Medium Tank M3 Средний танк М3 Ли (Грант). M3 Lee в Красной Армии М3 ли гайд

Действительно, остается только позавидовать, с какой скоростью американцы разработали проект и запустили в массовое производство танк М3. Судя по всему, в истории бронетанковых войск такого еще не было. Но тут еще на руку американцам сыграло строительство в Мичигане (Центр Лайн) Детройтского танкового арсенала. Его производство было оптимизировано для массового производства легких танков. Американская артиллерийско-техническая служба осенью 1939 года планировала выдать контракт фирме Amеrican Car and foundry (которая была крупнейшей в области тяжелого машиностроения) на массовое производство легких танков М2А4. Но внезапное нападение немцев весной-летом 1940 года в Европе заставило пересмотреть свои планы относительно массового производства танков. Боевые действия в Европе показали, что британские танки имели слабую броню и не могли эффективно противостоять немцам из-за своего слабого пушечного вооружения. К тому же, американцы осознали, что средние танки им будут нужнее, чем легкие. В соответствии со старой программой, американцы хотели сделать всего 400 легких танков. С новыми требованиями, армии США требовалось создать 2 тыс.средних танков в течении 1,4 года. В таком количестве, которое требовала обстановка сложившаяся в мире к лету 1940 года, американская промышленность была не в состоянии. Это отмечал Уильям С.Надсен, который являлся президентом General Motors Company, в то же время, он являлся членом комиссии по национальной обороне США. Между прочим, Надсен считал, что американская танковая промышленность была полностью аналогична автомобильной, разница состояла лишь в бронировании. Но комитет АТС так не считал. По их мнению, нужно было развивать танковое производство, с использованием опыта конструкторов автомобильной промышленности. Заручившись согласием правительства Америки, Надсен начал расширять танковое производство. Так появился Детройтский танковый арсенал, еще в сентябре 1939 года на окраине Детройта зданию завода отвели 40 гектар земли, после строительства завода, это здание имело 152 метра в ширину и 420 метров в длину. Правительство США заключило 15 августа 1940 года с Chrysler контракт на создание 1000 средних танков M2A1. Примерно через месяц условия контракта были изменены, и вместо легких танков М2А1, стали делать средние танки М3. А между тем, события в Европе и во всем мире принимали крутой оборот. Правительство торопило танковых конструкторов к ускорению начала производства танков, так как парковый танк в Америке был достаточно малочисленным, необходимо было срочно вооружаться.

Параллельно с развитием танкового производства в Детройте, в специалисты Род-айлендского арсенала, вместе с конструкторами из Крайслера работали над созданием М3. И по ходу проектных работ, оборудовали серийное производство танков. В марте 1941 года, проект танка М3 был полностью готов. Также к этому времени, Детройтский танковый арсенал был полностью готов, и через полгода его производство вышло на полную проектную мощность. Гонка за вооружением подтолкнуло американскую АТС заключить контракт на производства танка М3 еще на двух американских предприятиях: «Болдуин Локомотив» (533 танка) и «Америкэн Локомотив» (875 танков). Кстати говоря, англичане внимательно следили за разработками танков в Америке, (опытные британские танкисты, которые участвовали в боевых действиях в Европе давали советы по конструкции танков) и в июне 1940 года разместили заказ на производство партии средних танков для своей армии.

В апреле 1941 года все фирмы (Крайслер, Америкэн Локомотив и Болдуин Локомотив), которые должны были массово производить танки М3, предоставили американской комиссии свои предсерийное танки, которые были одобрены на производство. В августе 1941 года все три фирмы-подрядчика начали массовое производство, которое продолжалось до конца 1942 года. К декабрю 1942 года было создано 6258 ед.танков серии М3. Для британцев танки М3 создавали американские фирмы «Пульман» (500 шт.) и «Прессд Стил» (500 шт.), контракт на постройку этих танков был заключен в августе 1941 года.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 года танк М3 признали «морально устаревшим», он всегда был временным решением и американцы этого не скрывали. Тем более, американские танковые конструкторы создали средний танк М4, который отвечал всем требованиям ведения современных боевых действий, самое главное, он имел башню с круговым обстрелом. В апреле 1943 года танки М3 были переведены в «замещающий стандарт», а потом в «ограниченный стандарт». Весной 1944 года танк М3 признали окончательно устаревшим.

Танк М3 был аналогичен по размерам с М2А1, у него стоял такой же двигатель «Райт» с воздушным охлаждением и ходовую часть со спиральными вертикальными пружинами. На танках последней серии в правом спонсоне была установлена 75-мм пушка М2, которая имела очень ограниченный угол вертикальной наводки. Сверху была установлена башня с 37-мм пушкой, которая имела круговой обстрел. Эта башня была смещена к левому борту танка. Максимальной толщиной брони танка была 56 мм. Спонсон и башня были литыми, корпус имел клепанную конструкцию (но были и изменения, о них можно прочесть в статье «Модификации танка М3»). Изначально танк М3 имел командирскую башенку и бортовой люк, в процессе производства эти элементы подвергались многочисленным изменениям.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

Важным отличием американского среднего танка М3 от советских и немецких танков (да и танков всего мира) было то, что на их пушки устанавливали гироскопический стабилизатор. Это устройство позволяло стрелять танку прямо с ходу. Введение гироскопического стабилизатора для орудия пушки являлось стандартным для всех танков М3. Причем, гироскопы ставили на 75 –мм и 37-мм пушки. Обе пушки имели перископические прицелы. Башня с 37-мм пушкой имела механический и ручной привода. Вес танка М3 составлял 30 коротких американских тонн.

По конструкции танк представлял машину образца Первой мировой войны, оружие которого устанавливалось в спонсоне. Моторный отсек танка находился сзади, а трансмиссия спереди, под поворотным полом башни находилась коробка передач. Между трансмиссией и двигательным отделением находилось боевое отделение. Вся конструкция танка собиралась из плоских бронированных листов. Лобовая броня танка составляла 51 мм, бортовые и кормовые листы 38 мм, крыша корпуса имела 12,7 мм. Стенки башни были толщиной 57 мм, крыша башни – 22 мм. Танки М3, М3А4 и М3А5 имели корпуса собранные на заклепках, а модификации М3А2 и М3А3 собирались методом сварки к внутреннему каркасу. Был вариант и полностью литого корпуса, это М3А1. Но метод изготовления литого корпуса был слишком сложный, поэтому, сделали всего 300 танков М3А1. Все вооружение танка образовало как-бы пирамиду, снизу в спонсоне 75-мм пушка, над ней в башне 37-мм, и над ней башенка с пулеметом. Вся эта конструкция образовывала очень высокий силуэт танка, выше 3 метров, что делало его достаточно уязвимым для вражеских танков. Но были и плюсы в такой компоновке танка – просторное боевое отделение. До сих пор боевое отделение танка М3 считается самым удобным для танкистов. Для предотвращения попадания в экипаж мелких осколков брони, внутри корпус танка проклеивался губчатой резиной. Для быстрой посадки в танк, в пулеметной башне, сверху в корпусе и по бортам располагались двери. Минусом в этом решении было то, что прочность корпуса существенно снижалась. У всего экипажа танка было по индивидуальной смотровой щели и амбразуры, для ведения огня из личного оружия.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

В качестве двигательной установке в танках M3, («Генерал Грант» и «Генерал Ли», и модификациях М3А и М3А2) выступал авиационный двигатель «Райт Континентал» Р975 ЕС2. Двигатель (340 л.с.) позволял разгонять танк до 26 миль/час. Дальность хода танка составляла 192 км. Существенным минусом этого двигателя являлась его высокая пожароопасноть, дизельное топливо в этом случае было лучше, так как имеет более высокую температуру возгорания. К тому же, мотор было сложно ремонтировать, так как цилиндры располагались снизу, но более удачных двигателей в Америке тогда не было. Весной 1941 года одна из фирм-подрядчиков «Болдуин» начала уставить на серийные танки М3 дизельные автомобильные моторы «Дженерал Моторз 6-71 6046» сразу по две штуки, мощностью 375 л.с. Максимальная скорость, дальность хода, мощность и экономичность танка сразу возрастали, хотя масса танка увеличивалась почти на 1,5 тонны (эти танки обозначались М3А3 и М3А5). В свою очередь фирма Крайслер стала ставить на свои серийные танки двигатели «Крайслер А57». Что повлекло за собой увеличение массы танка, увеличение задней части корпуса и увеличение длины траков танка. Хотя дальность хода и максимальная скорость сохранились. Англичане на поставленные им танки М3 ставили свои дизельные движки Guiberson, без изменения конструкции танка. Ходовая часть танка состояла из трех опорных тележек, которые состояли из коромысла, спиральных вертикальных пружин и двух обрезиненных катков, металлически-резиновой гусеницы (158 траков) и поддерживающих роликов.

Для того времени, танк М3 имел очень сильное вооружение в виде 75-мм пушки М2 (длина ствола2, 3 метра, УВН 14 град.). Помимо этой пушки, сверху в башне была установлена 37-мм пушка образца 1938 года. Обе пушки танка имели перископический оптический прицел. На танке предусматривались установка 4 пулеметов Браунинг 7,62-мм калибра (один в башенке, второй в Спарке с 37-мм пушкой, еще два стояли в лобовом листе перед водителем). Каждый из членов экипажа танка М3 имел на вооружении автомат «Томсон». Боезапас танка М3 был следующий: 65 выстрелов (75-мм пушка), 126 выстрелов (37-мм пушка) и 4000 7,62-мм патронов для пулеметов.

Как известно, танк М3 «Генерал Ли/Грант» был создан для того, чтобы эффективно противостоять любому немецкому танку и танкам союзникам (Италия/Япония). По боевым и тактическим свойствам этот танк мог на равных сражаться с любыми вражескими танками того времени. Кроме того, 37-мм пушка могла вести огонь по низколетящим целям, что делало его, как хорошее средство ПВО. В странах Юго-Восточной Азии большие размеры танка М3 оказывали сильное психологическое воздействие на пехоту противника.


Средний танк М3 "Ли/Грант". Американские танки времен Великой Отечественной войны.

Первое боевое применение танки М3 «Генерал Ли/Грант» должны были получить на побережье Ла-Манша, где англичане ожидали высадку немцев. Танки М3 были в качестве стратегического резерва и их присутствие на острове было строго засекреченным. Но как мы знаем, немецкого морского десанта так и не последовало. Настоящее боевое крещение эти танки в количестве 167 единиц, получили в Северной Африке в 8 британской армии в боях с немецкими соединениями Эрвина Роммеля. В этих боях танки М3 «Генерал Ли/Грант» превосходно показали себя, так как 50-мм и 37-мм снаряды не могли пробить их броню. А танки М3 могли уничтожать все немецкие танки с дальних дистанций. Для борьбы с новыми американскими танками Роммель использовал САУ Мардер-3 и 88-мм зенитные орудия. Благодаря тактике и численному превосходству немецко-итальянские войска все же разгромили 8 Британскую армию. В начале лета американцы принимают решение о переправке в Египет 100 САУ «Прист», 300 танков М4 Генерал Шерман, артиллерии, авиации и живой силы. Кстати говоря, британцы называли танки М3 «Генерал Грант» - «последней египетской надеждой».

Следующим боевым применением танков М3 стала высадка союзников в Нормандии и на юге Франции. Эти танки были в польских и французских дивизиях (которые воевали в составе американской армии), тогда как американцы были вооружены более современными танками. Для обороны Индии было сведено несколько бронетанковых частей, в состав которых входили танки М3 «Генерал Ли/Грант». В 1943 году эти танки участвовали при боях в джунглях Бирмы, где показал себя с хорошей стороны, так как японские танки были слишком слабо вооружены, да и японская артиллерия не могла остановить их. Для борьбы против этих танков японцы переделывали истребители Ки-44 в штурмовики, вооруженные двумя 40-мм пушками (62-й авиаполк ВВС Японии). В Россию по программе Ленд-лиза танки М3 «Генерал Ли/Грант» тоже поставлялись, но русские танкисты были недовольны ими. Тем более, немцы начали выпускать танки Т-III и САУ Стуг-II с более мощными пушками, которые с легкостью расправлялись с М3. Именно по причине плохих ходовых качеств, слабого двигателя, малой маневренности, высокого силуэта, который не скрывал танк и высокой чувствительности двигателя к плохой смазке и топливу, русские танкисты никогда хорошо не отзывались о нем. У наших танкистов танк М3 «Генерал Ли/Грант» получил прозвище «братская могила для шестерых». Всего в Россию американцами было поставлено 300 единиц танков М3 с бензиновыми и дизельными двигателями. Танки М3 воевали в СССР на Северном Кавказе, рядом со Сталинградом и в районе Харькова. В военно-морских баталиях как ни странно, танки М3 «Генерал Ли/Грант» участвовали, при отражении атак с воздуха на конвои PQ, ведя огонь из своих 37-мм пушек.

На базе танка М3 создавали большое количество модификаций и инженерных машин.

Производство танков М3

Те читатели, которые внимательно следят за нашим сериалом, привыкли к тому, что техника и вооружение, которое нам поставлялось, были достаточно эффективны на период времени поставок. Это были достаточно передовые образцы. Да, с недостатками, но передовые и часто превосходящие или не имеющие аналогов у нас.

Герой нашего сегодняшнего рассказа настолько противоречив, что вызывает громкие споры даже сегодня. Почти все специалисты и любители боевых машин прошлого говорят о его неудачной конструкции изначально.

Не зря же этот танк сняли с производства так же быстро, как и приняли. Кстати, немногие это знают, но именно этот танк является рекордсменом по скорости создания. Ни одна боевая машина в мире не была разработана и принята на вооружение в такие короткие сроки.

Итак, герой нашего повествования американский средний танк М3 Lee, более известный у нас как М3с «Ли».

Тут просто необходимо сделать маленькую историческую справку, касательно именно советского обозначения танка. Американский М3 и советский ленд-лизовский танк М3с на самом деле одна и та же машина. Просто буква «с» - не более чем обозначение «средний».

Есть и ещё один аспект, который просто необходимо осветить в начале материала. В среде тех, кто изучает танки времен Второй мировой бытует мнение, что другой танк, известный как М3 «Грант», американского производства, но по заказу Великобритании, не более чем точная копия М3 «Ли».

Да, «Грант» действительно копировал «Ли», но имел достаточно много отличий, чтобы быть самостоятельной машиной. Не зря же он получил имя генерала Улисса С. Гранта, командующего войсками северян в годы гражданской войны.

Напомним, генерал Роберт Эдвард Ли командовал южанами в это же самое время. И американская версия М3 «Ли» названа в честь этого генерала. Этакий специфический англо-американский юмор, суть которого нам не совсем ясна.

Особенно учитывая то, что Грант победил Ли.

Кстати, обе машины получили название именно от британцев в подарок. В Британии машины шли под другими индексами.

Точно так же неверно мнение некоторых читателей о различиях в двигателях. Часто приходится слышать о дизелях «Гранта» и бензиновых моторах «Ли». Увы, но «Гранты» имели и бензиновые, и дизельные двигатели. Почему и как это происходило - не тема сегодняшнего материала.

Начнем рассказ. Февраль 1942 года. Город Слободской Кировской области. Здесь происходит формирование 114 танковой бригады. Солдаты и офицеры бригады удивляются ежедневно. Разведчики и связисты получают мотоциклы "Харлей". Водители диковинные автомобили "Форд-6", "Шевроле", "Додж".

Но больше всего удивляются танкисты. В бригаду приходят совершенно "не наши" по внешности танки М3с и легкие М3л. 69 новых, не известных в РККА средних танков.

Именно так произошло знакомство советских солдат с новым американским танком. Поставки М3с в СССР начались именно в феврале 1942 года.

Первый бой М3 «Ли» приняли уже в мае 1942 года. Наша армия предприняла попытку наступления на Барвенковском плацдарме во время второй битвы за Харьков. Увы, мы помним, как закончилась эта попытка. Наши войска потерпели жестокое поражение.

Напомним, тогда мы потеряли 171 тысячу убитыми, 100 тысяч ранеными, 240 тысяч пленными. Потеряно (уничтожено, брошено, взято в плен) 1 240 танков. Немцы и румыны тогда потеряли 8 тысяч убитыми, 22 тысячи ранеными, 3 тысячи пропавшими без вести.

Что же увидели солдаты и офицеры 114 танковой бригады? Почему внешний вид машин так ошеломляюще подействовал на танкистов?

Дело в том, что новая машина была «трехэтажная». В буквальном смысле этого слова. На первом этаже, в спонсоне, было установлено 75-мм орудие с горизонтальным углом наведения 32 градуса.

Второй этаж, башня с круговым вращением, оснащён 37-мм пушкой со спаренным пулеметом. Башня приводилась в движение гидравлическим приводом, но при необходимости можно поворачивать и механическим.

Но был и третий этаж. Правда, к счастью, похвастаться пушкой этот этаж не мог. В командирской башенке был установлен пулемет, который можно было использовать и по наземным и по воздушным целям.

Сразу возникает вопрос о самой мощной пушке. Почему она расположена в спонсоне, а не в башне?

Кстати, опять отходим на секунду от повествования. Необходимо пояснить для сухопутных читателей слово «спонсон». Слово-то флотское. Итак, спонсон - это выступ над бортом (на флоте) или «нарост» на борту бронированной машины (для тех, кто привык опираться на землю).

Так почему в спонсоне? Ответ прост. Пушка калибром 37-мм перестала устраивать танкистов. Функции противотанковой она уже не выполняла. И по американской традиции, конструкторы не стали особо задумываться над проблемой.

Если 37-мм мало, то надо взять такую, чтобы удовлетворяла и всё. И куда-то как-то впихнуть. Так было выбрано 75-мм орудие М2. А дальше, по логике вещей, необходимо дорабатывать или разрабатывать по новой корпус машины и башню. Фактически, необходимо менять саму машину.

Но шла, напомним, война, и армии США очень нужен был хорошо вооруженный средний танк…

Так появился спонсон с правой стороны корпуса. Пушка потеряла огромную часть сектора обстрела. Однако сроки принятия на вооружение не изменились.

Почему так произошло с этой машиной? Тут необходимо рассмотреть создания танковых частей в США. Мы уже писали о том, что к началу Второй мировой войны у американцев не было танковых войск.

Единственный танк, который был у американцев, это крайне неудачный М2 (выпускался 1939-41 гг.) Танк выпускался в двух модификациях и всего было собрано 146 машины (52 М2 и 94 М2А1).

Именно копируя многие узлы данной машины конструкторы и создали М3. Трансмиссия, силовая установка, ходовая часть. Многие говорят об архаичной компоновке танка М3. Действительно, к 40-м годам 20 века такая компоновка выглядит нелепо.

В целом – именно ситуация «я его слепила из того, что было». А в распоряжении американских конструкторов было очень немного.

Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клёпкой (или болтами) крепились броневые листы из катаной брони. Нижняя лобовая деталь состоит из трёх отдельных литых частей, скреплённых между собой болтами. Это видно на фото.

Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на своё место попадал через люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы.

Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемёта.

Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клёпкой.

Для доступа в моторный отсек в корме и днище имелись люки, а его крыша выполнялась съёмной. Воздух к двигателю подавался через броневые короба, смонтированные над гусеницами. В них же помещались топливные баки.

Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалась гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемёт и перископический прицел.

Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками.

Командирская башенка цилиндрической формы с пулемётом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки.

Посмотрим на потенциальных противников американцев - немцев. Какая немецкая машина противопоставлялась американке? Противником М3 должен был стать Pz.IV. Немецкий танк тоже вооружался 75-мм пушкой.

Если говорить о конструкции в целом, то машина имела целый ряд критических недостатков. Это и слабое бронирование. Это и высота. Это и совершенно безобразное размещение вооружения, которое просто "съедало" тот потенциал, который можно было бы добиться от машины с таким вооружением.

Американцы быстро поняли, что танк не просто сырой, но и бесперспективный. Именно поэтому в американской армии встретить М3 было проблематично уже в 1944-45 годах. Да и по количеству этих бронемашин американцы не первые.

Всего было выпущено 6258 единиц данного танка всех модификаций. Отличались модификации в основном двигателями и технологиями изготовления. Из них 2/3 были переданы по ленд-лизу британцам и СССР. Небольшая часть (около сотни машин) переданы другим странам.

Поздравляем, сбагрили этот кошмар тем, кто в нем больше нуждался.

Англичане по праву могут назвать М3 «Ли» своей машиной. Именно в британской армии находилось самое большое количество этих танков. Больше 2 тысяч единиц.


Уинстон Черчилль. Не боялся по фронтам шататься.

Первыми эту жуть получили британцы и применили в боях за Северную Африку. Внезапно (за неимением лучшего), «Ли» понравился. Он был достаточно быстр, броня немецких танков, пробивалась им без особых проблем, если правильно расположить машину по отношению к противнику.


Еще один исторический персонаж, сам Монтгомери возле своего личного танка.

Правда и сам «Ли» мог держать неприятельские снаряды с трудом, броня среднего танка была 37 мм. Несмотря на все недостатки, этот танк был единственным у британцев который мог в Африке противостоять немецким танкам, его даже в 1942 году во время боев за Эль-Аламейн (июль-август) называли «последняя египетская надежда».

В СССР было отгружено 1 386 танков. Это по американским данным. По советским данным СССР получили всего 976 машин. Потери почти 30% поставок до сих пор вызывают интерес у историков и специалистов. Машины либо утонули в северных морях, либо потерялись в иранских пустынях.

Но как бы то ни было, эта несовершенная, архаичная, несуразная машина в первый период войны все-таки сыграла свою роль. Когда танковые клинья немцев рвались на просторы России, когда наша промышленность не успевала давать фронту новые Т-34 и другие машины, М3 шла в бой. Часто в первый и последний.

Малоизвестный факт. Эти танки принимали участие в великом танковом сражении Второй мировой войны - Курской битве. Мы нашли фото М3 «Ли», который погиб как раз в этом сражении в июле 1943 года. Танк «Александр Невский».

Даже в 1944 году «Ли» ещё воевал в нашей армии. А один, наверное, самый упорный, принял участие даже в разгроме японцев на Дальнем Востоке. Как-то вспоминаются партизаны с Георгиевскими крестами за Первую мировую...

Танк получил уничижительные прозвища рядовых советских танкистов, его называли «одороблом», «каланча», употребляли применительно к нему прилагательные «двухэтажный» и «трёхэтажный», присваивали ироничные индексы: ВГ-7 («верная гибель семерых»), БМ-7 («братская могила на семерых») и все в таком духе.

Ну и традиционные тактико-технические данные героя:

Масса, т: 27,9
Длина, мм: 5639
Ширина, мм: 2718
Высота, мм: 3124
Клиренс, мм: 432

Вооружение:
- 75-мм пушка М2
- 37-мм пушка М5
- 3 (4) 7,62-мм пулемета М1919А4

Бронирование: броня стальная гомогенная
- корпус: 51 мм
- борт: 38 мм
- корма: 38 мм
- днище: 13 мм
- башня: 51 мм (лоб), 38 мм (борт)
- крыша корпуса-13 мм

Типы двигателей: R-975EC2, GM 6046, Guiberson T-1400 Series 3, Chrysler A-57 Multi-Bank

Скорость по шоссе, км/ч: 39
Запас хода, км: 193

Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2, который фактически представлял собой увеличенный по размерам легкий танк М2А4.

М2 — эта ничем не выдающаяся боевая машина — стала этапной для американского танкостроения, так как именно на ее основе был создан массовый средний танк М3, ставший «школьной партой» танковых войск армии США.

СОЗДАНИЕ

Первый вариант танка, выпуск которого начался летом 1939 года на государственном арсенале Рок-Айленд, вооружался 37-мм пушкой М6, установленной в многогранной конической башне, и восемью пулеметами «Браунинг» М1919А4 (четыре — в угловых спонсонах корпуса, два — в лобовом листе корпуса и два — зенитных). Экипаж состоял из шести человек. На втором варианте — М2А1 — использовали башню от легкого танка М2А4, немного усилили броню и форсировали двигатель. Массовое производство последнего — 1000 единиц — предполагалось развернуть на новом арсенале в Детройте, но 28 августа 1940 года заказ был аннулирован.

На такое решение сильнейшее воздействие оказали события в Европе: разгром Польши и Франции, поразительные успехи германских танковых войск. Большое впечатление произвели на американских военных и технические характеристики немецких танков. На их фоне стало совершенно ясно, что в общем-то неплохая 37-мм пушка в качестве вооружения среднего танка совершенно бесперспективна. Имевшуюся в наличии 75-мм пушку разместить в башне, заимствованной от легкого танка, было невозможно. Тут-то и возникла идея установить ее в правом бортовом спонсоне танка М2А1, естественно, произведя при этом необходимые доделки. Идею осуществили довольно быстро — 13 июня 1940 года тактико-технические требования к новому танку утвердил департамент вооружений, а спустя месяц он был стандартизирован под обозначением М3. Полноразмерный деревянный макет для показа представителям танковых войск (Armored Force) и промышленности изготовили в арсенале Рок-Айленд только в конце августа 1940 года. Первый опытный образец передали для испытаний на Абердинский полигон (Aberdeen Proving Grounds) в марте 1941 года.

ОТ «ЛИ» К «ГРАНТУ»

Поражение британских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 танков заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить потери за счет собственного производства Великобритания не могла. В конце июня 1940 года с берегов Туманного Альбиона в США прибыла специальная миссия. Предложение развернуть на американских заводах производство английских танков не вызвало у американцев никакого энтузиазма. Объяснялось это вполне прагматическими соображениями. В условиях готовящегося германского вторжения на Британские острова у американцев совсем не было уверенности в развитии событий в пользу Англии, поэтому загружать свои заводы производством боевой техники, не соответствующей американским стандартам, они не хотели. Речь могла идти только о поставках американских боевых машин. Этому способствовало и принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, действие которого в тот же день распространилось на Великобританию.

Тем не менее англичане настояли на внесении изменений в первоначальный проект танка. В частности, их не устраивала слишком большая высота М3. По английскому проекту изготовили новую литую башню, ниже и шире стандартной, но имевшую тот же диаметр погона. Вместо командирской башенки ограничились круглым вращающимся двустворчатым люком. Высота при этом снизилась всего на 102 мм.

Английскую радиостанцию разместили в кормовой нише башни, ящики для снаряжения — по бортам кормовой части корпуса. Поскольку танки предназначались в основном для боевых действий в Африке, их оборудовали крыльями специальной формы, уменьшавшими облако пыли от гусениц. Переделанный таким образом М3 получил официальное английское название General Grant I. При этом стандартный американский образец не лишенные юмора англичане назвали General Lee I, присвоив таким образом вариантам одного и того же танка имена американских генералов, воевавших друг с другом во время гражданской войны в США.

МОДИФИКАЦИИ

Помимо основной и самой многочисленной модификации — М3, существовали и другие. С февраля по август 1942 года фирма «Америкэн Локомотив» выпустила 300 М3А1, отличавшихся от базового варианта только литым корпусом. Следует упомянуть, что некоторое количество М3 и М3А1 оснащалось дизелем Guiberson Т-1400-2. В январе 1942 года другое паровозостроительное предприятие — «Болдуин Локомотив» — изготовило 12 танков М3А2, имевших сварной корпус, а затем перешло на выпуск варианта М3А3. Он отличался от М3А2 дизельной силовой установкой «Дженерал Моторс» 6046 G-71 мощностью 375 л. с. На части машин посадочный люк в левом борту корпуса заварили. До декабря 1942 года было изготовлено 322 М3А3. С июня по август 1942 года «Детройт Тэнк Арсенал» выпустил 109 машин версии М3А4 с двигателем «Крайслер» А57 «Мультибенк» мощностью 370 л. с, представлявшим собой силовой блок из пяти автомобильных моторов. Длину клепаного корпуса пришлось увеличить до 6147 мм. Люк в левом борту корпуса ликвидировали совсем. Число траков гусеницы возросло до 83.

Была улучшена конструкция тележек подвески. Наконец, с января по декабрь 1942 года «Болдуин Локомотив» изготовил 591 М3А5-М3 с дизелем «Дженерал Моторс» 6046 G-71.

Все эти модификации по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т. д.

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА М3

Боевое крещение М3 получили в Северной Африке, в сражении при Газале 27 мая 1942 года в составе 7-й английской танковой дивизии. 167 «Грантов» оказались неприятной неожиданностью для немцев и итальянцев благодаря своим 75-мм пушкам.

Ксражению у Эль-Аламейна в октябре 1942 года в английской 8-й армии число «Грантов» достигло 600. В составе английских войск эти танки воевали в Африке вплоть до полного разгрома германо-итальянской армии Роммеля. При этом в боевых действиях принимали участие в том числе и американские экипажи.

Небольшое количество М3 доставили и в Великобританию. Еще в марте 1945 года «Ли» воевали против японских войск в Бирме в составе 150-го полка Королевского танкового корпуса.

М3 В БОЮ

Американские М3 впервые вступили в бой на Филиппинах в составе 192-го танкового батальона. В основном же они использовались в учебных целях как на территории США, так и за их пределами. Боевыми машинами этого типа были вооружены, например, полки 1 -й танковой дивизии армии США, переброшенные весной 1942 года в Северную Ирландию. Один из них — 13-й — принял участие в высадке американских войск в Марокко и в последующих боях в Тунисе, к концу которых почти все «Ли» заменили «Шерманами». В ноябре 1943 года М3 в составе 193-го танкового батальона ограниченно использовались в боях на островах Тихого океана на атолле Мекин — с 27-й пехотной дивизией и на Тараве — со 2-й дивизией морской пехоты.

М3 В СССР

Рассказ о танке М3 был бы неполным без упоминания о том, что эти боевые машины по программе ленд-лиза поступали и в Советский Союз. Правда, цифры поставок различны: американская печать сообщала о 1386 М3, отправленных в СССР (при этом неизвестно, сколько из них дошло по назначению), по данным же советских архивов, получено немногим более 900 машин. Советские танкисты не любили эту громоздкую и по сравнению с отечественными танками совершенно несуразную внешне машину. В Красной армии танк получил обозначение М3с («с» — средний), но танкисты с черным солдатским юмором называли его «братской могилой на семерых». В общем-то невысокие для 1942 года боевые качества танка усугублялись неприспособленностью к новым условиям эксплуатации. На советско-германском фронте М3с применялись в основном в 1942 году, а затем были заменены «Шерманами».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Средний танк М3 был создан на основе танка М2 с использованием практически всех узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части последнего. Корпус — клепаный, собирался из плоских броневых листов на каркасе из уголков, причем лобовые листы имели сравнительно большие углы наклона, бортовые же располагались вертикально. Носовая часть корпуса — литая, состояла из трех деталей, соединенных между собой болтами. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Болтовое крепление облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имелись прямоугольные двери с лючками и смотровыми приборами. Крыша над моторным отделением выполнялась съемной. Кроме того, для облегчения обслуживания двигателя были предусмотрены двустворчатый люк в кормовом листе корпуса и люк в днище.

В спонсоне, представлявшем собой отливку специальной формы, приклепанную к лобовым листам корпуса и подбашенной коробке, в броневой маске на цапфах устанавливалась 75-мм пушка М2. Это орудие имело баллистику и боеприпасы, идентичные 75-мм французской пушке 1897 года. Последняя была принята на вооружение американской армии во время Первой мировой войны. Для вооружения танка использовалась и пушка М3, аналогичная М2, но с более длинным стволом, большей начальной скоростью и лучшими бронебойными характеристиками снарядов. Поскольку установка пушки уравновешивалась исходя из массы и габаритов М3, на более короткий ствол М2 приходилось крепить противовес. Пушка обслуживалась двумя членами экипажа: наводчиком и заряжающим. Прицельное приспособление к 75-мм пушке представляло собой телескопический прицел М21А1, смонтированный в перископическом смотровом приборе M1. Подобная конструкция применялась практически на всех американских танках периода Второй мировой войны. Горизонтальный угол наведения пушки составлял 32°, вертикальный -9… +18°.

Литая башня цилиндрической формы устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением со смещением влево от продольной оси танка. В сильно скошенной передней части башни были смонтированы 37-мм пушка М5 или М6, спаренный с ней 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4 и перископический смотровой прибор М2 со встроенным телескопическим прицелом М19А1. На крыше башни размещалась командирская башенка с пулеметом «Браунинг» и призматическим прибором наблюдения. Угол возвышения 37-мм пушки и пулемета в командирской башенке достигал 56°. Часть пушек имела стабилизатор наведения в вертикальной плоскости, для уравновешивания которого под стволом орудия к маске крепился цилиндрический противовес.

В отделении управления танка в неподвижной бронемаске на кронштейне были смонтированы два спаренных пулемета. Кронштейн имел рычаг, с помощью которого угол возвышения изменялся до 9°, склонения — до 4°. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом танка. Управление огнем пулеметов производилось механиком-водителем. Для этого рычаги управления снабжались гашетками электроспусков.

Про М-3-С. Так как моя тема, некоторые уточнения к ней.

Ещё более интересным соотношение иностранных танков выглядит по состоянию на 1 июня 1944 года. «Матильд» в действующей армии оставалось 48 штук, «Черчиллей» — 31 штука, М3л — 191 штука, а М3Ср — 143 штуки (включая 12 танков, поднятых с затонувшего транспорта в 1943 году). При этом, появление «Матильд» на фронте было эпизодическим, а «Черчилли» воевали севернее Ленинграда. «Неудачные» американские средние танки к этому времени всё ещё встречались в танковых бригадах.

Например, в июле 1944 года 19 М3Ср находилось в составе 41-й танковой бригады, в которой к 16 июля имелось также 32 Т-34-85 и Т-34. Действия 5-го танкового корпуса, в который входила бригада, во время Режицко-Двинской наступательной операции в июле 1944 года очень напоминали «подвиги» 1942 года. Первые несколько дней наступления были успешными, но к 22 числу начались упорные бои за Малиново. Из-за того, что пехота не поддержала действия танкистов, бригада понесла тяжёлые потери. Потери нёс и действовавший совместно с бригадой 48-й гвардейский тяжёлый танковый полк - сгорело 5 танков ИС-2, а 23 июля погиб командир полка. От 41-й танковой бригады к 26 числу осталось 6 танков, а 29 июля в бригаде числился всего один Т-34. Из 19 М3Ср 13 сгорело, 6 было подбито.


Строго говоря их в танковых бригадах к тому времени добивали. Из 143 упомянутых yuripasholok М-3-Ср 60 находились в составе с марта 1944 стоявшего в фронтовом резерве 5 танкового корпуса. Их собственно в марте-апреле насчитывавший менее чем 60 Т-34 корпус и получил. Танки (по памяти) получили по одному батальону 24, 41 и 70 танковых бригад.

В июле, для эксплуатации успеха операции Багратион, 2 Прибалтийскому Фронту Ставка выделила лимиты Т-34/85. Новейшими советскими танками генерал армии А.И. Еременко решил вооружить свой пока не участвовавший в боях ударный кулак - 5 танковый корпус генерал-майора М.Г. Сахно, передав "лишние" для 5 ТК М-3-С в состав армейских танковых частей.

Решение для фронтового штаба было вполне логичным, но в нем присутствовало два НО:
1. "Старый" личный состав корпуса в течении 3-4 месяцев занимавшийся боевой подготовкой под руководством кровно заинтересованного в этом командования, был просто не сравним с традиционно на отъебись подготовленным в учебных и запасных частях личным составом маршевых рот Т-34/85. По данным отчета командира 41 тбр полковника Корчагина наезд механиков-водителей полученных бригадой тридцатьчетверок составлял всего лишь 3(три) часа. Что еще цветочки на фоне оценки подготовки офицерского состава - " офицерский состав не имел понятия о маневре танка". Как из этого можно догадаться, никакого боевого слаживания танковых взводов и рот в запасных танковых полках реально не производилось, а подготовка наводчиков вряд ли превосходила подготовку мехводов. Что же касается стрелков- радистов, если быть точным радиотелеграфистов-пулеметчиков старших, то три полученные первыми маршевые роты, которыми укомплектовали 1 танковый батальон 41 ТБР капитана К.И.Орловского, имели их только в экипажах командиров взводов и рот, роты принятые позднее - не имели вовсе.

2. Небоеготовые маршевые роты корпус получал, сводил в танковые батальоны бригад и отправлял в бой прямо с колес, в процессе боевых действий. 24 и 70 танковые бригады провоевали всю операцию формально в двухбатальонном составе (батальон Т-34 и батальон Т-34/85), а 41 тбр в трех: 1 тб на полученных перед началом операции Т-34/85, 2 тб на М-3-С и 3 тб тоже на Т-34/85. К слову именно 3 танковый батальон бригады капитана Н.И.Мороза, прибывший в распоряжение комбрига вечером 21 июля и 22 пошедший в свой первый бой, обер-лейтенант Кариус и фельдфебель Кершер в Малиново и разделали - сгорело 6 ведуших перестрелку с немецкими самоходками и не наблюдавших за тылом Т-34/85. Попутно досталось попытавшимся выручить Мороза танкистам 48 гв.ттп (сгорело 5 ИС-2) и двум последним танкам 1 тб, к югу от Малиново исправлявшим полученные после авиаудара повреждения. Оба комбата в бою погибли - капитан Орловский сгорел в танке, а капитан Мороз видимо и был тем самым "майором - Героем Советского Союза" из мемуаров Отто Кариуса, застрелившимся не желая сдаваться в плен. Место расположения сгоревшего Т-34/85 №450 соответствует указанному Кариусом, показан погибшим только с 28 июля, когда нашли тело.

Однако вернемся к "Генералам Ли" корпуса. 40 М-3-С (матчасть танковых батальонов 24 и 70 тбр) были переданы армейской 118 отдельной танковой бригаде с экипажами до командиров рот включительно. 20 "американцев" в корпусе остались видимо только для того чтобы не оставить 41 тбр совсем без матчасти - на апрель в ней числилось всего лишь два Т-34. Оба из них "дожили" до Режицко-Двинской операции или один тот что сгорел в ней по документам неясно, Т-34/85 от Т-34 там от друг друга не отделяются. Один из этих 20 американских танков, видимо машина учебно-боевой группы, на 16 июля находился в среднем ремонте. Цитируемое Юрием донесение было несколько коряво составлено.

Безнадежно устаревшие для 1944 года "Генералы Ли", благодаря хорошей подготовке экипажей и офицеров ротного звена в боях операции показали себя великолепно. Если исходить из расхода боеприпасов американцы выдали совершенно несравнимую эффективность и интенсивность участия в боевых действиях сравнительно с практически небоеготовыми подразделениями Т-34/85 корпуса. Как видимо и экипажи Т-34 (76), хотя их настрел при трех противотанковых 76 мм артбатареях в тбр и артдивизионе 5 мсбр, а также СУ-76 1515 САП заметно сложнее отследить.

41 танковая бригада как открыла список потерь в операции тремя М-3-С, сгоревшими от огня ПТО и самоходок при форсировании р.Сарьянка 17 июля (б/н 461 корпус №3010458 и б/н 485 корпус № 4240 в д.Синица, б/н 462 корпус №3010453 в д. Новые Морозы) так и закончила ими же, когда 28 июля в боях за станцию Дауремская в бригаде сгорел последний исправный танк 2 тб и бригады в частности - М-3-С б/н 451 корпус №3010377. Судя по динамике наличия боеготовых танков, выходили из строя по боевым повреждениям американцы далеко не шесть раз.

118 отбр в Режицко-Двинской операции потеряла сгоревшими 18 "Генералов Ли" из 40.

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.


Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.


Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" - как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".


"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.


Проекции "Ford М. 1918".


Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?


"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.


Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.


Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.


Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.


Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.


Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)