Детские игры на выявление лидера. Психологическая служба. Лгун - психологическая игра для взрослых

Игры в летнем лагере. Игры на выявление лидера

1. Пальчики
Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает (говорит) на руке и ровно столько человек должно подняться. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2, 6, 1, 5,…), наблюдая при этом, кто чаще встает.
2. Счет
Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот, кто руководит построением, обладает чертами лидера.
3. Пчелка
Материал: мел.
Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда "Стоп!" и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.
4. Скульптура
Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
5. Положи руку
Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо том, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.
6. Сделай шаг вперед

7. Скала
Другая разновидность этой игры - координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и так далее.
8. Проводник
Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
1. Запрет на разговоры.
2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
3. Последний - машинист поезда.
4. Хлопок по левому (правому) плечу - поворот влево (вправо).
5. Хлопок по обоим плечам - вперед.
6. Хлопок по обоим плечам двойной - назад.
7. Хлопок по обоим плечам дробью - стоп.
Задача машиниста - провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться - впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.
9. Ехали цыгане
Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут. Интерпретация:
Кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде
Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители
Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство.
Пассажиры - основная масса.
По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.Кто быстрее или "Я + Ты = Мы"
Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего (кто быстрее) должны построиться по:
цвету волос (от светлого к темному),
по размерам обуви (от меньшего к большему),
алфавиту первых букв имен;
длине волос,
возрасту,
цвету глаз.
11. Числа и буквы.
Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры.
12. Фигуры с углами.
Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.
13. Сделай шаг вперед.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры - организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.
14. Неразбериха
хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
15. Большая семейная фотография
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

Игры для выявления лидера

Игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Для педагога служат МАТЕРИАЛОМ для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, так как только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.

Большая семейная фотография

Эту игру можно проводить как в оргпериод для выявления лидеров, так и в середине смены для отслеживания групповой динамики.

Участникам предлагается представить, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень полезно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью каждого ребенка в выборе места, важно также то, какую роль и место на фотографии предложат ребята вожатому (если участие вожатого нежелательно, определите свою роль сразу сами – например, вы – корреспондент, который пишет статью про «семью» в газету, или осветитель при фотографе).

Эта игра, проведенная в середине смены, может открыть вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши. Будет неплохо, если отряд действительно сфотографируется.

Игра на выявление лидеров, состоящая из нескольких заданий

Ребята делятся на две-три равные по количеству участников группы. Каждая из них выбирает себе название.

Вожатый предлагает условия: «Выполняться команды будут после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, задается дух соревнования, весьма немаловажный для ребят.

Первое задание. Каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» (Чтобы выполнить это задание, всем членам команды необходимо как-то договориться. Эту функцию обычно берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Второе задание. Необходимо, чтобы, ни о чем не договариваясь, быстро встала половина группы. «Начали!» (Встают самые активные члены группы, включая лидера.)

Третье задание. Все группы летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» (Напомните, об условии – команде «Начали!», возможно, ребята о нем забыли. Обычно функции организатора опять берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием перенести ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)

Задание четвертое. Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

(Проводя эту игру, вы сможете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные номера и один одноместный.)

Эта методика даст вам представление о сложившейся системе лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой, направленной на сплочение ребят.

Упражнения с веревками

10–20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку. Затем веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий дает команду: «Закрыть глаза и не открывать их». Первое задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и – следующее задание – образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, веревка используется как средство коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Представьте, что все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Нужно, чтобы, не договариваясь, встали со стульев столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встал позже, под конец игры – менее решительны. Есть и такие, кто сначала встает, а затем садится. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа ребят, которые не встают вообще. Рекомендуется повторить игру 4–5 раз.

Игры на выявление лидера

1. Ехали цыгане

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут.
Интерпретация:
кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде
стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.
Пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

2. Скульптура

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

3. Числа и буквы

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры.

^ 4. Фигуры с углами

Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.

5. Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто-то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.
Другая разновидность этой игры – координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.

6. Зоопарк

Ребята разбиваются на группы по три человека и рассчитываются на первый – третий. Вожатый изображает сторожа в зоопарке, а ребята зверей, но не простых, а жирафов, гадючек и слонов и так далее. То есть таких, у которых необычные головы, шеи и хвосты. Пока сторож спит, звери хулиганят, а когда бодрствует, изображают сон. При этом по команде вожатого различные номера изображают разные части тела. Например:
1. – головы
2.-хвосты
3.-туловище и шея.
Сделай шаг вперед.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

7. Киностудия

Этап – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
Этап – представление авторов идеи – идейных лидеров.
Этап – представление организаторов в каждой группе.
Этап – новая разбивка по группам в зависимости, какой фильм понравился больше.
Этап – все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.
Этап – тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда – ваш командир.

8. Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
Запрет на разговоры.
У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
Последний – машинист поезда.
Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
Хлопок по обоим плечам – вперед.
Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться – впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

^ 9. Положи руку

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

^ Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они - большая семья, которой вместе нужно сфотографироваться для семейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа» (должен расположить всю семью для фотографирования) и «дедушку» (он тоже может участвовать в расстановке семьи). Более никаких установок детям не дается, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной, Роли «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «фотограф» считает до трех. На счет «три» все дружно кричат слово «сыр» и хлопают в ладоши.

Эта же игра, проведенная в середине смены, позволит Вам выявить новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Перестройка

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник и т. д.

11 вопросов

Ведущий загадывает имя знаменитого человека. Играющие могут задать 11 наводящих вопросов. На них ведущий может давать ответы только «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать имя.

^ Игра художников

Каждому участнику выдается листочек бумаги, расчерченный на 20 больших клеток. Ведущий заранее составляет список из 20 слов, которые называет одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово в одной из клеток. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия.

Адаптация

С помощью игры «Молекула» участники делятся на две группы по 4-5 человек.

«Молекула». Ведущий предлагает ребятам встать и разместиться на определенной территории так, как им удобно. После фразы ведущего: «Молекулы - хаос» участники игры начинают двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда звучит фраза: «Молекулы - четыре (молекулы - пять)», игроки должны

быстро объединиться в группы по четыре или пять человек-

Конкурсы могут быть самыми разнообразными (интеллектуальные, спортивные, на решение нестандартных задач, с использованием раздаточного материала)- все зависит от фантазии организаторов. После каждого конкурса состав групп меняется.

По итогам каждого конкурса дети коллективно выбирают, какого цвета жетон кому из участников группы присудить:

Красный - лидер, предлагает основные идеи» организует работу;

Желтый - исполнитель:

Зеленый - соучастник:

Синий - пассивный наблюдатель.

В конце игры (после проведении всех конкурсов) в каждой группе составляется аппликация из полученных жетонов. Данная аппликация дает возможность сделать вывод об общей активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе.

Игры на сплочение и выявление лидера.

Задача каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить отряд помогут вам эти игры.

Сходства и различия.

Вожатый предлагает несколько вопросов для группы, каждый из которых имеет свой номер, например,

Чаще всего я радуюсь, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Я ценю в людях больше всего…и т. д., не более семи. За установленное время ребята должны найти других, кто также ответил на вопросы, как и он. Потом необходимо провести беседу-анализ, сколько общего характерно для всей группы.

«Сколько пальцев»?

Все ребята сидят в кругу. Вожатый показывает на пальцах то или иное количество. Сразу же должны встать столько человек, сколько вожатый показал на пальцах. Садятся они только после того, как вожатый опускает руку. В начале вожатый показывает 5-7 пальцев, в конце - 1-2. При этом вожатый блокирует попытки участников игры договорится.

Большая семейная фотография.

Предлагается, что ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый в роли наблюдателя. Роль фотографов и «дедушек» обычно берут на себя стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.

Полет на Марс.

Это ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды должны будут выполнить несколько заданий, задания будут выполняться после команды «Начали!» Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание» Таким образом, создастся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание.

Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договорится. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание.

Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц».

Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца».

Задание третье.

Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместные номера, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить.

Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляется таким образом, чтобы были и трёхместные, и двухместные, и один одноместный номер.

Узнай, кого нет.

Все участники закрывают глаза, а в это время Водящий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу Водящего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

Счет до 10.

Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Авангард.

Все участники за ограниченное время (1—2 мин.) должны выложить на земле из веточек, палочек, пуговиц, шишек и других мелких предметов какой-нибудь рисунок. Главное условие - задание выполнять в полной тишине.

Паровозик.

Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который Водящий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему «паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Квадрат...

Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Водящий (вожатый) просит: «Ребята! Постройте, пожалуйста треугольник, квадрат, ромб и т.д., не произнеся при этом ни одного звука.»

Тайный друг.

На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена и фамилии всех детей отряда (имена и фамилии девочек — в одной коробке, мальчиков — в другой). По жребию мальчики вытягивают девочек, а девочки — мальчиков. Затем в течение установленного времени (1—5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие — все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый (возможно, с творческой группой) преподносит сюрприз уже всему отряду (развлекательное шоу, вечер песни у костра и т. д.) По окончании вожатый вместе с детьми выясняет, все ли участники раскрыты, а также анализирует целесообразность, эффективность и необходимость игры «Тайный друг», возможно совместно принимают решение сделать сюрприз соседнему отряду, лагерю и т. д.

Я люблю тебя за то...

Участники становятся или садятся в два круга — внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки (по выбору — за локти, или обнимают другу друга) и говорят шепотом друг другу, какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(имя участника), я люблю тебя за то...» Чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10—15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют все сначала. По окончанию игры — анализ ощущений.

Ассоциации.

Выбирают Водящего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые Водящий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чем и т. д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, Водящим становится игрок, которого загадывали. Можно делать наоборот. Один участник отворачивается, а остальные загадывают. Угадывающий может с вопросом обратиться к любому.

Корабль.

Играющие находятся на скамейках. Водящий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на корабле, который начинает тонуть. Ваша задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т. д.». При этом водящий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

Фигуры.

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.

Лучший среди лучших

В детском возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Делай раз, делай два
Эта игра предназначена в основном для школьников. Она помогает выявить в группе играющих лидера.
Перед началом обговаривается, что ребята должны все движения совершать одновременно. По команде ведущего: «Делай раз», все должны поднять стулья вверх. После этого ведущий объявляет, что он не будет больше ничего говорить. Важно заметить игрока, который первым подаст команду опустить стулья.
Далее по команде ведущего: «Делай два», каждый начинает бегать вокруг своего стула, а по команде одного из игроков все должны одновременно сесть на стулья. У тех играющих, которые подавали команды в первом и во втором случае (особенно если это был один и тот же человек), есть задатки лидера.

Считалки

Рекомендована игра для детей старшего возраста и подростков. Она поможет выявить лидерские способности у игроков.
Играющие закрывают глаза, а ведущий предлагает им досчитать, например, до десяти (число может быть произвольным). Условия счета таковы: нельзя говорить ничего постороннего, кроме чисел, а каждое из них должен произносить только один игрок. Если любые двое ребят заговорят одновременно, игра начинается сначала.
Так как играющие сидят с закрытыми глазами, они не могут увидеть, кто собирается говорить, и не могут подать друг другу никаких знаков. В итоге наверняка останется человек, произнесший чисел больше всех. Он-то и является в этой компании лидером.

В темноте

Интересна игра детям школьного возраста. Несмотря на название, ее совершенно необязательно проводить при выключенном свете, даже наоборот, ведущему придется наблюдать за играющими, за тем, кто как себя ведет. Такое название дано из-за того, что играющим предстоит сидеть с закрытыми глазами в течение всего действия.
Ведущий заранее предлагает определенную тему. Игра годится для любого тематического вечера в школе, в этом случае вопрос для обсуждения придумать проще, а игра поможет не только выявить лидера, но и поговорить о важных проблемах.
Стулья для играющих и для ведущего расставляют по кругу. Задается тема, и участники игры высказывают свои мнения, так постепенно завязывается обсуждение. И тут ведущий просит всех закрыть глаза и только потом продолжить разговор.
Необходимость разговаривать с закрытыми глазами сначала смутит играющих, и первое время беседа будет двигаться медленно или прерываться. Задача ведущего - поддерживать разговор, заинтересовать собеседников, помочь им расслабиться и таким образом создать предпосылки для доведения беседы до ее логического завершения.
Особенности игры «В темноте» следующие.
Во-первых, сидя с закрытыми глазами, играющий не видит, кто собирается говорить, поэтому решение «вступать или не вступать в разговор» зависит только от него.
Во-вторых, когда у человека закрыты глаза, его мимика становится более выразительной. Ведущий может наблюдать за выражениями лиц играющих, за сменой настроений и реакцией на те или иные фразы.
Те ребята, которые говорят уверенно даже с закрытыми глазами, спокойно реагируют на ответные реплики, не останавливаются, если начинают говорить одновременно с кем-то еще, наделены наиболее сильно развитыми лидерскими способностями.
Тем же, кто очень чувствительно относится к репликам других, нужно помочь развить уверенность в себе.

«Кактусы растут в пустыне»

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.
Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне...» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например:«Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие - не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

« Кто во что горазд »

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.
Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Медвежата на прогулке»

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.
Сначала ведущий говорит: «Вы все - маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас - самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат - переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) - как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу...»

Игра - для дошкольников.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу... кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята... что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или - когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу...»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание - именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе - общий дом!»

Для детей дошкольного возраста.
В этой игре ребятишки не должны говорить. Участвует в основном тело, и с его помощью дети должны почувствовать собственную значимость и неповторимость, ощутить чувство принадлежности к группе.
Освободите как можно больше пространства для игры и выдайте каждому ребенку по одной спичке. Один из них начинает игру и кладет спичку посреди комнаты, второй располагает свою спичку рядом так, чтобы они соприкасались. Далее продолжите таким же образом, пока все спички не будут выложены на пол. Спички можно раскладывать по заранее продуманному сюжету так, чтобы получилась картина или изображение чего-либо.
Спички, разложенные на полу, представляют собой своеобразный эскиз, и теперь все ребятишки должны выложить на полу подобную картину из своих тел, и каждый должен при этом касаться кого-нибудь.
Когда все на полу расположатся так, как им удобно, нужно запомнить и зафиксировать положение тел в памяти. Потом все вместе встают, пару минут просто так ходят по комнате, а по сигналу ведущего снова занимают то же положение, которое было занято ими несколько минут назад.
Эта игра помогает выявить структуру компании, то есть скрытые привязанности и симпатии, ведь чаще всего дети стараются занять положение рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Здесь же можно выявить неформального лидера - того, кто окажется окруженным большим числом ребят. С краю будут находиться застенчивые дети, а ближе к середине - более решительные.
Усложнить игру можно, дав определенное задание: например, предложив составить из общего числа тел изображение конкретного объекта - машины, дома и т. д.