Как переводится харакири с японского. Харакири или сеппуку — в чем разница между этими обрядами. Развитие обряда и его ритуал у японцев

Многие считают сеппуку более гуманной разновидностью харакири, так как в первом случае в церемонии участвовал помощник (кайшакунин ), который отсекал самураю голову после того, как тот надрезал себе живот.

На самом деле оба термина имеют одинаковое значение - способ убить себя путем разрезания живота (даже если смертельный удар был нанесен помощником). Чтобы лучше понять, в чем разница между этими понятиями, необходимо проследить историю возникновения ритуала и ознакомится со спецификой произношения японских иероглифов.

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Сравнение терминов

Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.

Транскрипция и значение «харакири»

«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».

Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».

Транскрипция и значение «сеппуку»

В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».

Использование в языке

Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.

В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.

Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.

«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.

Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову» . Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову» . Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование» .

Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».

Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.

Выводы

  1. Харакири означает убийство себя посредством рассечения желудка и используется только в устной речи. Этим термином японцы называют сам процесс вспарывания живота мечем.
  2. Термином «сеппуку» обозначается торжественный ритуал, проведенный по всем правилам кодекса самураев. Слово является книжным и принадлежит к более высокому стилю речи.
  3. Слово «харакири» популярно на Западе, так как оно более благозвучно и привычно для западного человека.

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран. Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами. Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу. Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление. Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

Проведение ритуала

Сам процесс проходил в основном публично, и поражал своим хладнокровием, выдержанностью и устремленностью воина к приходу «благородной» кончины. Собственно на основании этого самураи готовились к ритуалу харакири заблаговременно.

Воин начинал свой день с омывания, облачался в свое наилучшее кимоно белого цвета, вкушал свои любимые блюда. После того, как ощутил полное физическое насыщение и насыщение тем, что в последний раз смог насладиться радостями земной жизни, он присаживался на коврик перед зрителями. Перед воином клался меч на ткань или на тарелку.

Особое внимание уделялось выбору оружия, которым самурай собирался лишить себя жизни. Это для обычных людей в этом нет никакого различия. Тогда как японские самураи относились к этому мероприятию со всей серьезностью.

В среде самураев было принято считать, что при помощи этой церемонии они смогут по-настоящему очиститься перед небесами и людьми. По установленной традиции харакири совершалось при помощи специального кинжала Кусунгобу, а в самых исключительных случаях для этих «благородных» целей самураи пользовались мечом Вакидзаси.

Однако на одном только выборе орудия для «самоликвидации» мероприятие не заканчивалось. Все процессы проходили довольно-таки неспешно. Кроме того, у самурая должно было остаться еще время для декларирования предсмертного стихотворения. В этом произведении писалось о смерти и дорогих воину вещах.

Самураи могли подбирать себе помощников, которыми чаще всего были близкие друзья или родственники. Такие помощники выбирались для того, чтобы незамедлительно отрубать голову, избавляя самурая от страшных мучений, но и здесь не все так просто. При этом преследовалась еще одна цель кроме спасения приятеля. Таким друзьям предоставлялась уникальная возможность продемонстрировать уровень своего мастерства владения мечом.

В дальнейшем ритуал харакири был перенесен на поля сражений. Там побежденные воины, после сильного расстройства от фиаско, решали лишить себя жизни, а победители из чувства благородства соглашались отрубать им головы. И такая практика прочно вошла в суды. Таким образом, судьи могли назначать провинившимся гражданам приговоры в виде ритуала сеппуку.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей. У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири. При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Япония для непосвященного человека представляется далекой страной, в которой до сих пор по улицам ходят самураи , на стол подаются только суши и все без исключения делают себе харакири. Думать так — не совсем правильно, а говорить об этом, значит показаться невеждой. Однако на самом деле все далеко не так. Япония — это страна, где дольше всех следовали давним традициям, а некоторые из ритуалов продолжают оставаться актуальным и сегодня. Японские ритуалы для светского человека могут показаться очень жестокими и бесчеловечными, но если вникнуть в суть гражданско-общественных отношений, понять происходящие процессы в жизни японского общества, многое станет понятнее. Это в полной мере относится и к харакири, явлению в японской жизни и культуре, о котором мы очень мало знаем. Нам нравится это слово, однако его смысл далеко не тот, который мы вкладываем в него.

Откуда появилось и что означает? В чем главная путаница?

Харакири — разговорное слово в японском языке, которое означает буквально «резать живот». Хотя если вдаваться в анализ слова и разложить его по полочкам, появляется несколько иной смысл. Иероглиф «хара» на японском языке означает душа, смысл или означает намерение. Стоит ли говорить о том, что у многих народов особое ритуальное отношение к душе. Так для японцев живот является именно тем местом, где храниться человеческая душа и намерение ее освободить таким способом становится понятным. Вот с этого момента начинает вырисовываться картина, которая дает объяснение многим вещам. Назовем вещи своими именами. То, с чем принято у нас ассоциировать харакири – это самоубийство, совершаемое любым человеком из добровольных морально-этических побуждений. В Японии это выражение имеет другой оттенок, больше социальный. В японском обществе, когда хотят сказать, что кто-то совершил самоубийство, вспоров себе живот, говорят харакири.

В японской истории и в литературе такого выражения никогда не встретишь. Здесь о подобных вещах говорят в ином ракурсе. Ритуальное самоубийство, совершенное по всем канонам и правилам называется сэппуку. В чем разница, если оба слова пишутся одинаковыми иероглифами. Отличия в том, что харакири – это японское чтение иероглифов, а сэппуку – это китайское чтение того же набора иероглифов. Сэппуку и харакири буквально означают одно и то же, т.е. способ самоубийства, только в каждом отдельном случае имеется своя трактовка выражения и смысл.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
  • Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
  • В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы. Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание. Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок.

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.

Этическая сторона харакири и сэппуку

В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.

Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:

  • «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
  • самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
  • добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
  • самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
  • харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.

Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Современное отношение к харакири и к сэппуку

Со временем ранее закрытое от внешнего мира японское общество стало трансформироваться. Менялось и отношение к смерти. Несмотря на то, что в обществе сохранилось почтительное отношение к самураям, сэппуку и харакири стало исключительно прерогативой знатных особ. Бедные дворяне предпочитали вместо самоубийства искать другие выходы из ситуаций. Длительный мирный период, который воцарился в Японии, начиная со второй половины XVIII века, послужил поводом к тому, что некоторые ритуалы из жизни самураев стали носить чисто символический характер.

Кодекс чести бусидо оставался обязательным для чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Особое место отводилось в них и сэппуку, о котором можно было еще услышать в период Второй Мировой войны. Сотни японских офицеров перед сдачей в плен делали себе сэппуку. Вопиющим фактом считается массовое сэппуку, которое было совершенно офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрекся от престола. Случаи харакири среди простых японских солдат были не такими массовыми, как среди офицерского сословия. Сказывалось простое происхождение военнослужащих и естественное желание выжить, перенеся ужасы и тяготы войны.

Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и сегодня нередки случаи, когда потомки самураев сводят счеты с жизнью подобным способом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Большинство из вас знает о знаменитых японских ритуальных убийствах, которые называются сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями есть, но небольшая. Чтобы в ней разобраться, необходимо хорошо знать японскую культуру и историю.

Ритуальные самоубийства

Особенно были популярны в средневековой Японии сеппуку и харакири. Разница между ними будет описана в этой статье. Они были приняты в среде самураев. Заключались во вспарывании себе живота.

Такая форма сведения счетов с жизнью применялась либо в качестве наказания (существовал даже подобный вид приговоров), либо самостоятельно и добровольно. В последнем случае это происходило, когда была задета честь воина. Совершая такое ритуальное самоубийство, самураи демонстрировали свое бесстрашие перед лицом смерти, а также чистоту и нетронутость своих помыслов.

Если самоубийство совершалось по приговору, то не всегда злоумышленник был согласен с таким наказанием. Поэтому вместо ритуального кинжала применяли веер. Обвиняемый едва касался им живота, а помощник в этот момент обезглавливал его.

Необходимо знать, что японские самураи не случайно выбрали именно этот способ. Дело в том, что проникающие ранения брюшной полости считаются самыми болезненными. Женщины, которые относили себя к самурайским родам, вместо сеппуку могли перерезать себе горло или ударить себя ножом в сердце.

В чем отличие?

По сути, и то, и другое является ритуальным самоубийством, но все же есть отличия между сеппуку и харакири. Разница в том, кто его совершает.

Первое обязательно проводится по строго определенным правилам. Его совершали японские самураи, которые допустили гибель своего хозяина (его называли дайме), либо по приговору.

Харакири - слово, которые японцы активно используют в разговорной речи. Примечательно, что в японском языке оба термина пишутся одинаково, двумя одними и теми же иероглифами. Только в зависимости от значения они меняются местами.

Таким образом, сеппуку предполагает строгое следование всем правилам и традициям. Харакири же означает обычное самоубийство, вспарывание живота без какого-либо ритуала. Как правило, харакири совершали обычные, рядовые простолюдины, сеппуку -только самураи. При этом, по своей сути, одно и то же - сеппуку и харакири. Разница не такая уж и большая. Особенно для европейского человека.

Как проходило самоубийство?

Теперь подробнее разберемся в том, что собой представляли сеппуку и харакири. Описание ритуала приводится в многочисленных японских средневековых текстах.

Самое главное, самоубийца прорезает себе живот поперек слева направо. Причем сделать это нужно дважды. Сначала по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого. А потом вертикально - от диафрагмы до самого пупка.

Со временем этот способ стали применять не только для самоубийства, но и для привилегированной смертной казни. Для нее разработали свой, отдельный ритуал. Он заключался в том, что помощник приговоренного к смерти в определенный момент срубал ему голову.

При этом между обезглавливанием по сеппуку и обычным обезглавливанием, которое также существовало в Японии, имелась большая юридическая разница. Лишиться головы через сеппуку могли только привилегированные особы. Обычным же людям её просто рубили.

Идеология сеппуку

Интересно, что имели важное идеологического значение сеппуку и харакири. Определение этих способов самоубийства сводилось к тому, что первоый ритуал полностью соответствовал догматам буддизма, распространенного в Японии. Он подтверждал идею о бренности и сущности земного бытия и непостоянстве всего, что происходит в человеческой жизни.

Примечательно, что в буддийской философии центр жизнедеятельности концентрировался не в голове, как во многих других религиях, а как раз в животе. Считалось, что именно там находится усредненное положение, которое способствует гармоничному развитию человека, его уравновешенному состоянию.

Как следствие, вскрытие живота методом сеппуку самураи осуществляли, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов и устремлений. Доказать свою внутреннюю правоту, окончательно оправдать себя перед людьми и небом.

Кто совершил сеппуку?

Немало известных и знатных японцев совершили сеппуку. Например, генерал императорской армии Корэтика Анами. Незадолго до поражения во Второй мировой войне он был назначен руководителем армии. Уже на следующий день после подписания капитуляции он совершил традиционное ритуальное японское самоубийство. Так что эти традиции не остались в Средневековье, а активно применялись и в XX веке.

Еще один известный случай произошел в XVI столетии. Военный и политический лидер страны Ода Нобунага покончил собой после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны. Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден совершить сеппуку, находясь в окружении свиты и нескольких приближенных. Сегодня он считается одним из самых выдающихся самураев в японской истории.

И в иных подобных случаях). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.

В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не желали совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер. Совершающий сэппуку касался веером своего живота, и в этот момент кайсякунин (помощник) обезглавливал его.

Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости - самые болезненные по сравнению с подобными ранениями других частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло, или наносили удар в сердце.

Этимология

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что «сэппуку» пишется 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные », китайско-японские чтения), а «харакири» наоборот - 腹切り (первый иероглиф - «живот», используются «кунные », японские чтения). Часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное » прочтение, используется только в официальной речи, в разговорной же речи японцы используют «харакири», соответственно, не вкладывая в это какого-либо уничижительного смысла. Таким образом, «харакири» - это разговорный, а «сэппуку» - письменный термин, и они обозначают одно и то же действие .

История возникновения