На ком был женат настоящий д’Артаньян. Д`Артаньян о трех головах Как выглядит д артаньян

Его звали Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan). Родился в 1613 году, рядом с замком Кастельмор, Гасконь, Франция, геройски погиб в 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды. Всемирно известный гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

Прототип главного героя знаменитых «Трех мушкетеров» появился на свет в Гаскони, в семье дворянина Бертрана де Батц Кастельморо. Мальчика назвали Шарль. У старого Кастельморо было только одно богатство - пятеро сыновей, отличавшихся храбростью и умом. Каждый из них в свой срок отправился в Париж, чтобы стать королевским мушкетером. Для того, чтобы их имена звучали более благородно, при дворе молодые Кастельморо представлялись фамилией Д’Артаньян - названием одного из поместий в Гаскони. Но прав на эту фамилию молодые гасконцы не имели.

Шарль де Батц, самый младший сын Кастельморо, появился в Париже в 1640 году. По дороге в столицу он пережил немало приключений - он был несколько раз избит, успел посидеть в тюрьме, кроме того, исчезли все его деньги и вещи, в том числе и рекомендательное письмо к командиру роты мушкетеров господину де Тревилю. До Парижа Шарль добирался пешком. В городе он рассчитывал встретить старших братьев, но выяснилось, что один из них погиб, а остальные находятся на войне в Италии.

В одной из харчевен Шарль познакомился с юношей по имени Исаак Порто (в «Трех мушкетерах» он превратился в Портоса). Шарль представился ему под именем Д’Артаньян и рассказал о своих злоключениях. Порто служил в роте гвардейцев и тоже мечтал стать королевским мушкетером. Для этого он сводил знакомства с нужными людьми. Так, его приятелями были близкие родственники де Тревиля - мушкетеры Анри Арамиц и Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль, которые позже вошли в историю литературы как Арамис и Атос.

В тот же день Шарль познакомился с обоими этими господами, и в отличие от книжных перипетий, молодые люди сразу, без всяких дуэлей и разборок согласились принять участие в судьбе бедного гасконца. На другой день Арамиц и д’Атос представили юного Шарля господину де Тревилю. Тот с радостью взял бы в свою роту Д’Артаньяна, потому что его братья очень хорошо зарекомендовали себя на службе королю. Но мушкетеры должны были покупать вооружение, обмундирование и коня на свой счет, а у Шарля не было денег даже на еду. Поэтому де Тревиль направил его в ту же гвардейскую роту, где служил Исаак Порто.

Если начало жизни Шарля в Париже совпадает с приключениями вымышленного Д’Артаньяна, то дальнейшие события на увлекательный роман походили очень мало. Став гвардейцем, Шарль оказался не в гуще королевских интриг, а на передовом крае. Он участвовал во множестве сражений, осаждал крепости, побывал во многих странах - и всегда рядом был его верный друг Порто.

В 1643 году скончался Людовик XIII, и был произведен новый набор в роту мушкетеров. Д’Артаньяну и в этот раз не повезло, а Исаак Порто примерил новый мундир. Вскоре выяснилось, что Шарля на службу королю не отпустил кардинал Мазарини. Д’Артаньян за три года службы кардиналу показал себя очень ловким и надежным человеком. И поэтому Мазарини решил приблизить его к себе.

Множество поручений, которые выполнял юноша, до сих пор покрыты тайной, известны лишь некоторые из них. Так, Арамиц и Д’Артаньян тайком ездили в Англию с письмами кардинала к изгнанной королевской семье.

Вскоре после этого поручения на Шарля было организовано покушение - семь наемных убийц напали на него на пустынной улице. Д’Артаньян принял бой, убил одного из наемников, но сам истекал кровью. По счастью, мимо проходили несколько мушкетеров, которые бросились защищать Шарля. Вскоре все убийцы были мертвы, но в этом бою погиб близкий друг Д’Артаньяна - Арман де Силлек д’Атос д"Отевилль.

