Степени сравнения наречий превосходная степень. Сравнительная степень наречий

И услуг. Люди соревнуются друг с другом, выбирают себе друзей и партнеров для семейной жизни. Тем самым мысленно мы постоянно что-то сравниваем между собой. А чтобы выразить это словесно и письменно, мы используем те самостоятельные которые обозначают признаки предметов, других признаков или действий. Для этого и существуют степени сравнения наречий и прилагательных, правила образования которых мы и рассмотрим в данной статье.

Морфология

Наречие - это которая может обозначать признак действия (бежать как? - быстро; читать как? - внимательно), признак признака (освещенная как? - ярко; сильная насколько? - очень), и в редких случаях, в сочетании с рядом определенных существительных, признак предмета (совсем еще дитя, чтение вслух). В предложениях они чаще располагаются рядом с глаголами, прилагательными и другими наречиями, выполняя роль обстоятельств, а если относятся к существительному, то определений. наречий выражают разницу или соотношение нескольких действий или нескольких признаков, выделяя один из двух или один из всех. А поскольку по правилам образования и применения в предложении они крайне схожи с прилагательными, то запомнить их не составит особого труда.

Какие слова можно использовать

Степени сравнения наречий можно образовать только от тех представителей этой части речи, которые относятся одновременно к качественно-определительным, т. е. выражают качество признака или действия. К примеру: идти быстро, воевать отважно, любить нежно, сверкающий ярко фонарь. Чтобы быстрее это понять, можно запомнить нехитрый прием: степень сравнения образуется только от тех наречий, которые условно можно превратить в прилагательные. Быстро - быстрый, отважно - отважный, нежно - нежный, ярко - яркий и т. д. С остальными наречиями времени (всегда, допоздна), места (далеко, впереди), причины (поневоле, сгоряча), цели (в насмешку, нарочно), меры и степени (много, чуть-чуть), образа действия (пешком, исподлобья) поступить так явно невозможно. Происходит это потому, что только качественные наречия были образованы от аналогичного путем удаления окончания и добавления суффикса «-о».

Примечание

Отсюда же следует и опасность ошибиться в определении части речи. А именно легко спутать с качественными наречиями. Для примера возьмем два простых предложения: «Она шутит смешно» и «Да, это смешно». В первом случае подразумевается наречие, поскольку оно относится к глаголу (сказуемому), обозначает признак этого действия, следовательно, отвечает на вопрос «как?» и является обстоятельством. Во втором же предложении слово «высоко» является краткой формой прилагательного, находится в зависимости от местоимения (подлежащего), выражает свойство предмета, отвечает на вопрос «каково?» и подчеркивается как сказуемое. Поэтому, чтобы различить две эти части речи в предложении, необходимо произвести вышеуказанный разбор проблемного слова, и тогда все станет понятно.

Как образовать сравнительную форму наречия

Существует и другая возможность ошибочной путаницы. Проблема состоит в том, что сравнительная форма степени сравнения наречий образуется точно так же, как у прилагательных, т. е. путем добавления суффиксов «-е, -ей, -ее, -ше, -же» к корню, иногда при этом отсекаются или заменяются последние буквы, а в отдельных случаях видоизменяется все слово. К примеру, «далеко - дальше, близкий - ближе, красивый - красивее/красивей/краше, хорошо - лучше, маленький - меньше». Так происходит образование простой (синтетической) формы степени сравнения наречий, таблица включат ее внизу первого столбика, и именно она идентична прилагательным в тексте. Снова возьмем для примера два предложения: «Он прыгнул выше» и «Этот мальчик выше». Здесь также необходим разбор: так, в первом случае это наречие, относится к сказуемому, означает признак действия, отвечает на вопрос «как?», а во втором примере - прилагательное. Другая форма степени сравнения (составная/аналитическая) у этих частей речи отличается, хоть и образуется одинаково, путем добавления вспомогательного слова «более» или «менее». К примеру, «более высокий» и «менее близкий» у прилагательных, «более высоко» и «менее близко» у наречий.

Как образовать превосходную форму

Наречия в сравнительной степени выражают, что для данного действия/признака обозначаемое слово более характерно, чем для другого. Помимо этого, существует и еще одна форма, которая называется «превосходная». Она выделяет данное действие/признак из всех, выражая его в самой высокой степени сравнения наречий, и образуется путем добавления вспомогательного слова «всех» (составная) или суффиксов «-ейше, -айше» (простая). Последняя характерна только для определенных слов, главным образом, устаревших (покорнейше, нижайше), а потому практически не указывается в справочниках по русскому языку. Но зато используется составная форма степени сравнения наречий. Упражнения и примеры с ней можно придумать из любых слов: прыгнуть выше всех, быть ниже всех, ездить дальше всех, выступать лучше всех и т. д.


Степени сравнения имеют качественные прилагательные и наречия на -о, -в, образованные от них.
Прилагательное или наречие в форме сравнительной степени обозначает качество, присущее данному предмету или действию в большей степени, чем другим предметам или действиям.
Формы сравнительной степени образуются двумя способами:
  1. простым - при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е: быстрый - быстро - быстрее (разг. быстрей), легкий - легко - легче; например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.); Меньше несешь - легче идешь (М.Г.);
  2. сложным - при помощи слов более, менее: более сильный, менее ловкий. В некоторых случаях формы сравнительной степени образуются от других корней: хороший - лучше, плохой - хуже.
Сложную сравнительную степень образуют все качественные прилагательные, простую - далеко не все прилагательные и наречия (жестокий - более жестокий, робкий - более робкий).
Сравнительная степень может иметь -приставку по-: поострее, потише.
Сравнительная степень наречия и сравнительная степень прилагательного различаются только в предложении: сравнительная степень наречия относится к глаголу и является обстоятельством, например: Длинней с горы ложится тень (Тютч.), а сравнительная степень прилагательного относится к существительному (или местоимению) и выступает в роли сказуемого или определения, например: Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет).
Примечания. 1. Отдельные прилагательные, а также наречия образуют формы сравнительной степени при помощи суффиксов -ее и -е: более, больше. Первые формы.чаще употребляются в книжной речи, а вторые - в разговорной, хотя иногда формы на -ее, наоборот, являются просторечными, нелитературными: бойчее, звончее. Литературные формы - бойче, звонче. Возможны образования с приставкой по-: побольше, позвонче. 2. При образовании форм сравнительной степени от прилагательных с основой на г, к, х, д, т, cm происходит чередование согласных: дорогой - дороже, далекий - дальше, глухой - глуше, молодой - моложе, богатый - богаче, просто - проще.
Превосходная степень указывает на самую высокую степень качества.
Простые формы превосходной степени прилагательных образуются при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильный - сильнейший, тонкий - тончайший. Иногда с прибавлением приставок пре-, наи-: предлинный, наиталантливейший.
Сложные формы имеют дополнительные слова наиболее, самый или всех, всего: близкий - самый близкий, наиболее близкий; добрый - добрее всех; милый - милее всего. Сложные формы превосходной степени имеются у всех качественных прилагательных, зато простые возможны далеко не всегда. Не имеют простых форм, например, прилагательные узкий, усталый, боевой, дружеский и некоторые другие.
Наречия в форме превосходной степени крайне редки в употреблении и воспринимаются в современном русском языке как устаревшие: нижайше, покорнейше. Например: Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.).
Упражнение 414. Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных.
Образец. Смелый - смелее, узкий - уже.
Красивый, ласковый, добрый, тихий, дальний, плохой, хороший, приличный, удобный, черный, короткий.
Упражнение 415. Образуйте от следующих имен прилагательных, где это возможно, формы сравнительной и превосходной степени (простые или сложные). Укажите слова, не имеющие тех или иных форм.
Зеленый, красный, темный, умный, острый, богатый, ветхий, крутой, молодой, ранний, маленький, высокий, низкий, румяный, дружеский, чахлый, громоздкий, зыбкий, топкий, цепкий, вялый, наглый, глазастый, сложный, ловкий.
Упражнение 416. Образуйте простую сравнительную степень от следующих слов. Составьте с каждым из образованных слов (в роли прилагательного или наречия) предложения и напишите их.
Образец. Теплый - теплее. Погода становилась теплее. Сегодня он встретил меня теплее, чем вчера.
Частый, большой, простой, бойкий, интересный.
Упражнение 417. Прочтите предложения и определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, данные в форме сравнительной степени.
1. Каштанка заворчала, приняла очень храбрый вид и на всякий случай подошла поближе к незнакомцу (Ч.). 2. И чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.). 3. Он [Емельян] пел руками, головой, глазами... пел страстно и с болью, и чем сильнее напрягал грудь, чтобы вырвать из нее хоть одну ноту, тем беззвучнее становилось его дыхание... (Ч.). 4. От костра оставалось только два маленьких красных глаза, становившихся все меньше и меньше (Ч.). 5. И теперь она. . . казалась ему как будто ниже ростом, проще, нежнее (Ч.). 6. Он пошел быстрее (М.Г.). 7. И почему-то вдруг стало темнее (М.Г.). 8. Синие глаза горбуна стали больше, круглее и печальней (М.Г.). 9. Раньше я была умнее (М.Г.). 10. Варавка влажно всхрапывал и почему-то казался меньше, чем он был днем (М.Г.). И. Волны заглядывали к нам через борта и сердито шумели; чем дальше выносило нас в пролив, тем они становились выше. Вдали слышался уже рев, дикий и грозный... А лодка все неслась быстрее и быстрее... Мы то и дело проваливались в глубокие ямы и взлетали на водяные бугры, а ночь становилась все темней, тучи спускались ниже (М.Г.).
Упражнение 418. Перепишите предложения, подчеркнув формы сравнительной степени. Определите, какие это части речи.
  1. Но дедушка сейчас в работе был живее, расторопнее, легче отца (Гладк.). 2. Кузярь был худенький, расторопный, а Наумка был выше, и руки у него были длинные (Гладк.). 3. - Я, признаться, думал, что ты, Поляница, умнее,- с сожалением сказал Давыдов (Шол.). 4. Я впервые видел Среднюю Россию. Она мне нравилась больше Украины. Она была пустыннее, просторнее и глуше (Пауст.).
  1. Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе, и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни (Пауст.). 6. Из тумана доносились голоса, но гораздо глуше, чем раньше (Пауст.). 7. Ближе к морю держались самые крупные и красивые кулики-сороки (Арс.).
  1. Тайга показалась мне еще угрюмее (Арс.). 9. Взяв свои котомки, мы отошли еще пол километра и, выбрав на берегу реки место поровнее, стали биваком (Арс.). 10. Ты добрей был ее, и теплей, и светлей (Сим.). 11. И я-то знаю: он во многом был безупречней и сильней (Твард.). 12. Я знаю, если б не случиться разлуке, горшей из разлук, я мог бы тем одним гордиться, что это был мой первый друг (Твард.).
Упражнение 419. Прочтите внимательно и укажите особенности употребления выделенных слов.
Напрасный отблеск жизни прежней, она была еще мертвей, еще для сердца безнадежней навек угаснувших очей (Л.). Шагал он как- то деревянно, на манер игрушечных солдатиков, не сгибая колен (Ч.). Походка его становилась все деревяннее (Кор.). ... Взлетел, простерся орел самодержца, черней, чем раньше, злей, орлинеє... (В. М.). В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железнее или метче, а удачливей кто (Леон.).

Предлоги - это служебные слова, которые употребляются при словах, изменяющихся по падежам, и служат вместе с окончаниями для связи слов.
Предлоги употребляются при существительных, количественных числительных и местоимениях: положить на стол, сидеть за столом; прибавить к трем, разделить на два; остаться у меня, приехать ко мне. Предлоги в предложении не играют самостоятельной роли и не являются его членами.
Предлоги могут употребляться с одним падежом, например: без, к - без разговору, к лесу; с двумя, например: на, в - на диван, на диване, в дом, в доме; с тремя, например: с, по - с пальца; (величиной) с палец, с пальцем; по пояс, по городу, по прибытии.
Примечание. Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом. Например: согласно договору, вопреки указанию, благодаря хорошей погоде. Предложное сочетание согласно с употребляется с творительным падежом, например: согласно с договором.
Упражнение 420. Перепишите предложения, подчеркнув предлоги. Укажите, с какими падежами они употребляются.
1. Пушки с пристани палят (П.). 2. Улыбка сошла с лица Лизы (Т.). 3. Они лежали голова с головою и бок с боком (Л. Т.). 4. Под елкой лежали бумажные пакеты с подарками (А. Н. Т.). 5. Землю по реке разбить на дачные участки (Ч.). 6. Парнишка, подталкиваемый сзади, приблизился к крыльцу (Фад.). 7. Едва матроса ввели в пахучую жаркую тьму хибарки, как он тотчас рухнул на дощатую койку (Кат.).
Упражнение 421. Перепишите предложения, используя нужную падежную форму стоящих в скобках слов.

  1. Согласно (приказание) начальника цех начал работу вовремя.
  2. Ученик выполнил упражнение согласно (орфографические правила). 3. Вопреки (предсказания) старика небо быстро затянулось тучами. 4. Благодаря (забота и внимание общественных организаций) ребята получили к празднику новый стадион.

Вступление

Наречия чаще всего обозначают признак действия. С помощью степеней сравнения мы можем охарактеризовать меру проявления признака, выраженного наречием.

Степени сравнения имеют наречия, оканчивающиеся на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных.

Например: идти быстро - идти быстрее - идти быстрее всех.

Схема 1

Сравнительная степень

Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.

Сравнительная степень имеет две формы - простую и составную.

Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, -око) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же .

Например: тепл о - теплее (-ей ) ,

громк о - громче ,

ран о - раньше ,

глуб око - глубже .

Наречия хорошо, плохо, мало образуют простую форму сравнительной степени нестандартно: хорошо - лучше, плохо - хуже, мало - меньше.

В разговорной речи используются наречия, образованные от простой формы сравнительной степени при помощи приставки по- . Такие наречия обозначают небольшую меру проявления признака. Например: дешевле → по дешевле

лучше → по лучше

светлее → по светлее

Отличие простой сравнительной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Простая форма сравнительной степени наречий совпадает с соответствующей формой имени прилагательного. Сравните:

прилагательное: веселый - веселее;

наречие: весело - веселее.

Отличить простую сравнительную степень прилагательного от наречия в этой же форме можно по нескольким характерным чертам этих двух частей речи:

Наречие в форме простой сравнительной степени

Имя прилагательное в форме простой сравнительной степени

1. обозначает признак действия

1. обозначает признак предмета

2. отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. в предложении выступает в роли обстоятельства

3. в предложении выступает в роли сказуемого

глагол наречие

Например: Летние каникулы мы проводим (как?) веселее , чем зимние .

сущ. прилаг.

В детстве мой брат брат был (какой?) веселее , чем сестра.

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме. Например: тепло - более тепло, громко - менее громко .

Составная сравнительная степень наречий часто употребляется в сравнительных оборотах со словом чем и является обстоятельством. Например: Аня выполняет домашние задания более старательно, чем Оля.

Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных, наречия не имеют простой превосходной степени сравнения . Остатки простой сравнительной степени представлены лишь в устаревших выражениях: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь .

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1. Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.

Например: высоко - наиболее высоко, серьёзно - наименее серьёзно .

2. Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех . Например: высоко - выше всех; серьёзно - серьёзнее всего.

Отличие составной превосходной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Составная превосходная степень наречий со словами всех/всего совпадает с соответствующей формой прилагательных. Отличить их можно по тем же признакам, по которым разделяются формы простой сравнительной степени (см. таблицу ).

Например: глагол наречие

Мой друг рисует (как?) красивее всех .

сущ. прилаг.

Сестра моего друга была (какая?) красивее всех !

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 212, 214. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Выпишите сначала пословицы и поговорки со сравнительной степенью прилагательных, а затем - со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения.

1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 4. Легче друга потерять, чем найти. 5. Больше слушай, меньше говори. 6. Выше себя не вырастешь. 7. После работы еда вкуснее. 8. Меньше жмурься - больше увидишь. 9. Меньше конь - меньше воз.

Задание № 2. От данных наречий образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.

Задание № 3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

1. Больше за все я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более раньше, чем Московский. 4. Музыка играла громчее. 5. Экскурсовод рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее, чем это написано в книге.

Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного?

    Отличить сравнительную степень наречий от совпадающей с ней сравнительной степенью прилагательных можно, естественно, по тексту, а в тексте следует сразу же обратить внимание, ЧТО поясняет слово.

    Сравнительная степень наречий обычно поясняет ГЛАГОЛ, а сравнительная степень прилагательных поясняет СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (или слово, заменяющее его).

    1) Родители никогда не ругали своих детей, они поступали мудрее .

    2) Бабушка еще мудрее родителей.

    В первом предложении-примере выделенным словом поясняется глагол, от которого и ставится

    вопрос родители поступали КАК? -- мудрее . Это наречие мудро => мудрее .

    Во втором предложении поясняется существительное, от которого ставится другой вопрос:

    бабушка КАКОВА? -- мудрее . Это прилагательное мудрая => мудрее .

    Иногда бывает очень сложно это сделать и случается, что одно с другим путают многие.

    Для того, чтобы отличать/различать наречие в сравнительной степени и прилагательное, нужно задать к слову вопрос.

    • Его машина быстрее, чем моя (какая?).

      Пойдмте быстрее в дом (Как?).

    В первом случае это прилагательное, а во втором - наречие. Прилагательное имеет определяющее слово, к которому оно относится (машина быстрее), а наречие такового не имеет.

    Отличить прилагательное от наречия в сравнительной степени достаточно просто. Достаточно знать, что прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое? на сколько? в зависимости от рода. Наречие отвечает на вопрос как? куда? Далее идет контекст предложения. Например, в предложении солнце светит ярче , слово ярче отвечает на вопрос как? Поэтому является наречием. В предложении фары на этом автомобиле светят ярче , чем на другом слово ярче отвечает на вопрос на сколько? Здесь слово выступает в сравнительной степени прилагательного.

    Хороший вопрос. Из-за того, что степени сравнений качественных прилагательных и наречий образуются одинаково, в их определении часто делают ошибки.

    Без контекста невозможно понять, к какой части речи относится слово, поэтому первым делом нужно определить его позицию в предложении.

    Например:

    Мы поднялись выше по склону.

    Этот дом выше всех.

    Наречие является обстоятельством, отвечает на вопросы как? куда? и прочие вопросы наречий, а также обозначает признак действия, следовательно употребляется вместе с глаголом, от которого и задается вопрос. Поднялись (куда?) выше.

    Прилагательное в сравнительной степени выступает в роли сказуемого, отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета - употребляется вместе с существительным. Дом (какой?) выше всех.

    Иногда бывает очень сложно отличить наречие от прилагательного, если они оба стоят в сравнительной степени. Поэтому необходимо задавать вопрос от главного слова к этому наречию или прилагательному. Наречия обычно отвечают на вопрос как, прилагательные какой. Все решает только узкий контекст.

    Так как отличить наречие и прилагательное можно только в контексте, давайте приведем примеры и на их основе уже объясним различия:

    1) Папа выше мамы на десять сантиметров.

    Задаем вопрос к существительному-подлежащему: папа какой/каков? высокий/выше. Прилагательное относится к существительному (признак признака).

    2) На ступеньках ко входу в храм папа находился выше мамы.

    Задаем вопрос к глаголу-сказуемому: находится где? высоко/выше. Наречие относится к глаголу (признак действия).

    Для того, чтобы уметь находить различие наречия в сравнительной степени от прилагательного нужно задавать правильные вопросы от определяемого слова.

    Пример: Старик мудрее юноши (старик какой? или даже каков? - мудрее). В данном случае выражено кратким прилагательным.

    Пример: Старик поступил мудрее, чем юноша (поступил как? - мудрее). Здесь уже будет наречием.

    Соответственно смотрите по вопросам и выясняете часть речи.

    Чаще всего, если вопрос задается от определяемого слова, которое является существительным - значит это прилагательное. Если от определяемого слова, выраженным глаголом - значит наречие.

    Моя мама (какова?) мудрее (прил.) меня.

    Он поступил (как?) мудрее (наречие) других.

    Прилагательные зависят от существительных, а наречия от глаголов (чаще всего).

    По контексту, наверное.. Ведь если сравнительная степень, то должно быть что и с чем сравнивается..

    Отличить наречие от прилагательного в сравнительной степени можно следующим образом.

    Если прилагательное находится в сравнительной степени, то подразумевается, что присутствуют 2 различных объекта, между которыми происходит сравнение.

    Тем самым, такое прилагательное является как бы связующим звеном между 2 членами предложения.

    Например:

    Моя девушка (какая?) моложе (чем кто?), чем моя сестра.

    Наречие, в свою очередь, относится только к одному слову, и в предложении нет упоминания об объекте, с которым что-то сравнивают.

    Например:

    Ты выглядишь (как?) моложе в этой одежде.

    То есть наречие здесь отвечает на вопрос как?, и от него нельзя задать дополнительный вопрос к другому члену предложения.

    Нужно прочитать само предложение, тогда можно будет понять, в каком смысле это слово используется, например как прилагательное или как наречие. Прилагательное это какой(ая,ое, ие, го,..), тогда как наречие отвечает на вопрос как. Только нужно уловить смысл слова.

Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко - взлетел выше , взлетел более высоко , взлетел выше всех . У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная .

Сравнительная степень наречий имеет две формы - простую и составную . Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше , при этом отбрасываются конечные -о (-е), -ко :

больно - больней (-ее ), стало легко - легче , тонко - тоньше .

Составная форма сравнительной степени наречий - это сочетание слова более и исходной формы наречия, например: отрезал более тонко , относился более внимательно .

Превосходная степень наречий имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): сделал лучше всех .

234. Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени и запишите их по образцу. Прочитайте в рамке синонимы к выделенному слову. С тремя из них составьте предложения.

Грациозно - грациознее ; уверенно, необузданно , устойчиво, красиво, взволнованно, величественно, энергично, удобно.

Жарко - жарче ; громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо, просто, резко, ярко, круто, твёрдо, часто, дёшево.

Близко - ближе ; гладко, жидко, коротко, низко, редко, узко, сладко, высоко, широко.

неистово
буйно
безудержно
неукротимо
необузданно
яростно
удобнее
шире
слаще

235. Прочитайте текст. Определите его тему. Вначале выпишите словосочетания с наречиями в сравнительной степени, затем с остальными. В каком ещё значении слово «сабантуй» употребляется в русском языке? Расскажите об одном из русских национальных праздников или о празднике других народов России.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК ТАТАРСТАНА - САБАНТУЙ

    Сабантуй - старинный праздник татарского народа, он проводится после окончания полевых работ, в июне. К Сабантую готовятся заранее - тщательнее убирают в доме, больше припасают угощений для гостей, вдумчивее выбирают подарки для победителей состязаний.

    Сбор подарков проводят накануне праздника, в субботу. В деревнях юноши с весёлой песней разъезжают на лошадях, собирая подарки - полотенца, платки и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшен конь наездника.

    Место для праздника определяется заранее, больше всего оно похоже на стадион для соревнований. Торжественно открывая Сабантуй, один из руководителей района поздравляет собравшихся с национальным праздником. Далее следует его развлекательная часть - выступления певцов, танцоров.

    Затем проводятся различные состязания, больше всего внимание зрителей привлекает национальная борьба - кэрэш. Весёлое оживление вносят различного рода шуточные соревнования: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с вёдрами на коромысле, наполненными водой. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, и т. д. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодёжь увлечённо водит хороводы, устраивает танцы.

Назовите одинаковые по звучанию слова. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения они являются?

  1. Мой брат выше меня.
  2. Мой брат через планку прыгает выше меня.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? И лес шумит (как?) дружней, когда деревьев много. (Пословица)

236. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия в сравнительной степени. Придумайте две ситуации, в которых можно использовать эти пословицы и поговорки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Больше науки - умнее руки. Выше лба уши не растут. Больше дела, меньше слов. Выше головы не прыгнешь. Меньше говори, больше услышишь. Шире рта не зевнёшь. Сильнее кошки зверя нет. Ниже среднего. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хуже некуда. Тише едешь, дальше будешь. Днём позже, днём раньше - какая разница. Белее снега не будешь.

237. Диктант. Подчеркните наречия. Что они обозначают? Составьте три предложения с причастными оборотами.

Ра(с, з)калённым докрасна камнем, сильно реде..щую тайгу, недавно построе(н, нн)ую электростанц..ю, отаплива..мая снизу теплица, промышле(н, нн)ая древесина, кое-где обогреваемые подземными источ(?)никами, предутре(н, нн)ий час, разгорающаяся (на)небе полоска, подн..ма..щаяся кверху лава, огне(н, нн)ый поток, ра(с, з)бросанные повсюду глыбы, густой окута(н, нн)ый паром гейзер.