Классный час «Очей очарованье -поэзия осени. Классный час (1 класс) на тему: Путешествие в осень

«Золотой листопад», 1-2 класс. Разработка

Цель: уточнить представления детей об осенних явлениях природы; развивать внимание, логическое мышление, ориентацию в пространстве, память, речь.

Оборудование: у учителя — рисунок ветки с прикрепленными к ней шестью желтыми листьями с номерами на лицевой стороне от 1 до 6, шесть карточек с текстами заданий под номерами от 1 до 6, распечатки к заданию 5 для каждой пары учащихся; магнитофон, запись легкой инструментальной мелодии; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Самой яркой приметой наступившей осени является листопад. Как только ни описывали его поэты в своих стихах, с чем только ни сравнивали облетающие листья, какие только слова ни подбирали!.. Послушайте цитаты из произведений разных авторов, постарайтесь представить себе описываемые ими картины. Скажите, какие слова и выражения, выбранные авторами, вам особенно понравились.

Учитель читает, останавливаясь после каждой цитаты; выслушиваются отклики детей.

В саду листки берез,

Без шороха срываясь,

Средь тонких паутинок,

Как бабочки, летят.

И. Бунин

Дорожки в скверах почернели.

Бушует в рощах листопад.

Н. Доризо

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

А. Пушкин

Ветер бронзу с деревьев срывает,

Листьев бронзовых слышится звон.

Э. Межелайтис

Тихо льется с кленов листьев медь.

С. Есенин

Листья летят, словно клочья тетрадок.

А. Ахматова

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

А. Ахматова

Ты видел факельное шествие

Берез осенних на Руси?

Они леса зажгли окрестные, —

Теперь попробуй погаси!

Д. Смирнов

Листопад золотые потоки

Разметал — ничего не найдешь.

А на ветке листок одинокий

На замерзшую птицу похож.

Т. Таисоглы

По российским полям в сентябре

Прокатилась волна листопада.

В. Мослан

Учитель. Сегодняшнее занятие нам поможет провести вот эта веточка с не успевшими еще облететь листочками.

Учитель обращает внимание детей на рисунок ветки с прикрепленными к ней с помощью кнопок шестью листьями.

Выполнив задания, принесенные нам осенними листьями, в конце занятия мы увидим, что нашей веточки тоже коснулся листопад.

Номера листьев выбираются детьми в любой последовательности. После успешного выполнения задания лист с выбранным номером снимается. 20

Задание 1. Изобразить по клеточкам листок.

Учитель выполняет задание одновременно с учащимися на клеточках доски.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на две клетки вниз;

на три клетки вниз наискосок справа налево;

на три клетки вверх наискосок справа налево;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на одну клетку вниз наискосок слева направо;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо.

Разукрасьте листок в золотой цвет. Какими карандашами можно воспользоваться?

Задание 2 . Вставить в фразы недостающие слова.

1. ... птицы прилетают, а осенью...

2. ... осени веселое, а конец осени...

3. ... придет лето, а за осенью...

4. ... дни становятся длиннее, а осенью...

5. ... начинается потепление, а осенью...

6. ... учебный год заканчивается, а осенью...

7 как правило, идет снег, а осенью, как правило, ...

8. ... мы собираем ягоды малины, а осенью ягоды...

9. ... грибная пора начинается, а осенью...

10. ... начинается с июня, а осень...

Ответ. 1. Весной, улетают. 2. Начало, грустный. 3. За весной, зима. 4. Весной, короче. 5. Весной, похолодание. 6. Весной, начинается. 7. Зимой, дождь. 8. Летом, клюквы. 9. Летом, заканчивается.

10. Лето, с сентября.

Задание 3. Игра «Что это?»

Густой, волнистый, утренний, холодный, липкий. (Туман)

Моросящий, затяжной, косой, нескончаемый, барабанящий. (Дождь)

Ясный, солнечный, теплый, тихий, осенний. (День)

Туманное, серое, мглистое, сырое, пасмурное. (Утро)

Рыжий, золотой, огненный, непрерывный, ежегодный. (Листопад)

Живительный, бодрящий, морозный, свежий, чистый. (Воздух)

Грязная, глубокая, темная, широкая, хлюпающая. (Лужа)

Лучистое, яркое, золотое, ласковое, румяное. (Солнце)

Бездонное, голубое, безбрежное, частое, высокое. (Небо)

Знатный, хороший, богатый, небывалый, высокий. (Урожай)

Задание 4. Отгадать «урожайные» загадки.

В процессе разгадывания учитель записывает доску слова-отгадки.

Этот овощ для борща,

Хорош с ним винегрет.

Он имеет темно-красный,

Точней — бордовый цвет. (Свекла)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь она гладкая,

На вкус же очень сладкая. (Морковь)

Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана. (Капуста)

Круглый бок, желтый бок —

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Узнали? Это... (репка).

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко,

А когда его сорвем,

Много зерен соберем. (Подсолнух)

Хлеб второй пришел на стол,

Он не из муки.

Очень любят его люди,

А еще — жуки! (Картофель)

Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть —

Приходите посмотреть. (Кабачок)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)

Вырос я на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

Учитель . Прочтем хором сделанную мной запись на доске. Запишите в тетрадь все слова-отгадки, которые вам удалось запомнить.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Задание 5 . Соединить начало и конец пословицы.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа проводится в парах. Проверка.

Ответ. Осень — перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осенью и у воробья пир. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Смысл пословиц объясняется.

Задание 6 . Представить себя осенним листком, оторвавшимся с дерева и полетевшим путешествовать.

Звучит тихая инструментальная мелодия в течение примерно одной минуты. Дети могут закрыть глаза, воображая себя листком. Желающие рассказывают о своем «путешествии».

Учитель . В заключение, ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Листопад

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Все притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света —

Небо все созвездия зажгло!

Звезды то роятся, будто пчелы,

То горят они, как светлячки....

Слышно, как слетают с ветки голой

Самые последние листки.

Е. Трутнева

Классный час проходит с использованием презентации (Приложение 1).

Цель:

  • обобщить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • знакомство со стихотворениями русских классиков об осени
  • поговорить о значении названий осенних месяцев;
  • развитие речи детей;
  • воспитание любви к природе и родному краю;
  • развитие мышления и внимания;
  • Ход классного часа

    1 слайд

    Начинаем классный час, который пройдёт в виде устного литературного журнала. Послушайте загадку:

    Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья (осень).

    Эпиграфом классного часа будет стихотворение А.С.Пушкина (открыть стихотворение). Учитель читает (затем картинка и тема). На уроке чтения и окружающего мира мы с вами много говорили на эту тему. Сегодня постараемся обобщить полученные знания.

    2слайд

    Вступление-1-я страничка (учитель читает.

    2 –я страничка: - Какие осенние месяцы вы знаете?

    А как по-другому они называются?

    3 слайд

    Прочитаем названия: - Почему так называются? (ответы детей)

    На уроках окружающего мира мы узнали об изменениях в неживой природе. Послушаем выступления ребят.

    4 слайд

    3-страничка. В гостях у художника (описание картины).

    Перед нами расстилается земля,покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

    Исполняется песня об осени.

    5 слайд

    4-страничка.Литературная страничка.

    Прочитаем вслух стихотворение И.Бунина Листопад. Попробуйте услышать музыку листопада.

    Давайте объясним значение некоторых слов: терем, лиловый, багряный, лазурь, пёстрый?

    6 слайд

    Послушайте выступления на тему осенних изменений в природе.

    7 слайд

    5-я страничка. Витаминная.

    Попробуем разгадать кроссворд: (открываем)

    А теперь загадки.

    8 слайд

    6-я страничка. Угадай-ка.

    На уроке окружающего мира мы много говорили о природных явлениях. Попробуем угадать их: (заморозки, роса, туман, листопад, стаи, дожди)

    Сценка «лесные разговоры»

    9 слайд

    7-я страничка. Итоговая.

    Что же характерно для осени? Назовите осенние явления и изменения в природе (дети называют, на слайде появляются)

    10 слайд:

    Проверим себя(открыть). Правильно?

    11 слайд

    Заключение.

    12 слайд

    До скорой встречи!

    Классный час «СЛАВНАЯ ОСЕНЬ».

    Цель: Поддерживая искренний интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира.

    Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы всего коллектива.

    Развивать творческие способности детей.

    Ход занятия.

    Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час будет посвящен…, а впрочем, вы сейчас сами определите тему классного часа.

    Ученик 1. Унылая пора! Очей очарованье-

    Приятна мне твоя прощальная краса,

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса…

    Ученик 2. Уже румянит осень клены,

    А ельник зелен и тенист,

    Осинник желтый бьет тревогу,

    Осыпался с березы лист

    И, как ковер, устлал дорогу.

    Учитель: Догадались о чем пойдет речь? Конечно же, об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы?

    Дети называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого месяца (домашнее задание).

    «Сентябрь» от латинского слова «сэптэбэр» - седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, а не как сейчас – с 1 января. Поэтому сентябрь был седьмым месяцем.

    В старину славянские названия месяцев тесно были связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли: хмурень, рюен, ревун, вересень(карточки с названиями – на магнитную доску).

    Хмурень – дни короткие, тучи плотно кроют небо.

    Рюен – желтый цвет.

    Ревун – ветреная погода.

    Вересень – цветение вереска.

    « Октябрь» - десятый месяц в году. Образовано от латинского «окто», что значит « восемь».

    Почему же десятый, а не восьмой месяц назвали октябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник.

    (Карточки – на магнитную доску).

    Хлебник – полны закрома, убраны все поля.

    • А почему грязник и листобой, сможете объяснить?

    «Ноябрь» получил свое название от латинского «новем», что значит «девять». В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.

    Учитель: И так начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый листок.

    * Дети выбирают листочки красного и желтого цвета.

    Учитель: Команда Красного кленового листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа – слева.

    Учитель: 1 задание – конкурс.

    Команды по очереди называют слова на тему «Осень» Побеждает та команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса – кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.

    2 задание – конкурс «Узнай овощ».

    Вызывается по 1 представителю от команды .

    «Однажды хозяйка с базара пришла,

    Хозяйка с базара овощей принесла…»

    А вот какие овощи она принесла, вам придется угадать.

    Участникам завязывают глаза. Необходимо определить, какой овощ, ощупывая его руками.

    За каждый правильный ответ- листочек на командное дерево.

    3 конкурс «Конкурс загадок».

    Представители команд выбирают конверты «Лесные загадки от Осени».

    Сосны, елки, березы, клены…

    Это лес – он наш друг зеленый!

    Добрый друг, он шумит, поет

    И в прохладную тень зовет.

    А вы знаете, что для вас

    Он загадки свои припас!

    №1. «Чей это дом?».

    К загадке первой мы идем…

    Смотри, стоит какой-то дом.

    Дом без дверей и без окон

    Народом дружным заселен.

    Народ веселый, трудовой

    Охотно дом построил свой…

    Все что-то тащат, все снуют,

    Стараются, не устают…

    Ты видел этих силачей?

    Тогда скажи, дом этот чей?

    №2. «Удивительный портной».

    Удивительный портной, -

    Нет катушки ни одной,

    И машинки швейной нет…

    И утюг не разогрет…

    Но зато иголки есть.

    Сколько? Их не перечесть!

    №3. «Бусы на опушке».

    Сколько бус рассыпано

    На лесной опушке!

    Девочки – подружки

    Соберут их в кружки.

    Трудятся, стараются

    Девочки проворные,

    Потому что вкусные

    Эти бусы черные!

    №4. «Хвастун – обманщик»,

    Нам издали красная шляпа видна

    Лесного обманщика – хвастуна.

    Ему к нам в корзинку

    Попасть не придется,

    Пусть мухам на гибель

    В лесу остается!

    №5. « Грибы на сосне».

    Может быть, вы поверите мне,

    Но я увидала грибы на сосне.

    Разве грибы на деревьях растут?

    Что-то совсем непонятное тут…

    Надеты на ветки маслята, опята…

    Кто же их на зиму сушит, ребята?

    6. «Крокодил – малютка».

    Мальчик по лесу бродил:

    • Ой, смотрите, крокодил!

    Что за чудо? Что за шутка?

    Крокодил совсем малютка!

    Как тот мальчик ни старался,

    Крокодила не поймал.

    Только хвост в руке остался,

    Крокодил в траву удрал.

    Знаешь, как зовут его –

    Крокодильчика того?

    Загадки читаются каждой командой по очереди, если команда затрудняется с ответом, ей помогает команда – соперница.

    За каждый правильный ответ – кленовый лист на командное дерево.

    4. Конкурс художников «Мы рисуем осень».

    Вызывается по одному «художнику» от команды. «Художники» выбирают лист с заданием.

    1задание: нарисуй осень, листопад, прекрасная погода.

    2 задание: нарисуй осень, сильный ветер, идет дождь.

    Своя команда должна по рисунку угадать задание «художнику».

    5. Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.

    Конкурс стихов об осени.

    Победителя выбираем по аплодисментам.

    1. Конкурс «Какого цвета осень»
    • У каждого времени года свой любимый цвет. Какой цвет любим осенью, вы узнаете, отгадав кроссворд.

    За каждый правильный ответ – листочек на дерево.

    1. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (заморозки).
    2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь) .
    3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?(листопад)
    4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем, воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды Что это?(роса)
    5. Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?(туман)
    6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Река становится подо льдом. Как это называется? (ледостав)
    7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (стая)
    1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Праздник осени в начальной школе.

    Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе, воспитывать в детях доброту, бережное и заботливое отношение к объектам природы, расширить кругозор учащихся об осенних изменениях окружающей среды;

    Оборудование:

    Декорации: зал украшен букетами из осенних листьев, цветов, ветками рябины, на стенах - картинки осенних пейзажей. В центре - пенёк-трон для Королевы Осени, костюмы для артистов. Рисунки детей на осеннюю тему, 2 корзины с муляжами фруктов и овощей;

    Ход классного часа

    1.Ведущий:

    Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к самой красивой и замечательной королеве. А как её зовут, вы сейчас узнаете, если правильно отгадаете про неё загадку.

    Пришла без красок и без кисти

    И перекрасила все листья.

    (Это осень)

    2.Ученик выразительно читает стихотворение об осени:

    Осень! Славная пора!

    Любит осень детвора.

    Сливы, груши, виноград-

    Всё поспело для ребят.

    И АРБУЗ УВИДЕВ ВАЖНЫЙ,

    Оживится детвора-

    И радушно скажет каждый:

    Здравствуй, осени пора!

    3.Ведущий:

    Действительно, мы будем говорить об осени. Каждый видит осень по –своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников. Какая здесь разная осень. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на эти рисунки. Какой из них вам больше всего нравится?(Ребята оценивают рисунки своих товарищей)

    Звучит фонограмма, выходит Осень.
    Королева Осень:

    Здравствуйте, друзья,
    Вы узнали меня?

    Ведущий:

    Все узнали тебя, Королева Осень,
    Садись на трон, просим.
    Королева Осень:

    Я очень рада нашей встречи. Я слышала ваши разговоры обо мне. Вы все очень любите осень. А какие же красивые поделки и рисунки Вы приготовили для меня. Молодцы ребята!

    Учитель встречает Королеву Осень хлебом-солью. Королева Осень садится на трон. Учитель читает стихотворение о хлебе.

    Ведущий:

    Золотые есть слова -
    Хлеб - всему голова.
    Почему так говорят,
    Объясню я для ребят:
    Хлеб – тяжёлый труд людей,
    И бросать его не смей.
    На полях пшеница зреет,
    Хлебороб её лелеет,
    Срок придёт, её пожнёт
    Зерно на мельницу свезёт.
    Мельник там муки намелет,
    По мешкам её разделит,
    И в пекарню отвезёт –
    Пекарь хлеб нам испечёт.
    Труд, ребята, уважайте,
    Хлеб под лавку не бросайте!

    Ведущая:

    А знают ли ребята, что происходит,
    Когда Королева Осень приходит?

    Королева Осень:

    Знаете ли Вы ребятки, какие изменения происходят в природе осенью?
    (Ребята рассказывают приметы осени: листья пожелтели, птицы улетают на юг, урожай люди собирают и т. д.)
    Королева Осень:

    Спасибо вам, ребятушки.
    Что так хорошо меня встречаете,
    Всё обо мне знаете.
    На сцену выходит Петрушка. Играет озорная музыка.
    Петрушка:

    Здравствуйте, меня зовут Петрушка,
    Я живой, а не игрушка.
    А мне вот жаль, что Осень пришла,
    Лето со двора согнала.
    Как я буду теперь купаться, загорать,
    Если по небу тучки будут гулять?
    Ведущая:

    Петрушка, каждый ребёнок знает,
    Что после лета осень бывает.
    Она жёлтыми листьями землю укрывает,
    Зверятам к зиме готовиться помогает.
    Осенью не только тучки по небу гуляют,
    Осенью люди урожай собирают.
    Петрушка:

    Прости меня, Осень, за мои слова,
    Эх, дырявая моя голова!
    Не пора ли нам, ребята, поиграть?
    Я буду вопросы задавать,
    А вы на них отвечать.
    У Королевы Осени есть три сына,
    Сейчас они к нам придут
    А вы знаете, как их зовут?
    (Ребята называют сыновей Королевы Осени.)
    На сцену выходит Сентябрь с пустой корзиной, ставит её рядом.
    Сентябрь:

    Я Сентябрь – младший брат,
    Познакомиться я рад.
    Ведущая:

    Как-то утром на рассвете
    По грибы собрались дети.
    Сентябрь:

    Только, чтобы их собрать,
    Надо их сперва узнать.
    Ведущая:

    На полянке, у сосны
    Шляпки тёмные видны.
    Очень вкусные на вид,
    Знай, что это белый гриб.
    Сентябрь:

    Эй, скорей сюда, ребята,
    Здесь грибы сидят – опята.
    Ведущая:

    Хороши грибы в лесу,
    Подберёзовик несу.
    Все ребята посмотрели,
    Он съедобный, в самом деле.
    Сентябрь:

    Кто тут спрятался в листве?
    Тут лисички, целых две.
    Ведущая:

    Мы пока в лесу гуляли,
    Много и грибов набрали.

    Сейчас ребятки вы поиграете в игру
    «Съедобный- несъедобный».

    (Дети учатся распознавать грибы. Ребята берут корзинки и отправляются за грибами.

    Королева Осень выявляет победителя этого конкурса.)
    Ведущая:

    Осень – лучшая пора,
    Помогите, детвора!
    Урожай нам собрать
    И загадки отгадать.

    1)Красный, сочный,
    Вкусный, прочный.
    Он растёт, не тужит,
    С огурцами дружит.
    От чего же до сих пор
    Не сорвали...
    (помидор)
    (На сцену выходит Помидорка.)

    Помидорка:

    Я - Помидорка спелая,
    Теперь уже созрела я.
    Я летом зеленею,
    А осенью краснею,
    И к вам пришла, ребятки,
    Загадывать загадки.
    (Помидорка загадывает ребятам свои загадки)
    1 загадка.
    В огороде нашем жил,
    И со всеми он дружил.
    Хвост – зелёненький крючок.
    Это – толстый….
    (кабачок)
    2 загадка.
    Я на грядке прорастаю,
    В огороде всех я знаю,
    А укропу я подружка.
    Как зовут меня - ...
    (петрушка)
    3 загадка.
    Редька - старшая сестра,
    Ну, а я ещё мала.
    Угадает даже киска,
    Что зовут меня...
    (редиска)
    4 загадка.
    Колобок растёт на грядке,
    Знают все его ребятки.
    В землю врос он крепко,
    Что за овощ? ...
    (репка)
    Ведущая:

    Это кто такой зелёный?
    Вкусный свежий и солёный?
    Очень крепкий молодец,
    Догадались?
    (огурец)
    Выходит Огурчик.
    Огурчик:

    Я - огурец зелёный,
    Бываю свежий и солёный.
    И на грядке не тужу,
    С помидоркой я дружу.
    Сентябрь:

    Ай, да молодцы, ребятки!
    Отгадали все загадки.
    Чтоб здоровым, сильным быть,

    Надо овощи любить.

    Ведущая:

    Мы о фруктах не сказали,
    Как же жить без них, едва ли!
    В нашем солнечном саду
    Зреют фрукты на виду.
    На сцену выходит Яблоко.
    Яблочко:

    А я яблочко наливное,
    Спелое и румяное такое.
    Я думаю, что все ребята знают,
    Какие фрукты в саду созревают.
    Игра «Отгадай фрукт»
    (Ребята рассказывают о фруктах. Ведущая показывает муляжи разных фруктов).

    Ведущая:

    Спасибо, Сентябрь за урожай,
    В гости среднего брата приглашай.
    Сентябрь:

    Выходи, братец, Октябрь,
    Зовёт тебя младший брат Сентябрь.
    (Звучит музыка. Выходит месяц Октябрь. Братья кланяются друг другу.)
    Октябрь:

    Я - Королевы Осени
    Сын второй,
    Октябрь золотой.
    Мы по улице идём –
    Листья сыплются дождём,
    И летят, летят, летят,
    Под ногами шелестят.
    (Во время своего монолога Октябрь разбрасывает листья.
    На сцену выходит девочка с букетом жёлтых листьев. Она собирает листики и читает стихотворение.)
    Девочка:

    За окошком лист осенний пожелтел,
    Оторвался, закружился, полетел.
    Жёлтый листик подружился с ветерком,
    Всё кружатся и играют под окном.
    А когда весёлый ветер улетал,
    Жёлтый листик на асфальте заскучал.
    Я пошла во двор и листик подняла,
    Принесла домой и маме отдала.
    Оставлять его на улице нельзя,
    Пусть живёт всю зиму у меня.
    Игра: «Собери листочек».

    (Ребята узнают, с какого дерева листок.)
    За сценой звучат крики улетающих птиц.
    Ведущая :

    Ой, ребятки, что это значит?
    Мне кажется, что кто-то плачет?

    Осень:

    Это птицы в стаи сейчас соберутся
    Улетят, а весной к нам вернутся.
    Высоко, высоко от земли,
    Полетели на юг скворцы.
    (На сцену выходит Скворушка. Он машет крыльями. Звучит музыка.)

    Октябрь:

    Скворушка, ты уже улетаешь?

    Скворушка:

    Да, мне на юг лететь пора,
    Наступают холода.
    Не горюйте, я весной к вам вернусь,
    А здесь я замёрзнуть боюсь.
    Скворушка машет крыльями и улетает.

    Исполнение песни «Скворушка»
    Королева Осень:

    Спасибо тебе, сынок, Октябрь.
    А теперь настал черёд сына моего серьёзного,
    Самого старшего брата, Ноября морозного.
    Октябрь:

    Выходи, братец Ноябрь,
    Зовёт тебя средний брат Октябрь.
    (На сцену выходит месяц Ноябрь. Братья кланяются друг другу. Звучит музыка.)
    Ноябрь:

    Закончился листопад,
    Без листьев стоит сад,
    Птицы давно улетели,
    Скоро начнутся первые метели.
    (Звучит фонограмма дождя. На сцену выходит Дождь.)
    Дождь:

    Громко я стучу по крыше,
    Кап-кап-кап,
    Меня все слышат,
    Сёстры-тучки слёзы льют
    Дождиком меня зовут.
    (На сцену выходит девочка под зонтиком.)
    Девочка с зонтиком:

    Мне купили зонтик самый настоящий,
    Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
    Дождик будет весело зонтик поливать,
    Я буду под зонтиком на улице гулять.
    Ноябрь:

    Солнце в Ноябре не жди,
    Часто капают дожди.
    (На сцену выходит девочка с рисунком. На рисунке – солнышко.)
    Девочка:

    За окошком дождик льёт,
    По минутам день ползёт.
    Надоело долго ждать,
    Буду солнце рисовать.

    Нарисую солнце –
    Приклею на оконце.
    Стало в комнате светлей,
    Сразу всем нам веселей.
    И скажу я вам, друзья –
    Жить без солнышка нельзя!
    Ноябрь:

    Недаром говорят осень – унылая пора,
    А может, мы повеселимся, детвора?
    Не слышу? Да?
    Дети хором отвечают: ДА!
    Ноябрь:

    Эй, помощники мои, идите сюда,
    Здесь у нас с вами будет игра.
    (Звучит фонограмма Дождя и Ветра.
    К Ноябрю подходят Дождь и Ветер.)
    Ветер:

    Это знают даже дети –
    Всех сильней на свете ветер.
    За окошком громко вою,
    Поиграете со мною?
    Дождь:

    С левой стороны - моя команда,
    Громко говорит: кап-кап!
    Ветер:

    С правой стороны – моя команда,
    Громко воет: у-у-у! Вот так!
    Ноябрь:

    Кто всех громче закричит,
    Тот и битве победит.
    (Ребята «Капают», как Дождик и «Воют», как Ветер.)
    Королева Осень:

    Спасибо тебе, сынок Ноябрь.
    Славно мы сегодня попраздновали,
    Да, я Королева Осень бываю разная:
    Солнечная и пасмурная,
    Но всегда щедрая и прекрасная.
    Ведущая:

    Спасибо, тебе Королева Осень, что к нам пришла,
    Спасибо, что сыновей своих привела,
    Спасибо тебе за богатый урожай,
    Приходи к нам ещё, не забывай!
    Королева Осень:

    До свиданья! До свиданья!
    Помашу вам на прощанье.
    В гости к вам ещё приду,
    Только в следующем году!

    А сейчас я вас прошу,
    К праздничному столу.
    Угощайтесь, не стесняйтесь!
    Я вам вкусные гостинцы принесла, налетай, детвора!

    (Звучит музыка, дети встают и идут к накрытому столу. Ребят ждут вкусные пироги, фрукты и соки.)


    Тема: «Времена года. Осень пришла» (экскурсия)

    Цели и задачи классного часа

    — Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды;

    — прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;

    — развивать наблюдательность, внимание, мышление.

    Оборудование

    Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде; обувь, предназначенная для ходьбы; возможны папки для сбора гербария.

    Подготовительная работа

    Учитель заранее сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, напоминает правила поведения. Проводит беседу по следующим вопросам:

    — Какого цвета были листья у деревьев летом?

    — Какого цвета была трава летом?

    — Что вы собирали летом в лесу?

    Ход классного часа

    Беседа об осени

    Учитель:

    Пришла без красок и без кисти

    И перекрасила все листья. (Осень)

    Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.

    Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?

    Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:

    Люблю березу русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками.

    С. Прокофьев

    Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к их хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Дети закрывают глаза и слушают.)

    Учитель : А как встречает осень елочка? (Ответы детей.)

    «...Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...» (Н. Сладков).

    Беседа об изменении одежды людей

    Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа.)

    Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как ребятишки знают овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

    Красная мышка с белым хвостиком

    В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель.)

    Над землей — трава,

    Под землей — алая голова. (Свекла.)

    Учитель: Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете? (Ответы детей.)

    Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У нее, у капусты, 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк».

    — Гуси! Гуси!

    — Га! Га! Га!

    — Есть хотите? -Да! Да! Да!

    — Так чего ж вы не летите?

    Серый волк под горой. Не пускает нас домой.

    — Гуси, а как вы готовитесь к зиме? (Ответы детей.)

    — А как другие животные готовятся к зиме? (Беседа.)

    Учитель:

    Собрались и полетели

    Утки в дальнюю дорогу.

    Под корнями старой ели

    Мастерит медведь берлогу.

    Заяц в мех оделся белый,

    Стало зайчику тепло.

    Носит белка месяц целый

    Про запас грибы в дупло.

    А. Гонтарь

    Учитель читает, дети выполняют соответствующие движения.

    — А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?

    — Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

    —- Кто сушит грибы на деревьях? (Белка.)

    — У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

    — Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары. (Обращаем особое внимание на мусор в сквере.)

    — Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.

    Подведение итогов классного часа

    Учитель в краткой беседе еще раз вспоминает с учащимися, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?»