Прибытие д’Артаньяна. Alex De Andreis

Военная служба Шарля продолжалась, он участвовал во всех сражениях, которые приходились на долю французской армии. Среди своих сослуживцев он превратился в легенду - из самых кровавых сражений он всегда выходил совершенно невредимым, хотя храбро бросался в гущу событий.

А судьба тем временем преподнесла Д’Артаньяну подарок - 1 ноября 1644 он стал королевским мушкетером. Но кардинал Мазарини вовсе не забывал о своем преданном слуге. Д’Артаньян оставался курьером кардинала и выполнял его секретные поручения. Кроме того, Шарль докладывал кардиналу об отношении к кардиналу в народе и в армии. Именно поэтому Д’Артаньян не пострадал от решения Мазарини распустить королевских мушкетеров, которое тот принял в 1647 году. Шарль остался на службе у кардинала.

Но вскоре самому кардиналу пришлось бежать из Франции вместе с Анной Австрийской и Людовиком XIV - в Париже началась Фронда. Карету с беглецами сопровождал Шарль Д’Артаньян.

Все время, пока кардинал был в изгнании, Шарль был для него глазами и ушами - он скакал по всей стране, собирая сведения для своего хозяина, тайком пробирался в Париж. Когда Фронда закончилась, кардиналу все же пришлось покинуть Францию - королевская семья решила избавиться от него. И Шарль опять последовал за ним в ссылку.

Сам гасконец все это время оставался так же беден, как и в те времена, когда он только что вошел в Париж. И при этом Мазарини готов был осыпать своего верного слугу дарами, драгоценностями и землями, но он сам потерял практически все.

Лишь в 1652 году Людовик XIV призвал к себе Мазарини и кардинал вновь получил власть и деньги. Он дал Д’Артаньяну звание лейтенанта и должность «привратника Тюильри» - царского дворца. Это было очень выгодное место, где платили огромное жалование, но не надо было практически ничего делать.

Но Д’Артаньян вовсе не скучал - он по-прежнему выполнял самые ответственные и секретные поручения Мазарини. Так однажды под видом священника-иезуита он отправился в Англию, где разведывал планы Оливера Кромвеля. Он так удачно выполнил это задание, что вскоре стал еще и «смотрителем птичьего двора» - еще одна высокооплачиваемая и непыльная должность. Немало славных дел совершил Д’Артаньян.

И когда Людовик XIV решил опять восстановить роту мушкетеров, то именно отважный гасконец занял место их командира. В подчинении Шарля было 250 человек, в том числе и сам король. У всех 250 человек были серые лошади и серые костюмы, поэтому их прозвали «серыми мушкетерами». Сам Д’Артаньян, наконец-то, к 37 годам стал богатым человеком.

Он жил в роскошном доме и получил графский титул. При этом Д’Артаньян отнюдь не заискивал перед кардиналом и королем. Однажды Людовик предложил Шарлю должность коменданта Бастилии, на что Д’Артаньян ответил: «Я предпочитаю быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком». Но Шарль был отнюдь не последним солдатом, а одним из самых первых - бесстрашный и сильный. И погиб он как солдат - при штурме голландского города Маастрихт в 1673 году.

Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году. В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гасьеном де Куртиль де Сандра; сам д’Артаньян ничего не писал и вообще, как показывают его бумаги, был малограмотен.

В XIX веке, когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра» (1844), «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными, в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века, изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и др.). Также д’Артаньян Дюма в период между событиями, описанными во второй и третьей книгах трилогии, появляется в пьесе «Молодость короля Людовика XIV».

У Шарля был и знаменитый двоюродный брат Пьер де Монтескью, граф д’Артаньян, позже - граф де Монтескью (фр. Pierre de Montesquiou d"Artagnan, 1640 - 12 августа 1725). В отличие от Шарля, так и не ставшим маршалом как в книге Дюма (он был «полевым маршалом», по современному ранжиру - генерал-майор), получивший это звание.

Потомок знаменитого французского рода Монтескью, он был четвёртым сыном Генриха I де Монтескью, господина д’Артаньяна и его жены Жанны, дочери Жана де Гассиона. Он был двоюродным братом Шарля де Бац де Кастельмора, которому он обязан одним из своих титулов - граф д’Артаньян - и который был прообразом для героя Александра Дюма в романах о трёх мушкетёрах. Монтескью служил двадцать три года как мушкетёр во Французской гвардии до того, как стал бригадиром в 1688 году. Затем был повышен до «Maréchal de camp» (генерал-майора) в 1691 году и генерал-лейтенанта 3 января 1696 года до того, как стал маршалом Франции 15 сентября 1709 года в награду за выдающееся командование в битве при Мальплаке 11 сентября, в которой он был ранен, а под ним были убиты три лошади.

Михаил Боярский в роли Д"Артаньяна. Фото: boiarsky.narod.ru


На романе Александра Дюма «Три мушкетера» выросло не одно поколение. Пока историки указывали писателю на то, как много неточностей в образе Д"Артаньяна , обыватели с интересом следили за приключениями отважного личного охранника короля. Итак, что же правда, а что - выдумка? Кем по-настоящему был гасконец, ставший прототипом легендарного образа?



Несмотря на то, что многие детали рассказа о Д"Артаньяне выдуманы, в основе создания образа лежит реальная история жизни гасконца, который состоял в роте королевских мушкетеров. Родился Шарль Ожье де Бац де Кастельмор (полное имя Д"Артаньяна по отцу) в 1613 году, Дюма же перенес повествование на 20 лет назад, чтобы реализовать идею с алмазными подвесками, вокруг которых разворачивается все действие романа.



Фамилия Д"Артаньян Шарлю Ожье досталось по линии матери, Франсуазы де Монтескью Д"Артаньян, которая происходила из графского рода де Монтескье. После смерти отца гасконцу досталось более чем скромное состояние в три аркебузы, семь мушкетов и две шпаги. Среди завещанного значились также 6 кусков сала и 12 засоленных гусей. Словом, начинать свой путь в Париже мушкетеру было откровенно не с чего. Следует также вспомнить, что от отца в наследство Д"Артаньяну достался еще и ярко-рыжий конь. Отец строго приказывал коня беречь, но новоиспеченный мушкетер его продал по весьма прозаической причине: у охранников короля были заведены исключительно лошади серой масти.



Книжный Д"Артаньян, как и его реальный прототип, имел слугу, поскольку обойтись без помощника в этом роду войск было попросту нельзя. Управлять мушкетом, длина которого нередко была больше человеческого роста, часто в одиночку было попросту невозможно. Слуга получал богатое жалование от Д"Артаньяна, позволить себе он это мог запросто, поскольку львиную долю его доходов составляло жалование на занимаемой должности привратника Тюильри, а позже - смотрителя королевского птичника. На обеих должностях Д"Артаньян на самом деле практически ничего не делал, зато получал стабильное жалование в 2-3 тысячи лиров в год и бесплатно квартировался при дворце.



Финал карьеры и книжного, и настоящего Д"Артаньяна был блистательным: Дюма описал героическую смерть в бою в чине маршала Франции, по-настоящему же гасконец погиб при взятии Маастрихта в чине полевого маршала. Известие до глубины души тронуло Людовика XIV, который признал, что Франция потеряла прекрасного воина.



Герои культового фильма о приключениях мушкетеров до сих пор популярны. В продолжение темы - .

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.

Одно из самых популярных литературных произведений в России (а возможно, и в мире) - это "Три мушкетёра" Александра Дюма. Бесспорно, вещь культовая и во всех отношениях интересная. Давайте попробуем немного поговорить о неизвестных широкой публике аспектах данного произведения, и прежде всего поговорим о его героях.
1) д"Артаньян.
Мало кто знает, что д"Артаньян, чья фамилия стала в России нарицательной (взять хотя бы выражение "все кругом п#$%^расы, я один - д"Артаньян" - это отнюдь не выдуманный персонаж. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян родился в 1611 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Это действительно величайший человек, сделавший просто умопомрачительную карьеру при дворе Людовика XIV (действие непосредственно "Трёх мушкетёров" разворачивается во время правления его отца, Людовика XIII, а вот "Двадцать лет спустя" и "Десять лет спустя" - как раз и описывают ту самую карьеру). В возрасте 21 год юный д"Артаньян, как и сказано в романе, поступил на службу короля в роту королевских мушкетёров, благодаря протекции де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль являлся не менее исторической личностью, нежели сам д"Артаньян). В 1672 году, спустя 40 лет преданной службы, Шарль д"Артаньян получил звание Полевого маршала (что примерно соответствует чину генерал-майора). И ещё спустя один год, наш главный герой погиб в бою при осаде Маастрихта от пули, попавшей в голову. В книге д"Артаньян погибает гораздо более трагично - сжимая в руке только что полученный им маршальский жезл, и чего уж мелочиться, пуля для романа - это не то, в голову ему попадает целое пушечное ядро.
Нужно отметить, что тот самый маршальский жезл, описанный в книге, действительно побывал в руках д"Артаньяна. Правда, не Шарля д"Артаньяна. Через 37 лет после гибели Шарля, жезл маршала получил его двоюродный брат Пьер де Монтескью д’Артаньян. Кстати, он являлся попечителем внуков своего знаменитого кузена. И конечно, нельзя не упомянуть, что ровно как и Шарль, Пьер д’Артаньян прошёл свой путь до маршала, начав карьеру простым мушкетёром. Так что всё-таки, не зря фамилия д’Артаньян является в России синонимом доблести и благородства.
2) Кардинал Ришелье
Его Высокопреосвященство кардинал Арма́н Жан дю Плесси́, герцог де Ришельё. Один из наиболее влиятельных и знаменитых политических деятелей Франции за всю её историю (причём, знаменитый отнюдь не из-за упоминания его в книге). В книге Ришелье представлен мерзким интриганом, страшным человеком, который делает всё во вред государству, и спит и видит "убить всех человеков". Ладно, хоть Дюма не стал утверждать, что Ришелье пьёт по пятницам кровь христианских младенцев. В отличие от главного героя, д"Артаньяна, Александр Дюма, в погоне за красивым словом, описывая Ришелье, полностью очернил человека, сделавшего для Франции гораздо больше, чем все д"Артаньяны вместе взятые. Ох,не зря отец д"Артаньяна, отправляя сына в город, наставлял его слушаться во всём этого мудрейшего человека! Карьера Ришелье в качестве государственного деятеля началась задолго до того, как д"Артаньян начал ходить под стол пешком. В честности, можно отметить, что в 1607 году он уже получил учёную степень доктора философии по богословию и был посвящён в сан епископа, а в 1624 году стал главой правительства Франции, и управлял государством уже до самой старости. Король Людовик XIII вообще упоминается в истории исключительно как король времён правления Ришелье.
В общем, давайте посмотрим, чем Ришелье фактически остался в истории.
- Все историки сходятся в том, что итогом деятельности Ришелье стало укрепление французского государства, его централизация, обеспечение главенства светской власти над церковью (что заслуживает особенного уважения, учитывая, что Ришелье имел высочайший духовный сан, и выше его был только Папа Римский) и главенства центра над провинциями, ликвидация аристократической оппозиции, противодействие испано-австрийской гегемонии в Европе.
- Главный итог государственной деятельности Ришельё состоит в утверждении абсолютизма во Франции. То есть, Ришелье укрепил власть французского короля настолько, насколько только было возможно. И только благодаря его упорной работе, сын Людовика XIII смог произнести: "Государство - это я".
- Кардинал своей жалованной грамотой от 29 января 1635 года основал знаменитую Французскую Академию. Как указывалось в грамоте, Академия создана, «чтобы сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки». Кстати, в этом Академия весьма преуспела - к тому моменту, когда Пушкин стал писать свои бессмертные стихи, вся российская знать изъяснялась исключительно по-французски, и русского языка не знала совершенно.
- Французский город Ришельё был, собственно, назван в честь своего основателя
- Кардинал проявил себя как грамотный военачальник. В частности, осада Ла-Рошели, так красочно описанная в романе, была выиграна исключительно благодаря действиям кардинала, а не потому что четыре друга-мушкетёра пили в одной из башен крепости бургундское вино
- В конце-концов, Ришелье - гениальный изобретатель. Именно он приказал закруглить все лезвия у ножей, использовавшихся за столом при поедании пищи, создав тем самым классический столовый нож. По одной из версий, страшный интриган сделал это, чтобы его не зарезали недоброжелатели, собравшиеся за столом, хотя более правдоподобным выглядит утверждение, что сделано это ради того, чтобы гости не ковыряли ножами в зубах.
3) Миледи
Анна де Бейль, она же Миледи де Винтер, она же леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, графиня де Ла Фер. В отличие от предыдущих персонажей, является совершенно вымышленной героиней, хотя нужно отметить, что она тоже имеет прототип. Люси Хей, брошенная любовница герцога Бэкингема, тоже в своё время являлась агентом кардинада Ришелье. Но так как речь идёт об изначально вымышленном персонаже, то хочется обратить внимание читателя на целый ряд моментов романа, анализируя которые, Миледи предстаёт перед нами в совершенно ином свете.
Первое - юная преступница.
Нам известно, что на плече у Миледи выжжено клеймо в виде геральдической лилии, которым обычно клеймят страшных преступников. В то же время, к моменту свадьбы Миледи и Атоса, ей было всего лишь 16 лет. Откуда же клеймо? А выясняется, что клеймо было поставлено без суда, и в появлении клейма на её плече виноват один-единственный эпизодический персонаж романа - лилльский палач. Тот самый палач, который её в конце-концов и убил. Также без суда и следствия. Что описано в романе: В возрасте пятнадцати лет девушка, подстриженная в монахини, влюбляется в молодого священника. Они решают вместе убежать, но священник перед побегом крадёт церковные сосуды, на чём и попадается. Священника судят и клеймят. Так вот, пикантность истории заключается в том, что клеймо на плечо священнику ставит непосредственно сам лилльский палач. И (о жестокая судьба) священник является при этом родным братом палача! Миледи же не клеймят. По словам самого палача, это из-за того, что она сбежала из тюрьмы. Однако, палач весьма быстро находит девушку, из-за которой, по его мнению, ему пришлось заклеймить родного брата, и собственноручно ставит ей на плечо ту самую злосчастную лилию. Конечно, в книге утверждается, что это - высшая справедливость. Однако, тот факт, что после клеймения палач не доставил девушку в тюрьму для отбывания наказания, а скрылся, говорит о том, что никакого наказания не было, и в отношении девушки никаких обвинений никем кроме самого палача не выдвигалось. Когда отважные мушкетёры ловят женщину, они казнят её руками того же палача, который из мести полностью исковеркал её судьбу. Казнь Миледи была фактически судом Линча. Женщина была лишена права на какую-либо защиту, и фактически это было обыкновенным убийством.
Второе - смерть графини де Ла Фер.
Шестнадцатилетняя девушка, на плече которой красуется столь несправедливо поставленная лилия, выходит замуж за красавца-графа. И внезапно, во время охоты муж видит её обезображенное плечо. Что же делает любимый муж, увидевший клеймо непонятного происхождения на коже своей юной, и якобы любимой жены? Он не слушает её, он не спрашивает её. Он вообще не пытается хоть как-то разобраться в ситуации. Он её вешает на ближайшем дереве. На первом попавшемся куске верёвки. Любимый муж. Ну вот кто он после этого? И стоит ли удивляться, что девушка, никому за всю жизнь не сделавшая плохого, будучи сперва силой заклеймённой за преступление, которого она не совершала, а потом без слов повешенная на ближайшем дереве своим новоиспечённым мужем, ожесточится на весь этот мир?
Кстати, в отличие от показушной казни, устроенной мушкетёрами на берегу озера, казнь графа де Ла Фер была более законной - он, как феодал, действительно имел право вешать преступников на своей территории.
Третье - любовница д"Артаньяна.
Вообще, по книге, Миледи весьма хорошо относилась к д" д"Артаньяну. Почему же д"Артаньян ополчился на неё? А к нему подошла служанка Миледи, Кэт. И она, милое создание, сказал, что влюблена в д"Артаньяна без памяти, а потому откроет ему страшную тайну - на самом деле прекрасная баронесса Шеффилд его, д’Артаньяна, ненавидит за то, что он не убил лорда Винтера (Миледи его единственная наследница), за то, что он помешал делу с подвесками, да ещё и ранил графа де Варда. Ах, какой конфуз. И д"Артаньян, выслушав откровения ревнивой служанки, решается на совершенно глупую месть. Он проникает к ней ночью под видом графа де Варду, и трахает её. А когда на следующий день Миледи соглашается на секс с самим д"Артаньяном, тот ржёт как конь и орёт, что он её вчера ночью тоже трахал, а она и не заметила. Это вообще как, для 17-го века нормально?
Спустя какое-то время Миледи убивают.
Я жду, что кто-нибудь, обладающий достаточным литературным талантом, когда-нибудь сядет и напишет истинную историю Анны, де Бэйль. В которой изложит все те же события с другой точки зрения - с точки зрения невинной 15-летней девушки, вся вина которой заключалась в том, что она влюбилась не в того, из-за чего жизнь её превратилась в сплошные страдания, унижения, боль и предательства.
Кстати, сам лилльский палач за свои преступления был впоследствии убит сыном леди Винтер. К сожалению, смерть его была не столь мучительной, как он того заслуживал.

Биография

Детство и юность

Замок Кастельмор, в котором родился Д’Артаньян, в местечке Люпиак, неподалеку от городка Ош

Шарль де Бац Кастельмор родился в 1611 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони . Его отцом был Бертран де Бац, сын мещанина Пьера де Бац, присвоившего себе после женитьбы на Франсуазе де Куссоль дворянский титул, отец которого Арно Бац купил в графстве Фезенсак Кастельморский «замок» принадлежавший ранее роду Пуи. Этот «доменжадюр» (фр. domenjadur ) - господский дом, представляющий собой двухэтажное каменное строение, сохранился до сих пор и находится на границе графств Арманьяк и Фезенсак на холме, между долинами рек Дуз и Желиз. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян (de Montesquiou d’Artagnan), происходившей из обедневшей ветви знатной семьи графов де Монтескью потомков древних графов Фезенсак. Само скромное имение Артаньян (фр. Artagnan или Artaignan ) возле Вик-де-Бигора в XVI веке перешло к Монтескью после женитьбы Полона де Монтескью, шталмейстера Наваррского короля Генриха д’Альбре, на Жакметте д’Эстен, г-же д’Артаньян. Сам д’Артаньян всегда писал свое имя с буквой «i», сохраняя его архаическую форму и всегда подписывал свое имя со строчной буквы. В бумагах королевских составителей генеалогий д’Озье и Шерена была найдена запись, что сам Людовик XIII пожелал, чтобы кадет гвардии Шарль де Бац носил имя д’Артаньян в память об услугах, оказанных королю его дедом со стороны матери, что уравняло Бац-Кастельморов, которые во всех отношениях стоят несравнимо ниже Монтескью, с Монтескью-Фезенсаками. Шарль поступил в роту королевских мушкетёров в 1632 году , благодаря покровительству друга семьи - капитана-лейтенанта (фактического командира) роты господина де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль), также гасконца. Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини , главного министра Франции с 1643 года . В 1646 году мушкетёрская рота была расформирована, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини.

Военная карьера

Предположительно, портрет д’Артаньяна

Д’Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды . Благодаря преданной службе д’Артаньяна в этот период кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году лейтенанта французской гвардии, потом до капитана в 1655 году . В 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров. Это было продвижением по службе, поскольку мушкетёры были намного более престижными, чем Французская гвардия. Фактически он принял на себя командование ротой (при номинальном командовании ею герцога Неверского, племянника Мазарини, и ещё более номинальном командовании короля).

Д’Артаньян был известен своей ролью в аресте Николя Фуке . Фуке был генеральным контролёром (министром) финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. Толчком к этому аресту стал грандиозный приём, устроенный Фуке в своём замке Во-ле-Виконт в связи с окончанием его постройки (). Роскошь этого приема была такова, что каждый гость получил в подарок лошадь . Возможно, данная наглость сошла бы Фуке с рук, если бы он не разместил на своем гербе девиз: «Чего я ещё не достигну». Увидев её, Людовик был взбешён. 4 сентября в Нанте король вызвал д’Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке. Поражённый д’Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручён вместе с подробнейшей инструкцией. На следующий день д’Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его (Фуке затерялся в толпе просителей и успел сесть в карету). Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету на городской площади перед Нантским собором и произвел арест. Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анже , оттуда в Венсенский замок , а оттуда в г. - в Бастилию . Фуке охранялся мушкетёрами под личным руководством д’Артаньяна на протяжении 5 лет - вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.

После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля. Д’Артаньян стал использовать герб, «разделенный на четыре поля: на первом и четвертом серебряном поле черный орел с распростертыми крыльями; на втором и третьем поле на красном фоне серебряный замок с двумя башнями по бокам, с наметом из серебра, все пустые поля красного цвета». С 1665 года в документах его начинают называть «граф д’Артаньян», а в одном договоре д’Артаньян даже именует себя «кавалером королевских орденов», каковым он являться не мог по причине худородства. Истинный гасконец - «вельможа в случае» мог теперь позволить это себе, так как был уверен в том, что король не станет возражать. В 1667 году д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа. Другим назначением д’Артаньяна была должность губернатора Лилля , которая была выиграна в сражении в 1667 году . В чине губернатора Д’Артаньяну не удалось обрести популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. Ему это удалось, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне . В 1672 он получил звание «полевого маршала» (генерал-майора).

Гибель

Д’Артаньян был убит пулей в голову (по свидетельству лорда Алингтона) при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года , в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом. Гибель Д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии, где его бесконечно уважали. По свидетельству Пелиссона , Людовик XIV был очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием Д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти».

Несмотря на его добрую славу, незаконность присвоения им графского титула при жизни не вызывала сомнений, и после смерти д’Артаньяна претензии его семьи на дворянство и титулы оспаривались через суд, но Людовик XIV, умевший быть справедливым, велел прекратить какие бы то ни было преследования и оставить в покое семью его верного старого слуги. После этого сражения, в присутствии Пьера и Жозефа де Монтескью д’Артаньян - двух его кузенов, тело капитана мушкетеров д’Артаньяна было погребено у подножия стен Маастрихта. Долгое время точное место захоронения было неизвестно, однако французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz), проанализировав информацию из исторических хроник, заявляет, что известный мушкетер похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине голландского города Маастрихт (сейчас городской район Вольдер)

Семья

Жена

С г. супругой д’Артаньяна была Анна Шарлотта Кристина де Шанлеси (? - 31 декабря ), дочь Шарля Буайе де Шанлеси, барона де Сент-Круа, происхождением из древнего шаролезского рода. На гербе рода была изображена «на золотом фоне лазурная колонна, усеянная серебряными каплями», и имелся девиз «имя и суть мои - добродетель».

Дети

Потомки

Внук д’Артаньяна Луи-Габриэль родился около 1710 года в Сент-Круа, и как его знаменитый дед, тоже стал мушкетером, потом капитаном драгунского полка и помощником майора жандармерии. Он как и его дед-гасконец был блестящим офицером с манией величия и именовавал себя «шевалье де Бац, граф д’Артаньян, маркиз де Кастельмор, барон де Сент-Круа и де Люпиак, владельцем Эспа, Аверона, Мейме и других мест». Такое подчеркнуто родовитое дворянство показалось подозрительным и его заставили объяснить происхождение этих явно вымышленных титулов. Но ему повезло так как были обнаружены бумаги где его дед именовался «мессир Шарль де Кастельмор, граф д’Артаньян, барон Сент-Круа, капитан-лейтенант королевских мушкетеров», что подтвердило статус рода и его герб - на красном фоне три серебряные башни на ажурном поле - был включен в гербовник. Его состояние не соответствовало претензиям. Нуждаясь в деньгах, он продал Сент-Круа в 1741 году за 300 тысяч ливров, которые прокутил. Вскоре он оставил военную службу и задешево уступил советнику налогового ведомства колыбель своих предков - Кастельмор. С тех пор он жил в столице, где женился 12 июля 1745 года на баронессе Констанции Габриэль де Монсель де Лурэй, даме де Вильмюр. Последние свои дни он доживал в бедности в меблированных комнатах в Париже. У него был сын Луи Константен де Бац, граф де Кастельмор, родившийся в 1747 году . Он был помощником майора в иностранных королевских войсках. В армии его ценили как весьма любившего свое дело. Он стал последним в роду Шарля Ожье д’Артаньяна, хотя уже и не носил имени своего славного прадеда.

В культуре

Литература

Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году . В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гасьеном де Куртиль де Сандра, сам д’Артаньян ничего не писал.

В XIX веке , когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра » (), «Двадцать лет спустя », «Виконт де Бражелон »), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными, в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века , изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской , попытка спасти Карла I , легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и др.)

У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции , в действительности он был "полевым маршалом" (по современному ранжиру - генерал-майор). Маршалом был с 1709 года другой граф д’Артаньян, его двоюродный брат Пьер де Монтескью д’Артаньян , губернатор Арраса, который позже был опекуном внуков д’Артаньяна. (Известный философ Шарль де Монтескьё , в свою очередь, никакого отношения к маршалу д’Артаньяну не имеет).

Французский поэт Эдмон Ростан написал пьесу «Сирано де Бержерак » в 1897 году . После одной из знаменитых сцен пьесы, в которой Сирано побеждает Вальвера в поединке, заканчивая стихотворение, д’Артаньян приближается к Сирано и поздравляет его с прекрасным фехтованием.

В произведении Рафаэля Саббатини "Возвращение Скарамуша" одним из главных персонажей является гасконский граф Жан де Бац. Возможно, Саббатини ввёл эту фамилию не случайно, а с целью намекнуть на родство своего отважного персонажа и литературного персонажа Дюма.

Кино и телевидение

Много кинематографистов были вдохновлены романами Александра Дюма. Среди актёров, которые играли д’Артаньяна на экране:

  • Эме Симон-Жирар, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Дуглас Фэрбэнкс, в «Трёх мушкетёрах» () и «Железной маске» ()
  • Уолтер Абель, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Уоррен Уильям, в «Человеке в железной маске» ()
  • Лоренс Пэйн, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Мэксимилиэн Шелл , в «Трёх мушкетёрах» (телефильм) ()
  • Жерар Баррэ, в «Трёх мушкетерах » ()
  • Джереми Бретт , в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Санчо Грэсия, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Майкл Йорк, в «Три мушкетёра: Подвески королевы » (), «Четыре мушкетёра: Месть миледи » (), «Возвращение мушкетёров » (), и «Мадемуазель Мушкетёр (Женщина-мушкетёр)» (телевизионный минисериал) ()
  • Луис Джордан , в «Человеке в железной маске» (телефильм) ()
  • Михаил Боярский , в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах » (), а также «Мушкетёрах двадцать лет спустя» , «Тайне королевы Анны, или Мушкетёрах тридцать лет спустя» и «Возвращении мушкетёров» ( , и )
  • Корнел Вайлд, в «Пятом мушкетёре» ()
  • Крис О’Доннелл, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Филипп Нуаре , в «Дочери д’Артаньяна» ()
  • Майкл Дудикофф , "Мушкетёры навсегда" ()
  • Гэбриэл Бирн , в «Человеке в железной маске» ()
  • Джастин Чэмберс, в «Мушкетёре» ()

Памятники

  • В Оше есть памятник д"Артаньяну, которого местные жители почитают за земляка

Примечания

Ссылки

  • Жан-Кристиан Птифис. Истинный д’Артаньян .
  • В. Эрлихман. Д’Артаньян о трех головах .
  • ЛентаРу - Жизнь и вымысел. Французский историк утверждает, что ей удалось найти могилу прототипа д’Артаньяна