Экономика крыма. Место и роль социального комплекса в экономике крыма и жизни населения Роль строительной индустрии в экономике крыма

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.

29 . 03 . 2014 | Россия

Для крымской промышленности начинаются новые времена - на полуостров приходят российские инвестиции

Инвестиции России в экономику Крыма в случае присоединения полуострова могут составить несколько миллиардов долларов уже в ближайшее время. Власти ожидают, что бизнес из России вложит в крымские проекты пять миллиардов долларов (около 160 млрд.р.)

Потенциальные направления для дальнейшего промышленного развития региона – инвестиции в ВПК (феодосийские предприятия военно-промышленного комплекса), в портовое хозяйство и добычу углеводородов на шельфе. В частности, Д.Рогозин предположил возможность загрузки крымской промышленности долгосрочными и выгодными заказами, о том же заявил СоюзМаш России, упомянув о возможности финансирования в объеме 40 млрд рублей на поддержку промышленности. Средства направят на поддержку предприятий, связанных с оборонно-промышленным комплексом, машиностроением, обслуживанием судов, в том числе кораблей Черноморского флота России.

Обзор промышленности полуострова, приведенный ниже, позволяет предположить только 3 направления инвестиций в промышленность – судостроение, приборостроение и добыча углеводородов на шельфе (после разграничения прав собственности с «Нафтагазом Украины»). Инвестиции в химическую промышленность и энергетику возможны лишь после уточнения принадлежности уже действующих предприятий, так как они включены в вертикально-интегрированные компании материковой Украины.


Общее описание экономики республики Крым

Общая доля Крыма в ВВП Украины - 3%, а ВРП Крыма оценивался в 2012 году в 4,3 млрд долларов. 52% расходов бюджета Крыма, который равен примерно 2,5 млрд гривен, обеспечивается поступлениями из государственного бюджета Украины. В 2009 году объем экспорта крымских товаров в страны ЕС составил 83,3 млн долларов.

Основные доходы Крыму дают:

Промышленность - 16% (более пятисот крупных и средних предприятий),

Торговля - 13%,

Сельское хозяйство - 10% (зерновое хозяйство, виноградарство).

Доходы от туризма - 6% (в среднем - 6 млн туристов в год), при этом 40% отдыхающих приезжают на курорты Крыма из России

Республика Крым, которая почти целиком обеспечена собственными продуктами питания, 45% экспорта отправляет в страны СНГ (45%), большую часть - в Россию (29%), еще 23% товаров экспортируется в страны ЕС. Крым является крупным экспортером сельхозпродукции, а в страны Евросоюза вывозится много продуктов неорганической химии.

Больше всего из Крыма вывозится алкогольных и безалкогольных напитков (преимущественно - вина), в Россию, Белоруссию, Японию, Китай, Германию, США и прочие страны.

Общее описание промышленности республики

Химическая промышленность

ЗАО "Крымский ТИТАН" (/www.titanexport.com/) – ведущий производитель химической продукции, выпускает двуокись титана, красный железорудный пигмент, аммофос и другую химическую продукцию. Продукция завода, по данным “Госвнешинформ”, занимает приблизительно 30% долю на российском рынке диоксида титана и 80% от всего импорта этой продукции в РФ. Однако, как отмечают источники на рынке, без сырьевых поставок в рамках вертикально-интегрированного холдинга предприятие функционировать вряд ли сможет. Украина располагает около 20% мировых запасов титановых руд, добываемых Иршанским и Вольногорским ГОКами.

ОАО "Крымский содовый завод" (www.cs.ua) – мощное предприятие – производитель кальцинированной соды марок "А" и "Б", который функционирует более 30 лет. Компания предлагает для реализации на внутреннем и внешнем рынках соду техническую, моющие средства, соль, известь строительную.

ОАО "Бром" (www.perekopbromine.com) – является единственным в Украине производителем брома и его соединений, который использует естественное сырье – рапу озера Сиваш.

Энергетика

Энергораспределяющая компания “ ДТЭК Крымэнерго” , входящая в холдинг ДТЭК Рината Ахметова, с долей в снабжении полуострова током около 80%. В 2013 году увеличил чистый убыток по МСФО на 14,1% по сравнению с 2012 годом - до 182,83 млн грн ($19,81 млн).

4 солнечные электростанции - Перово, Охотниково, Родниково и Митяево общей мощностью 227,5 МВт австрийского девелопера Activ Solar, которого в СМИ связывают с Андреем Клюевым.

Машиностроение

Отрасль представлена более чем 50 предприятиями.

ОАО "Машиностроительный завод "Фирма Сэлма" (www.selma.ua) – ведущий производитель электросварочного оборудования в Украине и странах СНГ. ОАО "Симферопольсельмаш" (www.selmash.strace.net) – один из лидеров по производству режущих запчастей к сельскохозяйственной технике не только в Крыму и Украине, но и в странах СНГ.

