Картотека по развитию речи "доскажи словечко"

Ирина Дерина
Картотека дидактических игр по развитию речи для средней группы

Дидактические игры по развитию речи .

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия , которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют . Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша.

Ро-ро-ро - у нас новое вед.

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре - стоит дом на го.

Ри-ри-ри - на ветках снеги.

Ар-ар-ар - кипит наш само.

Ры-ры-ры - детей много у го.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение» I

Цели : учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание .

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький) .

Летом листья зеленые, а осенью (желтые) .

Дорога широкая, а тропинка. (узкая) .

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память , внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание .

Ход игры: Расскажите, что бывает :

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели : расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель : учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила : подбирать наиболее точные слова.

Ход игры : Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина : Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой) . Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный) . Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный) .

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку .

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель : развитие мышления , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей .

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог : - Дети : Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Цель : активизация глагольного словаря.

Ход игры : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Цель : развитие слухового внимания , остроты слуха.

Ход игры : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости , быстроты реакции.

Ход игры : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Дидактическая игра «Закончи предложение» II

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предложить детям закончить предложения :

Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)

Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)

Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

Дидактическая игра «Испорченный телефон»

Цель : развивать у детей слуховое внимание.

Правила : Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры : шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего : «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон» . Проигравший, занимает место последнего в ряду.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели : учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание .

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика) . (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Анна Жиганова
Речевые игры для старших дошкольников

Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры , вы обогащаете его словарный запас. Речевые игры - прекрасная тренировка памяти.

Обязательно объясняйте ребенку значение незнакомых слов, обращайте его внимание на слова-синонимы, антонимы, омонимы. Это позволит ему почувствовать красоту и богатство языка. Игры этого раздела способствуют развитию творческого мышления и логики.

Игровое задание : «Что подойдет?»

Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней ребенок должен распределить объекты на различные группы.

Задавайте детям вопросы и проследите, сколько ответов они смогут дать. Например :

Пирожки с какой начинкой вы любите? Назовите предметы, которые могут взлететь. Сколько явлений природы вы знаете? Сколько дней недели вам известно? Каких перелетных птиц вы знаете?

Назовите «волшебные слова» , которые вы чаще всего произносите. Сколько домашних животных вы знаете?

Рифмы. Игровое задание : «Подумай и скажи»

Прочтите ребенку стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»

На улице Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

Написано : «Игра» .

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру) .

И наконец Спросил его :

А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал :

Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц -

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,

Другая сразу - гость и трость.

Одна достала слово слон,

Другая - звон и телефон.

Теперь, - сказал мне человек,

Пора и нам сыграть

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил : бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье точка.

Мы с ним играли целый час

Похожими словами, теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам. Например :

лисичка - сестричка; машина - шина; мишка - шишка и т. д.

Доскажи словечко Игровое задание : «Закончи стихотворение»

Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете ребенка внимательно слушать текст, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Есть одна игра для вас :

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Прочтите ребенку, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису) .

С. Маршак

Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, а не. (киска) .

С. Маршак

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался. (зайка)

Телефон опять звонит От него в ушах. (звенит) .

Хитрый след плести стараясь , По сугробам прыгал. (заяц) .

Р. Рашидов

Лежебока рыжий кот Отлежал себе. (живот) .

И. Замбаева

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как. (трещотки) .

К. Чуковский

В реке большая драка - Поссорились два. (рака) .

А малыш пускай внимательно слушает и договаривает подходящее слово. Ведь все эти стихи вам так знакомы.

Цепочка слов Игровое задание : «Паровозик отправляется»

Вам понадобятся карточки с предметными картинками (например : трактор - рыба - аист - телевизор - ракета - автобус - самолет - телефон - носки - индюк - крокодил - лук - колесо - обруч - чашка - альбом - мышь - шарф - фартук - книга и т. д.) размером 8x5 см. К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас необходимо сформировать состав. Но формирование состава будет происходить необычным способом.

А именно : к паровозу необходимо присоединять вагоны, определяя первый и последний звуки в словах названий тех предметов, которые на них изображены.

Наша цепочка начинается со слова «трактор» . Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «трактор» . Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Многозначность слов Игровое задание : «Многозначные слова, какие они?»

Прочтите ребенку следующие предложения. Поясните, что обозначают выделенные слова.

На уроке ученики пишут ручками.

У двери ручка расположена очень высоко.

Перед едой Машенька всегда моет ручки.

На новой чашке резная ручка.

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

У колокола - язык.

Колокол без языка нем.

Малыш, сидя в коляске, всем показывал язык.

Чтобы удобно было ходить, необходимо поправить в ботинке язык.

Много разных есть ключей :

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной.

У Оли очень длинная коса.

Дядя Петя рано утром взял косу и отправился в поле.

Рыбаки вернулись с дальней косы с хорошим уловом.

Теперь самостоятельно попробуйте составить предложения со следующими многозначными словами : лук, мышка.

Скажи наоборот (антонимы)

Игровое задание : «Страна противоположностей»

Вам понадобится мяч (или любой предмет, который есть под рукой) .

Прочтите ребенку стихотворение «Скажу я слово.» поясняя все непонятные фразы и словосочетания.

Предложите малышу отправиться в «страну противоположностей» , в которой, чтобы перейти с улицы на улицу, необходимо назвать слово, противоположное тому, которое написано на вывеске. Игрок передает мяч только в том случае, если произнес нужное слово. Например :

Мягкий - твердый

Тяжелый - легкий

Грустный - веселый

Громко - тихо

Горячо - холодно

Добрый - злой

Высокий - низкий

Сильный - слабый

Толстый - худой

Новый - старый

Пустой - полный

Узкий - широкий

Шершавый - гладкий

Глупый - умный

Больной - здоровый

Быстро - медленно

День - ночь

Зажечь - потушить

Забыть - вспомнить

Закопать - выкопать

Друг - враг

Мокрый - сухой

Голодный - сытый

Открыть - закрыть и т. д.

Игровое задание : «Чем все закончилось?»

В этой игре используется сказочный сюжет.

Сказочный сюжет

Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес за грибами. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал.

Прочтите ребенку начало сказочного сюжета и попросите продолжить его.

Продолжите игру, предложив «досказать словечко» : Днем ежи спят, искать пропитание выходят. (ночью) . Заячья защита - быстрые ноги, а у ежа - острые. (колючки) . Вы можете исправить «веселые перевертыши» : У ежа пушистая шубка, а у зайца острые иголки. Осенью зайцы залегают в зимнюю спячку.

Назови одним словом (обобщение, классификация)

Игровое задание : «Если знаешь - продолжи»

Предложите ребенку подобрать слова с обобщающим значением, соотнося при этом родовые и видовые понятия.

1. Называйте родовое понятие - слово с обобщающим значением, а ребенок - слово, относящееся к данному роду, с конкретным значением.

Например :

Одежда - платье, брюки, свитер, плащ, колготы, майка и т. д.

Фрукты - яблоко, груша, апельсин, банан, персик и т. д.

2. Называйте видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Например :

Ромашка, колокольчик, пион, гербера, нарцисс, гладиолус - цветы и т. д.

Дуб, сосна, клен, липа, тополь, рябина, каштан - деревья и т. д. Попробуйте составить предложения с обобщающими словами.

Придумайте сказку «несбивайку» , рассказывая которую надо не запутаться в содержании и в словах с похожим звучанием.

Скажи по-другому

Игровое задание : «Что обозначают выражения?»

Предложите ребенку выяснить, что обозначают устойчивые выражения, придумать короткие истории, объясняющие их смысл.

Например, выражение «белая ворона» обозначает значительное отличие кого-то от других.

Предложите составить рассказ о человеке - «белой вороне» . Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл высказываний. Использовать можно следующие выражения :

Золотые руки.

Буря в стакане воды.

Золотая середина.

Козел отпущения.

Рыльце в пуху.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Волков бояться - в лес не ходить.

Не все золото, что блестит.

Игровое задание : «Мысль, но другими словами»

Выберите простую фразу. Например : «Нынешняя весна будет ранней» .

Предложите ребенку несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например :

Нынешняя весна будет ранней. В начале марта сошел снег.

Прилетели из теплых стран первые перелетные птицы.

Уже появились подснежники.

Эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Поскольку количество используемых слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее. Использовать можно следующие фразы : Этой осенью было очень много дождей. Лед на реке стал очень толстым. На грядке появилось очень много вредителей. Дождь начал лить как из ведра. Зима в этом году была очень сложной. Нынешнее лето будет очень жарким.

Игровое задание : «Как ты это понимаешь?»

Попросите ребенка пояснить, как он понимает следующие фразы :

Человек, как стена.

Мальчик, как медведь.

Девушка, как лебедь.

Трава, как ковер.

Машина, как игрушка.

Деревья, как богатыри.

Лед, как камень.

Человек, как облако.

Ноги, как ватные.

Воздух, как стеклянный.

Игровое задание : «С чем можно сравнить?»

Придумайте вместе с ребенком, с чем можно сравнить : розу, облако, яблоко, медведя, дождь, водопад, звезды, голубя, снежинку, одуванчик.

Например : одуванчик.

Красота : маленькое солнышко, яркая искорка на стебельке.

Форма : шарик, комочек ваты, солнечный взрыв.

Цвет : как звездочка в небе, как жемчужина, как искорка во тьме и т. д.

Постарайтесь придумать к остальным объектам как можно больше сравнений.

Воспитатель: Скороходова

Анастасия Владимировна

Загадки «Доскажи словечко» для средней группы

Задачи: - Развивать логическое мышление, чувство рифмы; - Обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор.; - Развивать творческое воображение.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слёз,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(
АРТИСТ)

Она весну встречает –
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь … (БЕРЁЗКУ)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В неб е жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? … (АПРЕЛЬ)

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (БЕЛКА)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (АЛФАВИТ)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый … (БАРАБАН)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (ГРАЧ)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (ГОЛ)

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами … (ГРЕБУТ)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый … (ГУСЬ)

Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его … (ЕЖИХА)

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (ЗИМА)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это … (КОТ)

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)

На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (ЛЬЁТ)

Заставил плакать всё вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (ЛИСУ)

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (ЛУЖАМ)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (ЛЕЙКИ)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной … (МЕДВЕДЬ)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (МЫЛИ)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (МЫЛО)

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (НОЖИКОМ)

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.

Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе … (ПОЗВАЛ)

Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе … (ПЯТЬ)

Верещунья, белобока,
И зовут её … (СОРОКА)

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

1. Что стоит в конце страницы,
Украшает всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой…
(пять).

2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…
(карандаш).

3. В чёрном поле заяц белый
Прыгал; бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(мел).

4. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной отправляется…
(медведь).

5. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(май).

6. Медведица рыщет,
Медвежат под ёлкой…
(ищет).

7. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…
(шишек).

8. Я рубаху сшила мишке,
Я сошью ему …
(штанишки).

9. Без меня не побежит
Ни одна машина,
А зовусь я…
(шина).

10. Куда бежит –
Сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это?
(Дорога).

11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту:
Зовусь я….
(подосиновик).

12. Работяга он упорный.
Он родился в шубе чёрной
И всю жизнь в земле живёт.
Кто же это? Это…
(крот).

13. Ночью ходит, днём он спит,
Если сердится, ворчит.
Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну конечно, это…
(ёж).

14. Я несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть…
(водопровод).

15. Вдоль лесных дорожек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай –
Это…
(сыроежки).

16. Идут ко мне унылые –
С морщинками и складками.
Уходят очень милые –
Весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг –
Электрический….
(утюг).

17. Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может…
(удочка).

18. В реке большая драка:
Поссорились два…
(рака).

19. Вот пришла и осень,
И придут метели,
И с прощальным криком
Птицы…
(улетели).

20. Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?
(Сурок).

21. Гриб в малиновом платочке
Вырастает тут на кочке,
Потому что здесь в низине
Разрослись одни…
(осины).

22. Чтоб вскопать участок наш
И взрыхлить там грядку,
Обязательно, друзья,
Мы берём…
(лопатку).

23. На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто же это?
(Белка).

24. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…
(медведь).

25. Она весну встречает –
Серёжки надевает,
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь…
(берёзку)?

26. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день несётся вскачь,
И зовётся птица…
(грач).

27. Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…
(гусь).

28. Лист острый, узкий,
Тянется высоко,
Растёт на болоте…
(осока).

29. Я осла узнаю сам
По его большим…
(ушам).

30. Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно: это…
(хлопушка).

31. В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: …
(дятел).

32. Ёжик вырос в десять раз,
Получился…
(дикобраз).

33. – Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
— Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же…
(телёнок).

34. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я….
(осьминог).

35. Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как…
(енот).

36. Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…
(ёжик).

37. Колюч, да не ёж.
Кто же это?
(Ёрш).

38. Ну и платье:
Сплошь иголки.
Его вечно носят…
(ёлки).

39. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они – морские…
(свинки).

40. Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал…
(конём).

41. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?
(Коньки).

42. Два берёзовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их…
(лыжи).

43. Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по …
(лужам).

44. Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?
(Зайка).

45. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…
(жираф).

46. У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая…
(дверь).

47. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?
(Олень).

48. Я сижу, едва не плача:
Очень трудная…
(задача).

49. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…
(зарядку).

50. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто это?
(Лиса).

51. Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша…
(львица).

52. Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
— Как же быть без хруста,
Если я…
(капуста).

53. Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная…
(картошка).

54. Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он – весёлая игрушка,
И зовут его — …
(Петрушка).

55. Я – хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов,
Про дворцы хрустальные
И про звёзды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны…
(подушка).

56. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней…
(помидора).

57. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван…
(ежевика).

58. Слон шагает по дороге,
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост,
У сонна огромный…
(рост).

59. За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная…
(радуга).

60. Быть должны всегда в порядке
Твои школьные…
(тетрадки).

61. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,
Потому что это…
(рысь).

62. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы…
(санки).

63. У меня пропал носок,
Утащил его…
(щенок).

64. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая…
(собака).

65. Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…
(салют).

66. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с носа капля.
Кто же это?
(Цапля).

67. Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой…
(щётки).

68. На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…
(скворец).

69. К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это…
(электричество).

70. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо).

71. Угукало, агакало,
Аукало и плакало.
И рассыпалось смехом,
И называлось…
(эхом).

72. Поэт закончил строчку,
В конце поставил…
(точку).

73. Бык, могучий великан,
В детстве был телёнком,
Толстый увалень баран –
Тоненьким…
(ягнёнком).

74. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…
(лук).

75. Летом в огороде –
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке –
Жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы).

76. По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И, бывает иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой…
(тучи).

77. Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут,
Ты садись и не зевай –
Отправляется…
(трамвай).

78. В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называется кораблик…
(иголка).

79. Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная…
(ива).

80. За окном шумит буран,
За стеной поёт…
(баян).

81. Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются,
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные…
(фонари).

82. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…
(черепахи).

83. Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую,
Обжигают с древних пор,
Называюсь я…
(фарфор).

84. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо).

85. Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила…
(бегемот).

86. Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются …
(бумажки).

87. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?
(Ворона).

88. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица…
(грач).

89. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это?
(Цапля).

90. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш).

91. Не так легко поймать хитрюгу,
Прекрасную и ценную…
(севрюгу).

92. Кран открой — пойдёт вода.
Как она пришла сюда?
— В дом, сад, огород провели…
(водопровод).

93. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей).

94. Кто один имеет рог?
Отгадайте…
(Носорог).

95. Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан…
(иней).

96. Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется…
(крапива).

97. Захотелось плакать вдруг –
Слёзы лить заставил…
(лук).

98. Всем известный математик
Академик Иванов
Ничего так не боялся,
Как больниц и…
(докторов).

99. Этот вагон очень важен в пути,
Каждый туда может смело зайти.
Котлеты, супы или чая стакан
Всегда вам предложит…
(вагон-ресторан).

100. Даже самый скорый поезд
Остановится средь гор,
Если на пути зажёгся
Красным светом…
(светофор).

101. В этом доме сутолока
Каждый час и круглый год.
Ежедневно в нём толпится
С чемоданами народ.
Вряд ли кто-то среди вас
В этом доме не бывал,
Каждый знает: это место
Называется…
(Вокзал).

102. Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще…
(молоко).

103. Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же,…
(корова).

104. В споре я не выступаю,
Но в воде мне равных нет.
Потому что я ныряю
В глубину на…
(километр).

105. Набирай скорее в миску
Краснощёкую…
(редиску).

106. Отыскали наконец
И зелёный…
(огурец).

107. Кто, ребята, не знаком
С белозубым … ?
(чесноком).

108. Под кустом копнёшь немножко –
Выглянет на свет…
(картошка).

109. Разве в огороде пусто,
Если там растёт …?
(капуста).

110. Был бы друг,
Будет и…
(досуг).

111. Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном…
(портфеле).

112. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я…
(свёкла).

113. Сладок \он, друзья, на вкус,
А зовут его…
(арбуз).

114. Пчёлка, милая пчела,
Ты бы мёду мне…
(дала).

115. Мы вернулись из кино –
Дома пусто и…
(темно).

116. Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как…
(статуя).

117. Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и…
(тепло).

118. Старушка и пудель
Смотрели
В окно.
Но скоро на улице
Стало…
(темно).

119. Три цвета есть у светофора,
Они понятны для…
(шофёра).

120. На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе…
(пила).

121. Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тётя Клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала соседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и…
(тепло).

122. Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая…
(была).

123. Мне скучно без игрушки –
Любимая была.
А всё-таки подружке лягушку…
(отдала).

124. Скачет заяц бороздой,
У него карман пустой.
Катя к зайцу подошла,
Калача ему…
(дала).

125. А у Толи и у Веры
Обе мамы -…
(инженеры).

126. А у маленьких скворчат
Глазки круглые блестят,
Открывают рты скворчата:
Видно, есть они…
(хотят).

127. Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка …
(впереди).

128. Вместо шапки на ходу
Он надел…
(сковороду).

129. Живётся трудно муравьям,
Когда их двое-трое.
Броди по склонам гор и ям,
Таскай былинки…
(хвою).

130. Не поедет без бензина
Наша быстрая…
(машина).

131. Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в…
(кувшин).

132. Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а…
(снежинки).

133. Захотели малыши
Поточить…
(карандаши).

134. Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся…
(мыши).

135. Ты к обеду положи
Ложки, вилки и…
(ножи).

136. Собирают ребятишки
В парке жёлуди и…
(шишки).

137. За лесом в болотной глуши
От ветра шуршат…
(камыши).

138. Слоник хоботом, как душем,
Моет спину, моет…
(уши).

139. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для…
(нас).

140. А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым…
(ножиком).

141. Собаки, не троньте верблюда,
Для вас это кончится худо:
Он ловко дерётся с врагами
Своими большими…
(рогами).

142. Вот гора,
И вот гора.
Получилось чудо:
Две горы,
Как два горба
Спящего…
(верблюда).

143. Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый…
(василёк).

144. Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
— Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл,
Мы играем в…
(волейбол).
145. Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки – дочки -…
(звёзды).

146. Кургузая злая гиена,
Акула и волк-живодёр
Тайком заключили
Военно-
Торгово-
Морской…
(договор).

147. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал…
(зуб).

148. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…
(иголки).

149. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня?
(Рояль).

150. Подготовлен самолёт,
Отправляемся в…
(полёт).

151. Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…
(мыло).

152. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
(лейки).

153. Михаил играл в футбол
И забил в ворота…
(гол).
154. Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…
(щука).

155. Удивляется наш Сашка:
— Блюдце есть, а где же…
(чашка?)

156. Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая…
(туча).

157. Я от досады чуть не плачу –
Не решается…
(задача).

158. Я откликаться не хочу.
Меня зовут, а я…
(молчу).

159. Белокрылые хозяйки,
Над волной летают…
(чайки).

160. Я только нитки отыщу
И змея в небо…
(запущу).

Игра «Ме-е-е».

161. Каждый ученик умело
На доске рисует…
(мелом).

162. Каждый носит, без сомнения,
В школу эту обувь…
(сменную).

163. На уроках просят всех
Свой сдержать весёлый…
(смех).

164. Это славные манеры –
С цифрами решать…
(примеры).

165. В школе хочется, наверно,
Чтоб настала…
(перемена).

166. Пирогом чтоб угостить,
Нужно тесто…
(замесить).

167. Мы зимой поздравим тех,
У кого есть тёплый…
(мех).

168. Дама, да и кавалер, –
Все должны знать свой…
(размер).

169. Это каждому известно,
Как найти в театре…
(место).

Дети становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Он говорит: «Сейчас будем называть зверей» - и бросает мяч одному из ребят. Поймавший мяч должен назвать кого-нибудь из животного мира (кошка, мышь, заяц, белка, волк, овца) и бросить мяч обратно ведущему. Игра продолжается дальше. После 8-10 бросков ведущий может менять тему: «Сейчас будем называть птиц» - и бросает мяч. Поймавший называет какую-нибудь птицу.


Такую игру можно проводить с самыми различными темами: рыбы, цветы, вещи, пища, грибы, фрукты и т. д.

Угадай, кто пришел

Ведущий уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, знакомых детям (корове, собаке, козе, кошке и др.), а ребята угадывают, кто это.

Дети и волк

Дети гуляют по площадке. Появляется ведущий, изображая волка. Где тут маленькие детки?


Дети. Тут их нет.


В о л к. А кто тут есть?


Дети. Собачки.


В о л к. А почему они не лают?


Дети (подражают собачкам). Ав-ав!


Волк. Собак мне не надо. (Уходит.)


Дети прыгают и веселятся. Вновь появляется волк. Происходит выше описанный разговор. Теперь дети изображают кошек. При повторении игры малыши могут быть и лошадками, и свинками, и козочками, и коровками, и другими животными.

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - на поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.



Воробей.




Стрекоза.


Божья коровка.









Орел. И т. д.

Отгадай, кто позвал

Выбирается водящий, он становится спиной к детям на расстоянии 3-4 м и закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается рукой. Тот громко называет имя водящего, зовет его, например: Саша-а-а!


Водящий разворачивается.


Кто тебя позвал, угадай! - спрашивает ведущий. Водящий называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Если весело живется

Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песню и показывает ребятам движения. Малыши должны повторять движения ведущего.


Если весело живется,


Делай так


(2 хлопка в ладоши перед грудью)


Если весело живется,


Делай так.


(2 хлопка в ладоши над головой)


Если весело живется,


Делай так.


(2 хлопка по коленям)


Если весело живется,


Делай так


(2 притопа ногами)


Если весело живется Делай все. (Повторяется подряд одно за другим все движения: 2 хлопка в ладоши перед грудью, 2 хлопка в ладоши над головой, 2 хлопка по коленям, 2 притопа ногами.)


По желанию детей можете повторить игру несколько раз, постепенно добавляя различные движения - прыжки вверх, поворот вокруг себя, кивок головой, поднятие одной из ног, щелчки пальцами, приседания и т. д.

Хрюша

Дети свободно располагаются по площадке. Ведущий запевает песню и показывает движения. Дети подхватывают песню и повторяют движения за ведущим. Можно поставить резиновую игрушку свинку (Хрюшу) так, чтобы ее хорошо видели


А у Хрюши, а у Хрюши Вот такие уши!


(Изображает руками возле головы огромные уши.) А у Хрюши нос курносый Вот такой, вот такой! (Показывает.)


А у Хрюши хвост вертлявый Вот такой, вот такой! (Показывает.) А у Хрюши ножки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши ушки Вот такие, вот такие. (Показывает.) А у Хрюши живот Вот, вот, вот. (Показывает.) Ходит Хрюша наш бочком, Вот так, вот так. (Показывает.) Ходит Хрюша с пятачком Вот таким, вот таким. (Показывает.) А наш Хрюша говорит Вот так, вот так. (Хрю-Хрю Хрю-Хрю.) Хватит Хрюшу Нам дразнить, Лучше будем Дружно жить! (Подходит к игрушке и гладит ее.)


Что видели

Дети сидят или стоят в любом порядке. Ведущий говорит: «Сейчас я буду рассказывать вам, что видел, и


если это бывает, вы скажете: «Видели, видели, в зоопарке видели, если такого в жизни не бывает, вы молчите. Слушайте внимательно и думайте, где надо говорить, а где нет».


За решеткой у ворот Спит огромный бегемот.



А пятнистая гиена Точит когти о полено.


Дети. Видели, видели, в зоопарке видели.


До чего свиреп и лют Хищный зверь большой верблюд.


(Дети молчат.)


На хвостах висят мартышки -То-то рады ребятишки.



Пони, маленькие пони, До чего красивы кони.


Дети. Видели, видели в зоопарке видели.


За морями, за долами Ходит курица с рогами.


(Дети молчат.)


Выше ели и осины Полетели вдруг пингвины.


(Дети молчат.)


А вчера - вот это дело! -Свинья по небу летела.


(Дети молчат.)


По желанию детей можете повторить игру несколько раз.

Русские потешки

Эти игры проводятся с одним ребенком.


Взяв руки ребенка, хлопают ими в ладоши, а при последних словах ручки разводят и поднимают их на голову ребенка.


Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки.


Что ели? - Кашку.


Что пили? - Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у - полетели,


На головушку сели, Ладушки запели.


Берут ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:


Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали. Все своим деткам отдали.


Указывая на каждый палец руки начиная с большого, приговаривает:


Этому дала на блюдечке Этому - на тарелочке, Этому - на ложечке, Этому - поскребушки.


Останавливаясь на мизинце, добавляют:


А этому нет ничего, А ты, мал-маленек. За водицей не ходил. Дров не носил, Кашки не варил.


Можете использовать в игре более простой вариант текста:


Сорока-белобока Кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты дров не таскал, Воды не носил, Каши не варил.


Водите ручкой или пальчиком ребенка по его ладошке, касайтесь всех пальчиков на ручках, последние слова обращены к мизинцу.


Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!


Этот пальчик гриб нашел (загибайте мизинец), Этот пальчик чистить стал (загибайте безымянный палец),


Этот резал (загибайте средний палец),


Этот ел (загибайте указательный палец).


Ну, а этот лишь глядел (загибайте большой палец)!


Посадите ребенка на ногу и легко подбрасывайте:


Ехал Тит на дрожках

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам -

Угадай, кто сказал

Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например:


Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть



Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так


целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.


Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

Загадки-складки (Доскажи словечко)

Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.


Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)


Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор... (Айболит)


У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)


Он и весел, и незлобен,


Этот милый чудачок.


С ним хозяин - мальчик Робин,


И приятель - Пятачок.


Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)


Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)


Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)


Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)


Птица черная кружится,


"Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится


Всем известная персона.


А зовут ее... (Ворона)


Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)


Апельсины и бананы Очень любят... (Обезьяны)


Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? ... (Зайка)


Эта рыжая плутовка И коварна и хитра: Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Любит шустрая... (Лисица)


Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок -Взрослая... (Собака)


Посмотрите, по дорожке Ходят маленькие ножки. На головке - гребешок. Кто же это? ... (Петушок)


Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки Не кладут ему подушки. Он сказать не может: «Мама, есть хочу!» А потому весь день Мычит упрямо: «Му-у!» Это вовсе не ребенок -Это маленький... (Теленок)


Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка -Кто это? ... (Лягушка)


Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лиса)


Встает на заре,


Поет во дворе,


На голове гребешок,


Кто же это? ... (Петушок)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку.


Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Кто на елке, на суку


Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)


Идет, бредет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е-е». (Козел)


На заборе сидит, «Ку-ка-реку» кричит. (Петух)


Мычит: «Му-у».


Кто это? Не пойму. (Корова)


Гав! Гав! На заре.


Гав! Гав! На дворе. (Собака)


Почему сказал он: «Му-у"? « My » сказал он потому,


Что мешают спать ему. (Теленок)


Он сердится: «Ты чего


Спать мешаешь?... Иго-го!» (Лошадка)


Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет, Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки. (Кошка)


Под полом таится, Кошки боится. (Мышка)


Голодна - мычит, Сыта - жует, Малым ребяткам Молочко дает. (Корова)


Зимой и летом Одним цветом. (Елка)


Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)


Два кольца, два конца, Посредине гвоздик. (Ножницы)


Сидит дед,


Во сто шуб одет.


Кто его раздевает,


Тот слезы проливает. (Лук)


Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык, тык. (Зайка)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


В дупле живет да орешки грызет. (Белка)


Зеленые мы, как трава,


Наша песенка: «Ква-ква». (Лягушки)


Жу-жу-жу-жу,


Я на ветке сижу,


Я на ветке сижу,


И звук «ж» твержу. (Жук)


В лесу одна смешная птица


Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!"


Никак не может научиться


Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!» (Кукушка)


Кто в лесу глухом живет -


Неуклюжий, косолапый,


Летом ест малину, мед,


А зимой сосет он лапу. (Медведь)


Круглый-круглый, сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь - посмотри: Красный-красный он внутри. (Арбуз)

Чистоговорки и скороговорки

Дети в возрасте 3-4 лет пропускают и недостаточно четко произносят звуки с, з, ц, также нечетко произносят и пропускают шипящие звуки ш, ж, ч, щ, смягченно произносят согласные (лёзецька - ложечка), пропускают звуки л и р.


Учитывая эти недостатки, ведущий предлагает детям поиграть в игру «Скажи четко и правильно».

С

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-ас - у нас свет погас.


Or - oc - oc - на поляне много ос. Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.


У маленькой Сани сани едут сами. Носит Сеня в сени сено. Везет Сеня с Саней Соню на санках. У осы не усы, а усики. Поссорились сорок сорок. Купила бабуся бусы Марусе.


У Сени и Сани в сетях сомики с усами и сомы с усищами.


Сорок сорок съели сырок.


Сухие листочки на сучках-сучочках.


Сшила Саша Сашке шапку.


Сук лил сок, сок лил сук.


Саня гуляла в лесу Увидала в лесу лису.

3

За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зонного зайку зовут Зазнайка. Видит волк козу, забыл и грозу.


Водовоз вез воду.


Карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась. Зовут завтракать Козла Козловича. От Зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Ц

Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы. Ец-ец-ец - очень вкусный огурец.


Огурец-молодец.


У кольца нет конца.


Бегают две курицы прямо по улице.


Цыпленок цапли цеплялся за цепь.


Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется.


Царь царицу целовал.


Молодец сказал молодцу: - Помоги отцу.


Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц.


Нагнись в корытце Напиться водицы.

Ш

Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш.


Шы-шы-шы - шепчут камыши. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши.


Наша река широка.


Шесть мышат в камышах шуршат.


Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!"


Саша шапкой шишку сшиб.


У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки.


Леша и Клаша едят манную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. Шакал, шакал, шакал скакал. Мамаша Ромаше дала простокваши. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Ж

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молока дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Заржавел железный замок.


Жил-был жук.


Жужжит жук.


Слишком много ножек у сороконожек.


Не живут ужи, где живут ежи.


Зажужжала муха.


Испугались медвежонка Еж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ч

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Чи-чи-чи - продавали кирпичи. Чо-чо-чо - навалился на плечо.


Черепаха, не скучая,


Час сидит за чашкой чая.


Течет речка, печет печка.


Шубка овечки теплее любой печки.


У четырех черепашек по четыре черепашонка.


У Пети тачка,


У Паши печенья пачка.


Пекарь пек калачи в печи.


В четверг четвертого числа, В четыре с четвертью часа


Четыре черненьких курчавеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж Чрезвычайно чисто.

Щ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.


Волки рыщут, пищу ищут. Щетинки у чушки, чешуя у щучки. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В нашей пуще чащи гуще. Ящичек для ящерички.


Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.


Пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.


Плавниками трепеща, и зубаста, и тоща, Пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.


Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Л

Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль.


Милая Мила мылась мылом; намылилась, смыла -так мылась Мила


Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.


Галка села на палку, Палка ударила Галку.


У елки иголки колки.


Иголка, иголка, ты остра и колка.


Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.


Наш Полкан попал в капкан.


Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку.


Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, Искала булавку весь день.


Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.


Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку!


Кирилл корову купил, а потом корову доил-выдаивал.


Белые бараны били в барабаны, без разбора били, лбы себе разбили.


Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.


Еле-еле Елизар едет-едет на базар.


В уголок Аленка села. У Аленки много дела.


Лара у Вали играет на рояле.


Перепелки пролетали", перья на траву роняли.


У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, и нашла в кармане варежки Варвара.

Р

Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро - по полу ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене фонарь.


Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.


Крот рыл ход, ход рыл крот. Три вороны на воротах. Проворонила ворона вороненка.


Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.


У Аграфены и Арины растут георгины. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу:


"Грабь граблями гравий, краб!» Гроза грозна, грозна гроза. Роса на траве, трава во дворе. На горе, на горке ревет Егорка.


Привез Проф Егору Во двор дров гору.


Во дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона Четыре рака да три тритона.


Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.


У растрепы Дарьи целый день аварии. Целый день аварии у растрепы Дарьи.


Три дерева, три тетерева - три тетерева, три дерева.


У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.


Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятками - в лесу на ветке.


На дворе трава, на траве дрова Тридцать три корабля.

Считалка

Считалка - это короткий рифмованный стишок, как правило, веселый и смешной. В простейшей форме это счет.


Счетом решают кому водить, но сам процесс выбора водящего является для детей игрой.


Ведущий не может сказать: «Водить будет Петя», дети тут же возразят: «А почему он?» Поэтому мы советуем прибегнуть к считалке. Считалки придумывают сами дети, но есть и рифмованные считалки, написанные поэтами.


Обычно, выбирая водящего, игроки становятся в кружок. Кто-нибудь начинает произносить считалку и, при каждом слове, указывает на участников. Тот, на кого выпадает последнее слово, идет водить. Например:


Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Выходи, тебе водить"


Бывают и такие считалки, в которых тот, на кого пришлось последнее слово, выходит из круга, считают дальше, и кто остается последним - становится водящим. Например:


Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон!


Бывает и так, что в считалке задается какой-нибудь вопрос. Например:


На золотом крыльце сидели:





Королевич,


Сапожник,



Кто ты будешь такой?


Говори поскорей,


Не задерживай добрых


И честных людей.


На кого выпало последнее слово, называет кого-нибудь из тех, кто «сидел на крыльце», например сапожник. После чего считают сначала, и, на кого падает слово «сапожник», тот становится водящим. Интересно, что знаменитую считалку «На золотом крыльце сидели...» современные дети, любители мультфильмов, переделали, и теперь она звучит так:


На золотом крыльце сидели:


Мишка Гамми,


Том и Джерри,


Дядя Скрудж


И три утенка,


А водить-то


Будет Понка.


Понка, Понка, Понка,


Выбирай себе ребенка!


Тот из игроков, на кого пришлось последнее слово, указывает на товарища, отдавая ему свое право покинуть круг, а сам остается. К этому же виду относятся считалки типа:


Катилася торба


С высокого горба.


В этой торбе -


Хлеб, пшеница.



Встречаются считалки, где необходимо назвать какое-нибудь число или количество предметов. Например:


Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек: Приходите все на чай! Сколько чаек, отвечай?


На кого пало слово, должен быстро назвать какое-нибудь число - восемь, десять, пятнадцать и т. д. Конечно, большие числа лучше не называть, чтобы долго не считаться. Когда число названо, начинают счет, и, на кого падает последний счет, скажем двенадцать, тому и водить.


Еще бывают считалки-повторялки, типа:


Куба-куба-кубака,


Была ямка глубока,


А в ней жили мышки -


Серые кубышки!


Одна мышка заболела,


Да взяла и околела.


Ее стали хоронить -


Она стала говорить:


Куба-куба-кубака... (и т. д.)


Тот, на ком закончился текст, перед повторением, выходит из круга.


В особую группу можно выделить бессмысленные, бессюжетные считалки с рифмованным звуко- и словосочетанием:


Эни, бени, Фики, паки. Турба, урба, Касмалаки. Фаус, баус, Касмалаки, Бакс!


Теперь, когда вы ознакомились с правилами, подберите понятную для возраста детей считалку и начинайте игру.


Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять Вдруг охотник выбегает,


Прямо в зайчика стреляет: Пиф! Паф! Не попал -Серый зайчик убежал.


Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает Прямо в зайчика стреляет: Пиф! Паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он стащил там рукавицу. Привезли его в буфет, Он стащил сто грамм конфет. Привезли его в палатку, Он стащил там шоколадку. Привезли его домой, Оказался он живой.


Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты.


Раз, два, три, четыре, Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я -Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять, Всех начну считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Выходи меня искать.


Тара-тара-тара-ра, Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать - тебе водить!


Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна -Оставайся ты одна.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Звезды, месяц, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


Ехала телега из Москвы, Потеряла три доски. Стук-звон, Выйди вон!


Я - зверек И ты - зверек, Я - мышонок, Ты - хорек, Ты хитер. А я умен. Кто умен, Тот вышел вон!


Шла кукушка мимо леса -За каким-то интересом, Инге, инте, интерес, Выходи на букву С!


Раз, два, три, Поди водить ты!


Стакан лимон, Вышел вон!


Кто играет, будет уж. Кто не хочет быть ужом -Выходи из круга вон!


Шел коток по лавочке, Всем давал булавочки: Кому две, кому три -Выходи на букву И!


Ахи, ахи, ахи-ох, Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся - ты постой!


Бежит зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать!


Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он. Кто не верит - выйди вон!


Тики-таки, тики-таки, Ходят в нашей речке раки. Стали раки воду пить, Выходи, тебе водить!


Ходит цапля по болоту, Не найдет себе работу. На пенечек она села, Пять лягушек сразу съела. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи, тебе искать!


Шла лисичка по тропинке И несла грибы в корзинке -Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон!


Шел баран По крутым горам. Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет!


Шла собака через мост -Четыре лапы, пятый хвост. Если мост провалится, То собака свалится!


Белки зайцев угощали, Им морковку подавали, Все орешки сами съели, А тебе водить велели.


Ехала машина лесом За каким-то интересом. Стук-звон, Выйди вон!


Жили-были три чертенка И два маленьких котенка. Им велели дружно жить, А тебе идти водить!


Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из кармана: - Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить!


Вышел месяц из тумана, Вынул деньги из кармана, Всем нам дал он по рублю, Я пойду конфет куплю!


Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала.


Оказалась впереди. Кто не верит - выходи!


Раз, два, три, четыре, пять, Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга.


Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Кто не верит - выйди вон!