Существует ли снежный человек. Реален ли снежный человек

Снежный человек — миф или реальность? Миллиарды людей на Земле хотят получить ответ на этот вопрос

Вас интересует тема снежный человек фото или снежный человек видео фильм ? Эта статья как раз об этом! Снежный человек или, как его еще называют, , бигфут , гоминоид , сасквоч – это человекообразное существо, которое, как считают, можно встретить в высокогорных и лесных районах всего мира. Бытует мнение, что это млекопитающее, которое относится к отряду приматов и к роду человек, сохранившееся со времен предков человека. Шведский естествоиспытатель, создатель единой системы классификации животного и растительного мира Карл Линней определил его как Homo troglodytes или, другими словами, человек пещерный.

Описательные характеристики снежного человека

Точное описание снежного человека отсутствует. Одни говорят, что это громадные четырехметровые животные, которые отличаются подвижностью. Другие, наоборот, говорят, что рост его не превышает 1,5 метра, он пассивен и при ходьбе сильно размахивает руками.

Все исследователи снежного человека склоняются к выводу, что йети — существо доброе, если его не сердить

По неподтвержденным данным йети отличается от современного человека заостренной формой черепа, более плотным телосложением, малой длиной шеи, более длинными руками, короткими бедрами и массивной нижней челюстью. Все его тело покрыто волосяным покровом рыжего серого или черного цвета. Волосы на голове длиннее, чем на теле, а борода и усы очень короткие. Он имеет неприятный сильный запах. Помимо всего прочего, он отлично лазает по деревьям.

Есть мнение, что место обитания снежного человека – снежная кромка, которая отделяет лесные массивы от ледников. При этом лесные популяции снежных людей на ветках деревьев строят гнезда, а горные живут в пещерах. Питаются они лишайниками и грызунами, причем, перед употреблением в пищу пойманных животных разделывают. Это может свидетельствовать о тесном родстве с человеком. В случае голода йети приближаются к людям, и ведут себя, таким образом, неосторожно. По словам сельских жителей, в случае опасности человекообразный дикарь издает лающий громкий звук. А вот китайские крестьяне рассказывают о том, что снежные люди плетут простые корзины, а также изготавливают топоры, лопаты и другие элементарные орудия труда.

Описания дают основания предполагать, что йети является реликтовым гоминоидом, который обитает в семейных парах. Однако, возможно за этих существ принимают некоторых людей с чрезмерно развитым неестественным волосяным покровом.

Ранние упоминания о снежном человеке

Самое первое историческое доказательство существования снежного человека связано с именем Плутарха. Он рассказывал о том, как солдаты Суллы поймали сатира, который по описанию соответствует внешности йети.

В своем рассказе «Ужас» Ги де Мопассан описывает встречу писателя Ивана Тургенева со снежным человеком женского пола. Также имеются документальные свидетельства, что в XIX веке в Абхазии находилась женщина по имени Зана, которая являлась прототипом йети. У нее были своеобразные повадки, однако это не мешало ей благополучно рожать детей от людей, которые в свою очередь отличались могучей силой и крепким здоровьем.

На Западе в 1832 году появились сообщения о странном существе, обитающем в Гималаях. Ходтсон Б.Г., английский путешественник и исследователь с целью изучения этого загадочного существа поселился в высокогорном районе. Позднее Ходтсон Б.Г. в своих работах рассказывал о высоком человекоподобном существе, которое непальцы прозвали демоном. Оно было покрыто длинной густой шерстью, от животного отличалось отсутствием хвоста и прямым хождением. О первых упоминаниях про йети Ходтсону поведали местные жители. С их слов, впервые о снежных людях было упомянуто в четвертом веке до нашей эры.

Через полстолетия, дикарями заинтересовался британец Лоуренс Уодделл. На высоте 6 000 метров в Сиккиме он нашел следы. После их анализа и разговора с местными жителями Лоуренс Уодделл сделал заключение, что за человекоподобных дикарей принимают желтых медведей-хищников, которые очень часто нападают на яков.

