Элина быстрицкая - биография, информация, личная жизнь. Актриса Элина Быстрицкая: биография личная жизнь, семья муж, дети — фото Продолжение актерской карьеры

// Фото: Иванов Сергей/PhotoXPress.ru

В начале августа 89-летняя народная артистка СССР Элина Быстрицкая заставила поклонников сильно поволноваться. Сперва пожилая женщина пожаловалась на боль в груди, а затем получила химический ожог глаза и была вынуждена обратиться в медицинское учреждение. В результате актрису увезли в Боткинскую больницу. Спустя несколько недель после инцидента Элина Авраамовна дала небольшое интервью журналистам, в котором рассказала о своем состоянии.

Знаменитость заверила корреспондентов: ее самочувствие значительно улучшилось. В то же время Быстрицкая призналась, что страдает от проблем со зрением. Из-за этого Элине Авраамовне пришлось распрощаться с любимыми телепередачами.

«Сейчас уже со здоровьем все в порядке. Правда, раздражает, что очень много вопросов об этом, – поделилась актриса. – Мне случайно попал йод в глаз. Пришел такой возраст, когда начались проблемы со зрением. Сейчас я вижу плохо, даже телевизор по этой причине перестала смотреть. Но думаю, что врачи вылечат меня и все будет в порядке».

// Фото: Кадр программы «Бабье лето»

В сентябре у легендарной артистки запланированы встречи со зрителями, поэтому она сейчас уделяет пристальное внимание своему здоровью. Элина Авраамовна надеется, что у нее получится со всем справиться, и совсем скоро поклонники увидятся с любимой актрисой.

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года. Во время войны семья артистки эвакуировалась в Астрахань. Будущая звезда кино работала во фронтовом передвижном госпитале, помогая раненым. В конце 40-х Быстрицкая начала заниматься художественной самодеятельностью. После получения актерского образования Элина Авраамовна начала карьеру на сцене.

В 1958 году состоялся дебют артистки в Малом театре. Тогда Элина Авраамовна сыграла главную роль в спектакле «Веер леди Уиндермир» по пьесе Оскара Уайльда. Отметим, что на счету Быстрицкой также несколько десятков работ в таких известных проектах, как «Тихий Дон», «Неоконченная повесть» и «Добровольцы».

В конце 60-х знаменитость сочеталась узами брака с сотрудником отдела переводов Министерства внешней торговли СССР Николая Кузьминского. Спустя 27 лет совместной жизни супруги решили развестись. С той поры Элина Быстрицкая не выходила замуж. Известно, что легендарная актриса живет одна, и у нее нет детей.

В недавнем интервью представители СМИ спросили звезду, нужна ли ей какая-то помощь, на что та ответила отрицательно. Близкие люди во всем поддерживают Элину Авраамовну. Артистка всегда может обратиться к ним, если что-то произойдет.

«Мои друзья, это не артисты, а люди, которые появились в моей жизни при разных обстоятельствах. Мне очень повезло в жизни с настоящими друзьями. Они порой целый день проводят со мной», – рассказала Быстрицкая в интервью Sobesednik.ru .

Элина Быстрицкая – советская актриса театра и кино, прославившаяся в первую очередь благодаря роли Аксиньи в «Тихом Доне» и спектаклям Малого театра. О том, какой актрисой была Элина, знают многие зрители. Но что насчет ее жизненного пути, полного лишений и трудностей? О нем мы и поговорим далее в подробной биографии Быстрицкой.

Детство и семья

Элина Авраамовна Быстрицкая появилась на свет в апреле 1928 года в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста Авраама Петровича Быстрицкого и больничного повара Эсфирь Исааковны. Это странное имя родители позаимствовали для своей дочки из пьесы Кнута Гамсуна "Игра жизни". Точнее, девочку назвали Эллина, но вторую букву «л» потеряла рассеянная паспортистка.


Девочка росла активной и любознательной. Ей ничего не стоило точь-в-точь скопировать Петьку из нашумевшего фильма «Чапаев», вызывая у зрителей смех и восхищение. Элина увлекалась не столько девчоночьими, сколько мальчишескими занятиями. Она так хорошо играла в бильярд, что могла дать фору каждому сопернику. С ранних лет она восхищала окружающих своей красотой.


Элине было 13, когда началась война. Уже не ребенок, не по годам серьезная девочка отказалась эвакуироваться. Через неделю после начала боевых действий Элина пришла в штаб, где работал ее отец, и потребовала у комиссара дать ей работу в госпитале, который располагался в городе Нежин. Циничные медики полагали, что она сбежит в первый же день, не выдержав вида крови и вывороченной плоти, но Элина мужественно выполняла свои обязанности, как и вся семья Быстрицких, не собираясь спасаться в эвакуации.


Фронт наступал, все больше жертв оставляли за собой немцы. Элина в числе других санитарок носила носилки с ранеными. Надорвавшись из-за слишком тяжелой ноши, она потеряла возможность иметь детей.

Какой мне запомнилась война? Запомниться она могла тем, кто попал случайно на 5 минут в военную обстановку. А я 4 года в этом была…

В какой-то момент семья Быстрицких оказалась в Донецке (тогда он назывался Сталино). Здесь Элина серьезно заболела. Едва выкарабкавшись из лап смерти, она присоединилась к добровольцам, расчищающим город от снарядов, окончила двухмесячные курсы медсестер, но была назначена лаборанткой из-за юного возраста. Позже семья оказалась на станице Обливской, где Элина лично познакомилась с бытом казаков. Эти образы из военного детства она впоследствии использовала для работы над ролью Аксиньи из «Тихого Дона». Затем судьба закинула юную медсестру в Одессу, где ей однажды пришлось стать донором крови для раненого солдата.


В 1944 году женская часть семьи Быстрицких решила вернуться в Киев – Элине нужно было получать образование. Но родина встретила их руинами. Пришлось семье возвращаться в Нежин, откуда начались их военные мытарства, и снимать там комнату у знакомых врачей. Хотя у Элины как у военной медсестры была возможность поступить сразу на второй год обучения акушерских курсов, она не воспользовалась этой возможностью и начала учебу с самых азов. В 1947 году она стала дипломированной акушеркой, уже принявшей 15 детей.

Выбор профессии

В семье не сомневались, что старшая дочь станет врачом. Но Элина втайне мечтала совсем о другом – она хотела стать актрисой. Но как подступиться с этим к родителям, особенно к отцу? И действительно, Авраам Петрович и слышать ничего не захотел. Максимум, на что он мог пойти – разрешить дочери поступать в Нежинский пединститут. Но девушка не была намерена расставаться с мечтой.

Чтобы не упасть в грязь лицом перед экзаменаторами, она училась декламировать стихи и прозу, пробовала петь. Стремясь овладеть искусством красиво двигаться на сцене, девушка записалась в балетный класс. В таком возрасте поздно становиться балериной, но целеустремленная Элина закончила программу пяти лет за полгода. При этом младшая сестра осталась полностью на ее попечении: отец уехал на побывку в Дрезден и забрал с собой серьезно заболевшую жену.


По ее инициативе в пединституте был открыт драмкружок. После одного из выступлений к Элине подошла неизвестная дама и спросила: «Вы учитесь в театральном?». «Нет, в педагогическом», – ответила Элина, на что получила ответ: «Напрасно. Вам нужно в театральный». Этот момент стал поворотным, Элина поняла – пора. С грошами в кармане и парой буханок хлеба, которые ей дали смирившиеся с желанием дочери родители, Быстрицкая села на поезд, который увез ее в Киев. Ей удалось поступить на киноотделение Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, на курс Амвросия Бучмы.

С первых дней учебы студентка начала искать возможность заработать: она жила в комнате у родной бабушки, но денег на еду не хватало. Однажды она оказалась на съемочной площадке фильма «Тарас Шевченко» и попросилась в массовку. В фильме она сыграла крошечную роль горничной. Затем Элина устроилась в труппу цирка семьи Кио – воздушной гимнасткой. Артистки цирка работали со страховкой, но Элина панически боялась высоты, и все же переборола свой страх и выступала с цирком на протяжении сезона.

Несмотря на то, что светлую, открытую девушку-отличницу любили и одногруппники, и педагоги, над Элиной нависла угроза отчисления. Все началось с пустяка: в коридоре к ней подкрался однокурсник со свистком во рту и свистнул девушке прямо в ухо. Еще с фронтовых времен Элина боялась громких звуков и рефлекторно залепила парню пощечину. Новость о, казалось бы, незначительном инциденте, вмиг разлетелась по университету. То тут то там в разговорах студентов Элина слышала, как ее имени сопутствует слово «жидовка». «Пятый пункт» затмил и руководству все предыдущие успехи одаренной студентки, никто не хотел разбираться в причинах, по которым Элина ударила однокурсника. Но исключения все же удалось избежать.

Элина Быстрицкая. Железная леди

Но когда 1 марта 1953 года Иосиф Сталин был найден мертвым, а по стране пошли слухи, что, дескать, смерть вождя народов – дело рук врагов-сионистов, Элина вновь едва не стала жертвой «охоты на жидов». Ей припомнили и пощечину, и высосанные из пальца прегрешения вроде хихиканья на собрании, хотели силой отнять комсомольский билет. За девушку вступился педагог, Иван Чабаненко. Если бы не его помощь, с университетом пришлось бы попрощаться.

Начало актерской карьеры

После первого курса Элину утвердили на крупную роль врача Елены в фильме «В мирные дни». Неопытная девушка обошла многих именитых актрис.На съемочной площадке она познакомилась с другими молодыми актерами: Георгием Юматовым и Вячеславом Тихоновым .


Потом были роли в приключенческой ленте «„Богатырь“ идет в Марто» и в драме «Неоконченная повесть», где Элина снималась вместе с Сергеем Бондарчуком , которого, несмотря на нежные чувства между их героями, недолюбливала из-за заносчивого нрава. Еще когда Элина снималась в «Тарасе Шевченко» актер публично унизил ее перед посетителями буфета киностудии.


После окончания университета Элина получила распределение в Херсонский драмтеатр. Однако из-за разногласий с режиссером, заручившись поддержкой Ивана Чабаненко, актриса добилась зачисления в труппу Театра им. Моссовета под руководством Юрия Завадского. Увы, у Быстрицкой хватало недоброжелателей, и они всеми силами добивались, чтобы дорога в столичные театры оказалась закрыта для молодой актрисы. И им это удалось. Зато в Вильнюсский драмтеатр Элину приняли с распростертыми объятиями.

Тихий Дон

Одна из лучших работ актрисы – роль Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. Быстрицкая прочитала «Тихий Дон» почти сразу после его выхода и всей душой полюбила этот роман. Перечитывая его несколько раз, она и представить не могла, что будет играть одного их любимых персонажей.

Примечательно, что режиссер Сергей Герасимов видел в роли Аксиньи свою ученицу Нонну Мордюкову. На кандидатуре Быстрицкой настоял автор романа, Михаил Шолохов.

Элине предстояло сыграть Аксинью так, чтобы выдержать конкуренцию с Эммой Цесарской, игравшей казачку в «Тихом Доне» 1930 года. Быстрицкая была стройной хрупкой девушкой, следившей за фигурой. Аксинья была другой – это не изнеженная городская барышня, а бесстрашная жительница степей, мать и боевая подруга, не страшащаяся физической работы. «Она много и тяжело работает, но остается желанной для своего казака», – вспоминала Быстрицкая.


Фильм вышел в 1958 году и стал лучшей картиной года по мнению читателей «Советского экрана». Да что там говорить, если сам Шолохов, впервые просматривая ленту после финального монтажа, не смог сдержать слез, а потом вынес вердикт: «Ваш фильм идет в одной упряжке с моей книгой».


После премьеры фильма Элина Быстрицкая получила всесоюзное признание не только как великолепная актриса, но и как самая красивая женщина советского кинематографа.

Дальнейшая карьера

В 1958 году исполнилась давнишняя мечта Элины Авраамовны о московской сцене – ее приняли в Малый театр, частью которого Быстрицкая оставалась всю свою дальнейшую жизнь. И вскоре она уже блистала в главной роли в ее дебютной постановке «Веер леди Уиндермиер» по Оскару Уайльду.


Этот опыт дал Быстрицкой понять, что она в первую очередь – актриса театральная. Поэтому фильмография Элины Авраамовны, несмотря на ее более чем полувековой опыт киносъемок, довольно скромная и не насчитывает и 25 ролей. Куда внушительней список ее театральных работ. В одном только Малом театре она сыграла в более чем 30 спектаклях. В 1998 году женщина играла в «Перекрестке» Московского театра им. Ермоловой.

Личная жизнь Элины Быстрицкой

Когда Элина была студенткой педагогического вуза, ею увлекся аспирант. Молодой парень мог вполне рассчитывать на расположение юной студентки, если бы воспринимал партийную идеологию столь серьезно. Как-то во время романтической прогулки под луной из репродуктора на столбе зазвучал гимн СССР, и воздыхатель Элины, забыв о поцелуях, выпрямился по стойке «смирно». После этого Элина перестала с ним встречаться.


Вообще, красавица никогда не испытывала недостатка в мужском внимании. Но до последних курсов театрального университета никому из молодых людей не удалось заинтересовать ее. Характер у Элины, воспитанной в строгости, был принципиальным, и для слишком дерзких воздыхателей у нее был один ответ – пощечина. Даже во время съемок постельных сцен в «Тихом Доне» она подкладывала между собой и Петром Глебовым (исполнитель роли Гриши Мелехова) специальный валик, чтобы не соприкасаться телами.


Она очень долго выбирала того единственного, с кем бы ей хотелось прожить всю жизнь. Замуж она вышла довольно поздно по тем временам и за мужчину старше ее. Николай Иванович Кузьминский был сотрудником Министерства внешней торговли – с актерами Быстрицкая совместного будущего не видела. Он сделал предложение через 4 дня после знакомства, и Быстрицкая его приняла.


Николай Иванович был интересным собеседником. Супруги много путешествовали, вместе посещали театры, выставки, галереи. Семейную идиллию омрачало отсутствие детей. Прожив 27 лет в браке, в начале 80-х супруги развелись из-за измен мужа, с которыми Быстрицкая не смогла примириться. Однако актриса смотрела на жизнь философски и следовала афоризму Омара Хайяма, гласившему, что лучше быть одному, чем вместе с кем попало.

Последние годы жизни и смерть

Элина Быстрицкая не считала себя одинокой. У нее не было мужа, зато было много друзей. В своем подмосковном загородном доме Элина Авраамовна часто общалась со своими соседями – Владимиром Познером и Василием Лановым, любила угощать своих многочисленных гостей кулинарными изысками собственного приготовления.

Она занимала активную общественную позицию, преподавала в ГИТИСе и Российской академии театрального искусства, стояла во главе федерации художественной гимнастики и военно-патриотической комиссии Союза театральных деятелей.


Невзирая на преклонный возраст, актриса следила за своей внешностью. Она поддерживала форму с помощью гантелей, гимнастической палки и обруча, продолжала играть в бильярд и очень дорожила кием, подаренным ей маршалом Куликовым.

Но постепенно возраст начал брать свое. В 2012 году Быстрицкая уволилась из Малого театра, а разменяв десятый десяток, Элина Авраамовна начала сдавать. Последние месяцы она не вставала, почти ничего не видела из-за катаракты. Близкие были уверены, что и в этот раз сильный дух женщины вернет ее обратно к жизни. Но 26 апреля 2019 года, после продолжительной болезни, 91-летняя актриса скончалась в реанимации.


Элина Авраамовна Быстрицкая — это красивейшая советская актриса кино и театра, превосходный педагог, певица русских романсов и военных песен. На счету народной артистки СССР немалое количество работ, на которых выросло не одно поколение советского народа.

Недавно у Быстрицкой Элины Авраамовны был день рождение и ей исполнилось 90 лет. Что же известно о семье актрисы и детях, ее биографии. Узнаем последние новости о легендарной артистке на сегодня.

Элина Авраамовна родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, УССР. Отец девочки был военным врачом, а мама служила поваром в больнице. Перед началом Великой Отечественной войны отец Элины попал по распределению на Черниговщину, а во время войны семье пришлось эвакуироваться в Астрахань.

Подросшая Элина отучилась на медсестру, после чего работала в госпитале в нынешнем Донецке, спасая раненых бойцов. Девочка была настолько красива, что каждый раз вызывала изумленные вздохи со стороны окружающих.

После окончания войны, девочка должна была поступить в медицинское учебное заведение. Профессия медсестры ей вообще не нравилась, а кружок который был при училище заинтересовал Элину. Для того чтобы грациозно выглядеть на сцене будущая актриса записалась в кружок балета. Развиваясь немного не в том направлении, девушка все-таки окончила медицинский техникум и по профессии стала дипломированной медсестрой в городе Нежине на Черниговщине.

Спустя время, Элина решила поступать в театральный институт в Киеве. Отец был против такого решения. Он отправился вместе с дочерью в Киев, чтобы поддержать дочку, когда та не поступит в институт. И действительно, Элина вернулась в Нежин несостоявшейся студенткой театрального института и тут же поступила в педагогический.

Театральный

И все-таки Быстрицкая Элина Авраамовна, которой на данный момент 90 лет, стала актрисой, несмотря на все препятствия. Ее семья (дети) не стали преградой на пути к самореализации. О последних новостях жизни артистки читайте ниже, а пока вернемся к далеким студенческим годам Элины. Она была прекрасным организатором от природы.

Собранный ею коллектив танцев и песен занимал все победные места на всевозможных конкурсах. За активность в сфере искусства студентку наградили путевкой в санаторий для артистов. Там она познакомилась с мэтрами кино того времени и решила без сожаления оставить педагогический ВУЗ. По приезде из дома отдыха девушка стала студенткой театрального института.

Новый путь не был легок с самого начала. Будущую актрису едва не отчислили из-за отсутствия определенных справок. Ее преподаватель помог ей решить возникшие проблемы и не пожалел об этом. Учеба давалась девушке легко и она подавала большие надежды.

Нелегкая учеба

Среди учеников, поведение которых было более чем свободное, Элина отличалась своим пуританским воспитанием. Именно ее воспитание чуть было не стало поводом для ухода из института. За это ее не любили студенты, которые стали писать анонимки с неправдивыми жалобами и различного рода кляузы.

И тогда, на защиту девушки встали преподаватели, которые вынесли первое и последнее предупреждение любителям кляузничать. Условие было таковым: если жалобы на Быстрицкую продолжатся, то авторы анонимок отправятся вон из института.

Красота девушки портила ей всю учебу из-за зависти окружающих и появления ненужных ухажеров. Ее отправили по распределению в Херсонский театр, где из-за фамильярного вальяжного отношения к ней руководителя драмтеатра, девушка отказалась там оставаться. С помощью своего преподавателя будущая актриса добилась перевода в Моссовет, чтобы играть в столичном театре.

Но недоброжелатели сделали все, чтобы этого не случилось. В результате Элине пришлось начинать свою карьеру актрисы в Вильнюсском драматическом театре.

Быстрицкая Элина Авраамовна и сейчас в свои 90 лет довольно принципиальный человек с жестким характером. Может быть, поэтому она так и не создала повторно семью, не родила детей. Так могло сложиться из-за того, что не смогла поступиться своими жизненными принципами и жить спокойной семейной жизнью. В последних новостях об артистке российские газетные источники пишут об одиночестве Элины Авраамовны.

Съемки в кино

Поучаствовал в съемках фильма про Тараса Шевченко, актриса больше решила не связываться с кинематографом, так как фрагменты с ее участием вырезали из фильма. Но последующая лента «В мирные дни» была оценена критиками и зрителями по достоинству. Благодаря этому фильму Быстрицкую признали лучшей актрисой 1955 года. В этом фильме снимались знаменитые актеры того времени и это дало девушке уверенность в своих силах. С того времени Быстрицкая стала сниматься в кино.

Наибольшую славу актрисе принесла лента «Тихий Дон», где она сыграла роль Аксиньи. Девушка играла настолько искренне и правдоподобно свою героиню, что после премьеры ленты Быстрицкую завалило шквалом писем от поклонников ее творчества.

Самое запоминающееся было письмо от донских казаков, где они просили актрису называться в дальнейшем Аксиньей Донской.

У Быстрицкой был огромный перерыв в творчестве, и только в начале 90-х она вернулась в кино. Ее эпизодические роли можно увидеть в фильмах «Бравые парни», «Семь дней после убийства». Всего на счету актрисы 28 работ в кино, которые считаются классикой советских фильмов.

Педагогическая и концертная деятельность

С 1978 года Элина Авраамовна стала преподавать в Щепкине и ГИТИСе. Часто выступала на концертах народного творчества как сольно, так и в сотрудничестве с ансамблем Зыкиной.

Личная жизнь актрисы

Быстрицкая Элина Авраамовна в недавно исполнившиеся ее 90 лет очень красивая женщина. У нее была семья и дети мужа от предыдущего брака. СМИ в последних новостях о Быстрицкой упоминают о проблемах со здоровьем, но не стоит забывать о преклонном возрасте народной артистки.

Что касаемо ее личной жизни, то воздыхателей у талантливой девушки всегда было предостаточно. Строгое воспитание и серьезность во всем не позволяло ей легкомысленно подходить к вопросу о партнере.

Замуж Быстрицкая вышла за Кузьминского Николая Ивановича, заведующего отделом переводов Министерства Внешней Торговли СССР. Детей у них не было, зато были его дети от предыдущего брака. Она сама стала инициатором развода, о чем не сожалеет и по сей день. Актриса вообще не любит вспоминать и рассказывать о своей личной жизни журналистам.

Быстрицкая сегодня

На сегодняшний день актриса проживает одна в загородном доме, где ее соседями являются Владимир Познер и Лановой. Элина Авраамовна любит готовить и угощать своих соседей. Быстрицкая, несмотря на свой достаточно преклонный возраст, до сих пор исполняет русские романсы на сценах, военные песни. Очень любит играть в бильярд, обожает спорт.

Здоровье конечно подводит народную артистку, но не стоит забывать о ее преклонном возрасте. Летом прошлого года Быстрицкую госпитализировали в клинику, где поставили диагноз — гипертонический криз. Она категорически отказалась лежать в палате и ушла домой. Но в тот же день по несчастливой случайности обожгла глаз йодом.

Врачи все-таки госпитализировали строптивую пациентку, нормализовав ситуацию с глазом и здоровьем в общем. У народной артистки в последнее время стало плохо со зрением. Она очень надеется, что зрение можно восстановить с помощью операции.

У Быстрицкой очень много друзей, которые постоянно навещают пожилую женщину. Она призналась в одном из интервью, что не чувствует себя одинокой из-за отсутствия семьи и детей. Ее друзья — это богатство, считает артистка. Она радуется каждому дню и не хотела бы ничего менять в своей жизни.

Элина Авраамовна Быстрицкая (1928 - 2019) - известная советская театральная и киноактриса, народная артистка Советского Союза. Широкому зрителю она запомнилась, прежде всего, как Аксинья из знаменитой экранизации романа «Тихий Дон». Более 40 лет отдала Элина Авраамовна служению в Малом театре. Ее активная жизненная позиция была по достоинству оценена большим количеством наград и званий, которые были присвоены в разные годы талантливой актрисе.

Детство и юность

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в городе Киеве в семье медиков. Ее отец был военным врачом, а мать Эсирь Исааковна работала поваром в больнице. С ранних лет ее окружали одни медработники, поэтому любимой игрой девочки было лечение кукол. После начала войны Элина прошла краткосрочные курсы медсестер.

Это позволило ей работать санитаркой во фронтовом госпитале, а затем она перешла в лабораторию. Параллельно с этим девушка сдала экзамены за 6-й и 7-й классы школы, чтобы иметь возможность учиться дальше.

После возвращения в Киев семья узнала, что в их дом попала бомба и уничтожила все вещи. Пришлось ехать в Нежин, где жили до войны. Там будущая актриса поступила в медицинский техникум. За полгода до получения диплома Элину попросили поучаствовать в художественной самодеятельности. Это был водевиль, в котором девушке досталась роль молодой барышни.

После окончания представления многие подходили и благодарили Быстрицкую за талантливо представленный образ. В 1947 году она получила заветный диплом, но к тому времени твердо решила, что в медицину не пойдет. По словам Элины Авраамовны, она просто испугалась ответственности, которую требует профессия врача.

Долгий путь на сцену

Тогда же девушка надумала поступить в театральный институт. С ней вместе в Киев поехал отец, чтобы подробнее узнать, что это за вуз. К глубокому разочарованию дочери на встрече с ректором он попросил объяснить ей, что учиться здесь не стоит. Папа не считал актерскую профессию настоящим занятием. Вспылив, дочь заявила, что тогда вообще не будет учиться, но потом все-таки передумала. Спустя некоторое время Элина поступила в Нежинский пединститут на филолога, но долго проучиться там не смогла. В 1951 году она поехала получать образование в Институт театрального искусства города Киева, где обучение проходило на украинском языке.

После окончания вуза в 1953 году Быстрицкую направили по распределению в Херсон, но там не сложились отношения с режиссером местного театра П. Морозенко. При поддержке своего наставника И. Чабаненко ее направили в столичный театр им. Моссовета, но какие-то недоброжелатели написали на Элину несколько анонимок, которые помешали сыграть на московской сцене. Так она стала служить в Вильнюсском драматическом театре. На его сцене она сыграла в спектаклях «Повесть о настоящем человеке», «Годы странствий», «Порт-Артур».

В 1958 году Элина Авраамовна была зачислена в труппу Малого театра, на сцене которого она играла более 40 лет. Уже ее первая роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер») хорошо запомнилась зрителю. Затем актрисой были сыграны десятки ярких образов, среди которых Глафира «Волки и овцы», баронесса Штраль («Маскарад), Москалева («Дядюшкин сон»), Панова («Любовь Яровая»), Мария («Выбор») и множество других.

Карьера в кино

На гастролях театра в Ленинграде Быстрицкой предложили на выбор сыграть две роли в кино. Вопреки ожиданиям, она предпочла фильму «Двенадцатая ночь» картину о своей современнице «Неоконченная повесть». Главная причина такого решения - возможность поработать на одной площадке с плеядой звездных мастеров - Э. Гариным, С. Гиацинтовой, С. Бондарчуком. Интуиция не обманула Элину - ее роль врача Елизаветы была признана очень успешной, а сама она была признана лучшей актрисой 1955 года.

Появление в творческой карьере еще одной заметной роли - Аксиньи из «Тихого Дона» имеет магический смыл. Еще в студенческие годы она пробовалась на эту роль, но один из педагогов смело заявил Быстрицкой, что эта роль не для нее. В 1955 году актрису включили в делегацию кинематографистов, которая была отправлена во Францию на неделю советских фильмов. Там она узнала о наборе актеров на участие в фильме «Тихий Дон», который проводит С. Герасимов. Элина Авраамовна сама позвонила режиссеру и предложила поучаствовать в пробах, и он не отказал.

Окончательно утверждал актерский состав М. Шолохов, и он, глядя на Быстрицкую, сказал: «Так вот она!» . В итоге эта роль прошла мимо Нонны Мордюковой, которая очень рассчитывала сыграть в картине. После премьеры она сказала своей конкурентке: «А ты все-таки сыграла, проклятая!» .

Готовясь к съемкам, Герасимов выставил условие - нужно обязательно прибавить в весе. «Если не поправишься - роли не получишь», - жестко отрезал режиссер. Пришлось есть и за себя, и за того парня, но к началу съемок лишние 15 кг удалось набрать. Возвращалась в обычные кондиции Быстрицкая по старой французской методике: вилка, тупой нож и дырявая ложка.

Картина была признана лучшим фильмом 1957 года (по результатам голосования читателей издания «Советский экран») и собрала целую россыпь наград Международных фестивалей в Карловых Варах, Мехико, Брюсселе. Быстрицкой было присвоено звание почетной казачки, а затем и полковника казачьих войск.

После «Тихого Дона» были еще ряд интересных работ - «Добровольцы» (Леля, 1958), «Русский сувенир» (Барбара Монтези, 1960), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963), «Николай Бауман» (Андреева, 1967). После этого в кинокарьере наступает долгий перерыв, длившийся более 20 лет. Во многом на это повлиял нелегкий характер актрисы, ведь Элина стала очень трепетно относиться к выбору каждой роли, а со временем и режиссеры перестали звать на съемки.

Работа в кино возобновилась лишь в начале 90-х, когда Быстрицкая снялась в остросюжетном фильме «Семь дней после убийства» (Кира Александровна, 1991), мелодраме «Прощальные гастроли» (пассажирка, 1992), кинокомедии «Бравые парни» (Надежда, 1993). Спустя несколько лет Элина Авраамовна предстала в образе Ольги в фильме «Теплые ветры древних Булгар».

Не сценой единой

Начиная с раннего детства, прославленная актриса остается преданной танцам. Раньше она могла заниматься этим по 4─6 часов в день. На протяжении 17 лет Быстрицкая руководила Национальной федерацией художественной гимнастики. Как раз в это время Советский Союз закрепил в этом виде спорта лидерские позиции на планете.

Она всегда ценила активный отдых, поэтому не понаслышке знает о гребле и стрельбе. Регулярные физические упражнения с полукилограммовыми гантелями тоже являются визитной карточкой актрисы. А еще она играет в шахматы, обожает Шопена и с детства очень любит бильярд. Приезжая на отдых в санаторий, актриса регулярно участвовала в бильярдных турнирах и даже побеждала. Неудивительно, что среди самых памятных подарков значится кий, преподнесенный маршалом Куликовым.

В 1979 году она стала преподавать в ГТИСе, став профессором Российской академии театрального искусства. Много лет была руководителем военно-патриотической комиссии Союза театральных деятелей. В годы существования независимой России Быстрицкая занялась активной общественно-политической деятельностью. В 1994 году создала фонд поддержки искусства и науки, чья деятельность была направлена на оказание помощи талантливой творческой молодежи. Год спустя участвовала на выборах депутатов ГД от «Стабильной России», а в 2012 году выступала как доверенное лицо лидера «Справедливой России» С. Миронова.

Личная жизнь

Красавица актриса никогда не страдала от недостатка внимания кавалеров, но замуж вышла довольно поздно. Во всем виновато строгое воспитание и твердый, в чем-то неуживчивый характер. Она никогда не любила распространяться о своих отношениях, но многочисленные поклонники требовали пролить свет на личную жизнь, и Быстрицкая решилась ответить на все вопросы в своей автобиографической книге.

Первые серьезные отношения возникли еще в студенческие годы, но потенциальный жених оказался слишком идейным. Затем был бурный роман с К. Лавровым, отношения развивались очень стремительно, и дело двигалось к свадьбе, но однажды на вокзале она заметила его с другой - и как отрезало. Такие вещи Быстрицкая прощать не умеет. В 1967 году во время поездки в Англию к Элине Авраамовне сватался высокопоставленный чиновник, славившийся своей любвеобильностью, но и он получил отворот-поворот. В результате на несколько лет она оказалась невыездной.

Замуж Элина Авраамовна вышла за переводчика Николая Кузьминского, работавшего в Министерстве внешней торговли. Уже на четвертый день знакомства он сделал ей предложение и влюбленная актриса ответила согласием. Она вспоминает тепло о своем муже: «С ним было интересно общаться и разговаривать» . Увы, но по медицинским показаниям Быстрицкая не могла забеременеть. Возможно, поэтому со временем начались измены супруга, которые сопровождались его постоянным вмешательством в творческий процесс супруги. Терпеть подобное отношение больше не было сил, и она подала на развод после четверти века совместной жизни.

Сегодня знаменитая актриса живет в Подмосковье в загородном доме, где очень любит гулять со своей собакой. При этом Элина Авраамовна остается верна педагогической стезе, находясь в поиске новых дарований, каким является сама.

Элина Авраамовна Быстрицкая - выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР. В 1999 году в опросе газеты "Комсомольская правда" Элина Быстрицкая была признана "самой красивой женщиной уходящего века".

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье. Отец, Авраам Петрович Быстрицкий, был военным врачом-инфекционистом, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать, Эсфирь Исааковна, в годы войны работала шеф-поваром полевого госпиталя.

Родители назвали дочь Эллина, это имя они взяли из пьесы "Игра жизни" Гнута Гамсуна, однако паспортистка по ошибке написала имя девочки с одной "л" вместо двух и будущая актриса из Эллины стала Элиной.

В детстве Элина любила играть в домашнем театре. Например, в спектакле по мотивам фильма "Чапаев" (1934) она играла Петьку. Когда началась война, Элине было 13 лет. Девочке пришлось забыть о развлечениях и работать медсестрой в госпитале города Нежин. Родители хотели, чтобы Элина пошла по стопам отца и стала врачом, поэтому в конце 1944 года Быстрицкая поступила в медицинский техникум Нежина и закончила его в 1947-м, получив диплом по специальности "акушер-гинеколог ". Однако у Быстрицкой не лежала душа к медицине: "Я прошла практику и поняла, что медицина не для меня. Приняла 15 родов, причем четверо из них были с паталогиями. Меня все это так потрясло, степень моего сочувствия была такова, что я не способна была делать то, что от меня требовалось ". В медицинском техникуме существовал драмкружок, в который Быстрицкая записалась с первых же дней обучения. Также Элина поступила в музыкальную школу, при которой существовал балетный класс. Она хотела научиться профессионально двигаться по сцене, овладеть искусством пластического танца. В спектакле "Маруся Богуславка" она так зажигательно исполняла "танец живота" в сцене "гарем султана", что зрители буквально засыпали ее аплодисментами. Правда, ее строгая мама, присутствовавшая на спектакле, испытывала иные чувства, считая, что дочь исполняет что-то непотребное. После окончания медицинского техникума Быстрицкая хотела поступить в театральный институт Киева, но отец был категорически против и даже съездил с дочерью к ректору института, чтобы тот разубедил её в намерении поступать в театральный. В итоге Быстрицкая вернулась в Нежин и поступила на филологический факультет местного педагогического института, где Элина организовала свой танцевальный кружок, который победил в одном из конкурсов. За эту победу Быстрицкая была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза "Рабис" - работников искусств, где отдыхали настоящие артисты. Там актриса Наталья Гебдовская, увидев Быстрицкую на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр. Это окончательно убедило Быстрицкую, что её истинное призвание - быть актрисой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и поступила в киевский институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого.

В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино, снявшись в роли военврача Елены Алексеенко в фильме "В мирные дни" (фильм был снят на Киевской киностудии).

В институте у Быстрицкой было немало поклонников, но выросшая в строгой семье девушка не позволяла никаких вольностей. Если не помогали слова, в ход шли пощёчины. Одна из таких пощёчин чуть не стала для неё роковой, ведь дело было в 29-ю годовщину со дня смерти Ленина. 21 января 1953 года один из студентов свистнул из пищалки в ухо Быстрицкой, готовившейся выступать со "Сказкой о Ленине". Быстрицкая на глазах у многих преподавателей дала студенту увесистую оплеуху. Быстрицкую обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами. Её попросили написать заявление о переводе в Харьковский институт, в противном случае угрожая её отчислить. На что Быстрицкая ответила: "Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре". В итоге дело кончилось лишь исключением Быстрицкой из комсомола.

О возможности работы в популярном Киевском театре имени И. Франко Быстрицкой пришлось забыть. Элину распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра Павел Морозенко. Увидев красавицу Быстрицкую, он назначил ей свидание у ресторана "Спорт". Быстрицкая в резкой форме отвергла это предложение и на следующий день направилась в Министерство образования с просьбой направить её куда угодно, но не в Херсон. Однако сказать правду о причине такой странной просьбы она не решилась и Быстрицкой отказали. В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета и Быстрицкая, заручившись рекомендацией своего преподавателя Юрия Завадского, убедила главного режиссёра зачислить её в труппу московского театра. Однако вскоре из Москвы последовал отказ. Быстрицкая узнала его причины лишь через несколько лет. Оказывается, некоторые её бывшие однокурсники, завидуя Быстрицкой, отправили в театр несколько анонимных писем с клеветой в её адрес. Якобы она хвалилась тем, что станет любовницей главного режиссёра. В итоге Быстрицкой всё же удалось устроиться в Вильнюсский драматический театр.

В середине 1954 года Вильнюсский театр был на гастролях в Ленинграде и на Быстрицкую обратили внимание сразу два кинорежиссёра, один предложил ей роль Виолы-Себастьяна в фильме по пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь", а другой - роль врача в фильме ""Неоконченная повесть". Быстрицкая выбрала хорошо знакомую ей роль врача. По сюжету талантливого кораблестроителя Ершова (Сергей Бондарчук) паралич ног приковал к постели. Навещать его каждое утро приходит участковый врач Елизавета Максимовна (Элина Быстрицкая). Постепенно между ними возникает любовь, которая помогает сотворить чудо... К несчастью, влюбленные на экране Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая терпеть не могли друг друга в жизни. Бондарчук не раз оскорблял Быстрицкую и та уже думала отказаться от совместных съёмок, но режиссёр решил снимать крупные планы Быстрицкой без присутствия Бондарчука.

Фильм "Неоконченная повесть" вышел на экраны в 1955 году и имел большой успех. По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года.

Кадры из фильма "Неоконченная повесть":

Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая в фильме "Неоконченная повесть":

Однако следующий фильм стал для Быстрицкой ещё более успешным. Это был "Тихий Дон" по роману Сергея Шолохова.

Узнав, что Сергей Герасимов приступает к съемкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей, Элина пришла на пробы на роль Аксиньи. На эту же роль претендовала другая известная актриса - Нонна Мордюкова, бывшая выпускницей курса, который вел Герасимов, а ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Мордюкова была уверена, что на роль Аксиньи в фильме пригласят именно её, но узнав, что Шолохов и Герасимов выбрали Быстрицкую, Мордюкова от разочарования чуть не наложила на себя руки.

Стройной Быстрицкой для съёмок в роли донской казачки Аксиньи пришлось набрать 15 кг., научиться носить коромысло, ездить верхом и освоить речь казаков. "Тихий Дон" занял первое место в советском прокате 1958 года, его посмотрели 47 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала "Советский экран" "Тихий Дон" был назван лучшим фильмом года. Но самое главное, что Аксинья в исполнении Быстрицкой полюбилась самим казакам. Старейшины донских казаков написали Быстрицкой, что признают её настоящей казачкой и просили называться Аксиньей Донской.

Кадры из фильма "Тихий Дон":

В 1958 году вышел ещё один фильм с Элиной Быстрицкой - "Добровольцы", в котором Быстрицкая сыграла одну из главных ролей - Лелю. После этого фильма Быстрицкая получила приглашение в труппу Малого театра в Москве, где Элина Авраамовна работает до сих пор.

Элина Быстрицкая в роли баронессы Штраль в спектакле Малого театра "Маскарад":

Быстрицкая была замужем за партийным функционером Николаем Семеновичем Патоличевым, старше её на 20 лет. После 27 лет брака они развелись. Детей у них не было. Элина Авраамовна вспоминает: "В молодости мне очень нравился чисто внешне Жан Марэ. Романтичный герой. Но я понимала: влюбляться в артиста - то же, что читать романы Дюма. А в жизни... Мой муж был интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему. Сколько он помнил, сколько знал! Он любил историю... Но женщин он любил больше всего. Слишком. Хорошо, если бы я была у него одна. Это невозможно было перенести. Некоторые переносят - я не смогла..."

Фильмография Элины Быстрицкой :

1950 «В мирные дни»

1954 «Богатырь идет в Марто»

1955 «Неоконченная повесть»

1958 «Добровольцы»

1958 «Тихий дон»

1960 «Русский сувенир»

1963 «Все остается людям»

1964 «Негасимое пламя»

1966 «Дачники»

1967 «Николай Бауман»

1973 «Волки и овцы» (телеспектакль)

1974 «Дом Островского (телеспектакль)

1976 «Признание» (телеспектакль)

1978 «Бешеные деньги» (телеспектакль)

1983 «Фома Гордеев» (телеспектакль)

1985 «Без вины виноватые» (телеспектакль)

1991 «Семь дней после убийства»

1992 «Прощальные гастроли» (Россия, Беларусь)

1993 «Бравые парни» (Украина)

2002 «Бабий яр» (Украина)

2002 «Горе от ума» (телеспектакль)

2005 «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»

2005 «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»

2006 «Рукопашная»

2006 «Простота хуже воровства»

2006 «Возвращение Мухтара-3»

2008 «Любовный круг» (фильм-спектакль)

2008 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль)