Образование гейзеров краткий рассказ. Проект «Гейзеры» проект по окружающему миру (старшая группа) на тему. Смотреть что такое "Гейзеры" в других словарях

Гейзеры (исл., ед. ч. geysir, от geysa - хлынуть)

источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканическую деятельности, где происходит интенсивный приток тепла из вулканического очага. Г. могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям и др.; в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов.

Деятельность Г. характеризуется периодической повторяемостью покоя, наполнения котловинки водой, фонтанирования пароводяной смеси и интенсивных выбросов пара, постепенно сменяющихся спокойным их выделением, прекращением выделения пара и наступлением стадии покоя. Различают регулярные и нерегулярные Г. У первых продолжительность цикла в целом и его отдельных стадий почти постоянна, у вторых - изменчива, у разных Г. продолжительность отдельных стадий измеряется минутами и десятками минут, стадия покоя длится от нескольких минут до нескольких часов или дней. Вода, выбрасываемая Г., относительно чистая, слабо минерализованная (1-2 г на литр), по химическому составу - хлоридно-натриевая или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая, содержащая относительно много кремнезёма, из которого у выхода канала и на склонах образуется близкая к опалу порода - гейзерит. Главная масса воды Г. - атмосферного происхождения, возможно, с примесью магматической воды. Деятельность Г. в целом относительно кратковременна и зависит от ряда условий - уменьшения теплового потока, прекращения у каналов Г. движения подземных вод и др.

Г. известны в СССР на Камчатке; за рубежом в Исландии, в Северной Америке, Новой Зеландии, Японии, Китае. Крупные Г. на Камчатке были обнаружены в 1941 в долине р. Гейзерной, вблизи вулкана Кихпиныч. Всего на Камчатке около 100 Г. Из них около 20 - крупные, по величине и силе извержений не уступающие действующим Г. Исландии, Йеллоустонского национального парка США и Новой Зеландии. Самый большой Г. Камчатки - Великан, выбрасывающий струи воды высотой 40 м и пара высотой несколько сот метров. В Исландии действует около 30 Г., среди которых выделяется Прыгающая Ведьма (Грила), извергающий пароводяную смесь на высоту 15 м приблизительно через каждые 2 ч . Среди Г. Йеллоустонского национального парка (около 200) самые большие - Гигант и Старый Служака. Первый выбрасывает пар и воду на высоту до 40 м с периодом в 3 дня, второй - на высоту 42 м через каждые 53-70 мин . Мощный и самый красивый Г. Новой Зеландии - Тетарата, который располагался на террасированном холме из розового кремнистого туфа, исчез во время извержения вулкана Тараверы в 1886. Другой новозеландский Г. - Ваймангу - самый большой и мощный на Земле - действовал нерегулярно с периодом от 5 до 30 ч с 1899 по 1904. Он выбрасывал при каждом извержении около 800 т воды и захваченные струей камни поднимались до высоты 457 м . Действие Г. прекратилось вследствие понижения на 11 м уровня воды в соседнем оз. Таравера. Из современных новозеландских Г. выделяется Похуту, периодически фонтанирующий на высоту 20 м .

Относительно образования и периодической деятельности Г. существует ряд гипотез. По уточнённым данным В. В. Аверьева, А. С. Нехорошева и В. М. Сугробова, необходимым условием существования Г. является питание их в приповерхностных частях канала перегретыми водами с температурой свыше 100°С. При подъёме воды вверх по каналу давление её уменьшается и вода вскипает; при этом быстро растет упругость образующегося пара, который, преодолевая давление воды в канале, выбрасывает воду. С началом фонтанирования Г. вся вода в канале вскипает и извергается за счёт значительного увеличения объёма пароводяной смеси. Выброшенная вода, несколько охлажденная, частично падает в чашу Г. и попадает в его канал. Большая же часть воды просачивается в канал из боковых пород, нагревается (а в нижних частях канала перегревается), и снова происходит образование пара и выброс пароводяной смеси. Выходы водяного пара и горячей воды Г. могут быть использованы для отопления зданий, теплиц и работы энергетических установок.

Лит.: Набоко С. И., Гейзеры Камчатки, «Тр. Лаборатории вулканологии», 1954, в. 8; Нехорошев А. С., К вопросу о теории действия гейзеров, «Докл. АН СССР», 1959. т. 127, №5; Сугробов В. М., Аверьев В. В., Обводненность пород Паужетского месторождения и условия циркуляции высокотермальных вод, в сборнике: Паужетские горячие воды на Камчатке, М., 1965; Alien Е. Т. and Day A. L., Hot springs of the Yellowstone national park, в кн.: Carnegie Institution of Washington, publication № 466, Wash., 1935; Barth Т. F. W., Volcanic geology, hot springs and geysers of Iceland, там же, publication № 587, Wash., 1950.

В. И. Влодавец.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гейзеры" в других словарях:

    - (исландск. горячий ключ). Горячие ключи, выбрасывающие вверх горячую воду; особенно замечательны гейзеры в Исландии, выбр. столб кипящей воды на высоту почти 50 сажен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от исл. geysa хлынуть * a. geyser, spouting spring; н. Springquelle, Geiser; ф. source jaillissante; и. geiser) источники, периодически выбрасывающие горячую воду и пар. Pаспространены в областях современной или недавно прекратившейся… … Геологическая энциклопедия

    - … Википедия

    - (Great Geysers) крупнейшее геотермальное м ние мира (США, шт. Калифорния) в 140 км севернее г. Сан Франциско, в Долине Больших Гейзеров. Пл. м ния 55 км. Источником тепла м ния является, по видимому, магматич. очаг (или система очагов)… … Геологическая энциклопедия

    ґейзери - гейзеры geyser, spouting spring *Springquelle, Geiser гарячі джерела, що періодично фонтанують. Поширені в районах сучасного і недавнього вулканізму. Ґ. з постійною тривалістю циклу наз. регулярними, з мінливою нерегулярними. Тривалість окремих… … Гірничий енциклопедичний словник

    Вид горячего источника Гейсир в Исландии, давшего название себе подобным. У этого термина существуют и другие значения, см. Гейзер (значения). Гейзер (… Википедия

    Координаты: 54°25′50″ с. ш. 160°08′22″ в. д. / 54.430556° с. ш. 160.139444° в. д. … Википедия

    Источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры распространены в областях интенсивной современной вулканической деятельности: в Исландии, Новой Зеландии, на Камчатке, в Сев. Америке и др. Характерные признаки: чистота и… … Географическая энциклопедия

    Представляет собой весьма своеобразный минеральный ключ, отличающийся особенным периодическим характером своей деятельности. Под именем большого гейзера в Исландии известен холм конической формы, срезанный на вершине, где находится… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Энцелад … Википедия

Книги

  • Имперская мозаика: Имперская мозаика; Токсимерский оскал; Адекватность , Олег Маркелов , Империя незыблема, словно гигантский ледник. Но под несокрушимой толщей льда кипят гейзеры страстей и зреют вулканы катаклизмов. Пираты и мятежники, искатели приключений и сотрудники… Категория: Отечественная фантастика Серия:

Этого .

Гейзер — это поток воды из-под земли. Но нужно учитывать, что отличаются, и гейзер не равен артезианской воде, потому что у них разные причины возникновения. У гейзера причина возникновения — вулканическая деятельность. А у артезианской воды — перепад давления и выдавливание воды.

Также нужно отличать гейзер от грязевых вулканов, поскольку грязевые вулканы — это тоже поток воды из-под земли (хоть и грязной). Но причина грязевых вулканов — это гниение органики глубоко под землёй. Тогда как гейзер — это вода, поднятая вулканической деятельностью. Посмотрим на гейзер подробнее.

Мало кто знает, что "Гейзер" (исл. geysir) — это название одного из источников кольца гейзеров в Исландии; слово происходит от исландского geysa — хлынуть. То есть, с гейзерами произошло то же самое, что и с ксероксом на территории СНГ: название одного элемента (компании или вулканического источника) перешло на целую группу подобных элементов. И сейчас гейзер — это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности.

Гейзеры могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям и так далее; в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов, связанных с лавой.

Деятельность гейзера характеризуется периодической повторяемостью

  • покоя,
  • наполнения котловинки водой,
  • фонтанирования пароводяной смеси и интенсивных выбросов пара,
  • постепенно сменяющихся спокойным их выделением,
  • прекращением выделения пара и наступлением стадии покоя.

Под именем "Гейзер" в Исландии известен холм конической формы, срезанный на вершине, где находится воронкообразное углубление. Из этого углубления периодически, от 24 — 30 часов, обнаруживается извержение, при котором наблюдается взрыв, — выбрасывается вода, находящаяся в воронке гейзера, а за нею и пары воды.

Различают регулярные и нерегулярные гейзеры. У первых продолжительность цикла в целом и его отдельных стадий почти постоянна, у вторых — изменчива, у разных гейзеров продолжительность отдельных стадий измеряется минутами и десятками минут, стадия покоя длится от нескольких минут до нескольких часов или дней.

Можно и искусственновызвать гейзер к деятельности, бросая внутрь его воронки камни. Тако ебросание камней может заставить гейзер нарушить его обыкновенные периоды, и воспоследует взрыв, при котором, кроме вышеупомянутых продуктов извержения, будут выброшены и камни.

Причина периодической деятельности гейзеров давно привлекала в себевнимание ученых. Учёные прежде всего постарались определить температуру воды в гейзере до извержения. Такое определение показало, что в то время, когда на поверхности воды в гейзере наблюдается около 80° C, на глубине 22 метров вода находится при 126° С, то есть, в перегретом состоянии, но она не кипит, потому что давление столба воды в 22 метра достаточно, чтобы задержать кипение.

Впрочем, положение неустойчиво, и от нижних слоев воды идет передача высокой температуры к верхним, в когда верхние слои закипят, сразу нарушается установившееся равновесие, и вода, находящаяся под давлением, моментально обращается в пар, выбрасывает вышележащую воду, за которй выходить и сам пар.

Для передачи более высокой температуры от нижних слоев к верхним в различных гейзерах необходимо различное время, вот почему и различные гейзеры извергаются чрез различные промежутки времени.Это объяснение подтверждается и бросанием в гейзер камней, чтобы возбудить его деятельность. Такое бросание равносильно перемешиванию воды и даёт возможность верхним слоям скорее закипеть.

Кстати, если вам выпадет возможность побросать в гейзер камни, будьте готовы уворачиваться не только от горячей воды, но и от камней 🙂

Итак, гейзер — это поток воды из-под земли вследствие вулканической деятельности.

Сто лет назад, после ужасающего извержения вулкана Таравера, на одном из островов Новой Зеландии образовался гейзер впечатляющих размеров: столб выбрасываемой воды из недр Земли превышал четыреста метров. Фонтан был чёрного цвета, он то вздымался вверх, то успокаивался дня на два – и снова принимался за работу. Так, продолжалось несколько лет, пока не образовалось огромное кипящее озеро. Тут и возникла взаимосвязь — вулканы и гейзеры.

Естественно, далеко не все гейзеры действуют подобным образом и создают чудеса такого масштаба, но то, что вулканы и гейзеры взаимосвязаны — это факт, поскольку они являются проявлением поздней стадии вулканической активности и увидеть их можно только там, где расположены огнедышащие горы.

Гейзер — это источник, который по мере накопления в нём воды, со взрывом и грохотом выбрасывает над земной поверхностью столб воды, температура которой нередко превышает 100°С (при этом он может быть, как совсем невысоким, так и извергать струю на целых 80 метров вверх). Фонтан этот бьёт некоторое время, затем успокаивается, пар исчезает, и почти ничего не напоминает о былой активности. Большой гейзер действует только в тех местах, где вулканы либо активны до сих пор, либо были такими до недавнего времени.

Своё название — это удивительное явление природы получило в честь одного из самых старых известных людям исландских гейзеров Гейсир (в переводе означает «прорываться») из всемирно знаменитой долины Хёйкадалюр, (Долины гейзеров).

Внешний вид

Гейзер – это далеко не всегда высокий фонтан, иногда струя выплёскивается невысоко или показывается в виде брызг, а некоторые представляют собой обыкновенные лужи с кипящей водой. Окружают их обычно каменистые, часто – разноцветные образования, чем-то напоминающие красивые искусственные решётки. Источник выстраивается кремнезем (гейзерит), который попадает на поверхность земли вместе с горячим бурлящим потоком.

Такие каменистые образования нередко могут занять несколько десятков квадратных метров, или начать расти вверх. Например, вокруг Великана, крупнейшего гейзера Камчатки (фонтан которого составляет несколько десятков метров), размер площадки из гейзерита не менее впечатляющий, как и его название, и занимает около гектара, при этом натёки на ней чрезвычайно сильно напоминают небольшие серо-жёлтые розочки.

Такие каменистые источники способны принимать разную форму:

  • Бассейна;
  • Кратера;
  • Чаши;
  • Низкого, очень пологого купола;
  • Скалистого образования в виде конусов с усеченными контурами и крутыми склонами;
  • В некоторых случаях форма бывает совершенно необыкновенной и причудливой, например, когда минералы образуют цветок или кристаллы.

Перед тем как вода начинает извергаться, она медленно заполняет каменистое образование, бурлит и выплескивается. После того как фонтан успокаивается, бассейн полностью освобождается от воды. Если точно знаешь, что гейзер сейчас не выплеснет наружу новую струю, можно рискнуть и (с разрешения гида) заглянуть внутрь – тогда любопытствующие смогут рассмотреть жерло, далеко уходящее в недра Земли. Эти источники находятся не только на дне, но и на стенках каменистых образований.

Образование

Гейзер образуется только там, где неостывшая после извержения магма расположилась максимально близко к поверхности Земли. Горячая магма постоянно выделяет огромное количество газов и пар, которые поднимаются наверх по всем доступным им трещинам, попадая, таким образом, в пещеры, созданные, когда извергался вулкан. Эти пещеры представляют собой целый лабиринт, гроты которого, заполненные подземными водами, соединяются туннелями или трещинами.

Магматические газы и пары, смешиваясь с глубинными водами, подогревают их и при этом не только сами становятся частью кипящей воды, но и растворяют в ней минералы и другие вещества.

После этого вода своё движение не останавливает, поскольку горячий нижний слой становится менее плотный – и устремляется наверх (в это же время более прохладная вода опускается вниз, где также нагревается). Есть два варианта выбрасывания кипящей воды, поскольку то, как именно будет извергаться гейзер, во многом зависит от размера пещер, от формы и местонахождения трещин/каналов, а также от того, насколько быстро движутся по ним подземные воды и, конечно же, от их количества: через широкий канал правильной формы струя кипящей воды с легкостью выводится наружу и если источник узкий, извилистый, то:


  • Вода обогревается неравномерно, из-за чего внизу она становится слишком горячей, но в пар из-за давления сверху превратиться не способна, наверх уйти тоже не в состоянии.
  • Такая ситуация долго продолжаться не может, поэтому водяной пар приобретает форму пузырей.
  • Пузыри, зажатые со всех сторон, пытаются увеличиться, и начинают снизу выдавливать верхний слой воды буквально выталкивая его на поверхность, таким образом, получается серия из небольших фонтанов, символизирующая о приближении более крупного извержения.
  • Когда вода выплёскивается, верхний слой воды на нижний давит уже не так сильно, как прежде – и даёт возможность излишне горячей воде преобразоваться в пар. Поэтому уже через какое-то время над землёй взлетают огромные струи горячей воды в окружении клубов пара.

Гейзер перестаёт извергать воду только тогда, когда подземные пещеры, полностью покидает вода. Следующее извержение произойдёт не раньше, чем грунтовые воды снова заполнят подземные лабиринты и не нагреются там до нужной температуры. При этом стоит заметить, что гейзер бывает регулярным – продолжительность извержения как в целом, так и на его отдельных стадиях каждый раз постоянно и его вполне можно предугадать и нерегулярным – период между выбросами одного и того же гейзера может длиться от пары минут до нескольких дней, при этом продолжительность отдельно взятых стадий, как, впрочем, и размер фонтана, каждый раз будет иной.

Возможные опасности


Несмотря на то, что это явление издалека представляет собой чрезвычайно красивое зрелище, наблюдать за ним желательно на расстоянии и не приближаться, если нет на то соответствующих указаний экскурсовода.

Земля вокруг них настолько горяча, что, вступив в неположенном месте, казалось бы, на зелёную траву, вполне можно оказаться посреди обжигающей жижи – и нога, не встретив, опоры, запросто уйдёт вниз (и не всякие сапоги смогут уберечь от ожога).

Опасно близко подходить к гейзеру, наполненному кипящей водой, поскольку при любом неосторожном движении в него можно упасть и заживо свариться, как нередко бывает с неосторожными животными. Или же может постигнуть другая неприятность, когда человек будет заглядывать в источник, а оттуда внезапно выплеснется вода.

Теория о том, что всё, что создала природа, полезно для человека, в данном случае себя абсолютно не оправдывает – вода в гейзерах не только не несёт человеческому организму никакой пользы, но и опасна для него, поскольку содержит в себе различные токсичные элементы, такие как ртуть, мышьяк, сурьма.


Чем полезен этот феномен

Многие страны научились использовать гейзер во благо. Например, в Исландии с его помощью не только получают электроэнергию, обогревают дома, но и обустраивают теплицы, в которых выращивают цветы, тропические фрукты и овощи, а некоторые оранжереи на радость жителям превратили в парки (в этой стране деревьев чрезвычайно мало, а зелень на улице не характерна даже в летнее время).

В регионах интенсивной современной или недавно завершившейся вулканической деятельности часто встречаются источники, которые под высоким давлением пара периодически выбрасывают на поверхность Земли фонтаны горячей воды и непосредственно пар. Это так называемые гейзеры. Существуют и горячие источники, характеризующиеся медленным вытеканием воды из трещин в земной коре.

Богата горячими источниками и гейзерами Исландия, где их насчитывается около 700. Название «гейзер» происходит от исландского слова «хлынуть, фонтанировать». На территории России гейзеры имеются на Камчатке, особенной популярностью пользуется Долина гейзеров. Также известны эти явления в Северной и Южной Америке, Японии, Новой Зеландии, Китае. Внешний вид гейзеров разнообразен. Они могут выглядеть как небольшие усеченные конусы с крутыми склонами, как невысокие пологие купола, как мелкие чашеобразные канавы, как ямы неправильной формы, т.д. В их стенках или дне имеются выходные отверстия щелевидных или трубчатых каналов.

Функционирование гейзеров отличается наличием периодов покоя, заполнения котловины водой, фонтанирования смеси пара и воды, завершения выброса пара и вновь перехода в стадию покоя. Гейзеры делят на две группы: регулярные и нерегулярные. У тех источников, которые относятся к первой группе, продолжительность цикла и его отдельных периодов относительно постоянна, у нерегулярных гейзеров изменчива. У разных гейзеров стадии могут длиться минуты, десятки минут, а продолжительность периодов покоя может составлять от нескольких минут до нескольких дней. Деятельность гейзеров не длительная, что связано с несколькими факторами, в частности, уменьшением течения подземных вод у каналов, снижением теплового потока, др.

Гейзеры фонтанируют, извергая воду на большую высоту. Например, гейзер Великан на Камчатке с периодичностью в 5-6 часов выбрасывает струю воды диаметром 3 м и высотой до 50 м. А на территории Северной Америки гейзер «Старый служака» каждый час поднимает водный столб на высоту 80 м.

Вода, выбрасываемая гейзерами на земную поверхность, чистая, слабо минерализованная, с повышенным содержанием кремнезема. Такая порода, как гейзерит, близкая по структуре к опалу, формируется у выхода канала гейзера именно из кремнезема. Химический состав воды хлоридно-натриевый или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевый. Вода, выбрасываемая гейзерами, атмосферного происхождения, с примесью конденсата влаги магмы.

Общепринятой считается нижеописанная гипотеза о механизме возникновения гейзеров. Вода, просочившаяся в канал из пластов горных пород, в нижних его отделах нагревается и закипает с образованием пара, который и выбрасывает воду наружу.

Похожие материалы:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Гейзеры»

Вид проекта: исследовательско -познавательный проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Гипотеза: что такое гейзер? Можно ли создать искусственный гейзер самим?

Объект исследования: вода, гейзер.

Предмет исследования : использование знаний о свойствах воды и природном явлении -гейзер в проектно – исследовательской деятельности.

Актуальность исследовательской деятельности:

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов, и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого задуманного результата. Все дети любят различные эксперименты и опыты с водой . Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 вода замерзает и становится твердой, а при 100 градусах С закипает и поднимается в виде пара. Для ребенка же все это неизвестно, и поэтому очень интересно. Изучая такие свойства воды, как нагревание, парообразование у детей возник вопрос: есть ли в природе вода в горячем состоянии? Так возникла идея по изучению природного явления – гейзер.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод экспериментирования позволяет детям развивать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: познакомить детей с природным явлением – гейзерами и их строением, причиной извержения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Систематизировать и закреплять имеющие знания о свойствах воды, познакомить с природным явлением – гейзер.

Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение исследовательских работ и наблюдений,

Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований,

Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности,

Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания,

Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу,

Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость,

Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности,

Воспитывать разумное и бережное отношение к природе.

Методы исследования (карточки-символы):

  1. Метод «Посмотреть в энциклопедиях, книгах о том, что исследуем».
  2. Метод «Обратиться к компьютеру, интернету».
  3. Метод «Спросить у родителей».
  4. Метод «Провести эксперименты».
  5. Метод «Вопросов и ответов».

Предполагаемый результат:

Умение включаться и самостоятельно проводить эксперименты;

Расширить знания детей о воде и её свойствах;

Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

Научить делать выводы из полученных результатов;

Стремиться транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Этапы исследовательской работы:

1 Этап. Подготовительный .

Задачи этого этапа: анализ ситуации; определение основных его целей, формирование экологического сознания, экологической культуры.

  • Подбор презентаций для просмотра.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Подбор и работа методической литературой.
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  • Проведение дидактических игр, направленных на умение видеть проблему; задавать вопросы.

2 этап. Организационный.

Задачи этого этапа: создание экологической среды в группе, привлечение к предстоящей творческой работе в инновационном решении, разработке планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.

  • Проведение с детьми бесед и занятий.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций.

3 этап. Практическая деятельность.

Задачи этого этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей о свойствах воды и природном явлении гейзер .

  • Выполнение экспериментов и опытов с водой.
  • Проведение игры –КВН «Волшебная вода».
  • Создание фотоальбома – эксперименты с водой.
  • Выпуск газеты: «Гейзер- волшебный фонтан»
  • Просмотр презентации «Долина гейзеров на Камчатке».

Проведение открытого интегрированного занятия.

4 этап. Итоговый.

Задачи этого этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Защита исследовательской работы «Гейзер – волшебный фонтан».

Экспериментальная часть.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Опыт3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт 5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Опыт 6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 7. Вводе некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Опыт 8.Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Опыт 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10. Вода не имеет формы.

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт «Извержение гейзера»

Для опыта нам понадобится:

Макет гейзера,

2 чайные ложки соды,

2 чайные ложки лимонной кислоты,

Стакан воды

Выводы: гейзеры - очень редкое и одно из самых красивых явлений природы. Давление пара снизу так велико, что выталкивает воду из канала в виде огромных фонтанов кипятка и клубов пара. Величина фонтанов гейзеров и характер их действия зависят от величины и расположения подземных камер, каналов и силы давления пара.

Сотрудничество с родителями

Оформление информационно – просветительного материала в виде папок – передвижек «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятии в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Создание совместно с детьми альбомов по проведению опытов;

Подбор материалов в помощь в оформлении лаборатории.

Список используемой литературы

  1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
  2. Мирская Е.И. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
  3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия»,1998 г.
  4. Книга вопросов и ответов что? Где? Почему? ,2002 г.
  5. Интернет – ресурсы