Рост интереса к бигфутам наблюдался в 20-30-е годы ХХ века, когда один репортер назвал волосатого дикаря «страшным снежным человеком». В средствах массовой информации также сообщалось, что несколько снежных людей были пойманы и заключены в тюрьму, после чего расстреляны как басмачи. В 1941 году полковник медслужбы Советской армии Карапетян В.С. произвел осмотр снежного человека, пойманного в Дагестане. Вскоре после этого загадочное существо было расстреляно.

Теории и фильм о снежном человеке

На сегодня ученые не обладают достаточными данными, чтобы сделать официальное подтверждение действительности одной из теорий. Однако ученые озвучивают довольно смелые гипотезы о возникновении йети, которые имеют право на существования. Их мнения опираются на исследование волос и отпечатков следов, на сделанных фотографиях, аудиозаписях, фотороботах странного существа, а также видеозаписях, которые имеют не самое лучшее качество.

Долгое время короткометражный фильм, который сняли Боб Гимлин и Роджер Паттерсон в 1967 году в Северной Калифорнии, был наиболее убедительным свидетельством существования йети. По словам авторов, на пленку им удалось заснять самку бигфута.

Происходило это осенью, когда Боб и Роджер вдоль покрытого густым лесом ущелья ехали на лошадях в надежде встретить йети, следы которого неоднократно были замечены в этих местах. В один момент лошади чего-то испугались и стали на дыбы, после чего Паттерсон заметил некое крупное существо, которое на корточках сидело на берегу ручья у воды. Взглянув на ковбоев, это загадочное существо встало и пошло прочь в сторону крутого склона ущелья. Роджер не растерялся и, достав видеокамеру, побежал к ручью за существом. Он бежал за дикарем, снимая его в спину. Однако он сообразил, что необходимо зафиксировать камеру и проследить за движущимся существом, после чего встал на колено. Неожиданно существо повернулось и начало идти на камеру, но потом, свернув несколько влево, уходило от ручья. Роджер попытался кинуться за ним, однако, благодаря своей быстрой ходьбе и крупным размерам, загадочное существо быстро скрылось, а пленка на видеокамере кончилась.

Фильм Гимлина-Паттерсона сразу же был отвергнут специалистами важнейшего научного центра США – Смитсоновского института – как подделка. Американские специалисты заявили, что такого гибрида с волосатой грудью, головой гориллы и человеческими ногами в природе просто не может быть. В конце 1971 года фильм привезли в Москву и показали ряду научных учреждений. Специалисты Центрального НИИ протезостроения и протезирования положительно его оценили и очень заинтересовались им. После детального изучения фильма заключение в письменной форме сделал профессор Академии физической культуры Д.Д.Донской, который отметил, что походка существа на пленке совершенно не типична для человека. Он расценил ее как природное движение, в которой не было признаков искусственности, и которое характерно для различных преднамеренных имитаций.

Известный скульптор Никита Лавинский также без сомнений считал фильм Гимлина-Паттерсона подлинным. По кадрам этого фильма он даже создал скульптурные портреты самки снежного человека.

Участниками семинара по вопросам гоминологии Александрой Бурцевой, Дмитрием Баяновым и Игорем Бурцевым было предпринято самое углубленное изучение этого фильма. Бурцев сделал фотографическое воспроизведение со всевозможными экспозициями кадров из фильма. Благодаря этой работе, было доказано, что голова существа на пленке была не гориллы, как утверждали американцы, и не обычного человека, а палеоантропа. Также видно, что волосяной покров – это вовсе не специальный костюм, поскольку сквозь него отчетливо видно мускулатуру спины, ног и рук. Отличием йети от человека также является удлиненные верхние конечности, отсутствие видимой шеи, посадка головы и удлиненный бочкоподобный торс.

Аргументами, на которых основывается фильм Паттерсона, являются:

  • Голеностопный сустав загадочного существа, снятый на пленку, имеет исключительную гибкость, которая недостижима для человека. Стопа в тыльном направлении обладает большей гибкостью, по сравнению с человеком. Дмитрий Баянов первым обратил на это внимание. Позже этот факт подтвердил и описал в своих публикациях Джефф Мелдрам, американский антрополог.
  • Пятка йети выпирает намного больше пятки человека, что соответствует строению стопы неандертальцев.
  • Тогдашний завкафедрой биохимики Академии физической культуры Дмитрий Донской, который детально исследовал фильм, сделал вывод, что походка странного существа на пленке совершенно не присуща Ноmо Sарiеns, которую, к тому же, невозможно воссоздать.
  • В фильме отчетливо видны мышцы на конечностях и корпусе, что в свою очередь исключает предположения о костюме. Вся анатомия отличает это загадочное существо от человека.
  • Сопоставление частоты колебания рук со скоростью, на которой снимался фильм, доказывало о довольно высоком росте волосатого существа, примерно 2 метра 20 сантиметров, а если учесть комплекцию, то и большом весе – более 200 килограммов.

На основании этих соображений фильм Паттерсона был признан подлинным. Об этом на научных публикациях сообщили в США и СССР. Однако если фильм признан подлинным, следовательно, и признано существование живых реликтовых гоминидов, которые считаются вымершими десятки тысяч лет назад. На это антропологи пойти пока не могут. Отсюда и бесконечное количество опровержений подлинности отличного киносвидетельства.

Помимо всего прочего, уфолог Шуринов Б.А. в противовес распространенным мнениям утверждает о том, что снежный человек имеет инопланетное происхождение. Другие же исследователи загадок йети настаивают на том, что происхождение связано с межвидовой гибридизацией на антропоидах, таким образом, выдвигая теорию о том, что снежный человек произошел в результате скрещивания в ГУЛАГе обезьяны с человеком.

Снежный человек фото реальное. Семья йети — бигфутов в Теннеси (США)

Реальное фото замерзшего йети

В декабре 1968 года два известнейших криптозоолога, Бернар Эйвельманс (Франция) и Айвен Сандерсон (США) обследовали замерзший труп волосатого гоминоида, найденный на Кавказе. Результаты обследования были опубликованы в научном сборнике криптозоологов. Эйвельманс идентифицировал замерзшего йети как «современного неандертальца».

В это же время активные поиски снежного человека велись и в бывшем СССР. Самые существенные результаты дали исследования Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, Александры Бурцевой на Чукотке и Камчатке. Очень плодотворно завершились научные экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алтае под руководством Игоря Тацла и Игоря Бурцева. На Ловозере (Мурманская область) и в Западной Сибири успешно вела поиски Майя Быкова. Владимир Пушкарев много времени посвятил поискам йети в Коми и Якутии.

К сожалению, последняя экспедиция Владимира Пушкарева закончилась трагически: он из-за нехватки средств на полноценную экспедицию в одиночку в сентябре 1978 года отправился в Ханты-Мансийский округ на поиски бигфута и пропал без вести.

Дженис Картер дружила с семьей йети (бигфутов) много десятилетий!

В последние годы возрождается интерес к йети, появились новые регионы распространения современных неандертальцев. В 2002 году Дженис Картер, владелица фермы в штате Теннеси, рассказала в телевизионном интервью, что недалеко от ее фермы уже более пятидесяти лет живет целое семейство бигфутов. По ее словам, в 2002 году отцу «снежного» семейства было около 60 лет, а первое их знакомство состоялось, когда Дженис была семилетней девочкой. Дженис Картер встречала бигфута и его семейства многократно за свою жизнь. Этот рисунок сделан с ее слов и наглядно показывает пропорции йети и его миролюбие.

Недавно российские гоминологи (исследователи йети) нашли информацию, что в 1997 году во Франции в маленьком городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело снежного человека, якобы найденное в Тибете и доставленное из Китая контрабандой. В этой истории много нестыковок. Владелец рефрижератора, в котором перевозился труп йети, бесследно исчез. Исчез и сам фургон со своим сенсационным содержимым. Фотографии тела показали Дженис Картер, которая подтвердила, что не исключает, что это не фальсификация, а реальное тело бигфута.

Снежный человек видео. Спекуляции и фальсификации на тему йети

В 1958 году Рэй Уоллес, житель американского городка Сан-Диего, запустил в печать сенсацию о бигфуте, который является родственником йети, живущего в горах Калифорнии. Все началось с того, что в августе 1958 года сотрудник строительной фирмы Уоллеса пришел на работу и увидел вокруг бульдозера огромные следы, которые были похожи на человеческие. Местная пресса назвала таинственное существо бигфутом, и Америка, таким образом, получила собственный вид снежного человека.

В 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, его семья решила раскрыть секрет. Ступни для нанесения следов на почву длиной в 40 сантиметров были вырезаны по просьбе Рэя из досок, после чего он с братом надели эти лапы на ноги и прошлись вокруг бульдозера.

Этот розыгрыш его так увлек на многие годы, что он не мог остановиться и периодически радовал средства массовой информации и общества любителей загадочного то записью, на которой он издает звуки, то фотографиями с размытыми чудовищами. Но самым интересным оказалось то, что родственники умершего Уоллеса заявили о фальсификации фильма, который сняли Паттерсон и Гимлин. Многие эксперты предполагали, что кадры подлинные. Однако, по словам родственников и знакомых данная киносъемка являлась постановочным эпизодом, в котором снялась супруга Уоллеса, одетая в специально пошитый костюм обезьяны. Это заявление стало основательным ударом по энтузиастам, которые пытаются отыскать человекоподобное загадочное существо.

Но еще в 1969 году Джон Грин с целью определения подлинности фильма проконсультировался у специалистов киностудии Диснея, которые создавали для актеров костюмы обезьян. Они сказали, что на снятом существе живая кожа, а не костюм.

Хочется отметить, что наблюдениям гоминоида посвящены сотни томов научной литературы. Но конкретного ответа на вопрос о его возникновении и существовании до сих пор нет. Наоборот, чем дольше длятся исследования и поиски, тем острее поднимаются вопросы. Почему не получается поймать снежного человека? Могут ли выжить мелкие популяции этих существ в не связанных между собой районах? И еще много вопросов, ответов на которые пока нет…

Предлагаю Вашему вниманию отличный фильм о йети с хорошим видео-качеством, посвященный всем аспектам этой интереснейшей темы, много лет будоражащей умы людей по всему свету.

Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы. И с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, не укладывается в логику сознания. Все это заставляет посмотреть по-новому на то, что такое жизнь... и каковы ее возможности в прошлом, настоящем и будущем...

Сне́жный челове́к (йети, сасквоч, бигфут) - человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный). Большое внимание теме снежного человека (называемого реликтовым гоминоидом) уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев.

Описание

Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах веэтнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, сьма интересны с точки зрения неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

Снежный человек

Снежный человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают, что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов.

Местные шерпы верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна.

Различные следы, по-видимому, гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов, приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети, следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м). Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение, что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется ступней крупного человекообразного существа.

Другие сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как оставленные известным существом.
Знание о йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых смертных.

Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" - человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского диалекта). Так родилось слово снежный человек.
СМИ немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после открытия.

С тех пор произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч (Sasquatch) и бигфут.

Самое интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо, убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса, пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел, как что-то исчезло в деревьях в тот день.

Непальскому населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность великой обезьяны".

Более раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека.

Йети называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность, агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4 веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множественном числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что у снежного человека.
В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен.

Русский Кавказ изобилует историями и свидетельствами о йетиподобных существах. Передовыми исследователями феномена йети в этом регионе являются профессор Борис Поршнев, русский историк, и профессор Ринчен из Монголии. Оба проводили исследования снежного человека большую часть своей жизни. Последователь профессора Поршнева, профессор Джин Кофман (Jeanne Kofman), продолжает его работу в кавказском регионе до настоящего времени. Многочисленные доказательства, собранные за годы полевых исследований, включают запасы еды, найденные в высоких травах и записи наблюдений существа. Местные жители региона, изолированные от остального мира, являющиеся по большей части сельхозработниками, часто рассказывают истории о столкновениях с такими созданиями. Они считают йети застенчивым, вежливым существом, которое при виде людей немедленно исчезает в дымке, прячась от глаз.

В другом безлюдном регионе России ходят истории об алмасах, примитивных существах-полулюдях, с которыми в 19 веке столкнулся русский полковник Николай Пржевальский во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби. Дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось публично принять возможность существования этих существ. Алмасы также известны под именем алмаст и снежный человек.

В других советских республиках йетиподобные существа (которые, как полагают, существуют) включают в себя абанауйу (Abanauyu) - "лесной человек", биабангули (Bianbanguli) в Азербайджане, дев (Dev) в некоторых областях на Памире и киик-адам (Kiik-Adam), по-казахски "дикий человек".

Помимо упоминания о йетиподобном существе в "Рамаяне", другое упоминмние было сделано Карлом Линнеем, шведским ботаником и натуралистом. В рукописи "Звероподобный человек" Линней назвал снежного человека гомо ноктюрнус (Homo nocturnus) ("человек ночи"). Это название видимо, дано из-за неуловимости йети. Кроме якобы существования неких скальпов йети, нет больше никаких доказательств, что снежный человек как таковой есть на Земле, поскольку нет никаких остатков скелета.

Так является ли йети человекообразным животным, которое еще ждет своего открытия? Является ли он предгоминидным пережитком прошлого из времени, когда человек еще не стал до конца человеком? Бесконечное море свидетельств существует в различных легендах, содержащих постоянно повторяющиеся, часто противоречивые ключи к разгадке. Но одно можно сказать точно. Когда бы ни произошло сомнительное наблюдение, как, например, в случае с Виллансом, за этим следует тишина. Возможно, человек с его верой в чудеса науки и свои знания природы все еще отказывается признать возможность, что есть место, где могут до сих пор жить существа, считающиеся вымершими.

Наши комментарии:

Землю населяют различные существа непонятного современному мировоззрению происхождения.

Согласно Эзотерической картине Мира, и многим преданиям, Етуны (Йо-Ту),прилетевшие на планету Земля с Марса, Были ростом под 3 метра, и их тело было покрыто длинной рыжеватой шерстью.

Нахождение следов йети, встречи с ними в различных регионах Земли свидетельствуют о проживании популяций существ, чье описание совпадает с описаниями Етунов.

Последние находки в Грузии и Штате Джоржия также дают новые факты для размышления.

Описание

В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Происхождение названия

Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

Общество криптозоологов

Упоминания в истории и литературе

Абстрактный рисунок снежного человека.

Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

Ссылки

См. также

Примечания

  1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
  2. Фильм Паттерсона
  3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
  4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
  5. Жанна-Мария Кофман
  6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
  7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
  8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
  9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
  10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
  11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
  12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
  13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
  14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

: Вопрос о существовании снежного человека давно волнует людей. Кто-то не сомневается, что эти неисследованные приматы живут рядом с нами, а кто-то считает их выдумкой журналистов, жаждущих сенсаций.

Почему-то принято думать, что серьезные ученые стараются уйти от этого вопроса. Однако это не совсем так.

В самом конце 1950-х годов автор этого материала присутствовал на встрече небольшой группы студентов и преподавателей географического факультета Ленинградского университета со знаменитым норвежским путешественником Туром Хейердалом, еще в 1947 году переплывшим на бальсовом плоту «Кон-Тики» Тихий океан.

Знаменитый ученый-путешественник прилетел в Ленинград по приглашению Российского географического общества, а если говорить конкретно, то Е. В. Максимова - одного из преподавателей университета. Этому русскому ученому незадолго до того удалось открыть и исследовать несколько сравнительно небольших ледников в Джунгарском Алатау.

Один из них он назвал (по праву первооткрывателя) именем Тура Хейердала, другому присвоил имя Ленинградского университета. Знаменитый норвежец прибыл для того, чтобы получить из рук Максимова соответствующие сертификаты о присвоении его имени леднику и встретиться со студентами вуза.

После выступления Хейердала слово взял Максимов. Он рассказал, как были открыты ледники. Но больше запомнилось иное: Евгений Владиславович довольно подробно и обстоятельно рассказал о своей встрече со снежным человеком.

Их палатка стояла на высоте около 3 500 метров у самой границы ледниковой морены, включавшей в себя большое количество гранитных валунов. Выше располагался ледник, ниже - снежные поля, соприкасавшиеся с горным альпийским разнотравьем.

Максимову той ночью не спалось. Сказывалась горная болезнь, вызванная недостатком кислорода и усталостью. Его помощники - студенты - крепко спали в своих спальных мешках, утомленные дневной работой на леднике. Неожиданно за стенками палатки явственно послышался шорох, а затем чьи-то осторожные шаги. Наверное, медведь пожаловал.

Присутствие человека здесь исключалось, настолько отдаленным от жилья было то место. Вскоре шаги затихли, и Максимов наконец уснул. Каково же было удивление студентов и их преподавателя, когда утром они обнаружили на снегу следы, похожие на человеческие. Словно кто-то, специально сняв обувь, ходил босиком.

От палатки следы вели к небольшому продовольственному складу, где под брезентом стояло несколько ящиков с крупами и консервами. Брезент был сброшен. Мешочки с припасами круп и специй перемешаны, рассыпаны. Повариха не досчиталась початой банки с говяжьей тушенкой.

Вскоре ее обнаружили, но уже пустой, на краю ледника. Цепочка следов вела к леднику, а дальше терялась. На той встрече с Хейердалом Максимов продемонстрировал выполненные им черно-белые фотографии следов.

Снимки были крупного формата (24 на 36 см), четкие настолько, что прекрасно просматривались кристаллы крупных снежинок. Большой палец пришельца заметно оттопырен. Для масштаба на отдельных фото был показан ледоруб, на других - горный компас.

Это фото следа йети было сделано в Гималаях Эриком Шиптоном (1951 год).

ОТ КАРЛИКА ДО ГИГАНТА

Тур Хейердал спокойно и с явным интересом рассматривал фотографии. Он тут же высказал предположение, что это след йети, или, как его еще называют, бигфута, что значит «большая нога». Присутствовавшие, знавшие Хейердала не только как отважного мореплавателя, но и как известного географа и этнографа, попросили Тура прокомментировать услышанное.

Норвежец был настолько любезен, что тут же прочитал небольшую лекцию о неизвестных науке гоминоидах.

«В западной прессе, - сказал он, - нередко публикуют статьи о снежном человеке. В зависимости от местообитания его именуют йети, голубяван, алмаст, бигфут. Интерес к этой теме не ослабевает, ибо многочисленные встречи с йети (этот термин употребляется чаще других) убедительно говорят о том, что в природе существует по меньшей мере три типа неведомых науке животных.

Во-первых, это карликовые йети высотой около метра. Это всеядные существа. Они покрыты густой рыжей шерстью, а след их ступни напоминает человеческий. Карликовых йети встречали в Непале, Тибете и Индии.

Второй тип - истинный йети. Именно ему соответствует название . Эти загадочные существа тоже всеядны, а их рост составляет от 1,5 до 2 метров. Отличительный признак этого гоминоида - коническая форма головы, большой безгубый рот, сильно выдающаяся вперед нижняя челюсть и густой коричневато-красный мех, покрывающий все тело, кроме лица. Ступня у этого существа очень широкая. Вполне возможно, что это новый вид орангутана, который приспособился к хождению на двух ногах.

И наконец, третий тип йети - это гигантское существо по имени муте, что значит «огромный», «неуклюжий». Обычное местообитание этого гиганта - высокогорные районы Индии и Непала, Бирмы, Северного Вьетнама и других азиатских стран, включая и Казахстан. Это очень пугливое существо имеет рост от 1,8 до 2,7 метра.

Строение черепа запоминающееся: плоская голова, скошенный лоб, короткие волосы ежиком, непропорционально большие и очень сильные руки, покрытые шерстью черного или серого цвета. След этого йети ближе всех к человеческому. Очень вероятно, что в Джунгарии вы имели дело именно с ним».

Тур Хейердал в те годы проблемой снежного человека не интересовался. Его больше занимал вопрос заселения Полинезии туземцами Южной Америки.

Однако норвежский ученый не сомневался в существовании йети. Эта уверенность основывалась хотя бы на том, что и ему самому, и тем, кто плыл с ним на плоту «Кон-Тики», не раз приходилось наблюдать в океане неизвестные науке загадочные существа.

НАДО УХОДИТЬ, НАЧАЛЬНИК…

Проблемой снежного человека в 1950-е годы занималась как советская Академия наук, так и ряд организаций на Западе. Поводом для проведения комплексных научных экспедиций в СССР послужила докладная записка в Президиум Академии наук, составленная профессором Б. Ф. Поршневым и рядом других ученых. Полевые исследования велись в самых глухих и малоисследованных уголках Памира, Тянь-Шаня, Монголии.

Ученые Англии, Швейцарии, США, Китая и других стран работали в Гималаях, Гоби, на Тибете и иных местах Азии. В нашей стране поиски осуществляли такие известные этнографы, биологи, географы, геологи, топографы, как В. Л. Хахлов, К. В. Станюкович, Р. Ф. Итс и многие другие.

Интересные сведения о йети приводит в своих воспоминаниях кандидат геологоминералогических наук Александр Иванович Шалимов, многие годы проработавший в горных районах Азии. Побывав в 1938 году на Памире, в бассейне ледника Язгулем, Шалимов заметил пять отпечатков следов, сильно обтаявших, но с хорошо видным отстоявшим отдельно большим пальцем.

«Откуда-то издалека, из верховьев долины, донесся странный голос, - писал Шалимов. - Потом он повторился ближе, гортанный загадочный, ни на что не похожий - не то стон, не то рычание. «Снежный человек, - сказал Мир-зо Курбанов (проводник экспедиции), - много их, надо уходить, начальник». Рабочие геологической партии стали бить в металлические предметы, раздувать сильнее огонь костра, чтобы испугать непрошеных гостей».

Это свидетельство Шалимова подтверждает и военный топограф О. Г. Чистовский, проводивший топографическую съемку местности на Памире. Олегу Григорьевичу не раз приходилось видеть следы йети и слышать крик этого загадочного существа.

По словам Чистовского, голос снежного человека похож на вопль разъяренного верблюда. Серьезность отношения ученых к дикому человеку подтверждает и то, что все сведения были систематизированы комиссией Академии наук СССР и опубликованы в сборнике информационных материалов.

ПОХИЩЕНИЕ «НЕВЕСТЫ»

Более полувека назад в одном из живописнейших районов Чаткальского хребта в Киргизии геолог А. П. Агафонов из уст 80-летнего охотника и пастуха Мадьяра услышал удивительный рассказ. Дед пастуха, Мерген, ехал со своей молодой женой берегом Сары-Челека. День был знойный, и молодые люди остановились отдохнуть у горного ручейка. Вскоре Мерген задремал.

Его разбудил душераздирающий крик жены. Стряхнув сон, он увидел громадную обезьяну, в лапах которой отчаянно билась его жена. Смелый киргиз бросился на помощь. Ему удалось догнать похитителя и в тяжелом бою убить йети охотничьим ножом. Жена была невредима, но сильно напугана.

Йети охотится на горных баранов. Фото из Пакистана или Афганистана

Агафонов с большим скептицизмом отнесся к рассказу старого охотника. Тогда Мадьяр показал геологу высушенную кисть руки, извлеченную из сундука, принадлежавшего деду. Кисть, покрытая короткой густой шерстью, являлась семейной реликвией.

