Русская эмиграция. Белое движение и монархизм. Сто лет - это слишком мало

Мы вспоминаем страшные события 95-летней давности. Трагедию, случившуюся в стране тогда, чувствовали не только взрослые. Дети понимали ее по-своему, в каком-то смысле чище и острее. Мальчики и девочки 1920-х годов. Голоса тех детей рассказывают больше и правдивее, они не умеют врать.

Я не умею врать

1917 год как поворотная веха в истории России и последовавшая за ним братоубийственная гражданская война на протяжении долгих лет являлись объектом пристального внимания не только со стороны историков-профессионалов, но и многих современников тех событий. По существу, «вспоминать» начали почти сразу, почти синхронно происходящему. И это нельзя было объяснить лишь воздействием политической конъюнктуры: то, что случилось в стране, прямо и непосредственно затронуло каждого из ее граждан, полностью перевернуло, а подчас и просто сломало их жизни, заставляя вновь и вновь переосмысливать недавнее прошлое, ища ответ на трудноразрешимые или вовсе не разрешимые вопросы, поставленные революционной эпохой столь неожиданно и остро. Может показаться удивительным, но в нестройную «вспоминающую» многоголосицу первых послереволюционных лет постоянно вплетались голоса тех, кого, казалось бы, трудно было там услышать — детей, которым довелось взрослеть в это непростое время.

Действительно, мальчики и девочки 1920-х годов оставили после себя немало письменных текстов, в которых шла речь о том, что произошло с ними самими, с их родителями, с другими близкими и не очень близкими им людьми после революции 1917 года. В большинстве своем такие детские воспоминания сохранились в форме школьных сочинений. Не отрицая тот факт, что воздействие взрослых на эту форму детского мемуарного творчества было достаточно велико — даже само их появление инициировалось взрослыми, — значение таких воспоминаний трудно переоценить. Мало того что наблюдательные дети подчас подмечали и фиксировали то, что оставалось не увиденным взрослыми, мало того что они предлагали свои, «детские» интерпретации многих явлений, фактов и событий, они писали так откровенно, так искренне и открыто, что изложенное ими на простых тетрадных страницах немедленно превращалось в своеобразные исповеди. «Я не умею врать, а пишу, что правда», — это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на преобладающее большинство детских воспоминаний, написанных вскоре после окончания Гражданской войны в России.

Дети 1917-го

Наиболее ранние детские воспоминания о революции 1917 года восходили к письменной культуре «бывших» и создавались детьми «чужих». Тексты эти были явно политизированы, что и понятно: прошлое быстро превращалось для этих детей в «утраченный рай», зачастую вместе с потерянной Родиной и обретенным эмигрантским эпилогом — недаром один из русских педагогов-эмигрантов, писатель и публицист Н. А. Цуриков называл их «маленькими перелетными птичками». По подсчетам созданного в 1923 году в Праге под председательством выдающегося богослова, философа и педагога В. В. Зеньковского Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, к середине 1920-х годов за рубежом насчитывалось около 20 тысяч русских детей только школьного возраста. Из них в зарубежной русской школе обучались не менее 12 тысяч человек. Педагоги-эмигранты не без оснований полагали, что обучение в русских школах будет способствовать сохранению у детей национальной идентичности, в том числе за счет сохранения родного языка и православного вероисповедания. Заметим, что православные церковнослужители и лично, и как руководители общественных организаций сыграли огромную роль в создании и деятельности русских беженских школ. Немалый вклад в разработку психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей и юношества и непосредственно в жизнь русской школы в эмиграции внесли религиозный мыслитель, богослов и философ Г. В. Флоровский, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Антоний (Храповицкий) и его будущий преемник митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Пражский Сергий (Королев), его ближайший соратник, на которого было возложено в первую очередь, преподавание Закона Божьего в русских эмигрантских школах, архимандрит Исаакий (Виноградов), почетный председатель Епархиального управления Русскими православными церквями в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевского), начальник Российской духовной миссии в Китае митрополит Иннокентий (Фигуровский) и многие другие. Под покровительством РПЦ за границей существовали и действовали различные детские и молодежные организации: скауты, соколы, детские хоры, оркестры и театральные коллективы, регулярно проводились Дни русской культуры и отмечавшиеся на Благовещение Дни русского ребенка, во время которых проходил сбор средств на нужды детей путем церковных тарелочных сборов и подписных листов.

В декабре 1923 года в одной из самых больших русских эмигрантских школ — русской гимназии в Моравской Тшебове (Чехословакия) — по инициативе ее директора неожиданно были отменены два урока и всем учащимся предложили написать сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года по день поступления в гимназию» (среди прочих участников опроса была и дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, о чем она много лет спустя написала в своих мемуарах). Позднее Педагогическое бюро распространило этот опыт на ряд других русских эмигрантских школ Болгарии, Турции, Чехо-Словакии и Югославии. В результате к 1 марта 1925 года в Бюро было собрано 2403 сочинения общим объемом 6,5 тысячи рукописных страниц. Результаты анализа воспоминаний были изданы в нескольких брошюрах, однако сами воспоминания долгое время не публиковались и хранились вначале в Русском заграничном историческом архиве в Праге, а после передачи его в Россию по окончании Второй мировой войны — в ЦГАОР СССР (ныне — Государственный архив Российской Федерации). Часть этих документов (свыше 300) была опубликована лишь в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова).

Собранные сочинения были очень разными, что не случайно: ведь их писали учащиеся разных возрастов, причем возрастной диапазон колебался от 8 (ученики приготовительных классов) до 24 лет (молодые люди, возобновившие обучение после вынужденного перерыва). Соответственно, и объемом своим эти сочинения сильно отличались друг от друга — от нескольких строчек, с большим трудом выведенных самыми маленькими, до 20-страничных сочинений старшеклассников, написанных убористым, мелким почерком. По мере взросления ребенка и совершенствования его письменной речи прослеживалось естественное усложнение текстов, когда на смену фиксации отдельных, часто разрозненных автобиографических фактов приходили попытки осмысления прошлого, рассуждения о судьбах покинутой Родины, причем зачастую патриотические настроения и чувства прямо подпитывались религиозными установками и религиозным сознанием писавших. Россия и православная вера сплетались воедино, и именно в вере Христовой видели эти отвергнутые новой советской властью дети надежду на воскрешение своей Отчизны: «Попросим же мы Бога о том, чтобы он взял под свою защиту поруганную и униженную, но не забывшую, несмотря на все гонения, христианскую веру, нашу дорогую Святую Русь»; «Где-то там, в глубине необъятной России, появятся люди старинного уклада, которые с именем Божьем на устах пойдут спасать Россию»; «Я верю, что правда восторжествует и Россия спасется светом Христовой Веры!».

Бог был с детьми

При всем их многообразии основная масса детских воспоминаний содержательно и оценочно укладывалась в довольно стабильную противополагающую схему: «было хорошо — стало плохо». Добольшевистское прошлое представало в сочинениях детей эмиграции как красивая, добрая сказка, в которой всегда было место религии и Богу. Вспоминая «золотое», «тихое», «счастливое» детство в России, мальчики и девочки подробно описывали с таким нетерпеньем ожидаемые «светлые праздники» Рождества и Пасхи, когда обязательно ходили в церковь и получали подарки, наряжали елку и красили пасхальные яйца, когда рядом были родители и друзья, а еще — «Кто-то Милосердный, Который простит и не осудит». «…Рождество, — пишет ученик 6-го класса Английской школы для русских мальчиков в Эринкее (Турция) Иван Чумаков. — Изучаешь тропарь, рассказываешь отцу, матери, сестрам, и даже младшему братишке, ничего еще не понимающему. А мать так за три дня попросишь разбудить к заутрене. В церкви стоишь спокойно, ежеминутно крестишься и читаешь тропарь. Кончилась церковная служба. Не возвращаясь домой, бежишь “Христа славить”. Тут конфеты, пряники, копейки — все карманы. Потом — домой разговляться. После этого — опять славить, и так целый день… А вскоре и Пасха. Это праздник… неописуемый. Весь день колокольный звон, катание яиц, “христосование”, поздравления, подарки…»

Бог был с детьми, а дети — с Богом не только в дни религиозных праздников, но постоянно, ежедневно, ежечасно. Некоторые из них прямо признавались в «глубокой религиозности», унаследованной от родителей. Молитва неизменно занимала свое особое, устойчивое место в детских рутинных повседневных практиках: «Наутро я просыпался всегда веселый, одевался, умывался, молился Богу и шел в столовую, где уже был накрыт стол… После чая я шел заниматься, решал несколько задач, писал две страницы чистописания и т. д.». Бог хранил, Бог защищал, Бог умиротворял, Бог вселял надежду: «Вот отдельные картины из дальнего детства. Ночь, перед образом Божьей Матери горит лампадка, ее дрожащий неверный свет освещает всепрощающий лик Прелестной Девы, и кажется, что черты ее лица движутся, живут, а прелестные глубокие глаза смотрят на меня с лаской и любовью. Я, маленькая девочка, в длинной ночной рубашке лежу в кровати, мне не хочется спать, я слышу храпенье моей старушки-няни, и мне представляется в ночной тишине, что я одна в огромном мире, где нет ни одной человеческой души, мне делается страшно, но, смотря на чудные черты Божьей Матери, страхи мои понемногу уходят, и я незаметно для себя засыпаю».

И вдруг внезапно, в один миг все это — такое «свое», такое привычное, такое устоявшее — было разрушено, а безбожие, как это ни кощунственно звучит, было возведено в ранг новой веры, где молились новым революционным апостолам и следовали новым революционным заветам. «Большевики проповедовали, что Бога нет, что нет красоты жизни и все дозволено», и не просто проповедовали, а воплощали эту вседозволенность на практике. Запрет на преподавание Закона Божьего и замена висящих в классных комнатах икон — «этих безделушек», как называли их красные комиссары, — портретами вождей революции были, пожалуй, наиболее безобидными из того, что предприняли новые власти. Осквернение религиозных святынь происходило повсеместно: и во время обысков, свидетелями которых были дети («Несколько пьяных, разнузданных матросов, с ног до головы увешанных оружием, бомбами и перевитыми пулеметными лентами, ворвались в нашу квартиру с громкими криками и бранью: начался обыск… Все подверглось разрушению и разгрому, даже иконы срывали эти богохульники, били их прикладами, топтали ногами»), и за пределами их дома. «Большевики в храмы Божьи вторгались, убивали священников, вынимали мощи и разбрасывали по церкви, ругались по-большевистски, смеялись, но Бог терпел и терпел», — с горечью свидетельствует 15-летний ученик Русской гимназии в Шумене (Болгария). «Свет от пожара освещал церковь… на колокольне качались повешенные; их черные силуэты бросали страшную тень на стены церкви», — вспоминает другой. «На Пасху, вместо звона, стрельба. Страшно выйти на улицу», — пишет третий. И таких свидетельств было немало.

Именно на Бога и уповали дети в самые тяжкие, самые страшные минуты своей жизни, когда надеяться было не на что, и именно Ему возносили хвалу, когда испытания оказывались уже позади: «Нас ввели в большую светлую комнату (ЧК. — А. С. )… Я помню, что в то мгновение я только молилась. Сидели мы не долго, пришел солдат и нас куда-то повел; на вопрос, что с нами сделают, он, гладя меня по голове, отвечал: “Расстреляют”… Нас привели на двор, где стояло несколько китайцев с ружьями…Это было похоже на кошмар, и я только ждала, когда он кончится. Я слышала, как кто-то считал: “Раз, два”… Я видела маму, которая шептала: “Россия, Россия”, и папу, сжимающего мамину руку. Мы ждали смерти, но… вошел матрос и остановил готовых стрелять солдат. “Эти еще пригодятся”, — сказал он и велел нам идти домой. Вернувшись… домой, мы все трое стали перед образами, и я в первый раз так горячо и искренно молилась». Для многих молитва становилась единственным источником жизненной силы: «В ночь под Благовещение была страшная канонада; я не спала и всю ночь молилась»; «Я никогда раньше не молился, никогда не вспоминал Бога, но, когда я остался один (после смерти брата), я начал молиться; я молился все время — где только представлялся случай, и больше всего молился на кладбище, на могиле брата».

Помилуй Россию, помилуй меня!

Между тем были среди детей и совершенно отчаявшиеся, утратившие жизненный стержень, а вместе с ним — как им казалось — и веру во Всевышнего: «Я хуже волка, вера рухнула, нравственность пала»; « Я… с ужасом заметил, что ничего того святого, того доброго, что вкладывали в меня папа и мама, — у меня нет. Бог для меня перестал существовать как что-то далекое, заботящееся обо мне: Евангельский Христос. Встал передо мною новый бог, бог жизни… Я стал… полным эгоистом, который готов для своего счастья поступиться счастьем других, видящего в жизни только борьбу за существование, считающего, что высшее счастье на земле — это деньги». Именно таких детей и подростков имел в виду В. В. Зеньковский, когда, анализируя сочинения, утверждал, что «религиозный путь преодоления» открылся пока еще далеко не всем, и нужна очень кропотливая работа, чтобы помочь детям «подойти ближе к Церкви».

В эмиграции дети оказались в какой-то степени ограждены от кровожадного революционного молоха. Им вернули многое из того, что они сами хотели бы вернуть из недавнего прошлого. Но, по их собственным словам, даже Рождество стало каким-то «грустным», не таким, как в оставленной России, которую они никак не могли забыть и куда они так хотели бы вернуться. Нет, им отнюдь не нужно было новое советское отечество, враждебный и непривычный для них «антимир» советской власти и большевизма. Они стремились в ту, прежнюю Россию, о которой писали в своих сочинениях и которую изображали на своих рисунках: тихие, заснеженные дворянские усадьбы, кремлевские стены и башни, маленькие деревенские церквушки. Особенно трогает среди сохранившихся рисунков один: маковки православных церквей с крестами и лаконичная надпись «Я люблю Россию». Большинству из этих детей так никогда и не удалось осуществить свою мечту. Но они продолжали верить и истово молиться за Родину — так же истово, как за самих себя: «Боженька, неужели все так и останется? Помилуй Россию, помилуй меня!»

При подготовке статьи были использованы материалы книг «Дети русской эмиграции (Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники)» (М.: ТЕРРА, 1997) и «Дети эмиграции: Воспоминания» (М.: Аграф, 2001), а также монографии автора «Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования». (Казань: Казанский гос. ун-т, 2007).


Построение русских скаутов. Марсель. 1930 год


Занятие музыкой с детьми в русской коммуне Монтгерон. Париж. 1926 год


Учителя и учащиеся прогимназии Всероссийского союза городов в лагере Селимие. 1920 год


Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 1945 год. В центре — схимонах Савватий. Справа от него — Владимир Вейдле. Александр Шмеман, Константин Андроников и Сергей Верховский. Крайний справа — отец Василий Зеньковский

Текст: Алла САЛЬНИКОВА

Первая волна русской эмиграции - это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

Причины первой волны русской эмиграции

Люди покидают свою родину по экономическим, политическим, социальным причинам. Миграция — процесс, который в разной степени происходил во все времена. Но характерен он прежде всего для эпохи войн и революций.

Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли. Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались. Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

Какова причина первой волны русской эмиграции? Новая власть, которая проявляла симпатию к пролетариату и ненавидела интеллигенцию.

Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы.

В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов. Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты. Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

Рассмотрим более подробно причины и особенности первой волны русской эмиграции. Краткие биографии, представленные ниже, создадут полную картину явления, имевшее страшные последствия как для судеб отдельных людей, так и для всей страны.

Знаменитые эмигранты

Русские писатели первой волны эмиграции — Владимир Набоков, Иван Бунин, Иван Шмелев, Леонид Андреев, Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Саша Черный, Тэффи, Нина Берберова, Владислав Ходасевич. Ностальгией пронизаны произведения многих из них.

После Революции родину покинули такие выдающиеся деятели искусства, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Василий Кандинский, Игорь Стравинский, Марк Шагал. Представителями первой волны русской эмиграции являются также авиаконструктор инженер Владимир Зворыкин, химик Владимир Ипатьев, ученый-гидравлик Николай Федоров.

Иван Бунин

Когда речь идет о русских писателях первой волны эмиграции, его имя вспоминают в первую очередь. Октябрьские события Иван Бунин встретил в Москве. Вплоть до 1920 года он вел дневник, который позже опубликовал под названием "Окаянные дни". Писатель не принял советскую власть. По отношению к революционным событиям Бунина нередко противопоставляют Блоку. В своем автобиографическом произведении последний русский классик, а именно так называют автора "Окаянных дней", полемизировал с создателем поэмы "Двенадцать". Критик Игорь Сухих сказал: "Если Блок в событиях 1917-го услышал музыку революции, то Бунин - какофонию бунта".

До эмиграции писатель некоторое время прожил с женой в Одессе. В январе 1920 года они поднялись на борт парохода "Спарта", который отправлялся в Константинополь. В марте Бунин был уже в Париже - в городе, в котором провели последние свои годы многие представители первой волна русской эмиграции.

Судьбу писателя нельзя назвать трагической. В Париже он много работал, и именно здесь написал произведение, за которое получил Нобелевскую премию. Но самый известный цикл Бунина - "Темные аллеи" - пронизан тоской по России. Все же предложение о возвращении на Родину, которое получили многие русские эмигранты после Второй мировой войны, он не принял. Умер последний русский классик в 1953 году.

Иван Шмелев

Далеко не все представители интеллигенции услышали в дни октябрьских событий "какофонию бунта". Многие воспринимали революцию как победу справедливости, добра. Октябрьским событиям первое время радовался и Однако совсем быстро разочаровался в тех, кто оказался у власти. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель не мог уже верить в идеалы революции. Единственный сын Шмелева - офицер царской армии - был расстрелян большевиками.

В 1922 году писатель с женой покинул Россию. К тому времени Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал оказать ему помощь. Несколько месяцев Шмелев провел в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток жизни.

Последние годы один из величайших русских писателей провел в нищете. Он умер в возрасте 77 лет. Похоронен, как и Бунин, на Сент-Женевьев-де-Буа. На этом парижском кладбище нашли последнее пристанище знаменитые писатели, поэты — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи.

Леонид Андреев

Этот писатель сперва принял революцию, но позже изменил свои взгляды. Последние произведения Андреева проникнуты ненавистью к большевикам. В эмиграции он оказался после отделения Финляндии от России. Но за границей прожил недолго. В 1919 году Леонид Андреев умер от сердечного приступа.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. Прах Андреева был перезахоронен спустя тридцать лет после его смерти.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов ("Защита Лужина", "Машенька").

В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена - началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В Соединенных Штатах Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии. Русский писатель скончался в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище в Кларане, расположенном в Монтре.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто покинул Россию в начале двадцатых, обещали советские паспорта, работу, жилье и прочие блага. Однако многие эмигранты, возвратившиеся на Родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. Его, к счастью, не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу же после Октябрьского переворота. Во Франции первое время занимался в основном переводами. В Россию вернулся в 1937 году. Куприн был известен в Европе, с ним не могли советские власти поступить так, как они поступали с большей частью Однако писатель, будучи к тому времени больным и старым человеком, стал инструментом в руках пропагандистов. Из него сделали образ раскаявшегося писателя, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от онкологического заболевания. Похоронен на Волковском кладбище.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя - города, в котором он родился и провел ранние годы. Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

Тэффи

Русская писательница первой волны эмиграции покинула Родину в 1919 году. В Новороссийске она села на пароход, который отправлялся в Турцию. Оттуда добралась до Парижа. Три года Надежда Лохвицкая (таково настоящее имя писательницы и поэтессы) прожила в Германии. За границей она печаталась, уже в 1920-м организовала литературный салон. Тэффи умерла в 1952 году в Париже.

Нина Берберова

В 1922 году вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем, писательница уехала из Советской России в Германию. Здесь они провели три месяца. Жили в Чехословакии, в Италии и с 1925-го - в Париже. Берберова публиковалась в эмигрантском издании "Русская мысль". В 1932 году писательница развелась с Ходасевичем. Спустя 18 лет уехала в США. Жила в Нью-Йорке, где издала альманах "Содружество". С 1958 года Берберова преподавала в Йельском университете. Умерла в 1993-м.

Саша Черный

Настоящее имя поэта, одного из представителей Серебряного века - Александр Гликберг. Он эмигрировал в 1920 году. Жил в Литве, Риме, Берлине. В 1924 году Саша Черный уехал во Францию, где провел последние годы. В местечке Ла Фавьер у него был дом, куда нередко съезжались русские художники, писатели, музыканты. Саша Черный умер от сердечного приступа в 1932 году.

Федор Шаляпин

Знаменитый оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по своей воле. В 1922 году он находился на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Длительные выступления в Европе и США вызвали подозрения. Тут же отреагировал Владимир Маяковский, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: "Я первый крикну - обратно катить!".

В 1927 году певец пожертвовал сборы от одного из концертов в пользу детей русских эмигрантов. В Советской России это восприняли как поддержку белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпина лишили советского гражданства.

В эмиграции он много выступал, даже снялся в фильме. Но в 1937-м у него обнаружили лейкоз. 12 апреля того же года знаменитый русский оперный певец скончался. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Основные причины оставления Родины, этапы и направления «первой волны» русской эмиграции; отношение к эмиграции как ко «временной эвакуации»;

Массовая эмиграция российских граждан началась сразу гюсле Октябрьской революции 1917 г. и интенсивно продолжалась в различные страны до 1921-1922 гг. Именно с этого момента численность эмиграции остаеюя примерно постоянной в целом, но непрерывно меняется ее удельный вес о различных странах, что объясняется внутренней миграцией в поисках рабогы получения образования, лучших материальных условий жизни.

Процесс интеграции и социо-культурной адаптации русских беженцев в различных социальных условиях Европейских стран и Китая прошел несколько этапов и в основном завершился к 1939 г., когда у большинства эмигрантов уже не оставалась перспективы возвращения на родину. Основными центрами рассеяния русской эмиграции явились Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин. Первым местом беженства стал Константинополь – очаг русской культуры в начале 1920-х.В начале 1920-х литературной столицей русской эмиграции стал Берлин. Русская диаспора в Берлине до прихода к власти Гитлера составляла 150 тысяч человек. Когда надежда на скорое возвращение в Россию стала угасать и в Германии начался экономический кризис, центр эмиграции переместился в Париж, с середины 1920-х – столицу русского зарубежья.К 1923 в Париже обосновались 300 тысяч русских беженцевВосточные центры рассеяния – Харбин и Шанхай. Научным центром русской эмиграции долгое время была Прага. В Праге был основан Русский народный университет, там бесплатно учились 5 тысяч русских студентов. Сюда же перебрались многие профессора и преподаватели вузов Важную роль в сохранении славянской культуры, развитии науки сыграл «Пражский лингвистический кружок».

Основными причинами формирования русской эмиграции как устойчивого социального явления стали: первая мировая война, российские революции и гражданская война, политическим следствием которых стая передел границ в Европе и прежде всего - изменение границ России. Поворотным пунктом для формирования эмиграции явилась Октябрьская революция 1917 г. и вызванная ею гражданская война, расколовшая население страны на два непримиримых лагеря. Формально юридически данное положение было закреплено позднее: 5 января 1922 г. ВЦИК и Совнарком опубликовали декрет от 15 декабря 1921 г. и лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей.

Согласно декрету прав гражданства лишались лица, находившиеся заграницей непрерывно более пяти лет и не получившие от советского правительства паспорт до 1 июня 1922 г.; лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения советских властей; лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти или участвовавшие в контрреволюционных организациях.

Статьей 2 того же декрета предусматривалась возможность восстановления гражданства. На практике, однако, данная возможность реализована быть не могла - от лиц, желающих возвратиться на родину требовалось не только заявление о принятии подданства РСФСР или СССР, но и принятие советской идеологии.

В дополнение к данному декрету в конце 1925 г. комиссариатом внутренних дел были изданы правила о порядке возвращения в СССР, согласно которым допускалась отсрочка въезда указанных лиц под предлогом предупреждения усиления безработицы в стране.

Лицам, намеренным немедленно после оформления ими гражданства или амнистии возвратиться в СССР, рекомендовалось прилагать к заявлению документы о возможности трудоустройства, удостоверяющие, что проситель не пополнит кадров безработных.

Принципиальная особенность российской постреволюционной эмиграции и отличие ее от аналогичных эмиграций других крупных европейских революций - ее широкий социальный состав, включающий практически все (а не только ранее привилегированные) социальные страты.

социальный состав русской эмиграции; проблемы адаптации;

Среди людей, оказавшихся к 1922 г. за пределами России, были представители практически классов и сословий, начиная от членов бывших правящих классов и кончая рабочими: "лица, живущие за счет своих капиталов, государственные чиновники, врачи, ученые, учителя, военные и многочисленные промышленные и сельскохозяйственные рабочие, крестьяне".

Также неоднородны были и их политические взгляды, отражавшие весь спектр политической жизни революционной России. Социальная дифференциация русской эмиграции объясняется неоднородностью вызвавших ее социальных причин и способов рекрутирования.

Основными факторами данного феномена стали первая мировая война, гражданская война, большевистский террор и голод 1921 - 1922 гг.

С этим связана доминирующая тенденция гендерного состава эмиграции - подавляющий перевес мужской части русской эмиграции трудоспособного возраста. Данное обстоятельство открывает возможность интерпретации российской эмиграции как естественного экономического фактора послевоенной Европы, возможность смотрения ее в категориях экономической социологии (как широкомасштабной миграции трудовых ресурсов различного уровня профессиональной квалификации, так называемой "трудовой эмиграции").

Экстремальные условия генезиса русской эмиграции определили специфику ее социально-экономического положения в структуре западного общества. Она характеризовалась, с одной стороны, дешевизной предлагаемой эмигрантами рабочей силы выступающей конкурентом национальных трудовых ресурсов) и, с другой, - потенциальным источником безработицы (поскольку в условиях экономического кризиса эмигранты теряли работу в первую очередь).

Территории преимущественного расселения русских эмигрантов, причины, побуждающие к изменению места жительства; культурные и политические центры русской эмиграции;

Принципиальным фактором, определяющим положение эмиграции как социoкультурного феномена выступает ее правовая незащищенность. Отсутствие у беженцев конституционных прав и свобод (слова, печати, права объединения в союзы и общества, вступления в профсоюзы, свобода передвижения и др.) не позволяло им отстаивать свое положение на высоком политико-правовом и институциональном уровне. Сложное экономическое и правовое положение русских эмигрантов сделало необходимым создание внеполитической общественной организации с целью оказания социальной и правовой помощи русским гражданам, проживающим за границей. Такой организацией для русских эмигрантов в Европе стал Российский земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей ("Земгор"), созданный в Париже в феврале 1921 г. Первым шагом, предпринятым парижским Земгором, было воздействие французское правительство с целью добиться его отказа от репатриации русских беженцев в Советскую Россию.

Другой первоочередной задачей стало переселение русских беженцев из Константинополя в европейские страны Сербию, Болгарию, Чехословакию, готовые принять значительное количество эмигрантов. Сознавая невозможность единовременно обустроить за границей всех русских беженцев, Земгор обратился за помощью в Лигу Наций этой целью в Лигу Наций был подан Меморандум о положении беженцев и способах облегчения их положения, составленный и подписанный предстателями 14 русских беженских организаций в Париже, в том числе и Земгором. Усилия Усилия Земгора оказались результативными, особенно в славянских странах - Сербии, Болгарии, Чехословакии, где многие уч6ные заведения (как созданные в этих странах, так и эвакуированные туда из Константинополя) были взяты на полное бюджетное финансирование правительств этих государств

Центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе - сентябре 1922 г.

Особенность этой высылки состояла в том, что это была акция государственной политики нового большевистского правительства. XII конференция РКП(б) в августе 1922 г. приравняла старую интеллигенцию, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, к «врагам народа», к кадетам. Один из инициаторов высылки, Л.Д. Троцкий, цинично пояснял, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Да собственно такая альтернатива была заявлена и официально: в случае возвращения - расстрел. Между тем в списках «социально чуждых» только один С.Н. Трубецкой мог быть обвинен в конкретных антисоветских действиях.

По составу группа высылаемых «неблагонадежных» сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы, журналисты. Решение властей для них было моральной и политической пощечиной. Ведь Н.А. Бердяев уже читал лекции, С.Л. Франк преподавал в Московском университете, педагогической деятельностью занимались П.А. Флоренский, П.А. Сорокин… А оказалось, что их выбрасывают, как ненужный хлам.

отношение советского правительства к русской эмиграции; высылки за границу; процесс реэмиграции;

Хотя большевистское правительство пыталось представить высылаемых как незначительных для науки и культуры людей, эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром». Это был действительно «королевский подарок» для русской культуры за рубежом. Среди 161 человека в списках этой высылки находились ректоры обоих столичных университетов, историки Л.П. Карсавин, М.М. Карпович, философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, социолог П.А. Сорокин, публицист М.А. Осоргин и многие другие видные деятели российской культуры. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике. «Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных дисциплинах.

Высылка 1922 г. была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок, отъездов и просто бегства интеллигенции из Советской России иссяк только к концу 20-х гг., когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии.

политическая и культурная жизнь русской эмиграции.

Таким образом, к 1925 - 1927 гг. окончательно сформировался состав «России № 2», обозначился ее значительный культурный потенциал. В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень.В изгнании сформировалась именно общность. Бывшие беженцы вполне сознательно и целенаправленно стремились создать сообщество, установить связи, устоять против ассимиляции, не раствориться в приютивших их народах. Понимание того, что невозвратимо закончен важный период русской истории и культуры, пришло к русским эмигрантам достаточно рано.


Билет №68

68. Цели и основные направления репрессий и политических процессов 20-30-х годов. Сопротивление сталинизму.

основные направления репрессий в 20-е годы;

Форсированная индустриализация ухудшила жизненный уровень населения. Высокие цены на продукты сельского хозяйства делали их труднодоступными для значительной части городских жителей, получавших низкую заработную плату.

Ухудшение материально-бытовых условий населения, перебои с продовольствием обостряли социальную напряженность в обществе. Положение усугублялось участившимися срывами в области хозяйственного развития. Не выполнялись планы капитального строительства. Падала производительность груда. Ухудшалось качество производимой продукции. Все это усиливало критические настроения людей по отношению к проводимой политике. Силовая коллективизация, сопровождаемая раскулачиванием, вызвала вооруженные выступления крестьянства. Только в январе - начале марта 1930 г. состоялось свыше 2000 антисоветских выступлений в деревне. Уменьшение норм снабжения хлебом по карточкам (1932 г.) привело к массовым демонстрациям протеста в городах и рабочих поселках (Вичуга, Лежнево, Пучеж Ивановской области, Борисполь и др.)- Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин объяснял причины общественных противоречий и кризисных явлений в экономике происками «классовых врагов».

СССР во второй половине 20-х - 30-е годы XX в.

Чрезвычайнейшая, превратившаяся в метод построения нового общества, встречала противодействие части партийно-государственного аппарата. Против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации выступил член Политбюро ЦК Н. И. Бухарин. Использование средств административного и экономического нажима на крестьянство не были поддержаны членами Политбюро ЦК А. И. Рыковым и М. П. Томским. В целях социалистического строительства они предлагали использование принципов нэпа. Не нашло одобрения с их стороны утверждение И. В. Сталина о неизбежности обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Однако большинство партийных лидеров расценило взгляды противников официального политического курса как ошибочные. Н. И. Бухарин и М. П. Томский были выведены из состава Политбюро ЦК, А. И. Рыков освобожден от обязанностей председателя" Совнаркома.

В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Главным фактором, определяющим политику И. В. Сталина и поддерживающих его лиц, становилось стремление генерального секретаря к установлению единоличной власти. Борьба с инакомыслием. Параллельно с формированием режима личной власти И. В. Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличивались масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных» лиц. Карательные меры коснулись практически всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов.

Виновниками срывов промышленных планов были объявлены хозяйственники и инженеры, прежде всего представители старых (буржуазных) специалистов. В конце 1930 г. по делу «Промпартии» была привлечена к суду и осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с директором научно-исследовательского Теплотехнического института Л. К. Рамзиным. По обвинению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии на скамье подсудимых оказались видные ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и др. «Вина» ученых заключалась в том, что их взгляды на проводившуюся коллективизацию отличались от официальных взглядов. В частности, они считали необходимым условием развития сельской кооперации наличие рынка. Аресту подверглась группа бывших деятелей партии меньшевиков, а также бывшие царские генералы и офицеры, служившие в Красной Армии.

Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, ставших основой проводимых беззаконий. Создавалось особое совещание - внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю.

Социально-политическое развитие

На таком же принципе вел и свою работу и другие внесудебные неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в десятидневный срок без участия защиты и обвинения. Усиливались административно-командные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации. Причины их упразднения были различными. В одних случаях - малочисленность или финансовые неурядицы. В других - пребывание в составе обществ «врагов народа». Были ликвидированы Всесоюзная ассоциация инженеров, Российское общество радиоинженеров, Общество любителей российской словесности, Общество истории и древностей российских. Прекратили существование Общество старых большевиков и Общество бывших полит каторжан и ссыльнопоселенцев, объединявшие, кроме большевиков, бывших анархистов, меньшевиков, бундовцев, эсеров и т. п. Продолжали действовать в основном тс объединения, которые могли быть использованы в интересах государства (Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции - МОПР и др.). Профессиональные объединения творческой интеллигенции были поставлены под контроль партийно-государственных чиновников.

Политические процессы 30-х годов.

платформа «Союза марксистов-ленинцев» М.Н.Рютина;

Политический курс И. В. Сталина, концентрация в его руках неограниченной власти вызывали оппозиционные настроения у многих руководящих партийных работников и рядовых членов ВКП(б). «Злым гением русской революции» называли И. В. Сталина противники репрессий, стремившиеся противодействовать им. Группа московских партработников («Союз защиты ленинизма») во главе с М. Н. Рютиным обратилась с манифестом «Ко всем членам ВКП(б)». В нем предлагалось отстранить И. В. Сталина от должности Генерального секретаря ЦК и внести коррективы в систему управления народным хозяйством. В 1932 г. Участники группы были арестованы, обвинены в попытке реставрации капитализма и расстреляны. Насаждение методов произвола и беззакония создавало в стране обстановку страха, подозрительности, взаимного недоверия друг к другу.

убийство Кирова как повод для ужесточения репрессивной политики;

В середине 30-х годов начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Поводом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 г. С. М. Кирова, первого секретаря Ленинградского наркома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б). Расследование обстоятельств этого террористического акта направлял И. В. Сталин. Согласно официальной версии, убийство было совершено по поручению подпольной троцкистско-зиновьевской группы в целях дезорганизации руководства страны. К высшей мере наказания приговорили несколько партийно-государственных работников, хотя их участие в покушении на С. М. Кирова не было доказано.

1937 год – кульминация репрессий;

В 1937 г. по делу так называемого параллельного антисоветского троцкистского центра к суду была привлечена группа ответственных работников наркоматов тяжелой и лесной промышленности. В их числе находились Ю. Л. Пятаков (в прошлом - один из участников оппозиции И. В. Сталину) и Г. Я. Сокольников. Они обвинялись, ко всему прочему, в попытках подорвать экономическую мощь СССР, во вредительстве, в организации аварий на предприятиях, в преднамеренном срыве государственных планов. Тринадцать обвиняемых были приговорены к расстрелу и четверо - к тюремному заключению. Попытку воспрепятствовать беззакониям предпринял нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Вместе с сотрудниками наркомата он проверил дела группы «врагов народа», занятых на строительстве предприятий тяжелой промышленности, и доказал их невиновность.

В 1936 г. по вымышленному обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже (дело об антисоветском «объединенном троцкистско-зиновьевском центре») осудили бывших лидеров партии Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева и др. Жертвами репрессий стали тысячи политэмигрантов, многие работники Коминтерна. Репрессивная политика проводилась против целых народов.

особенности репрессий и политических процессов, связанных с коллективизацией и индустриализацией;

В 1937 г. СНК и ЦК ВКП(б) постановили немедленно выселить из Дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого акта мотивировалась возможной засылкой на Дальний Восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. Вслед за тем свыше 36 тыс. корейских семей (более 170 тыс. человек) были депортированы в районы Средней Азии.

Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборсвич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер). В 1938 г. был сфабрикован еще один политический процесс по делу «антисоветскою правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться этой цели они якобы предполагали средствами шпионской и диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все эти акции проходили с нарушением норм правосудия и завершились расстрелом осужденных.

По ложным доносам и обвинениям в «контрреволюционной» деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог.

К концу 30-х годов система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 839,4 тыс.- в конце 1935 г. и до 996,4 тыс.- в конце 1937 г. (официальные данные). Однако общее количество жертв репрессий было значительно больше. Одним из косвенных показателей масштабов репрессий служат данные о динамике численности населения в СССР. С 1 января 1929 г. по 1 января 1933 г. количество жителей увеличилось на 11 млн человек. С 1 января 1933 г. по декабрь 1937 г. население сократилось почти на 2 млн.

депортации отдельных народов СССР в 20-30-е годы: причины, цели, следствия;

ДЕПОРТАЦИЯ народов . Советское государство в своей национальной политике казалось бы с первых дней исходило из общей выработанной установки: любое мероприятие, нарушающее равноправие или права национального меньшинства, является незаконным и недействительным - и любой гражданин государства вправе требовать отмены такого мероприятия как противозаконного и уголовного наказания тех, кто проводил его в жизнь. Однако это провозглашенное право уже в первый год советской власти оказалось забытым, не вспомнили о нем и в последующие годы. Более того, комплекс противоречий, в том числе и в сфере национальных отношений, нарастал, затягиваясь в тугой узел.

В 20-е годы, в условиях, с одной стороны, бурного национально-государственного и административно-территориального строительства не исключались и такие негативные явления, как переселение народов, в частности, армян из столицы Грузии - Тбилиси, алеутов - с Командорских и Карагинских островов, частично корейцев из Приморья и т.д.

Последующий этап переселения приходится, наконец, 20-х - 30-е годы и был связан с проводимой политикой коллективизации. Судя по документам органов, ведавших осуществлением этих акций, и в первую очередь ОГПУ, Народного комиссариата внутренних дел Союза ССР, серьезно пострадали все народы, но особый ущерб, конечно, был нанесен русскому народу.

Методы чрезвычайны, к которым зачастую прибегал административно-командный аппарат при проведении коллективизации и других кампаний, особо сказались на ухудшении жизни крестьянства, обостряли обстановку. Зимой 1930 г. в СССР произошло 2200 выступлений крестьян. Закончились они ответными репрессивными мерами. Только из районов Северного Кавказа, включая Дагестан, последовали в группе первой категории на поселение в отдаленные места более 50 тыс. крестьян (Земсков В.Н. Спецпереселенцы) по документам НКВД (МВД СССР) (Социологические исследования, 1990, N 11. С. 3). В принудительном порядке были переселены из мест своего исконного проживания (с отправкой на спецпоселение) в 1930-1931 гг. 381026 семей общей численностью 1803329 чел. (по другим данным, к концу 1932 г. значилось на спецпоселении 383334 семьи). Как свидетельствуют документы ОГПУ, советское общество не было таким единодушным, каким хотел видеть его Сталин. Были и реакционные, и консервативные, и просто инертные силы, оказывавшие активное и пассивное сопротивление тому или иному политическому курсу, в частности, функционировавшей административно-командной системе.

В сфере социально-политической активности были как те, кто поддерживал существовавший политический курс, так и другие - ему сопротивлявшиеся, а также обывательская масса, заблуждавшаяся, мятущаяся, просто недисциплинированные и опустившиеся люди. Постепенно волна репрессий захватила всю страну. Им подверглись многие политические деятели, военачальники, организаторы национально-государственного строительства, интеллигенция и т.д. Они в принудительном порядке переселялись в отдаленные места в отведенные для этого лагеря, пополняли уже присутствовавшие там контингента переселенных. Всесторонний анализ мер национальной политики накануне и в годы Великой Отечественной войны позволяет более конкретно выявить эти процессы. Военная обстановка создавала условия для открытого выступления противодействующих сил. С особой силой проявились имевшиеся социальные противоречия в развитии общества в 20-30-е годы, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Они были связаны, в первую очередь, с массовым принуждением, железной дисциплиной, с нарушением элементарных основ демократии, пренебрежением конституционными правами народов СССР. Народы помнили репрессии второй половины 30-х годов, коснувшиеся практически всех этносов.

письма Н.И.Бухарина, Ф.Ф.Раскольникова.

Не все принимали свою участь безропотно. В 1939 году написал свое знаменитое письмо Сталину Федор Раскольников: «Вы культивируете политику без этики, власть без честности, социализм без любви к человеку… Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста, никому нет пощады… Вы повар, готовящий острые блюда… Вы растлили, загадили души ваших соратников… вы обокрали мертвых, убитых, опозоренных вами людей и присвоили себе их подвиги и заслуги… Вы обезглавили Красную Армию и Красный Флот. Вы убили самых талантливых полководцев… Ваши бесчеловечные репрессии делают нестерпимой жизнь советских трудящихся…»
Странная скоропостижная смерть – конец Раскольникова.

Бухарин настаивал на своей невиновности (в том числе в письмах к Сталину); написал открытое письмо к партии, дошедшее до нас в конце 1980-х, записанное его женой по памяти.


Билет №69

69. Внешнеполитическая деятельность советского правительства в 20-е – начале 40-х годов: достижения и просчеты.

Основные направления внешнеполитической деятельности СССР в 20-е годы.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии – так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную передышку. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решение двух главных внешнеполитических задач.

Впервые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов.

В 1920-1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

VI Конгресс Коминтерна: крутой поворот и его значение.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна . Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников - социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

Миф о капиталистическом окружении.

Общеизвестно, что еще Маркс и Энгельс призывали к мировой революции и делали ставку именно на нее. Ленин, создавая свою теорию слабейшего звена в цепи капитализма, уже понимал, что пролетарская революция ни в коем случае не разразится сразу во всем мире, но продолжал мечтать о том, что совершаемая им революция в России явится преддверием революции мировой. Он, правда, вынужден был допустить временное существование социализма в одной стране, но эта сторона его учения не была им развернута и обоснована. Заслуга развития учения о построении социализма и даже коммунизма в одной стране принадлежит уже Сталину. Но и при этом коммунизме сохранится государство.

Не стоит терять слов о том, что капиталистического окружения в смысле враждебного СССР блока никогда не существовало. Положения сталинской доктрины никогда и не стремятся отразить истинное положение вещей. Их задача совершенно иная: они - “оружие в борьбе за дело рабочего класса”, или, что гораздо точнее, за дело Политбюро ЦК ВКП(б), за дело Ленина-Сталина, а в плане этой задачи значение мифа о капиталистическом окружении совершенно фундаментально, ибо этот миф не что иное, как приказ готовиться к “последней и решительной схватке с мировой буржуазией”. Миф о капиталистическом окружении - идеологическая основа для целого ряда мифов и фикций, в том числе для всех, касающихся работы политической полиции.

Учение о капиталистическом окружении не просто фикция, то есть своеобразная форма приказа о подготовке к войне. Учение о капиталистическом окружении - миф, то есть психологическая реальность, как для значительной части советского населения, так и для самих творцов советской политики. Это одно из немногих идеологических положений, в которое сам Сталин, а вместе с ним Молотов, Берия, Маленков и другие члены Политбюро, по-видимому, серьезно верили. Но в этот миф, несомненно, верили и широкие советские массы, в частности, же Советская армия. Перед вступлением СССР в войну, особенно когда по официальной терминологии “англо-французский империализм схватился с миролюбивой Германией”, миф о капиталистическом окружении довольно быстро стал перерождаться в фикцию. Но восточная политика Гитлера влила в него новые силы, а захват половины Европы и столкновение с европейской жизнью еще усилили процесс его регенерации.

«Новый курс» советской дипломатии.

Новый курс советской дипломатии. Приход к власти фашизма в Германии в 1933 г. вызвал смену ориентиров в советской внешней политике. Основными принципами нового курса советской дипломатии стали: ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; предпринимаются усилия по созданию системы коллективной безопасности. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР занимают также вопросы разоружения. На международной конференции в Женеве в 1932 г. делегация СССР выдвинула проект всеобщего и полного разоружения, предложила декларацию об определении агрессора. В это же время Германия и Япония вышли из Лиги Наций. В 1933 г. одиннадцать государств, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора.

СССР и война в Испании.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Однако, эта поддержка носила весьма специфический характер:

1) во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко;

2) во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Крах политики «коллективной безопасности».

Срыв англо-франко-советских переговоров. После Мюнхена и последовавшего вслед за ним захвата Германией всей Чехословакии, Англия и Франция предпринимают попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии. С апреля 1939 г. начинаются контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс заходит в тупик. Основными противоречиями были вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта. СССР, не имевший границы с Германией, добивался от партнеров согласия на проход своих войск через территорию Польши и Румынии. Не получив согласия, советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939 г.

В середине 30-х годов, осознав опасность фашизма, советские лидеры попытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. Однако дипломатическая шаги каждой из сторон не дали позитивных результатов. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну.

Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить

Антисоветская эмиграция не идет ни в какое сравнение со всеми предшествующими эмиграциями. Более массовая, располагавшая своей организацией, прессой, постоянной поддержкой империалистических кругов, она представляла собой беспрецедентное историческое явление. Источники и существующая литература о российской эмиграции отмечают неоднородность ее состава. Различные слои эмигрантской массы отличались разной степенью антибольшевистской активности, большей или меньшей осознанностью причин своей враждебности Советской власти, прочностью связи с иностранной интервенцией и даже своими путями «исхода» за границу.

В целом антисоветская эмиграция представляла собой конгломерат лиц - капиталистов и помещиков, генералитета и офицерства, остатков белогвардейских контрреволюционных военных формирований, верхов казачества, царских чиновников, деятелей буржуазно-помещичьих, монархических и националистических партий, части интеллигенции, - бежавших за границу с территории Советской России во время Гражданской войны. Эмиграция начала складываться после Февральской революции 1917 г., когда Россию покинула (в основном через финскую границу) верхушка аристократии и представителей господствующих классов страны. Часть из них надеялась переждать за границей "смутное время", другие не рассчитывали уже на возможность реставрации самодержавия. Эту первую волну эмигрантов дополнили находившиеся за границей монархисты - царские дипломаты и др.

С победой Октябрьской революции 1917 г. поток эмигрантов возрос. Они стали сосредоточиваться в Финляндии, Германии, Румынии, Китае, Франции, Иране. Ряды эмиграции пополнились сотрудниками дипломатического корпуса бывшего Временного правительства, бежавшими из России деятелями различных политических партий и движений, торгово-промышленной и финансовой буржуазией. Эмиграция приступила к созданию антисоветских организаций. Среди них: "Карельское просветительное общество", выступавшее за государственную и культурную автономию Карелии в составе Российской империи; образованный в Харбине в феврале 1918 г. "Дальневосточный комитет активной защиты родины и Учредительного собрания", поддерживавший генерала Хорвата А. Л.; "Русский комитет", созданный в ноябре 1918 г. в Хельсинки монархистами и стремившийся заключить союз с Германией для интервенции в Россию; "Русское политическое совещание", организованное в Париже в 1918 г. и претендовавшее на роль руководящего центра "белого дела" и ставящего своей целью "отстаивание единства, целостности и суверенитета России", спасение "русской демократии и революции" с помощью держав Антанты; организованная в США в 1918 г. "Лига возрождения свободной России"; "Политическое совещание" (по сути - "правительство"), созданное в Хельсинки в мае 1919 г. и поддерживаемое державами Антанты, в особенности, Великобританией.

Деятельность указанных организаций, в основе которой лежали модифицировавшиеся в ходе Гражданской войны программы лидеров "белого дела", поддерживалась заграничными отделениями национализированного в Советской России еще в декабре 1917 г. "Русско-Азиатского банка". Меньшая часть эмиграции ориентировалась на Германию и ее союзников, большинство - на державы Антанты (что и предопределяло распределение эмигрантов по странам). Основным политическим центром эмиграции являлся Берлин. После поражения государств Четвертого союза в Первой мировой войне и краха германской интервенции в Советской России главным «гарантом» в дипломатической, военной, политической и материально-технической областях при осуществлении антисоветских планов эмиграции стала Антанта. Однако несмотря на объединяющее эмиграцию принципиальное единство цели - свержение Советской власти, в ее рядах отсутствовала политическая консолидация. Эмиграции были свойственны ожесточенные распри, вражда между органами, партиями и группами за приоритет в руководстве антисоветским движением, по тактическим вопросам (о способах борьбы с большевиками), выдвигались обвинения об «ответственности» за свершение революции в России и т. д.

Главным источником пополнения эмиграции были остатки контрреволюционных формирований, разгромленных Красной Армией во время Гражданской войны: амурских казаков атамана Гамова И. М. (март 1918 г., в Китай); белогвардейского офицерства гетмана Скоропадского П. П. (декабрь 1918 г., в Германию); частей "Крымского красного правительства" и гражданского населения Одессы и Севастополя (апрель 1919 г., в Константинополь); "Западной армии" генерала Бермондт-Авалова П. Р. (декабрь 1919 г., в Германию); "Северо-западной армии" генерала Юденича Н. Н. (декабрь 1919 - январь 1920 г., в Финляндию); уссурийских казаков атамана Калмыкова И. М. (февраль 1920 г., в Китай); "Северной армии" генерала Миллера Е. К. из Архангельска и Мурманска (февраль-март 1920 г., в Финляндию); деникинских вооруженных сил юга России и гражданского населения Новороссийска и Одессы (март-апрель 1920 г., в Константинополь); формирований Хивинского хана (апрель 1920 г., в Иран); "Семиреченской армии" атамана Анненкова Б. В. (май 1920 г., в Китай); бухарского эмира (сентябрь 1920 г., в Афганистан и Иран); врангелевской "Русской армии" и гражданского населения из Севастополя и Феодосии (ноябрь 1920 г., в Константинополь); петлюровцев (ноябрь 1920 г., в Румынию и Польшу); семеновцев (ноябрь Г920 г., в Китай); азербайджанских мусаватистов (в Турцию), армянских дашнаков и грузинских меньшевиков (март, 1921 г., в Германию и Францию); анархистов Махно Н. И. (август 1921 г., в Румынию); "земской рати" генерала Дитерихса М. К. (октябрь 1922 г., в Японию, Китай и Корею).

Лишившись в ходе социалистических преобразований в России своей социальной базы, в лагерь антисоветской эмиграции перешла и большая часть деятелей партий кадетов, эсеров, меньшевиков и политических организаций националистической направленности. Они выступили инициаторами создания новых эмигрантских политических организаций. Среди них: "Новый союз защиты родины и свободы", созданный Савинковым Б. В. весной 1921 г. на основе "Союза защиты родины и свободы" и действовавшего в Варшаве с 1920 г. "Русского политического комитета", реорганизованного в январе 1921 г. в "Русский эвакуационный комитет". «Союз» ставил своей целью свержение Советской власти. Члены «Союза» занимались подготовкой антисоветских восстаний, совершали вооруженные налеты на советские населенные пункты, убийства советских и партийных работников. После разгрома органами ВЧК на территории СССР основных сил «Союза» в начале 1924 г. он прекратил свое существование. Другая организация - "Внепартийное демократическое объединение" - была создана в Париже в июле 1920 г. Одним из ее организаторов был бывший премьер-министр Временного правительства Керенский А. Ф. Главное внимание организация уделяла военно-повстанческой работе. Были разработаны планы создания конспиративной "повстанческой армии" в Советской России, вооруженных отрядов белоэмигрантов в соседних с ней странах. Предполагалось, в частности, что в случае восстания эти отряды вторгнутся в пределы Советской России и составят ядро "повстанческой армии". При этом особые надежды возлагались на организацию восстания на Северном Кавказе и в Черноморье, где во время Гражданской войны существовало широкое движение «зеленых». ("Зеленые" - лица, которые во время Гражданской войны, не желая служить в армии, укрывались в лесах (отсюда и название.) Члены организации вели шпионаж, налаживали транспортировку антисоветской литературы, формировали тайные штабы в пограничных с Советской Россией странах (Финляндии, Эстонии, Латвии, Польше), в Праге и Константинополе. Финансировалась она правительствами Франции, Чехословакии, Великобританией, русской буржуазной эмиграцией.

Общая численность антисоветской эмиграции к концу Гражданской войны составила 2 млн. человек, основные места ее сосредоточения - Балканские страны, Чехословакия, Китай, Германия, Польша, Франция, Финляндия; политические центры - Константинополь, Варна, София, Белград, Прага, Берлин, Париж.

Военные поражения белогвардейцев, дискредитация «идей» лидеров "белого дела", а также первые успехи социалистического строя в Советской России предопределили стремление части эмиграции вернуться на родину. В разных странах возникли "Союзы возвращения на родину". Декретами ВЦИК и СНК от 3 ноября 1921 г. и от 9 июня 1924 г. была объявлена амнистия значительной части лиц, участвовавших в качестве рядовых солдат в белогвардейских военных организациях. Эти меры Советского правительства способствовали тому, что тысячи солдат и казаков открыто порвали с белым движением. Только в 1921 г. из эмиграции возвратилось 121 843 человека. Источники белоэмигрантского происхождения также сходятся на указанных цифрах эмигрантов.

Эмиграция подразделяется на монархическую, буржуазную и мелкобуржуазную.