Профессиональная деформация личности. Профессиональные деформации

    Профилактика профессиональной деформации личности. Система психологического сопровождения профессионализма.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности – изменение восприятия стереотипов личности, способов общения, поведения, а так же характера, наступающие под действием длительного выполнения профессиональной деятельности. Какие профессии в большей степени подвержены профессиональной деформации личности? В первую очередь это представители тех профессий, работа которых связана с людьми – руководители, кадровые работники, психологи, педагоги и чиновники. Немного меньше профессиональной деформации личности подвержены работники медицинской и военной сфер, а так же сотрудники спецслужб.

Профессиональная деформация сотрудников может носить устойчивый или эпизодический характер, быть положительной или отрицательной, а также иметь поверхностный или глобальный характер. Как правило, она проявляется не только в манерах поведения и жаргоне, но и во внешнем облике человека.

Виды профессиональной деформации

    Общепрофессиональные деформации – деформации свойственные работникам определенной профессии. Например, работникам правоохранительных органов свойственен синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый человек воспринимается как потенциальный нарушитель;

    Специальные профессиональные деформации – данные деформации возникают в процессе специализации. Например, у адвоката – изворотливость, у прокурора – обвинительная способность;

    Профессионально-типологические деформации – виды деформаций, связанные с наложением на личность определенных психологических особенностей, отражающихся на структуре профессиональной деятельности;

    Индивидуальные деформации – деформации свойственные работникам самых разных профессий. Они обусловлены чрезмерным развитием профессиональных качеств, которые впоследствии приводят к возникновению сверх качеств, таких например, как трудовой фанатизм и сверх ответственность.

Профилактика профессиональной деформации

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами – объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой (например, социально-экономические условия жизнедеятельности, повышенная юридическая регламентация труда, многосторонний социальный контроль со стороны государственных и общественных органов, частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами).

К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей.

К субъективным – онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания.

Причины профессиональной деформации могут быть следующие:

    непонимание характера и целей работы;

    нежелание работать в данной сфере;

    самоуверенность;

    неправильная дисциплина;

    слабый контроль, а то и вовсе отсутствие требовательности со стороны начальства;

    перегрузка работника служебными делами;

    повышенная нервозность.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

    Объект труда и его основные виды.

Объект труда – это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметь дело профессионалу на его трудовом посту.

Во-первых, имеется нормативная структура трудовой деятельности, не зависящая от субъективных намерений и оценок человека. Это объективно существующая и выработанная обществом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций. Эту сторону называют: «объект труда», «нормативные показатели операционально-технологической структуры профессии», «структура профессии». Этот объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда. Все эти объективные реальности сложились в обществе и существуют до начала их освоения конкретным человеком. Вместе с тем в разных видах труда человек имеет различную возможность варьировать, видоизменять состав труда.

Объект труда может быть представлен широким спектром предметов, веществ, также людей и животных. В экономической литературе объект труда называют предметом труда, что по существу правильно. Термин «объект» возникает всегда там, где присутствует термин «субъект». Они представляют две стороны любого процесса, в том числе и трудового. В трудовом процессе объект труда выступает в виде предмета труда. В сфере производства материальных благ наиболее распространены следующие разновидности предметов труда:

    сырье - природное вещество, извлеченное из недр природы, оторванное, отделенное от нее и не претерпевшее дополнительного воздействия труда (добытые руда, нефть, песок, спиленный лес, обмолоченное зерно и т.п.);

    материалы - предметы природного происхождения, претерпевшие воздействие труда и принявшие вследствие этого новую материальную форму (металл, кокс, доски, мука и т.п.), а также предметы искусственного происхождения, предназначенные для изготовления из них готовых к конечному использованию предметов (например, пластмассы);

    полуфабрикаты - продукты переработки материалов, не принявшие еще законченного вида, готового к конечному потреблению или использованию изделия (стальной прокат, деревянные бруски, тесто, сформированная в листы пластмасса и т.п.);

    комплектующие изделия - детали, узлы изделий, получаемые по кооперативным поставкам от других предприятий для дальнейшего использования в производстве готового к конечному потреблению или использованию изделия.

В сфере нематериального производства и услуг предметом труда могут быть готовые изделия, люди, животные, предприятия.

Основные виды объекта труда:

    биологические системы (где объектами труда являются живые организмы (растения, животные, бактерии и так далее), а также различные биологические процессы, связанные с живой природой);

    неживые природные системы (где объектами труда будут земля, полезные ископаемые, вода, атмосфера, их различные физические и химические элементы (водород, кислород, камни, руды, нефть, газы и так далее), а также процессы, протекающие внутри этих предметов труда);

    технические системы (техника и ее создание: машины, механизмы, агрегаты, оборудование, сооружения, технические системы и тому подобное);

    социальные системы (в качестве предметов труда является сам человек, дети, какая-либо группа людей (школьный класс, бригада, группа студентов, оркестр и тому подобное));

    знаковые системы (коды, цифры, формулы, программы, алгоритмы, различные естественные и искусственные языки и тому подобное);

    формы художественного отображения действительности (объектами и результатами труда являются литературные произведения, кино, театр, телевидение, музыка, балет, живопись и другие направления искусства).

Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм «проявления профдеформации». Назовем основные:

Формализм в работе;

Снижение активности и интереса к служебной деятельности;

Сокращение системы коммуникаций общения;

Узость кругозора, прфессиональная ограниченность;

Неаккуратность в ношении формы одежды;

Некорректность поведения;

- "корпоративный дух";

Искажение восприятия людей и явлений;

Бездушие и черствость;

Грубость, грессивность;

Излишняя подозрительность и др.

Значительны различия в проявлении признаков профдеформации у сотрудников в зависимости от стажа работы:

До 5 лет службы - незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространен начальный уровень профдеформации;

6-10 лет - вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково;

11-15 лет - вероятность деформации высокая, очень высокая, возникает глубинный уровень;

Свыше 15 лет - деформация практически неизбежна.

Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на 2 группы.

Первая группа - психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствии дефектов социализации личности. Эти дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные причины, недостаточный общий культурный уровень и пр.)

Вторая группа причин коренится в специфика профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с криминальной средой.

Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечается эмоциональные срвыв, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.



Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что профдеформация сотрудника УИС представляет собой рассогласование (нарушение) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Причинами и условиями, вызывающими профдеформацию, мы считаем:

Значительнвй объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля;

Злоупотребление служебным положением; проблемы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава;

Смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб УИС;

Неустойчивость психологического климата;

Отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива;

Некомпетентность руководящего состава;

Неблагоприятные условия труда - деятельность работника связана с психическими перегрузками;

Неукомплектованность кадров;

Нерешенные бытовые проблемы;

Недостаточная эффективность труда;

Неправильная дисциплинарная практика;

Отрицательное влияние криминогенной обстановки;

Бесперспективность служебной деятельность;

Несоответствие образования занимаемой должности.

Указанная группа причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профдеформации, однако ее возникновение и развитие во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя.

Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.

Сущность наиболее значимых изменений личности при профдеформации заключается в следующем:

Во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т.д.;

Во-вторых - актуализация и развитие социально негативных черт, таких, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность;

В-третьих - угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;

В-четвертых - несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем - искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципов здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого.

Система критериев профессиональной деформации сотрудников включает:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности. В его основе лежит своеобразный профессиональный стереотип объекта, постепенно складывающийся у сотрудника. Для этого стереотипа показательны высокая устойчивость и схематизм, отрицательная эмоциональная окраска. Приобретая в конечном итоге характер осознанной установки-убеждения, он функционирует по логике самоподкрепления - принимает как закономерное все, что подтверждает стереотип, и отбрасывает как случайное все иное. Конкретными показателями предвзятого отношения служат обвинительный уклон и презумпция первичной вины объекта; абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; многочисленные психологические барьеры.

2.Произвольно-субъективную интерпретацию нормопослушного поведения.

Она имеет два основных аспекта. Первый заключается в допустимости умышленного (не случайного) нарушения регламентации служебной деятельности, культивировании сомнительных и откровенно негативных элементов образа жизни объекта. Содержательную основу такой интерпретации образуют дефекты правосознания и морально-волевая ненадежность как неспособность противостоять незаконному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Конкретными показателями здесь выступают злоупотребление, превышение, неприменение (в ситуациях, предусматривающих применение) властных полномочий; личное установление или содействие запрещенным связям с заинтересованными лицами; использование недозволенных средств, методов и приемов при решении оперативно-служебных задач.

Второй аспект связан с размывание адекватной профессиональной мотивации, разочарованием в деятельности, неверие в возможность достижения ее официальных целей. Внешними проявлениями служат формально-пассивное выполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, особенно в условиях ограничительного контроля, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

3. Перенесение стиля служебного общения с объектом деятельности, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы, общение и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Такое перенесение вначале осуществляется подсознательно, а в дальнейшем имеет тенденцию к автоматизму. Характерным признаком является "прилипание" к сотруднику отдельных элементов образа жизни объекта деятельности, изменение в речи. Последнее заключается в обеднении лексикона, увеличении числа бранных слов и выражений, тотальной жаргонизации.

4. Профессиональное "огрубление" личности сотрудника. Оно заключается в сужении круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственном оскудении. Служебная деятельность и все связанное с ней становится самодовлеющей, единственно важной для личности сферой активности, а остальные выполняют роль сателлитов. В рамках "огрубления" может возникнуть феномен "трудоголизма"- страстной увлеченности деятельностью, постоянной потребности в ее выполнении, профессиональном фанатизме крайней степени.

Эмпирическими признаками профессионального "огрубления" служат продолжительное нахождения под всякими предлогами на работе при отсутствии в этом очевидной необходимости; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы(во внерабочее время, выходные, отпуски); ощущение удовлетворения от нахождения в служебной среде, ношение уставной формы одежды; социо-профессиональная изоляция (ощущение корпоративной общности с узким кругом желаемых партнеров в сочетании с предостерегающе подозрительным отношением к иным категориям граждан).

5. Изменения в образе "Я". Данные изменения затрагивают прежде всего профессиональный компонент образа "Я": представления сотрудника о профессионально важных качествах, степени их соответствия деятельности, возможностях компенсации, удовлетворенность компетентностью и занимаемой должностью, социальным призванием как профессионала, перспективами роста.

Конкретными показателями деформационных изменений образа "Я" выступают устойчиво завышенная профессиональная самооценка; снисходительность в профессиональной оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальника; болезненное реагирование на любую критику или контроль за своей деятельностью; фиксированная ориентация на личный профессиональный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости.

Негативные последствия профдеформации требуют применения комплекса мер по ее предупреждению и коррекции по трем направлениям: организационно-управленческом, восстановительно-реабилитационном и психолого-воспитательном.

Проблема профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений интересует также исследователей за рубежом, где данное явление также имеет распространение. С. Милграм псле проведенных экспериментов с законопослушными гражданами США пришел к такому выводу: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины». Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».

Одним из средств профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС – психологическая подготовка.

4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:

Александров Ю.К. Справочник практического работника в пенитенциарных учреждениях. М., 2001.

Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России. 2003.

Прикладная юридическая психология: Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1997.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А.М. Столяренко. М., 2003.

Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека // Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002.

«27» января 2006 г. Подпись руководителя ___________

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии -принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность является ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, а с другой - само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под се влиянием.

Одним из первых, кто обратил внимание па деформирующую роль профессиональной деятельности, был известный социолог П. А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем.

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности".

Деформация личности профессиональная - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах.

Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, знаниях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного повеления людей, у них обостряется внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям.

У человека, занимающимся профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональных стереотипов являются неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Р. М. Грановская так отмечает влияние профессиональной роли на личность: "Па профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту".

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники, полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии.

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что избыточно развитое профессионально важное качество превращается в профессионально нежелательное. Так, ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном счете приводит к деспотизму. Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждений, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации.

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения. Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмоции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавление спонтанности. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам, проявляет приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Ему становится комфортно лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположным ригидности можно считать так называемый инновационный невроз, когда повое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их "отменить", искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение, происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста является формирование стереотипов - образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Стереотипизация является одним из достоинств нашей психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры. Помимо шаблонных действий профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.

Стереотипы и стереотипные установки представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, перешедших в подсознательный план. Сотрудник пользуется этими знаниями, навыками, умениями и считает, что существующий когнитивный уровень сможет постоянно обеспечивать эффективность деятельности. В ряде профессий подобные стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости в следственной деятельности. Этот феномен получил название "обвинительный уклон" и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Для обнаружения профессиональной деформации бывает вполне достаточно понаблюдать за человеком, анализируя его общение с другими людьми, стереотипность выполнения заданий. Профессиональная деформация личности может проявляться в употреблении профессионального жаргона в повседневной жизни, в манерах поведения, даже в физическом облике (например, искривление позвоночника и близорукость у служащих, проводящих свой день за компьютером).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику и затрагивает различные стороны психики (мотивационную, когнитивную, эмоционально-личностную). Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Было выявлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте утраченных положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Вместе с тем в эмоционально-личностном отношении профессиональная деформация создает у человека чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, тем самым ограничивая когнитивные функции. Продолжая заниматься профессиональной деятельностью, сотрудник не замечает, что и новые задачи старается выполнить привычным, но уже не эффективным способом (например, продолжает использовать бумажный, а не электронный документооборот).

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни, в том числе и к личной. В некоторых случаях человек настолько сосредоточен на своей деятельности, что на другие интересы и развлечения у него просто не остается времени. Иногда такой "уход" в профессию может быть следствием нерешенных семейных проблем. Кроме того, отдавая себя полностью работе, такие люди неосознанно рассчитывают на свое признание со стороны общества. Если внепрофессионального пространства не существует, то любые неудачи и проблемы в профессиональной сфере становятся жизненной трагедией, потерей смысла жизни.

Согласно концепции Э. Ф. Зеера профессиональная деформация личности может проявляться в трех видах:

  • 1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;
  • 2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;
  • 3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформаций:

  • 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);
  • 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях - у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;
  • 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:
    • - деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
    • - деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);
    • - деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);
  • 4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни. Например, при происходящей демобилизации из армии множество бывших военных вынуждены искать новую работу. Однако их ригидность, жесткость позиции, труднокоррегируемость старых установок и стереотипов поведения не дает им возможность эффективно работать в новых условиях, вызывая конфликты в новых деятельностях.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология труда, инженерная психология и эргономика »

Понятие профессиональной деформации личности



Введение

Нормальное профессиональное развитие

Понятие профессиональной деформации

Причины и виды профессиональной деформации личности

Заключение


Введение


Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

.Нормальное профессиональное развитие


Образец нормы развития человека в профессиональной деятельности задан представлением о свойствах субъекта труда и модели желательных для общества особенностей его сознания как субъекта труда . Развитие личности и психики человека в период профессионализма подчиняется общим законам психологии развития, к которым можно отнести положение о детерминирующей роли выполняемой субъектом деятельности, В предметного и функционального содержания. Но, вместе с тем, сама деятельность и среда оказывают не прямое воздействие на личность субъекта и его психику, а опосредованное внутренними условиями субъекта (смысловой оценкой субъектом выполняемой деятельности, его способностями, состоянием здоровья, опытом) .

Нормальный труд - это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Такой труд - основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне и гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, В реализации, в совершенствовании средств деятельности, в Производственных отношениях; он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. И это прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья взрослого человека трудоспособного возраста, включающий следующие ориентиры: разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, ответственность, надежность, настойчивость, умение договариваться с коллегами по работе, способность к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, умение отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби.

Не всякий вид труда содержит в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны психики, личности (и тем самым стимулируют их развитие), в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда, которые некоторые исследователи предлагают обозначать как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время.


.Понятие профессиональной деформации

профессиональный деформация личность

Выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций, профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессиональной развития.

Что же считать профессиональными деформациями личности в отличие от закономерных проявлений развития психических функций и личности в деятельности? Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" .

Так же можно рассматривать явления профессиональной деформации личности как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме. Основанием для такого понимания может быть то, что, с одной стороны, профессиональные деформации личности детерминированы процессом труда, а с другой - имеют внутри субъектные предпосылки. Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности. Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они якобы ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли.

Сам термин «деформация» предполагает, что происходят изменения некой ранее сложившейся структуры, а не первоначальное формирование личности и ее особенностей в онтогенезе. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются «административный восторг», «управленческая эрозия» и «синдром эмоционального выгорания».

.Причины и виды профессиональной деформации личности


1 Причины профессиональных деформаций


Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.


2 Виды профессиональных деформаций


Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .


Проявления и последствия профессиональных деформаций


Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.


Заключение


Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать. В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психокоррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


Список использованных источников


1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.

Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.

Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие и виды профессиональной деформации

1.2. Профессиональные деформации личности педагога

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, отрицательно сказываются на продуктивности труда. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Н.В.Водопьяновой, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Необходимо отметить, что профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Цель исследования : выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Объект исследования: профессионально – личностная деформация.

Предмет исследования: выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что профессионально – личностных деформации отрицательно влияет на здоровье педагога.

Задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

2. Провести экспериментальное исследование с целью выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога;

3. Разработать психолого – педагогические рекомендации.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база:

Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в психологическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов, разработанные психолого – педагогические рекомендации могут быть полезны для предотвращения риска возникновения профессионально – личностных деформации педагогов.

Структура работы: исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие и виды профессиональной деформации

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике .

Рассматривая параметры профессиональной деформации лично­сти, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, об­лагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и тре­бованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессио­нальная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъ­ектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отме­тить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в пси­хологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпада­ющего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способ­ствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса . Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала . В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий) .

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

· Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

· Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

· Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

· «Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста» , однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией» .

Таблица 1.

Позитивные последствия (“личностный рост”) Негативные последствия (“профессиональная деформация”)
1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций. 3. Способность к рефлексии. 4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. 5. Коммуникативные навыки. 6. Противостояние чужому влиянию. 7. Саморегуляция. 8. Способность к принятию и эмпатии. 9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”. 10. Познавательный интерес. 11. Появление новых форм самореализации. 1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких. 2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации). 3. Консультирование окружающих. 4. Принятие роли "учителя". 5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности. 6. Idea fixe - "работа над собой". 7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. 8. Пресыщение общением. 9. Эмоциональная холодность. 10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

Е.И.Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональной деформации личности:

общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. С нашей точки зрения, такое понимание ПДЛ тождественно «профессиональным акцентуациям личности». Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. К.Маркс в «Капитале» называл грубые проявления такого узкого ущербного развития личности «профессиональной идиотией». Допустимые и неизбежные для приверженных своей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания обнаружены Е.А.Климовым как типичные для представителей профессий, отличающихся предметным содержанием. Примеры: представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строенияпрофессиональной деятельности (так в среде педагогов можно выделить педагогов-организаторов и педагогов-предметников, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, офицер в своей деятельности выступает в роли организатора, руководителя, наделенного властью, полномочиями по отношению к подчиненным, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди офицеров нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие офицеры оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Итак, наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение Е.И.Рогов придает таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человекоказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е.И.Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Вариантом профессионально-личностной деформации является личностно-ролевой диссонанс, состоящий в том, что человек оказывается «не на своем месте», т.е. он берется выполнять профессиональную роль, к которой не готов, не способен . Осознавая этот недостаток, субъект труда тем не менее продолжает трудиться в этой роли, но снижает свою трудовую активность, у него появляется раздвоенность личности, он не может полноценно реализоваться в профессии.

Проблема профессиональных деформаций личности в отечественной психологии стала разрабатываться относительно недавно, и большинство работ выполнено на сегодняшний день на материале педагогического труда, а также видов труда, связанных с системой исполнения наказаний для уголовных преступников и служб МВД. ПДЛ проявляются, например, в том, что люди, призванные контролировать осужденных, являть собой образец государственности, высоких гражданских качеств, перенимают штампы речи правонарушителей, манеру поведения, а иногда и систему ценностей .


Похожая информация.