Что мог возразить Мадьяру Агафонов? Похожий «сувенир» бережно хранится и в непальском монастыре Пангбоче. Монахи утверждали, что эта кисть принадлежит йети.

С превеликим трудом удалось уговорить их передать кисть на антропологическую экспертизу в один из университетов США. Результаты превзошли все ожидания. Оказалось, что кисть принадлежит неизвестному виду приматов.

Я ВСТРЕЧАЛСЯ С НИМ ДВАЖДЫ

Еще более удивительный пример приводит житель Монголии Цеден. В 1934 году, совершив паломничество в монастырь Барун, он своими глазами видел приколоченную к потолку храма шкуру алмаста (название йети в Монголии и на Тибете).

Лицо обрамляли волосы, свисавшие на длину не менее 30 сантиметров. Монахи рассказали Цедену, что этот алмаст был убит в Гоби знаменитым охотником Мангалом Дурекчи и принесен в дар гению-покровителю буддистского храма. В последний раз монахи этого монастыря видели алмаста в 1951 году. Это было огромное загадочное существо, страшно их напугавшее. Они препроводили приехавших из Китая антропологов в урочище, где, по их данным, жили алмасты.

Китайцам, исследовавшим то место, удалось найти в одной из пещер останки человеко-подобного существа с хорошо сохранившейся кистью.

Вещдок исследовали в Пекине, где признали, что кисть могла принадлежать животному неустановленного вида. То же было сказано и в отношении шерстяного покрытия существа.

В 1970 году английский альпинист Уилланс заявил, что при восхождении на Аннапурну (второй после Джомолунгмы восьмитысячник в Гималаях) он дважды видел йети, а также его следы.

В 1971 году о нападении йети на склад с продовольствием писали участники аргентинской экспедиции на Джомолунгму. Судя по глубине и размерам оставленных им следов, вес йети составил не менее 260 килограммов!

В 1979 году английская экспедиция под руководством Дж. Уайта также обнаружила и сфотографировала следы снежного человека в долине Ханку (Непал). Участники восхождения даже слышали его пронзительный крик, который записали на магнитофонную пленку. Сопровождавшие альпинистов шерпы были согласны с тем, что кричал йети, и потребовали перенести лагерь в другое место. По преданиям непальцев, встреча со снежным человеком предвещает несчастье.

ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИОНА

Райнхольд Месснер - покоритель всех 14 восьмитысячников планеты - в интервью итальянскому журналу «Панорама» заявил: «Во время похода на Лхоцзе я дважды встречался с йети. Это было в высокогорных лесах. На высоте 4 200 метров я увидел необычное существо, передвигавшееся на двух коротких ногах. Тело его, за исключением лица, покрывала черная густая шерсть.

Ростом оно достигало примерно 2 метров. Вторая встреча произошла ночью, когда йети был замечен вблизи лагеря альпиниста. Неудачи прошлых экспедиций во многом происходили оттого, что ученые не знали конкретных мест, где обитают йети. Я хорошо запомнил район, где встретился с ним и даже шел 3 километра по его следу».

Месснеру так и не удалось отыскать и пленить йети, хотя он дал слово сделать это. Но он не одинок на этом поприще - неудача постигала многих. В их числе такие известные люди, как Тигр снегов непалец Тенцинг и новозеландец Хиллари - покорители Джомолунгмы в 1953 году, англичане Хант и Изард, руководившие экспедициями в Гималаи.

Так в чем же дело? Может быть, снежный человек - выдумка охочих до сенсаций журналистов, ученых и альпинистов? Причина, думается, в другом.

Площадь Гималаев, Тянь-Шаня, Тибета, Гоби, Джунгарского Алатау так велика, что на ней легко разместилось бы несколько Европ. Население же этих территорий не превышает сотых долей европейского. Как и прежде, эта часть Земли плохо изучена.

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека: