захотела сыграть по той причине, что она отличалась от тех ролей, которые мне предлагают в других сериалах. Было очень интересно. То время отличала готовность людей нарушать любые социальные нормы. У Мишки Япончика была своя идея, у Соколовской – своя. Мне удалось застать своего прадеда, служившего офицером в царской армии. Помню его рассказы про безумных женщин, которые, будучи дворянками, совершали во имя идеи абсолютно идиотские поступки. Многие, объявляя себя борцом, становились бесполыми. Моя Соколовская именно такая. Играя женщину, которая подменяет свое женское счастье борьбой за идею, хотела показать, как это нелепо.

Бандит с испитой рожей

«По улицам для поддержания порядка дефилирует полк Мишки Япончика…

Ужасом веет от этих разбойничьих физиономий. До чего может дойти советская власть… Недели две тому назад Мишка Япончик устроил в городском театре спектакль – концерт, на котором сам выступал с речью.

И в том самом театре, где хранились лучшие традиции русского искусства, в том самом театре, стены которого видели Комиссаржевскую, Савину и Давыдова, Моисей Винницкий – Мишка Япончик – бандит с испитой рожей осипшим голосом призывал к новым убийствам». - Из дневника В. Маргулиеса, 1919 год

Композитор Владимир Давыденко Монтаж Ольга Прошкина , Мария Сергеенкова , Екатерина Пивнева , еще Оператор Эдуард Мошкович Сценарист Максим Белозор Художники Никита Чернов , Андрей Платов , Светлана Литвинова , еще

Знаете ли вы, что

  • Хоть сериал и основан на реальных событиях, основная любовная линия взята из произведений Бабеля.
  • Евгений Ткачук, исполнитель главной роли, изначально был утверждён на роль Мейера Зайдера, одного из друзей Мишки Японичка.
  • Рабочим названием сериала было «Однажды в Одессе», аллюзия на «Однажды в Америке».

Ошибки в сериале

  • В городе Одесса, где происходит основная часть событий, никогда не существовало узкоколейных железных дорог.
  • В одной из сцен Япончик стреляет из пулемёта "Максим", который появится только через 26 лет после основных событий сериала.
  • Товарищ Соколовская выступает в кузове автомобиля ЗиС-5. Первая такая машина выйдет с конвейера только в 1933 году.
  • После февраля 1917 года по улицам Одессы не могли одновременно прогуливаться офицеры с погонами и городовые, одетые по уставу.

Больше ошибок (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Мишка Япончик, человек, которого считали одесским Робин Гудом, после выхода из тюрьмы решает создать собственную банду. Ему это легко удаётся. Они начинают совершать налёт за налётом. Через некоторое время Япончик уже носит титул короля воров.

Налётчик продумывает детально каждое своё преступление. Его действия начинают напоминать хорошие театральные постановки: в них очень много юмора и динамизма. Вместе с этим, показана и другая сторона жизни вора. Мишка Япончик влюблён в дочку местного богача, но не все попытки проявления искренних чувств заканчиваются успешно.

Налётчик помнит и о добрых поступках: он раздаёт деньги беднякам, устраивает пир для огромного количества людей, помогает грузчикам и молодожёнам. Вместе с тем он создаёт кодекс налётчика, где детально прописывает основы своей философии: на кого нападать, а кого нельзя трогать.

Но светлая и радостная жизнь длится недолго. В 1919 году жизнь короля воров обрывается.

Отзывы о сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика»

  • Аксинья 18 октября 2015 Оценка сериала 10 из 10

    Отличный фильм.