ОАО "Фиолент" (www.fiolent.com) – современное высокоорганизованное предприятие, которое является одним из лидеров производства электроинструментов в Украине и странах СНГ.

ОАО "Пневматика" (www.pneumo.com.ua) – предприятие, которое уже на протяжении 30 лет изготавливает пневмоаппаратуру для различных отраслей экономики. Программа поставок включает сотню модификаций пневматических устройств.

ОАО "Судостроительный завод "Залив" – ведущий производитель и экспортер современных среднетоннажных танкеров. При этом предприятие преимущественно работает на экспорт - основными заказчиками являются Норвегия и Нидерланды. В 2013 году стало известно, что завод Константина Жеваго станет совладельцем двух предприятий норвежской судостроительной компании Bergen Group ASA. За $18,2 миллиона “Залив” получит 51% акций в новосозданной компании. Этой компании будут переданы принадлежащие Bergen Group заводы Fosen и BMV. Также компания в рамках подписанного договора получит $40 млн для финансирования строительства судов.

“Севморзавод” (СМЗ) , 60% которого принадлежит Петру Порошенко. Одним из основных заказчиков завода является “Укрспецэкспорт”. Продукция завода отправляется на экспорт в страны России, Кубы, Румынии, Польши, Германии и другие. В 2012 году СМЗ сократил неконсолидированный чистый убыток по МСФО в 2,6 раза - до 5,35 млн грн ($0,58 млн), его чистый доход возрос на 17% - до 52,87 млн грн ($5,72 млн).

ОАО "ФСК "Море" (www.morye.crimea.ua) – мощное предприятие, которое производит скоростные корабли (на подводных крыльях, на воздушной подушке и т.п.), прогулочные яхты, катера с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов.

ГП "Стеклопластик" (www.boat.h1.ru) имеет значительный производственный потенциал и является крупным специализированным предприятием, которое владеет технологией изготовления сложных конструкций из полимерных композитных материалов. Продукция компании: шлюпки и катера различного назначения, прогулочные лодки, байдарки и т.п.

Добывающая промышленность

ГАО «Черноморнефтегаз» входит в состав НАК «Нефтегаз Украины» и специализируется на разведке и добыче нефти и газа в акватории Черного и Азовского морей, хранении и траспортировке природного газа. На шельфе Черного и Азовского морей и в сухопутной части Крыма «Черноморнефтегаз» разрабатывает 3 газоконденсатных (Голицынское, Штормовое и Фонтановское), 6 газовых (Архангельское Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское) и одно нефтяное (Семеновское) месторождения. При этом компания является довольно перспективной - в прошлом году здесь начали разработку Субботинского месторождения, а в текущем планируют пробурить 11 новых скважин. Добыча же по итогам 2013-го возросла на 40,6% в сравнении с позапрошлым и составила 1,65 млрд кубометров ресурса.

“Смарт-Холдинг” - Балаклавское рудоуправление (БРУ), Евпаторийский завод стройматериалов и Сакский завод строительных материалов. Компании “Смарт-Нерудпром” поставляют известняк и гранитный щебень на рынок Украины, разрабатывают Евпатарийское месторождение известняков, Псилерахский и Кадыковский карьеры и Сасыкское месторождение.

Транспорт

Основной транспортный поток (как пассажирский, так и грузовой) в Крым идёт сухопутным путем - через Перекопский перешеек. Керченская паромная переправа маломощна. Ещё недавно украинскими властями планировалось увеличить её пропускную способность всего до 400 человек и 60 автомобилей в час (в обе стороны). Керченский грузовой порт не рассчитан на дополнительные перевозки в случае отсутствия автомобильного и железнодорожного сообщения с Украиной.

в случае блокирования сухопутного сообщения (а это весьма вероятно) Крым из полуострова становится настоящим островом. Это создаёт проблемы с вывозом объёмной продукции сельского хозяйства (включая виноделие), химической промышленности, а также завозом товаров, необходимых для текущей жизнедеятельности Крыма (недостающее продовольствие, особенно в курортный сезон, ширпотреб и т. п.).

Туризм

Если говорить о крымской индустрии отдыха и сопутствующих ей торговле и сфере обслуживания, то в ней официально занято 266,3 тысячи человек, или практически 30 % легально занятого населения Крыма. Малый и средний бизнес в отрасли в большинстве своем не зарегистрирован, и его необходимо «ввести в правовое пространство».

Сельское хозяйство

Вторым по занятости в Крыму сектором является сельское хозяйство - почти 200 тысяч человек. Это - северные районы полуострова. Поддерживать экономику этого сектора позволяли вода, идущая с материковой Украины, и перетекающая оттуда же электроэнергия.

Мировоззренческо-философские (смысложизненные ценности). Это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.

Ключевые мировоззренческие понятия – жизнь и смерть . Воплощенные в противостояниях войны и мира, Ада и Рая.

Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесение человека и времени: вечность и время , прошлое, настоящее и будущее, прошлое и судьба, память – вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для нее представление о картине мира . Представления о космосе, Земле, пространстве, времени, движении.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Нравственные ценности. Регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и сущего. Они связаны с утверждением достаточно жестких неписаных законов – принципов, предписаний, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики.

Основные категории морали – добро и зло. Представление о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности», имеет множество формулировок, по сути его можно свести к «категорическому императиву» (непреложному нравственному закону) И. Канта: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».

Кроме того, мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. То есть умения соотнести общие интересы и свои личные потребности.

Сфера частной жизни – дружба, любовь, такт, вежливость.

Эстетические ценности. Это духовные ценности связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Гармония понималась древними греками как основное качество космоса как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическое в системе духовной культуре есть высшая ступень лишнего, свободного от утилитарности. Эстетическая потребность – это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве.

Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое основные эстетические ценности.Материя и дух в культуре оказываются не просто связанными, они взаимопроникают в друг друга, они едины и разорвать их невозможно. Пересечение материальной и духовной культур в политической, экономической, экологической, эстетической культурах.

Кроме того, стоит упомянуть еще о двух типах духовных ценностей. Именно они и осуществляют реально синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. В первую очередь это ценности религиозные , а также ценности художественные .

Экономика Крыма формировалась на основе природных и климатических особенностей полуострова.

Традиционно роль Крыма в территориальном разделении труда определяли машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна, подсолнечника, винограда, овощей, фруктов, а также курортное и портовое хозяйство. Такая специализация сложилась благодаря приморскому положению региона, плодородным почвам и теплому климату, а также рекреационным ресурсам.

В структуре экономики Республики Крым преобладает сектор услуг, на долю которого приходится более 60% валового регионального продукта: торговля – 13%, транспорт и связь – 10%, операции с недвижимостью – 10%, социальный сектор – 10%, госуправление – 8%.

Среди отраслей материального производства ведущее место занимает промышленность (16%), удерживает значительную роль в экономике и сельское хозяйство – 10%.

Наибольшая часть реализованной продукции приходится на предприятия перерабатывающей промышленности – 50,8%, производство и распределение электроэнергии, воды и газа занимает 41,3%, добывающая промышленность – 7,9%.

Немалый вклад в экономику также вносят туризм и виноделие. Особой гордостью Республики Крым с давних времен являются местные здравницы, которые оказывают услуги санаторного лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В 13 курортных регионах Крыма насчитывается более 780 объектов размещения, в том числе 558 санаторно-курортных учреждений и 222 гостиницы. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортного комплекса относится к здравницам, из которых более двух третей – санатории различной специализации. Согласно официальной статистике, регион занимает 2-е место в России по числу мест размещений и 5-е по количеству размещенных туристов.

Выгодное географическое положение полуострова предопределило его особую значимость как крупного транспортного и транзитного узла в Черноморском регионе. И на сегодняшний день транспортно-дорожный комплекс Республики Крым представляет собой развитую систему коммуникаций, в состав которой входят 6266,8 км автомобильных дорог общего пользования, 4 морских торговых порта (Керчь, Феодосия, Ялта, Евпатория), 2 паромные переправы, 3 аэропорта, железная дорога, эксплуатационная длина которой около 650 км, предприятия автомобильного транспорта.

В то же время крымская инфраструктура, которая практически не обновлялась украинскими властями, сильно изношена и нуждается в серьезных инвестициях.

В свете последних политических событий 2014 года, в результате которых Республика Крым вошла в состав России, Правительством Российской Федерации был принят целый ряд важных нормативных документов, направленных на синхронизацию жизни региона с Россией

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 была утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Программа нацелена на интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, а также снятие инфраструктурных ограничений, мешающих устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Основными задачами программы на период 2015 – 2020 годов являются: устранение ограничений транспортной инфраструктуры, создание системы устойчивого водоснабжения и энергообеспечения территорий, ускоренное развитие промышленности, здравоохранения, социальной сферы и образования и т.д.

Финансирование Федеральной целевой программы составит 700 млрд. рублей, из них около 660 млрд. – из средств федерального бюджета.

