И ф крузенштерн годы жизни. Краткая биография адмирала крузенштерна

Иван Крузенштерн (1770 г. - 1846 г.) — русский мореплаватель, адмирал. Руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Для первой половины XIX в. характерна активизация русских исследований в самых различных регионах планеты. Важные географические открытия были сделаны не только в сфере непосредственных интересов России — на Камчатке, Аляске, Дальнем Востоке, — но и в Тихом океане. Только с 1803 по 1826 г. Россия организовала 23 кругосветных путешествия.

Первым из русских мореплавателей, совершивших кругосветное путешествие, стал Иван (Адам) Федорович Крузенштерн, оставивший глубокий след в истории географических открытий. Он родился 8 ноября 1770 г. в Эстляндской (Эстонской) губернии близ Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были небогатыми дворянами. По совету одного из друзей, когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетам приходилось довольно туго: жили впроголодь, здания корпуса плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова приходилось таскать с соседних складов. Через много лет Иван Федорович, мечтавший видеть своих сыновей моряками, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

В связи с началом русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. В 1788 г. Крузенштерн был отправлен на корабль «Мстислав», однако полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах значилась запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он вскоре получил: юноша участвовал в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 г. стал лейтенантом.

Смелого, энергичного и решительного офицера заметили. После окончания военных действий его отправили для продолжения обучения в Англию. Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России. Вернувшись в 1800 г. в Россию, произведенный в капитан-лейтенанты Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при Александре I, во главе морского ведомства встал Н. С. Мордвинов, который совместно с министром коммерции Н. П. Румянцевым добился от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командовать экспедицией было поручено Крузенштерну.

Корабли для экспедиции, закупленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же приобрели лучшие по тому времени инструменты и прибору для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» назначили его лучшего друга и боевого товарища Ю. Ф. Лисянского. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, ехавшие с экспедицией, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н. П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

26 июня 1803 г. корабли вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о. Тенерифе закупили большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом переходе цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Здесь во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о. Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились путешественники у о. Нукагива (Маркизские о-ва).

Дальше экспедиция направилась к Южным Сандвичевым островам, а там опять разделилась. Крузенштерн без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для пополнения продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. Во время этого перехода корабль попал в страшный тайфун и едва не потерял мачты. В Нагасаки пришлось простоять целых 6 месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольство вынуждено было вернуться на Камчатку. Японские власти не разрешили даже произвести закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути мореплаватели нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи они обнаружили несколько неизвестных ранее островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда направился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 г. двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли вновь разлучились. Крузенштерн предпринял попытки найти «Неву», но успеха не достиг. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позже выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Он благополучно совершил этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» достигла Кронштадта на две недели позже, 19 августа 1806 г. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями. Собрали богатые коллекции. Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение по сей день*. Во время всего плавания изучались течения, их направления и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, особенно ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме того, экспедиция впервые прошла морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

После возвращения прославленный мореплаватель долгое время работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Крузенштерн пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением капитана считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными того времени.

Война 1812 г. в очередной*раз показала патриотизм Крузенштерна: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время ученый-мореплаватель превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать Крузенштерна. В 1815 г., после окончания наполеоновских войн, он принимал участие в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода.

Позже ученый сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Однако напряженные научные занятия сильно сказались на здоровье мореплавателя. Из-за болезни глаз ему пришлось подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, не это было основной причиной: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески противостоял его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т.ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Однако его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, понимавший значение такого издания, проект был принят. Александр I согласился выдать на издание книги мореплавателя и атласа 2500 руб. После выхода атласа Крузенштерна и в России, и в Европе стали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени способствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

С 1827 г. знаменитый ученый-мореплаватель, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Умер Крузенштерн 24 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Крузенштерн оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т.ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803— 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». В сокращенном варианте книга была переиздана в 1950 г.

Http://www.seapeace.ru/seafarers/rucaptains/282.html

В данном обзоре речь пойдет о человеке, который за свою жизнь добился очень многого — об Иване Федоровиче Крузенштерне (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн). Он был мореплавателем, сумел совершить кругосветную экспедицию, первую в российской истории. В 1842 году ему присвоили звание адмирала. Ко всему прочему он был доктором философии и почетным членом Петербургской академии. И это далеко не все звания и должности этого великого человека. В данной статье будет описана краткая биография Крузенштерна Ивана Федоровича.

Юные годы

Иван Федорович — первый из русских мореплавателей, сумевший совершить кругосветное путешествие. Он смог оказать большое влияние на историю географических открытий. Родился Иван Федорович в 1770 году, 19 ноября. Произошло это в Эстляндской (Эстонской) губернии рядом с современным Таллином.

Отец Ивана Федоровича Крузенштерна — Иоганн Фридрих. Мать — Христина Фредерика. Родители хоть и дворяне, но богатыми они не были. В момент исполнения 15 лет Иван Федорович поступил в Морской корпус, который находился в Кронштадте. Назвать легкой кадетскую жизнь нельзя. Будущий великий мореплаватель практически голодал, здания корпуса отапливались очень плохо, а в спальнях вообще не было окон. Дрова таскать приходилось с соседних складов.

Через несколько лет уже в звании адмирала русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн мог отдать своих сыновей в Морской корпус. Но он этого не сделал, хоть и надеялся, что они пойдут по его стопам. Вместо этого он отправил их обучаться в Царскосельский лицей.

Период военной службы

Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Командировка в Англию

Иван Федорович всегда проявлял смелость, энергичность и решительность. После сражения жизнь начала казаться ему пресной. Но долго скучать не пришлось. Его заслуги были замечены, и будущего адмирала отправляют в Англию на обучение. Он сумел побывать в Америке, плавал на английских кораблях в Африку и на Бермудские острова, посетил Индию и Китай. Именно в это время и зажегся идеей о кругосветном путешествии. Связано это в первую очередь с тем, что он увидел перспективу торгового морского сообщения с другими странами.

В 1800 году путешественник Иван Федорович Крузенштерн возвращается в Россию. Практически сразу же его повысили до звания капитан-лейтенанта. После этого он внес предложения об усовершенствовании российского флота и о развитии торговли с другими странами посредством морских путей.

Его предложения оставались незамеченными вплоть до переворота. Экспедиция в Китай и Японию для организации морской торговли была разрешена, когда во главе ведомства поставили Мордвинова. Начальником будущего путешествия был назначен Иван Федорович.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Морские исследования

Что открыл Иван Федорович Крузенштерн на обратном пути? За время путешествия были исследованы западные побережья Хондо, а также острова Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, были обнаружены никому не известные острова, которые таили в себе опасность для мореплавателей. Их назвали Каменными Ловушками.

Затем были проведены исследования восточного и северного побережья Сахалина, откуда мореплаватель отправился в Макао, где произошла встреча с Лисянским. С китайскими товарами экспедиция направилась на родину.

Значимость путешествия

Экспедиция была очень полезной не только с научной, но и с практической точки зрения. Об этом говорили во всем мире. Русскими моряками были исправлены английские карты, которые в те времена считались самыми точными, открыты острова. Кроме того, с карты убраны те земли, которых и вовсе не существовало. Ученые изучали температуру глубинных слоев, морские течения.

Все проведенные в те времена метеорологические исследования являются важными и на современном этапе. Проводились не только географические изыскания. Ученые также пополнили зоологические, этнографические и ботанические коллекции. Удалось не только с Японией познакомиться, но и совершить огромный рывок в науке. Мореплаватели за достижения были удостоены награды.

Великий человек Иван Федорович Крузенштерн после путешествия стал членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Издательская деятельность

Биография Ивана Федоровича Крузенштерна очень интересна. Научную деятельность он не бросил, даже когда его отправили в бессрочный отпуск. Официальной причиной послужило здоровье. Однако на самом деле этому поспособствовал маркиз Траверсе, который не особо жаловал Румянцева и препятствовал всем его предложениям относительно реорганизации флота.

В имении Иван Федорович продолжил работать над книгой о своем путешествии. Он заявил о необходимости создания морского атласа, но и эта идея была оставлена без внимания. Дело сдвинулось, когда вместо Траверсе пришел адмирал Моллер. И именно он принял проект атласа.

После этого все начали считать мореплавателя Крузенштерна первым гидрографом Тихого океана. В самом же атласе были предоставлены материалы о кругосветной экспедиции. И это в дальнейшем поспособствовало развитию наук. За свои многочисленные достижения адмирал Иван Федорович Крузенштерн получил полную Демидовскую премию.

Руководство Морским корпусом

В 1927 году Иван Федорович был назначен директором Морского корпуса. Чуть позже вошел в состав адмиралтейского совета. На протяжении шестнадцати лет в качестве руководителя он занимался преобразованием учебного заведения. И ему это удалось.

Были введены новые предметы, библиотека пополнилась книгами, в музеях появились разнообразные экспонаты и пособия. Мореплаватель постоянно что-то изменял в образовательной сфере. Ко всему прочему им был учрежден офицерский класс, кабинет физики и обсерватория. Со временем корпус превратился в полноценную Морскую Академию. И все это произошло благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну.

Семья великого мореплавателя

Женился Иван Федорович в 1801 году. Его избранницей стала Юлианна Шарлотта фон Таубе дер Иссен. У него было много детей - четыре сына (Николай, Александр, Павел, Платон) и две дочки (Шарлотта, Юлия).

Наследие Ивана Федоровича

24 августа 1846 года великий мореплаватель, адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер. Произошло это в имении Асс. Похороны состоялись в Ревеле (Таллине). Дело своего предка продолжали сын Павел Иванович и внук Павел Павлович. Со временем они смогли стать известными мореплавателями, занимаясь исследованиями северо-восточных берегов Азии, а также Каролинского острова.

После Ивана Федоровича помимо Атласа с объяснительным текстом осталось несколько научных работ. Свое путешествие он описал в сочинении. Впоследствии книга была переиздана в 1950 году, но уже в сокращенном варианте

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Заключение

Выше была описана биография Ивана Федоровича Крузенштерна. Краткая, т. к. на описание всех его достижений в подробностях не хватит и книги. Одно только кругосветное путешествие, которое стало первым в российской истории, может уместиться в нескольких томах.

В память об этом великом человеке в 1874 году в Санкт-Петербурге был установлен монумент. Проект разработан архитектором Монигетти и скульптором Шредером. Находится памятник напротив Морской Академии. Возведение производилось на частные средства, однако и от государства удалось получить небольшое пособие.

Привет, читатель! В последние дни меня не покидают мысли о значимости людей на планете. Ведь все говорят, что каждому из нас суждено сделать что-то, ради этого мы и родились в этом мире. Если представить жизнь, словно отрезок времени, и посмотреть на него с высоты птичьего потела, то многие люди совершенно не понимают своего предназначения. Многие мои знакомые даже не знают, чем хотят заниматься, где работать, многим даже лень выйти из дома и посвятить несколько часов в день занимаясь саморазвитием.

Я ее нахожу во время чтения книг, разных статей других блогеров, или во время просмотра фильмов. Но в последние дни я занялся изучением биографий великих людей. А вы знаете, что открыл Крузенштерн? Именно об этом будет сегодня моя статья.

Великие люди — кто они?

Почему великие люди стали такими и что подвигло их к небывалым подвигам? Многие спросят: «Что открывать, что исследовать, если и так мы знаем ответы на все интересующие вопросы». Может, такие фразы найдут своих преемников, но разве Беллинсгаузен и Лазарев знали, что откроют ? Или Крузенштерн знал, что он увидит во время своего путешествия, кстати, именно он прославил Россию на весь мир. У этих гениальных людей есть общая черта, они безумно любили свою родину и были готовы совершать невероятные поступки, открытия, ради ее прославления и продвижения среди других государств. Увы, сегодня у людей совершенно другие ценности.

Конечно, в нашей стране множество гениев, великих ученых, медиков, одаренных детей, но многие почему-то предпочитают эмигрировать за границу. Не будем никого осуждать, где жить, с кем жить, на кого работать, это выбор каждого, главное не забывать свою землю и родителей. Всегда помните, кто вы есть…

Кто такой Крузенштерн

Крузенштерн — биография этого человека достойна, чтобы ее изучить, научил меня по-новому смотреть на привычные вещи. В нем много упорства, мудрости, целеустремленности, отсутствие страха и нерешимости, это человек слова и дела, именно с ним у меня ассоциируется слово офицер – человек чести.

Немногие знают, что именно Лисянский и Крузенштерн сделали свое родное государство великой морской державой.

В конце августа 46 года девятнадцатого века, мир покинул человек, усилиями которого наша страна стала главной в клубе великих государств. Звали его Иван Федорович Крузенштерн и его имя известно всем, причём с ранних лет.

Причина такого восхищения парадоксальна

Настоящие заслуги ушедшего адмирала мало оговариваются сегодня, хотя солидной литературы, и сугубо научной, и молодежной, на эту тему достаточно. Но все работы перекрыл короткий эпизод культового мультсериала «Простоквашино». «Позвольте задать вопрос, чтобы проверить вашу образованность: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спросил милый почтальон. И Матроскин сказал гениальную фразу: «Точно не уверен. В его честь был назван пароход, на котором плыла моя бабушка». Подвел итоги Шарик: «Это великий человек и пароход».

История рода Крузенштернов

Многие известные факты из жизни адмирала необходимо корректировать. Так, наиболее популярное судно, что назвали его именем, неправильно называть пароходом, это барк с четырьмя матчами, самый крупный и известный парусник двадцать первого века. Имя также не совсем соответствует историческим реалиям.

С самого начала его звали Адамом Иоганном.

Но это имя подвергли жесткой русификации. Причём это сделал сам же носитель, ведь он очень хотел быть кровным русским. И поэтому просил, чтобы все окружающие, называли его Ваней. Но на этом он и не думал останавливаться.

Он начал дружить с Юрием Лисянским, который тогда был кадетом, и Иван, долго не думал, решил позаимствовать отчество у своего друга. С того самого момента он стал Фёдоровичем.

Самое удивительное, что в этих действиях не прослеживалась какая-то специфическая «измена» его роду, что имело австро-немецкие корни. Его семью объединяла Россия, они были дружнее, чем это может показаться, и эта связь с государством становилась только крепче с каждым новым поколением.

Прапрадед отечественного героя, Филипп Круизиус, два раза становился главой посольства в Москве – первый раз от Германии, второй — от Швеции, в те годы посольство задержали в столице на целых 36 месяца. Дедушка адмирала, Эверт Филипп, жил в России еще дольше — он попал в плен под Нарвой, потом его перевезли в Сибирь. По возвращении в родовое поместье недалеко от Таллина, он увидел, что его земля стала уже частью России.

Другими словами, Россия была единственным домом Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Удивительно, что самой приятной похвалой он считал статью в гамбургской газете, что была посвящена его путешествию вокруг света (1803-1806). Там было написано, что экспедиция была важна не только для торговли, но и для всего Русского народа.


Начальник экспедиции и все, кто были на кораблях, были русскими.

Первое кругосветное путешествие Крузенштерна

В те годы Крузенштерн осознавал, что для подготовки к первой кругосветке, на кон нужно поставить все. Это дело, было передовым в его жизни, и одновременно, оно поднимало и престиж его любимой страны. Чтобы мои читатели смогли понять масштабность происходящего, в те времена – приблизительно равносильно обладанием ядерной боеголовки или персональной космической станцией в двадцать первом веке.

Это позволит моментально попасть в список самых влиятельных людей мира, а государство станет не менее элитным. Вот такую фразу можно было найти в европейском вестнике: «Россия в море, сегодня считается самой могущественной страной не только благодаря искусству ее офицеров, но и благодаря многочисленным кораблям. Грядущее путешествие вокруг земного шара станут первыми в мореплавании, и вообще лучше, чтобы его проводил не русский народ».

Меня удивляет и вдохновляет в этом человеке его целеустремленность и решительность. Если он поставил себе цель, его не остановят плохие условия на корабле, отсутствие нормальной пищи и места для сна. Он ставил перед собой реальную цель, и шел к ней, разве это не вызывает уважения. Его заслуга непосредственно в том, что он не рвал на себе рубашку, не кидал фразы на ветер, не делал ненужных подвигов, но при этом сделал для нашей страны больше чем другие ораторы.

Если быть более точным, то именно этим человеком были отменены все телесные наказания на флоте. Именно этим, уже прославленным мореходом, было указано руководству Морского кадетского корпуса, на необходимости проходить обучение и для ребят из недворянского рода. Когда в двери страны постучалась Отечественная война, адмирал отдал на армейские нужны почти треть своего состояния.

В России был второй Колумб?

Витус Ионассен Беринг, наверняка, этого человека многие знают еще со временем школы. Несколько дней назад я наткнулся в интернете на его биографию, где рассказывалось о жизненных ценностях, целях и методах их достижения. История жизни этого легендарного человека будет еще долго меня мотивировать на изменения мира к лучшему.

Если описать кратко все прочитанное, то в конце семнадцатого века на свет появился капитан-командор Витус Беринг, который в дальнейшем будет руководить двумя Камчатскими экспедициями.

Хотел задать вам вопрос — как вы относитесь к иностранцам? Почему-то бытует такое мнение, что русские часто дискриминируют людей, что приехали из другой страны, особенно если это чернокожий человек. Я не соглашусь, это скорее миф, который придумали те, кто считают, что Россия по-прежнему живет в лихих 90-х, все ездят на БМВ и ходят в кожаных куртках.

Но, даже сегодня политики и местные чиновники спорят о приглашении иностранцев на работу, это принесет пользу или вред стране и ее целостности. С одной стороны, другой взгляд на привычные вещи, новые методы работы, никто так и не поймет русского человека, как еще одни русский человек (простите за тавтологию). И в каком году начались такие споры неизвестно, многие утверждают, что они ведутся столько же, сколько существует сама страна.

Сегодня и много лет назад можно встретить таких людей, которые говорят, что иностранцы приезжают исключительно, чтобы заработать больше денег, они не принесут никакой пользы. Давайте не будем лукавить, тех, кого приезжал только за деньгами, в нашей стране побывало не считанное количество. Но одновременно, десятки тысяч иностранных граждан служили России, они настоящие герои. Ради государства, что становилось для них второй отчизной, многие готовы были отдать и даже отдавали свои жизни.

Летом 1681 года в маленьком городке Хорсенсе появился на свет Витус Ионассен Беринг. Этому человеку было суждено стать отечественным иследователем и первооткрывателем.

Его отец работал на таможне, а мальчик, после получения среднего образования поступает в Морской кадетский корпус. Вместе с товарищами парень мечтал о далеких странах и славе. Воплотить свои мечты в реальность, в крошечной маленькой Дании, было практически невозможно, и молодые моряки выбирали страну, в которую отправиться на службу.

Образцовый человек

В России тогда происходили политические изменения, на троне можно было увидеть царя Петра Первого, он очень положительно относился к иностранцам, и всячески содействовал им работе в России, в результате они получали приличные жалования и лучшие возможности для карьерного роста.

В начале восемнадцатого века Берингом была совершена первая большая экспедиция к индийским берегам. По возвращении из нее он встретил вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, который как раз выполнял специальную миссию, что ему поручил сам царь.

Он помогал русским юношам поступить в европейские университеты и одновременно занимался вербовкой юных выпускников, чтобы те отправлялись служить на русский флот. В этот же момент Крюйс выделил Витуса из толпы и предложил ему отправиться с ним в Россию. Последний охотно согласился.

В начале восемнадцатого века Беринг начинает служить России, ему присваивают чин унтер-лейтенант. Новоявленный моряк зарекомендовал себя с положительной стороны, в результате, на него обратил внимание и выделил среди всех царь.

Берингу поручили провести первый корабль под отечественным флагом вокруг из порта Азовского моря прямиком к Балтике. Беринг женился и его полностью покорила Россия, в родную Данию он потом возвратился, но всего лишь раз на несколько дней, чтобы увидеть родных, его больше привлекала России и ее безграничные просторы, которые так хотелось исследовать. Впереди ждали все новые открытия, и Беринг не мог ждать.

Особое предназначение

К нашей стране в те годы был присоединен полуостров в северо-восточной части Евразии. По указу царя наладилось морское сообщение на ладьях между Охотском и западной границей Камчатки. У офицера флота Витуса Беринга была мечта посвятить себя исследовательской деятельности, в частности, найти ответ на вопрос о существовании азиатского и американского перешейка.

Здоровье русского императора тогда уже было серьезно подорвано, но, это не мешало ему уделить больше внимания изучению отдаленной русской земли и территории, что находятся с ними на одной границе.

Незадолго до смерти царя, Беринг удостоился чина капитана-командора, его назначают главным в дальневосточной экспедиции. Император дал четкие указания - соорудить мощные и крепкие судна и отыскать место стыка Азии и Америки. В одно и тоже время, члены экспедиции должны были обследовать малоизученную восточную территорию.

Я уверен, что многие знают, чем закончится эта история, и какие открытия совершил Витус Беринг помимо 2-х известных Камчатских экспедиций. Истории таких людей не то что мотивируют, они заставляют встать с дивана и заняться чем-то необычным. Как давно вы покидали зону комфорта? Почему ее не начать покидать или расширять уже сегодня, прочитав эту статью? Ведь поверьте еще многое не исследовано, впереди множество новых открытий, и кто знает, может через несколько лет, кто-то будет писать блог о ваших открытиях, которые мотивируют миллионы людей. Пишите все свои мысли в комментарии и не забывайте подписаться на . До скорого!

Текст — агент Q.

Вконтакте

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на историю российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.


Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников

Адмирал Крузенштерн Иван Федорович вошел в мировую историю как выдающийся русский мореплаватель, руководитель первой в России кругосветной экспедиции. Будучи основателем отечественной океанологии и автором «Атласа Южного моря», Иван Федорович внес огромный вклад в развитие географии и мореплавания в Российской империи.

Начало морской карьеры

Иван Федорович Крузенштерн, урожденный Адам Иоганн фон Крузенштерн, появился на свет 19 ноября 1770 года в семействе обрусевшего немецкого дворянина.

С ранних лет мальчик буквально бредил морем, и, достигнув 16 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Закончил он его досрочно из-за разгоревшейся войны со шведами, и в звании мичмана принимал самое активное участие в морских баталиях. Однако они проходили неподалеку от родных берегов, а отважного юношу манили необъятные морские просторы.

Рис. 1. Иван Федорович Крузенштерн.

Желая как можно скорее осуществить свою заветную мечту, в 1793 году в звании лейтенанта Крузенштерн поступил на службу в британский флот. На протяжении последующих нескольких лет он бороздил водную гладь Индийского и Атлантического океанов. Во время длительных морских походов у него и зародилась идея о морской экспедиции вокруг света.

Первое кругосветное путешествие

По возвращении домой Крузенштерн разработал проект прямых маршрутов между российскими портами на Балтике и Аляске, и представил его на рассмотрение. Поначалу предложение Ивана Федоровича было отклонено, но когда встал вопрос о кругосветной экспедиции, именно ему поручили возглавить ее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Основной целью предстоящей экспедиции было изучение устья Амура и близлежащих территорий для нахождения наиболее удобных торговых путей русского Тихоокеанского флота.

Рис. 2. Устье Амура.

Летом 1803 года из Кронштадта вышли в открытое море два парусных судна - «Надежда» и «Нева».

Мореплаватели взяли курс на Атлантику, и спустя год впервые в истории российского флота им удалось пересечь экватор.

В ходе этого путешествия Крузенштерном был сделан ряд важнейших открытий и исследований:

  • внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
  • провел глубоководные исследования океанических вод;
  • выяснил истинную причину свечения моря;
  • собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
  • тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
  • установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.

Научная деятельность

Вернувшись в Россию после кругосветного путешествия, вплотную занялся научной работой. В 1809-1812 годах он работал над сочинением «Путешествие вокруг света», которое было переведено на многие европейские языки, а также над «Атласом Южного моря».

В своих литературных трудах Крузенштерн подробно описал свое путешествие. Он первым составил атлас Тихого океана с точными астрономическими, этнографическими и биологическими наблюдениями. Для 19 века атлас Крузенштерна был невероятно полным и информативным, и в изобилии содержал точные планы, карты и рисунки.

Рис. 3. Атлас Южного моря.

За 16 лет работы Крузенштерн ввел много новшеств в учебном заведении:

  • разнообразил курсы новыми обязательными предметами;
  • значительно пополнил библиотеку и музей ценными учебными пособиями;
  • создал и утвердил Высшие офицерские классы, на базе которых позже была сформирована Военно-морская академия;
  • отменил телесные наказания.

Скончался Иван Федорович 12 августа 1846 года. В честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже кратер на Луне, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно.