Анализ произведения «Левша» (Н. Лесков). Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: "Иван Москвин во граде Туле". Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что "совсем разных мыслей сделались". Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять "аглицкую нацию". Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе - все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит "каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение". Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что "у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги". "Ты мне за всех ответишь!"

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано". Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по "Полусоннику", да по "Псалтырю". А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: "Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся".
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

Николай Лесков.

Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома своё не хуже есть,» - и чем-нибудь отведёт.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать своё над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, - Платов сказал себе:

Ну уж тут шабаш. До этих пор ещё я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, - говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки , дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было.

Думал: утро ночи мудрёнее.

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание - подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский.

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлён и на что смотрит; а тот идёт глаза опустивши, как будто ничего не видит, - только из усов кольца вьёт.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажитацию, что для него все ничего не значит.

Государь говорит:

Как это возможно - отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

А Платов отвечает:

Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

Государь говорит:

Это безрассудок.

Платов отвечает:

Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружьё, а из другой пистолю.

Вот, - говорят, - какая у нас производительность, - и подают ружьё.

Государь на Мортимерово ружьё посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства - её наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

Ах, ах, ах, - говорит, - как это так… как это даже можно так тонко сделать! - И к Платову по-русски оборачивается и говорит: - Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвёртку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два - замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

Ох-де, мы маху дали!

А государь Платову грустно говорит:

Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов ещё 6ольший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

«Через что это государь огорчился? - думал Платов, - совсем того не понимаю», - и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навёл.

А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:

Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.

Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

Нет, я ещё желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают.

Англичане всё государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит:

А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво?

А англичане и не знают, что это такое молво. Перешёптываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а «молва» нет.

Платов говорит:

Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода.

А государь его за рукав дёрнул и тихо сказал:

Пожалуйста, не порть мне политики.

Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом.

Государь поехал.

Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

«Вот, слава богу, все благополучно: государь ничему не удивляется».

Но только пришли в самую последнюю, комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.

Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.

Что это такое значит? - спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

Это вашему величеству наше покорное поднесение.

Что же это?

А вот, - говорят, - изволите видеть сориночку?

Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

Работники говорят:

Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять.

Не всегда есть возможность прочитать произведение полностью. То у ученика не хватает времени, то нет желания знакомиться с объемным литературным трудом. Но семиклассники изучают на уроке литературы рассказ «Левша», поэтому необходимо знать сюжет, имена главных героев. Упростит вашу задачу краткое содержание. Левша Лескова - это мастеровой человек с народной смекалкой. В этом вы убедитесь, прочитав само произведение и его изложение.

Немного о сказе

Николай Семёнович Лесков написал «Левшу» в мае 1881 года. В повести удачно сочетаются реальность и выдумка. Так, императоры, о которых говорит автор, действительно правили Россией, да и мастера, подобные Левше, тоже были в стране. До сих пор их изделия, хранящиеся сейчас в музеях, вызывают восторг. Ведь в то время не было такой техники, как сейчас. Однако и при помощи простых инструментов они создавали изумительные вещи, благодаря своему умению, опыту, уму. В этом вы еще раз убедитесь, прочитав это краткое содержание. «Левша» (Лескова) - рассказ, который прославляет российских мастеров.

Начальные главы

В первой главе рассказывается о том, что как-то император Александр Павлович захотел совершить путешествие по Европе, чтобы увидеть различные чудеса. Он взял с собой казака Платова, который скучал по родине и всё звал государя домой. Когда заморские кудесники пытались чем-то удивить императора, Платов говорил, что в России есть мастера получше. Тогда Александр Павлович решил поехать в оружейную кунсткамеру. Он был уверен, что здесь есть такие вещицы, которые российским мастерам сделать не под силу. Этим заканчивается первая глава.

Во второй мы узнаем, как в оружейной кунсткамере пытались удивить иностранных гостей. Государя увиденное поразило, а Платова нет. Англичане подали царю чудесный пистолет, тот стал удивляться тонкости работы и сказал, что российские мастера сделать такое неспособны. Тогда Платов открутил болтик на пистолете и показал государю табличку, на которой было написано, что собрал пистолет Иван Москвин в городе Туле.

Главы 3-5

Разбираем дальше краткое содержание «Левша» Лескова. По главам это произведение пересказывать несложно, так как каждая запоминается какими-то событиями. Так, в третьей рассказывается, что царь и его верный казак поехали в новые кунсткамеры, где англичане пытались их всё больше удивить, но на Платова подобные чудеса не производили впечатление.

Так гости обошли все комнаты, в последней стояли рабочие с подносом в руках, на котором ничего не было. Оказывается, там лежала стальная блоха, к ней прилагался ключик. Его гости смогли рассмотреть только в «мелкоскоп». Заведя блоху ключом, царь и казак увидели, что она танцует. Государь щедро заплатил англичанам и забрал блоху с собой.

Четвертая глава продолжает краткое содержание. Левша Лескова скоро предстанет перед читателями, а пока Платов рассказывает императору о том, что нужно показать диковинную игрушку русским мастерам. Это казак и сделал в пятой главе. Путешественники вернулись домой, и Платов повез блоху тульским мастерам, чтобы узнать их мнение. Казак оставил им микроскопическую вещицу и сказал, что когда он приедет к ним через 2 недели, те должны удивить его.

Главы 6-10

Казак уехал из Тулы, а вслед за ним ушли и те три мастера, которым он отдал блоху. Люди подумали, что мастера признали свое бессилие, поэтому решили ретироваться. Но всё было не так, об этом пишет в 7-й главе Н. Лесков. «Левша», краткое содержание которого мы приводим дальше, продолжается тем, что трое работающих заперлись в мастерской на несколько дней и что-то там делали в обстановке строгой секретности.

Из 8-й главы читатель узнает, что приехал Платов и приказал свистовому, чтобы тот привел к нему мастеровых и они отдали блоху, которая бы доказала: русские мастера более умелые, чем английские.

Девятой главой продолжается краткое содержание. Левша Лескова был одним из трех мастеров, которые старательно работали. Свистовой сказал, чтобы они побыстрее заканчивали, так как Платов ждёт результатов.

В десятой главе автор рассказывает, как тульские умельцы пришли к казаку с работой, но когда он увидел блоху, то подумал, что ничего удивительного те не сделали. Он стал ругаться, схватил Левшу, кинул его к себе в ноги, в коляску, и сказал, что тот будет держать ответ в Петербурге перед царём.

Главы 11-14

В 11-й главе рассказывается, как Платов доложил царю о том, что тульские мастера не смогли ничего сделать с "нимфозорией" (блохой).

В 12-й главе мы узнаем, что царь позвал свою дочь Александру. Он попросил ее завести блоху, но маленькая игрушка будто сломалась - не шевелила ногами, а раньше могла танцевать. За это Платов начал колотить Левшу, но тот сказал, что блоху нужно рассматривать в самый сильный «мелкоскоп».

Тринадцатая глава повествует о том, что царю все-таки удалось увидеть работу отечественных мастеров: они сумели подковать блоху.

В 14-й главе Платов просит у Левши прощение за рукоприкладство. Затем тульского мастера постригли, красиво одели, чтобы отвезти его в Англию.

Вот и подошло к кульминации краткое содержание «Левша» (Лесков). 7 класс - именно в нём изучают данное произведение. Чтобы получить хорошую отметку по литературе, нужно знать, чем заканчивается рассказ.

Заключительные главы

В 15-й главе написано, что англичане предлагали умельцу остаться у них, но тот отказался. Из 16-й читатель узнает, что Левша отправился на корабле домой. В 17-й рассказывается о том, что по дороге главный герой пил вместе с новым английским другом, и они заключили пари.

В следующей главе говорится, что Левша заболел, но его не принимали в больнице, так как у него не было при себе документов.

Девятнадцатая глава печальная. В ней рассказывается, что главный герой скончался. Но и в последние минуты своей жизни он пытался принести пользу Отечеству, просил, чтобы царю рассказали «англицкий секрет»: не нужно чистить ружья кирпичом. Но слова Левши не были переданы.

Этим заканчивается и краткое содержание «Левша» (Лескова). "Брифли" тоже описывает данное произведение, но в его пересказе нет повествования по главам, в этом же вы найдёте содержание каждой главы.

1. После Венского конгресса Александр I путешествовал по Европе. Везде его пытались чем-нибудь удивить. Бывший с ним в поездке атаман Донского казачьего войска Платов на это всегда замечал, что и в России не хуже есть.

2. В Англии Александра I привели в «кунсткамеры». В числе показанных ему диковинок оказалась «пистоля» неизвестного мастера, которую английский адмирал «у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул». Платов у этого чуда оружейного вынул замок, а под ним обнаружил надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

3. На следующий день Александру I поднесли в дар миниатюрную блоху из стали, которая могла танцевать, если ее завести ключиком. Хорошо разглядеть это диво можно было только в микроскоп. Подарок удивил императора. Александр I щедро наградил англичан и купил у них футляр из «цельного бриллиантового ореха», предназначенный для хранения танцующей блошки. Платов же самовольно прихватил микроскоп.

4. Вскоре Александр I скончался, а блоха оказалась у Николая I. Сначала при дворе не могли понять, для чего она нужна. Об этом узнал Платов и приехал к новому императору с докладом. Он рассказал о случившемся в Англии и пообещал найти в Туле мастеров, которые смогут превзойти англичан. Николай I, уверенный в русских людях, дал на это добро. Император велел Платову отправиться на «тихий Дон», чтобы узнать настроения местных жителей, а по пути заехать в Тулу.

5. Тульские мастера попросили оставить им блоху и уверили, что вернут ее, когда Платов будет ехать обратно в Петербург. Они пообещали «что-нибудь государеву великолепию достойное предоставить».

6. После отъезда Платова из Тулы трое оружейников ушли из города, но никто не знал, куда они отправились. Среди них был «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны».

7. Туляки ходили в Мценск, где хранилась древняя икона св. Николая, считавшегося покровителем торгового и военного дела. Там они отслужили два молебна. Вернувшись, оружейники заперлись в доме левши и принялись за работу.

8. Возвращаясь с Дона в Петербург, Платов очень спешил. Когда он прибыл в Тулу, то от нетерпения послал к оружейникам одного за другим всех свистовых, а в придачу к ним еще и «простых людей из любопытной публики».

9. Когда послы добрались до дома левши, тульским мастерам оставалось один гвоздь забить. Пока гонцы разговаривали с оружейниками, те успели завершить работу. Они отправили послов вперед, а сами поспешили за ними, застегивая кафтаны на ходу.

10. Оружейники отдали Платову блоху, но ему не удалось понять, что они с ней сделали. Тогда атаман обвинил их в обмане. Обиженные мастера отказались рассказывать, в чем заключалась выполненная работа. Рассерженный Платов взял блоху, захватил с собой левшу, чтобы в случае чего было кому держать ответ, и покатил в Петербург.

11. Платов надеялся, что государь о блохе не вспомнит, но на прием ее принес. Николай I «был ужасно какой замечательный и памятливый», поэтому об английской диковинке спросил. Платов рассказал ему о случившемся в Туле, уверяя, что местные мастера ничего сделать не сумели. Император не поверил и попросил показать блоху.

12. Николай I позвал дочь – Александру Николаевну. У нее были тонкие пальчики, и она могла завести блоху. Оказалось, что дивное изобретение англичан больше не танцует. Разгневанный Платов побежал к подъезду, где оставил левшу, и стал его бить за то, что туляки блошку испортили. Мастер начал уверять атамана в исправности диковинки и посоветовал рассмотреть ее в самый мощный микроскоп.

13. Государь последовал совету, но ничего не заметил. Тогда позвали к нему левшу. Он сказал, что надо одну блошиную ножку под микроскоп положить. Император так и сделал. После этого Николай I обнял и поцеловал левшу. Затем государь сообщил придворным, что туляки блоху подковали.

14. Левша рассказал о работе подробнее. Если взять микроскоп получше, можно увидеть на каждой подкове имя мастера. Сам же левша делал гвоздики – их разглядеть нельзя. При этом туляки микроскопами не пользовались. Николай I велел блоху отвезти обратно англичанам с целью показать, какие в Туле умельцы живут. За границу отправили самого левшу и курьера, «который на все языки учен».

15. Как только англичане увидели поразительную работу туляков, сразу пошли к левше. Несколько дней они с ним разговаривали – просили навсегда остаться в Англии, расспрашивали о России. Левша в чужой стране жить наотрез отказался. В итоге сошлись на том, что он погостит некоторое время.

16. Изучая мастерство англичан, левша особое внимание обращал на их старые ружья. Пожив немного в Англии, запросился он домой. Левше дали денег, хорошо одели и посадили на корабль. Там ему довелось познакомиться с полшкипером, говорившим по-русски. Новые друзья заключили пари, кто кого перепьет.

17. Допились они до того, что чертей начали видеть. Несмотря на это, до Петербурга оба добрались, и спор так никто не выиграл. Англичанина повезли в посольство, «а левшу – в квартал».

18. Английского моряка быстро поставили на ноги. Левшу обобрали и отправили в «Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают», так как документов у него не было. Оклемавшийся англичанин решил отыскать русского друга.

19. Моряк быстро нашел левшу, но тот уже был при смерти. Единственное его желание – сказать пару слов императору. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю, потом – к Платову, от него – к коменданту Скобелеву. Последний отправил к левше доктора Мартын-Сольского. Когда врач приехал, тульский мастер был совсем плох. Перед смертью он успел сказать, что англичане ружья кирпичом не чистят и нам не следует. Не дай бог начнется война, а оружие «стрелять не годится». Доктор передал слова левши графу Чернышеву, но тот его не послушал, что привело к негативным последствиям на Крымской войне.

Любил ездить по заграницам и любоваться тамошними чудесами. Так, после окончания Венского совета, он решил проехаться по некоторым государствам Европы. С ним был и донской казак Платов , которого заморские «диковины» ничуть не удивляли, так как он считал, что «своё ничуть не хуже».­ Посетив оружейную кунсткамеру, они увидели немало чудесных «нимфозорий», собранных со всего света.

Так, например, один англичанин решил показать пистолет тонкой работы. Платов взял, да и раскрыл отверткой замок, чтобы с гордостью показать всем надпись на оружии: «Иван Москвин во граде Тула». Англичане опечалились, но решили другие диковины показать. В последней кунсткамере государь приобрел за миллион механическую стальную блоху, которую если завести ключом, она начинала танцевать. Особенно интересно было за ней наблюдать в «мелкоскоп». По дороге обратно Платов утверждал, что наши лучше могут, только им ученье нужно.

После смерти государя блоха передалась по наследству, взошедшему на престол Николаю Павловичу . Тот не любил отставать от иностранцев, потому отправил Платова к тульским мастерам, чтобы те превзошли своей работой англичан. Поддержать Платова в этом нелегком деле вызвались трое лучших мастеров-оружейников во главе с мастером по кличке «Левша ». Времени было мало, и они решили ехать в Киев, то ли молиться местным святым, то ли искать совета у опытных мастеров. Затем они направились в Мценск, где поклонились иконе Святого Николая, и только после этого приступили к работе. Однако работа велась в страшном секрете, поэтому никто не знал, что они делают.

Когда работа была окончена, Левша не выдал своего секрета даже Платову, и пришлось везти его в Петербург. При осмотре блохи император с дочерью Александрой Тимофеевной обнаружили, что механизм в блохе не срабатывает. Платов решил наказать Левшу. Тогда тот посоветовал поглядеть в мелкоскоп и внимательно осмотреть ногу блохи. И тут государь видит, что блоха «на подковы подкованная». При этом Левша добавил, что если лучше вглядеться, то можно увидеть, что на подковах выбито имя мастера. После этого все придворные были в восторге, хвалили мастера. Платов просил у Левши прощения, возил его в «Туляновские бани», на подстрижку да «обформирование», как если бы тот какой-то чин имел. Затем было решено отправить Левшу с блохой к англичанам.

По дороге Левша не ел, а только пил вино и на всю Европу пел русские песни. На все расспросы англичан отвечал, что в России наука простая, никакой арифметики нет, а только учение по Псалтырю. Те говорили, что арифметику полезно учить. Так они смогли бы рассчитать, что подковы слишком тяжелы для блохи, потому она теперь и не танцует. Они Левшу пригласили остаться у них, да учится, так как из него отличный мастер бы вышел. Но Левша отказался, сказав, что он приверженец своей родины. Тогда они ему предложили принять их веру и жениться на англичанке. Левша заявил, что англичанки слишком тощи и носят некрасивые одежды. Тульские барышни ему больше по душе. Единственное, что прельстило его – это английские заводы, где работники накормлены, а старые ружья в хорошем состоянии содержатся.

Вскоре Левша и вовсе заскучал и стал домой проситься. Несмотря на приближающуюся бурю в «Твердиземном море», он все равно отправился в путь. На прощание англичане одарили его деньгами и подарками. По дороге обратно, он все стоял на палубе и смотрел, не видны ли родные просторы. Один шкипер предложил Левше на спор выпить, кто больше. Напились они до чертиков, капитан решил запереть их в трюме, пока не прибудут. В Петербурге англичанин был отправлен в посольский дом на Англицкой набережной, а Левша – в квартал, где у него потребовали документы, отобрали все подарки и в санях отвезли в больницу, куда обычно отправляли людей «неведомого» сословия умирать.

На следующий день англичанин проглотил какую-то пилюлю и отправился искать своего русского «камрада». Когда он нашел его лежащим на полу в коридоре, то сразу побежал жаловаться графу Клейнмихелю на плохое обращение с больным. Тот посоветовал обратиться к Платову. Платов, в свою очередь, отослал его к коменданту Скобелеву. А Скобелев направил к больному доктора Мартын-Сольского. Когда прибыл доктор, Левша уже умирал. Как оказалось, грузчики, перенося его, уронили и разбили ему голову. Перед смертью, он просил передать государю, что англичане не чистят свои ружья кирпичом, и нашим не стоит. С этим он и скончался.

Доктор Мартын-Сольский доложил последние слова тульского мастера графу Чернышеву, но тот и слушать не захотел, сказал, что «на это в России генералы есть». Так и продолжили чистить ружья кирпичом. Получается, если бы до государя дошли последние слова Левши, то и Крымская война по-другому закончилась бы. А теперь это уже дела «минувших дней». Про Левшу, как и про многих других гениев, давно забыли, но народный миф о нем остался.