Кто дает профессиональную клятву. Старая, старая клятва

Клятва Гиппократа, как предполагают ученые, была создана в устном виде потомками великого древнего врача Асклепия. Гиппократ в III веке до нашей эры первым объединил принципы врачебной и записал полный этой клятвы, которым впоследствии пользовались многие медики.

Клятва Гиппократа разделяется на девять частей, каждая из которых описывает определенное обязательство. Часть из этих правил расходится с современными представлениями о врачебном деле, часть не принимается во внимание, и лишь несколько продолжают если не официально, то негласно служить основополагающими принципами во врачебной практике. Это принцип милосердия – врач обязуется оказывать помощь больному в любой ситуации, принцип конфиденциальности, известный также как врачебная тайна, принцип непричинения вреда и принцип заботы о больном – его интересы ставятся на первое место.

Остальные правила из клятвы Гиппократа призывают уважать и почитать , коллег и учеников, не выполнять ни под каким предлогом аборты и не практиковать эвтаназию, совершенствоваться в профессиональном и личном планах, отказаться от связей с пациентами и их родственниками. Существовал еще один принцип, который позже был удален: запрет на раба без хозяина.

Древние врачи клялись Аполлоном, Асклепием, Панакеей (божество, отвечающее за исцеление), Гигией (богиня ).

Современная клятва врача

Современные врачи больше не приносят клятву Гиппократа в ее первоначальном виде, так как многие ее пункты уже активно нарушаются: во многих странах разрешены аборты, а эвтаназию тоже практикуют в некоторых государствах. Поэтому существуют исправленные и дополненные варианты клятвы врачей. В России ее текст зафиксирован законом.

У современной клятвы российских врачей есть несколько принципов, заимствованных из клятвы Гиппократа: это соблюдение врачебной тайны, отказ от , призыв к помощи в любых , доброжелательное отношение к коллегам, учителям и ученикам, обещание совершенствовать свои знания и умения. В ней не говорится о запрете на аборты и личные связи с пациентами, зато указано о необходимости за помощью к коллегам в трудных ситуациях и не отказывать в помощи. Также она призывает отказаться от расовых, экономических, этнических и других предрассудков и относиться ко всем пациентам одинаково.

Видео по теме

Многие пациенты в разговоре с врачами частенько используют фразу "но вы же давали клятву...". Но что это за клятва, и какую силу она имеет, почти никто не знает.

Большинство людей подразумевают в первую очередь клятву Гиппократа - древнегреческого врачевателя, "отца медицины". Вот как выглядит российский текст этой клятвы:

Но ни один наш с вами современник никогда не давал этой клятвы. Тем не менее она легла в основу «Присяги врача Советского Союза», а затем и «Клятвы врача России». Последний, впрочем, также не имеет никакой юридической силы, а скорее является неким морально-этическим кодексом, которого должен придерживаться каждый врач. Вот его текст:


Реальность такова, что даже этой формальной клятвы многие студенты после 6 лет обучения не дают. К слову, ваш покорный слуга получал диплом врача со своими однокурсниками не с клятвой в устах под град аплодисментов, а в душном коридоре, стоя в длинной очереди у деканата.

Поэтому, уважаемые читатели, долг и обязанности врача перед вами диктуются не мифической клятвой Гиппократа, а нормативно-правовыми документами, и безусловно, моральным обликом конкретного врача! Берегите своё здоровье и лечитесь только у достойных врачей!

Контент 14+ Наверное, каждому выпускнику медицинского вуза рано или поздно приходилось слышать нечто вроде: «Ну, ты же клятву Гиппократа давал!» Как правило, такие высказывания относятся к части врачебных обязанностей, а не прав, поскольку в общественном сознании нередко врач - это человек, безвозмездно оказывающий медицинскую помощь, и этим его роль в обществе ограничивается. Однако в реальной жизни всё по-другому: и клятва сейчас не та, и обязанности даже в античном варианте справедливо уравновешены правами… Об этом подробнее.



Перекроено, перешито

Удивительно, но на самом деле авторство первого текста врачебной клятвы вовсе не принадлежит Гиппократу. Дело в том, что лекарские династии, полагавшие себя потомками бога медицины Асклепия, передавали из поколение в поколение похожие обеты в течение долгих веков. Гиппократ тоже принадлежал врачебной семье, и в III веке до нашей эры знаменитый врач не придумал, а в лучшем случае только записал устную традицию. Некоторые историки вообще полагают, что клятва была просто приписана к последующим изданиям его трудов, чтобы придать им дополнительную авторитетность. Тем не менее, термин «клятва Гиппократа» устоялся.

Изначальный вариант, звучавший на ионийском диалекте древнегреческого языка, был многократно переведён на другие языки, и адаптирован к реалиям каждой отдельной страны в разное историческое время. Даже несмотря на то, что древнегреческие врачи призывали в свидетели весь олимпийский пантеон (Аполлона, Асклепия, Гигиею, Панацею и всех остальных богов и богинь), христианский мир оценил высокую планку нравственности, предложенную античными коллегами, и после небольшого редактирования текста укоренившаяся издревле традиция была помилована.

Самая знаменитая международная редакция клятвы была принята в 1948 году генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации в рамках так называемой Женевской декларации. Годом спустя на её основе был сформулирован Международный кодекс медицинской этики, которого и поныне придерживается мировое медицинское сообщество.

В нашей стране в 1971 году появилась своя отредактированная версия - «Присяга врача Советского Союза», затем в середине 90-х была внедрена «Клятва российского врача», которую, наконец, в 1999 году сменила современная версия - «Клятва врача России». Именно её в торжественной обстановке дают выпускники медвузов, а после подтверждают своей подписью.

Географические различия весьма многообразны: израильские врачи приносят свою особую присягу, поскольку клясться именем Бога, по примеру античных язычников, им не позволяет религия, однако в остальных деталях древняя клятва сохранена почти полностью. В большинстве государств Европы и в странах Северной Америки 7 лет назад текст клятвы был заменён «профессиональным кодексом». Интересно, что в США действие врачебной клятвы законодательно ограничено, и незнание специфики может привести врача даже к уголовному преследованию: медицинская помощь террористам, как реальным, так и потенциальным, признана незаконной.



Что устарело?

Времена идут, но принципы гуманности, сформулированные более 2 тыс. лет назад, казалось бы, могли остаться неизменными. Во многом это действительно так, однако есть специфика. Что же в знаменитой клятве Гиппократа не соответствует современной действительности? Во-первых, конечно, античные боги: их культ остался достоянием истории. Далее, оригинал клятвы обязует врача «почитать учителя наравне с родителями, делиться с ним своим достатком… помогать в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора». В наше время такой подход кажется романтичным, однако пиетет перед семьёй учителя несколько старомоден.

Читаем дальше: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Эвтаназия в современном мире (умерщвление неизлечимо больного и страдающего человека по его просьбе) - горячо обсуждаемый этический вопрос, но кое-где она уже законодательно разрешена: это Бельгия, Голландия и штат Орегон (США).

Давая клятву Гиппократа, врач обещал: «не вручу никакой женщине абортивного пессария». Вопрос тоже очень связан с моральной составляющей, однако сегодня в большинстве стран мира аборты в определённом сроке беременности разрешены по желанию женщины, социальным и/или медицинским показаниям. Кстати, в российском медицинском сообществе сейчас широко обсуждают, насколько этично акушеру-гинекологу отказываться от выполнения процедуры аборта по собственным религиозным соображениям. И похоже, общественное мнение склоняется в сторону «этично», и остаётся только решить вопрос, должен ли такой специалист продолжать работу в этой отрасли медицины…

Затем, Гиппократ не был хирургом, а занимался терапией. Возможно, именно поэтому в его клятве значилось: «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В современном мире тысячам пациентов камни из внутренних органов успешно извлекают именно оперативным путём.

«В какой бы дом я ни вошел, - произносил врач, дающий клятву, - я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». Пожалуй, такая формулировка актуальна и по сей день - если исключить упоминание о рабах.



Ценная работа

Любой студент медицинского вуза, прослушавший хотя бы краткий курс по предмету «организация здравоохранения», чётко представляет себе, что бесплатной медицины не бывает. И в этом нет ничего удивительного: ведь откуда-то должны браться средства для покупки лекарств, оборудования и расходных материалов, для ремонта больницы и конечно для выплаты достойных зарплат персоналу. Часть этих расходов может брать на себя государство в рамках программ обязательного медицинского страхования, оставшиеся обычно покрываются или добровольными страховками граждан, или непосредственно за счёт пациентов. Странный образ «врача-бессеребренника» не имеет ничего общего с реальностью - да и никогда не имел. В оригинальной клятве Гиппократа указано, что врач обязан бесплатно оказывать помощь только коллегам-врачам и членам их семей. В ряде старинных трактовок текста клятвы подчёркнуто даже, что врачу вовсе не следует оказывать помощь беднякам, не способным заплатить за лечение, поскольку в таком случае обилие страждущих попросту разрушит врачебный бизнес. В клятве, названной именем Гиппократа, говорится только: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». И это всё, что сказано по принципу «не навреди», но о том, что врач обязан лечить бесплатно, нет ни слова.

В Древней Греции большинство эскулапов получали от пациентов достаточно крупные суммы, чтобы жить лучше, чем, например, архитекторы, и известна пара историй о самом Гиппократе, который отказывался лечить несостоятельных больных. Тем не менее, в своём труде «Наставления» он предлагает находить индивидуальный подход к разным пациентам: «Я советую, чтобы ты не слишком негуманно вёл себя, но обращал внимание как на изобилие средств (у больного), так и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Как мы видим, Гиппократ рекомендует лечить даром лишь иногда.

Известно, что одними морально-этическими принципами сыт не будешь. Именно поэтому известный офтальмолог Святослав Федоров в конце «лихих» 90-х сказал: «Клятва Гиппократа - это все фикция… Есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? Сегодня в России полтора миллиона таких бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях - абсурд!» И хотя сегодня зарплаты врачей всё-таки немного выше, чем в 90-х, однако до сих пор даже уборщики зачастую получают больше… И попрекать наших докторов клятвой Гиппократа, которую они и не давали вовсе - есть в этом что-то бессмысленное.



Что важнее клятвы?

Как правило, по окончании госэкзаменов выпускников медвуза собирают в большом зале и зачитывают им клятву врача России, а те повторяют. Однако части вчерашних студентов при этом может вообще не быть в зале: если они, например, накануне засиделись допоздна, отмечая конец шестилетнего учебного марафона… Сейчас даже подпись о том, что дана клятва, не обязательна. Тем не менее, есть кое-что юридически более значимое, чем торжественные обеты. Врачебная деятельность не только подпитывается этическими соображениями, но также связана выполнением ряда очень конкретных профессиональных обязательств и регламентирована в том числе Уголовным кодексом. И если дело всё-таки дойдёт до суда, то скорее всего, о клятве Гиппократа, канувшей в века, уже никто не вспомнит: будут проблемы посерьёзнее…


Годы жизни: около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса

Основные вехи жизни (краткие факты из биографии) - Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия , Македония, а также побережье Мраморного моря.

Биография семьи - Согласно легендам Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери Геракла . Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязающей на происхождение от самого бога медицины. Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына — Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом

Косская школа - Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции . Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ.

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,

3. Развивала основы врачебной этики.

Гиппократов сборник (время написания и основные труды Гиппократа, вошедшие в сборник) -

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:

В области изучения влияния внешней среды - учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней

В области изучения гуморального представления о болезнях - согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы)

В области изучения характера человека

1) Преобладание желчи (греч. холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

2) Преобладание слизи (греч. флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

3) Преобладание крови (лат. сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

4) Преобладание чёрной желчи (греч. мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям

Основные принципы Гиппократа в афоризмах:

1. Принцип диагностики и лечения - «врач лечит, природа исцеляет»

2. Принцип предупреждения болезней - «всё хорошо, что в меру»

3. Морально-этический принцип - «не навреди»

4. Принцип методов лечения Гиппократа - «противоположное излечивается противоположным»

Выпишите другие популярные афоризмы Гиппократа:

- «Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью»

- «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»

- «Искусство обширно, а жизнь коротка»

- «Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»

- «Искусство медицины состоит из трех элементов: болезнь, больной и врач»

Что означают выражения :

«Лицо Гиппократа» - лицо умирающего больного. «Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, чёрный или бледный, или свинцовый»

«Шапка Гиппократа» - представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области

«Скамья Гиппократа» - деревянная скамья с наклонной плоскостью, использовавшаяся при лечении переломов и вывихов. Является прообразом современных ортопедических столов

«Пальцы Гиппократа» - колбовидное утолщение концевых фаланг пальцев кистей и стоп при хронических болезнях сердца, легких, печени с характерной деформацией ногтевых пластинок в виде часовых стёкол

Найдите и выпишите текст Клятвы Гиппократа и Клятвы российского врача:

КЛЯТВА ГИППОКРАТА:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА:

Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить её и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.

Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.

Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мной и моим пациентом.

Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.

Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться Этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии.

Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством.

Найдите отличия в текстах двух Клятв :

- Какие положения Клятва Гиппократа перестали быть актуальными и почему?

1) принесение клятвы богам. Сейчас медицина мало зависима от религии

2) добровольное преподавание медицины как искусства любым желающим задаром также теперь невозможно

3) аборты в наше время, при определённых условиях, можно выполнять

4) сейчас не одобряется, но и не возбраняются отношения с бывшими пациентами

- Какие положения Клятвы Гиппократ остались актуальными, но трансформировались?

1) принцип «noli nocere»

2) врачебная тайна

3) здоровье пациента во главе всего

Какие новые положения включены в Клятву российского врача и почему они не использовались в Клятве Гиппократа?

1) необходимость совершенствовать медицинские знания, поскольку со времён Гиппократа они стали значительно шире

2) пункт о расовых предрассудках и в целом о меньшинствах добавлен в связи с либерально-димократическими взглядами

3) эвтаназии не существовало как таковой во времена Гиппократа

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа . В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Г иппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении », «Об искусстве», в «Афоризмах» , написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы - чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников (до этого медицине обучали сыновей или за "службу" при храме). Ему же принадлежит высказывание: " Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения - это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные ". Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:


Похожая информация.


Виталий, никто не умоляет достоинств учителей! Я с огромным уважением отношусь к учителям и педагогам, как и люди в моем окружении. К вашему сведению, учителя тоже жалуются на низкую зарплату;) А вы полагаете, что на конференции медицинские мы ездим за чей-то другой счет? Да, конечно, есть те, для кого предоставляется оплата этих поездок (при условии что этот врач занимается научной деятельностью а порой и с наравне с лечебной), но большинство. подавляющее большинство самостоятельно обеспечивает себе не только проезд до места конгрессов и конференций, где можно получить последние новости из мира официальной, а не интернет-блог-медицины, но и вынужден оплачивать самостоятельно проживание/питание и даже (!) участие в этих самых мероприятиях. А чтобы врач мог совершенствовать навыки свои в специальности, он должен (а если повезет и вдруг руководство клиники - частной или государственной - не важно, работала и там и там и никому ничего за их счет не надо) сам оплатить свою учебу. Более того, вам, не сведущему в этой системе, расскажу: каждые 5 лет каждый врач обязан повышать свою квалификацию, подтверждать ее путем прохождения платного обучения. Как правило, гос.учреждения это обучение ставят в план и действительно именно это 5-летнее подтвержление обеспечивают финансово, а в частных организациях врач самостоятельно должен оплатить учебу. И при этом, если врач не получил очередной сертификат, он автоматически не имеет права практики. И мне непонятно, почему врач, получив образование, пройдя мягко говоря, трудную длинную (а это не менее 7-ми лет обучения), а потом пытаясь найти работу (поверьте, нам тоже кушать хочется и да, далеко не везде молодым врачам открыта дорога), после многих лет непростого, а порой и адского труда (есть конечно менее эпичное определение), получает зарплату, равную и даже меньше, чем дворник из нашего подъезда или контроллер в автобусе, труд которого тоже нелегок, но и не требует особой специализации и высшего образования. Это касаемо учебы и страстей с зарплатами. Вы хотите, чтобы врачи были не хамами и не грубыми, но при этом сами позволяете хамить в их адрес;) Есть и среди наших сообществ гадкие люди - не спорю, сама сталкивалась, но не надо говорить "ВСЕ", потому что слава Богу большинство - достойные врача и профессионалы своего дела, любящие людей и свою профессию! Мы шли в университеты в том возрасте, когда ты веришь в светлое будущее, когда ты растешь на рассказах Булгакова и представляешь себя достойным врачом...а потом..встречаешься сначала с преградами на пути к образованию, потом к работе, зарабатыванию опыта (не везде дают получить опыт, увы), а потом с быдлом, что хочет топтать ноги и при этом чтобы его обхолили, вылечили и т.д. Я знала куда шла и с детства мечтала об этой професии, и сейчас в другой себя не представляю, но это не значит, что я должна слиться со стеной, землей и позволить об себя вытирать ноги!