Средства ФЦП главным образом сконцентрированы на строительстве перехода через Керченский пролив, реконструкции воздушных и морских портов, автомобильных дорог. В энергетике программой предусмотрены меры по развитию сетевого комплекса, созданию собственной генерации для надежного энергоснабжения полуострова, обеспечению бесперебойного снабжения Крыма водой, укреплению береговой линии, наладке системы очистных сооружений и утилизации твердых бытовых отходов. В социальной сфере программа предусматривает строительство и сереьзную реконструкцию объектов здравоохранения и образования. Также запланировано создание индустриальных парков и технопарков в сфере высоких технологий

Специально для Крым.Реалии

Денег нет. Эта фраза рискует превратиться из сетевого мема в эпитафию на надгробии Российской Федерации в целом и Крыма в частности. Как я писал в апреле в этой статье , экономика «подроссийского» полуострова просела по всем показателям, так что жизнь подорожала более чем на 25% за год. В мае в этой статье показано, как сокращаются дотации из федерального бюджета и подвергается секвестру бюджет крымский. Теперь пришло время оглянуться за пределы полуострова и сравнить его экономические показатели с показателями других регионов Украины и соседней России. Поверьте, увиденное вам не понравится.

Минутка теории

Интегральным показателем развития административной единицы является валовый региональный продукт (ВРП) . Он высчитывается путем сложения стоимости всех товаров и услуг, произведенных в определенном регионе, за вычетом налогов, идущих в центральный бюджет. Чем ВРП больше, тем регион живет лучше, что очевидно. Однако поскольку административные единицы могут сильно отличаться по числу жителей (а именно люди создают прибавочную стоимость регионального продукта), более адекватным для расчетов является показатель ВРП на душу населения. По нему-то мы и будем сравнивать состояние Крыма в 2013 и 2014 годах. Поскольку статистика по ВРП запаздывает в среднем на полтора года, данные по 2015 году нам еще недоступны, но вряд ли они сильно повлияют на картину.

Валовый региональный продукт Крыма в 2004–2014 годах

Валовый региональный продукт АРК и Севастополя устойчиво рос с 2004 по 2008 год, с началом мирового кризиса обвалившись приблизительно до уровня 2006 года, а к последнему «довоенному» году вернувшись на утраченные позиции.

Рассмотрим подробнее год до и после аннексии. Итак, по данным Госкомстата Украины, в 2013 году ВРП на душу населения АРК составлял 22,6 тыс. гривен (или 2756 долл. по тогдашнему среднему курсу), Севастополя – 25,6 тыс. гривен (3122 долл.).

Аннексия Крыма, вопреки обещаниям архитекторов «русской весны», привела регион к экономическому краху. В деталях мы рассматривали этот вопрос раньше, теперь посмотрим на всю картину в целом.

По данным Росстата, ВРП «Республики Крым» в 2014 году составил 73,2 тыс. рублей, а Севастополя – 45,8 тыс. рублей. Первое изменение налицо – «город русской славы», «вернувшись в родную гавань», сдал свои позиции. Оно и неудивительно – никаких доплат за службу в иностранном государстве моряки Черноморского флота больше не получают, туризм и транспорт в городе медленно умирают.

Идем дальше. Курс доллара в России на протяжении 2014 года колебался от 36,2 рублей в январе до 67,8 рублей в «день паники» 18 декабря, однако Центробанк сумел закончить год с показателем в 56,2 рубля за 1 доллар США. Моя методика может вызвать критику профессионалов, но где два экономиста, там три мнения, так что я смело буду считать средний курс доллара в 2014 году по 44,5 рубля.

Таким образом, в 2014 году валовый региональный продукт «Республики Крым» составил 1645 долл., а Севастополя – едва 1030 долл. Оказавшись под российским управлением, экономика полуострова откатилась к показателям 2005 – 2006 года (в 1,7 раза упал ВРП автономии, в 3 раза – Севастополя). Причины, я думаю, понятны всем.

Но и это еще не все.

Из середнячков – в аутсайдеры

Еще один аспект нынешнего положения полуострова – его место относительно других регионов Украины и России. На протяжении 2008-2013 годов Севастополь и Автономная Республика Крым неизменно занимали соответственно 10 и 15 место (из 27) в списке регионов Украины по размеру ВРП на душу населения.

Но для российских рейтингов Крым и Севастополь из крепких середнячков превратились в откровенных аутсайдеров. Судите сами. ВРП на душу населения самой бедной административной единицы Российской Федерации – Чечни – составил в 2014 году 2337 тыс. долл. (104 тыс. рублей при среднем курсе в 44,5 рублей за 1 доллар).

На этом фоне особенно пикантно выглядят обещания, раздаваемые крымчанам перед аннексией, – мол, станете намного богаче, зарплаты будут как в России, уровень жизни вырастет. Что ж, если раньше Крым находился примерно на одном уровне со Львовской областью, а Севастополь – с Одесской, то теперь, согласно российской статистке, для полуострова недостижимыми являются показатели Ингушетии и Чечни. Это однозначный успех.

И напоследок. Поскольку бюджет Крыма на 2/3 состоит из центральных вливаний, а экономика России неуклонно деградирует, ждать расцвета полуострова по объективным причинам не приходится.

И при этом камни с неба, как на грех, совершенно несъедобны.

Андрей Введенский , крымский обозреватель

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции