Где сейчас работает людмила нарусова. Людмила Нарусова: биография, деятельность, национальность и интересные факты. Муж Людмилы Нарусовой – Анатолий Александрович Собчак

Имя: Людмила Нарусова

Дата рождения: 02.05.1951

Возраст: 68 лет

Место рождения: город Брянск, Россия

Рост: 1,66 м

Деятельность: российский политический деятель

Семейное положение: вдова

Людмила Нарусова – политический деятель, биография и личная жизнь которой была непрерывно связана с супругом Анатолием Собчак, а национальность вызывала интерес общественности. С 1980 по 1995 годы женщина занималась исключительно научной деятельностью. После смерти супруга решила податься в политику, войдя в состав фракции НДР. За почти 20 лет занятий политической деятельности достигла значимых успехов в карьере и стала публичной и узнаваемой личностью.


Биография родителей

Людмила Борисовна Нарусова, чья биография и личная жизнь тесно переплетена с супругом, никогда не скрывала свою национальность. Ее матерью была переводчица при военной комендатуре Валентина Владимировна Хлебосолова, рожденная в Ленинграде и русская по национальности. Отец – еврей Борис Моисеевич Нарусович. Впоследствии ему пришлось сменить фамилию, избавившись от суффикса «-ич» в послевоенные годы из-за предвзятого отношения.

Людмила Нарусова в молодости

Людмила Борисовна Нарусова родилась в городе Брянск, 2 мая 1951 года. Ее родители большую часть жизни проработали в Военной Комендатуре в Германии. Совместная работа послужила причиной тайного романа, который завершился браком. Смена документов позволила Борису Моисеевичу продолжить карьеру военного на посту комсорга. В дальнейшем он стал директором Дома Культуры, а в дальнейшем, после получения дополнительной специальности историка, стал руководителем специализированной школы для глухих в городе, где родилась его дочь.

Мать – Валентина Владимировна Хлебосолова с радостью приняла фамилию законного супруга и родила ему две девочки: Ларису и Людмилу. Вернувшись с Германии на родину, поступила на службу в кинотеатр г. Брянска в должности администратора, завершив карьеру на посту директора.

Начало карьеры и личная жизнь

Окончив среднюю школу, Людмила Нарусова, по национальности еврейка, чья биография и личная жизнь вызывают интерес общественности, не спешила определяться с выбором профессии. В университет она не торопилась и решила попробовать себя в качестве лаборанта в школе для глухих вечернего отделения. Только спустя два года, в 1969, поступила в Государственный университет Ленинграда на истфак.

Личная жизнь Людмилы Борисовны наладилась рано. Впервые замуж студентка вышла на втором курсе истфака за врача-психиатра. Но к моменту сдачи выпускных экзаменов их брак распался из-за квартирного вопроса, как это часто бывает с ранними романтическими отношениями.

Людмила Нарусова с мужем Анатолием Собчаком

Получив диплом специалиста в 1974, поступила в отделение аспирантуры. Спустя 4 года Людмила Нарусова, чья биография и личная жизнь, как и национальность, интересуют общественность, заняла пост преподавателя истории ЛГУ. Параллельно с обучением студентов занималась общественной деятельностью, работая в библиотеке и занимая должность редактора при типографии университета.

В один из сложных периодов жизни неунывающая женщина пришла на консультацию к юристу Собчаку и встретила новую любовь. Уже в 1980 она стала постоянной спутницей жизни известного политического деятеля. В счастливом браке они прожили 20 лет, а завершился он только смертью горячо любимого супруга на стыке тысячелетий.

В 1981, не забывающая о развитии собственной карьеры женщина стала доцентом кафедры истории и доктором наук при университете Культуры и Искусств.

С Эммануилом Виторганом

На протяжении последующих лет Людмила Нарусова, не пожелавшая сменить девичью фамилию, продолжала развиваться, как научный деятель. Она считала, что для женщины главное не выделяться за счет достижений мужа, а достигнуть в жизни чего-то самостоятельно. Ей хотелось стать независимой и сильной, но в тоже время, как супруга политика, Нарусова старалась во всем поддерживать своего мужчину. Его решения женщина принимала, а к мнению относилась с уважением.

На волне благотворительности

В определенный момент Людмила Нарусова, чья биография и личная жизнь интересует общественность, а национальностьактивно обсуждается в прессе, столкнулась с больными онкологией. Ее настолько поразили и тронули люди, ведущие борьбу с практически неизлечимым заболеванием, что она приняла решение оказать им помощь.

Л. Нарусова занималась благотворительностью

Чтобы облегчить жизнь обреченных пациентов, для которых лечение прошло безрезультатно, Нарусова стала помогать людям получить место в хосписах. Ведь онкобольным, продавшим все свое имущество, чтобы оплатить лечение, было некуда идти. Так с 1993 по 1995 женщина принимала активное участие в жизни людей, заболевших раком. В эти же годы создала Мариинский фонд, задачей которого было захоронение останков Николая II. Как историк, такое отношение к великому царю Нарусова считала единственно верным.

С Владимиром Путиным

Осознав, что на должности научного деятеля она не сможет воплотить в жизнь все те идеи, которые затрагивают ее сердце, Людмила Борисовна принимает решение начать политическую деятельность.

В декабре 1995 Нарусова заступает на пост депутата Госдумы II созыва в качестве представителя движения «Наш дом – Россия» от города Санкт-Петербург. Затем становится членом фракции НДР, заняв пост в комитете по делам женщин, семьи и молодежи. Но при переизбрании депутатов в III созыве Госдумы проигрывает выборы и выходит из ее состава.

21-й век

Упустив возможность занимать значимый пост, Людмила Борисовна, решившая продолжить политическую карьеру в новом тысячелетии после смерти мужа, трудоустраивается в консультативный совет города Санкт-Петербург, заняв пост председателя. Также становится советником руководителя Администрации Президента РФ и руководителем общественного фонда, организованного в дань уважения к памяти Анатолия Собчака.

Проявив себя, как умная женщина, умеющая принимать важные решения и быстро реагировать в критических ситуациях, Нарусова обращает на себя внимание В. В. Путина. В апреле 2000 по его указу Людмила Борисовна выступает в роли председателя российско-германского фонда. Работа международной организации направлена на налаживание отношений между странами.

Людмила Нарусова занимает пост СФ от Республики Тыва

С середины осени 2000 по весну 2002 представляет интересы Правительства РФ в попечительских фондах ФРГ и Австралийской республики, налаживая отношения с этими государствами. В выборах 2002 года назначается на пост представителя в Совете Федерации от парламента Тувы, Великий хурал. Также ее кандидатуру утверждают на должность члена верхней палаты РФ.

С осени 2012 Нарусова была дважды смещена с занимаемых должностей. Сначала были прекращены ее полномочий в СФ, а с апреля 2013 Людмилу Борисовну исключили из «Справедливой России» за то, что она перестала заниматься делами партии. Но как заявила сама Нарусова, это не сыграло для нее никакой роли. Ведь она вышла из СР в 2010 году, войдя в состав «Партии жизни», а ее просто забыли вычеркнуть из списка членов.

Член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.
Представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва.

Людмила Нарусова родилась 2 мая 1951 года в городе Брянск. После школы работала лаборантом областной вечерней школы для глухих и слабослышащих в родном городе. С 1969 года по 1974 год училась в Санкт-Петербургском государственном университете, по специальности «Преподаватель истории». Затем училась в аспирантуре Института истории Академии наук СССР, по окончании получила ученую степень кандидата исторических наук.

В 1978 году Людмила Борисовна преподавала в Санкт-Петербургском государственном университете, работала редактором общественно-политической редакции издательства и типографии университета. В 1980 году вышла замуж за Анатолия Собчака. Затем прошла путь от ассистента до докторанта Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

С 1993 года по 1995 года помогала организовывать в городе Санкт-Петербург хосписы - больницы для обреченных, умирающих раковых больных. Создала Мариинский фонд, который готовил захоронение останков императора Николая II.

В декабре 1995 года Нарусова победила на выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеральному списку движения «Наш дом - Россия». Входила в комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

После смерти мужа, Анатолия Собчака, в феврале 2000 года возглавила политический консультативный совет города Санкт-Петербург. В этом же году назначена на пост Советника руководителя Администрации Президента РФ и Президентом Санкт-Петербургского общественного фонда Анатолия Собчака.

В апреле 2000 года указом Президента России Людмилу Нарусову назначили Председателем наблюдательного совета российско-германского Фонда взаимопонимания и примирения. До апреля 2002 года представляла Правительство РФ в попечительских советах фонда «Память, ответственность и будущее» ФРГ и «Фонда примирения Австрийской Республики». С 2000 года Нарусова является автором и ведущей телепрограммы «Свобода слова».

В 2002 году 8 октября Людмилу Борисовну назначили представителем в Совете Федерации Федерального собрания РФ от парламента Республики Тыва. Утверждена в качестве члена верхней палаты. Вошла в Комитет СФ ФС РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Член Комиссии Совета Федерации по информационной политике.

С 2010 по 2012 года Нарусова избиралась в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти Брянской области; Председателем Комиссии СФ по информационной политике. Входила в Комитет Совета Федерации по образованию и науке.

Правительством Республики Тыва Людмила Нарусова вновь делегирована в Совет Федерации. Наделена полномочиями с 23 сентября 2016 года. Входит в Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.

За многолетнюю добросовестную работу Людмила Борисовна нараждена медалью «В память 850-летия Москвы», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», знаком «За достижения в культуре». Удостоена Почетного звания «Заслуженный работник Республики Тува».

О лютой ненависти к русскому народу вдовы бывшего губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой известно давно. Однако гневная тирада бывшего сенатора в своем Твиттере шокировала даже видавших виды русофобов.

Подобная антирусская бравада не снилась даже немецко-фашистским захватчикам в 1941 году. Даже эпатажная дочь Нарусовой Ксения Собчак, в свое время называвшая русских «быдлом» и восхвалявшая евреев, не позволяла себе такого. (Ксения Собчак: «Люблю евреев, потому что все русские — быдло!»)
Людмила Борисовна (от рождения Нарусович), имеющая еврейские корни по отцовской линии, решила продемонстрировать явное превосходство потомков Моисея над славянами. Нарусова пишет:

«Чем отличаются евреи от русских? Евреи могут создать страну на месте пустыни, русские из всего сделают пустыню!»

По словам Нарусовой, даже чеченцы и таджики достойны более лучшей жизни, чем русские:

«Чеченцы достойны лучшей жизни, а русские нет, чеченцы не боятся рождаться и умирать, не боятся жить, русские не достойны жизни потому что трусы».

«Хуже русского нет никого в мире! Даже таджики более свободолюбивый народ».


Согласно утверждениям Людмилы Борисовны, у русских не существует не только культуры, но даже родного языка:

«От русского языка мало что осталось, и был ли он изначально русским языком? И русская культура тоже спорное понятие!»

В результате долгих раздумий Нарусова приходит к неутешительному для себя выводу:

«Я вот думаю где же на самом деле сторона злa Может русский народ в его нынешнем воплощение и есть само ЗЛО!!!?»

Людмила Нарусова:

Что же делать с этим мировым «злом»? Рецепт экс-сенатор находит незамедлительно: «Истреблять! Всех поголовно,меньше народа больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать!»

И тут же политкорректно поправляется:

«Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!»

В результате Людмила Нарусова с сожалением констатирует факт о высокой выживаемости русского народа на примере русских бомжей:

«Ни в одной нации мира нет столько БОМЖей как в русской. Почему вы хотите выжить любым способом?»

Sep. 17th, 2013 at 3:58 PM

Пылающее сердце

О лютой ненависти к русскому народу вдовы бывшего губернатора Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой известно давно. Однако гневная тирада бывшего сенатора в своем Твиттере шокировала даже видавших виды русофобов. Подобная антирусская бравада не снилась даже немецко-фашистским захватчикам в 1941 году. Даже эпатажная дочь Нарусовой Ксения Собчак, в свое время называвшая русских «быдлом» и восхвалявшая евреев, не позволяла себе такого. (Ксения Собчак: «Люблю евреев, потому что все русские — быдло!»)
Людмила Борисовна (от рождения Нарусович), имеющая еврейские корни по отцовской линии, решила продемонстрировать явное превосходство потомков Моисея над славянами. Нарусова пишет: «Чем отличаются евреи от русских? Евреи могут создать страну на месте пустыни, русские из всего сделают пустыню!»

По словам Нарусовой, даже чеченцы и таджики достойны более лучшей жизни, чем русские: «Чеченцы достойны лучшей жизни, а русские нет, чеченцы не боятся рождаться и умирать, не боятся жить, русские не достойны жизни потому что трусы».

«Хуже русского нет никого в мире! Даже таджики более свободолюбивый народ».

Согласно утверждениям Людмилы Борисовны, у русских не существует не только культуры, но даже родного языка: «От русского языка мало что осталось, и был ли он изначально русским языком? И русская культура тоже спорное понятие!»

В результате долгих раздумий Нарусова приходит к неутешительному для себя выводу: «Я вот думаю где же на самом деле сторона злa Может русский народ в его нынешнем воплощение и есть само ЗЛО!!!?»

Что же делать с этим мировым «злом»? Рецепт экс-сенатор находит незамедлительно: «Истреблять! Всех поголовно,меньше народа больше кислорода! Вам мешает российский народ, его нужно ликвидировать!»

И тут же политкорректно поправляется: «Я не призываю к смене власти! Я призываю к смене народа!»

В результате Людмила Нарусова с сожалением констатирует факт о высокой выживаемости русского народа на примере русских бомжей: «Ни в одной нации мира нет столько БОМЖей как в русской. Почему вы хотите выжить любым способом?»

Либарасты о русских и России
«Русские — это животные»
Журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда сделала подборку высказываний либерастов о русских и России.
Альфред Кох: «Русский мужчина деградировал и превратился в малоинтересный отброс цивилизации – в самовлюбленного, обидчивого, трусливого подонка. Я могу сказать твердо, на основании своих собственных наблюдений: русский мужчина – самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчемный тип мужчины на Земле…».
Артемий Троицкий, музыкальный критик: «Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта».
Валерий Панюшкин, видный белоленточный журналист, автор программы на телеканале «Дождь»: «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась».
Тина Канделаки: «Почему вы все время говорите о России, как о стране русских? Русские, нет вас!».
Михаил Жванецкий: «Моя мечта — разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое. Вот просто разровнять…».
Писатель Юлия Латынина: «Если бы Россия разделилась на части, в некотором количестве частей началась бы нормальная жизнь». (kp.ru)

Павел: Одесса. Есть еще несколько городов, которые являются легендарными для тех, кто говорит на русском языке. Один из них – это именно Одесса, а также Киев, Москва и Санкт-Петербург или же, как в течение 70 лет его называли, Ленинград. Этот город подарил миру огромное количество имен. Эти имена блистали и на сцене, и на политической арене. И одно из этих имен – имя мэра города Ленинграда или Санкт-Петербурга – это Анатолий Собчак, который подарил миру так же и звезд всемирной эстрады, и политиков. Сегодня даже президент России является выходцем из команды Собчака. К сожалению, нет сегодня с нами этого великого мэра Санкт-Петербурга. Но, если бы он жил, то он бы отпраздновал свое день рождение именно вчера. Насколько мне известно, 78 лет бы исполнилось Анатолию Собчаку. Вчера в Санкт-Петербурге почтили память Анатолия Собчака. Присутствовали очень многие из тех, кто знал Анатолия Собчака и кто с ним жил.

Александра: Сегодня мы связались с Самарой, где сейчас находится Людмила Борисовна Нарусова.

Павел: Я хотел бы зачитать информацию по поводу вчерашнего события, которое прошло в Санкт-Петербурге. В полдень на могиле Собчака на Никольском кладбище Александро-Невской лавры была отслужена литургия. Почтить память первого мэра Петербурга пришли родственники, в т.ч. его вдова Людмила Нарусова, близкие друзья, а также бывшие коллеги. Затем к памятнику Собчака на Васильевском острове были возложены цветы. Людмила Нарусова поблагодарила всех за память, которые он хранят об Анатолии Собчаке. Напомню, Анатолий Собчак родился 10 августа 1937 года в Чите. Был избран мэром Санкт-Петербурга на первых всенародных выборах главы города 12 июня 1991 года. в 1996 году он проиграл выборы Владимиру Яковлеву. После этого подвергался преследованиям со стороны Генпрокуратуры России, возбудившей против мэра по обвинению в злоупотреблении. Из-за этого Анатолий Собчак был вынужден покинуть Россию. В течение 2-х лет жил в Париже. В июле 1999 года вернулся в Санкт-Петербург, занимался преподавательской деятельностью, писал книги. Анатолий Собчак скоропостижно скончался в Калининградской области в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года на 63-м году жизни от сердечного приступа.

Александра: Людмила Борисовна Нарусова сейчас у нас на связи. Здравствуйте.

Людмила Нарусова: Доброе утро, Канада.

Павел: Очень приятно вас слышать. Вот вы всегда путешествуете. Только что я зачитал о вчерашних событиях в Санкт-Петербурге, на которых вы присутствовали. А сегодня, насколько мне известно, вы уже не в Питере, вы уже в Самаре.

Людмила Нарусова: Да, я плыву по Волге. Это совершенно замечательное путешествие. Решила осуществить свою мечту, которая была у меня в юности, - посмотреть на цветущий лотос в дельте Волги. Вот направляюсь из Самары в Астрахань.

Павел: Мы читаем о России самое разное. А вы сейчас не в столице находитесь, не в Москве, а в самой России. Как Россия сегодня живет? Что видно вам, как обычному туристу? Вы сейчас наблюдаете Россию. Вы не в Испании, вы не в другой стране. Как сегодня живет Россия?

Людмила Нарусова: Да, у меня очень много впечатлений. И самое оптимистичное, пожалуй, и обнадеживающее – это совершенно замечательная молодежь. Я сегодня была в Тольятти, слушала доклады студентов. Они были на каникулах, но у них там был такой семинар. Я просто была в восторге от того, какие умные молодые люди. Если они вообще не политизированы, они именно занимаются наукой, то это просто замечательно.


Павел: Людмила Борисовна, как вам кажется, а сегодня политизировано общество или нет? Потому что по российскому телевидению о политике только и говорят, что те плохие, что те плохие. А как обычные люди?

Людмила Нарусова: Меня именно это очень настораживает и то, что каждый день на телевизионных экранах показывают войну и военную технику, и вообще достижения военной техники, какие у нас замечательные танки, самолеты. Наверно, это очень приятно для национального самолюбия неких людей. Но это такое воспитание милитаристской психологии. Мен это очень настораживает. Но вот я была в музее техники в Тольятти. Там какие-то Студебейкеры, какие-то Катюши времен войны, какие-то гаубицы. Это все интересно, как музейные экспонаты. Но пропаганда войны, которая, кстати, запрещена Конституцией, к сожалению, присутствует.

Павел: Скажите, а вот молодые люди, которых вы слушали, каким они видят будущее? Тоже военное, акцентировали на войне, либо они говорили о другом?

Людмила Нарусова: Нет, абсолютно нет. У них какие-то бизнес проекты, у них планы интеграции, они изучают иностранные языки, они открыты миру и готовы интегрироваться в этот мир, если, конечно, политики им это позволят.

Павел: Вы сказали, если политики им позволят.

Людмила Нарусова: Потому что все симптомы какого-то железного занавеса и возврата в советское мракобесие налицо. И, к сожалению, это очень чувствуется. Но вы знаете, это навязанное. А вот то, что я увидела, казалось бы, в центре России, в провинциальной Самаре люди совершенно другие вопреки всему тому, что им навязывают.

Павел: То есть можно сказать, что живут такой параллельной жизнью, доброй обыкновенной жизнью. Скажите, а вот это правда, что говорят сегодня, что правительство России не замечает проблем обычных людей? Вот говорят, что сегодня продуктов не так много, а продукты уничтожают.

Людмила Нарусова: Что я могу по этому поводу сказать? Мне грустно и очень тяжело об этом говорить, потому что правительство России и государство Россия возглавляют люди, родившиеся в Ленинграде: Дмитрий Медведев, Владимир Путин, городе, где 2 миллиона лежат на Пискаревском кладбище, погибших от голода. И когда принимаются на высшем государственном уровне решение сжигать продукты, а ведь нас всегда учили, что хлеб нельзя оставлять, сжигать продукты – это какая-то ужасная мера. Я понимаю, что борются с недобросовестными бизнесменами, но они и так будут наказаны. Наказаны тем, что не получат прибыли от незаконно ввозимых продуктов. Но сами продукты-то при чем? Те же персики, те же недорогие сыры, которые привозят, их в глаза не видели в домах престарелых, в детских домах. Я сама была не так давно в детском доме, где дети впервые бананы увидели. И сжигать продукты – это …, я даже не могу найти слово, которое могло бы это определить, когда миллионы людей в России живут за чертой бедности и не могут себе позволить то, что сжигается.

Павел: Скажите, а вот сегодня, глядя на ту реакцию, которая была в обществе и в прессе, на эти события, вы думаете, что в правительстве одумаются? Работа над ошибками будет проведена или они будут продолжать сжигать продукты, уничтожать их?

Людмила Нарусова: Вы знаете, у меня нет оптимизма по этому поводу.

Павел: Вы сказали, что в правительстве России больше выходцев из Ленинграда. Вы проводите больше времени в Питере или в Москве?

Людмила Нарусова: Больше времени я нахожусь в Москве, к сожалению, потому что Питер для меня – это все. Потому что в Питере живет моя дочь, а единственное, для кого я живу, это для дочери. Поэтому хочется быть рядом с ней.

Павел: Мы тоже очень любим Ксению Собчак. Мечтаем с ней провести передачу.

Людмила Нарусова: Вот в начале нашей беседы вы говорили о том, что миру подарил мой муж. И вот самый замечательный подарок, который он подарил, - это именно Ксения. И она еще всем всё еще докажет.

Павел: Мы ее с нетерпением ждем. Мы с Нью-Йорком говорили недавно. Там будут ее выступления. И с таким оптимизмом нью-йоркский импресарио рассказывал, что к ним приедет Ксени Собчак, они готовятся к этому, рекламу делают в Нью-Йорке. Скажем так, всемирная звезда – ваша дочь. Мы тоже мечтаем у нас, в Ванкувере ее увидеть.

Людмила Нарусова: Слово «звезда» не подходит, но то, что она, безусловно, один из символов новой России, незачумленной, незазомбированной, не той, которая ходит строем, читает те книжки, которые говорят читать, выкрикивая лозунги, а настоящей, в том числе и той молодежи, которую я видела в Тольятти.

Павел: А вы переживаете за свою дочь? Все-таки она выступает с критическими материалами.

Людмила Нарусова: Как вы думаете, если она вынуждена ездить с охраной? Конечно, есть основания для переживания, особенно после того вопроса, который она задала президенту Путину на пресс-конференции в декабре относительно той ситуации, которую создал в Чечне Рамзан Кадыров. Это страшно. Это действительно очень страшно.

Павел: А вы не пытаетесь ее отговаривать и говорить, зачем ей это нужно?

Людмила Нарусова: Нет, это бесполезно, у нее абсолютно собчаковский характер и отговаривать, влиять или предостерегать от чего-то – это бесполезно. У нее, как говорил Сталин: «Генетика – продажная девка». Да, это генетика, это видно в ней. Я с ужасом это наблюдаю, но и с гордостью тоже.

Александра: Людмила Борисовна, скажите, вот в вашей семье из того, что мы слышим сегодня и что мы слышали раньше, все лидеры. И Анатолий Александрович, и Ксения, и вы. Как лидеры уживаются вместе?

Людмила Нарусова: Вот я – нет. Я между. Я всем говорю, что моя жизнь делится на 2 части. В первой части я была жена Анатолия Собчака, во второй части я – мама Ксении Собчак. И меня это положение абсолютно устраивает. Я сама на лидерство не претендую.

Александра: Я думаю, в этом нет необходимости вот почему. Быть женой такого человека, как Анатолий Собчак, и быть мамой такой дочери, как Ксения Собчак, тут комментарии, на мой взгляд, излишни.

Людмила Нарусова: Можно мне еще минутку времени у вас?

Александра: Конечно.

Людмила Нарусова: Я и в прошлый раз говорила, и в этот раз говорю. Может быть, в силу тех обстоятельств, о которых вы сказали, есть масса недоброжелателей, которые от моего имени в интернете ведут сайты, ведут блоги. В Твиттере вот публикуются какие-то совершенно сумасшедшие вещи, которые якобы говорю я. Так вот, пожалуйста, не отождествляйте этого мерзавца-самозванца со мной. Это все фейковые записи. У меня только есть сайт Анатолия Собчака, на котором я иногда высказываю свои мысли. А в социальных сетях меня нет. Поэтому это не я. И приписывать мне или обижаться на меня за те маразматические глупости, которые там появляются, не надо.

Павел: Людмила Борисовна, наши слушатели не верят, пишут вот в скайпе, что не может быть, чтобы Людмила Нарусова и Ксения Собчак не ходили к Владимиру Путину просто на чай, просто поговорить и пообщаться. Как часто вы с ним встречаетесь?

Людмила Нарусова: Ну почему? У Ксении нет, а у меня бывают такие встречи. Он приезжает на какие-то памятные даты. В последний раз он приезжал на 15-летие со дня смерти Анатолия. Он прилетал специально, чтобы возложить венки, и у нас была возможность, чтобы поговорить. Бывают такие встречи.
Павел: Вы говорите о политике или о чем-то обыденном таком?

Людмила Нарусова: О разном. Но другие люди к нему заходят гораздо чаще. Видимо, нашептывают или говорят громко совершенно другие вещи. Естественно, как говорят, вода камень точит и степень их влияния гораздо сильнее.

Александра: Когда эти ситуации бывают, позволяете ли вы себе спорить с Владимиром Путиным или нет?

Людмила Нарусова: Конечно. Он знает мой характер.

Александра: Собчаковский?

Людмила Нарусова: Скорее, около, под влиянием, все-таки 25 лет жизни прожить и теперь продолжаю жить с дочерью. Он это прекрасно понимает.
Павел: Людмила Борисовна, мы читаем новости из России. Конечно, разные новости приходят. Вы живете к Москве, ближе к Кремлю. Чего стоит ожидать в ближайшее время? Продолжится ли вот эта пропаганда войны, о которой вы говорили?

Людмила Нарусова: Боюсь, что да. Мне кажется, что те силы, которые определяют сейчас этот тренд, они почувствовали свою силу, они накачали мускулы, для многих это выгодный бизнес. Но это гонка вооружений и это нужно помнить. Я прекрасно помню, как эта гонка вооружений истощила Советский Союз с одновременным падением цен на нефть. Хорошо бы помнить эти уроки истории.

Александра: Как вы думаете, Людмила Борисовна, с вашей точки зрения, не как это реально или нет, а что могло бы остановить эту ситуацию или поменять ее к лучшему?

Людмила Нарусова: Разум. Не амбиции. Мне иногда политики, причем не только наши, но и другие, напоминают мальчиков, которые в детстве не наигрались в оловянных солдатиков и сейчас как-то амбициозно пытаются это компенсировать. Только теперь солдатики-то, во-первых, живые, а, во-вторые, они не оловянные, в руках у них опасное оружие. И вот это очень страшно.

Александра: Людмила Борисовна, я хочу поблагодарить вас, что даже во время отпуска, который вы проводите на Волге, вы нашли время с нами пообщаться.

Людмила Нарусова: Да, я сейчас смотрю на прекрасный закат над волжскими утесами и испытываю очень смешанные чувства. С одной стороны, я понимаю какая прекрасная страна Россия и как ей не везет.

Александра: Везет, но не часто. Вот тогда, когда ваш супруг руководил самым красивым городом на Земле.

Людмила Нарусова: Это да. Но в России еще со времен Грибоедова горе от ума. И, по-моему, ничего не изменилось.

Александра: Спасибо вам большое. Хорошего вам отдыха, желаем получить от него удовольствие. Большой привет вашей дочери Ксении Собчак. Здоровья и удачи. Всего доброго.

Людмила Нарусова: Спасибо, до свидания.



Ну а где еще отмечать появление на свет номера "Русского пионера" на тему "Евреи"? Конечно, в синагоге. В какой? Мемориальной на Поклонной горе.

Итак, синагога впервые открывает свои двери столь неожиданным гостям. Те собираются в просторном и светлом главном зале, декорированном композициями знаменитого израильского скульптора Фрэнка Мейслера. До начала - старт был назначен на 19:40 - еще есть время, чтобы спуститься на этаж ниже и ознакомиться с уникальной экспозицией памяти жертв Холокоста.

В собрании - документы и фотографии, расстрельные списки и письма из гетто, личные вещи и дневники еврейских бойцов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Теме еврейского местечка - "штетла", составившего целую эпоху в жизни российской общины, - посвящена трогательная инсталляция, навеянная образами картин Марка Шагала. А если пройти выше - уже на второй этаж, - то можно увидеть и мини-выставку современной художницы Татьяны Федоровской, которая также увлечена еврейской темой.

Там, за баллюстрадой, уже собрались самые пунктуальные зрители: предприниматель Ян Яновский, экс-представитель России в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) Елена Котова, музыкант Вячеслав Малежик, президент Международного фонда горских евреев Герман Захарьяев, управляющий Maxfield Александр Турко, президент "Ле Монти" Леонид Гандельман, президент Advantage Group Михаил Печерский, президент Фонда Анатолия Собчака Людмила Нарусова, директор Центра современного искусства Василий Церетели с женой Кирой Сакарелло, издатель Регина фон Флеминг, глава агентства "Михайлов и партнеры" Юлиана Слащева...

Людмила Нарусова в ожидании дочери подробно расспрашивает у хозяев вечера исполнительного директора Российского еврейского конгресса (РЕК) Бенни Брискина и главного редактора "Русского пионера" Андрея Колесникова о правилах поведения женщин в синагогах, и быстро выясняется, что на самом деле она знает их лучше мужчин.

Ведущая "Чтений" Ксения Собчак приезжает в синагогу с соответствующей мероприятию точностью - ровно в семь сорок. Толпа читателей и фоторепортеров, карауливших ее прибытие на улице, не разочарована: удивительное сочетание блузки от Вики Газинской и юбки Toko сделало свое гламурное дело.

Буквально с порога взлетев на сцену, Ксения Собчак открыла вечер, озаглавив его: "Решение еврейского вопроса в отдельно взятом журнале". Первым "решать вопрос" приглашается карикатурист и писатель Андрей Бильжо, который благодарит ведущую за то, что не спутала его с Александром Розенбаумом. Тут ведь и внешнее сходство, и медицинское прошлое.

Колумнист "Русского пионера" и психиатр по профессии рассказывает о самом ненавистном для него слове "полукровка", о школьном журнале с графой "национальность", где напротив его фамилии деликатно значился пропуск, и о том, как на радио "Свобода" на вопрос слушателя-антисемита о фамилии Андрей Бильжо ответил: "Это не еврейская фамилия, а аббревиатура". И даже расшифровал: "Бог, Истина, ЛюбовЬ, Жизнь, Отечество", после чего звонки прекратились.

А Людмила Нарусова, вступив в диалог с дочерью (наверное, соскучились друг по другу), вспомнила, как в 90-е журналист Александр Невзоров рассказывал всей стране с телеэкрана о том, что будто бы Анатолий Собчак взял себе девичью фамилию жены, дабы скрыть его собственную, а именно - Финкельштейн. Это оригинальное предположение особенно забавно, ибо Собчак, как рассказала Ксения, - фамилия польская. А вот отца Людмилы Борисовны как раз таки звали г-н Нарусович.

Психиатрическую линию чтений продолжил кандидат медицинских наук, нарколог и банкир Марк Гарбер. Он поведал о детской самоидентификации и о том, как его жизнь перевернулась, когда он узнал во дворе от сверстника, какие страшные люди эти евреи. И поспешил предупредить маму об их кознях. А тут выяснилось, что мама и папа - евреи, а значит, и он тоже. И тогда спросил у родителей, может ли он быть русским, а они евреями, если им так хочется. Затем была драка с тем самым товарищем и важный разговор с отцом, ставший фундаментом зарождавшейся личности и, наконец, уже через полвека, пришло понимание, что на самом деле евреем человека делает жизнь.

Пробил час исполнительного директора РЕК Бенни Брискина. Его история - про поход видных российских бизнесменов (среди которых Михаил Фридман, Герман Хан, Михаил Мирилашвили...) - по израильской пустыне. Если бы кто-то экранизировал это путешествие, то картина могла бы называться "Невероятные приключения олигархов на Святой земле". Публика с восторгом реагировала на перипетии скитаний "во имя сохранения национальной аутентичности". "К началу второго похода наши ряды пожидели", - констатировал автор.

Появляется поэт Владимир Вишневский, заявляющий, что для него еврейский вопрос раскрывается в известном анекдоте:

Старый еврей рассказывает детям историю народа: 1. Нас хотели уничтожить. 2. Им не удалось. 3. Давайте немного покушаем.

Вслед этой остроте поэт энергично пускает свои фирменные одностишья и двустишья. Ясное дело, тематические: "Исход семитов не всегда летальный", "Такая русская равнина, что впору вызывать раввина", "Поскольку я от времени старею, я становлюсь похожим на еврея".

Видимо, самое время поговорить о вкладе евреев в русскую культуру, и разговор этот берет на себя президент РЕКа Юрий Каннер. Разговор не простой. "Исаак Левитан - художник русский или еврейский? - вопрошает Юрий Исаакович. - А Владимир Высоцкий, чей отец был евреем из семьи главы московской еврейской общины? А Марк Шагал? Он русский, белорусский, французский и еврейский... Поэтому что важно? Память - одна из основных задач общины. Поэтому в Москве сегодня три еврейских музея, и это, определенно, достижение, такого нет ни в одном городе мира".

Следом на сцене появился культовый раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган, тоже написавший колонку в этот номер "РП": "Сам не знаю, как попал в такую компанию?! Странно читать вслух то, что опубликовано, когда это надо читать в журнале". При этом тут же отказался от предложенного стула: "Никогда еще не говорил в синагоге сидя". Раввин рассказывал о простых истинах: "Если ты смотришь в воду и улыбаешься - отражение отвечает тебе тем же".

Писатель Виктор Ерофеев читал о том, как, еще будучи мальчиком, отправился на поиски евреев, "ведь о них все только и говорили, рассказывали чудеса, но при этом всегда с оглядкой, с бережливой улыбочкой". И его собственная бабушка утверждала: "В России только про царя можно было точно сказать, что он не еврей".

Поиски настоящего еврея у Ерофеева схожи с лесковскими поисками праведника: "Только мне где-то вдали начинал мерещиться настоящий еврей, властелин мира, рабочий хозяин вселенной, единый царь моего детства, как вместо этого подворачивались одни подделки, неудачные копии, испорченные фотографии. Господи, как мне хотелось встретиться с ним... Мне бы даже самый скромный иудей подошел... - но нет, вздыхал я, не везет, евреи не попадаются!"

Поэт Андрей Орлов, чтобы раскрыть еврейскую тему, написал "Вокзальную поэму", которую, затаив дыхание, слушала все синагога. А потом Орлуша и совсем посерьезнел:

Шагал по городу Шагал, А рядом с ним жена шагала. Он палкой голубей пугал, За что жена его ругала. Шагал не соблюдал шабат, И даже иногда в субботу Спесив, красив, носат, губат В трамвае ездил на работу. Шагал любил глядеть в окно, С вареньем булку уплетая, И там он видел, как в кино, Летающих евреев стаи. Они летели сквозь грозу, Смешно из неба свесив ноги, Оставив далеко внизу Сады, дома и синагоги.

После такого даже в юбке ведущей, которая вышла представлять последнего чтеца - музыканта Андрея Макаревича - стали угадываться шагаловские интонации.

"Разговор о евреях - уже некий моветон", - заявил Макаревич. Было трудно не согласиться: "Чтения" шли третий час. "А ведь я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас!) на самом деле. Вы когда-нибудь чувствовали, как еврей относится к своей маме? Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной".

И как тут не вспомнить новогоднюю поздравительную открытку, отправленную мамой Вишневскому: "Я полюбила тебя, сынок, с первого взгляда". Примерно так же, как синагога, полюбила "Пионерский чтения". Лехаим!