Конспект как звери готовятся к зиме. Занятие «Как звери готовятся к зиме. Занятие как животные готовятся к зиме

Тема занятия: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Цель занятия : Расширить знания детей о диких животных родного края, учить проявлять заботу к ним; обучать детей такому виду творчества как оригами.

Задачи:

Образовательные:

    пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных;

    учить видеть основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»;

    закреплять умения давать развёрнутые высказывания;

    научить изготавливать из бумаги диких животных способом оригами;

    закреплять умения и навыки складывания из бумаги, используя пооперационные карты.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание охранять и оказывать ей посильную помощь;

    воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.

Коррекционно-развивающие:

    развивать и поощрять познавательную активность, интерес к познанию нового;

    развивать зрительную, вербальную память; наглядно-образное мышление, речь, мелкую моторику рук;

    развивать потребность общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Методы и приёмы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы:

Карточки для коррекционной работы, рисунки диких животных, средства ТСО, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, выставка детских работ по оригами, выставка книг и детских рисунков про животных.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Приветствие руководителя с детьми. Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, подготовить их к предстоящей работе, предлагаю детям:

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть от вашей улыбки станет всем хорошо и хорошим станет ваше настроение.

— На нашем занятии будет много интересного, познавательного и поучительного. А вот чем мы будем с вами заниматься, о чём говорить скажите вы сами, выполнив первое задание:

— Из разрезанных карточек собери картинку. Узнай, кто изображён? (Дети составляют).

— Какие животные у вас получились? Что это за животные? К какой группе их можно отнести? (Дикие). А каких животных вы ещё знаете? Назовите их. (Домашние). А какое сейчас время года? А скоро наступит что? (Зима).

— Итак, тема нашего занятия «Как звери готовятся к зиме».

    Беседа.

Холод, ветер на дворе

Руки мёрзнут в ноябре

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лёд.

— Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. А как же дикие животные? Как они готовятся или уже подготовились. Хотите узнать? Тогда давайте оденемся потеплее, и отправимся на прогулку. И как вы думаете куда?

Слайд №1 – осенний лес

Побежали в осенний лес. И вот мы в лесу. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу. (Нельзя громко кричать и бегать в лесу, нельзя лазать по деревьям, ломать деревья и кустарники).

— Как выглядит осенний лес? Что мы видим вокруг?

— Ребята, а мы в лесу одни? Или кто-то здесь есть? Почему так тихо? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть и наблюдать. Остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом купит жизнь. Только любознательным и бережно относящимся к природе людям откроют свои секреты наши соседи младшие.

— Пока мы с вами в лесу никого не встретили, давайте сами превратимся в лесных зверей. (Дети встают и надевают на головы маски-шапочки)

Раз-два-три, вокруг себя обернись

И в лесных зверей превратись.

— Вот какие у нас животные! И как же наши животные подготовились к зиме, об этом сейчас мы и узнаем от вас. У вас было задание выучить стихотворение и подготовить краткое сообщение про диких животных.

(Дети рассказывают стихи и сообщение про животных).

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

Слайд № 2 – лиса

Повстречалась мне лиса

Любопытные глаза,

Притаилась за пеньком

Ярко-рыжим огоньком,

И спокойно наблюдает:

Кто в её лесу гуляет?!

Лиса – всему лесу краса. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой не спят, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов. Почему кончик хвоста белый? Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Загадка:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

Слайд № 3 – белка

Далеко ещё зима,

Но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома

Шишки, ягоды, орехи…

Знает маленький зверёк:

Запасаться надо в срок.

Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья».

Загадка:

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек.

Колкий с головы до ножек –

Кто же это? (Ёжик).

Слайд №4 – ёжик.

Протоптал немало стёжек

По лесам колючий ёжик.

Он трудился не напрасно –

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху, ни ежат!

К холодам ежам надо накапливать жир. Питаются червями, ящерицами, змеями, жуками, лягушками. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом.

Загадка:

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-серёжках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь).

Слайд № 5 – рысь.

Живёт она в глухих лесах

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака

Такой уже не скажешь: «Брысь!»

А это значит: кошка – рысь.

Рысь в спячку не впадает. Хорошо приспособлена к холодам. К зиме шерсть становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей – зайцы, тетерева, рябчики. В голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами.

Загадка:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Слайд № 6 – заяц.

По лужайке скачет зайчик,

Скачет ловко, словно мячик.

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел. Почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Загадка:

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

Слайд № 7 – волк

Ходит – бродит серый волк.

И зубами щёлк да щёлк.

Шёрстка как щетинка,

Вздыбилась на спинке.

Он грибов не хочет,

Только зубы точит,

Чтобы съесть зайчонка,

Мышку иль ежонка.

Что же делать волк?

Ёжик очень колкий.

Мышка прячется в норе,

Зайчик скрылся на бугре.

Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Загадка:

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Слайд № 7 – медведь

Спит зимою великан

В тёпленькой берлоге

Ждёт весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мёд отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан… медведь.

Медведь – хозяин всех лесов. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.

— А каких ещё диких животных вы знаете? (Слайды диких животных).

    Практическая часть.

— Мы будем конструировать модели животных способом оригами по пооперационным картам индивидуально, каждый из вас выполнит свою модель.

— А что такое оригами?

— А теперь посмотрите внимательно всё ли у нас готово для работы?

— Вспомните правила по ТБ с ножницами.

Анализ конструирования модели животных:

(Пооперационные карты раздаются детям)

— Из каких деталей изготовлена фигурка животного? (Туловище и голова).

— Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат)

— Что это за фигура квадрат?

— Из какого материала мы будем делать наши модели? (Из цветной бумаги)

— Наметим план:

— Что сделаем сначала? (Разметим сгибанием квадрат, лишнюю часть отрежем).

— Что очень важно и необходимо для занятий по оригами ? (Желание, точность, аккуратность и вы – победитель!).

Пальчиковая гимнастика:

Много могут пальчики –

Озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать.

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей

Приготовьтесь поскорей.

(Под спокойную музыку дети складывают фигурки животных с помощью пооперационных карт).

— Ребята, фигурки животных готовы? Пойдёмте, скорее, разместим их в лесу. (Дети поочерёдно закрепляют фигурки на панно).

Игра: «Как готовятся дикие животные к зиме».

Вывешиваются опорные карточки:

    меняют окраску

    запасают корм

    зимой спят

Демонстрируются картинки животных, дети должны определить к какой группе их отнести.

    Итоговая часть.

— Я хочу вас спросить: «Ребята, как вы считаете, люди должны охранять диких животных?» (Ответы детей).

Существуют различные заповедники – это большая территория, на которой живёт большое количество различных животных. В заповеднике нельзя охотиться. Там живут звери и птицы, которые занесены в красную книгу. В эту книгу записывают редких животных, которых осталось очень мало на земле. (Показ «Красной книги).

— А как вы относитесь к животным? (Ответы детей).

Ребята, нужно охранять и беречь дикую природу. Помнить, что звери – это наши младшие братья.

— Я надеюсь, что вы узнали сегодня много интересного и познавательного!

Закончить наше занятие хочется словами Душена Рядовича:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живётся с нами рядом.

Светлана Зазерская
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель : формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи :

Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме , умение определять отличительные признаки животных;

Обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа :

Наблюдение за изменениями в природе осенью;

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме , загадки, стихи о животных;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

Чтение рассказов В. Бианки «Хвосты» , «Тайна ночного леса» , В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям» ;

-дидактические игры : «Когда это бывает?» «Дикие животные» , «Времена года» , «Какое время года хозяйничает в лесу» , «Волшебный круг» ;

Экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку» ;

- тематические физминутки : «Зайка» , «Мишутка» , пальчиковая гимнастика «Лиса и волк» ;

Оборудование :

Интерактивная доска

Трафареты осенних листьев, фломастеры

Музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка» .

Ход НОД

Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте : далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы ? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

Дети, а это что за знаки? (приметы)

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место» .

(дети выполняют задание)

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила : мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку» , а сегодня его домик пуст (слайд2)

Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес :

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

Лес для кого является домом? (ответы детей)

Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные ?

Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

Как готовится белка к зиме ?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек . В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем) .

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме ?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём : физминутка «Зайка» .

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся :

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

С кем следующая встреча? (Медведь)

Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме ? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу» . Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые : здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)

-Говорим волшебные слова :

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме , но и человек должен заботиться о животных.

Публикации по теме:

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме» Цель: Формировать представления о приспособлении диких животных к сезонным изменениям в природе осенью Задачи: «Физическое развитие».

Конспект итоговой НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Как звери к зиме готовятся» «Как звери к зиме готовятся» Цель: формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия в старшей разновозрастной группе «Как звери готовятся к зиме?» Задачи: уточнить и обобщить представления детей о том, как дикие животные готовятся к зиме; закрепить навыки работы с бумагой; развивать.

Конспект НОД «Как звери готовятся к зиме» Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Как звери готовятся к зиме». Образовательная область: познание. Программное.

Кузнецова Надежда Владимировна – Воспитатель МБДОУ Детский сад №46 «Малышок» г. Саров, Нижегородская область
Дата поступления работы на конкурс: 28.01.2018г.

Конспект интегрированного занятия на тему:

«Как звери готовятся к зиме».

(развитие речи, ознакомление с окружающим, элементы рисования, вторая младшая – средняя группа)

1.Уточнить и расширить знания детей о диких животных (ёж, заяц, лиса, волк, медведь, белка), их внешнем виде и о их жизни в период подготовки к зиме.

2. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

3. Развивать фразовую и диалогическую речь детей и умение отгадывать описательные загадки.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Пропедевтическая работа : Просмотр видео ролика из интернета «Как звери готовятся к зиме?», рассматривание картинок по данной лексической теме, дидактические игры: «Кто, где живет?», «Кто чем питается?».

Материалы: мягкие игрушки: зайчонок, белка; шапочка- маска зайчихи; макет осеннего дерева, ёлка; картинки: ёж, заяц, лиса, волк, медведь, белка.

Ход занятия:

1. 1. Мотивация предстоящей деятельности

Появление зайчонка.

Проблемная ситуация.

Слышится плачь. Воспитатель обращает внимание на это, дети находят игрушку зайчонка.

Кто это? Наверно он потерял свою маму.

Где он живет?

Как зовут твою маму?

Ребята хотите помочь зайчику?

Ну тогда отправляемся в лес на машине.

Ты вези машина, нас

Мы поедем в лес сейчас

Едем, едем в лес осенний

В лес осенний погулять.

Зайке маму поискать.

2. Усвоение, закрепление знаний и умений. Обращение к опыту детей (активизация словаря существительными)

Инсценирование диалога

Просмотр видеоролика «Как звери готовятся к зиме»

Рассуждение (развитие мышления, развитие познавательной активности)

На осеннем дереве прячется белка.

Кто это прячется там на дереве? (белка)

Белка, а ты не видела маму- зайчиху?

Балка : - Не видела. У меня сейчас много дел. Скоро зима. На зиму я запасаю орешки, грибы, шишки.

Белочка, а тебе зимой не холодно?

Белка : - К зиме мой мех станет очень тёплым, из рыжего превратиться в серый.

Слайд №1. (видеоролик «Как звери готовятся к зиме»)

Как медведь готовится к зиме.

Как называется жилище медведя?

Что он ест летом? (ягоды, рыбу, малину)

Какое животное спит зимой, как медведь?

Слайд №2. Как ёж готовится к зиме?

Чем питается еж? (мышами, червячками)

Куда нёс листья ёж? (в нору)

Что он будет делать зимой? (спать)

Игра малой подвижности (координация речи с движениями)

Физ. минутка. «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес

(Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты, о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

(Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево).

Все открой, не утаи.

(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои.

(Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).

Игра «Отгадай загадку» (применение знаний о животных, умение отгадывать описательные загадки)

Дети проходят садятся около ёлочки.

Кажется кто-то крадется к нам.

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это? (Лиса.)

Кто в лесу зубами - щелк,
Это бродит серый... (Волк).

У этих зверей к зиме вырастает густая, теплая шерсть, но цвет шерсти не меняется.

Инсценирование диалога (формирование представлений о жизни зайца зимой, развитие театрализованных способностей и диалогической речи)

Зайчонок: Ой, ой я их боюсь.

Не бойся зайчик мы тебя в обиду не дадим.

Зайчонок: - А вот и моя мама! (ребёнок в шапочке маске мама- зайчиха)

Зайчиха: - Мой зайчонок! Спасибо, ребята, что помогли моему зайчонку найти меня.

Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее, а еще мы не так заметны на белом снегу.

Упражнение «Помоги животному добраться до дома» (применение знаний о жилищах животных, закрепление обобщающего понятия, развитие мелкой моторики рук)

Упражнение «Назови и раскрась животное»

(закрепление названия, обобщающего понятия, развитие мелкой моторики рук)

Игра «Кого чем угостим» (применение знаний о диких животных; образование форм винительного и творительного падежа имен существительных)

Ребята, вы помните с кем мы встретились сегодня в лесу? (белка, лиса, медведь, ёж, волк, заяц)

Как называются все эти животные? (хоровое проговаривание: дикие животные )

Зайчиха сделала нам фотографии диких животных и где они живут, но они не раскрашены (выполняют дети младшего возраста) и непонятно как дойти до их дома (выполняют дети среднего возраста).

Дает образец: Я накормлю медведя малиной.

3. Итог занятия. Мотивация последующей деятельности.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмем с собой наши рисунки и сделаем книжку- малышку «Как звери готовятся к зиме»

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

А теперь остановись и немного покружись!

Оглянитесь все назад:

Мы попали в детский сад!

КАК ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ (МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ЗАЯЦ, лиса) ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа рассуждений. Формировать понятия о приспособлении животных к сезонным условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимнего леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса, Колобок.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: активизировать на занятии Дашу В., Королину Я.

Предшествующая работа: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЛЕСА, КАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Ход занятия:

В группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, которые уже сидят на стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом, потому что бабушка испекла тебя летом. А летом в лесу…?»

Восп: Дети, как в лесу летом?

Дети: Летом земля покрыта зеленой травкой, растут цветы, на деревьях листья.

Восп: Правильно. А сейчас какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Дети, давайте расскажем колобку, что происходит в лесу зимой.

А ты,Колобок,слушай нас внимательно.

Дети: Все покрыто снегом, холодно. Звери,как и вся природа, тоже готовы к зиме.

Восп: Расскажите Колобку как проводит зиму медведь?

Дети: Подходят к «берлоге» . Медведь зимой спит, он готовит себе берлогу из сухих листьев и веток. Осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно поспать.

Восп: Колобок, ты запомнил как называется зимний дом медведя? Дети, давайте напомним Колобку.

Дети: Берлога.

(походят к дереву с белкой) Белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. В дупле у белки тепло и сухо. Вход в дупло белка затыкает пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.А когда выспится ловко прыгает по веткам проверяя свои запасы. Свою летнюю рыжую шубку она поменяла на серую, зимнюю.

Восп: Дети, как вы думаете, почему белка меняет свой мех зимой на серый.

(дети высказывают свои предположения, если правильных высказываний нет – отвечает воспитатель и закрепляет правильный ответ с детьми).

Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти незаметна на их фоне.

Восп: Дети, напомним Колобку, как называется дом белки.

Дети: Дупло.

Восп: Дети, давайте расскажем Колобку как мы готовимся к зиме.

Физ.минутка. «Встреча зимы.»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму мы встречать(дети шагают на месте).

Что зима нам принесла?(разводят руки в стороны)

Ветер, снег, и холода (хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз(слегка пощипывают себя)

Щиплет щеки (за щеки),щиплет нос (за нос)

Щиплет ушки(за уши), щиплет нос (за нос),

Забирается под шубки (прячут руки под мышки).

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши,губы (трут все поочередно),

Пар пошел даже от шубы.(разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

Восп: Дети, посмотрите, Заяц притаился в сугробе. А как он готовится к зиме?.

Дети: Летом он был серый, а к зиме постепенно побелел.

Восп: Как вы думаете, почему он побелел к зиме?

Дети: На фоне белого снега зайчика незаметно, лисе его трудно найти.

Восп: Правильно, дети. А какой домик у зайца?(если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает) Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Восп: Колобок, ты запоминай. Напомни ему Королина.

Восп: А как лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть.Как вы думаете, для чего?(выслушать ответы детей).зимой на лапках лисы густая шерсть,чтобы не холодно было ей ступать по снегу.Ходит лиса по снегу как в валенках.

Вот,Колобок, сколько тебе дети рассказали о зимнем лесе.Ты все запомнил? Дети с помощью воспитателя рассказывают. Что медведь зимой спит в берлоге, у белки дом – дупло. Она готовит запасы и меняет цвет шерстки. У зайца домика нет, заяц меняет шубку на белую и спит на снегу. А у лисы на лапках отрастает густая шерсть – как валенки, чтобы лапки не мерзли.

Колобок: Спасибо вам дети. Сколько нового я узнал о зимнем лесе. Мне пора уходить. До свидания.

Литература: 1) С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 96 с.

2)Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.-144с.

3)Скоролупова О.А. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России» – М.: О О О «Издательство Скрипторий 2003»,2010.

Занятие познавательного цикла во второй младшей группе «Как животные готовятся к зиме?»

Цель: познакомить детей с подготовкой лесных зверей к зиме.

Задачи: расширить знания детей о повадках, образе жизни зимой диких животных; закрепить названия животных и их детёнышей; воспитывать интерес к живой природе.

Оснащение: сюжетные картины из серии «Дикие животные», игрушка – белка, цветные карандаши, карточки с контурным изображением гриба, мяч, искусственные ёлочки, шкатулка с загадками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у дверей нашей группы вот эту красивую шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. В шкатулке письмо и загадки. В письме написано, что если мы правильно отгадаем первую загадку, то узнаем от кого подарок.

Снег идёт,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла … (зима)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Правильно, эту шкатулку нам прислала Зимушка-Зима!

Педагог предлагает совершить путешествие в лес и посмотреть, как лесные звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Совсем скоро зима вступит в свои права, и жизнь лесных жителей изменится. Заметут метели. Выпадет много снега. А что же животные будут есть? Хотите расскажу? Но сначала мы откроем шкатулку и прочитаем следующую загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

Педагог с детьми подходят к картине «Заяц зимой».

Воспитатель: Посмотрите, кто изображён на картине?

Дети: Зайчик!

Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца?

Дети: Белая!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он поменял к зиме серую шубку на белую?

(Выслушивает ответы детей). А как зайчик передвигается? Покажите (под весёлую мелодию дети прыгают как зайчики) .Питается заяц зимой корой деревьев и сухими веточками. Больше для него в зимнем лесу никакой еды нет.

Давайте продолжим наше путешествие и отгадаем следующую загадку Зимушки:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

Подходят к следующей картине «Медведица с медвежатами».

Воспитатель: А знаете, как медведь готовится к зимним холодам?

Дети: Нет!

Воспитатель: Всё лето и осень он старается, ест много ягод, ловит рыбу в реках, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток (такое место называется-валежник, и ложиться спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему будет тепло в своей берлоге.

И снова открываем нашу шкатулку и читаем загадку:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Останавливаются возле картины «Белка с бельчатами».

Воспитатель: Кто может назвать любимые лакомства белочки?

Дети: Орехи, ягоды, грибы!

Воспитатель: Посмотрите, какой у белочки красивый пушистый хвост. А может кто – ни будь знает как называется домик белки?

Дети: Дупло!

Воспитатель: Да в дупле белочка прячет свои запасы на зиму-ягоды, орехи, на веточках деревьев сушит грибы.

Физминутка.

Воспитатель: Сейчас мы немного отдохнём и под музыку изобразим, как двигаются лесные животные (медведь, заяц, белка, волк, лиса) .

Дидактическая игра «Животные и их детёныши».

Цель: закрепить названия диких животных и их детёнышей.

Ход игры: детям одеваются маски детёнышей диких животных. Становятся в круг. Педагог поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку. Дети ловят мяч и отвечают, например, «Я-бельчонок, моя мама-белка», «Я зайчонок, моя мама- зайчиха» и т. д. и бросают мяч обратно.

Появляется белочка.

Белка: Здравствуйте, детки! Я наблюдала за тем, как вы гуляли по лесу. Вы так много всего уже знаете. А не могли бы вы мне помочь? У моей подружки, тоже белочки, скоро День рождения, нарисуйте, пожалуйста, для неё в подарок грибочки.

Дети: Да, нарисуем!

Дети рассаживаются за столы и раскрашивают грибочки. Затем отдают свои рисунки белочке. Она благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Ну, что же, шкатулка Зимушки пуста, все загадки мы отгадали! А вы помните про кого они были? (дети перечисляют). Вам понравилось наше путешествие в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: Следующий раз мы придём в гости к нашим лесным друзьям весной, и увидим как они её встречают!