    Отличный фильм. Сериалом его зря назвали, потому что по сюжету и качеству созданной картины это полноценный художественный многосерийный фильм. Частенько возникает желание его пересматривать и пересматриваю. Описывать достоинства этого кино нет смысла, его нужно просто посмотреть…

01.10.2014 14 188 0 Jadaha

Забытые имена

Было это 45 лет назад. По просьбе газеты, что издавалась на Украине в районном центре Вознесенск, в Москве произошла встреча на квартире (метро «Автозаводская») с Петром Якиром - сыном командарма первого ранга И. Э. Якира, расстрелянного вместе с М. И. Тухачевским в июне 1937 года. Дело в том, что в Вознесенске в бурные годы Гражданской войны находился штаб 45-й дивизии, которой командовал Якир. По-видимому, не желая ничего рассказывать о трагедии, постигшей семью, он повёл разговор о знаменитом Мишке Япончике, спросив, знаете ли, как его убили. Пришлось рассказать ему историю, о которой речь пойдёт ниже. Пётр привёл всевозможные подробности, однако ни одна версия не совпадала с рассказанной. Затем он сказал, что эта версия всё-таки близка к истине, и показал выписку из архива и отдал копию архивной справки, переписанную собственноручно...

4 августа 2009 года исполнилось 90 лет, как налётчик Мишка Япончик был застрелен на перроне вокзала станции Вознесенск. Но кто же он такой, Мишка Япончик, о котором и сегодня ходят легенды в Одессе?..

Как невозможно представить Москву без Старого Арбата, так невозможно представить черноморскую Одессу без шумного пригорода Молдаванка, где находились дома свиданий, дешёвые кабаки, воровские «малины». И, говоря словами Исаака Бабеля, кроме этой «экзотики», знаменитые ночи на Молдаванке, «полные загородного шика и солдатской неутомимости».

Именно на Молдаванке, на улице Запорожской, 30 октября 1891 года у еврейского мещанина, фургонщика (по другим данным, биндюжника) Меера-Вольфа Мордковича Винницкого и его жены Доры Зельмановны родился сын Мойше-Яков (во всех последующих документах Моисей Вольфович Винницкий), которому суждено было войти в историю города и легенды и байки о котором живы до сегодняшнего дня. Когда мальчишке шёл шестой год, умер кормилец - отец. В бедной семье было пятеро детей.

Раскосые глаза, широкие скулы и смуглый цвет кожи делали Моисея Винницкого похожим на японца, и с детства к нему приклеилась кличка Япончик. Скажем прямо, детство было тяжёлое. Моисей с десяти лет начал работать учеником в матрасной мастерской Фарбера. Затем переходит работать электриком на завод. Когда после царского манифеста в октябре 1905 года стихийно стали возникать вооружённые отряды революционных партий, Моисей Винницкий, 14 лет от роду, вступил в один из таких отрядов и с оружием в руках защищал Запорожскую улицу от толп черносотенцев. Фактически это был отряд анархистов-террористов из юношей 15-19 лет названием «Молодая воля». «Бойцы» отряда совершали налёты на магазины, склады, частные квартиры. По разным данным, Япончик принимал участие в политических терактах. Существует версия, согласно которой он был приговорён к повешению за убийство полицмейстера, но несовершеннолетие бандита облегчило его участь, и он получил 12 лет каторги. В начале марта 1917 года революция открыла двери тюрем перед «политическими», реабилитировав их. Возвращаясь с каторги, Япончик долго гостил в Москве у тамошних анархистов и блатных «братишек». Потом заехал в Петроград и, наконец, летом 1917 года возвратился в Одессу.

После провозглашения Одесской советской республики со своим правительством - Совнаркомом еврейская боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание.

М. Винницкий после «одесского Октября» стал известным и «славным революционером». Он был вхож к руководству «красной» Одессы - Муравьёву, Юдовскому, Мизикевичу, Смирнову-Ласточкину.

В начале 1918 года состоялась грандиозная свадьба Япончика и Цили - простой работницы фабрики Жако. Забегая наперёд скажем, что, пережив своего мужа, она в 1923 году уехала за границу и поселилась во Франции, где жила до глубокой старости. А Миша в дни Одесской республики продолжал реквизиции «для нужд армии и революции», пытался контролировать «Союз безработных».

В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Понимая, что большое влияние в Одессе имеет «бандитско-босяцкий элемент», большевики и анархисты делали всё возможное, чтобы провести в «короли воров» Одессы своего человека - «революционера» Мишку Япончика. Этой цели добивались и вооружённые дружины Котовского, Зайдлера и др. Мишка Япончик умело использовал «левую фазу» и игру в политику, чтобы заручиться сильной финансовой и организационной поддержкой.

