Конспект по литературе николай носов саша. Слушать рассказы Николая Носова из сборника «Фантазеры

Рассказ Н. Носова с рисунками Г. Валька.

Для дошкольного возраста.

Н. Носов

Изд. Детская литература, 1970

аша давно просил маму подарить ему пистолет, который стреляет пистонами.

Зачем тебе такой пистолет? - говорила мама.- Это опасная игрушка.

Что тут опасного? Если б он пулями стрелял, а то пистонами. Из него всё равно никого не убьёшь.

Мало ли что может случиться. Пистон отскочит и попадёт тебе в глаз.

Не попадёт! Я буду зажмуриваться, когда буду стрелять.

Нет, нет, от этих пистолетов бывают разные неприятные случаи. Ещё выстрелишь да напугаешь кого-нибудь,- сказала мама.

Так и не купила ему пистолета.

А у Саши были две старшие сестры, Маринка и Ирочка. Вот он и стал просить сестёр:

Миленькие, купите мне пистолетик! Мне очень хочется. За это я всегда буду вас слушаться.

Ты, Сашка, хитренький! - сказала Марина. - Когда тебе надо, так ты подлизываешься и миленькими называешь, а как только мама уйдёт, с тобой а не сладишь.

Нет, сладишь, сладишь! Вот увидите, как я буду вести себя хорошо.

Ладно, - сказала Ира. -Мы с Мариной подумаем. Если обещаешь вести себя хорошо, то, может быть, купим.

Обещаю, обещаю! Всё обещаю, только купите!

На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами. Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук пятьдесят или сто; стреляй хоть весь день, не перестреляешь. От радости Саша прыгал по комнате, прижимал пистолет к груди, целовал его и говорил:

Миленький мой, хорошенький пистолетик! Как я тебя люблю!

Потом он нацарапал на ручке пистолета свое имя и начал стрелять. Сразу запахло пистонами, а через полчаса в комнате стало синё от дыма.

Довольно тебе стрелять, - сказала наконец Ира. - Я каждый раз вздрагиваю от этих выстрелов.

Трусиха!- ответил Сашка. - Все девчонки - трусихи.

Вот отнимем у тебя пистолет, тогда узнаешь, какие мы трусихи, - сказала Марина.

Сейчас я пойду во двор и буду пугать ребят пистолетом, - заявил Сашка.

Он вышел во двор, но ребят во дворе не было

Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:

Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?

Нет, - сказал Сашка и спрятал пистолет за спину.

Что же, я не вижу, что у тебя пистолет в руках? Ещё врать вздумал, бессовестный! Вот я пойду заявлю в милицию.

Она погрозила пальцем, перешла на другую сторону улицы и скрылась в переулке.

Вот так штука! - испугался Саша.- Кажется, на самом деле пошла в милицию жаловаться.

Он, запыхавшись, прибежал домой.

Чего ты запыхался, будто за тобой волк гонится? - спросила Ира.

Это я так просто.

Нет, ты уж лучше скажи. Сразу видно,.что чего-нибудь натворил.

Да ничего я не натворил-просто так… Напугал бабку какую-то.

Какую бабку?

Ну, какую, какую! Обыкновенную. Просто шла по улице бабушка, а я взял да и выстрелил из пистолета.

Зачем же ты выстрелил?

Сам не знаю. Идёт бабушка. «Дай, думаю, выстрелю». Ну и выстрелил.

А она что?

Ничего. Пошла в милицию жаловаться.

Вот видишь, обещал вести себя хорошо, а сам что наделал!

Я же не виноват, что бабка попалась такая пугливая.

Вот придёт милиционер, он тебе покажет бабку, - пригрозила Ира. - Будешь знать, как людей путать!

А как он меня найдёт? Он ведь не знает, где я живу. Даже имени моего не знает.

Найдёт, будь спокоен! Милиционеры всё знают.

Целый час Саша просидел дома и всё выглядывал в окно - не идёт ли милиционер. Но милиционера не было видно. Тогда он понемногу успокоился, развеселился и сказал:

Наверное, бабушка меня просто попутать хотела, чтоб я не баловался.

Он решил снова пострелять из своего любимого пистолета и сунул руку в карман. В кармане лежала коробка с пистонами, но пистолета не было.


Он полез в другой карман, но и там было пусто

Тогда он принялся искать по всей комнате. Смотрел и под столами и под диваном. Пистолет исчез, будто провалился сквозь землю. Саше стало обидно до слёз.

Не успел даже поиграть!-хныкал он.- Такой пистолетик был!

Может быть, ты его во дворе потерял? - спросила Ира.

Наверно, я его там, за воротами, выронил, - сообразил Саша.

Он открыл дверь и бросился через двор на улицу. За воротами пистолета не было.

«Ну, теперь его уже нашёл кто-нибудь и взял себе!» - с досадой подумал Саша и тут вдруг увидел, что из переулка напротив вышел милиционер и быстро зашагал через улицу, прямо к Сашиному дому.

«За мной идёт! Видно, бабка-таки нажаловалась!» - испугался Саша и стремглав побежал долгой.

Ну, нашёл? - спросили его Маринка и Ирочка.

Тише! - прошипел Сашка. - Милиционер идёт!

Сюда, к нам.

Где ты его видел?

На улице,

Марина и Ира стали над ним смеяться:

Эх ты, трусишка! Увидел милиционера и испугался. Может быть, милиционер совсем в другое место идёт.

Да я вовсе и не боюсь его!-стал храбриться Сашка. - Что мне милиционер? Подумаешь!

Тут за дверью послышались шаги, и вдруг зазвонил звонок. Маринка и Ира побежали открывать дверь. Сашка высунулся в коридор и зашипел:

Не открывайте ему!

Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нём. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.

Скажите, девочки, где здесь шестая квартира?- послышался голос милиционера.

Это не здесь, - ответила Ира. - Здесь первая, а шестая- это нужно выйти во двор, а там дверь направо.

Во дворе, дверь направо? - повторил милиционер.

Саша понял, что милиционер вовсе не за ним пришёл, и он уже хотел вылезти из-под дивана, но тут милиционер спросил:

Кстати, не у вас тут живёт мальчик Саша?

У нас, - ответила Ира.

А вот он-то мне как раз нужен, - сказал милиционер и вошёл в комнату.

Марина и Ира тоже вошли в комнату и увидели, что Сашка куда-то исчез. Марина даже заглянула под диван. Сашка увидел её и молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его.

Ну, где же ваш Саша? - спросил милиционер

Девочки очень испугались за Сашу и не знали, что отвечать. Наконец Марина сказала:

А его, понимаете, дома нет. Он, понимаете, гулять ушёл.

А что вы про него знаете? - спросила милиционера Ира.

Что же я знаю! - ответил милиционер.- Знаю, что зовут его Саша. Ещё знаю, что у него был новенький пистолет, а теперь у него этого пистолета нету.

«Всё знает!» - подумал Сашка.

От страха у него даже зачесалось в носу, и он как чихнёт под диваном: «Апчхи!»

Кто это там?-удивился милиционер.

А это у нас... Это у нас собака, - соврала Маринка.

Чего же она под диван забралась?

А она у нас всегда под диваном спит,- продолжала сочинять Марина.

Как же её зовут?

Э... Бобик, - выдумала Маринка и покраснела, как свёкла.

Бобик! Бобик! Фью!-засвистел милиционер.-Почему же она не хочет вылезать? Фью! Фью! Ишь ты, не хочет! А собака хорошая? Какой породы?

Э...-протянула Маринка...-Э-э... - Она никак не могла вспомнить, какие бывают породы собак. - Порода эта вот... - сказала она. - Как её?.. Хорошая порода... Фокстерьер! Вот!

О, это замечательная собака! - обрадовался милиционер. - Я знаю. У неё такая волосатая морда.

Он нагнулся и посмотрел под диван. Саша лежал ни жив ни мёртв и во все глаза глядел на милиционера. Милиционер даже свистнул от изумления:

Так вот тут какой фокстерьер! Ты чего под диван забрался, а? Ну-ка, вылезай, теперь все равно попался!

Не вылезу! - заревел Саша

Вы меня в милицию заберёте.

За старушку.

За какую старушку?

За которую я выстрелил, а она испугалась.

Не пойму, про какую он тут старушку толкует? - сказал милиционер.

Он на улице из пистолета стрелял, а мимо шла бабушка и испугалась, - объяснила Ира.

Ах, вот что! Значит, это его пистолет? - спросил милиционер и достал из кармана новенький, блестящий пистолет.

Его, его! - обрадовалась Ира. - Это мы с Мариной ему подарили, а он потерял. Где вы его нашли?

Да вот тут, во дворе, у вашей двери... Ну, признавайся, зачем напутал бабушку? - спросил милиционер и нагнулся к Саше.

Я нечаянно... - ответил Саша из-под дивана.

Неправда! По глазам вижу, что неправда

Вот скажи правду -отдам пистолет обратно.

А что мне будет, если я скажу правду?

Ничего не будет. Отдам пистолет - и всё.

А в милицию не заберёте?

Я не хотел напугать бабушку. Я только хотел попробовать, испугается она или нет.

Мы всегда подвижны, обожаем фантазировать и весело играть. Прочитав интересную и поучительную сказку о весёлых поросятах, мы затеяли интересную игру. Сначала мы пели песни, как беззаботные поросята из книги, повторяя их слова.

В это время, мама пошла в продуктовый магазин. И мы решили смастерить небольшой дом. Взяли чёрное, не прозрачное покрывало и накрыли наш «уютный дом». Там мы и спрятались. Внутри ничего не было видно. «Мы теперь в нём будем жить, а если страшный, голодный волк явится, то мы с ним справимся!» - решили мы. На минуту мы затихли.

Как вдруг, моя подруга стала громко кричать, и мы с испугом разбежались в разные стороны, закрыв за собой стеклянную золотисто – коричневую дверь. «А почему ты так громко кричал?» - спросила Валя. «А меня кто – то за ногу потянул!» - произнёс мальчик. «Так ведь это я, хотела на ощупь определить, где ты?» - произнесла девочка. «Почему сразу не призналась?» - поинтересовался Петя. «Так я испугалась!» - произнесла девочка. - Ты так правдоподобно кричал! И он предложил убрать покрывало, но его подруге было страшно. Тогда мальчик на носочках, потихоньку, попробовал потянуть за краешек покрывала и стянул его. Мгновенно отбежав назад, оглянулся и понял, что никого нет. Сначала мы успокоились, и я предложил сделать по – новому дом, но девочка не согласилась. Объяснив, а вдруг снова кто – нибудь, за часть ноги ухватит. После этого мы перестали играть.

Главная идея рассказа: Жить необычно с фантазией, не бояться любых трудностей, не путать несуществующих героев с реальностью. Расти сильным, не пасовать перед сложными ситуациями, находить выход из любой ситуации, доводить все дела до конца. Играть вместе, дружно, советоваться друг с другом. Развивать волевой характер, умение держать себя в руках. Внимательно читать больше увлекательных, сказочных книг, развивать любознательность. Учиться правильно, действовать в непредвиденных, казалось, не решаемых случаях, дорожить дружбой. Беречь семейные традиции, вещи в домашней обстановке и общественных помещениях. Уметь договариваться друг с другом, делиться и никогда не унывать. Развивать сноровку, ловкость движений.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Носов Николай. Все произведения

  • Автомобиль
  • Затейники
  • Федина задача

Затейники. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Янссон Шляпа волшебника

    Книга «Шляпа Волшебника» - одна из самых прекрасных выпусков серий о Муми-троллях. Это произведение наполнено радостью к жизни, теплом, солнечным светом, морем, нежным песком и всякими приятными моментами, которые стоит проживать и ценить

  • Краткое содержание Паустовский Колотый сахар

    Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.

  • Краткое содержание Весенний остров Астафьева

    Повествование идет от имени автора, являющимся главным героем рассказа. Плывя на пароходе по широкому Енисею, воспоминания о родных просторах щедрой земли захватывают автора. Он спрашивает себя, зачем он так надолго уезжал с этих милых сердцу земель

  • Краткое содержание сказки Госпожа Метелица братьев Гримм

    Падчерице приходилось не сладко. Каждый день она получала новое задание. А вдовья неряшливая дочь, целый день ничего не делала.

  • Краткое содержание Карамзин Марфа-Посадница, или покорение Новагорода

    Эта историческая повесть рассказывает о событиях тех времен, когда Иван 3 намеревался освободить Русь от власти над ней Золотой Орды. Помехой стал ему в том великий город Новгород, провозгласивший о своей независимости.

Николай Николаевич Носов, писатель и драматург, из-под пера которого вышло много детских рассказов, а также всеми любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» и другие, известен многим. Родился он в 1908 году в Киеве, в семье артиста эстрады. Детство будущего автора замечательных книг прошло в Ирпене, где он учился в гимназии. Семья терпела нужду, и чтобы помочь, мальчик с четырнадцати лет уже работал: и косарем, и газетным торговцем, и землекопом.

После революции 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Николай закончил её в 1924 году и стал думать, как определиться с будущей профессией.

Чем только ни увлекался юноша: и химией, и горел желанием обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Однако, вдруг передумал. И на выбор Николая повлияло поступление в девятнадцать лет в Киевский художественный институт. Занятия фотографией, кинематографом, два года спустя перевод в институт кинематографии в Москве, работа над мультипликационными, научными и учебными фильмами в качестве режиссера – все это творческий путь талантливого человека, которому в будущем предстояло стать профессиональным писателем.

Первые детские рассказы вышли из-под пера Николая Носова в 1938 году. После Великой Отечественной войны он стал признанным автором детской литературы.

Приключения Незнайки и его друзей

Это всем известная сказка, которая появилась благодаря усиленной работе автора. Добрая и жизнерадостная история с её легендарными героями, живущими в цветочном городе: Незнайкой, Знайкой, доктором Пилюлькиным, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом и художникомТюбиком и Цветиком, любителями кулинарии Пончиком и Сиропчиком, астрономом Стекляшкиным. Остальные персонажи, имена которых говорят сами за себя, тоже очень занимательны: близнецы Авоська и Небоська, Торопыжка, Ворчун.


Идея создания произведения возникла у Николая Носова в 1952 году, когда он поговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым, который в те времена являлся редактором украинского журнала «Барвинок».

Рассказы Николая Носова «Живая шляпа», «Огородник», «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша» поначалу печатались в журнале «Мурзилка», а позже вошли в сборник, изданный в 1945 году который носил название «Тук-тук-тук». Через год благодаря совместной работе автора и издательства «Детгиз» появился сборник «Ступеньки».

Затейники

Этот рассказ, написанный Николаем Носовым в 1938 году, до сих пор интересно читать не только детям, но и взрослым. Сейчас он включен в школьную программу 2-го класса. Ознакомившись с кратким содержанием, можно узнать причину такой популярности.


Рассказ пишется от первого лица. «Мы с Валей – затейники» – говорится с первых строк. И сразу возникает интерес: что же придумают эти милые дети? Оказывается, они читали всем известную сказку «Три поросенка» и решили сделать себе похожий домик. Все было бы хорошо, да вот Валя решила подшутить над своим другом и схватила его за ногу. Под впечатлением сказки мальчику показалось, что это был не кто иной, как… серый волк. Безобидная игра стала причиной страха обеих детей, ведь Валя сначала тоже испугалась и ни в чем не призналась. Больше они такие игры не затевали.

Живая шляпа

Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Наверное, нет, но рассказ с одноименным названием известен многим бывшим и настоящим школьникам. Ведь тоже есть в учебниках.

Вовка и Вадик увидели возле комода на полу шевелящуюся шляпу. Что тут началось! Мальчики выбежали из комнаты, закрыли за собой дверь, просто дрожали от страха. Не могли понять, что происходит: почему обыкновенная шляпа ползает по полу. Они били её клюшкой, бросали картошкой и, наконец, из-под шляпы выскочил их любимый котенок Васька. Конечно же, Вадик и Вова удивились.

Мишкина каша

Вот что значит не прислушиваться к советам родителей! Учила же мама, уезжая в город и оставляя детей на хозяйстве, как варить кашу. Все показала: и сколько крупы сыпать, и как варить суп. Но возомнил Миша себя поваром и пропустил все мимо ушей.

А когда мама отправилась в путь, начались неприятности. Сначала казалось, что все нормально. Мальчик насыпал в кастрюлю крупу, добавил воды и сидят они, ждут, пока каша сварится.


А она вдруг «полезла» из кастрюли. Вода вся выкипела. А так сильно захотелось пить, что пришлось идти к колодцу. И ведро, и чайник Миша утопил; рыба, которую они наловили в пруду и пытались поджарить, превратилась в угли. Легли друзья спать голодными.

Хорошо, что утром соседка тетя Наташа выручила: накормила пирогами с капустой и напоила молоком. В благодарность мальчики все сорняки на её огороде выпололи. Но это намного легче, чем кашу варить.

Витя Малеев в школе и дома

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» была издана тридцать раз (с 1951 по 1953 год) и переведена на двадцать три языка. Существует издание 1978 года, тираж которого – пятьсот тысяч экземпляров. В 1954 году по мотивам повести был снят фильм «Два друга»


Это интересная история о Вите Малееве и его друзьях: Ване Пахомове, Игоре Грачеве, Глебе Скамейкине, Косте Шишкине и других; о том, как учился главный герой, о неудачах и успехах на уроках русского языка и математики, об отношении к нему учительницы Ольги Николаевны; о сестричке Лике…

Это повесть о дружбе и взаимопонимании; о шалостях школьников. Доброе, интересное произведение, которое легко читать. Как будто ты сам находишься среди замечательных любознательных и активных мальчиков, у кого впереди – целая жизнь.

Дневник Коли Синицына

Это тоже увлекательное произведение – повесть для детей. Коля Синицын решил вести дневник. Сначала вроде бы ничего не происходило, но потом воспоминания о событиях текущих дней, из которых одно было интереснее другого, стали ложиться строчками на бумагу.


И вот уже Коля пишет о предложении всем его звеном развести пчел; о работе, которая велась, когда строили улей. А о том, как доставали пчел, у главного героя произведения в дневнике – много страниц. Ведь ради этого друзья поехали в село Шишигино и там, на природе, с ними случилось немало приключений! Мечта мальчиков о пчелах все же сбылась, но не потому, что они их поймали в ловушку, как хотели сначала, а благодаря доброму дедушке-пчеловоду.

Увы, мальчики, приехав домой, не сберегли пчел. Об этом и еще многом другом написано на следующих страницах дневника Коли. Вам интересно? Тогда прочитайте всю повесть.

Бенгальские огни

Новый год – особенный праздник, а для детей – тем более. Мальчики усиленно готовились к нему: делали игрушечные украшения для елки, клеили бумажные гирлянды. И все было бы замечательно, если бы Мишка не достал книгу «Занимательная химия» и не решил сделать по её рекомендации бенгальские огни. С этого-то и начались приключения. Сначала ничего не получалось, и Миша задержал друга, когда они решили идти в лес за елкой. Дальше – больше: выбрав наконец подходящее деревце, мальчики заблудились в лесу. Кроме того, Миша упал и сильно ушиб ногу. Хорошо, что друг догадался отвезти его на станцию на елке.

Все закончилось благополучно, и бенгальские огни в разгар праздника, который встречали дети сами, без родителей, «рассыпались кругом огненными брызгами», только вот дыма было много. Ребята в спешке разошлись, как их ни уговаривали. А Миша с другом ели чай с пирогом.

Заплатка

У этого рассказа, написанного в 1941 году, есть еще и другое название «Чудесные брюки». Девизом произведения можно выделить одну вескую фразу «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить…»

Бобка очень гордился своими солдатскими брюками защитного цвета, но однажды порвал их. Как ни просил маму починить, ничего не получалось. «Сам зашей» – говорила она. И вот, после насмешек сверстников, мальчик решил взять иголку в руки. После долгого упорного труда у него, наконец, получилось. Даже друзья похвалили. А Бобка сделал вывод, что всему нужно учиться самому.

Веселая семейка

Детская поучительная повесть Николая Носова о дружбе придется по вкусу маленьким читателям, которые любят природу. Главные герои – Миша и Коля. Что они только ни выдумывали: и наконец, решили сделать маленький инкубатор для яиц. Ну и кропотливый это был труд, много сил потратили мальчики. И даже ночью дежурили, чтобы температура для обогрева яиц держалась именно 39 градусов – не выше и не ниже. Учебу из-за этого запустили, но потом исправились, благодаря одноклассникам, которые, узнав о секрете двух верных друзей, решились охотно помогать им.

Увенчались ли старания Коли и Миши успехом? Вылупились ли цыплята? Да, но перед этим ребятам пришлось изрядно поволноваться. Зато какая была радость, когда наконец-то на свет появилась целая семейка маленьких желтеньких цыплят.

Дружок

Этот рассказ тоже о природе, и главные герои – все те же Миша и Коля, которые приехали в село к тете Наташе. Раздолье было в деревне – хочешь – в речке купайся и рыбу лови, хочешь – ягоды собирай. Но самое главное чудо произошло, когда собака Дианка родила щенков. Целыми днями дети играли с этими маленькими собачками, а когда, по настоятельной просьбе тети Наташи раздали нескольких, у них остался один щеночек, которого назвали Дружок. И решил Миша забрать его в город, даже не спросив разрешение мамы. Ну и приключения были с мальчиками, пока они везли собаку в поезде в чемодане. Чтобы заглушить голос Дружка пока он скулил, мальчики поочередно стали рассказывать стихи. Развлеклись же тогда пассажиры! А потом, когда мальчикам нужно было выходить на станции, оказалось, что они взяли не свой чемодан, а соседей, которые ехали с ними в вагоне.

К счастью, все закончилось благополучно. В тот класс, где учились Коля и Миша, пришла новая учительница Надежда Викторовна. Оказалось, что именно её чемодан и взяли по ошибке тогда мальчики. И Дружок нашелся. Он жил в этой семье, и уже привык к новым хозяевам. Жаль было расставаться девочке Лене с собакой, но ничего не поделаешь. Зато мальчики пообещали ей в следующем году подарить маленького щеночка.

Телефон

Коля и Миша купили в магазине два игрушечных телефонных аппарата. Если соединить их проволокой, то можно, находясь в разных квартирах, переговариваться между собой. Вот это интересное занятие было для мальчиков. «Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали - все было слышно» – написано в рассказе.


«Мишкина каша».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Главные герои: Миша и Коля.

Коля – добрый, терпеливый, надежный, серьезный.

Мишка – беспокойный, энергичный, уверенный в своих силах, деятельный, неунывающий.

«Веселая семейка».

Николай Носов.

Главные герои: Миша и Коля, их одноклассники.

Характеристика героев: с широкими интересами, любопытные, решительные, честные, организованные, терпеливые.

Одноклассники: надежные, серьезные, готовые поддержать, добросовестные, тактичные.

Краткое содержание повести:

Миша и Коля задумали смастерить инкубатор, чтобы выводить цыплят. Они прочитали, как самим сделать это устройство, сделали его, съездили в деревню за свежими яйцами и начали дежурить у инкубатора. Ребята дежурили днем и ночью. Особенно трудно им приходилось по ночам. Надо было каждые три часа переворачивать яйца, чтобы они не «задохнулись», вернее, не задохнулись зародыши, которые уже начали развиваться в яйцах. На помощь мальчикам пришли одноклассники. Цыплята благополучно вывелись.

«Приключения Толи Клюквина».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: веселая история о злоключениях Толи Клюквина, который собрался идти к другу играть в шахматы. По пути дорогу ему перебежала черная кошка и Толя, поверив дурному знаку и испугавшись последствий, взял и свернул в другую сторону и попал в такие переделки, какие он и представить себе не мог.

Характеристика Толи: имеющий богатое воображение, легкомысленный, обидчивый, смелый.


«Витя Малеев в школе и дома».

Николай Носов.

Главные герои повести: Витя Малеев и Костя Шишкин.

Характеристика главных героев:

Витя – спокойный, рассудительный, целеустремленный, дружелюбный.

Костя – слабохарактерный, деятельный, энергичный, озорной.

Краткое содержание повести: книга о двух школьных друзьях: Вите и Косте. Витя учится очень хорошо, а Костя не успевает по русскому языку и постоянно получает двойки. Из-за этого он стал списывать домашние задания, прогуливать уроки, когда должен быть диктант, не ходил в школу, обманывал всех, что болен. Стать лучше Косте помог Витя, который стал заниматься с другом после уроков русским языком. В результате друзья окончили четвертый класс на одни пятерки.


Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Анне – Катрине Вестли.

Краткое содержание повести: это повесть о необычной семье – папе, маме и восьмерых детях, чьи имена начинаются с буквы М – Марен, Мартин, Мона, Мадс, Милли, Мина, Марта, Мортен, их бабушке и грузовике, на котором папа зарабатывает деньги и о собаке по кличке Самоварная Труба. Восемь братьев и сестер – такое не часто встретишь. И хотя они обитают в квартире, где есть только одна комната, на жизнь не жалуются и ссорятся очень редко.

Характеристика членов семьи: добрые, внимательные, отзывчивые, надежные, веселые.


В этом рассказе Николай Носов поведает нам о мальчишке Саше, который хотел себе пистолет. Несмотря на мамины запреты, сестричка порадовала мальчика пистолетом с пистонами. Саша напугал своей игрушкой бабушку. Что на это скажет милиционер, который зашел в гости?

Рассказ Саша читать

Саша давно просил маму подарить ему пистолет, который стреляет пистонами.

Зачем тебе такой пистолет? - говорила мама. - Это опасная игрушка.

Что тут опасного? Если б он пулями стрелял, а то пистонами. Из него все равно никого не убьешь.

Мало ли что может случиться. Пистон отскочит и попадет тебе в глаз.

Не попадет! Я буду зажмуриваться, когда буду стрелять.

Нет, нет, от этих пистолетов бывают разные неприятные случаи. Еще выстрелишь да напугаешь кого-нибудь, - сказала мама.

Так и не купила ему пистолета. А у Саши были две старшие сестры, Маринка и Ирочка. Вот он и стал просить сестер:

Миленькие, купите мне пистолетик! Мне очень хочется. За это я всегда буду вас слушаться.

Ты, Сашка, хитренький! - сказала Марина. - Когда тебе надо, так ты подлизываешься и миленькими называешь, а как только мама уйдет, с тобой и не сладишь.

Нет, сладишь, сладишь! Вот увидите, как я буду вести себя хорошо.

Ладно, - сказала Ира. - Мы с Мариной подумаем. Если обещаешь вести себя хорошо, то, может быть, купим.

Обещаю, обещаю! Все обещаю, только купите!

На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами. Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук пятьдесят или сто. Стреляй хоть весь день - не перестреляешь. От радости Саша прыгал по комнате, прижимал пистолет к груди, целовал его и говорил:

Миленький мой, хорошенький пистолетик! Как я тебя люблю!

Потом он нацарапал на ручке пистолета свое имя и начал стрелять. Сразу запахло пистонами, а через полчаса в комнате стало сине от дыма.

Довольно тебе стрелять, - сказала наконец Ира. - Я каждый раз вздрагиваю от этих выстрелов.

Трусиха! - ответил Сашка. - Все девчонки - трусихи!

Вот отнимем у тебя пистолет, тогда узнаешь, какие мы трусихи, - сказала Марина.

Сейчас я пойду во двор и буду пугать ребят пистолетом, - заявил Сашка.

Он вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Сашка подпустил ее поближе - и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:

Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?

Нет, - сказал Сашка и спрятал пистолет за спину.

Что же, я не вижу, что у тебя пистолет в руках? Еще врать вздумал, бессовестный! Вот я пойду заявлю в милицию...

Она погрозила пальцем, перешла на другую сторону улицы и скрылась в переулке.

Вот так штука! - испугался Саша. - Кажется, на самом деле пошла в милицию жаловаться.

Он, запыхавшись, прибежал домой.

Чего ты запыхался, будто за тобой волк гонится? - спросила Ира.

Это я так просто.

Нет, ты уж лучше скажи. Сразу видно, что чего-нибудь натворил.

Да ничего я не натворил - просто так... Напугал бабку какую-то.

Какую бабку?

Ну "какую, какую"! Обыкновенную. Просто шла по улице бабушка, а я взял да и выстрелил.

Зачем же ты выстрелил?

Сам не знаю. Идет бабушка. "Дай, думаю, выстрелю". Ну и выстрелил.

А она что?

Ничего. Пошла в милицию жаловаться.

Вот видишь, обещал вести себя хорошо, а сам что наделал!

Я же не виноват, что бабка попалась такая пугливая.

Вот придет милиционер, он тебе покажет бабку! - пригрозила Ира. - Будешь знать, как людей пугать!

А как он меня найдет? Он ведь не знает, где я живу. Даже имени моего не знает.

Найдет, будь спокоен! Милиционеры все знают.

Целый час Саша просидел дома и все выглядывал в окно - не идет ли милиционер. Но милиционера не было видно. Тогда он понемногу успокоился, развеселился и сказал:

Наверно, бабушка меня просто попугать хотела, чтоб я не баловался.

Он решил снова пострелять из своего любимого пистолета и сунул руку в карман. В кармане лежала коробка с пистонами, но пистолета не было. Он полез в другой карман, но и там было пусто. Тогда он принялся искать по всей комнате. Смотрел и под столами и под диваном. Пистолет исчез, будто провалился сквозь землю. Саше стало обидно до слез.

Не успел даже поиграть! - хныкал он. - Такой пистолетик был!

Может быть, ты его во дворе потерял? - спросила Ира.

Наверно, я его там, за воротами, выронил, - сообразил Саша.

Он открыл дверь и бросился через двор на улицу. За воротами пистолета не было.

"Ну, теперь его уже нашел кто-нибудь и взял себе!" - с досадой подумал Саша и тут вдруг увидел, что из переулка напротив вышел милиционер и быстро зашагал через улицу, прямо к Сашиному дому.

"За мной идет! Видно, бабка-таки нажаловалась!" - испугался Саша и стремглав побежал домой.

Ну, нашел? - спросила его Маринка и Ирочка.

Тише! - прошипел Сашка. - Милиционер идет!

Сюда, к нам.

Где ты его видел?

На улице.

Марина и Ира стали над ним смеяться:

Эх ты, трусишка! Увидел милиционера и испугался. Может быть, милиционер совсем в другое место идет.

Да я вовсе и не боюсь его! - стал храбриться Сашка. - Что мне милиционер! Подумаешь!

Тут за дверью послышались шаги, и вдруг зазвонил звонок. Маринка и Ира побежали открывать дверь. Сашка высунулся в коридор и зашипел:

Не открывайте ему!

Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.

Скажите, девочки, где здесь шестая квартира? - послышался голос милиционера.

Это не здесь, - ответила Ира. - Здесь первая, а шестая - это нужно выйти во двор, а там дверь направо.

Во дворе, дверь направо? - повторил милиционер.

Саша понял, что милиционер вовсе не за ним пришел, и он уже хотел вылезти из-под дивана, но тут милиционер спросил:

Кстати, не у вас тут живет мальчик Саша?

У нас, - ответила Ира.

А вот он-то мне как раз нужен, - сказал милиционер и вошел в комнату. Марина и Ира вошли вместе с милиционером в комнату и увидели, что Сашка куда-то исчез. Марина даже заглянула под диван. Сашка увидел ее и молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его.

Ну, где же ваш Саша? - спросил милиционер. Девочки очень испугались за Сашу и не знали, что отвечать. Наконец Марина сказала:

А его, понимаете, дома нет. Он, понимаете, гулять ушел.

А что вы про него знаете? - спросила милиционера Ира.

Что же я знаю! - ответил милиционер. - Знаю, что зовут его Саша. Еще знаю, что у него был новенький пистолет, а теперь у него этого пистолета нету.

"Все знает!" - подумал Сашка.

От страха у него даже зачесалось в носу, и он как чихнет под диваном: "Апчхи!"

Кто это там? - удивился милиционер.

А это у нас... Это у нас собака, - соврала Маринка.

Чего же она под диван забралась?

А она у нас всегда под диваном спит, - продолжала сочинять Марина.

Как же ее зовут?

Э... Бобик, - выдумала Маринка и покраснела, как свекла.

Бобик! Бобик! Фью! - засвистел милиционер. - Почему же она не хочет вылезать? Фью! Фью! Ишь ты, не хочет. А собака хорошая? Какой породы?

Э... - протянула Маринка. - Э-э... - Она никак не могла вспомнить, какие бывают породы собак. - Порода эта вот... - сказала она. - Как ее?.. Хорошая порода... Длинношерстный фокстерьер!

О, это замечательная собака! - обрадовался милиционер. - Я знаю. У нее такая волосатая морда.

Он нагнулся и посмотрел под диван. Саша лежал ни жив ни мертв и во все глаза глядел на милиционера. Милиционер даже свистнул от изумления:

Так вот тут какой фокстерьер! Ты чего под диван забрался, а? Ну-ка, вылезай, теперь все равно попался!

Не вылезу! - заревел Саша.

Вы меня в милицию заберете.

За старушку.

За какую старушку?

За которую я выстрелил, а она испугалась.

Не пойму, про какую он тут старушку толкует? - сказал милиционер.

Он на улице из пистолета стрелял, а мимо шла бабушка и испугалась, - объяснила Ира.

Ах, вот что! Значит, это его пистолет? - спросил милиционер и достал из кармана новенький, блестящий пистолет.

Его, его! - обрадовалась Ира. - Это мы с Мариной ему подарили, а он потерял. Где вы его нашли?

Да вот тут, во дворе, у вашей двери... Ну, признавайся, зачем напугал бабушку? - спросил милиционер и нагнулся к Саше.

Я нечаянно... - ответил Саша из-под дивана.

Неправда! По глазам вижу, что неправда. Вот скажи правду - отдам пистолет обратно.

А что мне будет, если я скажу правду?

Ничего не будет. Отдам пистолет - и все.

А в милицию не заберете?

Я не хотел напугать бабушку. Я только хотел попробовать, испугается она или нет.

А вот это, братец, нехорошо! За это тебя следовало бы забрать в милицию, да ничего не поделаешь: раз я обещал не забирать - значит, должен исполнить. Только смотри, если еще раз набедокуришь - обязательно заберу. Ну, вылезай из-под дивана и получай пистолет.

Нет, я лучше потом вылезу, когда вы уйдете.

Вот чудной какой! - усмехнулся милиционер. - Ну, я ухожу.

Он положил пистолет на диван и ушел. Маринка побежала показать милиционеру шестую квартиру. Саша вылез из-под дивана, увидел свой пистолет и закричал:

Вот он, мой голубчик! Снова вернулся ко мне! - Он схватил пистолет и сказал: - Не понимаю только, как это милиционер мое имя узнал!

Ты ведь сам написал свое имя на пистолете, - сказала Ира.

Тут вернулась Марина и набросилась на Сашу:

Ах ты чучело! Из-за тебя мне пришлось милиционеру врать! От стыда я чуть не сгорела! Вот натвори еще чего-нибудь, ни за что не стану тебя выгораживать!

А я и не буду больше ничего творить, - сказал Саша. - Сам теперь знаю, что не нужно людей пугать.