Ходили слухи, что в начале 1919 года Япончика арестовали, когда он выходил из кафе «Фанкони» в самом центре города, и препроводили в контрразведку. Однако через некоторое время к зданию контрразведки подкатило несколько десятков фаэтонов и пролёток с бандитами. Они приехали выручать своего атамана, предъявив ультиматум контрразведчикам: «Через пятнадцать минут освободить главаря, в противном случае контрразведку забросаем гранатами и возьмём штурмом». Атамана пришлось отпустить.

Почувствовав ослабление власти, Мишка Япончик со своим «партизанским отрядом» перешёл к активным действиям. Была брошена бомба в Русский театр во время спектакля для военнослужащих и членов их семей, затем ограбили их, совершили налёты на некоторые гостиницы.

Япончик «правил» Одессой через местных бандитских атаманов, которые имели свои районные штабы-«малины» в предместьях, успешно приторговывал оружием и небескорыстно снабжал им подпольные отряды большевиков и анархистов. В мае 1919 года Мишка Япончик становится командиром советского бронепоезда № 870932, команда которого была набрана из анархистов и бандитов и предназначалась для подавления восстания, поднятого атаманом Григорьевым.

28 мая в газете «Известия Одесского совета рабочих депутатов» было напечатано сообщение президиума Одесской ЧК о том, что ложным и контрреволюционным является слух, будто «небезызвестный в Одессе грабитель Мишка Японец» был секретарём Одесского ЧК. Сообщалось, что секретарь ЧК товарищ Михаил (Гринберг) ничего общего с Япончиком не имеет. И тогда атаман опубликовал письмо, которое заканчивалось словами: «... я отдаю себя на суд рабочих и крестьян, революционных работников, от которых жду честной оценки всей моей деятельности на страх врагам трудового народа. Моисей Винницкий под кличкой «Мишка Япончик».

После публикации этого письма в газете Япончик явился в Особый отдел ЧК и попросил, чтобы ему разрешили сформировать полк из своих ребят, которые якобы желали защищать советскую власть. Кстати, это был не первый случай сотрудничества властей с уголовниками. Незадолго до этого некий Стародуб создал полк из «моряков». На поверку в отряде моряков не оказалось. Всё это был уличный сброд - «братишечки», набранные в портовых гаванях Одессы. Но надо знать, при каких обстоятельствах создавались эти формирования и появлялись такие командиры. Войска атамана Григорьева, взяв Одессу, мародёрствовали. Ни Григорьев, ни начальник штаба Савицкий эти действия не пресекали. И лишь после того, как в город прибыл Якир, в Одессе, по словам члена РВС 12-й армии С. И. Аралова, «стал наводиться революционный порядок».

Реввоенсовет 3-й Украинской армии разрешил Япончику сформировать батальон особого назначения. Этот батальон набирался только из одесских бандитов, считавших своим атаманом Япончика. Их Мишка называл «боевиками».

Когда число добровольцев превысило тысячу человек, батальон был преобразован в 54-й имени Ленина советский стрелковый полк 3-й армии. Командиром полка остался «товарищ Мишка», а комиссаром стал секретарь Одесского исполкома Советов известный анархист Александр Фельдман (в 1919-1941 годах одесский Приморский бульвар назывался бульваром Фельдмана).

Вскоре полк Япончика направили на «петлюровский фронт», на подкрепление 45-й стрелковой дивизии. Перед отправкой на фронт полк прошёл парадным строем по центральным улицам Одессы. Когда началась погрузка в эшелон, выяснилось, что не явилось до 300 студентов и около 700 одесских воров. По дороге на фронт из вагонов бежали ещё несколько сот «боевиков». Так что до фронта доехали 704 бойца из более двух тысяч.

Полк прибыл в распоряжение штаба 45-й дивизии (комдив И. Якир), в городок Бирзула (ныне Котовск). Там был устроен новый парад. Полк признали боеспособным и включили в бригаду, которой командовал Котовский. Тот помог с обмундированием и разместил вояк в резерве в селе Голубичье. Однако одесские бандиты всячески сопротивлялись введению военной дисциплины и военному обучению в своей части. В то время фронт дивизии Якира растянулся на 300 километров, и каждая боевая единица была на вес золота. Япончика направили на один из участков правого фланга.

Первый бой был удачным. Одесситы забросали окопы противника гранатами и заставили его отступить. Ночью их одолела тоска по своему «ремеслу». В начале августа 1919 года в районе Вапнярки вояки Япончика покинули позиции и двинулись к себе домой в Одессу. Война им не пришлась по вкусу. В результате правый фланг дивизии оказался открытым.

Мечтая прорваться в родную Одессу, Япончик повернул эшелон в сторону узловой станции Помошная. Существует множество легенд гибели Япончика. Некоторые авторы утверждают, что это продуманное убийство, заранее спланированное. Придумать, конечно, можно что угодно при богатой фантазии и полной свободе, но есть неопровержимые доказательства, которые оспорить невозможно. В связи с этим приведу архивный документ, который передал мне Пётр Якир. Это доклад Вознесенского уездного военкома Ивана Дмитриевича Стрижака Одесскому окружному комиссару по военным делам: «4-го сего августа я получил распоряжение со станции Помошная от командующего внутренним фронтом т. Кругляка задержать до особого распоряжения прибывающего с эшелоном командира 54-го стрелкового советского украинского полка Митьку Японца.

Во исполнение поручения я тотчас же отправился на станцию Вознесенск с отрядом кавалеристов Вознесенского отдельного кавалерийского дивизиона и командиром названного дивизиона т. Урсуловым, где распорядился расстановкой кавалеристов в указанных местах и стал поджидать прибытия эшелона.

Ожидаемый эшелон был остановлен за семафором. К остановленному эшелону я прибыл совместно с военруком, секретарём и командиром дивизиона и потребовал немедленной явки ко мне Митьки Японца, что и было исполнено.

По прибытии Японца я объявил его арестованным и потребовал от него оружие, но он сдать оружие отказался, после чего я приказал отобрать оружие силой. В это время, когда было приступлено к обезоруживанию, Японец пытался бежать, оказал сопротивление, ввиду чего был убит, выстрелом из револьвера, командиром дивизиона. Отряд Японца, в числе 116 человек, арестован и отправлен под конвоем на работу в огородную организацию».

Подробности расстрела я узнал в 1957 году. Тогда широко отмечалось 40-летие Октябрьской революции, благодаря хрущёвской оттепели из тюрем вышло много участников Гражданской войны, борцов за установление советской власти на «вознесенщине». Они приехали на торжества по случаю открытия мемориальной доски на здании депо, где были построены бронепоезды «Умрём или победим» и «Смерть директории». Кстати, после мятежа атамана Григорьева бронепоезда двинулись на Одессу и освободили её, захватив в качестве трофеев французские танки «Рено», один из них воины третьей Украинской армии подарили В. И. Ленину. И вот тогда соратники Н. Урсулова рассказали подробности гибели бандита. По прибытии на станцию Вознесенск Япончик вышел из вагона и потребовал представить главного начальника. Далее всё написано в докладе уездвоенкома. В группе красноармейцев выделялся высокий командир. Это был Никифор Иванович Урсулов. Когда Япончик поравнялся с ним, тот потребовал сдать оружие. В ответ Япончик нанес Урсулову сильный удар головой в грудь. Едва удержавшись на ногах, Урсулов выхватил из кобуры наган и в упор застрелил Япончика. Очевидец Иван Васильевич Гордиенко мне рассказывал, что Урсулов удержался благодаря тому, что сзади были рельсы от телеграфного столба.

Это один из редких сериалов, которые я посмотрел практически полностью. И то, только потому, что показывали его в режиме киномарофона по три серии подряд. Сразу скажу, что впечатление от увиденного сложилось неоднозначное. И виной всему следующее.

Вероятно, на этот фильм три года делал пленку завод Свема. Вероятно, спустили план любой ценой выдать на телеэкраны страны двенадцать серий. Вероятно, отсняв половину, неожиданно поняли, что не хватает где-то десяти часов хронометража, и было принято волевое решение занять их хоть чем-то, например, пустыми диалогами, тупиковыми сюжетными линиями, бессмысленной беготней и плясками в еврейском кабаре. В итоге получилось невероятно затянуто. Сериал можно урезать до продолжительности фильма без каких-либо существенных потерь.

Увы и ах, но вместо фильма (который мог получиться весьма и весьма не плохим) отечественный ГазМяс под руководством Гинзбурга разродился своего рода кинематографической графоманией. Это самый большой минус «Японца». Пересмотреть такое второй раз я не решусь и не посоветую даже врагам. Еще раз повторю — не потому, что сериал плох, а потому, что он отвратительно затянут, и подчас напоминает валяльный цех валеночной фабрики. Но, довольно об этом.

Евгений Ткачук, на самом деле, сыграл хорошо. Это точно попадание и внешне, и по духу. Хорошо вписался в роль Артем Ткаченко. Им может гордиться мама — в кино про Япончика он был самый красивый. Игорь Савочкин, наверное, тоже вполне адекватно выполнил свою работу. Гафт был предельно уныл, сыграв какого-то полубомжа. Остальные получились так-сяк, местами откровенно переигрывая, местами просто утонув во всем этом валянии ваты и бесконечных бессмысленных разговорах ни о чем. В общем, актерский состав пусть не звездный, но со своей задачей, в принципе, справился. Отчего еще непонятнее, почему нельзя было снять (хоть трехчасовой, но) фильм, где бы этих нескольких интересных человек хватило с лихвой.

Исторически, сериал, конечно, бредит. Перманентное пребывание в Одессе белых, городовые в белой форме, военные с погонами, песни, половина которых была написана глубоко позже, пулемет времен второй мировой войны и советского выпуска автомобили. Хроника происходящего также не блещет кинодокументальностью, хотя «боевая» концовка показана в целом верно. В общем, это такой фантазиум-воображариум по мотивам. С этим надо просто смириться и продолжать смотреть.

Что плохо? А плохо то, что Япончика в фильме чуть ли не канонизируют. Это действительно умиляет и даже немного раздражает. Миши, мальчик мой, да ви просто святой! В сериале культурно умалчивается тот факт, что евреев, не желавших платить (всяких там Масманов, Литейманов и Энгелей), вполне себе убивали, дабы не было повадно. Но, это таки некрасиво, и потому сериал изволит этого не демонстрировать, создавая образ какого-то лирического мученика, который хоть и грабит, но испытывает глубочайшие угрызения совести и душевный дискомфорт. Этакий еврейский Робин Гуд грабит богатых и раздает бедным, которые его боготворят, обожают и так далее. Впрочем, вся лирика Япончика сводится к томительному желанию сесть в шаланду, выкинув оттуда всю кефаль, посадив туда свою Цилю, и, сунув ей в ноги три чемодана денег, грести в сторону Босфора. Но не вышло, и он растаял в дыму отчества и паровоза.

Коммунисты наивны, доверчивы и как-то не слишком вонючи (хоть телевизор запахи и не передает). В «Собачьем сердце» были вонючи, прямо чувствовался запах пропотевшей, засаленной кожанки Швондера, а тут — нет. Они напоминают каких-то домашних мальчиков, которые доверяют вору, а потом картинно удивляются, куда пропадают деньги. Нет ни революционного напора, ни воинствующего быдла, ни булгаковско-аверченкого контраста. Коммунисты здесь просто дети. Добрые, сытие и не очень умные. Котовский так, вообще, просто няшка. Ну, ребята… это несерьезно совсем. «Белые» невообразимо тупы. Они борются с преступностью как-то очень оригинально — никого не ловя и не арестовывая. Следователь в определенные моменты просто вызывал смех, отмачивая такие коленца, что диву даешься зачем в Одессе в принципе нужна полиция, если она всех все равно отпускает или не ловит? При этом денег никто не берет. Все чисто по доброте душевного царского режима. В общем, все очень наивно и чрезмерно романтизированно.

Итого. Смотреть можно, но один раз. Затянуто невероятно. Создателям желаю здравствовать, и перепилить все это безобразие в формат нормального фильма часа на полтора-два. Еврейское кабаре вырезать к чертям. Историей здесь и не пахло. Смотреть, в принципе, интересно. Технически выполнено достойно. Но вот второй раз смотреть это уже не станет никто. Именно за это и за пресловутую воду, которой в этом сериале просто гектолитры.

Страница 1 из 19

Одесский Робин Гуд - Миша Япончик.

Так случилось, что имя героя "Одесских рассказов" Исаака Бабеля Бени Крика и имя одесского уголовного авторитета Мишки Япончика слились в читательском воображении в нечто единое.

Это не так! Вернее, не совсем так. Беня Крик, всего лишь налетчик. Человек широкой души. Человек полный одесского шарма и связанного с ним очарования. Не более того. Мишка Япончик выходит за бабелевские рамки. Он гораздо шире и многограннее.

Мишка Япончик родился 30 октября 1891 года в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого и его жены Добы Зельмановны. При рождении его назвали Мойше-Яковом. В последующих документах Мойше-Яков значится как Моисей Вольфович Винницкий.

Семья проживала в самом центре Молдаванки на улице Запорожской. По странному стечению обстоятельств, улица, в значительной части своей, была заселена казачеством иного свойства - еврейским казачеством. Налетчиками и ворами.

На улице было много дешевых публичных домов. Там же ютились забегаловки и воровские малины. В возрасте шести лет Мишка Япончик лишился отца. Когда Мишке Япончику исполнилось десять лет, мать определила его учеником в матрасную мастерскую Фарбера. Позднее он переквалифицировался на электрика. И некоторое время работал на заводе "Анатра". При всём этом Япончик смог получить вполне сносное, с учетом времени и социального статуса, образование. Он окончил четыре класса начальной еврейской школы.

В октябре 1905 года, буквально на следующий день после издания царского манифеста, даровавшего населению многочисленный свободы, в Одессе начался еврейский погром. Тогда, впрочем, как и сейчас каждый воспринимает полученную свободу по-своему. Полиция бездействовала. И в еврейских кварталах появились вооруженные отряды еврейской самообороны. Они стали на пути толп черносотенцев. В один из таких отрядов вступил юный Моисей Винницкий. На завод Винницкий не вернулся.

Он примкнул к организации "Молодая воля". Костяк "Молодой воли" составляли молодые люди 15-19 лет. В ту пору в Одессе было много таких вооруженных формирований, занимавшихся под идейным, по преимуществу анархистского толка, прикрытием откровенным грабежом и вымогательством. Из-за Бог весть, откуда взявшихся раскосых глаз, широких скул и смуглого цвета кожи Винницкого прозвали "Япончиком". Мишка Япончик принимал самое активное участие в деятельности своей организации.

Об этом известно больше по слухам. Документальных подтверждений практически нет. Во время гражданской войны и междувластия, мстительные бандиты сожгли Одесское сыскное управление, со всеми хранившимися там следственными материалами и картотекой. Достоверно известно лишь то, что по приговору Одесского окружного суда от 2 апреля 1908 года Мишка Япончик был приговорен к 12 годам каторги. По одной из версий поводом для наказания послужило несколько ограблений, в которых Мишка Япончик был уличен.

По другой, менее очевидной, Мишку Япончика должны были повесить за убийство грозы Молдаванки, полицмейстера Михайловского. Мишка Япончик изображал из себя чистильщика сапог. И, когда неосторожный полицмейстер поставил ногу на ящик, Япончик привел в действие взрывное устройство. От смертной казни Мишку Япончика спасло несовершеннолетие. Говорят, что его сокамерником был другой смертник - бессарабский грабитель Григорий Котовский. На свободу Япончик вышел в марте 1917 года.

Февральская революция открыла двери тюрем и каторги для "политических" В том числе для анархистов. И Моисей Вольфович Винницкий, он же Мишка Япончик был в их числе. По дороге в Одессу Япончик какое-то время "гостил" в Москве. Видели его и в Питере. То ли налаживал связи с тамошними анархистами. То ли привез местной братве вести от оставшихся в заключении уголовников. В июле 1917 года Мишка Япончик появился в Одессе. Положение дел в Одессе было самое отчаянное. Удивительная, даже для того смутного времени, неразбериха.

И как следствие невиданный разгул преступности. Убийства, грабежи, кражи, разного рода вымогательства. Пользуясь старыми, как анархистскими, так и уголовными связями, Мишка Япончик сколотил вокруг себя группу энергичных на всё готовых парней. Группа заявила о себя несколькими громкими грабежами и нападениями. Было ограблено почтовое отделение на Ближних Мельницах, несколько магазинов и складов в центре города. Особую известность приобрело нападение на румынский игровой клуб. Налетчики переоделись в морскую форму, позаимствованную на вещевом складе Черноморского флота.

Они ворвались в клуб в самый разгар игры и "именем революции" забрали около 100 тысяч стоявших на кону рублей. Игрокам пришлось расстаться с драгоценностями и ещё не пущенными в игру деньгами. По Одессе тут же пошла гулять лихая песня:

- "Ростислав" и "Алмаз" - за республику. Наш девиз боевой - резать публику...

На бескозырках новоявленных моряков значились названия этих кораблей. Грабежи поражали размахом и чисто одесским шиком. Придя на новогодний банкет в дом сахарозаводчика Гепнера, Япончик сказал:

Мы очень извиняемся, мы люди бедные, а вы богатые, едите и пьете, а на Молдаванке есть нечего. Так что вы должны уплатить 50 тысяч, чтобы молдаванские тоже праздновали Новый год, постарайтесь вести себя примерно, и мы не принесем вам зла.

В заключение грабители решили вернуть ограбленным гостям по 10 рублей "на извозчика". Врачу же, бывшему на банкете то ли в качестве гостя; то ли на всякий случай, вдруг кто-нибудь из гостей перепьётся и ему станет плохо; были оставлены "все трудовые деньги". При всём прочем Мишка Япончик считал себя человеком идейным. Свои действия он прикрывал революционной фразой. В основном левой. Мол, методы у нас разные, а цель одна. Помочь прозябающему в нищете трудовому народу.

Чтобы избавить себя от репутации заурядного бандита, Япончик организовал Еврейскую революционную дружину самообороны, "на случай погромов". Дружина насчитывала 100-120 человек, и было хорошо вооружена. Какие-то добытые во время налетов суммы шли на благотворительность. Япончик помогал безработным портовым грузчикам Одессы. Давал деньги бездомным. Ещё он оказывал материальную поддержку сиротам и молодоженам. Что-то перепадало семьям, пострадавшим во время налетов - случайным, так сказать, жертвам разбойных нападений. От имени Мишки Япончика жителям Молдаванки раздавались подарки (одежда, продукты, небольшие денежные суммы).

Сейчас так поступают, сколотившие себе состояние криминальные авторитеты. Учреждают премии для особо одаренных, возводят храмы, и содержат приюты. Впрочем, судя по воспоминаниям одесситов, о себя Япончик тоже не забывал. Он владел рестораном-варьете "Монте-Карло" на Мясоедовской улице и лучшим в городе киноиллюзионом "Карсо" на Торговой. Ещё Япончик собирался прикупить казино и Одесскую кинофабрику В босяцко-уголовной среде грабежи буржуазии, как наехавшей со всех сторон России в поисках последнего прибежища; так и местной, считались не только вполне законными, но и освященными высокими революционными идеалами.

Так, одесские воры в газете "Одесская почта" опубликовали воззвание соответствующего содержания:

Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, (речь идёт о вооруженном восстании в январе 1918 года - В.Д.), идя, рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже, имеем право носить звание граждан Российской республики…